Тесты и задания по дисциплине





Скачать 340.61 Kb.
НазваниеТесты и задания по дисциплине
страница1/3
Дата публикации24.07.2013
Размер340.61 Kb.
ТипТесты
100-bal.ru > Экономика > Тесты
  1   2   3
ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ



Тесты и задания

по дисциплине
«СОЦИОЛОГИЯ»


Направления:

080100.62 – «Экономика»

080500.62 – «Менеджмент»

Москва

2010

Обсуждено и рекомендовано

к изданию на заседании

Ученого Совета ИМЭС

(Протокол № 11 от 24.06.10)
Учебное пособие разработано на основе курса лекций, читаемых в Институте международных экономических связей по дисциплине «Социология» в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Цель пособия – развитие самостоятельных навыков работы с материалами изучаемого курса. Предназначено для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения.

Автор пособия – профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, к.и.н. Кухарчук Дмитрий Владимирович.

© Кухарчук Д.В., 2010

© ИМЭС, 2010

ТЕМА 1. Предмет и методы социологии

Тест 1.

Предметом социологии является:

  1. духовный мир человека;

  2. социальная жизнь человека, группы, общества;

  3. быт и нравы народов мира.


Тест 2.

Макросоциология изучает:

  1. общество в целом;

  2. малые социальные группы;

  3. межличностные взаимодействия.


Тест 3.

Эмпирическая социология занимается:

  1. сбором фактических данных и их первичной обработкой;

  2. разработкой теорий и концепций;

  3. теоретическим обобщением накопленного практического материала.


Тест 4.

К специфически социологическим категориям относятся:

  1. культура;

  2. власть;

  3. социальная стратификация.


Тест 5.

Самым распространенным методом сбора социологических данных является:

  1. отбор респондентов;

  2. выбор методов исследования;

  3. отбор объективной информации.


Тест 7.

Репрезентативность социологического исследования – это:

  1. упорядочение данных по какому-то одному статистическому признаку;

  2. свойство выборки отражать характеристики изучаемой (генеральной) совокупности социальных объектов;

  3. система обобщенных и логически выверенных научных утверждений о каком-то классе явлений.


Тест 8.

Социологические анкеты представляют собой:

  1. любой перечень вопросов;

  2. упорядоченный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования;

  3. список вопросов, ориентирующих респондентов на определенный ответ.


Тест 9.

Закрытые вопросы социологической анкеты предполагают:

  1. свободный ответ респондента;

  2. выбор ответа из предложенных вариантов;

  3. комбинацию свободных ответов с заранее сформулированными вариантами ответов.

Тест 10.

Метод включенного наблюдения предусматривает:

  1. непосредственный контакт социолога с объектом исследования;

  2. изучение социального объекта со стороны, когда социолог не принимает участия в событиях;

  3. изучение социального объекта в специально созданных и контролируемых условиях.


Задание 1. Укажите, к какому направлению научного знания относятся следующие дисциплины:

Дисциплина

Направление

естественное

техническое

социальное

гуманитарное

  1. Биология













  1. Политология













  1. Психология













  1. Радиотехника













  1. Социология













  1. Физика













  1. Философия













  1. Химия













  1. Экономика













  1. Электротехника













  1. Этика













  1. Этнография














Задание 2. Укажите, к какому направлению научного знания относятся следующие дисциплины:

Понятие

Науки

социология

психология

экономика

  1. Акциз










  1. Анкетирование










  1. Выборка










  1. Гипноз










  1. Депозит










  1. Интровертный










  1. Коллектив










  1. Конкуренция










  1. Маргинальность










  1. Мотивация










  1. Респондент










  1. Субкультура










  1. Темперамент










  1. Товар










  1. Урбанизация










  1. Фрустрация










  1. Эмбарго










  1. Эмиграция










Задание 3. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы:



Вопросы

Ответы

да

нет

  1. Эксперимент – самый распространенный метод сбора социологических данных?







  1. Перепись населения – разновидность сплошного опроса?







  1. Сплошной опрос используется чаще выборочного?







  1. Сплошное обследование требует более изощренной техники и методики, чем выборочные?







  1. Свойство выборки отражать характеристики изучаемой (генеральной) совокупности называется репрезентативностью?







  1. Наблюдение бывает включенным и невключенным?







  1. Анкетой можно назвать любой перечень вопросов?







  1. Один и тот же вопрос можно сделать открытым и закрытым?







  1. В социологической анкете необходимо указывать ФИО?







  1. Телефонное интервью – разновидность опроса?








ТЕМА 2. История социологии
Тест 1. В какой исторический период возникла социология как самостоятельная наука:

  1. в эпоху Просвещения;

  2. в первой половине XIX в.;

  3. в первой трети ХХ века.


Тест 2. Кто является автором теории социального действия:

  1. К. Маркс;

  2. Э. Дюркгейм;

  3. М. Вебер.


Тест 3. Кому принадлежит определение социологии как науки о социальных фактах:

  1. Г. Спенсер;

  2. М. Вебер;

  3. Э. Дюркгейм.


Тест 4. «Идеальный тип» в социологии М. Вебера – это:

  1. теоретическая конструкция;

  2. утопия;

  3. эмпирическая реальность.


Тест 5. Центральным понятием социологии К. Маркса является:

  1. социальное действие;

  2. общественно-экономическая формация;

  3. социальное пространство.



Тест 6. К какому из направлений общественной мысли принадлежали российские социологи П. Лавров и Н. Михайловский?

  1. марксизм;

  2. славянофильство;

  3. народничество.


Тест 7. Кто создал первую в России кафедру социологии?

  1. Н. Кареев;

  2. М. Ковалевский;

  3. Н. Михайловский.


Тест 8. Какая из нижеперечисленных теорий относится к макросоциологическим?

  1. символический интеракционизм;

  2. этнометодология;

  3. структурный функционализм.


Тест 9. Кто явился автором теории социального обмена?

  1. Дж. Хоманс;

  2. Т. Парсонс;

  3. Р. Мертон.


Тест 10. Какое из указанных понятий относится к теории структурно-функционального анализа:

  1. социальный конфликт;

  2. социальная система;

  3. социальный класс.


Тест 11. Что в первую очередь изучают сторонники символического интеракционизма:

  1. межличностные взаимодействия;

  2. социальные институты;

  3. общество в целом.


ТЕМА 3. Культура как социальное явление
Задание 1. Укажите, какой науке соответствуют следующие определения культуры:





Этнография

Социология

Философия

1. Культура как система знаний, ценностей, норм, правил, организующих социальную жизнь людей










2. Культура как кладезь мудрости










3. Культура как характерный образ жизни народа, находящегося на доидустриальной стадии развития











Задание 2. Какие из предъявленных культурных элементов относятся к материальной культуре, а какие – к духовной:




Материальная культура

Духовная

культура

  1. Глобус

  2. Дом

  3. Знания

  4. Книга

  5. Нормы

  6. Обычаи

  7. Орудия труда

  8. Ритуалы

  9. Украшения

  10. Храм

  11. Церемонии

  12. Язык








Задание 3. Заполните таблицу:


Функции социальной культуры

1.

2

3.

4.

5.

6.


Задание 4. Укажите соответствие между понятиями и их определениями:

1. Социальные ценности

  1. ненаписанные правила поведения

2. Социальные нормы

  1. элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение

3. Обычаи

  1. образцы и стандарты поведения, регулирующие взаимодействия людей

4. Традиции

  1. совокупность символических действий, обусловленных обычаями и воплощающих определенные нормы и ценности

5. Обряды

  1. социально одобряемые убеждения относительно того, к чему человек должен стремиться


Задание 5. Коротко охарактеризуйте каждую форму культуры:

  1. Элитарная культура.

  2. Народная культура.

3. Массовая культура.
Задание 6. Приведите примеры субкультуры и контркультуры.
Задание 7. Укажите, в каких странах и регионах впервые появились:

  1. Бумага

  2. Печатный станок

  3. Стекло

  4. Сахар

  5. Картофель

  6. Кофе

  7. Рис

  8. Дрожжевой хлеб


Задание 8. Соотнесите понятия и определения (соедините стрелками):

1. Культурная диффузия

  1. Процесс накопления культурных элементов

2. Культурная аккумуляция

  1. Взаимное проникновение элементов разных культур

3. Культурная трансмиссия

  1. Процесс, благодаря которому культура передается от одного поколения к другому через научение


Задание 9. (стумульный материал)

В обществе любой объект может стать социальным символом – одежда, прическа, укладка волос и т.д.

Подумайте:

  1. Какое символическое значение имеет постриг в монахини?

  2. Чем в культурном и социальном смысле различаются борода и бородка?

  3. Какое социальное значение имел приказ Петра I сбривать бороды?

  4. Что такое реликвии как социальные символы?

  5. Какие именно социальные группы носили раньше пенсне? Можно ли пенсне считать признаком интеллигентности?


ТЕМА 4. Социальная среда

Задание 1. Какие из приведенных определений характеризуют понятия:

  1. «социальные действия»;

  2. «социальные взаимодействия»;

  3. «социальные отношения»?


А. Действия, которые носят осознанный характер и ориентированы на других людей, их возможные ответные действия.

В. Устойчивая система взаимодействий, предполагающая определенные взаимные обязательства партнеров.

С. Система взаимообусловленных действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других субъектов.
Задание 2. Заполните таблицу «Типология социального действия (по М. Веберу)»:


Тип действия

Определение

  1. Целерациональное действие




  1. Ценностно-рациональное действие




  1. Традиционное действие




  1. Аффективное действие





Задание 3. Типологию социального действия М. Вебера свяжите с указанными ниже социальными категориями людей. Укажите, какой категории в наибольшей мере присущ тот или иной тип социального действия:

  1. Предприниматель –

  2. Религизный фанатик –

  3. Политик –

  4. Домохозяйка –

  5. Юродивый –

  6. Революционер –

  7. Рабочий на конвейере –


Задание 4. (социологический практикум)

В начале реформы, а именно в 1991 г., когда объявили о предстоящем повышении цен на продукты питания, население стало в большом количестве закупать масло, крупы, сахарный песок и т.д. Можно ли такой тип действия считать рациональным? Обоснуйте свой ответ:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Укажите на принадлежность к тому или иному статусу:





Предписанный статус

Достигнутый статус

Смешанный статус

1. Студент










2. Граф










3. Президент










4. Пенсионер










5. Русский










6. Инженер










7. Мужчина










8. Академик










9. Принц










10. Депутат










11. Дочь










12. Олимпийский чемпион











Задание 6. Найдите в исторической литературе описание статусных символов, принадлежащих разным слоям, профессиям и сословиям российского общества XIX в. Сравните, как они изменились в ХХ в., что исчезло в атрибутике, что появилось нового.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Исследователи выявили следующие закономерности:

  1. Родители с достигнутым статусом благожелательно относятся к тому, что сын выбрал честную девушку из простой семьи.

  2. Родители с предписанным статусом обращают внимание прежде всего на «чистоту крови».

Вам предстоит дать социологическую интерпретацию этим закономерностям либо аргументировано их опровергнуть:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. Возникает ли несовпадение статусов в следующих ситуациях:

  1. когда государственный служащий занимается коммерческой деятельностью;

  2. когда спортсмен выпивает и курит;

  3. когда полицейский занимается рэкетом;

  4. когда депутат является лидером политической партии?


Задание 9. Ориентированные на определенные статусы модели поведения – это:

  1. нормы;

  2. нравы;

  3. роли.

Задание 10. К какому виду ролевых конфликтов относятся следующие ситуации:

  1. когда требования одной роли противоречат требованиям другой;

  2. когда требования социальной роли противоречат жизненным устремлениям личности;

  3. когда требования одной и той же роли противоречат друг другу.


Задание 11. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы:

Вопросы

Ответы

Да

Нет

1. Социальная роль – это динамическая характеристика социального статуса







2. Образование и профессия характеризуют предписанный статус







3. Индивид, обладающий высоким статусом в одной группе, автоматически получает высокие статусы в других группах







4. Индивид занимающий один статус, может реализовать его в разных ролях







5. Индивид в равной мере идентифицирует себя с основными и второстепенными ролями








Задание 12. Укажите, какие основные функции выполняют следующие социальные институты:

Виды социальных институтов

Функции социальных институтов

  1. Политические институты




  1. Экономические институты




  1. Социокультурные институты




  1. Институы семьи и брака





Задание 13. Какие культурно-символические элементы присущи следующим социальным институтам:

Социальный институт

Культурно-символические элементы

  1. Государство




  1. Бизнес




  1. Религия




  1. Семья





Задание 14. Кратко раскройте содержание основных этапов процесса институционализации:

  1. _____________________________________________________________

  2. _____________________________________________________________

  3. _____________________________________________________________

  4. _____________________________________________________________


Задание 15. Укажите, чем отличаются социальные группы от массовых общностей:

  1. _____________________________________________________________

  2. _____________________________________________________________

  3. _____________________________________________________________

  4. _____________________________________________________________

Задание 16. Классифицируйте социальные группы:




1
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тесты и задания по дисциплине iconТесты, задания и контрольные вопроы по дисциплине «Материаловедение....
Материалы для оценки уровня знаний (тесты, задания и контрольные вопроы) по дисциплине
Тесты и задания по дисциплине iconИнструкция по выполнению тестов тесты включают 72 задания различного...
Тесты по дисциплине «Статистика» разработаны в соответствии с фгос для специальностей спо 030912 Право и организация социального...
Тесты и задания по дисциплине iconТестовые задания по дисциплине «налоги и налогообложение в рф»
Практикум предназначен для студентов всех форм обучения, изучающих дисциплины, включенные в разделы «Бухгалтерский учет и аудит»,...
Тесты и задания по дисциплине iconТесты по дисциплине «Оценка и налогообложение недвижимого и другого имущества»
Задания для контрольной работы и методические указания по их выполнению для студентов
Тесты и задания по дисциплине iconЗадания первого тура включают в себя тесты трех типов: Тест №1
Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине «Экономическая теория» для студентов, обучающихся по специальностям
Тесты и задания по дисциплине iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Правовые основы аудита»
Опд. В. Оо сд. Учебно–методический комплекс включает в себя тематический план, содержание курса, вопросы и задания для семинарских...
Тесты и задания по дисциплине iconТесты для участников из 9-х и 10-11-х классов одинаковые. Тесты и...
Требования к проведению регионального этапа всероссийской олимпиады школьников 2012/2013 учебного года по географии
Тесты и задания по дисциплине iconТесты по Экономической теории, раздел «Микроэкономика». Выполненные...
Материалы по дисциплине «Микроэкономика» для самостоятельной работы студентов бакалавриата заочного отделения, обучающихся по направлению...
Тесты и задания по дисциплине iconУчебно-методический комплекс по дисциплине криминалистика
Методические указания по самостоятельной работе: контрольные работы (вопросы и задания), тесты для самоконтроля, рефераты, курсовые...
Тесты и задания по дисциплине iconТесты по истории Тувы первой половины ХХ века, а именно с 1900 по...
Эти тесты позволяют самым кратким путем выявить знание (незнание) школьником конкретного вопроса, понимание (непонимание) учебного...
Тесты и задания по дисциплине iconТесты по дисциплине Современные средства ЭВМ и телекоммуникаций для...
Тесты по дисциплине "Современные средства ЭВМ и телекоммуникаций " для экономических, финансовых, юридических и гуманитарных специальностей....
Тесты и задания по дисциплине iconТесты по дисциплине: Информатика Для специальности(ей)
Ищите тесты не только по названиям, но и по содержанию (ищите вопросЫ из нужного теста), ваши методисты часто неправильно называют...
Тесты и задания по дисциплине iconТесты 8,9,10 (задания а,в,с); Подготовиться к проверочной работе...
Прорешать тесты 8,9,10 (задания а,в,с); Подготовиться к проверочной работе «Средства выразительности языка»
Тесты и задания по дисциплине iconТесты по дисциплине в процессе преподавания дисциплины, в целях контроля...
Б управление предприятием исходя из задач извлечения максимальной прибыли за короткий промежуток времени
Тесты и задания по дисциплине iconЗадания для самостоятельной работы 1 вариант Разработать презентационный...
Эти тесты позволяют самым кратким путем выявить знание (незнание) школьником конкретного вопроса, понимание (непонимание) учебного...
Тесты и задания по дисциплине iconКол-во часов
Плановые контрольные работы – 16: тесты по чтению – 4; тесты по аудированию – 4; тесты по говорению – 4


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск