Разработка информационно-аналитической модели взаимодействия системы образования и бизнес-сообщества





Скачать 277.9 Kb.
НазваниеРазработка информационно-аналитической модели взаимодействия системы образования и бизнес-сообщества
страница1/2
Дата публикации09.01.2015
Размер277.9 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Экономика > Автореферат
  1   2



На правах рукописи

ПАНИЧКИНА МАРИНА ВАСИЛЬЕВНА

РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И

БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА


Специальность: 05.13.10 –

Управление в социальных и экономических системах (экономические науки)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Ростов-на-Дону – 2007
Диссертация выполнена на кафедре экономики Технологического института Южного федерального университета в г. Таганроге
Научный руководитель: доктор экономических наук, доцент

Боровская Марина Александровна

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, доцент

Андреева Лариса Юрьевна

кандидат экономических наук

Щекатурин Юрий Станиславич
Ведущая организация: Майкопский государственный технологический университет

Защита диссертации состоится «29» мая 2007 года в 10-00 часов на заседании регионального диссертационного совета по экономическим наукам КМ 212.208.12 при ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» по адресу: 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, ауд. Г-317.
С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.
Автореферат разослан «27» апреля 2007 года.

Отзывы на автореферат в двух экземплярах, подписанные и заверенные печатью, просим направлять по адресу: 347928, г. Таганрог, ГСП 17-А, пер. Некрасовский, 44, региональный диссертационный совет КМ 212.208.12, ученому секретарю.

Ученый секретарь

диссертационного совета М.Н. Корсаков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В условиях формирования и развития рыночного пространства, функционирование высших профессиональных образовательных учреждений предполагает изменения как структуры подготовки и специализации выпускников, так и системы взаимоотношений формирующейся под воздействием процесса интеграции рынка образовательных услуг и рынка труда между различными субъектами, в качестве которых в настоящем исследовании рассмотрены вузы и бизнес-сообщество. В связи с этим возникает насущная потребность в создании комплексного механизма интегративного взаимодействия учреждений системы высшего образования с бизнес-сообществом и в обеспечении качественного управления данными процессами и явлениями.

Совершенствование системы управления деятельностью вуза в сфере партнерского взаимодействия субъектов-участников, является еще недостаточно изученным и востребованным резервом повышения эффективности развития как самой системы высшего профессионального образования, так и каждого отдельного участника данного взаимодействия. Особенно актуализируется и усложняется эта проблема в условиях становления информационного общества, формирование которого во многом находится под влиянием изменений, складывающихся в условиях управления социальными и экономическими системами. На этом фоне особую значимость приобретает информационно-аналитическая составляющая процесса управления, использование которой диктует положительные изменения в самом процессе управленческой деятельности, подготовки и принятия управленческих решений.

Модернизация системы высшего образования в настоящее время происходит под воздействием возрастающего влияния информационных ресурсов нового типа, в первую очередь – источников информации удаленного доступа, получаемых через глобальную комплексную сеть Интернет. Именно управленческим решениям, основанным на полной и актуализированной информации, за счет более широкого использования информационных технологий, отводится роль средства и способа разрешения проблем взаимодействия вузов с бизнес-сообществом, с целью принятия обоснованных, взвешенных управленческих решений. Ориентация системы образования на интересы и потребности бизнес-сообщества, с учетом внедрения в управленческую деятельность информационных технологий, требует корректировки стратегических целей деятельности конкретных вузов, внесение необходимых изменений в их организационную структуру. При этом система управления каждого конкретного вуза должна быть ориентирована на изменяющиеся потребности бизнес-сообщества в специалистах нового поколения, отвечать требованиям динамичной и открытой информационно-образовательной среды, стимулирующей генерацию новых знаний и обеспечивающую конкурентые преимущества выпускникам на рынке труда. В этой связи актуальна разработка и внедрение комплексной организационно-структурной модели процесса управления взаимодействием вуза с бизнес-сообществом позволяющей на основе информационно-аналитического базиса реализовать интегративное взаимодействие вуза с партнерами и совершенствовать процесс принятия управленческих решений в области деятельности по партнерскому сотрудничеству вузов с предприятиями бизнес-сообщества с учетом социально-экономических изменений в обществе.

Степень разработанности проблемы. Проблемы интеграции рынка образовательных услуг и рынка труда в условиях рыночной экономики, развитие сферы высшего профессионального образования в соответствии с интересами и потребностями рынка труда и совершенствование управления взаимодействием вуза и партнеров с различной степенью глубины исследовались целым рядом зарубежных и отечественных экономистов, социологов, труды которых можно сгруппировать следующим образом:

– проблемы процесса управления вузов и методов, обеспечивающих этот процесс, нашли свое отражение в трудах П.Ф. Анисимова, С.В. Арженовского, Г.В. Гореловой, Н.Х. Джаримова, Р.М. Хутова и других ученых-экономистов.

– вопросы технологии процесса управления деятельностью в системе высшего профессионального образования рассмотрены в работах Н.Г. Багаутдиновой, Г.А. Балыхина, Е.М. Белого, С.А. Белякова, А.К. Клюева, Т.Л. Клячко, Е.А. Князева, В.Ж. Куклина, Э. Моргана, И.Б. Романова, А.В. Солдатова и других; в том числе в зависимости от теоретически описанных моделей функционирования вузов – И.И. Борисова, В.Н. Васильева, А.В. Воронина, Ю.В. Громыко, А.О. Грудзинского, В.А. Журавлева, С.А. Запрягаева, Ю.П. Похолкова и других.

– прикладные аспекты стратегического управления и развития вузовской системы в территориально-локализованных социально экономических образованиях, моделирования экономических процессов в образовательной сфере в условиях развития рыночного пространства рассмотрены в трудах М.А. Боровской, А.Г. Дружинина, Л.Г. Ефремова, Н.П. Кетовой, М.А. Лукашенко, В.Н. Овчинникова, А.М. Юркова и других;

– проблемы повышения эффективности процесса управления всей системой высшего профессионального образования как социально значимой системы, исследованиям влияния социально-экономических изменений на управление, посвящены работы Н.В. Акинфиевой, Т.Т. Антиповой, В.Б. Батухина, А.П. Егоршина, А.С. Запесоцкого, В.Н. Лексина, И.Е. Рисина, Ю.И. Трещевского, А.Н. Швецова и других ученых-экономистов;

– процессы реформирования и рыночной трансформации системы высшего профессионального образования на основе маркетингового подхода и информационных технологий отражены в работах В. Афанасьева, Ю.В. Борисовой, Н.В. Волковой, М.Б. Дементьева, Е.Б. Карпова, В.В. Коврова, Л.А. Копысовой, Л. Корчаговой, А.Н. Костецкого, О.Л. Кудрявенковой, А.М. Лаврова, Е.А. Лысенко, Л.Г. Миляевой, А.П. Панкрухина, К.А. Сагинова, О.В. Сагиновой, В. Черкасова, В.Д. Чухломина, Д.А. Шевченко и других.

– вопросы анализа современных проблем формирования и развития социального партнерства в сфере образования, рассмотрены в работах Г.В. Борисовой, Е.В. Васиной, А.В. Ветрова, Л.А. Гордона, С.А. Иванова, А. Ивукова, И.Н. Кагкина, Г.И. Лукина, Э.В. Клопова, В.А. Михеева, И.Х. Мерхасина, О.Н. Олейниковой и других.

Однако, в указанных работах, охватывающих широкий спектр общетеоретических и прикладных проблем принятия управленческих решений в процессе деятельности вуза, не полностью учтены новые реалии ситуаций, сложившихся в сфере управления вузами России за последние годы. В работах в должной степени не нашло отражение противоречие между необходимостью в эффективных управленческих решениях по взаимодействию вузов с партнерами и несоответствием организационной структуры вуза для качественного управления этой деятельностью, недостаточно разработана проблема, связанная с созданием системы информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений по взаимодействию вузов с бизнес-сообществом. Данные обстоятельства в сочетании с актуальностью темы определили цель, задачи и гипотезу диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы состоит в том, чтобы на основе информационно-аналитического подхода, выявляющего тенденции взаимосвязи и учета социально-экономических изменений в обществе и процесса управления деятельностью системы профессионального образования, разработать и предложить к внедрению комплексную организационно-структурную модель, обеспечивающую процесс управления взаимодействием учреждений высшей школы с бизнес-сообществом.

Алгоритм достижения поставленной цели предусматривает решение следующего комплекса взаимосвязанных задач:

– на основе исследования отечественного и зарубежного опыта интегративного взаимодействия учреждений высшей школы с бизнес-сообществом, анализа существующих условий для формирования механизма их взаимодействия, основанного на принципах партнерского сотрудничества, выявить организационно-структурные особенности управления процессом взаимодействия высшей школы с бизнес-сообществом;

– обосновать необходимость формирования единой информационной среды вузов с бизнес-сообществом и внедрения информационных методов и технологий в процесс подготовки и принятия управленческих решений в сфере взаимодействия вуза с партнерами;

– на основе особенностей организации и систематизации процесса интегративного взаимодействия учреждений профессионального образования и бизнес-сообщества, выявить необходимость формирования информационно-аналитического блока, для организации и управления процессом их взаимодействия;

– разработать комплекс инструментально-методических средств для создания интерактивной информационно-аналитической модели по организации взаимодействия вузов и предприятий бизнес-сообщества;

– предложить алгоритм по совершенствованию процесса принятия управленческих решений при организации партнерского сотрудничества учреждений высшей школы с бизнес-сообществом на основе информационно-аналитической модели;

– обосновать и адаптировать комплексный механизм управления процессом взаимодействия вузов с партнерами на основе внедрения в предложенную модель информационно-аналитического блока, обеспечивающего процесс принятия управленческих решений для всех субъектов взаимодействия;

– разработать комплекс организационно-структурных мероприятий по совершенствованию процесса принятия управленческих решений в сфере партнерского сотрудничества.

Объект и предмет исследования. В соответствии с изложенным, объектом исследования является процесс организации партнерского взаимодействия системы образования и бизнес-сообщества, складывающийся в современной среде управления социально-экономическими системами. Предмет исследования – информационно-аналитические методы, модели и механизмы, определяющие организационно-структурное взаимодействие вузов с бизнес-сообществом и учитывающие социально-экономические изменения в обществе.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в обосновании позиции автора, согласно которой совершенствование процесса управления интегративным взаимодействием вуза с бизнес-сообществом при формировании сбалансированной системы востребованности специалистов высшего профессионального образования, обусловливает необходимость разработки и адаптации комплексного механизма управления процессом взаимодействия вузов с партнерами на основе внедрения интерактивно-аналитической модели предложенного взаимодействия и блока, обеспечивающего процесс принятия управленческих решений для всех субъектов данного взаимодействия.

Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные положения теории управления, теоретические концепции регионального управления, теории государственного регулирования экономики, концепции, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых в области экономики образования, теории управления системой высшего образования. В ходе разработки проблемы были использованы также положения общей теории рынка, теории переходной экономики, институциональной экономики, нормативные документы органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и отдельных ее субъектов, прогнозные разработки органов государственного управления.

Информационно-эмпирическая база исследования. Информационно-эмпирической основой диссертационного исследования, обеспечивающей обоснованность и достоверность полученных результатов, послужили официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и ее территориального органа по Ростовской области (Ростовстата), отчетные материалы Министерства образования и науки РФ, региональные программы развития образования, комплексные программы развития вузов, материалы монографических исследований отечественных и зарубежных ученых, Интернет-ресурсов, результатов мониторинга рынка образовательных услуг и рынка труда, сведения по учету трудовых ресурсов, справочных пособий, а также фактические данные, собранные автором и введенные в научный оборот в ходе исследования.

Нормативно-правовую базу исследования составляют законы и нормативные акты Российской Федерации и Ростовской области, документы органов самоуправления в области регулирования сферы образования.

Инструментарно-методический аппарат работы. В процессе исследования применялись принципы системного подхода в единстве его субъектно-объектного и функционально-структурного аспектов. В рамках этого подхода к исследованию проблем совершенствования процесса управления образовательной деятельностью в системе высшего профессионального образования в работе были использованы инструментальные технологии научного исследования, в том числе методы научной абстракции, сравнительного, системно-функционального, историко-генетического, статистического и др.

Основные положения исследования, выносимые на защиту:

1. Модернизация высшего образования предусматривает совершенствование традиционных видов деятельности вуза и развитие новых, связанных с формированием глобального рынка образовательных услуг и становлением предпринимательского стиля поведения вуза. Одним из направлений модернизации вуза является организация и управление деятельностью вуза в сфере партнерского сотрудничества на основе расширения использования информационных технологий, открывающих реальные перспективы совершенствования процесса управления взаимодействием вуза с бизнес-сообществом.

2. Определение роли интегративного взаимодействия вузов с партнерами в системе экономического развития территории, позволило выявить цели, задачи, критерии и признаки этого процесса, рассмотреть эффекты, возникающие в результате сотрудничества и совместного использования ресурсов и возможностей партнеров по интегративному взаимодействию в длительном периоде, выражающиеся в приращении потенциалов как отдельных составляющих элементов, так и системы интегративного взаимодействия в целом;

3. Использование современных методов и технологий в качестве информационной основы для решения комплексных целевых задач управления интегративным взаимодействием субъектов-участников партнерских отношений направлено на подготовку и принятие управленческих решений, характеризуемых полнотой, точностью, достоверностью и актуальностью информационного потока, обеспечивающих увеличение скорости обмена информацией между партнерами и влияющие на снижение доли потерь данной информации.

4. Повышение уровня и качественных характеристик процесса управления партнерским сотрудничеством вузов с бизнес-сообществом, обеспечивается за счет внедрения в процесс интерактивного взаимодействия информационно-аналитической модели, позволяющей вести сбор, накопление и анализ статистической информации о потребностях партнеров в кадрах, выявлять и согласовывать интересы и требования всех участников интегративного взаимодействия, управлять процессом взаимодействия вузов с бизнес-сообществом еще на стадии подготовки и обучения студентов и др.

5. На основе процессно-ориентированного подхода к управлению деятельностью вуза процесс партнерского сотрудничества может рассматриваться как управляемый процесс, имеющий вход (ресурсы), выход – востребованный продукт на рынке труда (выпускники вуза) и блок управления, выполняющий функции мониторинга и выработки управленческих решений. Совокупность указанных элементов можно представить в виде организационной структуры, обеспечивающих процесс управления взаимодействием вуза с бизнес-сообществом.

6. Комплексность информационно-аналитический модели процесса управления взаимодействием вуза с бизнес-сообществом обеспечивается технологическими и функциональными возможностями интерактивной информационной системы и ориентированностью подразделений на деятельность по информационно-аналитическому сопровождению процесса партнерского сотрудничества с бизнес-сообществом.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке и предложении к внедрению комплексной организационно-структурной, информационно-аналитической модели процесса управления взаимодействием вуза с бизнес-сообществом, позволяющей на основе информационно-аналитических методов, механизмов и технологий, совершенствовать процесс принятия управленческих решений в сфере партнерского сотрудничества вузов.

– предложена авторская трактовка понятия «интегративное взаимодействие», определяющееся в работе как процесс взаимосвязанного и взаимообуславливающего развития субъектов взаимодействия, проявляющийся в расширении и углублении различного рода связей, с целью максимального согласования и реализации интересов и потребностей всех участников;

– обоснована необходимость повышения уровня качества принятия управленческих решений по взаимодействию вузов с бизнес-сообществом посредством создания и использования интерактивной информационно-аналитической системы, на основе единой интегрированной базы данных субъектов партнерской деятельности;

– разработан алгоритм, позволяющий, на основе использования информационно-аналитической системы, совершенствовать процесс принятия управленческих решений при организации партнерского сотрудничества учреждений высшей школы с бизнес-сообществом;

– предложено выделить в организационной структуре вуза информационно-аналитический блок по управлению интегративным взаимодействием вуза с бизнес-сообществом, в соответствии с ориентированностью на процесс управления партнерским сотрудничеством, включающий отделы: информационный, маркетинговый, подготовки кадров для работы в инновационной экономике, консалтинговый, поддержки НИР, ОКР, НИОКР, службу представительств предприятий-партнеров; определены их функции и обоснована взаимосвязь с образовательным и научно-исследовательским комплексами вуза;

– обосновано, что управление процессом взаимодействия вуза с бизнес-сообществом, представляет собой комплексную информационно-аналитическую модель, базирующуюся на ключевых принципах управления: входом в управляемый процесс служат ресурсы, выходом – выпускник вуза, как продукт, востребованный на рынке труда, центральное место отводится блоку управления, в роли которого может выступать структурное подразделение вуза по организации и управлению совместной деятельностью вуза с партнерами, что позволит обеспечить качественное оперативное информационное взаимодействие и обеспечить поддержку принятия управленческих решений вузов с бизнес-сообществом.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в исследовании социально-экономических и инновационных процессов и факторов формирования модели процесса управления взаимодействием вуза с бизнес-сообществом, информационных методов и технологий, сопровождающих процесс принятия управленческих решений по партнерскому сотрудничеству вуза, ориентированного на взаимодействие с бизнес-сообществом.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе в вузах при разработке и проведении семинарских и лекционных занятий по дисциплинам «Маркетинг», «Экономика образования», «Стратегический менеджмент».

Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования изложены в ряде публикаций в научных изданиях «Известия ТРТУ», тематических выпусках «Системный анализ в экономике и управлении», «Естественные и гуманитарные науки», научных сборниках «Инновационные технологии в экономике и управлении». Вопросы, рассмотренные в диссертационном исследовании докладывались на конференциях профессорско-преподавательского состава, межвузовской научно-практической конференции «Научно-методическое обеспечение модернизации высшего технического образования» в Новочеркасске, Результаты диссертационного исследования были использованы в гранте Минобразования № 15851 «Разработка интерактивной информационной системы прогнозирования процесса интеграции рынка образовательных услуг в рынок труда». Отдельные положения диссертации отражены в 7 публикациях общим объемом 15,77 п.л., из них лично автором 4,97 п.л.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертация последовательно раскрывает цель и задачи исследования, которые изложены на 152 страницах машинописного текста, состоит из введения, разделов, объединенных в три главы, а также заключения, списка литературы (154 источников) и приложений.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка информационно-аналитической модели взаимодействия системы образования и бизнес-сообщества iconМодели и алгоритмы проблемно-ориентированной информационно-аналитической системы
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образова­тельном учреждении высшего профессионального образования «Пензенский...
Разработка информационно-аналитической модели взаимодействия системы образования и бизнес-сообщества icon2. Модель взаимодействия открытых систем Открытые системы и модель...
Целью курса является введение в проблемную область управления телекоммуникационными сетями и компаниями отрасли «Информатизация и...
Разработка информационно-аналитической модели взаимодействия системы образования и бизнес-сообщества icon2. Модель взаимодействия открытых систем Открытые системы и модель...
Целью курса является введение в проблемную область управления телекоммуникационными сетями и компаниями отрасли «Информатизация и...
Разработка информационно-аналитической модели взаимодействия системы образования и бизнес-сообщества iconТехническое задание на создание системы аналитической отчетности
Система аналитической отчетности (далее – Система) предназначена для предоставления информации о деятельности структурных бизнес-единиц...
Разработка информационно-аналитической модели взаимодействия системы образования и бизнес-сообщества iconРабочая программа элективного курса Семакин, И. Г., Хеннер, Е. К....
Учебный курс «Информационные системы и модели» предназначен для изучения в старших классах профильной школы. Курс является элективным,...
Разработка информационно-аналитической модели взаимодействия системы образования и бизнес-сообщества iconПрограмма дисциплины «Теория и практика информационно-аналитической работы»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031600. 62 "Реклама...
Разработка информационно-аналитической модели взаимодействия системы образования и бизнес-сообщества iconРазработка модели партнерского взаимодействия государственных служащих и граждан в россии
Работа выполнена в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Северо-Кавказской...
Разработка информационно-аналитической модели взаимодействия системы образования и бизнес-сообщества iconЭлективный курс «информационные системы и модели» И. Г. Семакин,...
Учебный курс «Информационные системы и модели» пред­назначен для изучения в старших классах профильной школы. Курс является элективным,...
Разработка информационно-аналитической модели взаимодействия системы образования и бизнес-сообщества iconРабочая учебная программа по экология популяций и сообществ
Охватывает круг вопросов, связанных с принципами организации и функционированием двух надорганизменных биологических систем: популяции...
Разработка информационно-аналитической модели взаимодействия системы образования и бизнес-сообщества iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель: освоение современных информационно-аналитических технологий и технологий информационно-аналитической деятельности, знакомство...
Разработка информационно-аналитической модели взаимодействия системы образования и бизнес-сообщества iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель: освоение современных информационно-аналитических технологий и технологий информационно-аналитической деятельности, знакомство...
Разработка информационно-аналитической модели взаимодействия системы образования и бизнес-сообщества icon«Разработка информационно-справочной системы «Информационный киоск...

Разработка информационно-аналитической модели взаимодействия системы образования и бизнес-сообщества iconПамятка для студентов направления 080200 «Менеджмент» по изучению...
Бизнес в России – исторический аспект. Бизнес и его психологические предпосылки. Бизнес как юридически законная деятельность. Бизнес...
Разработка информационно-аналитической модели взаимодействия системы образования и бизнес-сообщества icon11. изменения и дополнения в п. Умк рабочей программы по дисциплине...
В п. Умк – рабочей программы по дисциплине «Организация информационно-аналитической службы», составленной для студентов направления...
Разработка информационно-аналитической модели взаимодействия системы образования и бизнес-сообщества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении...
Разработка информационно-аналитической модели взаимодействия системы образования и бизнес-сообщества iconПрограмма дисциплины «Информационно-библиотечные и информационно-правовые системы»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, а также студентов специальности 030900. 62 «Юриспруденция»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск