Учебно-тематическое планирование курса «Микроэкономика 1 уровень» Раздел Введение в экономику Тема Предмет, функции и методы экономической науки. «Экономика это умение пользоваться жизнью наилучшим образом»





Скачать 487.16 Kb.
НазваниеУчебно-тематическое планирование курса «Микроэкономика 1 уровень» Раздел Введение в экономику Тема Предмет, функции и методы экономической науки. «Экономика это умение пользоваться жизнью наилучшим образом»
страница1/5
Дата публикации22.02.2015
Размер487.16 Kb.
ТипУчебно-тематическое планирование
100-bal.ru > Экономика > Учебно-тематическое планирование
  1   2   3   4   5
Составители:

к.э.н., доцент

кафедры финансов, кредита и

биржевого дела ПГУ Трошина О.В.

Черепанов М.С.


Учебно-тематическое планирование курса «Микроэкономика 1 уровень»
Раздел 1. Введение в экономику
Тема 1. Предмет, функции и методы экономической науки.

«Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом»

Бернард Шоу
Экономическая наука. Предмет экономической науки, её основные функции: познавательная, методологическая, практическая. Экономический закон, экономическая категория. Методы экономической науки. Экономические модели. Позитивная, нормативная экономика. Микроэкономика, мезоэкономика, макроэкономика.

Тема 2. Общие проблемы экономического развития

«Условия человеческого существования характеризуются четырьмя

фундаментальными положениями: человек стремится к различным целям;

время и средства, находящиеся в его распоряжении, ограничены;

они могут быть направлены на достижение альтернативных целей;

в каждый момент времени разные цели обладают разной важностью»

Л. Роббинс
Основные термины и понятия

Нужда, потребность. Виды потребностей. Экономические и свободные блага. Экономические ресурсы. Факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательская способность, информация). Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Рациональность поведения. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей.
Тема 3. Собственность и экономические системы

«Наилучшая экономическая система – это та, которая максимально

обеспечивает людей тем, в чём они больше всего нуждаются»

Дж. Гэлбрейт
Собственность, формы собственности. Собственность как экономическая и юридическая категории. Рыночная экономика, её основные черты. Смешанная экономика, её отличия от рыночной. Традиционная экономика. Административно-командная экономика. Кругооборот ресурсов и доходов в рыночной и смешанной системах хозяйствования.
Характеристика экономических систем


Название системы

Главные критерии различий

Господствующая форма собственности

Управление

Распределение доходов

Рыночная экономика

частно-капиталистическая

саморегуляция (государство не вмешивается в экономику)

поляризация доходов (особенно в XIX в.)

Смешанная экономика

многообразие форм собственности

саморегуляция экономики наряду с государственным регулированием

дифференцированное

Традиционная экономика

патриархальная в сочетании с современными

наследственная династия, диктатура

поляризация: «блеск и нищета»

Административно-командная система

общественная в различных формах

централизованное

уравнительное


Раздел 2. Микроэкономика
Тема 4. Спрос, предложение. Рыночное равновесие

Спрос и величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Неценовые факторы, влияющие на спрос.

Предложение и величина предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Неценовые факторы, влияющие на предложение.

Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесный объём. Реакция рынка на изменение спроса и предложения.

Тема 5. Эластичность спроса и предложения
Ценовая эластичность спроса. Эластичный и неэластичный спрос. Единичная эластичность спроса. Совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос. Коэффициент эластичности. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса.

Эластичность спроса по доходу и перекрёстная эластичность спроса.

Ценовая эластичность предложения. Эластичное и неэластичное предложение. Эластичность предложения в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах.

Практическое значение теории эластичности.

Тема 6. Поведение потребителя
Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Измерение полезности, количественный подход. Правило максимизации полезности. Оптимальный выбор потребителя.

Кривые безразличия. Порядковый (ординалистский) подход к определению полезности. Кривая безразличия и карта безразличия. Предельная норма замещения. Типы кривых безразличия. Эффект дохода и эффект замещения.

Бюджетное ограничение и бюджетная линия. Влияние изменений дохода и соотношения цен на положение бюджетной линии. Равновесие потребителя. Индивидуальный и рыночный спрос.
Тема 7. Предприятие. Производство и издержки

Предприятие как коммерческая организация. Открытие и закрытие предприятия. Юридическое лицо. Организационно-правовые формы современной фирмы. Хозяйственные товарищества и акционерные общества. Производственный кооператив. Унитарное предприятие.

Диверсификация производства. Концентрация и централизация производства. Санация и банкротство предприятия.

Продукт фирмы. Общий продукт фирмы. Предельный продукт фирмы. Средний продукт (производительность труда). Предельный продукт труда. Закон убывающей эффективности труда.

Бухгалтерские издержки. Экономические издержки. Явные и неявные издержки. Общие и средние издержки, постоянные и переменные издержки. Предельные издержки. Динамика издержек. Прибыль бухгалтерская и экономическая.

Проблема оптимального размера фирмы. Отдача от масштаба производства. Положительный, отрицательный и неизменный эффект масштаба производства. Минимально эффективный размер предприятия. Преимущества крупных фирм и мелкий бизнес.

Неопределённость: технологическая, внутренней и внешней среды, риски, страхование, экономическая безопасность.
Тема 8. Конкуренция и рыночные структуры

Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

Фирма в условиях совершенной конкуренции. Общий, средний и предельный доход фирмы. Границы целесообразности выпуска продукции фирмой. Кривые предложения конкурентной фирмы. Равновесное положение фирмы.

Монополия. Виды монополии. Кривая монополиста. Общий и предельный доход монополиста. Оптимальный объём выпуска продукции монополистом. Ценовая дискриминация. Антимонопольная политика государства.

Олигополия. Олигополистическая взаимозависимость. Рыночное поведение олигополистов. Картели, лидерство в ценах, неценовая конкуренция.

Монополистическая конкуренция. Отличия монополистической конкуренции от совершенной конкуренции. Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах в условиях монополистической конкуренции.
Типы рыночных структур


Типы рыночных структур

Количество фирм

Характер продукции

Существование рыночных барьеров

Доступность экономической информации

Контроль над ценами

Совершенная конкуренция

очень большое

стандартная

отсутствуют

полная доступность

отсутствует

Монополистическая конкуренция

большое

дифференцированная

низкие

некоторые ограничения

частичный

Олигополия

небольшое

стандартная или дифференцированная

высокие

существенные ограничения

частичный

Монополия

одна

уникальная

непреодолимые

недоступна

полный



Тема 9. Рынки факторов производства

Факторы производства: труд, земля, капитал, предпринимательство. Производный спрос.

Рынок труда. Рыночный спрос и предложение труда. Индивидуальное предложение труда. Эффект дохода и эффект замещения. Заработная плата как цена труда. Виды ставок заработной платы: сдельная и повременная. Денежное выражение предельного продукта труда. Оптимизация численности работников на предприятии. Производительность труда. Инвестиции в человеческий капитал. Инфляция и безработица.

Рынок земли и рента. Спрос и предложение на рынке земли. Виды земельной ренты. Определение цены земли.

Рынок капитала. Виды капитала. Номинальная и реальная процентные ставки. Дисконтирование. Чистый денежный поток. Приведённая (дисконтированная) стоимость. Внутренняя норма доходности.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Семинар 1. Предмет, функции и методы экономической науки

Тесты

  1. Выберите наиболее полное определение предмета экономической науки:

а) экономика изучает общественное производство и общественное богатство;

б) экономика изучает экономическое поведение людей с точки зрения выбора в условиях ограниченности ресурсов;

в) экономика изучает показатели развития отраслей национального хозяйства;

г) экономика изучает изменение экономических потребностей индивидов и общества.


  1. Экономические законы – это:

а) случайные и неповторяющиеся экономические взаимосвязи;

б) количественные оценки экономических явлений и процессов;

в) существенные, постоянно повторяющиеся устойчивые связи в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг;

г) результаты эксперементальных исследований в области экономической науки.


  1. Экономические категории – это:

а) устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи и взаимосвязи экономических процессов и явлений;

б) способы теоретического исследования или практического осуществления чего-либо;

в) политические, правовые, нравственные, эстетические, философские, религиозные взгляды и убеждения;

г) наиболее общие понятия явлений и процессов экономической жизни, отражающие их существенные стороны.


  1. Что включает понятие «микроэкономика», что понятие «мезоэкономика», а что понятие «макроэкономика»:

а) инфляция;

б) занятость трудоспособного населения;

в) принципы налогообложения;

г)уровень цен на пермских рынках;

д) проблемы увеличения прибыли предприятия;

е) курс доллара в обменном пункте.


  1. Позитивная экономическая теория изучает:

а) «что есть»;

б) что должно быть;

в) положительные тенденции в экономическом развитии;

г) оценочные суждения.


  1. Определите, где нормативные, а где позитивные суждения:

а) низкие цены на бензин приводят к большему потреблению бензина;

б) цены на хлеб должны быть низкими;

в) бедные не должны платить налоги;

г) ограниченность ввоза иностранных автомобилей повысит прибыли отечественных автозаводов и поэтому желательно;

д) необходимо устранить дефицит государственного бюджета.


  1. Что следует понимать под способностью делового человека мыслить экономически:

а) знание экономических законов;

б) умение давать количественную оценку секторов своей деятельности;

в) понимание сущности и социально-экономических последствий государственных законов и нормативных актов;

г) способность находить нетревиальные решения;

д) не менять без очевидной необходимости принятые решения.


  1. Если исследуется экономика как целостная система, то это анализ:

а) функциональный;

б) макроэкономический;

в) нормативный;

г) микроэкономический.

Темы докладов и сообщений

  1. Рациональный принцип поведения людей – основа экономического мышления.

  2. Психологический аспект поведения человека в сфере экономики.

  3. Доклад об известном экономисте (А. Смит, Д. Рикардо, А. Маршалл, Д.М. Кейнс и другие).


Дискуссионный вопрос (ЭССЕ)

Необходимо ли изучать экономику в школах и студентам неэкономических факультетов? ( «за» и «против» изучения экономики).

Семинар 2. Общие проблемы экономического развития
Учебные задания
I. Прочитайте следующие утверждения и укажите, какие из них верны, а какие – ошибочны:

  1. Проблема ограниченности будет решена, когда люди смогут полностью реализовать достижения научно-технического прогресса.

  2. В одно и то же время потребности людей в различных странах мира одинаковы.

  3. Проблема выбора существует только для производителей.

  4. Шерсть, используемая для вязки платков, является капиталом.

  5. Мандарины, выращенные на плантации, можно рассматривать как фактор производства.

  6. Дивиденды являются доходом, получаемым собственником труда от тех, кто его использует.

  7. Процент является доходом на капитал.


II. Найдите, какое из перечисленных утверждений является правильным:

  1. Альтернативной стоимостью решения городского комитета по образованию провести олимпиаду по экономике в г. Перми является:

а) стоимость затрат, связанных с проведением олимпиады;

б) мероприятие, от которого пришлось отказаться из-за олимпиады;

в) оплата труда преподавателей, занятых подготовкой заданий для олимпиады;

г) всё перечисленное и есть альтернативная стоимость.


  1. К свободным благам относятся блага, которые:

а) достаются людям в качестве подарков или наследства;

б) имеются в столь больших количествах, что ни один человек не даст за них и копейки;

в) определённые группы населения получают по распределению и без оплаты;

г) при данном уровне технологий не используются в производстве товаров и услуг.


  1. Вознаграждение за использование земельного участка, взятого в аренду, называется:

а) процентом;

б) рентой или процентом в зависимости от условий договора аренды;

в) рентой;

г) прибылью.


  1. Заработную плату как вознаграждение за труд получают:

а) наёмные работники и предприниматели;

б) наёмные работники;

в) владельцы капитала;

г) всё работающее население страны трудоспособного возраста.


  1. Полное использование всех ресурсов на КПВ показывает любая:

а) точка, лежащая вне КПВ;

б) точка, лежащая внутри КПВ;

в) точка, лежащая на КПВ;

г) точка, лежащая на КПВ, в которой достигается наиболее полное удовлетворение потребностей членов данного общества.


  1. Для студентов альтернативную ценность обучения в университете отражает:

а) размер стипендии;

б) максимальный заработок, который можно получить, бросив учёбу;

в) затраты государства на образование среднестатистического студента;

г) затраты родителей на содержание студента.


  1. Характеристиками экономического блага выступают:

а) способность удовлетворять потребность;

б) редкость;

в) ценность;

г) верно всё указанное.


  1. Альтернативной стоимостью обучения студента в ВУЗе на коммерческой основе не могут являться затраты на:

а) туристическую поездку в Англию;

б) покупку нового компьютера;

в) питание;

г) приобретение полного собрания сочинений Гоголя.


  1. Экономическая система решает следующие вопросы:

а) что, где, для кого производить;

б) что, как, для кого производить;

в) когда, почему и где производить.


  1. Неразработанное нефтяное месторождение может служить примером:

а) капитала;

б) земли;

в) рынка.


  1. Предположит, что все ресурсы в экономике используются таким образом, что наращивать производство одного продукта можно только сокращая производство другого. Экономист назовёт такую ситуацию:

а) эффективной;

б) неэффективной;

в) административно-командной системой;

г) экономическим кризисом.


  1. Какое из перечисленных крылатых выражений характеризует проблему определения ценности экономических благ:

а) экономист – человек, у которого ничего нет, но который может дать совет, как потерять то, что у вас есть;

б) семеро одного не ждут;

в) если хочешь сделать человека счастливым, не добавляй ему вещей, а убавляй его желания;

г) чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей.


  1. Что из следующего перечня является неэкономическим благом:

а) подводная лодка;

б) досуг и развлечения;

в) энергия ветра;

г) знания.


  1. На линии производственных возможностей рост производства одного вида продукта сочетается:

а) с уменьшением другого вида продукта;

б) с ростом производства другого вида продукта;

в) с постоянным объёмом производства другого вида продукта;

г) возможен любой из указанных вариантов.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-тематическое планирование курса «Микроэкономика 1 уровень» Раздел Введение в экономику Тема Предмет, функции и методы экономической науки. «Экономика это умение пользоваться жизнью наилучшим образом» iconМетодическое пособие для студентов магистратуры, изучающих дисциплину м б. 01 «Микроэкономика»
Экономика и структура экономической науки. Предмет экономической теории. Методы экономической теории
Учебно-тематическое планирование курса «Микроэкономика 1 уровень» Раздел Введение в экономику Тема Предмет, функции и методы экономической науки. «Экономика это умение пользоваться жизнью наилучшим образом» iconТесты по Экономической теории, раздел «Микроэкономика». Выполненные...
Материалы по дисциплине «Микроэкономика» для самостоятельной работы студентов бакалавриата заочного отделения, обучающихся по направлению...
Учебно-тематическое планирование курса «Микроэкономика 1 уровень» Раздел Введение в экономику Тема Предмет, функции и методы экономической науки. «Экономика это умение пользоваться жизнью наилучшим образом» iconТематическое планирование курса «Органическая химия» (2часа в неделю)
Введение в предмет. Строение и классификация органических соединений (9 часов)
Учебно-тематическое планирование курса «Микроэкономика 1 уровень» Раздел Введение в экономику Тема Предмет, функции и методы экономической науки. «Экономика это умение пользоваться жизнью наилучшим образом» iconРабочая программа учебного курса «геометрия» в 11 классе (профильный уровень)
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; содержание курса; основные требования к уровню подготовки выпускников;...
Учебно-тематическое планирование курса «Микроэкономика 1 уровень» Раздел Введение в экономику Тема Предмет, функции и методы экономической науки. «Экономика это умение пользоваться жизнью наилучшим образом» iconКалендарно-тематическое планирование составлено на основе программы...
Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы курса по биологии 12 класса «Введение в общую биологию и экологию»,...
Учебно-тематическое планирование курса «Микроэкономика 1 уровень» Раздел Введение в экономику Тема Предмет, функции и методы экономической науки. «Экономика это умение пользоваться жизнью наилучшим образом» iconПрограмма дисциплины человеческое развитие для направления 080100....
«Экономика» по специализации «Прикладная экономика». Студенты, приступающие к изучению курса, должны иметь базовые знания в области...
Учебно-тематическое планирование курса «Микроэкономика 1 уровень» Раздел Введение в экономику Тема Предмет, функции и методы экономической науки. «Экономика это умение пользоваться жизнью наилучшим образом» icon1. Введение в учебную дисциплину: основные понятия, предмет, методы,...
Тема Введение в учебную дисциплину: основные понятия, предмет, методы, задачи и система курса «Таможенное право»
Учебно-тематическое планирование курса «Микроэкономика 1 уровень» Раздел Введение в экономику Тема Предмет, функции и методы экономической науки. «Экономика это умение пользоваться жизнью наилучшим образом» icon1. Введение в учебную дисциплину: основные понятия, предмет, методы,...
Тема Введение в учебную дисциплину: основные понятия, предмет, методы, задачи и система курса «Таможенное право»
Учебно-тематическое планирование курса «Микроэкономика 1 уровень» Раздел Введение в экономику Тема Предмет, функции и методы экономической науки. «Экономика это умение пользоваться жизнью наилучшим образом» iconГосударственный академический университет гуманитарных наук
...
Учебно-тематическое планирование курса «Микроэкономика 1 уровень» Раздел Введение в экономику Тема Предмет, функции и методы экономической науки. «Экономика это умение пользоваться жизнью наилучшим образом» iconПримерные вопросы по направлению подготовки 080500 «Менеджмент»: 62 Бакалавр менеджмента
Предмет экономической теории. Задачи и методы экономической науки. Механизм общественной координации
Учебно-тематическое планирование курса «Микроэкономика 1 уровень» Раздел Введение в экономику Тема Предмет, функции и методы экономической науки. «Экономика это умение пользоваться жизнью наилучшим образом» iconТематическое планирование курса общая биология 11 класс
Эволюционная теория, ее предмет, задачи, методы, практическое и теоретическое значение и связь с другими науками
Учебно-тематическое планирование курса «Микроэкономика 1 уровень» Раздел Введение в экономику Тема Предмет, функции и методы экономической науки. «Экономика это умение пользоваться жизнью наилучшим образом» iconТематическое планирование для 10 класс
Предмет, содержание и структура курса. Методы изучения и источники. Современная политическая карта мира. Этапы ее формирования
Учебно-тематическое планирование курса «Микроэкономика 1 уровень» Раздел Введение в экономику Тема Предмет, функции и методы экономической науки. «Экономика это умение пользоваться жизнью наилучшим образом» iconТематическое планирование по информатике и икт учебник: Н. В. Макарова....
Данное тематическое планирование разработано на основе учебника Н. В. Макаровой «Информатика и икт. Начальный уровень» и предназначено...
Учебно-тематическое планирование курса «Микроэкономика 1 уровень» Раздел Введение в экономику Тема Предмет, функции и методы экономической науки. «Экономика это умение пользоваться жизнью наилучшим образом» iconТематическое планирование по обществознанию (включая экономику и право). Класс: 7 Учитель
Экономику и Право). (М.: «Дрофа», 2007) и программы курса «Обществознание» для 5-7 классов общеобразовательных учреждений (М.: Русское...
Учебно-тематическое планирование курса «Микроэкономика 1 уровень» Раздел Введение в экономику Тема Предмет, функции и методы экономической науки. «Экономика это умение пользоваться жизнью наилучшим образом» iconТема Предмет, функции и методология экономической науки
«по заказу предприятия». К студенту на время выполнения работы кафедра прикрепляет преподавателя, который консультирует или осуществляет...
Учебно-тематическое планирование курса «Микроэкономика 1 уровень» Раздел Введение в экономику Тема Предмет, функции и методы экономической науки. «Экономика это умение пользоваться жизнью наилучшим образом» iconРеферат по разделу «история экономической науки» это самостоятельная...
Учебный курс по истории экономических учений представляет собой первый раздел общего курса «История и философия науки», предназначенного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск