Скачать 487.16 Kb.
|
Составители: к.э.н., доцент кафедры финансов, кредита и биржевого дела ПГУ Трошина О.В. Черепанов М.С. Учебно-тематическое планирование курса «Микроэкономика 1 уровень» Раздел 1. Введение в экономику Тема 1. Предмет, функции и методы экономической науки. «Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом» Бернард Шоу Экономическая наука. Предмет экономической науки, её основные функции: познавательная, методологическая, практическая. Экономический закон, экономическая категория. Методы экономической науки. Экономические модели. Позитивная, нормативная экономика. Микроэкономика, мезоэкономика, макроэкономика. Тема 2. Общие проблемы экономического развития «Условия человеческого существования характеризуются четырьмя фундаментальными положениями: человек стремится к различным целям; время и средства, находящиеся в его распоряжении, ограничены; они могут быть направлены на достижение альтернативных целей; в каждый момент времени разные цели обладают разной важностью» Л. Роббинс Основные термины и понятия Нужда, потребность. Виды потребностей. Экономические и свободные блага. Экономические ресурсы. Факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательская способность, информация). Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Рациональность поведения. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Тема 3. Собственность и экономические системы «Наилучшая экономическая система – это та, которая максимально обеспечивает людей тем, в чём они больше всего нуждаются» Дж. Гэлбрейт Собственность, формы собственности. Собственность как экономическая и юридическая категории. Рыночная экономика, её основные черты. Смешанная экономика, её отличия от рыночной. Традиционная экономика. Административно-командная экономика. Кругооборот ресурсов и доходов в рыночной и смешанной системах хозяйствования. Характеристика экономических систем
Раздел 2. Микроэкономика Тема 4. Спрос, предложение. Рыночное равновесие Спрос и величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Неценовые факторы, влияющие на спрос. Предложение и величина предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Неценовые факторы, влияющие на предложение. Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесный объём. Реакция рынка на изменение спроса и предложения. Тема 5. Эластичность спроса и предложения Ценовая эластичность спроса. Эластичный и неэластичный спрос. Единичная эластичность спроса. Совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос. Коэффициент эластичности. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу и перекрёстная эластичность спроса. Ценовая эластичность предложения. Эластичное и неэластичное предложение. Эластичность предложения в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах. Практическое значение теории эластичности. Тема 6. Поведение потребителя Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Измерение полезности, количественный подход. Правило максимизации полезности. Оптимальный выбор потребителя. Кривые безразличия. Порядковый (ординалистский) подход к определению полезности. Кривая безразличия и карта безразличия. Предельная норма замещения. Типы кривых безразличия. Эффект дохода и эффект замещения. Бюджетное ограничение и бюджетная линия. Влияние изменений дохода и соотношения цен на положение бюджетной линии. Равновесие потребителя. Индивидуальный и рыночный спрос. Тема 7. Предприятие. Производство и издержки Предприятие как коммерческая организация. Открытие и закрытие предприятия. Юридическое лицо. Организационно-правовые формы современной фирмы. Хозяйственные товарищества и акционерные общества. Производственный кооператив. Унитарное предприятие. Диверсификация производства. Концентрация и централизация производства. Санация и банкротство предприятия. Продукт фирмы. Общий продукт фирмы. Предельный продукт фирмы. Средний продукт (производительность труда). Предельный продукт труда. Закон убывающей эффективности труда. Бухгалтерские издержки. Экономические издержки. Явные и неявные издержки. Общие и средние издержки, постоянные и переменные издержки. Предельные издержки. Динамика издержек. Прибыль бухгалтерская и экономическая. Проблема оптимального размера фирмы. Отдача от масштаба производства. Положительный, отрицательный и неизменный эффект масштаба производства. Минимально эффективный размер предприятия. Преимущества крупных фирм и мелкий бизнес. Неопределённость: технологическая, внутренней и внешней среды, риски, страхование, экономическая безопасность. Тема 8. Конкуренция и рыночные структуры Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Фирма в условиях совершенной конкуренции. Общий, средний и предельный доход фирмы. Границы целесообразности выпуска продукции фирмой. Кривые предложения конкурентной фирмы. Равновесное положение фирмы. Монополия. Виды монополии. Кривая монополиста. Общий и предельный доход монополиста. Оптимальный объём выпуска продукции монополистом. Ценовая дискриминация. Антимонопольная политика государства. Олигополия. Олигополистическая взаимозависимость. Рыночное поведение олигополистов. Картели, лидерство в ценах, неценовая конкуренция. Монополистическая конкуренция. Отличия монополистической конкуренции от совершенной конкуренции. Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах в условиях монополистической конкуренции. Типы рыночных структур
Тема 9. Рынки факторов производства Факторы производства: труд, земля, капитал, предпринимательство. Производный спрос. Рынок труда. Рыночный спрос и предложение труда. Индивидуальное предложение труда. Эффект дохода и эффект замещения. Заработная плата как цена труда. Виды ставок заработной платы: сдельная и повременная. Денежное выражение предельного продукта труда. Оптимизация численности работников на предприятии. Производительность труда. Инвестиции в человеческий капитал. Инфляция и безработица. Рынок земли и рента. Спрос и предложение на рынке земли. Виды земельной ренты. Определение цены земли. Рынок капитала. Виды капитала. Номинальная и реальная процентные ставки. Дисконтирование. Чистый денежный поток. Приведённая (дисконтированная) стоимость. Внутренняя норма доходности. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ Семинар 1. Предмет, функции и методы экономической науки Тесты
а) экономика изучает общественное производство и общественное богатство; б) экономика изучает экономическое поведение людей с точки зрения выбора в условиях ограниченности ресурсов; в) экономика изучает показатели развития отраслей национального хозяйства; г) экономика изучает изменение экономических потребностей индивидов и общества.
а) случайные и неповторяющиеся экономические взаимосвязи; б) количественные оценки экономических явлений и процессов; в) существенные, постоянно повторяющиеся устойчивые связи в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг; г) результаты эксперементальных исследований в области экономической науки.
а) устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи и взаимосвязи экономических процессов и явлений; б) способы теоретического исследования или практического осуществления чего-либо; в) политические, правовые, нравственные, эстетические, философские, религиозные взгляды и убеждения; г) наиболее общие понятия явлений и процессов экономической жизни, отражающие их существенные стороны.
а) инфляция; б) занятость трудоспособного населения; в) принципы налогообложения; г)уровень цен на пермских рынках; д) проблемы увеличения прибыли предприятия; е) курс доллара в обменном пункте.
а) «что есть»; б) что должно быть; в) положительные тенденции в экономическом развитии; г) оценочные суждения.
а) низкие цены на бензин приводят к большему потреблению бензина; б) цены на хлеб должны быть низкими; в) бедные не должны платить налоги; г) ограниченность ввоза иностранных автомобилей повысит прибыли отечественных автозаводов и поэтому желательно; д) необходимо устранить дефицит государственного бюджета.
а) знание экономических законов; б) умение давать количественную оценку секторов своей деятельности; в) понимание сущности и социально-экономических последствий государственных законов и нормативных актов; г) способность находить нетревиальные решения; д) не менять без очевидной необходимости принятые решения.
а) функциональный; б) макроэкономический; в) нормативный; г) микроэкономический. Темы докладов и сообщений
Дискуссионный вопрос (ЭССЕ) Необходимо ли изучать экономику в школах и студентам неэкономических факультетов? ( «за» и «против» изучения экономики). Семинар 2. Общие проблемы экономического развития Учебные задания I. Прочитайте следующие утверждения и укажите, какие из них верны, а какие – ошибочны:
II. Найдите, какое из перечисленных утверждений является правильным:
а) стоимость затрат, связанных с проведением олимпиады; б) мероприятие, от которого пришлось отказаться из-за олимпиады; в) оплата труда преподавателей, занятых подготовкой заданий для олимпиады; г) всё перечисленное и есть альтернативная стоимость.
а) достаются людям в качестве подарков или наследства; б) имеются в столь больших количествах, что ни один человек не даст за них и копейки; в) определённые группы населения получают по распределению и без оплаты; г) при данном уровне технологий не используются в производстве товаров и услуг.
а) процентом; б) рентой или процентом в зависимости от условий договора аренды; в) рентой; г) прибылью.
а) наёмные работники и предприниматели; б) наёмные работники; в) владельцы капитала; г) всё работающее население страны трудоспособного возраста.
а) точка, лежащая вне КПВ; б) точка, лежащая внутри КПВ; в) точка, лежащая на КПВ; г) точка, лежащая на КПВ, в которой достигается наиболее полное удовлетворение потребностей членов данного общества.
а) размер стипендии; б) максимальный заработок, который можно получить, бросив учёбу; в) затраты государства на образование среднестатистического студента; г) затраты родителей на содержание студента.
а) способность удовлетворять потребность; б) редкость; в) ценность; г) верно всё указанное.
а) туристическую поездку в Англию; б) покупку нового компьютера; в) питание; г) приобретение полного собрания сочинений Гоголя.
а) что, где, для кого производить; б) что, как, для кого производить; в) когда, почему и где производить.
а) капитала; б) земли; в) рынка.
а) эффективной; б) неэффективной; в) административно-командной системой; г) экономическим кризисом.
а) экономист – человек, у которого ничего нет, но который может дать совет, как потерять то, что у вас есть; б) семеро одного не ждут; в) если хочешь сделать человека счастливым, не добавляй ему вещей, а убавляй его желания; г) чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей.
а) подводная лодка; б) досуг и развлечения; в) энергия ветра; г) знания.
а) с уменьшением другого вида продукта; б) с ростом производства другого вида продукта; в) с постоянным объёмом производства другого вида продукта; г) возможен любой из указанных вариантов. |
Методическое пособие для студентов магистратуры, изучающих дисциплину м б. 01 «Микроэкономика» Экономика и структура экономической науки. Предмет экономической теории. Методы экономической теории | Тесты по Экономической теории, раздел «Микроэкономика». Выполненные... Материалы по дисциплине «Микроэкономика» для самостоятельной работы студентов бакалавриата заочного отделения, обучающихся по направлению... | ||
Тематическое планирование курса «Органическая химия» (2часа в неделю) Введение в предмет. Строение и классификация органических соединений (9 часов) | Рабочая программа учебного курса «геометрия» в 11 классе (профильный уровень) Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; содержание курса; основные требования к уровню подготовки выпускников;... | ||
Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы... Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы курса по биологии 12 класса «Введение в общую биологию и экологию»,... | Программа дисциплины человеческое развитие для направления 080100.... «Экономика» по специализации «Прикладная экономика». Студенты, приступающие к изучению курса, должны иметь базовые знания в области... | ||
1. Введение в учебную дисциплину: основные понятия, предмет, методы,... Тема Введение в учебную дисциплину: основные понятия, предмет, методы, задачи и система курса «Таможенное право» | 1. Введение в учебную дисциплину: основные понятия, предмет, методы,... Тема Введение в учебную дисциплину: основные понятия, предмет, методы, задачи и система курса «Таможенное право» | ||
Государственный академический университет гуманитарных наук ... | Примерные вопросы по направлению подготовки 080500 «Менеджмент»: 62 Бакалавр менеджмента Предмет экономической теории. Задачи и методы экономической науки. Механизм общественной координации | ||
Тематическое планирование курса общая биология 11 класс Эволюционная теория, ее предмет, задачи, методы, практическое и теоретическое значение и связь с другими науками | Тематическое планирование для 10 класс Предмет, содержание и структура курса. Методы изучения и источники. Современная политическая карта мира. Этапы ее формирования | ||
Тематическое планирование по информатике и икт учебник: Н. В. Макарова.... Данное тематическое планирование разработано на основе учебника Н. В. Макаровой «Информатика и икт. Начальный уровень» и предназначено... | Тематическое планирование по обществознанию (включая экономику и право). Класс: 7 Учитель Экономику и Право). (М.: «Дрофа», 2007) и программы курса «Обществознание» для 5-7 классов общеобразовательных учреждений (М.: Русское... | ||
Тема Предмет, функции и методология экономической науки «по заказу предприятия». К студенту на время выполнения работы кафедра прикрепляет преподавателя, который консультирует или осуществляет... | Реферат по разделу «история экономической науки» это самостоятельная... Учебный курс по истории экономических учений представляет собой первый раздел общего курса «История и философия науки», предназначенного... |