урок
| Тема урока | Основное содержание урока
|
1. Теория эволюции (40 часов)
|
1.
| Введение. Предмет и место эволюционного учения в биологии.
| Эволюционная теория, ее предмет, задачи, методы, практическое и теоретическое значение и связь с другими науками.
|
2.
|
3.
| Додарвиновский период в развитии биологии. Биология до I половины 19 века.
| Додарвиновский период в развитии биологии (Аристотель, К.Линней и другие).
|
4.
|
5.
| Биология в I половине 19 века. Первое эволюционное учение Ж.Б. Ламарка.
| Первое эволюционное учение Ж.Б.Ламарка, его основные положения и значение для развития эволюционной теории.
|
6.
|
7.
| Ч. Дарвин – основоположник теории эволюции.
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.
| Научные и общественно-исторические предпосылки возникновения дарвинизма: работы К.Бэра, Р.Мальтуса, Ч.Лайеля, создание клеточной теории, возникновение биогеографии, достижения практической селекции. Русские эволюционисты.
|
8.
|
9.
| Доказательства эволюции органического мира.
| Доказательства эволюции органического мира. Морфологические, анатомические, эмбриологические, палеонтологические, биогеографические, биохимические данные о развитии органического мира. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства.
|
10.
|
11.
| Эволюционное учение Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
| Эволюционное учение Ч.Дарвина. Биография и научная деятельность Ч.Дарвина. Учение об искусственном отборе. Бессознательный и методический отбор.
Практическая работа. Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора.
|
12.
|
13.
|
Эволюционное учение Ч. Дарвина, его основные положения.
| Дарвин о формах, закономерностях и причинах изменчивости. Доказательства эволюции природных видов. Борьба за существование, ее формы. Естественный отбор, его виды и творческая роль в формировании приспособленности и видообразовании.
Практическая работа. Выявление изменчивости у особей одного вида.
Исследовательская работа. Изучение биологического разнообразия своей местности и выявление факторов, способствующих его сохранению.
|
14.
|
15.
| Приспособленность организмов к среде и ее относительность.
| Лабораторная работа. Возникновение приспособленности организмов и ее относительность.
Творческая работа. Изучение и выявление приспособленности видов к условиям окружающей среды как результата эволюции.
|
16.
| Оценка эволюционного учения Ч.Дарвина и его значение для развития биологии.
| Оценка эволюционного учения Ч.Дарвина и его значение для развития биологии
|
17.
| Развитие эволюционной теории в последарвиновский период.
| Формирование эволюционной биологии и развитие дарвинизма как научного направления. Работы А.О.Ковалевского, И.И.Мечникова, Э.Геккеля, Ф.Мюллера. Попытки построения филогенетических родословных. Дарвинизм в России. Первые шаги синтеза дарвинизма с генетикой и экологией. Создание синтетической теории эволюции.
|
18.
|
19.
| Обобщение по теме «История развития эволюционных взглядов. Эволюционная теория Ч. Дарвина».
| Творческие отчеты учащихся по результатам выполнения исследовательских работ, творческих работ и рефератов.
|
20.
|
21.
| Основы эволюционного процесса с позиций современной синтетической теории эволюции.
| Генетические основы эволюционного процесса. Организм как объект изменчивости. Фенотип - основная единица отбора. Роль наследственной изменчивости в эволюции. Мутации как основной материал для эволюционного процесса.
|
22.
|
23.
|
Популяция - единица вида и эволюции.
| Генетический полиморфизм популяций как предпосылка ее эволюционных преобразований. Факторы генетической динамики популяций. Принцип популяционного равновесия. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга.
Лабораторная работа. Анализ генотипической структуры популяции.
|
24.
|
25.
| Факторы эволюции.
| Факторы эволюции: изоляция, популяционные волны, мутационный процесс, естественный отбор, миграции, дрейф генов. Роль различных факторов в эволюционном процессе.
Практическая работа. Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора.
|
26.
|
27.
| Вид, его структура и критерии.
| История развития понятия «вид». Критерии вида (морфологический, физиологический, биохимический, генетический, экологический, географический и др.). Общие признаки вида (дискретность, численность, целостность, устойчивость, историчность). Структура вида. Экологическая неоднородность.
Лабораторная работа. Морфологический критерий вида.
|
28.
|
29.
| Микроэволюция. Видообразование и его виды.
| Видообразование. Механизмы видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.
Практическая работа. Сравнение процессов экологического и географического видообразования
|
30.
| Макроэволюция и ее закономерности.
| Понятие о макроэволюции. Соотношение процессов микроэволюции и макроэволюции. Общие закономерности макроэволюции: прогрессивная направленность, историчность развития жизни, необратимость, прогрессивная специализация.
|
31.
| Пути макроэволюции и их биологическое значение.
| Пути макроэволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Биологическое значение этих процессов.
Лабораторная работа. Изучение явлений дивергенции и конвергенции.
|
32.
|
33.
| Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.
|
Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.
|
34.
| Пути достижения биологического прогресса. Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерации, их соотношение в эволюционном процессе.
| Пути достижения биологического прогресса. Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерации, их соотношение в эволюционном процессе.
Лабораторная работа. Выявление ароморфозов у растений.
Лабораторная работа. Выявление идиоадаптаций у животных (на примере насекомых своей местности).
|
35.
|
36.
| Практическое использование эволюционных знаний
| Использование теории эволюции в сельском хозяйстве, практике и в деле охраны природы.
Творческая работа. Выявление различных аспектов применения знаний о закономерностях эволюции органического мира в практической деятельности человека.
|
37.
| Обобщение по теме: «Теория эволюции»
| Творческие отчеты учащихся по результатам выполнения исследовательских работ, творческих работ и рефератов.
|
38.
|
39.
| Зачет по теме: «Теория эволюции»
|
40.
|
2. Возникновение и развитие жизни на Земле (18 часов)
|
1.
| Концепции и теории возникновения жизни на Земле.
| Концепции сущности и происхождения жизни на 3емле. Взгляды религии на происхождение жизни. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды В. Гарвея, опыты Л. Пастера. Материалистические представления о возникновении жизни. Космические гипотезы. Идеи В.И.Вернадского.
|
2.
|
3.
| Современные взгляды на происхождение жизни
| Современные взгляды на происхождение жизни; теория А.И. Опарина, опыты С. Миллера. Теории происхождения протобиополимеров.
Исследовательская работа Анализ современных научных взглядов на возникновение жизни на Земле и оценка состояния современного научного знания в решении этого вопроса.
|
4.
|
5.
| Обобщение по теме: «Теории и гипотезы происхождения жизни на Земле».
| Практическая творческая работа. Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле.
|
6.
| Космические и планетарные предпосылки возникновения жизни на Земле.
| Предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные. Химические предпосылки эволюции в направлении возникновения органических молекул: первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и органических молекул.
|
7.
| Развитие жизни в биосфере в архейскую и протерозойскую эры.
| Биосфера в архейскую и протерозойскую эры. Эволюция пробионтов. Значение работ С. Фокса и Дж. Бернала. Начальные этапы биологической эволюции: возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса. Изменение атмосферы и литосферы живыми организмами. Возникновение многоклеточности.
|
8.
| Жизнь в палеозойскую эру.
| Жизнь в палеозойскую эру. Основные направления эволюции в палеозое. Эволюция растений, появление первых сосудистых растений. Возникновение позвоночных: рыб, земноводных и пресмыкающихся.
|
9.
|
10.
| Характеристика органического мира в мезозое.
| Характеристика органического мира в мезозое. Основные направления эволюции и крупнейшие ароморфозы в эволюции органического мира в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных и пресмыкающихся.
|
11.
|
12.
| Основные направления эволюции в кайнозойскую эру.
| Основные направления эволюции в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция), развитие плацентарных млекопитающих. Развитие приматов.
|
13.
|
14.
| Многообразие органического мира – результат эволюции.
| Многообразие органического мира. Влияние деятельности человека на многообразие видов и биологические сообщества. Принципы систематики и классификация организмов.
|
15.
|
16.
| Геологическая история развития территории вашей местности.
| Экскурсия. История развития жизни на Земле. Геологическая история развития территории вашей местности.
Исследовательская работа. Изучение геологической истории вашей местности и изменений растительного мира в процессе эволюции.
Исследовательская работа Изучение геологической истории вашей местности и изменений животного мира в процессе эволюции.
|