Скачать 263.7 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ ПЕРМСКИЙ ФИЛИАЛ Программа дисциплины История экономических учений для направления 080100.62 «Экономика» (вторая ступень высшего профессионального образования) Утверждена Одобрена на заседании кафедры Учебно-методическим Советом ПФ ГУ-ВШЭ экономической теории Председатель _____________Е.А. Третьякова Зав. кафедрой «11» октября 2007г. ______________(Е.Л. Зуева) «31» августа 2007г. Пермь 2007
ГСЭ.Ф.11 История экономических учений Особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм). Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В.Чаянова в изучение крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева в понимание экономической динамики; традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович). I.Пояснительная записка
Приступая к изучению данного курса, студенты должны обладать знаниями микро- и макроэкономики на вводном уровне уровне, а также знаниями, полученными при изучении дисциплин историко-гуманитарного цикла: экономической истории, философии, экономической социологии.
Данный курс предполагает изучение студентами основных этапов, школ и моделей экономической мысли. Дисциплина является составной частью блока «Экономическая теория». В самостоятельную работу студента входит: проработка фрагментов (полных текстов) первоисточников; самостоятельная подготовка ряда вопросов, подготовка эссе и рефератов. Целью курса является сформировать у студентов целостное представление об истории экономической мысли.
В результате изучения курса студент должен:
5. Формы контроля:
II.Содержание программыРаздел I. Введение. Экономическая мысль эпохи дорыночной экономики Тема 1. Введение. Предмет и метод истории экономической мысли. Предмет и значение изучения истории экономической мысли. Систематизация экономических знаний. Метод истории экономической мысли. Структура курса. Эволюция понятия экономики. Тема 2. Особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту). Экономическая мысль древнего мира и средневековья. Экономическая мысль Древнего Востока . Зарождение экономической науки. Кодекс царя Хаммурапи. Теория «естественного права» Конфуция. Законы Ману в Индии и определение роли государства. Экономическая мысль Древней Греции. «Домострой» Ксенофонта. «Идеальное государство» Платона. «Политика» Аристотеля. Начало экономического анализа. Ошибки Аристотеля. Экономическая мысль Древнего Рима. Эволюция экономической мысли в условиях разложения рабовладельческого общества. Основные идеи Катона Старшего, Варрона, Колумеллы. Средневековая экономическая мысль в восточных странах. Основные концепции исламского арабского Востока. Ярослав Мудрый и Еразм в России. Средневековая экономическая мысль в Западноевропейских странах. Религиозный подход к экономическим проблемам в Италии. Социальные утопии Т.Мора и Т.Кампанеллы. Тема 3. Меркантилизм. Меркантилистская система. Доктрина торгового баланса. Роль протекционистской политики. Особенности раннего и позднего меркантилизма. Основные позиции английских и французских меркантилистов. Российский меркантилизм. Историческое значение и ошибки меркантилистов. Раздел II. Экономические учения нерегулируемых рыночных отношений Тема 1. Физиократия. Смысл физиократии. Ф.Кенэ, Жак Тюрго и основные идеи физиократов. «Экономическая таблица». Экономическая политика физиократов. Историческое значение и недостатки физиократической теории. Тема 2. Классическая экономическая теория. 2.1. Общая характеристика классической политэкономии. Этапы эволюции классической политической экономии. 2.2. Первый этап формирования классической политической экономии. Теория денег и торговли Д. Юма. «Формула» У. Петти. Экономическое учение П. Буагильбера. «Эффект» Кантильона. А. Монкретьен. 2.3. Второй этап: создание классической политической экономии А. Смитом. Книга А Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» и ее основные идеи. Парадоксы Мандевиля и их использование А. Смитом. Историческое значение идей Смита о личном интересе, «невидимой руке», разделении труда, роли государства, «производственного труда» и др. Трудовая теория стоимости. Догма Смита. 2.4. Третий этап эволюции классической экономии. Экономическая теория Т.Мальтуса. Закон народонаселения. Теория ренты. Мальтузианство и неомальтузианство. Система Д. Рикардо. Модель распределения доходов. Развитие теории ренты. Регламентация денежного обращения. Теория торгового баланса. 2.5. Четвертый этап: завершение классической экономической теории. Экономическое учение Ж.Б. Сэя. Основные идеи. «Закон Сэя». «Великие законы» и Программа Джона С. Милля. Тема 3. Противники классической экономической теории.
Общая характеристика немецкой исторической школы. Основные идеи старой, новой и новейшей исторической школы. В. Рошер, Б. Гильдебранд, К. Книс, Г. Шмоллер, В. Зомбарт, М. Вебер.
Экономическое учение С. Сисмонди, П. Прудона. Утопический социализм (Р. Оуэн, К. Сен-Симон, Ш. Фурье). Тема 4. Экономическое учение К. Маркса. Основные идеи «Капитала» К. Маркса: концепция прибавочной стоимости, закон концентрации. Экономическая критика капитализма. Марксистская школа и неомарксизм. Экономическая теория К. Маркса в России. Тема 5. Маржиналистская революция. 5.1. Общая характеристика маржинализма; основные направления маржинализма; основные черты маржиналистской теории; теория предельной полезности; историческое значение маржиналистской революции в развитии экономической мысли. 5.2. Первый этап «маржинальной революции». Австрийская школа: особенности, основные представители. Экономические воззрения К. Менгера, О. Бем Баверка, Ф. Визера, У. Джевонса, Л. Вальраса. 5.3. Второй этап «маржинальной революции». Формирование неоклассического направления. Кембриджская и американская школа. Дж. Бентам, Ф. Эджуорт, Дж. Б. Кларк. Тема 6. Становление и эволюция неоклассической теории. Теоретический синтез А. Маршалла. Эволюция теории потребительского выбора. Ординалистские концепции Хикса и Аллена. И. Фишер: теория процента. Кембриджское уравнение. Теория К. Викселля. Лозанская школа. Система Вальраса. Экономическая теория благосостояния. Вклад в экономическую теорию А. Пигу. Оптимум Парето. Г. Мюрдаль об экономических величинах «ex ante» и «ex post». Раздел III. Экономические учения эпохи регулируемых рыночных отношений Тема 1. Американский институционализм. Общая характеристика. Основные черты. Три течения: технократический вариант Т. Веблена; юридический – Дж. Коммонза; статистический – У. Митчелла. Дж. Гэлбрэйт. Новый институционализм. Теория прав собственности и теорема Р. Коуза. Теории трансакционных издержек. Тема 2. Теории рынка с несовершенной конкуренцией. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлена. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон. Тема 3. Кейнсианство и становление современной макроэкономики. Экономическое учение Дж. М. Кейнса. «Общая теория занятости, процента и денег». Неокейнсианские модели государственного регулирования экономики: особенности неокейсианства в США (Э. Хансен, Дж. М. Кларк); во Франции (Ф. Перру). Теории экономического роста (Е. Домар, Р. Харрод). Посткейнсианские теории роста (Дж. Робинсон, Р Солоу). Тема 4. Неолиберализм. Суть неолиберальной концепции. Фрайбургская школа (В. Ойкен, Л. Эрхард); Лондонская школа (Ф. Хайек, Л. Роббинс); Чикагская монетарная школа (Л. Мизес, М. Фридмэн). Сущность социального рыночного хозяйства. Реформы Л. Эрхарда в Германии. Монетаризм М. Фридмэна и его практическое воплощение. Тема 5. Эволюция современных доктрин экономической мысли. Концепция неоклассического синтеза. Пол Сэмуэлсон, К. Макконнелл, С. Брю, С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи, Р. Хайлбронер, Л. Тароу, Василий Леонтьев. Концепции адаптивных и рациональных ожиданий; равновесная модель цикла Лукаса. Раздел IV. Особенности развития экономической мысли в России 4.1. Развитие экономической мысли в России: факторы и особенности. Русская экономическая мысль в IX-XVI веках: «Русская правда», «Судебник». Русская экономическая мысль в XVII-XVIII вв. (А. Ордин-Нащокин, Ю. Крижанич, И. Посошков, В. Татищев, М. Ломоносов). Реформы Петра I. 4.2. Экономическая мысль России XIX- начала XX в.: А. Радищев, декабристы, буржуазные либералы и революционные демократы. Марксистское направление (П. Лавров, М. Бакунин, Г. Лопатин, Г. Плеханов, П. Струве). 4.3. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган-Барановского. Математическое направление (А. Винярский, Е. Слуцкий, В. Дмитриев). 4.4. Вклад С. Витте и П. Столыпина в российскую экономическую теорию и практику. В.И. Ленин и критика капитализма. 4.5. Экономическая теория Н.Д. Кондратьева. Концепция НЭПа (В.И. Ленин, Е. Преображенский, Ю. Ларин, Н. Бухарин). Трагедия русской экономической мысли: А. Чаянов, Н. Кондратьев. 4.6. Экономико-математическое направление: Г. Фельдман, Л.В. Канторович, В.В. Новожилов, В.С. Немчинов. 4.7. Е. Либерман и концепция реформы советской экономики в середине 60-х годов. Стратегия «ускорения» 80-х годов: А. Аганбегян, Л. Абалкин, П. Бунич, С. Шаталин. Концепция перехода к рынку: Г. Явлинский. Монетаристские реформы Е. Гайдара 90-х годов.
Базовый учебник
Основная
Дополнительная
4.2. Тематика заданий по различным формам текущего контроля Рекомендуемые темы эссе приведены в Приложении 3. Рекомендуемые темы рефератов приведены в Приложении 4. 3. Методические рекомендации (материалы) преподавателю: Занятия проводятся в виде лекций и семинарских занятий (план семинарских занятий приведен в Приложении 2). На семинарских занятиях используются следующие методы обучения:
4. Методические указания студентам: Студенту рекомендуется следующая схема подготовки к семинару:
Вопросы для самоконтроля студентов к итоговому контролю приведены в Приложении 1. Автор программы к.э.н., доцент кафедры экономической теории Е.Л. Зуева III.Тематический расчет часов (для дневной формы обучения)
|
Программа дисциплины «История экономических учений» для направления 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»... | Учебно-методический комплекс наименование дисциплины История экономических... ... | ||
Программа по дисциплине «История экономических учений» Учебная программа по дисциплине «История экономических учений» составлена в соответствии с требованиями фгос впо. Предназначена для... | Программа дисциплины История экономических учений для направления 080100. 62 «Экономика» Обязательный минимум содержания дисциплины по гос (для дисциплин Федерального компонента) | ||
Программа дисциплины Международная экономика для направления 080100. 62 «Экономика» Требования к студентам: овладение в полном объеме материалом курсов микроэкономики и макроэкономики, истории экономических учений,... | Рабочая программа учебной дисциплины история экономических учений... Данную программу разработал Лебедев Игорь Юрьевич к ф н., доцент кафедры Международной торговли ноу впо имэс | ||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... | ||
Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной... Ч 44 Чепукова А. Б. История экономических учений. Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история экономики и экономических учений» Учебная программа дисциплины «История экономики и экономических учений» разработана для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент... | ||
080100 «Экономика» магистерская программа Учебная программа дисциплины «История экономики и экономических учений» разработана для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент... | Программа дисциплины «История экономических учений» для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040100.... | ||
Программа дисциплины Отечественная история для направления 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | История экономических учений Методические указания по самостоятельной... Методические указания предназначены для студентов 1-го курса очной формы обучения, изучающих историю экономических учений. Данные... | ||
Рабочая программа дисциплины «история экономических учений» Рабочая программа предназначена для преподавания общепрофессиональной дисциплины федерального компонента студентам очной формы обучения... | Программа дисциплины «Экономическая история» для направления 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 1 курса направления подготовки... |