Высшая школа экономики





Скачать 125.06 Kb.
НазваниеВысшая школа экономики
Дата публикации09.03.2015
Размер125.06 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Экономика > Пояснительная записка
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Государственный университет –


Высшая школа экономики

Факультет прикладной политологии

отделение деловой и политической журналистики




Программа дисциплины



«Английский язык»

для направления 030600.62 – Журналистика

подготовки бакалавра
Автор программы: к.педагог.н., доцент Е.В. Кузьмина



Рекомендована секцией УМС

«Иностранные языки»

Одобрена на заседании кафедры

английского язык при ф-те права


Председатель

Зав. кафедрой


«_______»___________________200 г.

Утверждена УС факультета прикладной политологии



Ученый секретарь


«________»__________________200 г.

Москва

« »_____________________ 200 г

Пояснительная записка

Автор программы: кандидат педагогических наук Кузьмина Е.В.
Требования к студентам:

Программа предназначена для студентов III-го курса Отделения деловой и политической журналистики, продолжающих изучение английского языка в ГУ-ВШЭ.

Основой для работы со студентами являются полученные на I-м и II-м курсах знания, навыки и умения в рамках двух основных подкурсов: Business English - ВЕ («деловой английский»), необходимый для делового общения и освещения в СМИ событий экономической жизни; English for Specific Purposes – ESP («язык специальности»), целью которого является овладение специальной терминологией и определенными коммуникативными умениями и навыками в соответствии с профилем отделения; а также общественно-политической лексикой («язык публицистики») – аспект, необходимый для овладения навыками и умениями работы с новостными и аналитическими материалами зарубежных СМИ.
Аннотация:

Данная программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования Российской Федерации. При составлении Программы учтены предложения Учебно-методического объединения по лингвистическому образованию (председатель – проф. Халеева И.И.).

В основе настоящей Программы лежат следующие положения:

  1. Владение иностранным языком является обязательным компонентом профессиональной подготовки современного специалиста любого профиля.

  2. Вузовский курс иностранного языка является одним из звеньев многоэтапной системы «школа - вуз - послевузовское обучение (повышение квалификации, самообразование)» и как таковой продолжает школьный курс.

Предлагаемый данной Программой курс иностранного языка носит коммуникативно ориентированный характер и предполагает развитие уже имеющихся навыков и умений, а также - подготовку студентов к самостоятельному практическому использованию приобретенных знаний по английскому языку в будущей профессиональной деятельности. Цель курса – приобретение общей, коммуникативной и профессиональной компетенции.

Практическое владение английским языком, позволяющее в дальнейшем использовать его в работе по выбранной специальности, предполагает наличие таких навыков и умений в различных видах речевой деятельности, которые дают возможность:

  • расширить словарный запас за счет различных пластов лексики до 4000 лекс. ед. (из них 2000 – продуктивно) с целью восприятия устной речи и свободного выражения своих мыслей на английском языке в рамках тематики, обусловленной общей программой курса;

  • оформлять извлеченную из англоязычных источников информацию в виде переводов, планов-конспектов, резюме; вести переписку на английском языке, уметь фиксировать нужную информацию при аудировании;

  • овладеть техникой различных видов чтения и извлечения информации с различной степенью полноты и точности, необходимой для работы с англоязычной литературой;

  • овладеть техникой различных видов письменного выражения мыслей, необходимой в работе специалистов данного направления.

Курс рассчитан на 108 часов (58 часов аудиторной работы (при интенсивности 2 час./нед.) и 50 часов внеаудиторной работы).

Основными элементами предлагаемого курса (English for Specific Purposes – ESP («язык специальности»)) являются три аспекта:

1) английский язык для профессиональной коммуникации, целью которого является овладение специальной терминологией и определенными коммуникативными умениями и навыками в соответствии с профилем отделения;

2) общественно-политическая лексика («язык публицистики») – аспект, необходимый для овладения навыками и умениями работы с новостными и аналитическими материалами зарубежных СМИ;

3) домашнее чтение, строящееся на отрывках из произведений англоязычной художественной прозы, посвящённой жизни журналистов.

Программой предусмотрены следующие формы занятий:

  • аудиторные групповые занятия под руководством преподавателя,

  • обязательная самостоятельная работа студента по заданию преподавателя,

  • обязательная самостоятельная работа студента по заданию преподавателя, выполняемая во внеаудиторное время, в том числе с использованием технических средств обучения,

  • индивидуальная самостоятельная работа студента под руководством преподавателя,

  • индивидуальные консультации.

Важной составной частью самостоятельной работы студентов является использование современных аудио-визуальных средств и интерактивных методов обучения.
Учебные задачи дисциплины:

Основной задачей III-го курса является развитие «коммуникативной компетенции, необходимой для квалифицированной информационной и творческой деятельности в различных сферах и ситуациях» профессионального и делового партнёрства, совместной научной работы.1

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие навыки и умения по различным видам речевой деятельности.

Чтение:

  • зрелое владение всеми видами чтения оригинальной литературы по специальности информационного, научно-популярного, публицистического, художественного жанров, а именно:

  1. ознакомительное чтение со скоростью 180-200 слов/мин без словаря; количество неизвестных слов не превышает 4-5% по отношению к общему количеству слов в тексте;

  2. изучающее чтение – количество неизвестных слов не превышает 8% по отношению к общему количеству слов в тексте; допускается использование словаря;

  3. формирование и развитие навыков и умений работы с оригинальной литературой научного характера (отрывки из научных статей, докладов, рефератов, монографий и т.п.).

Говорение и аудирование:

  • участие в диалоге/полилоге профессионального характера (приём зарубежных специалистов; обмен информацией профессионального и научного характера в повседневном общении; установление и поддержание партнёрских взаимоотношений; обсуждение условий профессионально-делового сотрудничества в ходе переговоров и т.д.); выражение определенных коммуникативных намерений (совет, сожаление, удивление/недоумение и др.);

  • владение техникой интервью;

  • владение всеми видами монологического высказывания (информирование, пояснение, уточнение, инструкция, иллюстрирование); умение сделать доклад; (монологическое высказывание профессионального характера в объеме не менее 15-18 фраз за 5 минут в нормальном среднем темпе речи);

  • понимание сообщения профессионального характера (в монологической форме и в ходе диалога/полилога), относящегося к одной из указанных сфер и ситуаций общения, длительностью до 5 минут звучания в нормальном среднем темпе речи;

  • понимание новостных и аналитических сообщений зарубежных СМИ.

Письмо:

  • реализация на письме коммуникативных намерений (владение с различными типами деловой корреспонденции: установление и поддержание деловых контактов, подача запроса, выражение благодарности, сожаления, упрека);

  • фиксирование нужной информации при аудировании;

  • составление плана, тезисов сообщения/доклада/статьи/репортажа/очерка/обзора;

  • подготовка вопросов для пресс-конференции/интервью;

  • перевод с английского языка на русский и с русского языка на иностранный;

  • составление информативных текстов в виде газетной статьи, очерка, обзора, новостной статьи, репортажа, пресс- и ньюс-релиза.


Формы контроля знаний студентов:

  • Текущий контроль осуществляется на протяжении всего периода обучения и проводится в форме контрольных работ, что позволяет оценивать уровень восприятия учебного материала по таким видам речевой деятельности, как чтение, аудирование и письмо. Для проверки навыков говорения используются устные формы контроля (монологическая и диалогическая речь по пройденной тематике).

  • Промежуточный контроль проводится по окончании 1 и 3 модуля в форме контрольных работ по пройденным темам. Во II модуле также сдается зачет.

  • Итоговый контроль по результатам III курса проводится в IV модуле в форме экзамена.

На зачете студент должен показать:

  1. владение навыками реферирования с русского языка на английский текста по специальности;

  2. понимание оригинального текста по специальности, умение переводить его без использования словаря и вести по нему беседу;

  3. умение воспринимать на слух и анализировать оригинальный текст;

  4. умение вести беседу на заданную тему (спонтанная речь).


Методика формирования результирующей оценки:

Все формы текущего контроля оцениваются по 10-бальной шкале.

Для стимулирования посещаемости и активной работы студентов на занятиях, в конце каждого семестра к итоговой оценке вводится дополнительный балл, который зависит от процента посещаемости каждого конкретного студента.

Оценки за зачеты определяются как кумулятивные оценки, т.е. суммы коэффициентов среднеарифметических оценок за отдельные формы текущего контроля, оценок за тесты промежуточного контроля и оценки за посещаемость.

- оценка за работу на семинарах - 10%

- оценка за посещаемость - 10%

  • оценка за 1 контрольную работу - 15%

  • оценка за 2-ую контрольную работу- 15%

  • оценка за зачет - 20%

  • оценка за экзамен - 30%


  1. Содержание программы

Лексика


Совершенствование лексических навыков, приобретенных на I и II-м курсах.

Узкоспециальная профессиональная и научная лексика.

Лексика новостных и аналитических сообщений зарубежных СМИ.

Грамматика


Совершенствование грамматических навыков, приобретенных на I и II-м курсах.

Формирование грамматических навыков использования в речи, распознавания и понимания форм и конструкций, характерных для профессионального языка журналистов и научной речи (устной и письменной).
Развитие навыков по видам речевой деятельности.

Аудирование включает прослушивание записей различных видов устной речи (в том числе: деловые и политические новости, диалоги, полилоги, монологическая речь, реклама, телефонный разговор, и т.д.) и выполнение заданий на основе прослушанного материала:

  • ответы на вопросы;

  • выборочный поиск информации;

  • составление конспекта;

  • выражение собственного мнения по заданной теме и т.д.

Говорение включает монологическую, диалогическую, полилогическую речь: проведение дискуссий и обсуждений, докладов и сообщений, выражение точки зрения “за” и “против”, ролевые и деловые игры, описание ситуаций, иллюстраций, графиков, диаграмм. Проведение “круглых столов”, конференций, пресс-конференций.

Письмо включает овладение техникой составления различных типов официально-деловых текстов и ведения деловой корреспонденции. Составление реферата, аннотации и рецензии на прочитанный текст. Написание доклада на научную тему, рецензии на фильм, книгу или спектакль. Неформальное письмо, составление резюме, автобиографии.
Подкурс: English for Specific Purposes (язык специальности)

Данный подкурс предполагает изучение обширного массива оригинальных неадаптированных текстов по специальности, а также отрывков из текстов научного характера (рефератов, докладов, научных эссе и т.д.), посвященных деятельности СМИ.

Программа включает знакомство с узкоспециальной терминологией, жаргонизмами, а также базовой научной лексикой, характерной для исследований в области деятельности СМИ.

Для самостоятельной работы студентов предлагается ряд тем, работа над которыми носит обзорно-творческий характер и выполняется в форме статьи, эссе, доклада или самостоятельного анализа (объем 150 - 180 слов). В рамках аспекта «Домашнее чтение» продолжается знакомство с англоязычными художественными произведениями, посвященными работе журналиста.
Тематика III года обучения.

Тема 1. Влияние СМИ на общество (история вопроса, механизмы воздействия, научные исследования).

Тема 2. Освещение деятельности террористов в СМИ. Журналистика на пороге третьего тысячелетия.

Тема 3. Кто владеет СМИ?

Тема 4. Журналистская этика.


  1. Тематический план




№ мод


Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и практ. занятия

I

Влияние СМИ на общество.


22




12

10

Контрольная работа

4




2

2

II

Освещение деятельности террористов в СМИ.

Журналистика на пороге третьего тысячелетия.

30




16

13

III

Кто владеет СМИ?

23




12

10

Контрольная работа

4




2

2

IV

Журналистская этика.

25




14

13

Итого

108




58

50



Подкурс: English for Specific Purposes (язык специальности)

Тематика заданий по различным формам текущего контроля:

Темы домашних заданий по ESP:

1. Draft out a report on your summer practice on TV, radio or a newspaper.

2. Study the essays on the influential nature of the media. Prepare a short summary in writing.

3. Prepare a report on the ways the mass media sway public opinion. Be ready to deliver the report in class.

4. How do partisan business owners use the media to sway public opinion without overstepping the fictitious bounds of neutrality? Write an editorial on the topic.

5. Interview a media baron.

6. Imagine you run a local newspaper. What will you do to be competitive?

7. Are censors and watchdogs necessary in a democratic society? Give your reasons.

8. Some argue that public discussion on terrorism has been changed fundamentally since the events of 11 September 2001. To what extent is this true?

9. Look through several English and American newspapers and magazines and write out the cliches revealing the double standards in covering the situation in Iraq.

10. Compare two quality papers and two tabloids. What journalistic genres do they use?

  1. Study the given quotations from newspaper and journal reviews of the novel you've read. What would you write about the novel if you were a reviewer?


Вопросы для оценки качества освоения дисциплины.

  1. How influential is the media in changing public opinion?

  2. What are the forms and mechanisms of media propaganda?

  3. Television violence is considered to be a cause of delinquent behaviour. Do you agree? Give your reasons.

  4. The mass media are often accused of enhancing common stereotypes. Why?

  5. How is the policy of "double standards" revealed through cliches?

  6. What is subliminal messaging?

  7. Describe a global media empire.

  8. What is characteristic of takeovers and mergers in the media world?

  9. What pitfalls one may encounter while covering "the war on terrorism"?

  10. Why is the concept 'terrorism' difficult to describe?

  11. The hunt for scoop and the journalistic ethics. Dwell on the dilemma.

  12. What should journalists do not to provoke fear and not to spread panic among people in situations affecting the public's health and safety.

  13. Dwell on censorship and freedom of speech in a democratic society.

  14. What is the role of journalism at the beginning of the third millenium?



Базовый учебник

Journalistic Matters. Сост. Е.В. Колосовская, Е.В. Кузьмина. Учебное пособие для студентов III-го курса отделения журналистики. - ГУ-ВШЭ. 2006.

Пособие состоит из 2-х частей и приложения.

Первая часть - основной курс. Он состоит из 4-х разделов:

Unit 1 "The Mass Media Influence" ("Влияние СМИ на общество");

Unit 2 "Covering Terrorism" ("Освещение деятельности террористов в СМИ");

Unit 3 "Media Ownership" ("Кто владеет СМИ?");

Unit 4 "Journalistic Ethics" ("Журналистская этика").

Каждый раздел отражает изучаемую тематику по модулям.

Вторя часть - курс домашнего чтения, разработанный на основе романа Артура Хейли "Вечерние новости" (Arthur Hailey. The Evening News). Цель курса по домашнему чтению - активизировать самостоятельную работу студентов по изучаемой тематике.

Вторая часть состоит из 5-ти частей:

Part 1. The Horseshoe;

Part 2. Emergence Landing Reporting;

Part 3. After the Takeover of the Network;

Part 4. Reporting Kidnapping;

Part 5. Tracing the Kidnappers.

В Приложение вошли дополнительные материалы, которые могут быть использованы по усмотрению преподавателя.

Учебно - методическое обеспечение дисциплины:
Базовый учебник:

Journalistic Matters. Сост. Е.В. Колосовская, Е.В. Кузьмина. Учебное пособие для студентов III-го курса отделения журналистики. - ГУ-ВШЭ. 2006.

Аудиокассеты:

Kenny N., Sunderland P. CAE Practice Tests. Plus 2. - Harlow: Longman. Fifth impression.- 2003. (аудиокурс)

Основная литература:

1. Roodin, R. (2002), An Introduction to Journalism: essential techniques and background knowledge. - Oxford: Focal Press.

2. Современная англоязычная деловая пресса: интернет сайты, представляющие ведущие мировые периодические издания ("The New York Times", "Financial Times", "The World Street Journal", "The Economist") в электронном виде: www.businessweek.com; www.economist.com; www.wto.org; www.reuters.com; http://news.ft.com/home/europe; www.platts.com; www.thestreet.com

3. Hailey A. The Evening News. - London: Corgi Books. - 1990.

4. Hicks, W., (1995), English for Journalists. - London and New York: Routlege.

Дополнительная литература (научный фонд ГУ-ВШЭ):

1. Merill, J.C., (1995), Global journalism: survey of international communication. - London: Longman.

2. Simpson, I., Utley, D., (1995), English for telecoms. - York, UK: York Associates Publications.

Словари и справочники:

1. Longman Business English Dictionary. - Harlow: Pearson Education Limited, 2000.

2. Курьянов Е.И. Англо-русский словарь по средствам массовой информации (с толкованиями). - М.: Московская международная школа переводчиков, 1993.

3. Элмор Р. Терри. Словарь языка средств массовой информации США. - М.: Русский язык, 1992.
Автор программы:_____________________/Ф.И.О./ Кузьмина Евгения Владимировна


1 Примерная программа дисциплины Обучение иностранным языкам (в вузах неязыковых специальностей). - Министерство образования РФ, Учебно-методическое объединение по лингвистическому образованию, Московский государственный лингвистический университет. - М.: 2000. - http://www.marstu/mari.ru:8101/progs/htm/hf0101.htm. - стр. 12.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Высшая школа экономики iconОглавление общие положения
«Высшая школа экономики» и «Положения об организации и проведении практики студентов в Национальном исследовательском университете...
Высшая школа экономики iconПравила приема в аспирантуру национального исследовательского университета...
Правилам приёма в аспирантуру Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2011 году
Высшая школа экономики iconПравила приема в аспирантуру национального исследовательского университета...
Правилам приёма в аспирантуру Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2012 году
Высшая школа экономики iconНациональный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Тюменской области «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права»
Высшая школа экономики iconМосковский государственный институт международных отношений (университет) мид россии
Мва, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и «Финансы» / Е. В. Савицкая; Гос ун-т – Высшая школа экономики, Высшая...
Высшая школа экономики iconВысшая Школа Экономики Факультет социологии Московская Высшая Школа...
Широкие возможности выбора курсов по областям: экономическая социология, методика социологических исследований, общая социология...
Высшая школа экономики iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Мва, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и «Финансы» / Е. В. Савицкая; Гос ун-т – Высшая школа экономики, Высшая...
Высшая школа экономики iconВысшая школа экономики факультет Экономики Утверждена на заседании
Методические указания разработаны зав методическим кабинетом кафедры финансового менеджмента взфэи зенгер О. Ф., под редакцией д...
Высшая школа экономики iconПравила приема в аспирантуру национального исследовательского университета...
Правила приема в аспирантуру национального исследовательского университета «высшая школа экономики» в 2013 году
Высшая школа экономики iconГосударственный университет- высшая школа экономики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №76
Высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики...
Самуэльсон П. А, Нордхауз В. Д. Экономика: Пер с англ. – М.: «Издательство бином», 1997
Высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики...
«Креативное письмо» универсальная разновозрастная технология для развития письменной речи
Высшая школа экономики iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Программа предназначена для сдачи вступительного экзамена по всеобщей истории в аспирантуру по всеобщей истории Национального исследовательского...
Высшая школа экономики iconНижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного...
Анооспо «Оренбургский колледж менеджмента, туризма и гостиничного сервиса» (техникум)
Высшая школа экономики iconГосударственный университет- высшая школа экономики
«Регионоведение» и первого курса по направлению «Мировая экономика» факультета Мировой экономики и мировой политики. Задача этого...
Высшая школа экономики iconУчебно-методическое пособие для слушателей программы mba, обучающихся...
Мва, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и «Финансы» / Е. В. Савицкая; Гос ун-т – Высшая школа экономики, Высшая...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск