Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» финансы и кредит





НазваниеНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» финансы и кредит
страница1/4
Дата публикации26.09.2013
Размер1 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ


Учебно-методический комплекс




Ставрополь

2012

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

«Утверждаю»
Ректор НОУ ВПО «СКГИ»

к.ю.н., доцент

______________ А.Р. Саруханян

«___ » _____________ 2012 года


НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 080100.62 – Экономика

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – БАКАЛАВР ЭКОНОМИКИ

Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»


Финансы и кредит


учебно-методическиЙ КОМПЛЕКС


Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт».
Протокол № «_1_» от «__29__» __августа_____ 2012 года
Автор-составитель:
И.А.Зайченко, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерского учета, анализа и аудита» НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт»
Рецензенты:
И.А.Новикова, к.э.н, доцент, заведующая кафедрой «Бухгалтерского учета, анализа и аудита» кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт»
Д.Е.Давыдянц, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и менеджмент» Ставропольского технологического института сервиса ЮРГУЭС


Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Финансы и кредит» подготовлен на основе требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100.62 «Экономика».

УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации. Комплекс рассчитан на студентов НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт», обучающихся по направлению подготовки бакалавров экономики.

© НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт», 2012
Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «Финансы и кредит» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине.

Рабочая программа включает в себя:

  • целевую установку;

  • содержание учебной дисциплины;

  • учебно-методическое обеспечение дисциплины;

  • требования к результатам освоения основных образовательных программ и формы промежуточного и итогового контроля.


ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Финансы и кредит» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности бакалавра – выпускника НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт».

Цель изучения курса «Финансы и кредит» заключается в формировании системных знаний у студентов системы специальных знаний о содержании, принципах и закономерностях развития денежных, финансовых, кредитных, расчетных и валютных отношений. В ходе изучения дисциплины студент изучает место и роль финансов, денег и кредита в едином народно-хозяйственном комплексе страны: принципы построения финансовой, денежной и кредитной системы, организации финансовых, кредитных и расчетных отношений.

Содержание обучения в Институте по дисциплине «Финансы и кредит» строится в соответствии с основными видами и задачами профессиональной деятельности бакалавра экономики.

1. Изучение необходимости, сущности и роли денежных, финансовых и кредитных отношений в условиях рыночного хозяйствования;

2. Изучение принципов построения денежной, финансовой и кредитной системы.

3. Изучение социально-экономической сущности финансов, государственного бюджета и бюджетной системы.

4. Ознакомление с особенностями функционирования финансов организаций различных форм собственности, а также содержанием и структурой работы отдельных финансово-кредитных институтов.

Изучая курс «Финансы и кредит», невозможно формировать теоретические категории, не опираясь на ряд фундаментальных и прикладных дисциплин. «Финансы и кредит» представляет собой дисциплину, служащую теоретической основой для изучения прикладных финансовых дисциплин, таких как: «Налоги и налогообложение», «Финансовый менеджмент», «Экономика организаций».

По степени интеграции учебного материала наиболее значимы такие дисциплины, как «Статистика» и «Макроэкономика» и «Микроэкономика»

Курс «Финансы и кредит» изучается на третьем курсе и является базисным для ряда специальных экономических дисциплин.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Распределение учебного материала по разделам и темам
Раздел 1. Деньги, денежное обращение,

денежная система
ТЕМА 1.

Необходимость и сущность денег,

их роль в рыночной экономике
Деньги как экономическая категория. Сущность и формы денег. Виды денег. Функции денег, их особенности и модификация, взаимосвязь.
ТЕМА 2.

Денежный оборот, его содержание и структура
Сущность денежного оборота, принципы его организации. налично-денежный оборот, сфера его применения и принципы управления. Безналичный денежный оборот, сфера его применения и принципы управления. Взаимосвязь денежного оборота с системой рыночных отношений.
ТЕМА 3.

Денежное обращение и денежная система
Закон денежного обращения, его модификация. Показатели движения денег. Инфляция и формы ее проявления. Особенности инфляционного процесса в России. Основные направления антиинфляционной политики. Денежная система, виды, принципы управления. Правовые основы функционирования денежной системы России, ее особенности.
РАЗДЕЛ II. Финансы и финансовая система
ТЕМА 4.

Финансы как экономическая категория
Финансы в системе денежных отношений, их роль и значение. Функции финансов. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов. Финансовая система, ее звенья. Управление финансами. Финансовая политика государства. Финансовый механизм, его роль и значение
Тема 5.

Финансы хозяйствующих субъектов
Финансы хозяйствующих субъектов: содержание, функции, принципы организации и их трансформация в условиях рынка. Финансовые ресурсы предприятий: особенности их формирования и направления использования. Финансовая база воспроизводства основных фондов. Финансовый аспект формирования и использования оборотных средств. Прибыль и рентабельность как показатели эффективности деятельности предприятия, факторы и резервы роста. Распределение прибыли. Финансовое планирование на предприятии.

Бюджетирование в коммерческих предприятиях: цели и назначение. Финансовый механизм учреждений и организаций нерыночного сектора.
ТЕМА 6.

Государственный бюджет. Бюджетная система РФ и бюджетное устройство
Понятие государственных финансов. Экономическое содержание бюджета государства, состав и структура доходов и расходов государственного бюджета. Управление дефицитом государственного бюджета. Стабилизационный фонд государства. Бюджетное устройство и бюджетная система. Бюджетный процесс и его стадии. Концепция реформирования. Бюджетная политика. Налоговая система РФ. Федеральные налоги. Налоги субъектов РФ. Местные Налоги и сборы
ТЕМА 7.

Внебюджетные фонды
Внебюджетные фонды, их роль и значение, механизм функционирования. Социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, фонд социального страхования РФ, фонд обязательного медицинского страхования. Источники их формирования, направления использования, пути совершенствования. Экономические внебюджетные фонды, их роль и значение
ТЕМА 8.

Государственный кредит
Сущность и функции государственного кредита. Формы государственных и муниципальных заимствований, их роль в финансовом обеспечении общегосударственных, региональных и муниципальных потребностей. Понятие государственного долга. Управление государственным и муниципальным долгом.
ТЕМА 9.

Страхование
Экономическая сущность и роль страхования на современном этапе. Классификация и виды страхования. Организация страхования в РФ. Финансовые аспекты страховой деятельности. Инвестиционная политика страхования. Финансовые результаты в страховании и тарифная политика. Страхование предпринимательских и финансовых рисков. Страхование ответственности. Проблемы развития страхового рынка России.


РАЗДЕЛ III. Кредит и кредитная система

Российской Федерации
ТЕМА 10.

Необходимость, сущность и функции кредита в рыночной экономике
Кредит как форма движения ссудного капитала. Основные этапы развития кредитных отношений. Субъекты кредита и условия использования кредита. Виды кредитных отношений в условиях рынка. Источники ссудных капиталов в России. Теории кредита: натуралистическая и капиталотворческая. Функции кредита.
ТЕМА 11.

Формы кредита в рыночной экономике
Законы функционирования кредита, их связь с содержанием кредита и другими экономическими законами. Классификация форм кредита и их место в кредитных отношениях рыночного типа. Принципы банковского кредитования. Коммерческий кредит, его отличие от банковского, виды и развитие в условиях рынка. Потребительский кредит, проблемы развития. Межхозяйственный кредит. Государственный кредит. Международный кредит, его роль в развитии внешнеэкономических связей
ТЕМА 12.

Кредитная система, ее организация и управление
Понятие кредитной и банковской системы России. Банковская инфраструктура. Роль банков в экономике. Банковская система России, этапы ее формирования. Создание двухуровневой банковской системы. Центральный Банк России, его задачи, функции и операции. Роль ЦБ РФ в управлении банковской системой, методы и инструменты управления. Направления денежно-кредитной политики Центробанка. Ее цели и методы реализации. Кризис банковской системы и пути его преодоления.
ТЕМА 13.

Коммерческие банки и их операции
Экономическая и правовая основы функционирования коммерческих банков. Принципы и функции коммерческих банков. Ресурсы коммерческих банков, их структура. Характеристика пассивных операций коммерческих банков. Характеристика активных операций коммерческих банков. Развитие комиссионных, посреднических, трастовых операций в условиях перехода к рынку. Ликвидность и платежеспособность коммерческих банков. Контроль ЦБ России за деятельностью коммерческих банков.
ТЕМА 14.

Организация безналичных расчетов
Принципы организации безналичных расчетов. Особенности организации безналичных расчетов в условиях перехода к рыночной экономике. Формы безналичных расчетов. Современные технологии и инструменты безналичных расчетов. Расчеты пластиковыми карточками.
ТЕМА 15.

Рынок ценных бумаг в РФ
Ценные бумаги, их виды. Эмитенты ценных бумаг. Формирование и развитие рынка ценных бумаг в РФ. Участники рынка ценных бумаг. Структура первичного и вторичного рынков ценных бумаг. Операции рынка ценных бумаг. Пути дальнейшего развития рынка ценных бумаг в РФ.

РАЗДЕЛ IV. Международные валютно-финансовые

и кредитные отношения
ТЕМА 16.

Валютно-финансовый и кредитный механизм внешнеэкономических связей
Мировая валютная система и ее модификация. Валютные рынка: принципы организации, институты, средства обмена. Валютная система РФ. Валютный курс, порядок его определения и регулирования. Конвертируемость валюты. Проблемы конвертируемости рубля.

Платежный баланс. Проблемы внешней задолженности России.
ТЕМА 17.

Международные финансовые и кредитные ресурсы
Интеграционные и интернациональные процессы в мировом финансовом хозяйстве. Цели создания международных финансовых и кредитных институтов. Организация международного кредитования. Кредитование экспортно-импортных операций предприятий и фирм.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ТЕМАМ

И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ

Тематический план учебной дисциплины очной формы обучения


Темы дисциплины

Количество часов

Всего

Лекции

Практи-ческие

Сам.

работа


6 семестр

Раздел 1. ДЕНЬГИ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА

Тема 1. Необходимость и сущность денег, их роль в рыночной экономике

7

2

2

3

Тема 2. Денежный оборот, его содержание и структура

5

2

-

3

Тема 3. Денежное обращение и денежная система

7

2

2

3

РАЗДЕЛ II. Финансы и финансовая система

Тема 4. Финансы как экономическая категория

7

2

2

3

Тема 5. Финансы хозяйствующих субъектов

5

2

-

3

Тема 6. Государственный бюджет. Бюджетная система РФ и бюджетное устройство

7

2

2

3

Тема 7. Внебюджетные фонды

5

-

2

3

Тема 8. Государственный кредит

7

2

2

3

Тема 9. Страхование

7

2

2

3

РАЗДЕЛ III. Кредит и кредитная система РФ

Тема 10. Необходимость, сущность и функции кредита в рыночной экономике

6

2

-

4

Тема 11. Формы кредита в рыночной экономике

6

-

2

4

Тема 12. Кредитная система, ее организация и управление

6

2

-

4

Тема 13. Коммерческие банки и их операции

8

2

2

4

Тема 14. Организация безналичных расчетов

6

2

-

4

Тема 15. Рынок ценных бумаг в РФ.

8

2

2

4

РАЗДЕЛ IV. Международные валютно-финансовые

и кредитные отношения

Тема 16. Валютно-финансовый и кредитный механизм внешнеэкономических связей

8

2

2

4

Тема 17. Международные финансовые и кредитные ресурсы

6

2

-

4

Всего по дисциплине

108

30

22

56


Тематический план учебной дисциплины

заочной формы обучения (5 лет)


Темы дисциплины

Количество часов

Всего

Лекции

Практи-ческие

Сам.

работа


7 семестр

Раздел 1. ДЕНЬГИ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА

Тема 1. Необходимость и сущность денег, их роль в рыночной экономике

7

-

2

5

Тема 2. Денежный оборот, его содержание и структура

7

2

-

5

Тема 3. Денежное обращение и денежная система

7

-

2

5

РАЗДЕЛ II. Финансы и финансовая система

Тема 4. Финансы как экономическая категория

7

2

-

5

Тема 5. Финансы хозяйствующих субъектов

5

-

-

5

Тема 6. Государственный бюджет. Бюджетная система РФ и бюджетное устройство

9

2

2

5

Тема 7. Внебюджетные фонды

5

-

-

5

Тема 8. Государственный кредит

7

2

-

5

Тема 9. Страхование

5

-

-

5

РАЗДЕЛ III. Кредит и кредитная система РФ

Тема 10. Необходимость, сущность и функции кредита в рыночной экономике

5

-

-

5

Тема 11. Формы кредита в рыночной экономике

7

2

-

5

Тема 12. Кредитная система, ее организация и управление

5

-

-

5

Тема 13. Коммерческие банки и их операции

7

-

2

5

Тема 14. Организация безналичных расчетов

7

2

-

5

Тема 15. Рынок ценных бумаг в РФ.

5

-

-

5

РАЗДЕЛ IV. Международные валютно-финансовые

и кредитные отношения

Тема 16. Валютно-финансовый и кредитный механизм внешнеэкономических связей

6

2

-

4

Тема 17. Международные финансовые и кредитные ресурсы

7

-

2

5

Всего по дисциплине

108

14

10

84



Тематический план учебной дисциплины

Заочной сокращенной формы обучения (3 года)


Темы дисциплины

Количество часов

Всего

Лекции

Практи-ческие

Сам.

работа


5 семестр

Раздел 1. ДЕНЬГИ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА

Тема 1. Необходимость и сущность денег, их роль в рыночной экономике

5

-

-

5

Тема 2. Денежный оборот, его содержание и структура

9

2

-

7

Тема 3. Денежное обращение и денежная система

6

-

-

6

РАЗДЕЛ II. Финансы и финансовая система

Тема 4. Финансы как экономическая категория

7

2

-

5

Тема 5. Финансы хозяйствующих субъектов

6

-

-

6

Тема 6. Государственный бюджет. Бюджетная система РФ и бюджетное устройство

7

-

2

5

Тема 7. Внебюджетные фонды

7

-

-

7

Тема 8. Государственный кредит

5

-

-

5

Тема 9. Страхование

5

-

-

5

РАЗДЕЛ III. Кредит и кредитная система РФ

Тема 10. Необходимость, сущность и функции кредита в рыночной экономике

5

-

-

5

Тема 11. Формы кредита в рыночной экономике

7

2

-

5

Тема 12. Кредитная система, ее организация и управление

7

-

-

7

Тема 13. Коммерческие банки и их операции

7

-

2

5

Тема 14. Организация безналичных расчетов

5

-

-

5

Тема 15. Рынок ценных бумаг в РФ.

5

-

-

5

РАЗДЕЛ IV. Международные валютно-финансовые

и кредитные отношения

Тема 16. Валютно-финансовый и кредитный механизм внешнеэкономических связей

8

2

-

6

Тема 17. Международные финансовые и кредитные ресурсы

7

-

2

5

Всего по дисциплине

108

8

6

94


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Методические рекомендации для преподавателя
«Финансы и кредит» является обязательной для изучения дисциплиной и преподается студентам третьего курса, уже имеющим опыт обучения в высших учебных заведениях, поэтому одна из основных задач преподавателя – помочь студентам привлечь знания уже изученных ими предметов.

При проведении первых лекций необходимо обратить особое внимание на доступность материала и темп его изложения (для создания возможности конспектирования), дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль усвоения пройденного материала.

При проведении семинаров преподаватель должен четко формулировать цель занятия и его основные вопросы. После заслушивания докладов студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности (ошибки), дать рекомендации по подготовке к следующим докладам. Рефераты, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, рекомендуется заслушивать в середине занятия. При подведении итогов обсуждения преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.

В целях контроля уровня подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может проводить контрольные работы.

Семинар включает в себя также элементы собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов, давать соответствующие рекомендации, в случае необходимости помочь студенту составить план работы по изучению дисциплины. При проведении семинаров должны использоваться интерактивные методы обучения, деловые и ролевые игры.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.

В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений по банковской проблематике, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.

Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практических занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.

При подготовке к практическим занятиям студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Вопросы для обсуждения, тематика сообщений, литература для подготовки к практическим занятиям указаны в настоящих рекомендациях. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает в конце практических занятий, выставляя в рабочий журнал текущие оценки. Студент имеет право ознакомиться с ними.

Одна из эффективных форм освоения учебного материала – это подготовка сообщений. Сообщение – это самостоятельная работа, анализирующая и обобщающая публикации по заданной тематике, предполагающая выработку и обоснование собственной позиции автора в отношении рассматриваемых вопросов. Подготовка сообщения – достаточно кропотливый труд. Его написанию предшествует изучение широкого круга экономических первоисточников, монографий, статей, обобщение личных наблюдений. Работа над сообщением способствует развитию самостоятельного, творческого мышления, учит применять экономические знания на практике при анализе актуальных социальных и правовых проблем. Рекомендуемое время сообщения - 10-12 минут.

Одним из основных видов деятельности студента является самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку сообщений, выступления на групповых занятиях, выполнение заданий преподавателя.

Особую роль в этом процессе играет умение самостоятельно изучать оригинальные тексты великих экономистов.

Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы выбираются студентами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя.

Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых. Обязательно следует вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочных занятий. Затем – приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном программой.

Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал с помощью учебника. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий данного раздела и включенных в него тем. Затем, как показывает опыт, полезно изучить выдержки из первоисточников – работ выдающихся экономистов. При желании можно составить их краткий конспект. Обязательно следует записывать возникшие вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно.

Особенности в организации самостоятельной работы у студентов, обучающихся по заочной форме обучения. Требования, предъявляемые к студенту ОЗО преподавателем на экзамене, а в дальнейшем работодателем при приеме на работу, не отличаются от таких же требований к студентам и выпускникам ОФО. Это обстоятельство предполагает исключительно серьезное отношение к организации самостоятельной работы и соблюдение студентами заочной формы обучения определенных правил и технологии подготовки.

Подготовительный этап. По зачислении на очередной курс следует провести подготовку к началу обучения. Эта подготовка в самом общем включает несколько необходимых пунктов.

Следует убедиться в наличии необходимых методических указаний и программ по каждому предмету и ясного понимания требований, предъявляемых программами учебных дисциплин. При необходимости надлежит получить на кафедре необходимые указания и консультации, контрольные вопросы для изучения дисциплины.

Необходимо создать (рационально и эмоционально) максимально высокий уровень мотивации к последовательному и планомерному изучению дисциплины.

Необходимо изучить список рекомендованной основной и дополнительной литературы и убедиться в её наличии у себя дома или в библиотеке в бумажном или электронном виде.

Необходимо иметь «под рукой» специальные и универсальные словари и энциклопедии, для того, чтобы постоянно уточнять значения используемых терминов и понятий. Пользование словарями и справочниками необходимо сделать привычкой. Опыт показывает, что неудовлетворительное усвоение предмета зачастую коренится в неточном, смутном или неправильном понимании и употреблении понятийного аппарата денежного обращения как учебной дисциплины.

Желательно в самом начале периода обучения возможно тщательнее спланировать время, отводимое на самостоятельную работу с источниками и литературой по дисциплине, представить этот план в наглядной форме (график работы с датами) и в дальнейшем его придерживаться, не допуская срывов графика индивидуальной работы и аврала в предсессионный период. Пренебрежение этим пунктом приводит к переутомлению и резкому снижению качества усвоения учебного материала.

Некоторые общие рекомендации по изучению литературы.

Всю учебную литературу желательно изучать «под конспект». Чтение литературы, не сопровождаемое конспектированием, даже пусть самым кратким – крайне бесполезная работа. Цель написания конспекта по дисциплине – сформировать навыки по поиску, отбору, анализу и формулированию учебного материала. Эти навыки обязательны для любого специалиста с высшим образованием независимо от выбранной специальности.

Написание конспекта должно быть творческим – нужно не переписывать текст из источников, но пытаться кратко излагать своими словами содержание ответа, при этом максимально его структурируя и используя символы и условные обозначения. Копирование и заучивание неосмысленного текста трудоемко и по большому счету не имеет большой познавательной и практической ценности.

При написании конспекта используется тетрадь, поля в которой обязательны. Страницы нумеруются, каждый новый вопрос начинается с нового листа, для каждого экзаменационного вопроса отводится 1-2 страницы конспекта. Общая тетрадь позволяет создавать конспекты «блоками». Поскольку часть вопросов в этих дисциплинах отчасти перекрывается, отчасти дополняя друг друга, в ряде случаев бывает достаточно сослаться на соответствующие страницы конспекта, а не переписывать их заново. На полях размещается вся вспомогательная информация – ссылки, вопросы, условные обозначения и т.д.

В идеале должен получиться полный конспект по данному курсу, с выделенными определениями, узловыми пунктами, примерами, неясными моментами, проставленными на полях вопросами.

При работе над конспектом обязательно выявляются и отмечаются трудные для самостоятельного изучения вопросы, с которыми уместно обратиться к преподавателю при посещении установочных лекций и консультаций, либо в индивидуальном порядке.

При чтении учебной и научной литературы всегда следить за точным и полным пониманием значения терминов и содержания понятий, используемых в тексте. Всегда следует уточнять значения по словарям или энциклопедиям, при необходимости записывать.

При написании учебного конспекта обязательно указывать все прорабатываемые источники, автор, название, дата и место издания, с указанием использованных страниц.

Чтение учебника. Необходимо помнить, что работа с учебником – только начальный этап изучения дисциплины.

Учебник ориентирует в основных понятиях и категориях дисциплины, дает частичные сведения об истории их возникновения и включения в научный оборот.

Учебник очерчивает круг обязательных знаний по предмету, не претендуя на раскрытие и подробное доказательство логики их происхождения.

Учебник предназначен не для заучивания, а для ориентации в проблемном поле учебной дисциплины. Из-за краткости изложения в учебнике иногда может оказаться непонятным тот или иной раздел или пункт.

Отдельные пункты и даже разделы учебной программы могут отсутствовать в тексте учебника.

При чтении необходимо выделить основную мысль, представить прочитанное как единое целое. Это легче сделать, если студент при чтении каждого параграфа (раздела) сам себе ответит на вопросы, о чем говорится в данной части текста, чем сказанное подтверждается или поясняется.

Чтение рекомендованной дополнительной научной литературы – это одна из важных частей самостоятельной учебы студента, которая обеспечивает глубокое и прочное усвоение дисциплины. Такое чтение предполагает:

- Самостоятельное изучение и конспектирование рекомендованной литературы обычно приводит к знанию ответов на все вопросы, выносимые на экзамен.

- Чтение и конспектирование литературы осуществляется не по принципу «книга за книгой», а «вопрос за вопросом» в соответствии с программой курса, при этом выделяются различные подходы к освещению одного и того же вопроса у различных авторов.

- Изучение научной литературы должно сопровождаться поиском и фиксацией примеров, иллюстрирующих то или иное теоретическое положение.

При изучении дополнительной научной литературы особое внимание нужно уделить проработке проблемно ориентированных заданий семинарских (практических) занятий, включенных в программу и/или в текст учебника или пособия.

Заключительным этапом изучения учебника, книги или статьи является запись, конспектирование прочитанного. Конспект позволяет быстро восстановить в памяти содержание прочитанной книги. Кроме того, процесс конспектирования организует мысль, которая побуждает читающего к обдумыванию, к активному мышлению, улучшает качество усвоения и запоминания. Запись способствует выработке ясно, четко и лаконично формулировать и излагать мысль. Запись следует вести сжато и обязательно своими словами.

Существуют три основные формы записи прочитанного: план, тезисы, конспект.

План – самая короткая форма записи прочитанного. Различают план простой и развернутый. Простой план включает перечень заголовков или вопросов, о которых говорится в главе (параграфе или статье), расположенных в том же порядке, что и в книге. Развернутый план – это такой план, в котором каждый вопрос разбит на под вопросы.

Тезисы представляют собой запись основных положений и идей, изложенных в книге или статье, и являются более полным раскрытием плана.

Конспект – это сжатое логически связанное изложение прочитанного. В конспекте помещаются не только главные положения книги, но и аргументы (цифры, примеры, таблицы и т.д.).

Таким образом, самостоятельная работа студентов является одним из видов учебных занятий, она в значительной мере определяет успех обучения в институте. Самостоятельная работа способствует приобретению глубоких и прочных знаний по финансам и кредиту, вырабатывает умение ориентироваться в огромном потоке информации и дает навыки работы с учебной и научной литературой. Самостоятельная работа приучает делать обобщения и выводы, вырабатывает умение логично излагать изучаемый материал, формирует у студентов творческий подход, способствует использованию полученных знаний для разнообразных практических задач, развивает самостоятельность в принятии решений.

Особенности работы преподавателя со студентами по индивидуальному графику. Данная форма работы предназначена для студентов, которые по тем или иным причинам не имеют возможности посещать аудиторные занятия (лекции или семинары) и изучают дисциплину самостоятельно с систематической отчетностью по пройденным темам на контрольных собеседованиях. Преподаватель совместно со студентом составляет график индивидуальной работы, включающий основные формы отчетности. Если студент не соблюдает графика прохождения контрольных собеседований или демонстрирует во время их проведения плохие знания, преподаватель вправе лишить его возможности работать по индивидуальному плану.

Контрольные собеседования проводит преподаватель, ведущий занятия в студенческой группе. При самостоятельном изучении данного курса студент руководствуется УМК по курсу «Финансы и кредит».

Подготовка к экзамену. Изучение дисциплины заканчивается экзаменом, который проводится по всему ее содержанию. Экзаменационный билет включает в себя два теоретических вопроса и решение одной задачи. Сдача экзамена студентами по билетам одинакова как для очной, так и заочной форм обучения.

К экзамену допускаются студенты, которые систематически, в течение всего семестра работали на занятиях и показали уверенные знания по вопросам, выносившимся на групповые занятия.

  • Непосредственная подготовка к экзамену осуществляется по вопросам, представленным в данном пособии. Тщательно изучите формулировку каждого вопроса, вникните в его суть, составьте план ответа.

План ответа желательно развернуть, приложив к нему ссылки на первоисточники с характерными цитатами. Необходимо отметить для себя пробелы в знаниях, которые следует ликвидировать в ходе подготовки, для чего следует обратиться за консультацией к преподавателю.

Настоящее учебно-методическое пособие, помимо примерных вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине «Финансы и кредит», содержит также примерные варианты тестов и задач, которые могут быть предложены в качестве рубежного контроля (промежуточной аттестации). Они же могут использоваться и как материал для аудиторной и самостоятельной работы.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» финансы и кредит iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» финансы и кредит iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» финансы и кредит iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» финансы и кредит iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» финансы и кредит iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» финансы и кредит iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» финансы и кредит iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» финансы и кредит iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» финансы и кредит iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» финансы и кредит iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» финансы и кредит iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» финансы и кредит iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» финансы и кредит iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Математика. Пособие к изучению дисциплины и варианты заданий для контрольных работ. – М.: Мгту га, 2008. 48 с
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» финансы и кредит iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Утверждено на заседании кафедры экономического анализа и аудита кгфэи (протокол №4 от 26 декабря 2007 г.)
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» финансы и кредит iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Гос впо по специальности 080507. 65 Менеджмент организации, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №234 эк...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» финансы и кредит iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск