Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт»





Скачать 343.36 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт»
страница1/2
Дата публикации26.05.2015
Размер343.36 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Учебно-методический комплекс



Ставрополь

2012

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

«Утверждаю»
Ректор НОУ ВПО «СКГИ»

к.ю.н., доцент
________________ А.Р. Саруханян
«___ » _______________ 2012 года


наименование специальности

080109.65 «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ»

КВАЛИФИКАЦИЯ – ЭКОНОМИСТ
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин


БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


учебно-методическиЙ КОМПЛЕКС

Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт».
Протокол № «_1_» от «__29__» __августа_____ 2012 года

Автор-составитель:
Лукьянова А.Ю. – кандидат экономических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт».

Рецензенты:
А.А. Волков, доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт»;
В.Д. Грачев, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин РЮИ РПА Минюста России.


Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» подготовлен на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации. Рассчитан на студентов НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт», обучающихся по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».


© НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт», 2012




Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине.

Рабочая программа включает в себя:

  • целевую установку;

  • содержание учебной дисциплины;

  • учебно-методическое обеспечение дисциплины;

  • требования к результатам освоения основных образовательных программ и формы промежуточного контроля.


ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности выпускника НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт».

Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые общекультурные и профессиональные компетенции и успешно работать в избранной сфере деятельности. Целью преподавания Безопасности жизнедеятельности является формирование у студентов базовых знаний и навыков, предусмотренных программой дисциплины.

Содержание обучения в Институте по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» строится в соответствии с основными видами и задачами профессиональной деятельности экономиста:

расчетно-экономическая;

аналитическая, научно-исследовательская;

организационно-управленческая;

педагогическая.

В процессе преподавания Безопасности жизнедеятельности необходима систематическая координация с общепрофессиональными дисциплинами.

Безопасность жизнедеятельности изучается в течение первого семестра и завершается зачетом.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Распределение учебного материала по темам
Раздел I. Чрезвычайные ситуации (ЧС) социального, природного, техногенного и военного характера
Тема 1. Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведении.

Классификация чрезвычайных ситуаций по происхождению, масштабам распространения и тяжести последствий: природные, социальные, техногенные.

Землетрясения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясений.

Оползни, сели, обвалы, лавины и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала. Правила безопасного поведения во время и после схода селя, оползня, обвала, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия.

Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Правила безопасного поведения во время и после ураганов, бури, смерча.

Наводнения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнениях, во время и после наводнений.

Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров.
Тема 2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения.

Понятие о промышленных авариях и катастрофах. Потенциально опасные объекты.

Пожары и взрывы, их характеристика, пожаровзрывоопасные объекты. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах.

Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ), их характеристика и поражающие факторы. Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества. Аварии на радиационно опасных объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях.

Гидродинамические аварии. Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.
Тема 3. Чрезвычайные ситуации социального характера.

Общая характеристика опасных ситуаций социального характера: массовые беспорядки, массовые погромы, массовые зрелища, праздники, шествия.

Толпа, виды толпы. Паника и ее классификация, безопасность в толпе.

Чрезвычайные ситуации криминального характера и защита от них: кража, мошенничество, предупреждение криминальных посягательств в отношении детей, нападения на улице, в транспорте.

Роль несовершеннолетних в возникновении опасных ситуаций социального характера. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Хулиганство, вандализм, грубое нарушение общественного порядка, повреждение имущества, насилие над личностью. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

Терроризм как реальная угроза безопасности в современном обществе.

Наиболее масштабные теракты, совершенные на территории России.

Правила поведения для заложников.

Чрезвычайные ситуации военного характера, которые могут возникнуть на территории России в случае локальных вооруженных конфликтов или ведения широкомасштабных боевых действий.

Основные источники чрезвычайных ситуаций военного характера – современные средства поражения.
Тема 4. Организационные основы защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Основные задачи и структура МЧС России.

Гражданская оборона, ее структура и задачи по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Российской Федерации. Цель создания системы, структура, основные задачи РСЧС по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Раздел II. Основы военной службы
Тема 5. История создания Вооруженных Сил России.

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.

Дни воинской славы России — Дни славных побед.

Основные формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания.

Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
Тема 6. Основы обороны государства. Виды ВС РФ, рода войск.

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Основные угрозы национальной безопасности Российской Федерации.

Обеспечение военной безопасности Российской Федерации. Военная организация государства.

Вооруженные Силы РФ — основа обороны Российской Федерации: история создания, основные реформы. Виды Вооруженных Сил, рода войск и их предназначение. Функции и основные задачи современных ВС РФ. Дни воинской славы России.
Тема 7. Военная служба — особый вид федеральной государственной службы.

Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.

Правовые основы военной службы. Призыв на военную службу. Особенности прохождения военной службы по призыву.

Прохождение военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.

Альтернативная гражданская служба. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.

Статус военнослужащих.

Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.

Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).
Раздел III. Здоровый образ жизни
Тема 8. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

Понятие «здоровье» — определение, основные составляющие.

Здоровый образ жизни и его компоненты. Рациональное питание, дозированная физическая нагрузка.
Тема 9. Факторы, отрицательно сказывающиеся на здоровье человека.

Алкоголизм. Курение. Наркомания.
Тема 10. Инфекционные заболевания. Венерические заболевания

Инфекционные заболевания: возбудители, течение болезни, лечение.

Венерические заболевания: возбудители, течение болезни, лечение.
Раздел IV. Основы медицинских знаний.
Первая медицинская помощь

Тема 11. Основы медицинских знаний. Первая медицинская помощь.

Ситуации, при которых человек нуждается в оказании первой медицинской помощи. Виды повреждений и правила оказания доврачебной помощи.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ

ПО ТЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ
Тематический план учебной дисциплины

очной формы обучения


Темы дисциплины

Количество часов

Всего

Лекции

Семинары

Сам.

работа


1

2

3

4

5

1 семестр

Тема 1. Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения

6

2

2

2

Тема 2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения

6

2

2

2

Тема 3. Чрезвычайные ситуации социального характера

6

2

2

2

Тема 4. Организационные основы защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

4




2

2

Тема 5. История создания Вооруженных Сил России

6







6

Тема 6. Основы обороны государства. Виды ВС РФ, рода войск

6

2

2

2

Тема 7. Военная служба – особый вид федеральной государственной службы

6

2

2

2

Тема 8. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

6

2

2

2

Тема 9. Факторы, отрицательно сказывающиеся на здоровье человека

10

2

2

6

Тема 10. Инфекционные заболевания. Венерические заболевания

8

2




6

Тема 11. Основы медицинских знаний. Первая медицинская помощь

6

2

2

2

Итого в 1 семестре:

70

18

18

34


Тематический план учебной дисциплины

заочной сокращенной формы обучения. Срок обучения 3 года.


Темы дисциплины

Количество часов

Всего

Лекции

Семинары

Сам.

работа


1

2

3

4

5

2 семестр

Тема 1. Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения

8

2




6

Тема 2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения

6







6

Тема 3. Чрезвычайные ситуации социального характера

6







6

Тема 4. Организационные основы защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

8

2




6

Тема 5. История создания Вооруженных Сил России

6







6

Тема 6. Основы обороны государства. Виды ВС РФ, рода войск

6







6

Тема 7. Военная служба – особый вид федеральной государственной службы

6







6

Тема 8. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

6







6

Тема 9. Факторы, отрицательно сказывающиеся на здоровье человека

6







6

Тема 10. Инфекционные заболевания. Венерические заболевания

6







6

Тема 11. Основы медицинских знаний. Первая медицинская помощь

6




2

4

Итого в 1 семестре:

70

4

2

64


Тематический план учебной дисциплины

заочной полной формы обучения. Срок обучения 5 лет.


Темы дисциплины

Количество часов

Всего

Лекции

Семинары

Сам.

работа


1

2

3

4

5

2 семестр

Тема 1. Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения

8

2




6

Тема 2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения

6







6

Тема 3. Чрезвычайные ситуации социального характера

6







6

Тема 4. Организационные основы защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

8

2




6

Тема 5. История создания Вооруженных Сил России

6







6

Тема 6. Основы обороны государства. Виды ВС РФ, рода войск

6







6

Тема 7. Военная служба – особый вид федеральной государственной службы

6







6

Тема 8. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

6







6

Тема 9. Факторы, отрицательно сказывающиеся на здоровье человека

6







6

Тема 10. Инфекционные заболевания. Венерические заболевания

6







6

Тема 11. Основы медицинских знаний. Первая медицинская помощь

6

2

2

2

Итого в 1 семестре:

70

6

2

62


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Методические рекомендации для преподавателя

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является дисциплиной по выбору цикла «Общие математические и естественнонаучные дисциплины». Она преподается студентам, не имеющим опыта обучения в высших учебных заведениях, поэтому одна из задач преподавателя – научить студентов получать знания в новых для них условиях.

При проведении лекций необходимо обратить особое внимание на доступность материала и темп его изложения (возможность конспектирования), дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль усвоения пройденного материала.

При проведении семинарских занятий преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные проблемные вопросы. После заслушивания докладов студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности (ошибки), дать рекомендации по подготовке к следующим докладам. При подведении итогов обсуждения намеченных вопросов преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.

Семинар также включает в себя элементы собеседования.

При изложении материала преподаватель должен заботиться о том, чтобы студенты слушали, конспектировали лекционный материал, понимали содержание и вопросы для подготовки рефератов.

Учитывая специфику образовательных и воспитательных задач учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», применяются различные формы и методы обучения, широко используются разнообразные технические средства: схемы, плакаты, персональные компьютеры.


Методические указания для студентов

Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являются лекции и семинарские занятия. Студент не имеет права пропускать занятия без уважительных причин, в противном случае он может быть не допущен к зачету.

На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции студент должен внимательно слушать и конспектировать материал.

Изучение наиболее важных тем или разделов учебной дисциплины завершают семинарские занятия, которые обеспечивают: контроль подготовленности студента; закрепление учебного материала; приобретение опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов.

Семинару предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением материала, полученного на лекциях, и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также литературе, рекомендованной преподавателем.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины, выступать на семинарах с докладами. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов.

Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования, которое организовывается в компьютерных классах по прохождению студентами двух разделов программы, а также по результатам докладов. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и семинарских занятиях.



ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар 1. Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения.

Цель занятия:

  • классифицировать чрезвычайные происшествия природного характера по разным параметрам (масштабам, происхождению и др.) и дать краткую характеристику стихийным бедствиям;

  • ознакомить студентов с последовательностью действий перед, во время и после чрезвычайного происшествия.

Доклад: «Стихийные бедствия, характерные для Российской Федерации».

Вопросы для обсуждения:

  1. Классификация чрезвычайных ситуаций по происхождению, масштабам распространения и тяжести последствий.

  2. Землетрясения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясений.

  3. Оползни, сели, обвалы, лавины и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала.

  4. Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Правила безопасного поведения во время и после ураганов, бури, смерча.

  5. Наводнения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнениях, во время и после наводнений.

  6. Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров.

Семинар 2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения.

Цель занятия: классифицировать чрезвычайные происшествия техногенного характера по разным параметрам (масштабам, происхождению и др.) и дать их краткую характеристику.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие о промышленных авариях и катастрофах. Потенциально опасные объекты.

  2. Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества.

  3. Аварии на радиационно-опасных объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях.

  4. Гидродинамические аварии. Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.


Семинар 3. Чрезвычайные ситуации социального характера.

Цель занятия:

  • дать характеристику основным опасным социальным явлениям;

  • ознакомление с правилами безопасности в случаях нападения, кражи, захвата заложников.

Доклад: «Трагедия на Ходынском поле».

Вопросы для обсуждения:

  1. Общая характеристика опасных ситуаций социального характера.

  2. Роль несовершеннолетних в возникновении опасных ситуаций социального характера. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

  3. Терроризм как реальная угроза безопасности в современном обществе.

  4. Правила поведения для заложников.

  5. Основные источники чрезвычайных ситуаций военного характера – современные средства поражения.

Семинар 4. Организационные основы защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Цель занятия:

  • изучение вопросов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) РФ;

  • ознакомление с организационной структурой и основными задачами МЧС России – федерального органа управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Доклад: «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) РФ».

Вопросы для обсуждения:

1. Защита населения в военное время.

2. Защита населения в военное время.
Семинар 5. История создания Вооруженных Сил России.

Цель занятия:

  • изучить основные этапы становления вооруженных сил Российской Федерации;

  • ознакомиться со структурой современных ВС РФ.

Доклады:

  1. «Военные реформы Ивана Грозного, Петра I, реформа XIX в., создание Советской армии».
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ноу впо «Северо-Кавказский...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Кавказского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск