Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт»





Скачать 436.52 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт»
страница1/3
Дата публикации11.04.2015
Размер436.52 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

ИСТОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В РОССИИ

Учебно-методический комплекс



Ставрополь

2012

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

«Утверждаю»

Ректор НОУ ВПО «СКГИ»

к.ю.н., доцент

________________ А.Р. Саруханян

«___ » _______________ 2012 года


наименование специальности

080109.65 «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ»

КВАЛИФИКАЦИЯ – ЭКОНОМИСТ
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

ИСТОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ


учебно-методическиЙ КОМПЛЕКС
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института.

Протокол № «_1_» от «__29__» __августа_____ 2012 года

Автор-составитель:

Пикалов Дмитрий Владимирович, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин» Северо-Кавказского гуманитарного института

Рецензенты:

Волков А.А.– доктор психологических наук, заведующий кафедрой «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин» Северо-Кавказского гуманитарного института

Кузина С.А., доктор политических наук, профессор кафедры «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин» РЮИ РПА Минюста

Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «История предпринимательства в России» подготовлен на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации. Рассчитан на студентов Северо-Кавказского гуманитарного института, обучающихся по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

© Северо-Кавказский гуманитарный институт, 2012
Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «История предпринимательства в России» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине.

Рабочая программа включает в себя:

  • целевую установку;

  • содержание учебной дисциплины;

  • учебно-методическое обеспечение дисциплины;

  • требования к уровню освоения программы и формы промежуточного контроля.


ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

Целевая установка преподавания учебной дисциплины «История предпринимательства в России» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности выпускника экономического факультета СКГИ.

Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать необходимыми универсальными и профессиональными качествами.

Содержание обучения в Институте по дисциплине «История предпринимательства в России» строится в соответствии с основными видами и задачами профессиональной деятельности специалиста по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту.

Курс предусмотрен учебным планом института для студентов, обучающихся по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», и является базовым курсом гуманитарного и социально-экономического цикла.

Цель дисциплины: дать студентам представление о зарождении и становлении отечественного предпринимательства, его связи с законодательной и политической средой в различные исторические периоды.

Место дисциплины в профессиональной подготовке находится в сфере формирования современного экономического мышления для более глубокого изучения общетеоретических и профессиональных дисциплин.

Основными формами изучения дисциплины являются лекции, семинарские занятия, консультации и самостоятельная работа студентов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Распределение учебного материала по темам
Раздел 1. ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Понятие «предпринимательство». Место категории «предпринимательство» в экономической теории и литературе.

Формы собственности на Руси в IX–ХII вв. и их влияние на развитие товарно-денежных отношений. Совершенствование орудий труда и системы экономических отношений.

Ремесло периода Киевской Руси как основа формирования предпринимательства. Становление новых, сложных форм производства: подрядов и артелей. Их влияние на развитие отечественного производства. Появление людей имеющих и организаторские и предпринимательские способности. Становление класса предпринимателей.

Влияние ростовщического и купеческого капитала на развитие производительных сил Киевской Руси. Транзитная торговля Руси как одно из главных экономических условий формирования купеческого предпринимательства. Купечество и его источники в X–XIV вв. Профессиональные объединения купцов. Развитие кредитных отношений

и ростовщическое предпринимательство. Становление класса предпринимателей в сфере торговли и финансов.

Свод законов «Русская правда» и его значение для формирования предпринимательства на Руси.
ТЕМА 2. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП СТАНОВЛЕНИЯ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ (XV–XVII)

Конец эпохи феодальной раздробленности Руси (XV век). Установление экономических связей между частями объединенного российского государства. Возникновение условий для формирования торгового и производственного пространства. Закрепление крепостного права.

Оброк и вовлечение сельского хозяйства в систему торгово-денежных отношений. Развитие народных промыслов и их специализация. Предпринимательство в металлургии и роль иностранных специалистов. Скупщики металла. Центры формирования текстильных кожевенных промыслов.

Первые частные предприниматели: Строгановы, Морозовы, Светешников, Гурьев. Сочетание производства и оптовой торговли в предпринимательстве. Развитие текстильного производства, создание новых видов производства. Солеваренный промысел и возникновение первых монополий. Развитие торгового предпринимательства. Развитие

предпринимательства и господство натуральных отношений. Роль монастырей в развитии предпринимательства. Становление государственного предпринимательства. Основные категории предпринимателей.

Торговые отношения России с Европой в XVII веке.

Экономическое развитие российского купечества в XVI–XVII вв.

Шорины. Взаимоотношения и взаимодействие купечества и государства в период объединения русских земель в XV – начале XVI вв. Иван Грозный и купечество.
Раздел 2. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ДОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД ТЕМА 3. РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В МАНУФАКТУРНЫЙ ПЕРИОД
Социальный состав, экономическая деятельность и общественная позиция предпринимателей конца XVII в.

Первые мануфактуры в России XVII века. Государственное мануфактурное производство. Расширение применения наемного труда на частных мануфактурах. Развитие мануфактуры в военном производстве. Зарождение доменного производства. Развитие торговли как основного вида предпринимательства на Руси XVII–XVIII веков. Формирование купеческого сословия. Основные направления и формы купеческой торговли. Государственное торговое предпринимательство.

Петр I и дальнейшее развитие российской мануфактуры. Торговцы и промышленники эпохи Петра I. Гильдии и цехи. «Купеческая» политика Екатерины II. Дворянство в предпринимательстве.

Взаимоотношение государства и предпринимателей в XVIII веке.

Развитие горно-металлургического предпринимательства в XVIII веке.

Демидовы. Предпринимательство в текстильной промышленности.

Развитие остальных отраслей цензовой промышленности: кожевенной,

галантерейной, бумажной, фарфоровой, пищевой, химической и лесохимической. Использование крепостного труда на мануфактурах.

Роль иностранных предпринимателей развитии российской экономики.

ТЕМА 4. РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРИОД

КРИЗИСА КРЕПОСТНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Усиление экономической мощи купечества. Возрастание роли европейских предпринимателей. Дворянство и купечество в борьбе за промышленной производство. Борьба купечества с крестьянской торговлей. Состав предпринимателей к началу XIX в. Развитие предпринимательства и существование крепостного права. Мелкие предприниматели города. Крестьянское предпринимательство.

Экономическая и юридическая свобода как важнейшее условия развития предпринимательства. Морозовы, Гучковы, Рябушинские.

Зарождение банковской системы России. Отечественное предпринимательство и таможенная политика российского государства. Государственная поддержка предпринимательства. Возникновение новых отраслей промышленности. Акционерная форма предприятий и ее роль в развитии предпринимательства. Предпринимательство помещиков.

Техническое перевооружение отечественной промышленности. Развитие предпринимательства в кустарных промыслах на основе наемного труда. Взаимоотношения предпринимателей и власти в первой половине XIX века. Поддержка частного предпринимательства и администрирование хозяйственной жизни. Противоречие между развитием капиталистических отношений в России и существованием крепостного права. Община и развитие предпринимательства в сельском хозяйстве.

Старообрядческое предпринимательство: его роль, факторы консолидации и особенности.
Раздел 3. РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО ПЕРИОДА СТАНОВЛЕНИЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В ЦАРСКОЙ РОССИИ

ТЕМА 5. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО НА ЭТАПЕ

ФОРМИРОВАНИЯ БУРЖУАЗНОЙ СИСТЕМЫ

Отмена крепостного права на Руси. Формирование нового класса буржуазии. Законодательство России о торгово-промышленном сословии. Формирование стабильного рынка рабочей силы как условие развития предпринимательства. Предприниматели и «рабочий вопрос».

Развитие акционерной формы предпринимательства. Строительство железных дорог России. Развитие кредитно-финансовой сферы.

Формирование новых экономических районов страны. Новое поколение предпринимателей: Башмаков, Губонин, Мамонтов. Концессия как особая форма увеличения первоначального капитала. Роль казенных заказов в формировании крупных предпринимательских состояний.

Развитие угольной и нефтяной промышленности. Появление специализированных торговых бирж и развитие частного бизнеса. Развитие тяжелой индустрии России: Путилов, Гужон.

Роль российских предпринимателей в развитии отечественной науки и техники. Формирование институтов предпринимательства в России. Экономический кризис начала XX в. и его роль в развитии капитализма в России. Особенности иностранного бизнеса в России.

Внутренний рынок и развитие международных связей России. Отношения между буржуазией и российским государством.

Дисбаланс крупного и мелкого предпринимательства в сопоставлении с Западной Европой.

Собственники и управляющие (менеджеры). Казенное хозяйство: предпринимательство без предприимчивости.

Образовательные и квалификационные особенности предпринимательских групп. Рационализм и традиция в представлениях различных слоев отечественных предпринимателей. Общественно-религиозная деятельность торговцев и промышленников: Рябушинские и Н.А.Бугров.

Формирование предпринимательской культуры. Ее особенность в России. Развитие деловой культуры. Роль предпринимательства в развитии науки, образования и культуры.

Меценатство: Третьяковы. Бахрушины. Ю.С.Нечаев-Мальцов.

С.И.Щукин и И.А.Морозов. Проблема соотношения благотворительности и создания социальной промышленной инфраструктуры.

Староверы и интеллигенция в российском предпринимательстве:

трансформация предпринимательского менталитета в последней четверти XIX в. и диффузия российской деловой культуры. Традиционализм и «чувство хозяина».
ТЕМА 6. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В УСЛОВИЯХ СУЩЕСТВОВАНИЯ МОНОПОЛИЙ

Объективные предпосылки формирования монополий в России.

Мировой кризис начала XX в. и российская экономика. Первые монополистические объединения в России: Манташев. Специфика монополистических объединений в нефтяной отрасли: Тагиев. Синдикаты.

Отношение российского государства к синдикатам. Доля первых синдикатов в промышленном производстве. Причины появления трестов.

Рябушинский. Третьяков.

Новая роль банков и банковских объединений. Образование финансовых групп. Условия формирования межотраслевых корпораций.

Монополистические объединения в табачной промышленности. Развитие фермерского предпринимательства. Община и развитие предпринимательства в сельской местности. Формирование нового сословия предпринимателей в сельском хозяйстве. Отношения между предпринимателями и государством в начале XX в.
Раздел 4. РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛСТВА В СОВЕТСКОМ И ПОСТСОВЕТСКОМ ОБЩ0ЕСТВЕ
ТЕМА 7. МЕСТО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Основные направления преобразований в экономике страны после

Октябрьской революции. Первые экономические преобразования. Продналог и продразверстка. Государство и экономика 1918–1920 гг. Появление новой экономической политики (НЭП). Развитие товарооборота между городом и деревней. Материальные стимулы и их роль в восстановлении промышленности страны. Сохранение товарно-денежных отношений – как основа предпринимательства. Особенности предпринимательства 20-х годов. Государственное, государственно-капиталистическое, кооперативное и мелкое предпринимательство. Ограничения для частного предпринимательства со стороны государства. Формы государственного предпринимательства в 20-х годах. Развитие кооперации в деревне.

Индустриализация страны. Советская экономика после индустриализации. Развитие планового хозяйства. Развитие административного планирования как условие резкого сокращения сферы деятельности для предпринимательства. Специфика предпринимательства в советский период. Сохранение товарно-денежных отношений. Личные подсобные хозяйства как материальная основа мелкого предпринимательства в советское время.

Кооперативы на селе и в торговле. Роспотребкооперация. Их роль в сохранении предпринимательства в сфере производства. Советское предпринимательство на уровне руководителя отдельного предприятия и организации.

Предпринимательство и функция управления в советской экономике.
ТЕМА 8. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ

Кризис экономики СССР 80-х гг. Закон 1987 г. об индивидуальной трудовой деятельности и Закон 1988 г. «О кооперации в СССР» как основа развития постсоветского предпринимательства. Переход от плановых к рыночным методам ведения хозяйства. Развитие зарубежных экономических связей. Создание совместных предприятий.

Дальнейшее формирование юридических и экономических основ развития российского предпринимательства. Процесс «первоначального накопления капитала». Приватизация государственной собственности. Переход экономики на рыночные начала. Формирование нового класса предпринимателей в России и его особенность. Место и роль среднего и мелкого предпринимательства.

Роль предпринимательства современной экономике России.

Монополистические тенденции. Современные российские олигархи.

Проблема амнистии капиталов крупных предпринимателей. Противоречия в отношениях крупного капитала и государственной власти в России.

Основные тенденции развития бизнеса в отечественной экономике.
Распределение часов дисциплины по темам и видам занятий

Тематический план учебной дисциплины
очной формы обучения


Темы дисциплины

Количество часов

Всего

Лекции

Семинары

(практические занятия)

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

1-й семестр

Раздел 1.Зарождение и становление российского предпринимательства













Тема I. Экономические условия зарождения предпринимательства

16

4

4

8

Тема 2. Начальный этап становления предпринимательства в России (XV–XVII)

8

2

2

4

Раздел 2. Развитие российского предпринимательства в дореформенный период













Тема 3. Российское предпринимательство в мануфактурный период

12

4

2

6

Тема 4. Роль предпринимательства в период кризиса крепостнической системы

16

4

4

8

Раздел 3. Российское предпринимательство периода становления капиталистических отношений в царской России













Тема 5. Предпринимательство на этапе формирования буржуазной системы

14

4

4

6

Тема 6. Развитие российского предпринимательства в условиях существования монополий.

16

4

4

8

Раздел 4. Роль предпринимательства в советском и постсоветском обществе.













Тема 7. Место предпринимательства в советской экономике

10

2

2

6

Тема 8. Особенности развития предпринимательства в условиях перехода к рыночным отношениям

16

4

4


8

Всего по дисциплине

108

28

26

54



Тематический план учебной дисциплины
заочной полной формы обучения (6 лет)



Темы дисциплины

Количество часов

Всего

Лекции

Семинары

(практические занятия)

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

1-й семестр

Раздел 1.Зарождение и становление российского предпринимательства













Тема I. Экономические условия зарождения предпринимательства

12








12

Тема 2. Начальный этап становления предпринимательства в России (XV–XVII)

14

2





12

Раздел 2. Развитие российского предпринимательства в дореформенный период













Тема 3. Российское предпринимательство в мануфактурный период

12







12

Тема 4. Роль предпринимательства в период кризиса крепостнической системы

16

2

2


12

Раздел 3. Российское предпринимательство периода становления капиталистических отношений в царской России












Тема 5. Предпринимательство на этапе формирования буржуазной системы

14

2

2


10

Тема 6. Развитие российского предпринимательства в условиях существования монополий.

12








12

Раздел 4. Роль предпринимательства в советском и постсоветском обществе.













Тема 7. Место предпринимательства в советской экономике

14







14

Тема 8. Особенности развития предпринимательства в условиях перехода к рыночным отношениям

14

2





12

Всего по дисциплине

108

8

4

96


Тематический план учебной дисциплины
заочной сокращенной формы обучения (3 года)



Темы дисциплины

Количество часов

Всего

Лекции

Семинары

(практические занятия)

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

1-й семестр

Раздел 1.Зарождение и становление российского предпринимательства













Тема I. Экономические условия зарождения предпринимательства

14








14

Тема 2. Начальный этап становления предпринимательства в России (XV–XVII)

12








12

Раздел 2. Развитие российского предпринимательства в дореформенный период













Тема 3. Российское предпринимательство в мануфактурный период

14







14

Тема 4. Роль предпринимательства в период кризиса крепостнической системы

12








12

Раздел 3. Российское предпринимательство периода становления капиталистических отношений в царской России












Тема 5. Предпринимательство на этапе формирования буржуазной системы

14








14

Тема 6. Развитие российского предпринимательства в условиях существования монополий.

14

2





12

Раздел 4. Роль предпринимательства в советском и постсоветском обществе.













Тема 7. Место предпринимательства в советской экономике

14







14

Тема 8. Особенности развития предпринимательства в условиях перехода к рыночным отношениям

14




2


12

Всего по дисциплине

108

2

2

104


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Методические рекомендации для преподавателя
Дисциплина «История предпринимательства в России» является одной из дисциплин базовой части гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП. Она преподается студентам первого курса, не имеющим большого опыта обучения в высших учебных заведениях, поэтому одна из основных задач преподавателя – помочь студентам учиться в новых для них условиях.

При проведении первых лекций необходимо обратить особое внимание на доступность материала и темп его изложения (возможность конспектирования), дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль усвоения пройденного материала.

При проведении практических занятий преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные проблемные вопросы. После заслушивания докладов студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности (ошибки), дать рекомендации по подготовке к следующим докладам. Доклады, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, рекомендуется заслушивать в середине занятия. При подведении итогов обсуждения намеченных вопросов преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.

В целях контроля уровня подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике преподаватель в ходе практических занятий может проводить контрольные работы.

Практическое занятие может включать в себя элементы индивидуального собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов; давать соответствующие рекомендации; в случае необходимости помочь студенту составить индивидуальный план работы по изучению учебной дисциплины.

При изложении материала преподаватель должен обеспечить структурирование большого объема теоретического материала таким образом, чтобы студентам и слушателям удалось сформировать в сознании целостную, обобщенную модель государственного регулирования экономики.
Методические указания для студентов
Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины «История предпринимательства в России» являются лекции и практические занятия. Студент очной и очно-заочной форм обучения не имеет права пропускать без уважительных причин аудиторные занятия, в противном случае он может быть не допущен к зачету.

На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции студент должен внимательно слушать и конспектировать лекционный материал.

Завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины практические занятия. Они служат для контроля преподавателем уровня подготовленности студента; закрепления изученного материала; развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений по социологической проблематике; приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов.

Практическому занятию предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением лекционного материала и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также в литературе, рекомендованной преподавателем. По согласованию с преподавателем или его заданию студент может подготовить доклады по отдельным темам дисциплины. Примерные темы докладов, рефератов и вопросов для обсуждения приведены в настоящих методических указаниях.

Практические занятия могут проводиться и в форме учебных конференций. Конференция включает в себя выступления студентов с подготовленными докладами по отдельным темам курса. Желательно предварительно представить текст доклада преподавателю для ознакомления.

Качество учебной работы студентов преподаватель может оценивать, выставляя текущие оценки в рабочий журнал. Студент имеет право ознакомиться с выставленными ему оценками.

Важным видом работы студента при изучении дисциплины «История предпринимательства в России» является самостоятельная работа.

Самостоятельная работа должна носить творческий и планомерный характер. Нельзя опираться только на тот материал, который был озвучен в ходе лекций или практических занятий, необходимо закрепить его и расширить в ходе самостоятельной работы. Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», т. е. предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции.

Ошибку совершают те студенты, которые надеются освоить весь материал только за время подготовки к зачету. Опыт показывает, что уровень знаний у таких студентов, как правило, является низким, а главное – недолговечным.

В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. Они могут быть как индивидуальными, так и в составе учебной группы. С графиком консультаций преподавателей можно ознакомиться на кафедре.

Для студентов, обучающихся по заочной форме обучения, самостоятельная работа является основным видом работы по изучению дисциплины. Она включает изучение материала установочных занятий и рекомендованной литературы, выполнение заданий преподавателя (домашних контрольных заданий, рефератов).

Самостоятельную работу по изучению дисциплины «История предпринимательства в России» целесообразно начинать с изучения установленных требований к знаниям, умениям и навыкам, ознакомления с темами дисциплины в порядке, предусмотренном учебной программой. Получив представление об основном содержании темы, необходимо изучить ее по учебнику, придерживаясь рекомендаций преподавателя по методике работы над учебным материалом, данных в ходе установочных занятий.

Полезно ознакомиться с первоисточниками (или извлечениями из них), то есть работами выдающихся социологов. При желании или по рекомендации преподавателя можно составить их краткий конспект.

Список тем письменных творческих работ (эссе и презентаций) и докладов предлагается студентам в начале учебного года. Студент вправе выбрать тему из данного списка или предложить свою (согласовав с преподавателем). Не разрешается представлять одну и ту же работу более чем по одному предметному курсу.

Требования к набранным на компьютере творческим работам: двойной интервал, кегль -14, цитирование и сноски в соответствии с принятыми стандартами, тщательная выверенность грамматики, орфографии и синтаксиса. Текст эссе должен быть от 8 до 10 страниц.

Презентация от 10 до 15 слайдов. Творческая работа не должна быть ни в коем случае реферативного, описательного характера, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно выявить их аналитические способности. То же касается и устного выступления-доклада, который должен представлять собой не пересказ чужих мыслей, а попытку самостоятельной проблематизации и концептуализации определенной, достаточно узкой и конкретной темы, связанной с той или иной проблемой государственного регулирования экономики.

Все имеющиеся в творческой работе (эссе) сноски тщательно выверяются и снабжаются «адресами». Не допустимо включать в свою работу выдержки из работ других авторов без указания на это, пересказывать чужую работу близко к тексту без отсылки к ней, использовать чужие идеи без указания первоисточника. Это касается и источников, найденных в Интернет, Необходимо указывать полный адрес сайта. Все случаи плагиата должны быть исключены. В конце работы дается исчерпывающий список всех использованных источников.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ноу впо «Северо-Кавказский...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск