Скачать 355.97 Kb.
|
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» «Утверждаю» Ректор НОУ ВПО «СКГИ» к.ю.н., доцент ____________ А.Р. Саруханян «___ » ___________ 2012 года НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 080100.62 – ЭКОНОМИКА КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – БАКАЛАВР ЭКОНОМИКИ Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ учебно-методическиЙ КОМПЛЕКС Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт». Протокол № «_1_» от «__29__» __августа_____ 2012 года Автор-составитель: Е.А.Носова – кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа, аудита НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт». Рецензенты: Ю.Р.Туманян, доктор экономических наук, профессор, ГОУВПО Ставропольский Государственный Технический Университет И.А.Новикова, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа, аудита НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт» Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Анализ финансовой отчетности» подготовлен на основе требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100.62 «Экономика». УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации. Рассчитан на студентов НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт», обучающихся по направлению подготовки бакалавров экономики. © НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт», 2012 Рабочая программа учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины «Анализ финансовой отчетности» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине. Рабочая программа включает в себя:
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Анализ финансовой отчетности» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности бакалавра – выпускника НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт». Курс «Анализ финансовой отчетности» является аналитической дисциплиной и входит в число специальных экономических дисциплин по государственному образовательному стандарту. Целями изучения дисциплины «Анализ финансовой отчетности» является глубокое ознакомление с составом и содержанием финансовой отчетности, ее показателями, методами и приемами прочтения финансовых отчетов; оценка качества и достаточности данных; овладение методикой анализа показателей важнейших статей и результатов финансовой отчетности, составления аналитического и прогнозного балансов; использование результатов анализа финансовой отчетности в процессе разработки оперативных и стратегических планов и управленческих решений организации. Изучение дисциплины обеспечивает реализацию требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области анализа финансовой отчетности организации по следующим вопросам:
- использование результатов анализа финансовой отчетности в процессе стратегического и текущего управления. Дисциплина «Анализ финансовой отчетности» дает возможность овладеть методикой комплексной оценки и анализа финансового состояния и финансовой устойчивости организации. Дисциплина является одной из ключевых в системе курсов аналитических дисциплин. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Распределение учебного материала по темам ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ И ИНСТРУМЕНТЫ АНАЛИЗА БУХГАЛТЕРСКОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ Предмет, объекты, субъекты, цель и задачи анализа финансовой отчетности. Информационное, организационное и методическое обеспечение анализа финансовой отчетности. Формирование аналитической информации для различных групп пользователей. Обеспечение сопоставимости данных. Основные направления и этапы проведения анализа финансовой отчетности. Методы и приемы анализа финансовой отчетности. Вертикальный и горизонтальный анализ. Сравнительно-аналитический баланс. Метод коэффициентов. Чтение баланса. ТЕМА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА Значение и функции бухгалтерского баланса организации в рыночной экономике. Баланс как денежный измеритель состояния хозяйства на определенный момент. Отражение в бухгалтерском балансе совокупности имущественных отношений хозяйствующего субъекта. Анализ состава и структуры актива бухгалтерского баланса и оценка имущественного положения организации. Анализ состава и оценки структуры пассива бухгалтерского анализа. Анализ состава, структуры и динамики собственного капитала и приравненных к нему источников средств организации. Анализ и оценка ликвидности бухгалтерского баланса организации. Группировка активов по степени их ликвидности и пассивов по срочности их оплаты. Анализ платежеспособности предприятия. Система показателей оценки неудовлетворительной структуры бухгалтерского баланса. Анализ финансовой устойчивости и факторов, влияющих на нее. Анализ обеспеченности собственными оборотными средствами (СОС). Типы финансового состояния. Анализ оборачиваемости капитала и факторы, влияющие на нее. Факторный анализ оборачиваемости. Обобщение итогов анализа бухгалтерского баланса организации. Разработка предложений и рекомендаций по оптимизации соотношения собственного и заемного капитала, их состава и структуры, сокращению неликвидных активов, ускорению оборачиваемости активов и повышению финансовой устойчивости организации. ТЕМА 3. ФОРМИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ОТЧЕТА О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ Значение и целевая направленность отчета о прибылях и убытках в рыночной экономике. Назначение и порядок составления формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Схемы построения отчета о прибылях и убытках в отечественных и международных стандартах, взаимосвязь с налоговыми расчетами. Анализ доходов, расходов и формирования финансовых результатов организации, их отражение в отчете о прибылях и убытках. Анализ структуры доходов и расходов от обычной деятельности. Анализ прочих доходов и расходов. Анализ рентабельности. Система показателей. Обобщение результатов анализа, их экономическая интерпретация и выявление резервов роста прибыли и повышения уровня рентабельности хозяйствования организации. ТЕМА 4. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ И МЕТОДИКА АНАЛИЗА ОТЧЕТА ОБ ИЗМЕНЕНИИ КАПИТАЛА Содержание и порядок составления формы № 3 «Отчет об изменениях капитала»; экономическое содержание и назначение показателя «чистые активы», включенного в справки к форме № 3. Взаимоувязка показателей формы № 3 с бухгалтерским балансом. Анализ состава, структуры собственного капитала предприятия и образованных резервов. Анализ движения капитала. Анализ чистых активов предприятия. ТЕМА 5. ЗАПОЛНЕНИЕ ОТЧЕТА О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ И АНАЛИЗ ЕГО ДАННЫХ Особенности составления Отчета о движении денежных средств, его модели и содержание. Основные причины, вызывающие необходимость составления Отчета о движении денежных средств в отечественной практике. Анализ денежных потоков от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Оценка структуры денежных средств по видам деятельности. Анализ и оценка поступления денежных средств по видам деятельности организации и статьям притока (получения) денежных средств (прямой метод). Анализ и оценка целесообразности расходования денежных средств по видам деятельности и статьям их использования. Анализ денежных средств косвенным методом. Обобщение результатов анализа, их экономическая интерпретация и выявление резервов улучшения расчетно-платежных взаимоотношений с клиентами, покупателями и заказчиками, дебиторами и кредиторами, обеспечивающего, в конечном итоге, укрепление платежеспособности и финансовой устойчивости организации. ТЕМА 6. СОСТАВЛЕНИЕ И АНАЛИЗ ПРИЛОЖЕНИЯ К БУХГАЛТЕРСКОМУ БАЛАНСУ Содержание и порядок составления формы № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу». Состав показателей, отражаемых в разделах формы № 5, их экономическое содержание и назначение. Взаимоувязка показателей формы № 5 с бухгалтерским балансом. Анализ амортизируемого имущества. Анализ состава, структуры, движения и эффективности использования основных средств предприятия. Обобщение результатов анализа, их экономическая интерпретация и выявление резервов улучшения расчетно-платежных взаимоотношений с клиентами, покупателями и заказчиками, дебиторами и кредиторами, обеспечивающего, в конечном итоге, укрепление платежеспособности и финансовой устойчивости организации. ТЕМА 7. РОЛЬ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ В ПОВЫШЕНИИ АНАЛИТИЧНОСТИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ Раскрытие финансовой информации. Проблемы обоснования критерия существенности информации в отечественной и международной практике. Раскрытие учетной политики. Учетная политика как элемент финансовой политики. Влияние выбранных принципов учетной политики на структуру бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Влияние изменений в учетной политике на финансовое положение предприятия, оцениваемое по данным отчетности. Необходимость раскрытия таких изменений в пояснительной записке. Раскрытие информации об изменениях в условиях функционирования организации: изменение условий рынка, партнеров, кредитной политики, валютной ситуации. Оценка деловой активности организации, востребованности ресурсов организации и тенденций изменения состава внеоборотных активов и материальных запасов. Использование выводов анализа для обоснования тенденций развития организации. ТЕМА 8. АНАЛИЗ СЕГМЕНТАРНОЙ ОТЧЕТНОСТИ Выделение ключевых инструментов анализа. Теоретические основы принципов анализа и их практическое применение. Сравнительный анализ. Оценка сегмента бизнеса с использованием основных инструментов анализа. Расчет показателя МАТ. Определение динамики сегментов бизнеса. Показатель сегментарного роста, или ранжирования сегментов по темпам роста, для оценки внутренней и внешней деятельности предприятия. Решение практической задачи на использование инструментов анализа при оценке сегментов бизнеса. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ. Тематический план учебной дисциплины очной формы обучения (4года обучения)
Тематический план учебной дисциплины заочной формы обучения (срок обучения 5 лет)
Тематический план учебной дисциплины заочной сокращенной формы обучения (срок обучения 3 года)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Методические рекомендации для преподавателя Дисциплина «Анализ финансовой отчетности» играет важную мировоззренческую и методологическую роль в системе подготовки бакалавра экономики. Целеполагающей задачей преподавания курса «Анализ финансовой отчетности» является формирование у студентов научного структурированного представления об экономической сфере жизни общества. Понимание будущим специалистом любой профессии, тем более экономистом, объективных законов и закономерностей, которые отражают многообразные связи (отношения) между людьми на различных уровнях хозяйствования, представляется значимым элементом системы общеобразовательных знаний. Эти знания являются теоретической базой для дальнейшего изучения будущими специалистами- экономистами необходимой экономической информации, для осознанного понимания экономических и социальных явлений в обществе, для принятия теоретически обоснованных организационных и управленческих решений. Учитывая определенную сложность понимания ряда экономических категорий и их определений, различный уровень развития абстрактного мышления слушателей, целесообразно в процессе обучения использовать различные приемы и методы активизации мыслительной деятельности для повышения результативности проведения учебных занятий: проблемное изложение содержания лекционного материала, использование методов аналогии и сравнений, наглядное структурирование информации с помощью технических средств обучения и видеолекций и другие методы. Полезным может оказаться прием предварительной самоподготовки студентов к восприятию нового лекционного материала по разработанному преподавателем плану и рекомендованному списку литературных источников. Это позволит в аудиторное время более эффективно проработать теоретический материал, дискутируя со студентами. В целом самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время – крайне важная составляющая обучения. Приемами организации самостоятельной работы и повышения ее результативности могут стать задания преподавателя по разработке студентами структурно-логических схем по тем или иным вопросам курса, описание конкретных экономических ситуаций – кейсов, выполнение тестов и задач. Вышеназванные и другие приемы и методы обучения апробированы с точки зрения активизации мыслительной деятельности и развития навыков познания. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Для ознакомления с основными положениями темы необходимо изучить материалы лекций с использованием дополнительной литературы. В лекциях рассмотрены система финансового контроля и аудита в Российской Федерации, вопросы истории ревизии: виды и методы контроля, цели и задачи контролирующей деятельности. Для закрепления полученных знаний следует выполнить ситуационные задачи. Кратко изложить свою позицию по поставленной задаче и обосновать ее, руководствуясь изученным материалом. Основными видами аудиторной работы студентов, обучающихся по программе бакалавриата, являются лекции и практические (семинарские) занятия. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации к самостоятельной работе. Обязанность студентов – внимательно слушать и конспектировать лекционный материал. Студент, в будущем выпускник вуза, должен обладать навыками самостоятельной работы с научной информацией. Закрепление и углубление знаний, полученных на теоретических занятиях, требует систематической работы на семинарских/практических занятиях и во внеаудиторное время. Обучающийся должен стремиться к активному участию в процессе проведения практических занятий. Продуктивность совместной работы студентов и преподавателя на семинаре в значительной мере зависит от степени подготовленности и ориентированности студентов на получение знаний. Семинары по данной дисциплине предусмотрены по ряду тем курса, указанных в тематике планов семинарских занятий. Студенту важно усвоить, что семинарские/практические занятия – это важнейший элемент образовательного процесса. Наряду с развитием умственных способностей и накоплением знаний в ходе проведения этих занятий формируются необходимые будущему специалисту навыки работы с научной информацией, формируются необходимые поведенческие качества: ответственность и трудолюбие, дисциплинированность, прилежание, пунктуальность, настойчивость, предприимчивость, креативность. Важна систематичность и непрерывность изучения любой дисциплины, в том числе экономической теории. Эффективная организация самоподготовки, перемежающейся с консультациями преподавателя, поиск дополнительной информации по различным проблемам курса, выполнение реферативных работ, составление структурно-логических схем позволяют осваивать дисциплину «Формирование и анализ финансовой отчетности» в логической последовательности и структурированности ее содержания. Итоги работы на лекциях и семинарских занятиях, уровень понимания и способности к познанию предмета проявляют себя в умении дискутировать, находить необходимую аргументацию, предлагать собственные решения той или иной проблемы. В этом плане методически оправданным является применение кейс-метода на семинарских занятиях и для самостоятельной работы во внеаудиторное время. По своему содержанию данный метод представляет собой обсуждение в фокус-группах конкретной ситуации (проблемы) социально-экономического содержания с последующим отбором оптимальных подходов к ее решению. При изучении узловых вопросов дисциплины студенту предлагается выбрать тему доклада/реферата, подобрать и изучить соответствующую данной теме литературу и составить план написания реферата. После обсуждения с преподавателем структуры работы и формулирования вопросов плана студент самостоятельно разрабатывает выбранную проблему, выступая впоследствии на занятии, либо участвуя в проведении научных студенческих и вузовских конференций. На занятиях по экономической тематике осуществляется текущий контроль знаний в форме экспресс-опроса на лекции или на семинаре, контрольных работ в виде тестов и решения задач, описания конкретных экономических ситуаций. Итоговая оценка знаний студента является комплексной, учитывающей отношение к учебе, заинтересованный, творческий подход. Формой итогового контроля усвоенной научной информации и приобретенных навыков ее использования является экзамен в устной или письменной форме, в том числе с использованием ЭВМ для выполнения тестов. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ |
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский... | Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский... | ||
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский... | Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский... | ||
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский... | Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский... | ||
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский... | Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский... | ||
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский... | Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ноу впо «Северо-Кавказский... | ||
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский... | Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного... | ||
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного... | Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного... | ||
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного... | Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Кавказского... |