Скачать 420.86 Kb.
|
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» УЧЕТ ЗАТРАТ, КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ, БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЯХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» «Утверждаю» Ректор НОУ ВПО «СКГИ» к.ю.н., доцент ______________ А.Р. Саруханян «___ » ______________ 2012 года НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 080100.62 – Экономика КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – БАКАЛАВР ЭКОНОМИКИ Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита Учет затрат, калькулирование, бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы учебно-методическиЙ КОМПЛЕКС Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт». Протокол № «_1_» от «_29_» __августа____ 2012 года Автор-составитель: О.В. Ельчанинова, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт». Рецензенты: Е.И. Костюкова, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедры бухгалтерского управленческого учета ГОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет»; И. А. Новикова, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт»; Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Учет затрат, калькулирование, бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы» подготовлен на основе требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100.62 «Экономика». УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации. Рассчитан на студентов НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт», обучающихся по направлению подготовки бакалавров экономики. © НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт», 2012 Рабочая программа учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины «Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине. Рабочая программа включает в себя:
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности бакалавра – выпускника НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт». Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые общекультурные и профессиональные компетенции и успешно работать в избранной сфере деятельности. Содержание обучения в Институте по дисциплине «Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы» строится в соответствии с основными видами и задачами профессиональной деятельности бакалавра экономики. Цель дисциплины: изучение теоретических основ и механизма учетно- аналитического обеспечения деятельности организации для целей управленческого учета. Задачи учебной дисциплины: формирование у студентов базовых комплексных знаний и практических навыков в области управленческого и отчетности; развитие у студентов навыков по заполнению и анализа форм управленческой отчетности в сфере предпринимательства. Содержание учебной дисциплины «Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы» способствует интегрированию знаний по предпринимательству, анализу, учету и налогообложению организаций, формированию комплексного подхода в изучении специальных дисциплин. После изучения данной учебной дисциплины студент должен: Знать: проблемы внедрения управленческого учета, стандарты, правила и рекомендации, современные технологии управления, основы бюджетирование и контроль затрат. Уметь: самостоятельно осуществлять текущее аналитическое обеспечение предпринимательства для целей управленческого учета в организации, проводить расчеты по анализу и планированию управленческого учета, использовать приемы оптимизации ведения управленческого учета. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Распределение учебного материала по темам
Тема 1. Учет затрат, их классификация, поведение 1. Понятие о затратах 2. Классификация затрат для определения себестоимости, оценки запасов и получения прибыли 3. Классификация затрат для принятия решений и планирования 4. Классификация затрат для контроля и регулирования 5. Классификация производственных затрат 6. Состав затрат включаемых в себестоимость сельскохозяйственной продукции Тема 2. Основы калькулирование себестоимости продукции 1. Понятие себестоимости, состав и виды 2. Принципы калькулирования, объекты калькулирования 3. Калькуляционные единицы 4. Способы и методы калькулирования Тема 3. Особенности учета вспомогательных производств 1.Общие положения по учету вспомогательных производств в с.-х. организациях 2.Учет ремонта основных средств 3. Учет расходов по эксплуатации МТП 4.Учет затрат и исчисление себестоимости услуг автотранспорта 5. Учет затрат и исчисление себестоимости услуг гужевого транспорта
Тема 4. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование себестоимости продукции растениеводства 1 .Методологические основы и задачи учета в растениеводстве 2. Объекты и статьи учета затрат 3. Учет затрат в незавершенном производстве 4. Организация первичного учета затрат 5. Синтетический учет затрат и выхода продукции растениеводства 6. Калькулирование себестоимости продукции растениеводства 7. Учет затрат и исчисление себестоимости продукции зерновых культур 8. Учет затрат и исчисление себестоимости кормовых культур Тема 5 Учет затрат, калькулирование и бюджетирование себестоимости продукции животноводства 1. Общие принципы учета продукции животноводства 2. Объекты и статьи затрат в животноводстве 3. Первичный учет затрат и выход продукции животноводства 4. Синтетический и аналитический учет в животноводстве 5. Исчисление себестоимости продукции КРС 6. Исчисление себестоимости продукции свиноводства 7. Исчисление себестоимости продукции овцеводства 8. Исчисление себестоимости продукции птицеводства 9. Исчисление себестоимости продукции пчеловодства Тема 6. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование себестоимости продукции промышленных производств 1. Организация промышленных производств 2. Первичный учет затрат и выхода продукции 3. Организация синтетического и аналитического учета затрат 4. Учет простейшей переработки продукции 5. Учет в мукомольном производстве 6. Учет переработки молока 7. Учет переработки овощей и плодов 8. Учет в кирпично-черепичном производстве 9. Учет в лесопильном производстве Тема 7. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование себестоимости услуг в обслуживающий производствах и хозяйствах 1. Особенности учета затрат 2. Первичный учет затрат 3. Синтетический и аналитический учет 4. Учет доходов и расходов ЖКХ 5. Учет в предприятиях общественного питания 6. Учет затрат в детских дошкольных учреждениях 7. Учет затрат в производствах бытового обслуживания
Тема 8. Особенности учета затрат, калькулирования и бюджетирования себестоимости продукции на хлебопекарных предприятиях Тема 9. Особенности учета затрат, калькулирования и бюджетирования себестоимости продукции кондитерских предприятий Тема 10. Особенности учета затрат, калькулирования и бюджетирования себестоимости продукции консервных предприятий Тема 11. Особенности учета затрат, калькулирования и бюджетирования себестоимости продукции в колбасном цехе Тема 12. Бюджетирование и контроль затрат 1. Понятие бюджета, контроль затрат 2. Генеральный бюджет производственного предприятия 3. Статические и гибкие бюджеты РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ Тематический план учебной дисциплины очной формы обучения
Тематический план учебной дисциплины заочной формы обучения
Тематический план учебной дисциплины сокращенной заочной формы обучения
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и семинарские занятия. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на семинарское занятие и указания на самостоятельную работу. Семинарские занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков в области бухгалтерского учета, анализа и аудита, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине. Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий. При подготовке к семинару студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Вопросы для обсуждения, тематика сообщений, литература для подготовки к семинарам указаны в настоящих рекомендациях. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает в конце семинара, выставляя в рабочий журнал текущие оценки. Студент имеет право ознакомиться с ними. Одна из эффективных форм освоения учебного материала – это подготовка сообщений. Сообщение – это самостоятельная работа, анализирующая и обобщающая публикации по заданной тематике, предполагающая выработку и обоснование собственной позиции автора в отношении рассматриваемых вопросов. Подготовка сообщения – достаточно кропотливый труд. Его написанию предшествует изучение широкого круга философских первоисточников, монографий, статей, обобщение личных наблюдений. Работа над сообщением способствует развитию самостоятельного, творческого мышления, учит применять экономические знания на практике при анализе актуальных социальных и правовых проблем. Рекомендуемое время сообщения - 10-12 минут. Одним из основных видов деятельности студента является самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку сообщений, выступления на групповых занятиях, выполнение заданий преподавателя. Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы выбираются студентами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя. Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых. Обязательно следует вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочных занятий. Затем – приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал с помощью учебника. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий данного раздела и включенных в него тем. Затем, как показывает опыт, полезно изучить выдержки из первоисточников – работ выдающихся философов. При желании можно составить их краткий конспект. Обязательно следует записывать возникшие вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно. Особенности в организации самостоятельной работы у студентов, обучающихся по заочной форме обучения. Требования, предъявляемые к студенту ОЗО преподавателем на экзамене, а в дальнейшем работодателем при приеме на работу, не отличаются от таких же требований к студентам и выпускникам ОФО. Это обстоятельство предполагает исключительно серьезное отношение к организации самостоятельной работы и соблюдение студентами заочной формы обучения определенных правил и технологии подготовки. Подготовительный этап. По зачислении на очередной курс следует провести подготовку к началу обучения. Эта подготовка в самом общем включает несколько необходимых пунктов.
Некоторые общие рекомендации по изучению литературы.
Чтение рекомендованной дополнительной научной литературы – это одна из важных частей самостоятельной учебы студента, которая обеспечивает глубокое и прочное усвоение философии. Такое чтение предполагает:
Заключительным этапом изучения учебника, книги или статьи является запись, конспектирование прочитанного. Конспект позволяет быстро восстановить в памяти содержание прочитанной книги. Кроме того, процесс конспектирования организует мысль, которая побуждает читающего к обдумыванию, к активному мышлению, улучшает качество усвоения и запоминания. Запись способствует выработке ясно, четко и лаконично формулировать и излагать мысль. Запись следует вести сжато и обязательно своими словами. Существуют три основные формы записи прочитанного: план, тезисы, конспект. План – самая короткая форма записи прочитанного. Различают план простой и развернутый. Простой план включает перечень заголовков или вопросов, о которых говорится в главе (параграфе или статье), расположенных в том же порядке, что и в книге. Развернутый план – это такой план, в котором каждый вопрос разбит на под вопросы. Тезисы представляют собой запись основных положений и идей, изложенных в книге или статье, и являются более полным раскрытием плана. Конспект – это сжатое логически связанное изложение прочитанного. В конспекте помещаются не только главные положения книги, но и аргументы (цифры, примеры, таблицы и т.д.). Таким образом, самостоятельная работа студентов является одним из видов учебных занятий, она в значительной мере определяет успех обучения в институте. Самостоятельная работа способствует приобретению глубоких и прочных знаний по философии, вырабатывает умение ориентироваться в огромном потоке информации и дает навыки работы с учебной и научной литературой. Самостоятельная работа приучает делать обобщения и выводы, вырабатывает умение логично излагать изучаемый материал, формирует у студентов творческий подход, способствует использованию полученных знаний для разнообразных практических задач, развивает самостоятельность в принятии решений. Особенности работы преподавателя со студентами по индивидуальному графику. Данная форма работы предназначена для студентов, которые по тем или иным причинам не имеют возможности посещать аудиторные занятия (лекции или семинары) и изучают философию самостоятельно с систематической отчетностью по пройденным темам на контрольных собеседованиях. Преподаватель совместно со студентом составляет график индивидуальной работы, включающий основные формы отчетности. Если студент не соблюдает графика прохождения контрольных собеседований или демонстрирует во время их проведения плохие знания, преподаватель вправе лишить его возможности работать по индивидуальному плану. Контрольные собеседования проводит преподаватель, ведущий занятия в студенческой группе. При самостоятельном изучении дисциплины студент руководствуется УМК. Подготовка к экзамену. Изучение дисциплины «Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы» заканчивается экзаменом, который проводится по всему ее содержанию. Форма экзамена устная, предполагает ответы на два теоретических вопроса и решение задачи. К экзамену допускаются студенты, которые систематически, в течение всего семестра работали на занятиях и показали уверенные знания по вопросам, выносившимся на групповые занятия. Непосредственная подготовка к экзамену осуществляется по вопросам, представленным в данном пособии. Тщательно изучите формулировку каждого вопроса, вникните в его суть, составьте план ответа. План ответа желательно развернуть, приложив к нему ссылки на первоисточники с характерными цитатами. Необходимо отметить для себя пробелы в знаниях, которые следует ликвидировать в ходе подготовки, для чего следует обратиться за консультацией к преподавателю. Настоящее учебно-методическое пособие, помимо примерных вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине «Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы», содержит также примерные варианты тестов, которые могут быть предложены в качестве рубежного контроля (промежуточной аттестации). Они же могут использоваться и как материал для аудиторной и самостоятельной работы. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Учет затрат, их классификация, поведение 1. Понятие о затратах 2. Классификация затрат для определения себестоимости, оценки запасов и получения прибыли 3. Классификация затрат для принятия решений и планирования 4. Классификация затрат для контроля и регулирования 5. Классификация производственных затрат 6. Состав затрат включаемых в себестоимость сельскохозяйственной продукции Тема 2. Основы калькулирование себестоимости продукции 1. Понятие себестоимости, состав и виды 2. Принципы калькулирования, объекты калькулирования 3. Калькуляционные единицы 4.Способы и методы калькулирования Тема 3. Особенности учета вспомогательных производств 1.Общие положения по учету вспомогательных производств в с.-х. организациях 2.Учет ремонта основных средств 3. Учет расходов по эксплуатации МТП 4.Учет затрат и исчисление себестоимости услуг автотранспорта 5. Учет затрат и исчисление себестоимости услуг гужевого транспорта 6. Учет затрат и исчисление себестоимости прочих производств и хозяйств Тема 4. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование себестоимости продукции растениеводства 1 .Методологические основы и задачи учета в растениеводстве 2. Объекты и статьи учета затрат 3. Учет затрат в незавершенном производстве 4. Организация первичного учета затрат 5. Синтетический учет затрат и выхода продукции растениеводства 6. Калькулирование себестоимости продукции растениеводства 7. Учет затрат и исчисление себестоимости продукции зерновых культур 8. Учет затрат и исчисление себестоимости кормовых культур Тема 5 Учет затрат, калькулирование и бюджетирование себестоимости продукции животноводства 1. Общие принципы учета продукции животноводства 2. Объекты и статьи затрат в животноводстве 3. Первичный учет затрат и выход продукции животноводства 4. Синтетический и аналитический учет в животноводстве 5. Исчисление себестоимости продукции КРС 6. Исчисление себестоимости продукции свиноводства 7. Исчисление себестоимости продукции овцеводства 8. Исчисление себестоимости продукции птицеводства 9. Исчисление себестоимости продукции пчеловодства Тема 6. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование себестоимости продукции промышленных производств 1. Организация промышленных производств 2. Первичный учет затрат и выхода продукции 3. Организация синтетического и аналитического учета затрат 4. Учет простейшей переработки продукции 5. Учет в мукомольном производстве 6. Учет переработки молока 7. Учет переработки овощей и плодов 8. Учет в кирпично-черепичном производстве 9. Учет в лесопильном производстве Тема 7. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование себестоимости услуг в обслуживающий производствах и хозяйствах 1. Особенности учета затрат 2. Первичный учет затрат 3. Синтетический и аналитический учет 4. Учет доходов и расходов ЖКХ 5. Учет в предприятиях общественного питания 6. Учет затрат в детских дошкольных учреждениях 7. Учет затрат в производствах бытового обслуживания 8. Учет в прочих производствах и хозяйствах Тема 8. Особенности учета затрат, калькулирования и бюджетирования себестоимости продукции на хлебопекарных предприятиях Тема 9. Особенности учета затрат, калькулирования и бюджетирования себестоимости продукции кондитерских предприятий Тема 10. Особенности учета затрат, калькулирования и бюджетирования себестоимости продукции консервных предприятий Тема11. Особенности учета затрат, калькулирования и бюджетирования себестоимости продукции в колбасном цехе Тема 12. Бюджетирование и контроль затрат 1. Понятие бюджета, контроль затрат 2. Генеральный бюджет производственного предприятия 3. Статические и гибкие бюджеты |
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский... | Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский... | ||
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский... | Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский... | ||
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский... | Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ноу впо «Северо-Кавказский... | ||
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский... | Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский... | ||
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский... | Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский... | ||
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский... | Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский... | ||
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального... Утверждено на заседании кафедры экономического анализа и аудита кгфэи (протокол №4 от 26 декабря 2007 г.) | Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального... План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления | ||
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Москва, 2004 г.) | Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального... Математика. Пособие к изучению дисциплины и варианты заданий для контрольных работ. – М.: Мгту га, 2008. 48 с |