Скачать 2.48 Mb.
|
Государственный университет – Высшая школа экономики Высшая школа менеджмента __________________________________________________________________________ Е. В. Савицкая ЭКОНОМИКА ДЛЯ МЕНЕДЖЕРОВ Учебно-методическое пособие для слушателей программы MBA, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и «Финансы» __________________________________________ Москва Бизнес Элайнмент 2010 Серия «Crede experto» Редакционная коллегия серии: Н. И. Берзон, Г. Н. Константинов, И. В. Липсиц, Е. А. Рязанцева, С. Р. Филонович (председатель) Тема 8 написана А. О. Евсеевой Савицкая, Е.В. Экономика для менеджеров [Текст]: учебно-методическое пособие для слушателей программы МВА, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и «Финансы» / Е.В.Савицкая; Гос.ун-т – Высшая школа экономики, Высшая школа менеджмента.- М.: Бизнес Элайнмент, 2010.- 351, [1] с.- (Серия «Crede experto»).- 500 экз.- ISBN 978-5-91296-022-2. "Экономика для менеджеров" - базовый теоретический курс, являющийся неотъемлемой частью широкого круга дисциплин, изучающих деятельность фирмы и рынков. Его целью является развитие экономического мировоззрения в процессе изучения основных понятий и моделей микро- и макроэкономики. Главная особенность данного учебника состоит в том, что понятия и модели экономической теории рассматриваются в контексте прикладных аспектов принятия бизнес решений. В отличие от традиционных учебных пособий по экономической теории, рассчитанных на будущих экономистов-аналитиков, учебник "Экономика для менеджеров" специально предназначен для слушателей программ МВА. Для специалистов, имеющих опыт работы в бизнесе и получающих дополнительное образование в области менеджмента или финансов. УДК-330.1(075) ББК-65.01 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …… Программа курса «Экономика для менеджеров». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. Основные понятия и определения: краткий конспект лекций…………………… Тема 1. Рыночный спрос. Эластичность спроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …... 1. Определения, формулы, графики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …… 2. Задачи и проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …... 3. Кейс «Эластичность спроса на бензин в Москве и Московской области». . . . . . . . . …. Тема 2. Издержки и прибыль фирмы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. 1. Определения, формулы, графики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …… 2. Задачи и проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …... 3. Кейс «Отечественные компании выбиваются в европейские лидеры» . . . . . . . . . . …... Тема 3. Рыночное равновесие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……. 1. Определения, формулы, графики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …… 2. Задачи и проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …... 3. Кейс «Три эпохи нефтяного рынка». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……. Тема 4. Структура рынка и монопольная власть фирмы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. 1. Определения, формулы, графики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …… 2. Задачи и проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …... 3. Кейс ««Целлофановое дело», или Народ против «Дюпон»». . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. Тема 5. Стратегическое поведение фирм в условиях олигополии. . . . . . . . . . . . …. 1. Определения, формулы, графики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. 2. Задачи и проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. 3. Кейс «Концентрация на российском рынке банковских услуг». . . . . . . . . . . . . . . . . . …. Тема 6. Ценовая дискриминация как способ увеличения прибыли. . . . . . . . . …….. 1. Определения, формулы, графики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….. 2. Задачи и проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. 3. Кейс «У операторов сотовой связи тарифы на любой вкус!». . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. Тема 7. Измерение экономической активности и инфляции. . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. 1. Определения, формулы, графики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … 2. Задачи и проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .. . . …. 3. Кейс «О результатах Глобального раунда международных сопоставлений ВВП»……. Тема 8. Нестабильность и макроэкономическая политика государства…………….. 1. Определения, формулы, графики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. 2. Задачи и проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …... Рабочая тетрадь для аудиторных занятий………………………………………… Тема 1. Рыночный спрос. Эластичность спроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …........... Тема 2. Издержки и прибыль фирмы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. Тема 3. Рыночное равновесие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……. Тема 4. Структура рынка и монопольная власть фирмы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……… Тема 5. Стратегическое поведение фирм в условиях олигополии. . . . . . . . . . . . ………. Тема 6. Ценовая дискриминация как способ увеличения прибыли. . . . . . . . . ………….. Тема 7. Измерение экономической активности и инфляции. . . . . . . . . . . . . . . . . . ……… Тема 8. Нестабильность и макроэкономическая политика государства………………….. Библиографический список…………………………………………………………………….. Приложение………………………………………………………………………………………….. А1. Примерная тематика эссе………………………………………………………………………. А2. Примерный вариант экзаменационной работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………….. А3. Формы контроля знаний, система оценки обучающихся и структура итоговой оценки ПРЕДИСЛОВИЕ Для слушателей дополнительной профессиональной образовательной программы «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)» экономическая теория служит основой формирования экономического образа мышления, необходимого специалистам в данной области. Именно на базе микроэкономики и макроэкономики строятся другие экономические и финансовые дисциплины, которые развивают и углубляют фундаментальные представления об экономике, полученные слушателями в процессе изучения экономической теории. В связи с этим требуется такой подход к преподаванию экономической теории, который позволил бы слушателям получить достаточное представление об основных проблемах микро- и макроэкономики. При этом акцент должен быть сделан на прикладном характере изучаемых экономических проблем, чтобы обеспечить хорошую базу для углубления знаний по отдельным вопросам экономической теории и хозяйственной практики в рамках более специализированных курсов. Проблема особого подхода к преподаванию экономики для менеджеров существует c того момента, как возникла и ведется подготовка по управленческим специальностям. Основные разногласия сводятся к следующему: экономисты-теоретики хотят логичного и полного изложения научной дисциплины с привлечением достаточно сложного математического аппарата, слушатели-менеджеры требуют предоставить им и отработать с ними инструментарий для решения конкретных практических проблем. Вот несколько авторитетных высказываний по этому поводу. «Если вы спросите многих бизнесменов, чем занимаются экономисты, их ответ будет таков – экономическим прогнозированием. Сами же они не слишком интересуются экономическим прогнозом, хотя и считают, что он необходим, поэтому мало думают об экономистах вообще. Каждый день они заняты анализом своих расходов, которые им представляют бухгалтеры. Они должны определять цены – это обязанность отдела маркетинга. Они должны оценивать среду бизнеса, с которой сталкиваются, - это входит в обязанности корпоративных плановиков и стратегических консультантов. Вклад экономики в каждый из этих видов деятельности минимален. Хотя затраты, цены, отрасли и рынки – кровь микроэкономики. Но экономисты почти не оказывают влияния на формирование бизнес-политики, и только в небольшом количестве компаний руководитель имеет консультанта по экономике». (Ссылка: Kay J. Economics and Business. The Economic Journal. Vol. 101. January, 1991. PP. 57-63). «К сожалению, между экономикой и бизнесом пролегла целая пропасть. И причины нетрудно отыскать. Несмотря на развитие специальных отраслей экономики, в том числе промышленной и управленческой (более ориентированной на методику), в целом в этой науке сохраняется неоправданно значительный упор на сложные математические модели, результаты которых труднодоступны и малоприменимы в бизнесе. В преподавании экономики – на уровне, как студентов, так и аспирантов – превалирует абстрактное теоретизирование». (Ссылка: Хорнби У., Гэмми Б., Уолл С. Экономика для менеджеров: Учеб. пособие для вузов/Пер. с англ. под ред. А.М.Никитина. – М.: ЮНИТИ, 1999, с. 11-12). Поэтому главная задача преподавания курса «Экономика для менеджеров» на программе МВА состоит в том, чтобы рассмотреть понятия и модели экономической теории в контексте прикладных аспектов принятия бизнес решений. По нашему мнению, основное внимание должно уделяется тем теоретическим проблемам и конкретным навыкам, которые могут быть полезны менеджерам в их практической деятельности. Учебник «Экономика для менеджеров» как раз и освещает важные, с точки зрения бизнеса, проблемы экономического анализа. Это - факторы, определяющее спрос на рынках товаров и услуг; эластичность спроса; издержки и прибыль фирмы; совершенная и несовершенная конкуренция на рынках готовой продукции; ценообразование; стратегическое поведение фирм; макроэкономическая среда бизнеса; макроэкономическая политика государства. Особенность данного учебника состоит в том, что в него не включены некоторые стандартные для курса экономической теории темы - «Теория поведения потребителя», «Общее равновесие», «Модель IS-LM» и другие глубоко теоретические проблемы, далекие от реальной хозяйственной практики. В то же время в нем подробно освещаются вопросы, которые обычно не изучаются на вводном уровне микроэкономического анализа, но являются принципиально важными для функционирующих менеджеров, - «Цели деятельности фирмы», «Ценовая дискриминация», «Показатели концентрации отрасли». Учитывая прикладную ориентацию слушателей, курс, изложенный в учебнике, базируется на незначительном использовании математического аппарата. В процессе преподавания данного курса основное внимание уделяется экономическому содержанию рассматриваемых моделей и возможности их применения в российском бизнесе. Поэтому формальный и графический анализ дополняется описанием модели на вербальном уровне и соответствующими примерами из деятельности зарубежных и отечественных компаний. Особенно важной формой занятий для слушателей программы МВА является обсуждение конкретных экономических ситуаций (case-studies), так как это дает им возможность увидеть за теоретическими моделями реальные явления и научиться аргументировать прикладные выводы в рамках теоретических концепций. При этом наши слушатели работают в России и им интересно получить теоретическую базу для анализа российских экономических реалий. Следовательно, наиболее эффективной формой работы становится ситуационный анализ (case-studies) из практики отечественного бизнеса. Преимущество кейсов, в которых описывается функционирование российских рынков, заключается также и в том, что слушатели, как правило, уже имеют о них некоторое представление, полученное из собственного опыта. Анализ такого рода кейсов способствует более глубокому пониманию реалий российской экономики переходного периода, особенностей направлений регионального и местного развития. Кейсы, содержащиеся в данном учебнике, представляют собой описание конкретных рыночных ситуаций. «Работа над кейсом заключается в реорганизации представленной в нем информации посредством использования аналитических инструментов, постановки предположений и формирования тех или иных выводов, прогнозов, рекомендаций. Описательный характер ситуации дополняется вопросами и заданиями, направленными на выявление проблем, существующих на анализируемом рынке, на определение разнообразных путей их решения, а также на прогнозирование возможных тенденций развития данной рыночной ситуации». (Ссылка: Розанова Н., Савицкая Е. Экономическая теория в бизнес-образовании // Вопросы экономики. 2005. №11. С. 124.) Итогом работы над кейсом является коллективное обсуждение сформулированных проблем, что способствует развитию навыков коллективного решения проблем и ведения дискуссии. Об авторе Савицкая Елена Владиславовна – кандидат экономических наук, профессор Высшей школы менеджмента и кафедры экономической теории Государственного университета – Высшей Школы Экономики. За время работы в ГУ-ВШЭ (с 1994 года) она преподавала курсы «Микроэкономика (вводный уровень)», «Микроэкономика (промежуточный уровень)», «Менеджериальная экономика», «Экономический анализ современных рынков». С 2003 по 2006 год Елена Владиславовна была заведующей кафедрой экономической теории ГУ-ВШЭ. С 1998 по 2003 год Е. В. Савицкая читала курс лекций по микроэкономике для студентов Московского физико-технического института. В 2000-2001 годах она являлась координатором и лектором блока «Микроэкономика» на «Вводном курсе по рыночной экономике и финансовому анализу», организованному Объединенным Венским Институтом для подготовки государственных служащих из экономических министерств и ведомств стран с переходной экономикой. С 1999 года Е. В. Савицкая преподает курс «Экономика для менеджеров» в Высшей Школе Менеджмента ГУ-ВШЭ. Е. В. Савицкая с отличием окончила экономический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, изучала курс «Рыночная экономика» Института экономического развития Всемирного Банка, стажировалась в университете Эразмус (Нидерланды), в университете Париж-1 Сорбонны (Франция), в Бизнес-школе Крэнфилдского университета (Великобритания), в Объединенном Венском институте (Австрия). Е. В. Савицкая участвовала в научных проектах: «Программа поддержки академических инициатив в области социально-экономических наук», Национальный фонд подготовки кадров (2001-2002 годы); «Разработка и апробация системы показателей конечных результатов деятельности образовательной отрасли, финансируемой за счет средств федерального бюджета», Министерство образования и науки РФ (2005 годы); «Статистика образования. Разработка комплексной системы статистических показателей развития образования в РФ, отвечающей потребностям органов управления образованием федерального и регионального уровней и требованиям международных статистических стандартов», Росстат (2008 год); «Мониторинг экономики образования РФ», Министерство образования и науки РФ (2003-2008 годы). За время научно-педагогической деятельности Е.В.Савицкая опубликовала 22 научные и 24 учебно-методические работы общим объемом 140 печатных листов. В 2002 году Е. В. Савицкая была награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ за большой вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов, в 2007 году - Почетной грамотой Министерства экономического развития и торговли РФ за заслуги и достижения в разработке и реализации государственной социально-экономической политики, подготовке высококвалифицированных кадров. От автора Слова признательности Материал для этого учебника собирался на протяжении нескольких лет чтения курса «Экономика для менеджеров» на программе МВА в Высшей школе менеджмента ГУ-ВШЭ. И свою признательность хотелось бы выразить, прежде всего, слушателям этой программы. Они спорили со мной, высказывали свою точку зрения по различным проблемам курса, приводили множество примеров из практики ведения бизнеса, помогали в составлении кейсов. Без их критики, комментариев, кейсов учебник не был бы написан вовсе или был бы написан в совершенно иной стилистике. Я чрезвычайно признательна Александре Евсеевой – магистру финансовой экономики Оксфордского университета, сотруднику международной консалтинговой компании McKinsey & Company - за неоценимую помощь в подготовке последней главы учебника. Большая часть текста восьмой главы, включая раздел «Задачи и проблемы», написана ею. Без этой главы, посвященной макроэкономической политике государства, работа над учебником не могла бы считаться завершенной. Большой вклад в осуществление этого проекта внес декан Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ – Сергей Ростиславович Филонович. Благодаря его идее создания серии учебников для программы МВА и финансовой поддержке Высшей школы менеджмента эта книга увидела свет. Особая признательность - моему редактору Екатерине Анатольевне Рязанцевой, - которая с поистине героическим терпением ждала, когда же я, наконец, закончу переделывать и дорабатывать свой текст, и с интеллигентной деликатностью напоминала о том, что все сроки сдачи материала давно прошли. Если бы не ее мягкая настойчивость, работа над книгой так и не была бы завершена. И, конечно, я благодарна своему мужу – Евгению Горбунову, который с большим уважением относится к моей работе, и создал мне все условия, необходимые для написания этой книги. Программа курса «Экономика для менеджеров» для слушателей дополнительной профессиональной образовательной программы «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)» 1. Пояснительная записка
"Экономика для менеджеров" - базовый теоретический курс, являющийся неотъемлемой частью широкого круга дисциплин, изучающих деятельность фирмы и рынка. Он направлен на развитие экономического мировоззрения слушателей в процессе изучения основных понятий и моделей микро- и макроэкономики. В отличие от традиционного курса экономической теории, читаемого для бакалавров и магистров, курс "Экономика для менеджеров" специально подготовлен для слушателей бизнес-школ. Его главная особенность состоит в том, что понятия и модели экономической теории рассматриваются в контексте прикладных аспектов принятия бизнес решений.
Курс «Экономика для менеджеров» предназначен для слушателей дополнительной профессиональной образовательной программы «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)», реализуемой в Высшей школе менеджмента ГУ-ВШЭ. Выпускники данной программы должны обладать не только разносторонними прикладными знаниями, но также ориентироваться в области микроэкономического анализа, теории организации отраслевых рынков и макроэкономики. Это даст им возможность грамотно оценивать ту или иную экономическую ситуацию, принимать более обоснованные, а значит более эффективные, стратегические решения, основываясь на информации, которая им доступна или которую они захотят получить.
Цель курса - развитие стратегического экономического мышления, позволяющего анализировать рыночные структуры и поведение фирм на рынках товаров и услуг, и основанного на комплексном, междисциплинарном подходе, с учетом действия микро- и макроэкономических факторов. Задачи курса заключаются в формировании знаний и навыков в области:
Курс «Экономика для менеджеров» является фундаментальным курсом, который лежит в основе дальнейшего изучения целого ряда экономических дисциплин:
Курс «Экономика для менеджеров» включает следующие формы организации учебного процесса:
В процессе преподавания курса традиционные пассивные методы обучения используются лишь в незначительной мере. Зато существенно увеличивается степень интерактивности лекций. Это предусматривает открытые формы взаимодействия преподавателя и слушателей в ходе лекционных занятий: слушатели задают вопросы по мере возникновения проблем с усвоением лекционного материала; преподаватель в ходе лекции тоже задает вопросы, побуждая слушателей комментировать и обсуждать тот или иной пример из реальной экономической жизни; поощряются дискуссии. Выполнение домашних заданий и написание эссе потребуют от слушателей развития навыков использования компьютера и Интернета, что также является важным компонентом современного обучения. 2. Тематический план программы курса с указанием видов занятий и объема часов по каждой теме
3. Тематическое содержание программы курса Тема 1. Рыночный спрос. Эластичность спроса. Рыночный спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Неценовые детерминанты спроса. Нормальные и инфериорные блага. Субституты (взаимозаменяемые блага) и комплементы (взаимодополняющие блага). Эластичность спроса по цене: точечная и дуговая. Эластичный, неэластичный спрос и выручка продавцов. Факторы, оказывающие влияние на эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Предметы роскоши и предметы первой необходимости. Перекрестная эластичность спроса. Кейс «Эластичность спроса на бензин в Москве и Московской области». Тема 2. Издержки и прибыль фирмы. Постоянные и переменные факторы производства. Краткосрочный и долгосрочный периоды производства. Постоянные, переменные и общие издержки. Средние постоянные и средние переменные издержки. Средние издержки. Факторы снижения средних издержек. Экономия на масштабе. Предельные издержки. Взаимосвязь между средними и предельными издержками. Выручка и прибыль фирмы. Предельная выручка. Условие максимизации прибыли. Рентабельность продаж. Цели фирмы в теории и на практике: классический, управленческий и бихевиористский подходы. Кейс «Отечественные компании выбиваются в европейские лидеры». Тема 3. Рыночное равновесие. Рыночное предложение. Закон предложения. Кривая рыночного предложения в краткосрочном периоде. Неценовые детерминанты предложения. Эластичность предложения по цене: точечная и дуговая. Эластичное и неэластичное предложение. Равновесие на рынке товара. Неравновесное состояние рынка: дефицит и перепроизводство. Ценовой механизм рынка. Изменение рыночного равновесия в результате изменения спроса и предложения. Кейс «Три эпохи нефтяного рынка». Тема 4. Структура рынка и монопольная власть фирмы. Рыночная структура и типы рынков. Рынок совершенной конкуренции; его признаки. Кривая спроса на продукцию совершенно конкурентной фирмы. Условие максимизации прибыли совершенно конкурентной фирмой. Рынок монополии. Барьеры для входа в отрасль. Спрос и предельная выручка монополиста. Условие максимизации прибыли монополией. Монополистическое ценообразование. Естественная монополия. Государственное регулирование естественных монополий. Рынок монополистической конкуренции; его признаки. Дифференциация продукта. Монопольная власть фирмы: понятие, источники, измерение. Индекс Лернера. Кейс «Целлофановое дело», или «Народ против «Дюпон»». Тема 5. Стратегическое поведение фирм в условиях олигополии. Рынок олигополии; его признаки. Показатели концентрации рынка: рыночная доля фирмы, норма концентрации отрасли, индекс Херфиндаля-Хиршмана. Стратегические и нестратегические барьеры входа. Многообразие форм олигополистического поведения. Ценовая конкуренция между фирмами. Модель Бертрана. Создание репутации стойкого противника. Стратегическое подавление доступа. Жесткость цен и ломаная кривая спроса. Неценовая конкуренция между фирмами. Картель (сговор) и его виды. Факторы, способствующие образованию и сохранению картелей. Ценовое лидерство. Антимонопольная политика. Кейс «Концентрация на российском рынке банковских услуг». Тема 6. Ценовая дискриминация как способ увеличения прибыли. Понятие ценовой дискриминации и условия, необходимые для ее осуществления. Ценовая дискриминация первой степени. Ценовая дискриминация третьей степени: сегментация рынка, основанная на прямых сигналах потребителей. Ценовая дискриминация второй степени: "просеивание" и «самоотбор» потребителей в зависимости от их готовности заплатить за товар. Связка «цена-количество». Дискриминация в зависимости от качества. Дискриминация в зависимости от времени. Тариф из двух частей. Кейс "У операторов сотовой связи тарифы на любой вкус!" Тема 7. Измерение экономической активности и инфляции. Валовой внутренний продукт (ВВП). Методы измерения ВВП. Инфляция. Номинальный и реальный ВВП. Измерение инфляции: индекс потребительских цен и индекс-дефлятор ВВП. Занятость и безработица. Измерение уровня занятости и уровня безработицы. Виды безработицы. Понятие полной занятости и потенциальный ВВП. Анализ основных макроэкономических показателей в Российской Федерации. Кейс «О результатах Глобального раунда международных сопоставлений ВВП». Тема 8. Нестабильность и макроэкономическая политика государства. Экономический цикл. Индикаторы фаз экономического цикла. Совокупные расходы. Модель «Совокупный спрос - совокупное предложение». Причины инфляции: инфляция спроса и инфляция предложения. Экономические последствия инфляции. Цели бюджетно-налоговой политики правительства. Инструменты бюджетно-налоговой политики: налоги, государственные закупки, субсидии. Встроенные стабилизаторы. Эффект вытеснения. Цели кредитно-денежной политики Центрального банка. Предложение денег. Инструменты кредитно-денежной политики: норма обязательных банковских резервов, ставка рефинансирования, операции на открытом рынке. Мировой экономический спад 2008-2009 г.г. 6. Литература основная и дополнительная Основная литература
|
Учебно-методическое пособие / О. Н. Углицких, И. И. Глотова, Е. П.... Учебно-методическое пособие предназначено для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 080300. 68 «Финансы и кредит» магистерских... | Учебно-методическое пособие / О. Н. Углицких, И. И. Глотова, Е. П.... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080300. 68 «Финансы и кредит» очной... | ||
Люкшинов А. Н. Л94 Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,... | Учебно-методическое пособие по немецкому языку Для слушателей фзо второго года обучения Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей фзо краснодарского юридического института мвд россии второго года обучения.... | ||
Учебно-методическое пособие по немецкому языку Для слушателей фзо второго года обучения Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей фзо краснодарского юридического института мвд россии второго года обучения.... | Учебно-методическое пособие для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» Т 19 Тараненко О. Н. Инвестиционные менеджмент: Учебно-методическое пособие.: – Пятигорск: рио кмвис, 2011 — 86с | ||
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального... Мва, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и «Финансы» / Е. В. Савицкая; Гос ун-т – Высшая школа экономики, Высшая... | Учебно-методический комплекс для слушателей заочного обучения методические... Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей фзо краснодарского университета мвд россии. Целью данного пособия является... | ||
Учебно-методическое пособие самара 2005 удк 657 Рецензенты Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения Международного института рынка, обучающихся по специальности «Финансы... | Методическое пособие представляет собой сборник дидактического материала,... Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 050709 Преподавание в начальных классах, 050720 Физическая... | ||
Учебно-методическое пособие для студентов факультета «Финансы и кредит» Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной формы обучения в помощь для эффективной подготовки к семинарским... | Учебно-методическое пособие для бакалавров направления 080100. 62... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и заочного отделения с целью организации и обеспечения учебного процесса... | ||
Учебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию» Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит» | Учебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию» Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит» | ||
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии Мва, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и «Финансы» / Е. В. Савицкая; Гос ун-т – Высшая школа экономики, Высшая... | Стратегический инновационный менеджмент учебное пособие Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во трту, 2004. 267 с |