Учебно-методическое пособие для слушателей программы mba, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и«Финансы»





НазваниеУчебно-методическое пособие для слушателей программы mba, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и«Финансы»
страница1/18
Дата публикации26.09.2013
Размер2.48 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Экономика > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Государственный университет – Высшая школа экономики
Высшая школа менеджмента

__________________________________________________________________________


Е. В. Савицкая


ЭКОНОМИКА ДЛЯ МЕНЕДЖЕРОВ
Учебно-методическое пособие

для слушателей программы MBA,

обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и «Финансы»


__________________________________________
Москва

Бизнес Элайнмент

2010

Серия «Crede experto»
Редакционная коллегия серии:

Н. И. Берзон, Г. Н. Константинов, И. В. Липсиц, Е. А. Рязанцева,

С. Р. Филонович (председатель)
Тема 8 написана А. О. Евсеевой


Савицкая, Е.В.

Экономика для менеджеров [Текст]: учебно-методическое пособие для слушателей программы МВА, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и «Финансы» / Е.В.Савицкая; Гос.ун-т – Высшая школа экономики, Высшая школа менеджмента.- М.: Бизнес Элайнмент, 2010.- 351, [1] с.- (Серия «Crede experto»).- 500 экз.- ISBN 978-5-91296-022-2.

"Экономика для менеджеров" - базовый теоретический курс, являющийся неотъемлемой частью широкого круга дисциплин, изучающих деятельность фирмы и рынков. Его целью является развитие экономического мировоззрения в процессе изучения основных понятий и моделей микро- и макроэкономики. Главная особенность данного учебника состоит в том, что понятия и модели экономической теории рассматриваются в контексте прикладных аспектов принятия бизнес решений. В отличие от традиционных учебных пособий по экономической теории, рассчитанных на будущих экономистов-аналитиков, учебник "Экономика для менеджеров" специально предназначен для слушателей программ МВА.

Для специалистов, имеющих опыт работы в бизнесе и получающих дополнительное образование в области менеджмента или финансов.


УДК-330.1(075)

ББК-65.01
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……

Программа курса «Экономика для менеджеров». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……….

Основные понятия и определения: краткий конспект лекций……………………

Тема 1. Рыночный спрос. Эластичность спроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …...

1. Определения, формулы, графики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……

2. Задачи и проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …...

3. Кейс «Эластичность спроса на бензин в Москве и Московской области». . . . . . . . . ….

Тема 2. Издержки и прибыль фирмы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..

1. Определения, формулы, графики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……

2. Задачи и проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …...

3. Кейс «Отечественные компании выбиваются в европейские лидеры» . . . . . . . . . . …...

Тема 3. Рыночное равновесие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….

1. Определения, формулы, графики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……

2. Задачи и проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …...

3. Кейс «Три эпохи нефтяного рынка». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….

Тема 4. Структура рынка и монопольная власть фирмы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..

1. Определения, формулы, графики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……

2. Задачи и проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …...

3. Кейс ««Целлофановое дело», или Народ против «Дюпон»». . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..

Тема 5. Стратегическое поведение фирм в условиях олигополии. . . . . . . . . . . . ….

1. Определения, формулы, графики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..

2. Задачи и проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….

3. Кейс «Концентрация на российском рынке банковских услуг». . . . . . . . . . . . . . . . . . ….

Тема 6. Ценовая дискриминация как способ увеличения прибыли. . . . . . . . . ……..

1. Определения, формулы, графики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……..

2. Задачи и проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….

3. Кейс «У операторов сотовой связи тарифы на любой вкус!». . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..

Тема 7. Измерение экономической активности и инфляции. . . . . . . . . . . . . . . . . . …..

1. Определения, формулы, графики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …

2. Задачи и проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .. . . ….

3. Кейс «О результатах Глобального раунда международных сопоставлений ВВП»…….

Тема 8. Нестабильность и макроэкономическая политика государства……………..

1. Определения, формулы, графики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..

2. Задачи и проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …...

Рабочая тетрадь для аудиторных занятий…………………………………………

Тема 1. Рыночный спрос. Эластичность спроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …...........

Тема 2. Издержки и прибыль фирмы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……….

Тема 3. Рыночное равновесие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….

Тема 4. Структура рынка и монопольная власть фирмы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………

Тема 5. Стратегическое поведение фирм в условиях олигополии. . . . . . . . . . . . ……….

Тема 6. Ценовая дискриминация как способ увеличения прибыли. . . . . . . . . …………..

Тема 7. Измерение экономической активности и инфляции. . . . . . . . . . . . . . . . . . ………

Тема 8. Нестабильность и макроэкономическая политика государства…………………..

Библиографический список……………………………………………………………………..

Приложение…………………………………………………………………………………………..

А1. Примерная тематика эссе……………………………………………………………………….

А2. Примерный вариант экзаменационной работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………..

А3. Формы контроля знаний, система оценки обучающихся и структура итоговой оценки

ПРЕДИСЛОВИЕ
Для слушателей дополнительной профессиональной образовательной программы «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)» экономическая теория служит основой формирования экономического образа мышления, необходимого специалистам в данной области. Именно на базе микроэкономики и макроэкономики строятся другие экономические и финансовые дисциплины, которые развивают и углубляют фундаментальные представления об экономике, полученные слушателями в процессе изучения экономической теории.

В связи с этим требуется такой подход к преподаванию экономической теории, который позволил бы слушателям получить достаточное представление об основных проблемах микро- и макроэкономики. При этом акцент должен быть сделан на прикладном характере изучаемых экономических проблем, чтобы обеспечить хорошую базу для углубления знаний по отдельным вопросам экономической теории и хозяйственной практики в рамках более специализированных курсов.

Проблема особого подхода к преподаванию экономики для менеджеров существует c того момента, как возникла и ведется подготовка по управленческим специальностям. Основные разногласия сводятся к следующему: экономисты-теоретики хотят логичного и полного изложения научной дисциплины с привлечением достаточно сложного математического аппарата, слушатели-менеджеры требуют предоставить им и отработать с ними инструментарий для решения конкретных практических проблем. Вот несколько авторитетных высказываний по этому поводу.

«Если вы спросите многих бизнесменов, чем занимаются экономисты, их ответ будет таков – экономическим прогнозированием. Сами же они не слишком интересуются экономическим прогнозом, хотя и считают, что он необходим, поэтому мало думают об экономистах вообще. Каждый день они заняты анализом своих расходов, которые им представляют бухгалтеры. Они должны определять цены – это обязанность отдела маркетинга. Они должны оценивать среду бизнеса, с которой сталкиваются, - это входит в обязанности корпоративных плановиков и стратегических консультантов. Вклад экономики в каждый из этих видов деятельности минимален. Хотя затраты, цены, отрасли и рынки – кровь микроэкономики. Но экономисты почти не оказывают влияния на формирование бизнес-политики, и только в небольшом количестве компаний руководитель имеет консультанта по экономике». (Ссылка: Kay J. Economics and Business. The Economic Journal. Vol. 101. January, 1991. PP. 57-63).

«К сожалению, между экономикой и бизнесом пролегла целая пропасть. И причины нетрудно отыскать. Несмотря на развитие специальных отраслей экономики, в том числе промышленной и управленческой (более ориентированной на методику), в целом в этой науке сохраняется неоправданно значительный упор на сложные математические модели, результаты которых труднодоступны и малоприменимы в бизнесе. В преподавании экономики – на уровне, как студентов, так и аспирантов – превалирует абстрактное теоретизирование». (Ссылка: Хорнби У., Гэмми Б., Уолл С. Экономика для менеджеров: Учеб. пособие для вузов/Пер. с англ. под ред. А.М.Никитина. – М.: ЮНИТИ, 1999, с. 11-12).

Поэтому главная задача преподавания курса «Экономика для менеджеров» на программе МВА состоит в том, чтобы рассмотреть понятия и модели экономической теории в контексте прикладных аспектов принятия бизнес решений. По нашему мнению, основное внимание должно уделяется тем теоретическим проблемам и конкретным навыкам, которые могут быть полезны менеджерам в их практической деятельности.

Учебник «Экономика для менеджеров» как раз и освещает важные, с точки зрения бизнеса, проблемы экономического анализа. Это - факторы, определяющее спрос на рынках товаров и услуг; эластичность спроса; издержки и прибыль фирмы; совершенная и несовершенная конкуренция на рынках готовой продукции; ценообразование; стратегическое поведение фирм; макроэкономическая среда бизнеса; макроэкономическая политика государства.

Особенность данного учебника состоит в том, что в него не включены некоторые стандартные для курса экономической теории темы - «Теория поведения потребителя», «Общее равновесие», «Модель IS-LM» и другие глубоко теоретические проблемы, далекие от реальной хозяйственной практики. В то же время в нем подробно освещаются вопросы, которые обычно не изучаются на вводном уровне микроэкономического анализа, но являются принципиально важными для функционирующих менеджеров, - «Цели деятельности фирмы», «Ценовая дискриминация», «Показатели концентрации отрасли».

Учитывая прикладную ориентацию слушателей, курс, изложенный в учебнике, базируется на незначительном использовании математического аппарата. В процессе преподавания данного курса основное внимание уделяется экономическому содержанию рассматриваемых моделей и возможности их применения в российском бизнесе. Поэтому формальный и графический анализ дополняется описанием модели на вербальном уровне и соответствующими примерами из деятельности зарубежных и отечественных компаний.

Особенно важной формой занятий для слушателей программы МВА является обсуждение конкретных экономических ситуаций (case-studies), так как это дает им возможность увидеть за теоретическими моделями реальные явления и научиться аргументировать прикладные выводы в рамках теоретических концепций. При этом наши слушатели работают в России и им интересно получить теоретическую базу для анализа российских экономических реалий. Следовательно, наиболее эффективной формой работы становится ситуационный анализ (case-studies) из практики отечественного бизнеса. Преимущество кейсов, в которых описывается функционирование российских рынков, заключается также и в том, что слушатели, как правило, уже имеют о них некоторое представление, полученное из собственного опыта. Анализ такого рода кейсов способствует более глубокому пониманию реалий российской экономики переходного периода, особенностей направлений регионального и местного развития.

Кейсы, содержащиеся в данном учебнике, представляют собой описание конкретных рыночных ситуаций. «Работа над кейсом заключается в реорганизации представленной в нем информации посредством использования аналитических инструментов, постановки предположений и формирования тех или иных выводов, прогнозов, рекомендаций. Описательный характер ситуации дополняется вопросами и заданиями, направленными на выявление проблем, существующих на анализируемом рынке, на определение разнообразных путей их решения, а также на прогнозирование возможных тенденций развития данной рыночной ситуации». (Ссылка: Розанова Н., Савицкая Е. Экономическая теория в бизнес-образовании // Вопросы экономики. 2005. №11. С. 124.) Итогом работы над кейсом является коллективное обсуждение сформулированных проблем, что способствует развитию навыков коллективного решения проблем и ведения дискуссии.

Об авторе

Савицкая Елена Владиславовна – кандидат экономических наук, профессор Высшей школы менеджмента и кафедры экономической теории Государственного университета – Высшей Школы Экономики. За время работы в ГУ-ВШЭ (с 1994 года) она преподавала курсы «Микроэкономика (вводный уровень)», «Микроэкономика (промежуточный уровень)», «Менеджериальная экономика», «Экономический анализ современных рынков». С 2003 по 2006 год Елена Владиславовна была заведующей кафедрой экономической теории ГУ-ВШЭ.

С 1998 по 2003 год Е. В. Савицкая читала курс лекций по микроэкономике для студентов Московского физико-технического института. В 2000-2001 годах она являлась координатором и лектором блока «Микроэкономика» на «Вводном курсе по рыночной экономике и финансовому анализу», организованному Объединенным Венским Институтом для подготовки государственных служащих из экономических министерств и ведомств стран с переходной экономикой. С 1999 года Е. В. Савицкая преподает курс «Экономика для менеджеров» в Высшей Школе Менеджмента ГУ-ВШЭ.

Е. В. Савицкая с отличием окончила экономический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, изучала курс «Рыночная экономика» Института экономического развития Всемирного Банка, стажировалась в университете Эразмус (Нидерланды), в университете Париж-1 Сорбонны (Франция), в Бизнес-школе Крэнфилдского университета (Великобритания), в Объединенном Венском институте (Австрия).

Е. В. Савицкая участвовала в научных проектах: «Программа поддержки академических инициатив в области социально-экономических наук», Национальный фонд подготовки кадров (2001-2002 годы); «Разработка и апробация системы показателей конечных результатов деятельности образовательной отрасли, финансируемой за счет средств федерального бюджета», Министерство образования и науки РФ (2005 годы); «Статистика образования. Разработка комплексной системы статистических показателей развития образования в РФ, отвечающей потребностям органов управления образованием федерального и регионального уровней и требованиям международных статистических стандартов», Росстат (2008 год); «Мониторинг экономики образования РФ», Министерство образования и науки РФ (2003-2008 годы).

За время научно-педагогической деятельности Е.В.Савицкая опубликовала 22 научные и 24 учебно-методические работы общим объемом 140 печатных листов.

В 2002 году Е. В. Савицкая была награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ за большой вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов, в 2007 году - Почетной грамотой Министерства экономического развития и торговли РФ за заслуги и достижения в разработке и реализации государственной социально-экономической политики, подготовке высококвалифицированных кадров.

От автора
Слова признательности
Материал для этого учебника собирался на протяжении нескольких лет чтения курса «Экономика для менеджеров» на программе МВА в Высшей школе менеджмента ГУ-ВШЭ. И свою признательность хотелось бы выразить, прежде всего, слушателям этой программы. Они спорили со мной, высказывали свою точку зрения по различным проблемам курса, приводили множество примеров из практики ведения бизнеса, помогали в составлении кейсов. Без их критики, комментариев, кейсов учебник не был бы написан вовсе или был бы написан в совершенно иной стилистике.

Я чрезвычайно признательна Александре Евсеевой – магистру финансовой экономики Оксфордского университета, сотруднику международной консалтинговой компании McKinsey & Company - за неоценимую помощь в подготовке последней главы учебника. Большая часть текста восьмой главы, включая раздел «Задачи и проблемы», написана ею. Без этой главы, посвященной макроэкономической политике государства, работа над учебником не могла бы считаться завершенной.

Большой вклад в осуществление этого проекта внес декан Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ – Сергей Ростиславович Филонович. Благодаря его идее создания серии учебников для программы МВА и финансовой поддержке Высшей школы менеджмента эта книга увидела свет.

Особая признательность - моему редактору Екатерине Анатольевне Рязанцевой, - которая с поистине героическим терпением ждала, когда же я, наконец, закончу переделывать и дорабатывать свой текст, и с интеллигентной деликатностью напоминала о том, что все сроки сдачи материала давно прошли. Если бы не ее мягкая настойчивость, работа над книгой так и не была бы завершена.

И, конечно, я благодарна своему мужу – Евгению Горбунову, который с большим уважением относится к моей работе, и создал мне все условия, необходимые для написания этой книги.
Программа курса
«Экономика для менеджеров»


для слушателей дополнительной профессиональной образовательной программы «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)»


1. Пояснительная записка


    1. Краткая характеристика курса.

"Экономика для менеджеров" - базовый теоретический курс, являющийся неотъемлемой частью широкого круга дисциплин, изучающих деятельность фирмы и рынка. Он направлен на развитие экономического мировоззрения слушателей в процессе изучения основных понятий и моделей микро- и макроэкономики. В отличие от традиционного курса экономической теории, читаемого для бакалавров и магистров, курс "Экономика для менеджеров" специально подготовлен для слушателей бизнес-школ. Его главная особенность состоит в том, что понятия и модели экономической теории рассматриваются в контексте прикладных аспектов принятия бизнес решений.


    1. Место и роль курса в системе подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации специалиста.

Курс «Экономика для менеджеров» предназначен для слушателей дополнительной профессиональной образовательной программы «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)», реализуемой в Высшей школе менеджмента ГУ-ВШЭ. Выпускники данной программы должны обладать не только разносторонними прикладными знаниями, но также ориентироваться в области микроэкономического анализа, теории организации отраслевых рынков и макроэкономики. Это даст им возможность грамотно оценивать ту или иную экономическую ситуацию, принимать более обоснованные, а значит более эффективные, стратегические решения, основываясь на информации, которая им доступна или которую они захотят получить.


    1. Цели и задачи курса.

Цель курса - развитие стратегического экономического мышления, позволяющего анализировать рыночные структуры и поведение фирм на рынках товаров и услуг, и основанного на комплексном, междисциплинарном подходе, с учетом действия микро- и макроэкономических факторов.

Задачи курса заключаются в формировании знаний и навыков в области:

  • анализа факторов, влияющих на спрос потребителей;

  • оценки эластичности спроса;

  • классификации издержек, которые несут фирмы в процессе своей экономической деятельности;

  • снижения себестоимости и максимизации прибыли;

  • классификации рынков товаров и услуг в соответствии с экономической теорией;

  • оценки степени концентрации отраслевых рынков в соответствии с антимонопольной практикой;

  • стратегического поведения фирм и различных способов экономической конкуренции;

  • анализа макроэкономической среды бизнеса при помощи основных статистических показателей;

  • оценки различных видов макроэкономической политики государства на разных фазах экономического цикла.




    1. Взаимосвязь курса с другими учебными дисциплинами.

Курс «Экономика для менеджеров» является фундаментальным курсом, который лежит в основе дальнейшего изучения целого ряда экономических дисциплин:

  • знание факторов и эластичности спроса является необходимым для изучения маркетинга и стратегического менеджмента;

  • понимание рыночного равновесия и ценовой дискриминации потребуется в процессе освоения такой дисциплины, как «Ценообразование»;

  • знание различных видов издержек лежит в основе изучения финансовых дисциплин;

  • понимание кредитно-денежной политики государства потребуется в процессе освоения такой дисциплины, как «Фондовый рынок».




    1. Особенности изучения курса и процесса обучения.

Курс «Экономика для менеджеров» включает следующие формы организации учебного процесса:

  • лекции с использованием компьютерных презентаций;

  • практические занятия (семинары) – дискуссии по актуальным экономическим проблемам, решение задач, разбор конкретных ситуаций из зарубежной и отечественной экономической практики (case-studies);

  • самостоятельную работу слушателей по выполнению домашних заданий, написанию эссе и подготовке к экзамену.

В процессе преподавания курса традиционные пассивные методы обучения используются лишь в незначительной мере. Зато существенно увеличивается степень интерактивности лекций. Это предусматривает открытые формы взаимодействия преподавателя и слушателей в ходе лекционных занятий: слушатели задают вопросы по мере возникновения проблем с усвоением лекционного материала; преподаватель в ходе лекции тоже задает вопросы, побуждая слушателей комментировать и обсуждать тот или иной пример из реальной экономической жизни; поощряются дискуссии. Выполнение домашних заданий и написание эссе потребуют от слушателей развития навыков использования компьютера и Интернета, что также является важным компонентом современного обучения.
2. Тематический план программы курса с указанием видов занятий и объема часов по каждой теме







Наименование разделов

и тем

ВСЕГО

часов

Аудиторные часы

Часы самостоятельной работы

в том числе

Лекции

Практические занятия

1.

Рыночный спрос. Эластичность спроса.

12

4

2

6

2.

Издержки и прибыль фирмы.


10

3

1

6

3.

Рыночное равновесие.


8

3

1

4

4.

Структура рынка и монопольная власть фирмы.


10

4

1

5

5.

Стратегическое поведение фирм в условиях олигополии.

10

4

1

5

6.

Ценовая дискриминация как способ увеличения прибыли.

6

2

1

3

7.

Измерение экономической активности и инфляции.

12

4

2

6

8.

Нестабильность и макроэкономическая политика государства.

10

4

1

5

9.

Письменная экзаменационная работа

2

0

2

0




ИТОГО:


80

28

12

40



3. Тематическое содержание программы курса
Тема 1. Рыночный спрос. Эластичность спроса.

Рыночный спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Неценовые детерминанты спроса. Нормальные и инфериорные блага. Субституты (взаимозаменяемые блага) и комплементы (взаимодополняющие блага). Эластичность спроса по цене: точечная и дуговая. Эластичный, неэластичный спрос и выручка продавцов. Факторы, оказывающие влияние на эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Предметы роскоши и предметы первой необходимости. Перекрестная эластичность спроса. Кейс «Эластичность спроса на бензин в Москве и Московской области».
Тема 2. Издержки и прибыль фирмы.

Постоянные и переменные факторы производства. Краткосрочный и долгосрочный периоды производства. Постоянные, переменные и общие издержки. Средние постоянные и средние переменные издержки. Средние издержки. Факторы снижения средних издержек. Экономия на масштабе. Предельные издержки. Взаимосвязь между средними и предельными издержками. Выручка и прибыль фирмы. Предельная выручка. Условие максимизации прибыли. Рентабельность продаж. Цели фирмы в теории и на практике: классический, управленческий и бихевиористский подходы. Кейс «Отечественные компании выбиваются в европейские лидеры».
Тема 3. Рыночное равновесие.

Рыночное предложение. Закон предложения. Кривая рыночного предложения в краткосрочном периоде. Неценовые детерминанты предложения. Эластичность предложения по цене: точечная и дуговая. Эластичное и неэластичное предложение. Равновесие на рынке товара. Неравновесное состояние рынка: дефицит и перепроизводство. Ценовой механизм рынка. Изменение рыночного равновесия в результате изменения спроса и предложения. Кейс «Три эпохи нефтяного рынка».
Тема 4. Структура рынка и монопольная власть фирмы.

Рыночная структура и типы рынков. Рынок совершенной конкуренции; его признаки. Кривая спроса на продукцию совершенно конкурентной фирмы. Условие максимизации прибыли совершенно конкурентной фирмой. Рынок монополии. Барьеры для входа в отрасль. Спрос и предельная выручка монополиста. Условие максимизации прибыли монополией. Монополистическое ценообразование. Естественная монополия. Государственное регулирование естественных монополий. Рынок монополистической конкуренции; его признаки. Дифференциация продукта. Монопольная власть фирмы: понятие, источники, измерение. Индекс Лернера. Кейс «Целлофановое дело», или «Народ против «Дюпон»».
Тема 5. Стратегическое поведение фирм в условиях олигополии.

Рынок олигополии; его признаки. Показатели концентрации рынка: рыночная доля фирмы, норма концентрации отрасли, индекс Херфиндаля-Хиршмана. Стратегические и нестратегические барьеры входа. Многообразие форм олигополистического поведения. Ценовая конкуренция между фирмами. Модель Бертрана. Создание репутации стойкого противника. Стратегическое подавление доступа. Жесткость цен и ломаная кривая спроса. Неценовая конкуренция между фирмами. Картель (сговор) и его виды. Факторы, способствующие образованию и сохранению картелей. Ценовое лидерство. Антимонопольная политика. Кейс «Концентрация на российском рынке банковских услуг».
Тема 6. Ценовая дискриминация как способ увеличения прибыли.

Понятие ценовой дискриминации и условия, необходимые для ее осуществления. Ценовая дискриминация первой степени. Ценовая дискриминация третьей степени: сегментация рынка, основанная на прямых сигналах потребителей. Ценовая дискриминация второй степени: "просеивание" и «самоотбор» потребителей в зависимости от их готовности заплатить за товар. Связка «цена-количество». Дискриминация в зависимости от качества. Дискриминация в зависимости от времени. Тариф из двух частей. Кейс "У операторов сотовой связи тарифы на любой вкус!"
Тема 7. Измерение экономической активности и инфляции.

Валовой внутренний продукт (ВВП). Методы измерения ВВП. Инфляция. Номинальный и реальный ВВП. Измерение инфляции: индекс потребительских цен и индекс-дефлятор ВВП. Занятость и безработица. Измерение уровня занятости и уровня безработицы. Виды безработицы. Понятие полной занятости и потенциальный ВВП. Анализ основных макроэкономических показателей в Российской Федерации. Кейс «О результатах Глобального раунда международных сопоставлений ВВП».
Тема 8. Нестабильность и макроэкономическая политика государства.

Экономический цикл. Индикаторы фаз экономического цикла. Совокупные расходы. Модель «Совокупный спрос - совокупное предложение». Причины инфляции: инфляция спроса и инфляция предложения. Экономические последствия инфляции. Цели бюджетно-налоговой политики правительства. Инструменты бюджетно-налоговой политики: налоги, государственные закупки, субсидии. Встроенные стабилизаторы. Эффект вытеснения. Цели кредитно-денежной политики Центрального банка. Предложение денег. Инструменты кредитно-денежной политики: норма обязательных банковских резервов, ставка рефинансирования, операции на открытом рынке. Мировой экономический спад 2008-2009 г.г.

6. Литература основная и дополнительная
Основная литература

  1. Экономика для топ-менеджеров: бизнес-курс МВА: [учебник] / Филипп К. Й. Янг, Джон Дж. МакОли; [пер. с англ. Ю. В. Куличенко]. – 3-е изд., стер. М: Омега-Л, 2008.

  2. Пол Э. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. Экономика. – М.: Изд. Дом «Вильямс», 2003.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие для слушателей программы mba, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и«Финансы» iconУчебно-методическое пособие / О. Н. Углицких, И. И. Глотова, Е. П....
Учебно-методическое пособие предназначено для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 080300. 68 «Финансы и кредит» магистерских...
Учебно-методическое пособие для слушателей программы mba, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и«Финансы» iconУчебно-методическое пособие / О. Н. Углицких, И. И. Глотова, Е. П....
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080300. 68 «Финансы и кредит» очной...
Учебно-методическое пособие для слушателей программы mba, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и«Финансы» iconЛюкшинов А. Н. Л94 Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,...
Учебно-методическое пособие для слушателей программы mba, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и«Финансы» iconУчебно-методическое пособие по немецкому языку Для слушателей фзо второго года обучения
Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей фзо краснодарского юридического института мвд россии второго года обучения....
Учебно-методическое пособие для слушателей программы mba, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и«Финансы» iconУчебно-методическое пособие по немецкому языку Для слушателей фзо второго года обучения
Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей фзо краснодарского юридического института мвд россии второго года обучения....
Учебно-методическое пособие для слушателей программы mba, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и«Финансы» iconУчебно-методическое пособие для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации»
Т 19 Тараненко О. Н. Инвестиционные менеджмент: Учебно-методическое пособие.: – Пятигорск: рио кмвис, 2011 — 86с
Учебно-методическое пособие для слушателей программы mba, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и«Финансы» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Мва, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и «Финансы» / Е. В. Савицкая; Гос ун-т – Высшая школа экономики, Высшая...
Учебно-методическое пособие для слушателей программы mba, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и«Финансы» iconУчебно-методический комплекс для слушателей заочного обучения методические...
Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей фзо краснодарского университета мвд россии. Целью данного пособия является...
Учебно-методическое пособие для слушателей программы mba, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и«Финансы» iconУчебно-методическое пособие самара 2005 удк 657 Рецензенты
Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения Международного института рынка, обучающихся по специальности «Финансы...
Учебно-методическое пособие для слушателей программы mba, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и«Финансы» iconМетодическое пособие представляет собой сборник дидактического материала,...
Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 050709 Преподавание в начальных классах, 050720 Физическая...
Учебно-методическое пособие для слушателей программы mba, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и«Финансы» iconУчебно-методическое пособие для студентов факультета «Финансы и кредит»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной формы обучения в помощь для эффективной подготовки к семинарским...
Учебно-методическое пособие для слушателей программы mba, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и«Финансы» iconУчебно-методическое пособие для бакалавров направления 080100. 62...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и заочного отделения с целью организации и обеспечения учебного процесса...
Учебно-методическое пособие для слушателей программы mba, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и«Финансы» iconУчебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию»
Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит»
Учебно-методическое пособие для слушателей программы mba, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и«Финансы» iconУчебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию»
Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит»
Учебно-методическое пособие для слушателей программы mba, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и«Финансы» iconМосковский государственный институт международных отношений (университет) мид россии
Мва, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и «Финансы» / Е. В. Савицкая; Гос ун-т – Высшая школа экономики, Высшая...
Учебно-методическое пособие для слушателей программы mba, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и«Финансы» iconСтратегический инновационный менеджмент учебное пособие
Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во трту, 2004.  267 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск