Остальцев А. С. Остальцев И. С. пРиемы моделирования экономического роста предприятия





НазваниеОстальцев А. С. Остальцев И. С. пРиемы моделирования экономического роста предприятия
страница1/5
Дата публикации10.03.2015
Размер0.53 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

Уральское отделение

Институт экономики

Научные доклады

Тонких А.С.

Остальцев А.С.

Остальцев И.С.

пРИЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ПРЕДПРИЯТИЯ

Екатеринбург-Ижевск

2012

УДК 330.35:330.46:519.86

ББК 65.050+65.290-2

Тонких А.С., Остальцев А.С., Остальцев И.С. Приемы моделирования экономического роста предприятия. – Екатеринбург – Ижевск, 2012 – Издательство ИЭ УрО РАН – 50 с.
В работе представлен обзор приемов моделирования экономического роста предприятия. Приведено обоснование необходимости разработки альтернативных моделей роста.

Публикация представляет интерес специалистов по вопросам управления, системного анализа, экономического роста.


Ответственный редактор:
доктор экономических наук О.И. Боткин

Рецензенты:
доктор экономических наук В.И. Некрасов

доктор экономических наук А.М. Макаров
© Тонких А.С., Остальцев А.С., Остальцев И.С. 2012.

© Институт экономики УрО РАН, 2012.

ВВЕДЕНИЕ

Экономический рост организации является неизбежным этапом ее развития. Более того, экономический рост является одной из приоритетных целей бизнеса. Под экономическим ростом в микроэкономическом смысле, как правило, понимают увеличение во времени объемных показателей деятельности, таких как выручка от реализации продукции, совокупные активы, прибыль, собственный капитал и т.д.

Экономический рост делает предприятие инвестиционно привлекательным, позволяет ему удовлетворять возрастающий спрос на продукцию, является одним из ключевых факторов изменения рыночной стоимости фирмы. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость разработки хозяйствующими субъектами собственных моделей экономического роста, адекватных современным условиям и способных обеспечивать позитивную экономическую динамику.

Эта задача в теоретическом аспекте требует: рассмотреть основные приемы моделирования экономического роста предприятия и оценить возможность разработки альтернативных вариантов.
1. Экономический рост предприятия: ключевые понятия
Хозяйственная деятельность фирм сопровождается, как правило, изменением объемных характеристик. Таких как, выручка от реализации продукции, объемы производства, размер активов, сумма накопленной прибыли, численность работающих и других показателей. Этому есть несколько причин.

  1. Изменение хозяйственной конъюнктуры.

Деловая активность рыночных субъектов подвержена регулярным колебаниям, называемым экономическими циклами [1,2,3]. Фазы, которые проходит экономика в результате циклической динамики: пик, соответствующий периоду, в течение которого реальный выпуск достигает своего максимального значения; кризис (сокращение), в течение которого наблюдается снижение реального объема производства; дно («подошва») - точка, в которой реальный выпуск доходит до своего минимального значения; подъем - период, характеризующийся ростом реального валового национального продукта. Сокращение общего объема производства называют также спадом или рецессией; термин депрессия используется по отношению к длительным спадам [4].

Не претендуя на точность, экономический цикл схематично можно изобразить следующим образом (Рисунок 1).

Экономические циклы неизбежны. Предвидя наступление очередной фазы экономического цикла субъекты рынка (фирмы и домашние хозяйства) начинают либо усиленно экономить, либо увеличивают расходы. В результате сокращается или возрастает совокупный спрос. Фирмы получают меньше или больше заказов на изготовление продукции, соответственно меняется объем производства и реализации. Меняется деловая активность: фирмы начинают сокращать ассортимент выпускаемой продукции или наоборот запускают новые проекты, берут кредиты на их осуществление.
Рисунок 1. Фазы экономического цикла.

2. Адаптация к изменениям внешней среды.

Согласно концепции стратегического менеджмента [5] деятельность предприятия осуществляется в условиях изменения внешней среды, и которым фирма вынуждена приспосабливаться. Внешняя среда организации включает все факторы, воздействующие на деятельность организации и находящиеся вне сферы ее прямого влияния [6] (Рисунок 2).

Микросреда

Акционеры

Поставщики

Профсоюзы

Покупатели

Кредиторы

Конкуренты

Предприятие

Микросреда

Политико-правовые факторы

Социально-демографическая среда

Научно-технический прогресс

Природные факторы

Экономика

Рисунок 2. Внешняя среда предприятия.
Внешняя среда подвержена постоянным изменениям, которые с каждым годом происходят все быстрее. Изменения предпочтений потребителей, усиление роли информационных технологий и Интернета, научно-технический прогресс, процессы глобализации, появление новых рыночных институтов, изменение законодательства, экологические требования и т.п. – все это оказывает непосредственное влияние на объемы производства и реализации продукции и другие количественные характеристики предприятия. При этом, как уже было отмечено, фирмы не могут прямо влиять на эти изменения.

3. Усиление конкуренции.

Уровень конкуренции определяет размеры прибыли и выручки предприятия. Чем выше конкуренция, тем, соответственно, меньше возможностей у предприятия обеспечить высокий рост прибыли и выручки. Более того, возможна ситуация, когда в условиях значительной конкуренции объемные показатели снижаются.

Конкурентное давление может быть комбинацией различных факторов. Один из главных теоретиков конкуренции М.Портер выделил пять таких факторов [7] (Рисунок 3).

Конкуренция между продавцами внутри отрасли
Конкурентное давление, создаваемое борьбой за конкурентное преимущество и улучшение рыночного положения

Поставщики ресурсов

Конкурентное давление со стороны поставщиков, вызванное необходимостью взаимодействия

с ними и обязательствами перед ними

Покупатели

Конкурентное давление со стороны потребителей, вызванное необходимостью взаимодействия

с ними и обязательствами перед ними

Компании из других отраслей, предлагающих товары-заменители

Конкурентное давление со стороны представителей других отраслей, пытающихся переманить покупателей

Потенциальные новые конкуренты

Конкурентное давление, создаваемое угрозой появления на рынке новых соперников

Рисунок 3. Пятифакторная модель конкуренции Портера.

Чем сильнее общее воздействие факторов конкуренции, те большее снижение претерпят такие объемные показатели, как прибыль и выручка от продаж, а также производные от них показатели объемов производства, численности персонала, суммы активов и т.д. Наиболее опасна ситуация, когда все пять факторов создают на рынке жесткую конкуренцию.

4. Закон онтогенеза организации.

Если рассматривать фирму как организационную систему, то она за время жизни имеет возможность совершенствовать и подбирать новые элементы, изменять внутриструктурные связи, внутриорганизационные пропорции между частями, смещать центры устойчивости динамического равновесия и функции прежних составных компонентов, изменять их природу [8]. То есть фирма, как и живое существо, подчиняется закону онтогенеза, который заключается в том, что любая организация проходит определенные этапы развития, такие как становление, развитие и угасание. При этом желательно ускорение первой фазы, продление второй и отсрочивание во времени третьей.

Закон онтогенеза носит объективный, независящий от организации характер. Однако продолжительность фаз в экономических системах может сознательно регулироваться. Тем не менее, жизненный цикл организации имеет как стадии роста, так и стадии кризиса (Рисунок 4).

В зависимости от стадии жизненного цикла изменяются ключевые характеристики деятельности. Например, на стадии роста растет показатель объемов реализации, на стадии стабилизации растет прибыль, в кризис падает и выручка и прибыль и т.д.

Можно сказать, что деятельность фирмы сопровождается постоянными изменениями объемных показателей, которые являются следствием не только субъективных, но и, как было показано выше, объективных причин.
Жизненные циклы организации

11

2

3

4

2

3

4

2

3

4

2

3

4

Время

Эффективность организации

1-формирование организации, 2-интенсивный рост, 3-стабилизация, 4-кризис


Рисунок 4. Жизненные циклы организации.

Увеличение объемных показателей во времени характеризует экономический рост фирмы. Изначально, экономический рост рассматривался как макроэкономическая категория, однако впоследствии данный термин нашел адекватное отражение в теориях менеджмента. В большинстве случаев экономический рост предприятия трактуется как расширение масштабов деятельности. Так, например, в [10] под экономическим ростом понимается постоянное увеличение объемов товаров и услуг, произведенных за определенный период времени. Однако в силу цикличности экономики подобный рост не может быть постоянным. В [11] уточняется, что экономическим ростом будет являться долговременные изменения естественного уровня реального объема производства, связанное с развитием производительных сил на долгосрочном интервале времени. Здесь уже допускается краткосрочное снижение ключевых объемных характеристик; главное, чтобы по истечении достаточно продолжительного периода времени объемы производства увеличивались.

В американских университетских учебниках (см. например [12,13,14]) под экономическим ростом понимается способность наращивать объемы продаж, или по-другому, оборот фирмы. В частности, в [12] под экономическим ростом компании понимается показатель того максимума роста в продажах, которого может достичь компания при сохранении пропорций своего финансового состояния. Это дополнение хорошо иллюстрируется так называемым «золотым правилом» экономики предприятия [14], выраженное неравенством (1):



(1)

где





темп роста показателя a;




СА



сумма совокупных активов;




ВР



выручка от реализации продукции;




П



прибыль.

Неравенство имеет очевидную интерпретацию. Требование роста активов вызвано необходимостью роста производственных мощностей и других видов ресурсов под планируемый рост продаж. При этом объем продаж (выручка от реализации) должен расти быстрее суммарных активов, что обусловлено ростом отдачи вложений в активы фирмы – одни и те же активы производят больше выручки от продаж. Больший рост прибыли по сравнению с выручкой от реализации вызван снижением удельных постоянных расходов при росте объемов производства и продаж. Хотя это неравенство критикуется многими исследователями, в частности тем, что не всегда удается достичь экономии на масштабах производства (далее мы еще вернемся к этому вопросу), тем не менее, оно содержит очень рациональное зерно – показатели, характеризующий экономический рост, должны быть взаимоупорядочены в динамике.

По мнению сторонников «золотого правила», экономический рост фирмы имеет место только тогда, когда будет соблюдаться взаимосвязанный и взаимоувязанный рост различных объемных показателей, аналогичный представленному.

Таким образом, экономический рост – это интегральная характеристика деятельности предприятия, которая должна оцениваться адекватной системой взаимосвязанных показателей.

Обеспечение подобной взаимосвязи показателей достигается в рамках моделирования экономического роста, в ходе которого решается вопрос: каковы должны быть темпы роста ключевых показателей, откуда их взять? В одних случаях руководствуются разработанными планами, в других – данными маркетинговых исследований и существующими производственными мощностями, в третьих – имеющимися на сегодня заказами, в четвертых – указаниями вышестоящих или материнских компаний. Вопрос о реалистичности подобных планов остается открытым, тем не менее, моделирование должно быть направлено на достижение целей, стоящих перед предприятием, среди которых могут быть конкурирующие между собой, например, такие как максимизация прибыли и обеспечение долгосрочного существования (оптимизация соотношения рентабельности и ликвидности). Отсюда, работа над моделями, помимо возможности получения более эффективного инструмента управления, должна балансировать цели предприятия в части продаж, производства, издержек, инвестиций, источников и объемов финансировании и т.д.

Модель – это отражение реального объекта [38]. В экономике такое отражение может быть представлено моделью описательного характера (в виде графиков и таблиц) или математической (в виде системы математических уравнений, неравенств, формул, описывающих характеристики и взаимосвязи экономических показателей деятельности реального предприятия). Процесс построения математической модели экономического процесса (то есть описание характеристик и взаимосвязей экономических показателей) и составляет суть моделирования, позволяющего свести экономический анализ к математическому анализу и обосновать принятие эффективных решений. Описание экономических условий математическими соотношениями – результат того, что модель устанавливает связи и зависимости между экономическими параметрами или величинами.

Методика построения экономической модели состоит в том, чтобы экономическую сущность задачи представить математически, используя различные символы, переменные и постоянные величины, индексы и другие обозначения. Поэтому в первую очередь необходимо определить систему переменных величин, которые для решения задачи могут обозначить искомый объем производства продукции на предприятии, допустимый экономический рост и т.д.

 Таким образом, экономические модели включают:

- выбор некоторого числа переменных величин для формализации модели объекта;

- информационную базу данных объекта;

- выражение взаимосвязей, характеризующих объект, в виде уравнений и неравенств;

- выбор критерия эффективности и выражение его в виде математического соотношения – целевой функции.

2. Классические модели экономического роста фирмы
Рассмотрим, какие переменные могут входить в состав модели экономического роста предприятия.

В основе классической экономической теории в качестве основного показателя роста рассматривается максимизация прибыли предприятия. Предполагается, что максимизация прибыли отдельных хозяйствующих субъектов ведет к максимизации всего общественного благосостояния. Максимизация прибыли возможна, так как с ростом объемов производства снижаются удельные издержки, что приводит росту прибыли. В этом случае важен «эффект масштаба». Однако полученная (пусть даже максимально возможная) прибыль может быть израсходована на текущие нужды предприятия, что лишит фирму возможностей формировать ресурсы, достаточные для поддержания долгосрочного развития, и, как следствие, приведет к утрате конкурентных преимуществ. Не следует забывать также: получение максимальной прибыли сопровождается максимальным риском, в случае реализации которого неизбежно ухудшение результатов деятельности предприятия вплоть до крайней формы его проявления – банкротства. Поэтому максимизация прибыли не может рассматриваться в качестве единственной главной цели предприятия.

Впоследствии было замечено, что в реальности изменение расходов фирмы отличается от классического представления. Экономически рост стали связывать с понятием «оптимального» размера предприятия [15].

Поначалу, рост предприятия действительно сопровождается снижением удельных общих затрат, поэтому крупные предприятия являются более предпочтительными по сравнению с малыми и средними фирмами. При всем притом экономические преимущества крупных предприятий не безграничны. С ростом размеров предприятий, с увеличением масштабов производства прогрессирующе возрастают затраты, связанные с реализацией продукции. В частности, возрастают транспортные расходы: расширяется география продаж, растет потребление сырья от территориально удаленных поставщиков. Также существенно растут затраты на сбыт продукции, продавать дополнительные объемы все сложнее и сложнее. Как следствие, скидки покупателям увеличиваются, рекламные и маркетинговые расходы растут. На графике данную ситуацию можно представить следующим образом (Рисунок 5).

Отсюда, существует оптимальный размер предприятия – тот масштаб производства, при котором достигаются наименьшие суммарные затраты, а любые отклонения – это потеря для предприятия, отрасли и национальной экономики в целом.


Оптимальный размер предприятия




Рисунок 5. Зависимость удельных затрат от объема продаж фирмы.

Однако с развитием стратегической теории фирмы, появилось понимание того, что классический подход к определению «оптимального» размера фирмы не имеет под собой ни теоретической, ни эмпирической основы [16]. А именно: применительно к многопродуктовой фирме нет оснований предполагать убывания прибыльности компании с увеличением ее размеров и, особенно, с изменением ассортимента производимой продукции.

Встал вопрос об экономических границах роста фирмы.

Одним из первых в решении данного вопроса стали работы Э.Пенроуз, в частности [17]. Она рассматривала фирму как пучок производственных, материальных, информационных, человеческих ресурсов, сбалансированный набор которых и обеспечивает ее уникальность. Умелая координация этих ресурсов обеспечивает фирме конкурентные преимущества, способствующие росту компании.

Идеи ресурсного подхода в управлении развивает Р.Маррис [19]. Он исходит из того, что главной целью деятельности фирмы является максимизация темпов роста фирмы. При этом главным оцениваемым показателем выступают темпы роста объемов продаж. Более высокие темпы роста, как показывает Маррис, достигаются менеджерами за счет и в ущерб совокупной прибыли. Менеджеры гораздо лучше достигают цели роста объема продаж, чем роста прибыли, так как они отождествляют свое «я» с организацией, и чем крупнее по размерам фирма, тем больше жалованье, власть и престиж. Поэтому менеджеров, прежде всего, волнует объем продаж, а не размер прибыли.

Однако если изменить исходный набор предпосылок (источники финансирования роста, целевая прибыль, соответствие структуры предложения структуре спроса), то становится менее очевидным, почему фирма, нацеленная на максимизацию прибыли, должна расти меньшими темпами.

У. Баумоль [20] также ассоциируют рост фирмы с ростом объемов продаж. Это обусловлено разделением функций владения и управления в современных корпорациях. Полномочия менеджеров позволяют им преследовать, прежде всего, свои личные цели, а не цели собственников фирмы. Им достаточно обеспечить минимально приемлемый уровень прибыли, который бы удовлетворял акционеров. При этом важно показывать не высокий уровень прибыли в отдельные годы, а стабильную (пусть даже и невысокую) сумму прибыли на продолжительном периоде времени, так как это в большей степени устраивает акционеров.

Еще один довод в пользу максимизации объемов продаж состоит в том, что банки и финансовые институты рассматривают его как хороший индикатор эффективности работы фирмы. Поэтому основным критерием роста фирмы является рост выручки.

Маррис [19] выдвинул другую версию реализации целей менеджеров.

Исходная предпосылка та же самая: владельцы хотят, чтобы максимизировали их выгоды, а менеджеры пытаются максимизировать свои. Однако эти выгоды не обязательно противоречат друг другу, так как большая часть переменных, на основе которых оцениваются выгоды, тесно связаны с одним показателем – размером фирмы. Логично предположить, что долгосрочный максимальный рост любой из переменных эквивалентен максимизации долгосрочного роста других.

Рост ограничивается двумя факторами:

  1. Управленческая команда.

Менеджмент – это командный вид деятельности и наем новых менеджеров не расширяет немедленно управленческих возможностей, новым руководителям требуется время, чтобы интегрироваться в команду.

  1. Гарантия занятости.

Менеджеры предпочитают работать долго на одном месте. Гарантия занятости достигается за счет проведения взвешенной финансовой политики. Взвешенная финансовая политика требует поддержки значений трех ключевых показателей на оптимальном уровне (Таблица 1).

Таблица 1
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Остальцев А. С. Остальцев И. С. пРиемы моделирования экономического роста предприятия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Основные приемы моделирования», таблица «Правила моделирования», схема «Приемы моделирования», шаблоны основ переда плечевого изделия,...
Остальцев А. С. Остальцев И. С. пРиемы моделирования экономического роста предприятия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Остальцев А. С. Остальцев И. С. пРиемы моделирования экономического роста предприятия iconКурсовая работа тема: “Модель экономического роста Харрода-Домара “
Возвышение потребностей, исчерпание традиционных ресурсов, увеличение численности населения обуславливают решение двуединой задачи:...
Остальцев А. С. Остальцев И. С. пРиемы моделирования экономического роста предприятия iconСанкт-петербургский план действий сентябрь, 2013 Содержание Поддержка...
Нашим ключевым приоритетом является укрепление экономического роста и создание рабочих мест. Мы подтверждаем готовность к решительным...
Остальцев А. С. Остальцев И. С. пРиемы моделирования экономического роста предприятия iconКурсовая работа по мировой экономике «Научно-технический прогресс...
Величина технологического разрыва и темпы роста производительности в развитых странах
Остальцев А. С. Остальцев И. С. пРиемы моделирования экономического роста предприятия iconВнешнеторговые факторы интенсификации экономического роста в россии
Диссертация выполнена на кафедре мировой экономики и международных отношений экономического факультета Государственного образовательного...
Остальцев А. С. Остальцев И. С. пРиемы моделирования экономического роста предприятия iconМиссия Повышение конкурентоспособности российской экономики как основы...
Национальной задачи повышения качества жизни населения. Из этого вытекает первая стратегическая цель Министерства и подведомственных...
Остальцев А. С. Остальцев И. С. пРиемы моделирования экономического роста предприятия iconПрограмма дисциплины «Современные erp-системы»
«Теория информационных технологий и систем», «Архитектура корпоративных информационных систем» а также иметь представление о современных...
Остальцев А. С. Остальцев И. С. пРиемы моделирования экономического роста предприятия icon@заголовок = Мировая экономика: трудности растут, темпы роста падают
Вторая половина текущего года ознаменовалась нарастанием новых трудностей в мировой экономике: опять упали темпы экономического роста...
Остальцев А. С. Остальцев И. С. пРиемы моделирования экономического роста предприятия icon“Экономический рост тенденции и сложности, факторы и модели экономического роста.”
Тема: “Экономический рост – тенденции и сложности, факторы и модели экономического роста.”
Остальцев А. С. Остальцев И. С. пРиемы моделирования экономического роста предприятия iconПлан: Объективные условия и противоречия экономического развития....
Экономический рост – это увеличение способности национального хозяйства производить продукт, удовлетворяющий потребности людей. Ключевым...
Остальцев А. С. Остальцев И. С. пРиемы моделирования экономического роста предприятия iconМодернизация экономики и устойчивое развитие
Все это и определяет суть модернизации как обеспечение технологического прогресса для экономического развития и поддержания благоприятной...
Остальцев А. С. Остальцев И. С. пРиемы моделирования экономического роста предприятия iconОбразования «бежтинский участок» 368410, Республика Дагестан, Цунтинский район, с. Бежта
В целях обеспечения положительной динамикитемпов экономического роста,повышение качества жизни населения, достижения прогнозируемых...
Остальцев А. С. Остальцев И. С. пРиемы моделирования экономического роста предприятия iconVi астанинский экономический форум (аэф)
Казахстан «Стратегия-2050» и социально-политические приоритеты новой модели экономического роста
Остальцев А. С. Остальцев И. С. пРиемы моделирования экономического роста предприятия iconДипломник: Маннанов Айдар Азатович
Место и роль иностранных инвестиций в обеспечении экономического роста страны в мировом хозяйстве
Остальцев А. С. Остальцев И. С. пРиемы моделирования экономического роста предприятия iconРеферат Тема дипломной работы «Анализ рентабельности производства...
Целью дипломной работы является раскрытие сущности рентабельности как важнейшего экономического показателя деятельности предприятия,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск