Скачать 267.42 Kb.
|
Мультимедийные и IT средства обучения при преподавании аудиторских дисциплин в рамках уровневой подготовки кадров 1 Э.А. Сиротенко доктор экономических наук, профессор кафедры «Аудит и контроль» ФГОБУ ВПО Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация Достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагают выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики. Инновационный тип экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития [3]. Переход высшего образования на Болонскую систему требует более эффективного и оперативного обеспечения формирования компетенций у студента с целью выполнения профессиональных функций в условиях жесткой конкуренции на рынке труда, а значит, предъявляют новые требования к организации учебного процесса [4]. Один из способов повышения качества процесса подготовки кадров – это использование современных образовательных информационных технологий, таких как:
Эффективным средством формирования профессиональных компетенций является внедрение в традиционный учебный процесс интерактивных электронных средств доставки информации - интерактивных досок – прогрессивного метода обучения, при котором целенаправленная передача знаний сопровождается экономией времени и затрат. Это мультимедийные средства обучения нового поколения, соответствующие тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение учащихся, выросшее на телевидении, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции [5]. Интерактивные доски позволяют разнообразить изучение предмета: преподаватель имеет возможность давать материал лекционно, одновременно используя видео- и аудиоматериалы, текст, обучающие программы, тренажёры, Интернет-ресурсы, справочно-информационные системы (КонсультантПлюс), информационно-аналитические системы (СПАРК), общее и специальное прикладное программное обеспечение и т.д. Делать пометки или что-то писать можно поверх всех документов, иллюстраций, таблиц, диаграмм или веб-страниц. Всю информацию, отображённую на интерактивной доске, можно сохранить, распечатать, передать по электронной почте на общий почтовый ящик потока или на Форум образовательного портала (в случае студентов Факультета открытого образования Финуниверситета – на сервер Интернет-обучения) [7]. Как обучаемые, так и преподаватель, могут вернуться к любому моменту лекции, практического занятия, чтобы восстановить в памяти важные моменты, а сам конспект, сформированный в интерактивном режиме, воспроизводит последовательность действий и общую атмосферу реального занятия. Существенной особенностью таких учебных материалов является их эффективность: преподаватель концентрирует внимание на тех фрагментах материала (текстовых, графических, интерактивных), которые нуждаются в комментировании и закреплении, добиваясь лучшего по сравнению с пассивным предъявлением понимания и усвоения материала, не теряя визуального контакта с аудиторией [7]. В 2009 на кафедре «Аудит и контроль» начался педагогический эксперимент по использованию интерактивной доски и программного обеспечения ACTIVstudio в процессе преподавания аудиторских дисциплин. В ACTIVstudio можно позволяет создавать флипчарт. Флипчарт – это рабочая область, где можно создавать и демонстрировать материалы. Другими словами, флипчарт – это аналог доски, где на занятиях преподаватель пишет обычным мелом или маркером и где есть возможность создавать и демонстрировать материалы к занятиям [7]. Отмечая высокую эффективность использования данной образовательной технологии, необходимо отметить тот факт, что проведение занятий в аудитории, оборудованной интерактивной доской, программным обеспечением ACTIVstudio, ACTIVote, выходом в Интернет и регистрации на интернет - сервере СПАРК и др. ресурсах (например, образовательном портале университета) позволяет вывести лекции и практические занятия (решение ситуационных задач, проведение деловых игр и т.д.), на новый методический уровень (фактически одновременно сочетая на занятии такие формы образовательных технологий, как: мозговой штурм, дискуссия, компьютерный тренинг, самостоятельная работа студентов с элементами форм дистанционного обучения). Кроме того, появляется возможность создавать в интерактивном режиме учебно-методический материал по адиторским дисциплинам, включая банк материалов «учебная аудиторская проверка» и «учебная аудиторская фирма», активно вовлекая в этот процесс студентов, в т.ч. используя материал предприятий – их баз практик. [7]. Интерактивные аудитории – это программно-технический комплексы, объединяющий ноутбуки студентов в аудитории с ноутбуком преподавателя с помощью специального программного обеспечения Vision. В рамках интерактивной аудитории преподаватель получает возможность наблюдать и управлять работой студентов в классе, оперативно получать выполненные задания и давать новые. Такая образовательная технология позволяет вывести практическую составляющую аудиторских дисциплин на новый уровень и сформировать большинство компетенций специалиста аудиторской фирмы. Для поддержки работы преподавателя в процессе обучения используется программное обеспечение (ПО) Vision, позволяющее организовывать работу аудитории (в т.ч. и виртуальной) с помощью компьютерных технологий. [11] Преподаватель со своего места направляет работу каждого студента на базе созданной им с помощью ПО Vision дидактической сети, оперируя набором различных функций. Все функции интуитивно понятны. Демонстрационный режим, используемый преподавателем для объяснения материала, блокирует работу мыши и клавиатуры на компьютерах учеников, а весь монитор учащегося заполнен картинкой с экрана преподавателя. Если преподаватель считает, что часть студентов может начать самостоятельную работу, он включает оконный режим демонстрации или режим «свернутого окна». Тогда студенты получают доступ к своим компьютерам, имея возможность «попутно» наблюдать за презентацией в отдельном окне. Видя, что один из студентов выполняет работу на «отлично», преподаватель может назначить его «виртуальным учителем».[11] Тогда картинка с компьютера этого ученика будет транслироваться на мониторы всех учащихся. Если кто-то не справляется с работой, преподаватель может дистанционно подключиться к компьютеру данного ученика и помочь решить задачу. Помочь в общении между участниками встречи может заложенный в программу чат – мгновенный обмен текстовыми сообщениями. Используя данный модуль, преподаватель может также провести быстрый опрос мнений или тестирование (предварительно создав опросный лист в мастере вопросов и ответов). Программа автоматически подсчитает результаты ответов и выведет статистику. [11] Самостоятельная работа студентов – существенный компонент системы подготовки специалиста. Сегодня крайне необходимо добиваться активизации учебно-познавательной деятельности студентов, развивая их творческие способности и культуру мышления, умение самостоятельно ориентироваться в потоке научно-технической и общественно-политической информации. Достичь этого можно только, формируя у обучаемых познавательную самостоятельность, то есть такое свойство личности, которое проявляется в стремлении и умении самостоятельно овладевать знаниями и способами деятельности, применять их в учебной, практической и профессиональной работе [5]. Контроль качества усвоения знаний, оценка степени достижения поставленных учебных целей являются важными составными частями учебного процесса при использовании любой образовательной технологии. Процесс обучения представляется обычно как последовательная процедура: лекционный материал - пример решения задачи - задачи для самостоятельного решения - тестирование. Два первых этапа составляют собственно процесс обучения, третий этап необходим для самоконтроля, четвертый - для контроля и самоконтроля полученных знаний [10]. Изучение каждой темы курса по аудиторским дисциплинам заканчивается, как правило, тестированием, которое позволяет студенту выяснить, насколько глубоко он усвоил учебный материал. Таким образом, промежуточное тестирование фиксирует переход от одной темы к другой. В результате осуществляется постоянная обратная связь обучаемого с преподавателем, позволяющая повысить эффективность процесса усвоения знаний [10]. На кафедре «Аудит и контроль» используется несколько систем тестирования:
Система ACTIVote предоставляет возможность проводить тестирования на занятиях. Участники опроса отвечают на поставленные вопросы, выбирая правильный ответ из предоставленных вариантов ответов, нажимая соответствующие кнопки на устройствах ACTIVote. Информация от устройств ACTIVote принимается ACTIVboard и, затем, обрабатывается. Это предоставляет преподавателю возможность непрерывно оценивать уровень понимания учащимися темы урока, общаться с аудиторией во время дискуссий, обсуждений, сбора информации или обычных тестов. Однако в ходе создания, совершенствования и использования баз тестовых заданий (БТЗ) по аудиторским дисциплинам возникают определенные проблемы. Во-первых, как известно, при проведении тестирования учитываются три критерия качества теста: надежность, валидность, объективность [5]. Надежность - определение степени погрешностей в педагогической оценке, в вычислении истинного значения оценки [5]. Валидность теста - соответствие форм и методов контроля его цели [5]. Объективность - критерий, в котором сочетаются надежность, валидность плюс ряд аспектов психологического, педагогического, этического, ценностного характера [5]. Моделирование образа идеального студента, знающего предмет, помогает подобрать соответствующий материал для контроля. Наиболее распространенные причины невалидности контроля - списывание, подсказка, репетиторское "натаскивание", снисходительность, чрезмерная требовательность, применение какого-либо метода при отсутствии надлежащих условий. Во-вторых, имеет место зависимость оценки знаний от уровня трудности заданий, а также зависимость оценки трудности задания от уровня подготовленности студентов. В-третьих, учитывая специфику аудиторских дисциплин, их «привязку» к нормативно-правовой базе – большинство тестов имеют закрытую форму. А требования к тесту закрытой формы порождают определенные проблемы, в частности сложность, а в некоторых случаях невозможность соблюдения таких требований, как:
Таблица 1. Основные направления использования информационных образовательных технологий в ходе изучения дисциплины «Основы аудита»
При преподавании аудиторских дисциплин, учитывая специфику предмета активно используются электронные справочно-правовые и справочно-информационные системы, такие как КонсультантПлюс, Гарант, СПАРК. Использование этих систем, а также специального программного обеспечения (например, Комплекс «AuditXP») с максимальной отдачей позволяет использовать кейс-стади, в которых совместными усилиями группы анализируется ситуация на примере конкретного предприятия и вырабатываются решения по всем этапам аудиторской проверки с использованием пакета рабочей документации аудитора, осуществляется оценка предложенных алгоритмов решения и выбор наилучшего. |
Отчет об использовании инновационных педагогических технологий в... Тудентами общих и профессиональных компетенций бухгалтера. Для решения этих задач преподаватели комиссии экономических дисциплин... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Подготовлено при содействии нфпк – Национального фонда подготовки кадров в рамках Программы "Совершенствование преподавания социально-экономических... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебное пособие подготовлено при содействии нфпк – Национального фонда подготовки кадров в рамках программы «Совершенствование преподавания... | Урок. Тема: «Компьютерные презентации» На этом уроке мы познакомимся с тем, что такое мультимедиа, мультимедийные программные средства, мультимедийные презентации, программами... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Современные средства оценивания... Место дисциплины. Дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» входит в блок общепрофессиональных дисциплин... | 1. 2Период аккредитации Документация по проведению процедуры аккредитации независимых аудиторских компаний для оказания аудиторских услуг | ||
Реферат За отчетный период преподавателями кафедры научно-исследовательская... И. о декана факультета гуманитарных и ен дисциплин кандидат филологических наук доцент Бурко Н. В | Реферат За отчетный период преподавателями кафедры научно-исследовательская... Как в рамках общефакультетской темы научно-методического исследования «Инновации и традиции в условиях уровневой системы высшего... | ||
Использование инновационных технологий в преподавании учетных и экономических дисциплин Способствует решению основной задачи овладению студентами общих и профессиональных компетенций бухгалтера. Для решения этих задач... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки... Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки... Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре | Методические рекомендации по организации обучения специалистов в... Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации | ||
Методические рекомендации по организации обучения специалистов в... Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации | Рабочая программа по дисциплине б1 Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре | ||
Рабочая программа по дисциплине в. Од1 Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре | Фгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре |