Мультимедийные и it средства обучения при преподавании аудиторских дисциплин в рамках уровневой подготовки кадров 1





Скачать 267.42 Kb.
НазваниеМультимедийные и it средства обучения при преподавании аудиторских дисциплин в рамках уровневой подготовки кадров 1
страница1/2
Дата публикации14.08.2013
Размер267.42 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2


Мультимедийные и IT средства обучения при преподавании аудиторских дисциплин в рамках уровневой подготовки кадров 1

Э.А. Сиротенко

доктор экономических наук, профессор кафедры «Аудит и контроль» ФГОБУ ВПО Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация

Достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагают выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики. Инновационный тип экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития [3].

Переход высшего образования на Болонскую систему требует более эффективного и оперативного обеспечения формирования компетенций у студента с целью выполнения профессиональных функций в условиях жесткой конкуренции на рынке труда, а значит, предъявляют новые требования к организации учебного процесса [4].

Один из способов повышения качества процесса подготовки кадров – это использование современных образовательных информационных технологий, таких как:

  • интерактивные доски;

  • интерактивные аудитории;

  • компьютерное тестирование;

  • электронные справочно-правовые и справочно-информационные системы;

  • специальное программное обеспечение;

  • электронные средства управления самостоятельной работой студентов:

    • Образовательный портал: форум, WiKi, Антиплагиат.

    • ЭУМК.

Эффективным средством формирования профессиональных компетенций является внедрение в традиционный учебный процесс интерактивных электронных средств доставки информации - интерактивных досок – прогрессивного метода обучения, при котором целенаправленная передача знаний сопровождается экономией времени и затрат. Это мультимедийные средства обучения нового поколения, соответствующие тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение учащихся, выросшее на телевидении, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции [5].

Интерактивные доски позволяют разнообразить изучение предмета: преподаватель имеет возможность давать материал лекционно, одновременно используя видео- и аудиоматериалы, текст, обучающие программы, тренажёры, Интернет-ресурсы, справочно-информационные системы (КонсультантПлюс), информационно-аналитические системы (СПАРК), общее и специальное прикладное программное обеспечение и т.д. Делать пометки или что-то писать можно поверх всех документов, иллюстраций, таблиц, диаграмм или веб-страниц. Всю информацию, отображённую на интерактивной доске, можно сохранить, распечатать, передать по электронной почте на общий почтовый ящик потока или на Форум образовательного портала (в случае студентов Факультета открытого образования Финуниверситета – на сервер Интернет-обучения) [7].

Как обучаемые, так и преподаватель, могут вернуться к любому моменту лекции, практического занятия, чтобы восстановить в памяти важные моменты, а сам конспект, сформированный в интерактивном режиме, воспроизводит последовательность действий и общую атмосферу реального занятия. Существенной особенностью таких учебных материалов является их эффективность: преподаватель концентрирует внимание на тех фрагментах материала (текстовых, графических, интерактивных), которые нуждаются в комментировании и закреплении, добиваясь лучшего по сравнению с пассивным предъявлением понимания и усвоения материала, не теряя визуального контакта с аудиторией [7].

В 2009 на кафедре «Аудит и контроль» начался педагогический эксперимент по использованию интерактивной доски и программного обеспечения ACTIVstudio в процессе преподавания аудиторских дисциплин.

В ACTIVstudio можно позволяет создавать флипчарт. Флипчарт – это рабочая область, где можно создавать и демонстрировать материалы. Другими словами, флипчарт – это аналог доски, где на занятиях преподаватель пишет обычным мелом или маркером и где есть возможность создавать и демонстрировать материалы к занятиям [7].

Отмечая высокую эффективность использования данной образовательной технологии, необходимо отметить тот факт, что проведение занятий в аудитории, оборудованной интерактивной доской, программным обеспечением ACTIVstudio, ACTIVote, выходом в Интернет и регистрации на интернет - сервере СПАРК и др. ресурсах (например, образовательном портале университета) позволяет вывести лекции и практические занятия (решение ситуационных задач, проведение деловых игр и т.д.), на новый методический уровень (фактически одновременно сочетая на занятии такие формы образовательных технологий, как: мозговой штурм, дискуссия, компьютерный тренинг, самостоятельная работа студентов с элементами форм дистанционного обучения). Кроме того, появляется возможность создавать в интерактивном режиме учебно-методический материал по адиторским дисциплинам, включая банк материалов «учебная аудиторская проверка» и «учебная аудиторская фирма», активно вовлекая в этот процесс студентов, в т.ч. используя материал предприятий – их баз практик. [7].

Интерактивные аудитории – это программно-технический комплексы, объединяющий ноутбуки студентов в аудитории с ноутбуком преподавателя с помощью специального программного обеспечения Vision. В рамках интерактивной аудитории преподаватель получает возможность наблюдать и управлять работой студентов в классе, оперативно получать выполненные задания и давать новые. Такая образовательная технология позволяет вывести практическую составляющую аудиторских дисциплин на новый уровень и сформировать большинство компетенций специалиста аудиторской фирмы. Для поддержки работы преподавателя в процессе обучения используется программное обеспечение (ПО) Vision, позволяющее организовывать работу аудитории (в т.ч. и виртуальной) с помощью компьютерных технологий. [11] Преподаватель со своего места направляет работу каждого студента на базе созданной им с помощью ПО Vision дидактической сети, оперируя набором различных функций. Все функции интуитивно понятны. Демонстрационный режим, используемый преподавателем для объяснения материала, блокирует работу мыши и клавиатуры на компьютерах учеников, а весь монитор учащегося заполнен картинкой с экрана преподавателя. Если преподаватель считает, что часть студентов может начать самостоятельную работу, он включает оконный режим демонстрации или режим «свернутого окна». Тогда студенты получают доступ к своим компьютерам, имея возможность «попутно» наблюдать за презентацией в отдельном окне. Видя, что один из студентов выполняет работу на «отлично», преподаватель может назначить его «виртуальным учителем».[11] Тогда картинка с компьютера этого ученика будет транслироваться на мониторы всех учащихся. Если кто-то не справляется с работой, преподаватель может дистанционно подключиться к компьютеру данного ученика и помочь решить задачу. Помочь в общении между участниками встречи может заложенный в программу чат – мгновенный обмен текстовыми сообщениями. Используя данный модуль, преподаватель может также провести быстрый опрос мнений или тестирование (предварительно создав опросный лист в мастере вопросов и ответов). Программа автоматически подсчитает результаты ответов и выведет статистику. [11]

Самостоятельная работа студентов – существенный компонент системы подготовки специалиста. Сегодня крайне необходимо добиваться активизации учебно-познавательной деятельности студентов, развивая их творческие способности и культуру мышления, умение самостоятельно ориентироваться в потоке научно-технической и общественно-политической информации. Достичь этого можно только, формируя у обучаемых познавательную самостоятельность, то есть такое свойство личности, которое проявляется в стремлении и умении самостоятельно овладевать знаниями и способами деятельности, применять их в учебной, практической и профессиональной работе [5].

Контроль качества усвоения знаний, оценка степени достижения поставленных учебных целей являются важными составными частями учебного процесса при использовании любой образовательной технологии. Процесс обучения представляется обычно как последовательная процедура: лекционный материал - пример решения задачи - задачи для самостоятельного решения - тестирование. Два первых этапа составляют собственно процесс обучения, третий этап необходим для самоконтроля, четвертый - для контроля и самоконтроля полученных знаний [10]. Изучение каждой темы курса по аудиторским дисциплинам заканчивается, как правило, тестированием, которое позволяет студенту выяснить, насколько глубоко он усвоил учебный материал. Таким образом, промежуточное тестирование фиксирует переход от одной темы к другой. В результате осуществляется постоянная обратная связь обучаемого с преподавателем, позволяющая повысить эффективность процесса усвоения знаний [10].

На кафедре «Аудит и контроль» используется несколько систем тестирования:

  • Система AСT в которой сформированы банки тестовых заданий для рубежного и текущего контроля знаний.

  • Система ACTIVote.

  • Встроенные системы для самостоятельного тестирования в ЭУМК.

  • Системы интернет-тестирования по аудиторским дисциплинам на базе Факультета открытого образования.

Система ACTIVote предоставляет возможность проводить тестирования на занятиях. Участники опроса отвечают на поставленные вопросы, выбирая правильный ответ из предоставленных вариантов ответов, нажимая соответствующие кнопки на устройствах ACTIVote. Информация от устройств ACTIVote принимается ACTIVboard и, затем, обрабатывается. Это предоставляет преподавателю возможность непрерывно оценивать уровень понимания учащимися темы урока, общаться с аудиторией во время дискуссий, обсуждений, сбора информации или обычных тестов.

Однако в ходе создания, совершенствования и использования баз тестовых заданий (БТЗ) по аудиторским дисциплинам возникают определенные проблемы.

Во-первых, как известно, при проведении тестирования учитываются три критерия качества теста: надежность, валидность, объективность [5].

Надежность - определение степени погрешностей в педагогической оценке, в вычислении истинного значения оценки [5].

Валидность теста - соответствие форм и методов контроля его цели [5].

Объективность - критерий, в котором сочетаются надежность, валидность плюс ряд аспектов психологического, педагогического, этического, ценностного характера [5].

Моделирование образа идеального студента, знающего предмет, помогает подобрать соответствующий материал для контроля. Наиболее распространенные причины невалидности контроля - списывание, подсказка, репетиторское "натаскивание", снисходительность, чрезмерная требовательность, применение какого-либо метода при отсутствии надлежащих условий.

Во-вторых, имеет место зависимость оценки знаний от уровня трудности заданий, а также зависимость оценки трудности задания от уровня подготовленности студентов.

В-третьих, учитывая специфику аудиторских дисциплин, их «привязку» к нормативно-правовой базе – большинство тестов имеют закрытую форму. А требования к тесту закрытой формы порождают определенные проблемы, в частности сложность, а в некоторых случаях невозможность соблюдения таких требований, как:

  • равная правдоподобность заданий;

  • полная ясность текста (не должно быть разночтений);

  • предельная краткость (5-6 слов);

  • все ответы, правильные и неправильные, должны быть равны по длине.

Таблица 1. Основные направления использования информационных образовательных технологий в ходе изучения дисциплины «Основы аудита»

п/п

Тема

Лекции (Л), практические занятия (ПЗ)

Направления использования ACTIVstudio,Vision, образовательного портала, специального программного обеспечения


Формы контроля с ACTIVote и AST PLUS

1

2

3

4

5



Понятие аудита, место в системе контроля. Цель и основные принципы аудита бухгалтерской отчетности.

Л, ПЗ

Изучение нормативных документов регулирующих аудиторскую деятельность в СПС, изучение информации, размещенной на официальных сайтах ведущих аудиторских фирм мира. Пересылка материалов на почтовый ящик потока (размещение на Форуме, сервере интернет-обучения и т.д.)

тестирование



Организационно-правовые основы аудиторской деятельности. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в России.

Л, ПЗ

Изучение информации, размещенной на официальных сайтах Минфина РФ и саморегулируемых профессиональных аудиторских объединениях. Проведение деловой игры. Подготовка докладов. Решение задач. Иллюстративная и информационная поддержка дискуссий по докладам, деловой игре, вопросам, вызвавшим затруднение при тестировании. Пересылка материалов на почтовый ящик потока (размещение на Форуме, сервере интернет-обучения и т.д.)

тестирование



Этический кодекс аудитора.

Л, ПЗ

Подготовка докладов. Изучение нормативных актов в СПС. Изучение лучших практик реализации этического кодекса аудитора на уровне саморегулируемых аудиторских объединений и фирм (международных и российских), проведение сравнительного анализа. Пересылка материалов на почтовый ящик потока (размещение на Форуме, сервере интернет-обучения и т.д.)

тестирование



Система аудиторских стандартов.

Л, ПЗ

Изучение нормативной литературы и стандартов российских СРО и Международной федерации бухгалтеров.

Подготовка в электронном виде краткого сравнительного изложения системы МСА и ФСАД. Иллюстративная и информационная поддержка обсуждения индивидуальных разработок по стандартам. Пересылка материалов на почтовый ящик потока (размещение на Форуме, сервере интернет-обучения и т.д.)

тестирование



Согласование условий проведения аудита. Права, обязанности и ответственность сторон при аудите.

Л, ПЗ

Изучение нормативных актов в СПС, в т.ч. ФСАД «Согласование условий проведения аудита». Решение ситуационных задач. Подготовка докладов. Изучение лучших практик подготовки договоров возмездного оказания аудиторских услуг. Иллюстративная и информационная поддержка дискуссий по докладам, деловой игре, вопросам, вызвавшим затруднение при тестировании. Пересылка материалов на почтовый ящик потока (размещение на Форуме, сервере интернет-обучения и т.д.). Решение задач и составление рабочих бумаг аудитора в программном Комплексе «AuditXP»

тестирование



Планирование аудита. Общий план и программы аудита. Влияние особенностей организационно-правовой формы аудируемых лиц и характера бизнеса на программы аудита.

Л, ПЗ

Изучение нормативных актов, в т.ч. ФСАД «Планирование аудита». Решение предварительно подготовленных в Excel задач. Подготовка материалов для проведения деловой игры. Подготовка докладов. Пересылка материалов на почтовый ящик потока (размещение на Форуме, сервере интернет-обучения и т.д.). Решение задач и составление рабочих бумаг аудитора в программном Комплексе «AuditXP»

тестирование



Понятие существенности в аудите. Подходы к определению существенности ошибок выявленных в ходе аудиторской проверки.


Л, ПЗ

Изучение нормативных документов, в т.ч. ФСАД «Существенность в аудите». Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита. Решение предварительно подготовленных в Excel задач. Подготовка докладов. Иллюстративная и информационная поддержка дискуссий по докладам, деловой игре, вопросам, вызвавшим затруднение при тестировании. Решение задач и составление рабочих бумаг аудитора в программном Комплексе «AuditXP».

тестирование



Аудиторский риск: понятие, модели, алгоритмы оценки. Факторы риска.

Л, ПЗ

Изучение нормативных документов, в т.ч. ФСАД «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности Составление вопросников по оценке СВК аудируемых лиц. Подготовка докладов. Решение предварительно подготовленных в Excel задач. Использование информации системы СПАРК. Решение задач и составление рабочих бумаг аудитора в программном Комплексе «AuditXP».

тестирование



Система внутреннего контроля аудируемого лица и методы ее оценки в процессе аудита. Влияние особенностей организационно-правовой формы аудируемых лиц и характера бизнеса на риски системы внутреннего контроля и методы их выявления в ходе аудита.

Л, ПЗ

Изучение нормативных документов в СПС. Решение задач и тестов. Подготовка докладов.

Иллюстративная и информационная поддержка дискуссий по вопросам совершенствования системы внутреннего контроля в организациях. Решение задач и составление рабочих бумаг аудитора в программном Комплексе «AuditXP».

тестирование



Аудиторские доказательства: виды, источники, методы (процедуры) получения.

Л, ПЗ

Изучение нормативных актов, в т.ч. ФСАД «Аудиторские доказательства». Решение задач. Подготовка докладов. Изучение лучших практик методов получения аудиторских доказательств. Решение задач и составление рабочих бумаг аудитора в программном Комплексе «AuditXP»

тестирование



Аудиторская выборка.

Л, ПЗ

Изучение нормативных актов, в т.ч. ФСАД «Аудиторская выборка». Решение задачи Решение предварительно подготовленных в Excel или в специальном программном обеспечении задач. Использование инструмента «Кости». Решение задач и составление рабочих бумаг аудитора в программном Комплексе «AuditXP»

тестирование



Роль финансового анализа в аудите бухгалтерской отчетности. Оценка применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица в ходе аудита.

Л, ПЗ

Изучение нормативных актов в СПС, в т.ч. ФСАД «Аналитические процедуры». «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица». Решение задач с применением СПАРК, Excel. Подготовка докладов. Решение задач и составление рабочих бумаг аудитора в программном Комплексе «AuditXP»

тестирование



Система контроля качества аудита. Внутрифирменный контроль качества аудита. Документирование аудиторских доказательств.

Л, ПЗ

Изучение нормативных актов, в т.ч. ФСАД. Решение задач и тестов. Подготовка материалов для проведения деловой игры. Подготовка докладов. Изучение лучших практик организации аудиторского процесса, в т.ч. документооборота на примере специальных программных средств поддержки аудита. Решение задач и составление рабочих бумаг аудитора в программном Комплексе «AuditXP».

тестирование



Аудиторское заключение: виды, содержание. Отражение событий после отчетной даты. Сообщение информации, полученной по результатам аудита.

Л, ПЗ

Изучение нормативных актов, в т.ч. ФСАД. Решение задач с использованием СПАРК. Подготовка докладов. Изучение лучших практик формирования аудиторского заключения. Решение задач и составление рабочих бумаг аудитора в программном Комплексе «AuditXP».

тестирование


При преподавании аудиторских дисциплин, учитывая специфику предмета активно используются электронные справочно-правовые и справочно-информационные системы, такие как КонсультантПлюс, Гарант, СПАРК. Использование этих систем, а также специального программного обеспечения (например, Комплекс «AuditXP») с максимальной отдачей позволяет использовать кейс-стади, в которых совместными усилиями группы анализируется ситуация на примере конкретного предприятия и вырабатываются решения по всем этапам аудиторской проверки с использованием пакета рабочей документации аудитора, осуществляется оценка предложенных алгоритмов решения и выбор наилучшего.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мультимедийные и it средства обучения при преподавании аудиторских дисциплин в рамках уровневой подготовки кадров 1 iconОтчет об использовании инновационных педагогических технологий в...
Тудентами общих и профессиональных компетенций бухгалтера. Для решения этих задач преподаватели комиссии экономических дисциплин...
Мультимедийные и it средства обучения при преподавании аудиторских дисциплин в рамках уровневой подготовки кадров 1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подготовлено при содействии нфпк – Национального фонда подготовки кадров в рамках Программы "Совершенствование преподавания социально-экономических...
Мультимедийные и it средства обучения при преподавании аудиторских дисциплин в рамках уровневой подготовки кадров 1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебное пособие подготовлено при содействии нфпк – Национального фонда подготовки кадров в рамках программы «Совершенствование преподавания...
Мультимедийные и it средства обучения при преподавании аудиторских дисциплин в рамках уровневой подготовки кадров 1 iconУрок. Тема: «Компьютерные презентации»
На этом уроке мы познакомимся с тем, что такое мультимедиа, мультимедийные программные средства, мультимедийные презентации, программами...
Мультимедийные и it средства обучения при преподавании аудиторских дисциплин в рамках уровневой подготовки кадров 1 iconРабочая программа по дисциплине «Современные средства оценивания...
Место дисциплины. Дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» входит в блок общепрофессиональных дисциплин...
Мультимедийные и it средства обучения при преподавании аудиторских дисциплин в рамках уровневой подготовки кадров 1 icon1. 2Период аккредитации
Документация по проведению процедуры аккредитации независимых аудиторских компаний для оказания аудиторских услуг
Мультимедийные и it средства обучения при преподавании аудиторских дисциплин в рамках уровневой подготовки кадров 1 iconРеферат За отчетный период преподавателями кафедры научно-исследовательская...
И. о декана факультета гуманитарных и ен дисциплин кандидат филологических наук доцент Бурко Н. В
Мультимедийные и it средства обучения при преподавании аудиторских дисциплин в рамках уровневой подготовки кадров 1 iconРеферат За отчетный период преподавателями кафедры научно-исследовательская...
Как в рамках общефакультетской темы научно-методического исследования «Инновации и традиции в условиях уровневой системы высшего...
Мультимедийные и it средства обучения при преподавании аудиторских дисциплин в рамках уровневой подготовки кадров 1 iconИспользование инновационных технологий в преподавании учетных и экономических дисциплин
Способствует решению основной задачи овладению студентами общих и профессиональных компетенций бухгалтера. Для решения этих задач...
Мультимедийные и it средства обучения при преподавании аудиторских дисциплин в рамках уровневой подготовки кадров 1 iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки...
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Мультимедийные и it средства обучения при преподавании аудиторских дисциплин в рамках уровневой подготовки кадров 1 iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки...
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Мультимедийные и it средства обучения при преподавании аудиторских дисциплин в рамках уровневой подготовки кадров 1 iconМетодические рекомендации по организации обучения специалистов в...
Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации
Мультимедийные и it средства обучения при преподавании аудиторских дисциплин в рамках уровневой подготовки кадров 1 iconМетодические рекомендации по организации обучения специалистов в...
Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации
Мультимедийные и it средства обучения при преподавании аудиторских дисциплин в рамках уровневой подготовки кадров 1 iconРабочая программа по дисциплине б1
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Мультимедийные и it средства обучения при преподавании аудиторских дисциплин в рамках уровневой подготовки кадров 1 iconРабочая программа по дисциплине в. Од1
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Мультимедийные и it средства обучения при преподавании аудиторских дисциплин в рамках уровневой подготовки кадров 1 iconФгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск