Скачать 0.98 Mb.
|
министерство образования и науки рф ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА» Кафедра «Социально-культурный сервис» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Протокол УМС № _______ От «____»_______2012 г. Проректор по УРиКО Проректор по УМР ____________ С.П.Ермишин ________О.Н.Наумова СОГЛАСОВАНО Протокол НТС № _________ От «____» ___________ 2012г. Протокол по ИиНИД ______________ В.Н.Якунин УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС дисциплины «Гостиничный и ресторанный бизнес» для студентов специальности (направления) 101100.68 «Гостиничное дело» профиль подготовки «Методология и методика гостиничного дела» Лекций …….. . …………--------------- 8.. практических ЗАНЯТИЙ 18 Самостоятельная работа...…… 118……..………… Всего----------------------------------------- -144 часов (4 з.е.) экзамен-------------------------------------- -1 семестр ТОЛЬЯТТИ, 2012 Учебно-методический комплекс дисциплины «Гостиничный и ресторанный бизнес» составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению (специальности) 10100.68 «Гостиничное дело» в 2012 г. Автор (составитель) __________________________к.п.н., доцент Акчурина А.К. Учебно-методический комплекс одобрен (рассмотрен) на заседании кафедры «Социально-культурный сервис» Протокол №____ от "___"_________2012 г. Зав. кафедрой _____________к.и.н., доцент Николаев А.В. Учебно-методический комплекс одобрен на заседании НМС по направлению 10100.68 «Гостиничное дело»__________________________________________ Протокол № _______ от «____» ____________2012г. Председатель НМС _________________________к.ф.н., доцент Ермишин С.П. Содержание рАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА______________________________4 ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ____________________________4 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛЬНОСТИ (НАПРАВЛЕНИЯ____________________________________________4 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)_________________________________________4 СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) ____________5 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (ФОНД ВРЕМЕНИ)_________________________________________________6 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ___________________________________6 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ_________________________________________________6 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Тема 1. Гостиничное и ресторанное дело как объект управления __________________________________________________14 ТЕМА 2. УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ ПРОЦЕССАМИ ГОСТИНИЦ И РЕСТОРАНОВ __________________________________________________21 ТЕМА 3. ЛИЧНОСТЬ, ВЛАСТЬ И АВТОРИТЕТ МЕНЕДЖЕРА ГОСТИНИЦЫ И РЕСТОРАНА ____________________________________28 ТЕМА 4. МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА УСЛУГ ГОСТИНИЦ И РЕСТОРАНОВ___________________________________________________30 Практические занятия по темам___________________________37 Задачи и упражнения по темам____________________________38 Самостоятельная работа___________________________________39 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ_________________________________________________40 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ_____________________________________________41 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ___________________42 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ТЕМЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ__________________________________________42 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ТЕМЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ______________________________________________42 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ_________________________________________________48 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
рынке;
индустрии гостеприимства;
России.
Дисциплина «Гостиничный и ресторанный бизнес» относится к профессиональному циклу дисциплин (В. 2.4). Для освоения дисциплины магистр должен овладеть общекультурными и профессиональными компетенциями в ходе изучения следующих дисциплин: «Теория и методология социально-экономических исследований в профессиональной деятельности», «Экономика фирмы», «Мировое культурное наследие в индустрии гостеприимства», «Технологии формирования и продвижения гостиничного продукта», «Страноведение». 1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: (ПК-1); (ПК-2); (ПК-6); (ПК-7); (ПК-8); (ПК-11); (ПК-16). В результате изучения дисциплины студент должен: знать:
уметь:
владеть:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часов. Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий
1.5. Содержание дисциплины (фонд времени) Распределение фонда времени по темам и видам занятий
1.6. Образовательные технологии
Примерные вопросы на экзамен
Примерные тесты Тест 1. Стратегии развития индустрии гостеприимства 1. Процесс стратегического управления включает: а) установление миссии, формирующей сферу деятельности предприятия ИГиТ; б) определение целей — желаемых результатов; в) разработку стратегий, т.е. планирование действий, направленных на достижение поставленных целей; г) осуществление PR-кампании; д) реализацию стратегий; е) оценку осуществления стратегии и внесение коррективов. 2. Разрабатываются ли стратегии на следующих организационных уровнях предприятия: а) макроэкономическом уровне; б) корпоративном (уровень корпорации); в) деловом (уровень предприятия); г) функциональном (уровень подразделения предприятия); д) операционном (уровень менеджера низшего звена). 3. Структурная теория Клейнуорта—Бенсона определяет развитие спроса на гостиничные услуги: а) структурой экономики страны; б) эффективностью рекламной деятельности; в) ростом ВВП. 4. Включает ли развитие мировой гостиничной отрасли реализацию следующих стратегий: а) глобализации гостиничного бизнеса; б) развития гостиничного продукта; в) маркетинговых исследований; г) дифференциации гостиничного продукта; д) лидерства по издержкам; е) развития новых технологий; ж) франчайзинга торговых марок; з) вертикальной интеграция предприятий в индустрии гостеприимства. 5. Проявляется ли процесс глобализации в ИГиТ через реализацию стратегий: а) концентрации на одном виде деятельности (только отели); б) интеграции с другими видами бизнеса (рестораны, туризм, игорный бизнес и т.д.); в) мотивации (стимулирование работников предприятия); г) диверсификации (разработка особенностей продукта). 6. Являются ли наиболее распространенными направлениями дифференциации в гостиничном бизнесе следующие: а) по местоположению отеля; б) по исторической ценности здания отеля; в) по состоянию материально-технической базы отеля; г) по классу обслуживания и спектру услуг; д) по персоналу; е) по качеству питания; ж) по программе поощрения постоянных гостей; з) по торговой марке или имиджу; и) по наличию предприятий сувенирной торговли. 7. Включают ли базовые технологии в гостиничном бизнесе: а) квалификационные стандарты; б) методы уборки номеров; в) рецептуры приготовления различных блюд в ресторанах; г) стандарты сервировки блюд; д) манеры обращения с гостями; е) стандарты телефонного этикета; ж) способы продвижения услуг на рынок. 8. Позволяют ли ключевые технологии в гостиничном бизнесе: а) обеспечивать достижение отелем конкурентного преимущества; б) снижать себестоимость продукта; в) сокращать продолжительность пребывания клиентов в гостинице; г) максимизировать доход от продаж; д) достигать и поддерживать высокие стандарты обслуживания; е) занимать значимую нишу, точно позиционируя себя в этих разновидностях услуг на рынке. 9. «Умный гостиничный номер» как ведущая технология гостиничного бизнеса, позволяет: а) соединить номер со службой приема гостиницы; б) управлять регистрацией гостей; в) получать скидки с цен обслуживания; г) управлять мини-баром; д) обеспечивать телефонной связью, доступом в Интернет, получением справочной информации и дополнительными сервисами Ответы: 1 — а, б, в, д, е; 2 — б, в, г, д; 3 — а; 4 — а, б, г, д, е, ж, з; 5 — а, б, г; 6 — а, б, в, г, д, е, ж, з; 7 — а, б, в, г, д, е, ж; 8 — а, б, г, д, е; 9 — а, б, г, д. Тест 2. Стратегия как система развития конкурентных преимуществ 1. Включает ли понятие стратегии следующие определения: а) стратегия — это план, руководство, ориентир или направление развития, дорога из настоящего в будущее; б) стратегия — это принцип поведения или следование некой модели поведения; в) стратегия — это позиция, а именно расположение определенных товаров на конкретных рынках; г) стратегия — это перспектива, т.е. основной способ действия организации, или это «теория бизнеса» организации; д) стратегия — это привлечение групп стратегического влияния; е) стратегия — это ловкий прием, особый маневр, предпринимаемый с целью перехитрить соперника или конкурента. 2. Стратегия экономического управления, или экономическая стратегия, вырабатывает: а) правила и приемы, обеспечивающие экономически эффективное достижение стратегических целей; б) правила и приемы для SWOT-анализа; в) правила и приемы достижения стратегических целей, базирующиеся на возбуждении заинтересованности всех участников процесса разработки и реализации стратегических программ в эффективном достижении этих целей. 3. Должна ли экономическая стратегия фирмы включать: а) исследования условий конкурентных преимуществ; б) исследования рынков потенциальных товаров и услуг; в) формирования товарного ассортимента фирмы; г) распределения имеющихся в распоряжении фирмы и привлекаемых ею дополнительных ресурсов; д) взаимодействия с рынками факторов производства, ценных бумаг, валютными рынками; е) проведение рекламной кампании; ж) формирование эффективной ценовой политики; з) раннего обнаружения кризисных тенденций. 4. Соответствуют ли следующие виды стратегического управления предложенным методам И. Ансоффом и используемым в зависимости от степени нестабильности внешней среды: а) управление на основе экстраполяции (долгосрочное планирование), применяющееся в условиях сравнительно невысокой степени нестабильности; б) управление на основе предвидения изменений (стратегическое планирование, выбор стратегических позиций), применяющееся при средних значениях степени нестабильности; в) управление на основе программно-целевого метода;
5. Являются ли особенностями экономической стратегии и отличающими ее от краткосрочного (текущего) управления фирмой следующие: а) процесс выработки экономической стратегии не завершается каким-либо немедленным действием; б) в ходе формирования экономической стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые возникнут при составлении конкретного стратегического проекта, что приводит к росту неопределенности всех типов; в) существенное усиление роли обратной связи при выработке экономической стратегии; г) отсутствие воздействия конкурентных рыночных сил; д) на уровне стратегического планирования в отличие от планирования на тактическом уровне весьма трудно определить абсолютные показатели полезности тех или иных стратегических решений. 6. Входят ли в предложенную классификацию Г. Минцбергом следующие школы стратегий: а) прескриптивные; б) дескриптивные; в) школы субстанции; г) школы конфигурации. ответы 1 — а, б, в, г, е; 2 — а, в; 3 — а, б, в, г, д, ж, з; 4 — а, б, г, д; 5 — а, б, в, д; 6 — а, б, г; Тест 3. Методика формирования экономической стратегии 1. Понимается ли под экономической стратегией генеральная перспективная программа рационального использования имеющихся и заимствованных ресурсов, направленная: а) на обеспечение роста продаж; б) на достижение стабильной экономической прибыли; в) на сохранение ликвидности и роста рыночной стоимости предприятия приемлемом уровне риска; г) на увеличение дебиторской задолженности. 2. Является ли генеральной базисной целью экономической стратегии предприятия: а) достижение экономической прибыли; б) создание клиентской базы; в) увеличение рыночной доли; г) максимизация стоимости предприятия. 3. Будут ли достигнуты цели экономической стратегии предприятия, если реализуются нижеприведенные задачи: а) разработать условия подготовки возможных вариантов формирования хозяйственных ресурсов и действий руководства гостиницы в случае неустойчивого или кризисного финансового состояния; б) исследовать характер и закономерности функционирования экономики предприятия в рыночных условиях хозяйствования; в) оценить исходное экономическое состояние предприятия с помощью стратегического анализа, стратегической оценки и определения основных путей его улучшения; г) определить экономические взаимоотношения с поставщиками и покупателями, банками и другими финансовыми институтами по направлениям перспективных вложений денежных средств, политики внешнеэкономической деятельности; д) оптимизировать основные и оборотные средства, распределение прибыли, налоговых платежей с максимальным учетом возможных льгот и недопущением штрафных санкций и переплат налогов, инвестиций и источников средств для развития производства, эмиссионной деятельности и дивидендных выплат; е) прогнозировать размер балансовой прибыли на основе прогноза развития производственной деятельности, портфеля заказов, уровня ликвидности и уровня риска; ж) изучить экономические стратегии вероятных конкурентов, их экономических возможностей для разработки и осуществления мероприятий по обеспечению экономической устойчивости; з) разработать правила отбора персонала для найма на вакантные должности. 4. Должна ли экономическая стратегия развития предприятия включать: а) исследование условий конкурентных преимуществ, формируемых национальными и региональными детерминантами внутри страны и за ее пределами, и определение предпочтительной миссии фирмы; б) исследование рынков потенциальных товаров и услуг, отвечающих миссии фирмы, и выбор таких стратегических зон хозяйствования, которые способны в длительной перспективе обеспечить внешнюю гибкость фирмы, т.е. возможность переориентации фирмы на функционирование в наиболее благоприятных зонах с экономической, политической, правовой, социально-культурной, научно-технической и экологической точек зрения; в) формирование товарного ассортимента фирмы, в наибольшей степени удовлетворяющего актуальные индивидуальные и общественные потребности потенциальных покупателей внутри страны и за ее пределами и обеспечивающего на этой основе систематическое получение фирмой экономической прибыли, т.е. прибыли, позволяющей реализовывать программы расширенного воспроизводства; г) распределение имеющихся в распоряжении фирмы и привлекаемых ею дополнительных ресурсов между различными направлениями деятельности, обеспечивающее максимальную продуктивность использования этих ресурсов; д) взаимодействие с рынками факторов производства, ценных бумаг, валютными рынками, обеспечивающее экономически эффективное поддержание стратегического потенциала фирмы на уровне, достаточном для обладания конкурентным преимуществом на всех этапах жизненного цикла; е) формирование эффективной ценовой политики, обеспечивающей в долговременной перспективе устойчивое положение фирмы в традиционных и вновь осваиваемых сегментах рынка; ж) создание филиалов на различных территориальных сегментах рынка; з) раннее обнаружение кризисных тенденций как в рамках национальной экономики и ее отраслей, так и внутри фирмы и предотвращение несостоятельности (банкротства) фирмы. 5. Входят ли в состав стратегического управления согласно И. Ансоффу следующие виды деятельности: а) управление на основе экстраполяции (долгосрочное планирование), применяющееся в условиях сравнительно невысокой степени нестабильности; б) управление на основе предвидения изменений (стратегическое планирование, выбор стратегических позиций), применяющееся при средних значениях степени нестабильности; в) управление на основе гибких экспертных решений (ранжирование стратегических задач; управление «по слабым сигналам»; управление в условиях стратегических неожиданностей), применяющихся для условий существенной нестабильности внешней среды; г) управление на основе программно-целевого метода. 6. Включает ли процесс формирования экономической стратегии следующие этапы: а) разработку нового товара; б) определение составляющих стратегий; в) определение этапов жизненного цикла создания составляющих стратегии; г) конкретизацию видов деятельности, которые необходимы для получения составляющих стратегии; д) уточнение фазы цикла управления процессом формирования и реализации экономической стратегии как совокупности ее составляющих. 7. Включает ли жизненный цикл той или иной составляющей экономической стратегии следующие фазы: а) мониторинг внешней среды фирмы и выявление возникающих возможностей или угроз для успешного выполнения фирмой своей миссии; б) определение соответствия стратегических целей фирмы потенциальным возможностям или угрозам со стороны внешней среды; в) мониторинг внутренней среды фирмы и выявление сильных и слабых сторон стратегического потенциала фирмы; г) определение направлений совершенствования элементов стратегического потенциала фирмы для наиболее полного использования сильных и ликвидации слабых его сторон; д) разработка вариантов модернизации составляющих экономической стратегии с четом результатов мониторинга внешней и внутренней среды фирмы; е) внедрение базовых технологий; ж) выбор предпочтительного варианта модернизации составляющей экономической стратегии; з) реализация предпочтительного варианта модернизации составляющей экономической стратегии; и) анализ фактической эффективности модернизированного варианта составляющей стратегии на основе постоянного мониторинга внешней и внутренней среды фирмы; к) принятие решения о необходимости очередной модернизации (пересмотре) параметров составляющей экономической стратегии. 8. Подчиняется ли процесс выбора экономической стратегии следующим основным принципам: а) экономическая стратегия согласуется с организацией; б) экономическая стратегия имеет внутреннюю согласованность своих структурных компонентов; в) экономическая стратегия согласуется с внешней средой; г) экономическая стратегия соответствует интересам разработчиков. Ответы: 1 — а, б, в; 2 — а, в, г; 3 — а, б, в, г, д, е, ж; 4 — а, б, в, г, д, е, з; 5 — а, б, в; 6 — б, в, г, д; 7 — а, б, в, г, д, ж, з, и, к; 8 — а, б, в. Для проверки эффективности преподавания дисциплины проводится контроль знаний студентов (Смотри технологическую карту дисциплины). При этом используются следующие виды контроля:
Текущий рейтинг-контроль проводится преподавателем в процессе проведения всех видов занятий. Промежуточный рейтинг-контроль предназначен для практической комплексной оценки освоения разделов курса, и осуществляется путем подготовки студентами ответов на вопросы теста. Он проводится в течение семестра на аттестационной неделе в виде контрольных тестов. Рубежный контроль проводится в конце семестра. Итоговая оценка учитывает результаты рейтинговой системы; шкала интервальных баллов соответствует следующим оценкам: - 80-100 баллов – отлично; - 65-79 баллов – хорошо; - 50-64 баллов – удовлетворительно; - 49 баллов – неудовлетворительно. При традиционной форме итогового контроля (в случае несогласия с оценкой, полученной в ходе рейтингового контроля) оценки выставляются по следующим критериям: - свободное владение терминологией; - умение анализировать материал, сущностное понимание излагаемого вопроса; - свободная ориентация по вопросам, дополнительные вопросы не вызывают затруднений.
|
Методические указания по текущему контролю знаний, проведению промежуточной... Проведение промежуточной аттестации студентов по дисциплине «Гостиничный и ресторанный сервис» осуществляется с учётом следующих... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «электронный бизнес» ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 3 введение в бизнес ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «инфорМационные технологии в бизнес-планировании» ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Малый и средний бизнес в Российской Федерации» Учебно-методический комплекс по дисциплине «Малый и средний бизнес в Российской Федерации» разработан для студентов, обучающихся... | Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины: Технологии бизнес презентаций... Для девятиклассника, который еще не определился с будущей профессией – это очень сложно. Поэтому на этом уроке я предлагаю учащимся... | Тематика семинарских занятий для студентов очной формы обучения 11... Ресторанный бизнес: учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организаций»/ Сост. И. Н. Приходько;... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «бизнес-планирование» Разработка основных разделов бизнес-плана: план маркетинга. Производственный план предприятия как раздел бизнес-плана. Организационный... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Бизнес-планирование» Курс «Бизнес-планирование» относится к дисциплинам специализации. Дисциплина изучается в 5 семестре на специальности 030500. 18 –... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В. 2 «Бизнес процессы организаций» Автор программы: старший преподаватель кафедры Математического моделирования и математических методов в экономике Давыдова А. Е |