Федеральная целевая программа «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2013-2015 годы»
Паспорт федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2013-2015 годы»
Наименование Программы
| Федеральная целевая программа «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2013-2015 годы»
| Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения
| Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 22 августа 2011 г. № 1493-р
| Государственный заказчик Программы
| Министерство регионального развития Российской Федерации
| Основные разработчики Программы
| Министерство регионального развития Российской Федерации
Министерство экономического развития Российской Федерации
| Цель и задачи Программы
| Цель Программы – повышение уровня надежности поставки коммунальных ресурсов и эффективности деятельности организаций коммунального хозяйства.
Задачи Программы:
увеличение объема привлечения частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство;
повышение эффективности деятельности организаций тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, и организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
| Важнейшие целевые индикаторы и показатели
| 1) объем потерь ресурсов в централизованных системах тепло-, водоснабжения, водоотведения;
2) количество аварий и инцидентов при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов.
| Сроки и этапы реализации Программы
| 2013-2015 годы
| Объёмы и источники финансирования
| Общий объем финансирования Программы составляет 165 млрд. рублей, в том числе за счет средств:
федерального бюджета – 15,0 млрд. рублей;
бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов – 15,0 млрд. рублей;
внебюджетных источников – 135 млрд. рублей.
| Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности
| 1) объем потерь коммунальных ресурсов в централизованных системах ресурсоснабжения уменьшится к 2015 г. на 8% по разным системам по сравнению с уровнем 2011 года
2) количество аварий и инцидентов при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов уменьшится к 2015 г. на 8% по разным системам по сравнению с уровнем 2011 года.
|
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Реформирование сферы коммунального хозяйства в Российской Федерации прошло несколько важных этапов, в ходе которых были в целом выполнены задачи реформы системы платы за коммунальные услуги, создания системы адресной социальной поддержки граждан, финансового оздоровления организаций коммунального комплекса, развития в коммунальной сфере конкурентных рыночных отношений и привлечения частного сектора к управлению объектами коммунальной инфраструктуры. Тем не менее, конечные цели реформы – обеспечение нормативного качества коммунальных услуг и нормативной надежности систем коммунальной инфраструктуры, повышение энергоэффективности систем коммунальной инфраструктуры, оптимизация затрат на производство коммунальных ресурсов – на сегодняшний день не достигнуты.
В то же время вследствие недофинансированности продолжает увеличиваться степень износа объектов системы коммунальной инфраструктуры. По результатам обследования, проведенного Министерством регионального развития Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2011 года нормативный срок отслужили около 60 процентов основных фондов коммунального хозяйства.
Устаревшая система коммунальной инфраструктуры большинства городов не позволяет обеспечивать выполнение требований к качеству поставляемых потребителям коммунальных ресурсов. Также в результате физического износа растет количество инцидентов и аварий в системах тепло-, и водоснабжения, увеличиваются сроки ликвидации аварий и размер затрат на проведение ремонтов. В 2010 году по данным Росстата число аварий и инцидентов при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов в системах централизованного теплоснабжения (включая горячее водоснабжение) составило 12,9 тыс., в системах централизованного водоснабжения – 164,5 тыс., в система канализации – 39,5 тыс.
Коммунальный сектор характеризуется высокой степенью неэффективности производства и распределения коммунальных ресурсов. Так, по данным Росстата в 2010 году объем потерь воды составил 30 процентов, тепловой энергия на отопление – 10,1 процентов, объем потерь в сетях горячего водоснабжения – 10,1 процентов. В то же время расход энергетических ресурсов на российских коммунальных предприятиях в среднем на 25 - 30 процентов выше, чем на европейских предприятиях.
Связанный с постоянным ростом издержек коммунального комплекса рост тарифов на коммунальные ресурсы приводит к росту совокупного платежа граждан за коммунальные услуги, который в значительном количестве субъектов Российской Федерации опережает темп роста доходов населения. Отсутствие заметных положительных результатов в улучшении технического состояния основных фондов и повышении эффективности функционирования коммунального сектора связаны с острой нехваткой инвестиций в коммунальный сектор, объясняющейся отставанием формирования институциональных, регуляторных и финансовых инструментов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность сектора.
Несмотря на производимые в последние годы изменения тарифного регулирования, связанные с введением долгосрочных тарифов, формирование нормативной правовой базы в указанной сфере еще не завершено.
Основными причинами недостаточности инвестиционных ресурсов в отрасли являются недостаточная прозрачность коммунального сектора для финансово-кредитных организаций и частных инвесторов, низкая рентабельность организаций коммунального комплекса относительно других сфер деятельности, высокие административные издержки инвестирования в систему коммунальной инфраструктуры.
Решение проблемы за счет увеличения бюджетного финансирования является неэффективным использованием бюджетных средств и способствует вытеснению частных инвестиций. Возможные объемы бюджетных инвестиций (в том числе предоставляемых на возвратной основе) ограничены возможностями бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Таким образом, преодоление дефицита инвестиционных ресурсов в секторе коммунального хозяйства и существенное повышение эффективности инвестиционных проектов могут быть достигнуты только на основе формирования инструментов и практики долгосрочного финансирования проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры кредитно-финансовыми организациями и частными инвесторами с учетом целевых показателей надежности и качества предоставляемых коммунальных ресурсов.
При этом ограниченные бюджетные средства должны преимущественно выделяться частным организациям коммунального хозяйства для обеспечения возможности получения долгосрочных кредитных ресурсов для целей инвестирования и снижения стоимости заимствований.
В целях решения, вопросов улучшения качества жизни российских граждан и повышения уровня развития сферы коммунального хозяйства, представляется наиболее эффективным решать существующие проблемы развития системы коммунальной инфраструктуры в рамках предлагаемой Программы.
Программа соответствует установленным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р приоритетам социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и направлена на:
снижение среднего уровня физического износа системы коммунальной инфраструктуры;
внедрение кредитно-финансовых механизмов развития системы коммунальной инфраструктуры;
модернизацию жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение доступности оплаты коммунальных услуг для всего населения через привлечение субъектов предпринимательства к управлению и инвестированию в развитие системы коммунальной инфраструктуры, совершенствование тарифной политики и развитие механизмов государственно-частного партнерства в сфере предоставления коммунальных услуг.
Необходимость решения в короткие сроки задач Программы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:
входят в число приоритетов для формирования федеральных целевых программ, а их решение позволяет обеспечить возможность улучшения качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, а также создать условия для устойчивого и эффективного развития жилищно-коммунального хозяйства;
носят межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены без участия федеральных органов исполнительной власти;
не могут быть решены в пределах одного года и требуют бюджетных расходов;
носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие.
При использовании программно-целевого метода могут возникнуть следующие риски:
недофинансирование программных мероприятий;
невыполнение исполнителями обязательств в ходе реализации программных мероприятий;
возникновение проблемных ситуаций при взаимодействии государственного заказчика Программы и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
изменение принципов регулирования межбюджетных отношений в части финансирования мероприятий Программы;
резкое изменение требований экологического законодательства, влияющих на систему коммунальной инфраструктуры.
Риски, связанные с недостаточным ресурсным обеспечением мероприятий Программы и недостатками в реализации исполнителями мероприятий Программы могут привести к созданию в рамках Программы незавершенных строительством объектов, невыполнению поставленных ею целей.
Изменения в федеральном и региональном законодательстве могут повлечь значительные изменения в структуре и содержании Программы, принципах ее ресурсного обеспечения и механизмах реализации.
Изменение принципов регулирования межбюджетных отношений в части финансирования мероприятий Программы может привести к изменению объемов ресурсного обеспечения Программы.
Изменение требований природоохранного законодательства может привести к необходимости изменения объема финансирования мероприятий Программы.
|