Скачать 98.46 Kb.
|
Соколова О.Ю. Саратовский государственный социально-экономический университет Анализ качества образовательного процесса на основе технологий компьютерного тестирования Сегодня общепризнанно, что с конца XX в. происходят кардинальные перемены в условиях развития человеческой цивилизации, среди которых можно выделить:
Высказывая мнение о переходе к новой экономике - экономике, основанной на знаниях, ученые отмечают, что фактически речь идет о третьей экономической революции. Возросшую значимость знаний в современном мире подтверждает и появление новых терминов, таких как информационное общество, экономика знаний. Главным фактором прироста общественного богатства в информационном обществе является увеличение накопленного объема знаний. Освоение знаний человеком, приводящее к росту человеческого капитала, осуществляется в основном в образовательном комплексе. Результатом деятельности образовательного комплекса является новый объем знаний - прибавочный продукт экономики знаний. В этом заключается социально-экономическая сущность образовательного комплекса в информационном постиндустриальном обществе. В процессе производства нового объема знаний образовательным комплексом и передачи их обучающимся происходит повышение уровня развития человеческого капитала. В условиях информационного постиндустриального общества и значительного повышения роли образовательного комплекса систему образования следует рассматривать как единый полифункциональный комплекс, выполняющий целый ряд важнейших функций: обеспечение различных отраслей экономики квалифицированными кадрами, создание новых технологий, проведение научных исследований и т.д. В сферу образования сегодня вовлечены огромные человеческие, финансовые и материально-технические ресурсы. В целом образовательный комплекс как важнейший сегмент общества имеет прямой контакт с более чем четвертью всего населения России. Таким образом, образовательная деятельность пронизывает все современное общество и тесно связана практически с любой сферой деятельности человека, с той или иной отраслью экономики. Уровень образования населения России пока остается одним из немногих сохранившихся в настоящее время ресурсов устойчивого экономического роста, способствующих возвращению России в число наиболее развитых стран мира. Уровень грамотности взрослого населения составляет сейчас 99,5%, среднее число лет обучения - почти 11, численность студентов высших учебных заведений на 10 000 человек населения - 537. По этим показателям Россия не только не уступает, но и превосходит многие развитые государства. Вместе с тем накопилось множество проблем, ставящих под угрозу сохранение высокого образовательного потенциала нации. Большинство из них либо возникли, либо значительно обострились в послереформенный период. При этом основными проблемами, с которыми сталкивается система высшего образования в России, сегодня являются: 1) серьезное отставание от индустриально развитых стран в освоении практически значимых научных представлений и навыков; 2) несоответствие системы профессионального образования структуре потребностей рынка труда; 3) слабая интеграция сложившейся системы образования с научной деятельностью; 4) низкая инвестиционная привлекательность высшего образования, что ведет к его ресурсному истощению, снижению конкурентоспособности российского образования на мировом рынке образовательных услуг; 5) низкая образовательная и социальная мобильность молодежи; 6) низкая эффективность использования поступающих в систему высшего образования ресурсов при всеми признанном недостаточном уровне ее финансового содержания со стороны государства. Следует так же отметить, что за последние 15-20 лет в системе российского образования произошли существенные изменения, касающиеся, прежде всего, количественных показателей системы высшего профессионального образования: наблюдается переход из состояния элитарного в массовое и доступное, сопровождающееся ростом количества студентов и количества вузов и их филиалов; активное развитие рыночных отношений привело к возрастанию объема платного образования. По нашему мнению, независимо от изменения количественных показателей образовательного комплекса наиболее важными являются качественные показатели. Именно они в наибольшей степени определяют его инвестиционную привлекательность. Система образования может эффективно функционировать, когда улучшаются качественные показатели работы и, прежде всего, повышается качество образования. Кроме того, в режиме развития, как правило, оптимизируются и количественные показатели. Важным является выведение всего образовательного комплекса (регионального, России) в режим устойчивого развития. Необходимость решения вышеперечисленных проблем обусловливает, что в настоящий момент сфера образования в России переживает момент нового реформирования. При этом необходимо иметь в виду, что трансформация всей экономической системы, переход на рыночные отношения во всех отраслях экономики повлияли и на сферу образования, привнеся в нее рыночные отношения. Целесообразно отметить, что в развитых индустриальных странах сфера образования, а особенно система высшего образования всегда была, в основном, изолирована от действующих рыночных механизмов. Процесс трансформации системы образования в России совпал с общемировыми и общеевропейскими тенденциями развития рыночных отношений в этой сфере. Проблемы модернизации, реформирования образования решаются практически во всех странах. И, несмотря на различие систем, и подходов в этой области, их региональные и другие особенности, мировые тенденции развития образования имеют много общего:
При реформировании системы образования необходимо ориентироваться на Европейские стандарты и руководящие принципы Болонского процесса (г. Берген, 19-20 мая 2005 г.), согласно которым именно поставщики высшего образования несут основную ответственность за качество образования и его гарантию. В связи с этим учебные заведения должны демонстрировать качество своей деятельности, как в стране, так и на международной арене, для чего должны разрабатываться процессы, с помощью которых вузы смогли бы продемонстрировать свою отчетность. Вступление России в Болонский процесс предполагает сближение качественного уровня российского и общеевропейского образования. В Концепции модернизации российского образования и документах Болонского процесса обозначены тенденции в схожести компетенций специалистов на российском и общеевропейском рынках труда. Реформирование национальной образовательной системы должно включать реформирование контроля качества образования. В этих условиях применение инновационных технологий для контроля качества образования становится объективной необходимостью. Всякая система управления качеством в образовании должна быть основана на объективных показателях, влияющих на качество и адекватно характеризующих процесс обучения. В системе высшего образования такими формальными и легко измеряемыми и контролируемыми показателями являются квалификационный состав преподавателей, площадь учебных аудиторий, обеспеченность учебными пособиями и т.д. Однако на качество самого обучения все эти показатели имеют опосредованное влияние. В то же время измерение качества подготовки студентов является сложной и многоплановой задачей. Оценка знаний студентов с помощью традиционного подхода не является объективным и достоверным методом, не удовлетворяет требованию единства измерений и не позволяет строить на ее основе эффективную систему управления качеством обучения. Технологии компьютерного тестирования студентов при правильной организации анализа полученных результатов могут стать действенным инструментом в повышении качества предоставляемых вузом образовательных услуг. Преимущества тестирования — объективность (исключение фактора субъективного подхода со стороны экзаменатора), массовость (возможность охвата контролем большого количества тестируемых за определенный промежуток времени), оперативность и технологичность (возможность использования машинной обработки и представления результатов тестирования), сопоставимость результатов, управляемость (использование результатов тестирования для выявления типичных ошибок, учет которых позволяет своевременно скорректировать процесс освоения учебного материала). Именно поэтому тестирование становится в последние годы основным методом итоговой оценки при контроле качества образования и применяется в форме ЕГЭ в школе, или в форме федерального Интернет-экзамена и тестирования по другим технологиям (например, АСТ) в вузах. Следует отметить, что компьютерное тестирование, как один из инструментов мониторинга качества образовательного процесса, может использоваться на разных этапах обучения. Соответственно разными будут и требования, предъявляемые к тестам и методам анализа результатов тестирования. Можно выделить следующие контрольные точки в процессе обучения, на которых использование компьютерных тестов будет наиболее эффективным:
Основной проблемой тестирования на этом этапе являются жесткие ограничения по защищенности и конфиденциальности используемого банка тестовых заданий (БТЗ). Это приводит к тому, что, во-первых, БТЗ нельзя многократно использовать, а значит получить статистику для определения меры трудности задания и выявления "плохих" тестовых заданий, во-вторых, в роли экспертов и разработчиков банка тестовых заданий выступает один, причем очень ограниченный круг лиц. В силу названной особенности полученные результаты, в отличие от результатов на следующих этапах учебного процесса, обладают наибольшей субъективностью.
Для реализации поставленных целей должны быть разработаны качественные БТЗ, хорошо структурированные, обладающие высокой валидностью, репрезентативностью и надежностью. Кроме этого в системе тестирования должен быть модуль аналитической обработки полученных результатов тестирования, который должен решать следующие задачи.
Для выявления различных скрытых факторов, влияющих на конечный результат, в признанных международных системах тестирования, таких как PISA, PIRLS и других, широко применяется анкетирование тестируемых. Такое анкетирование позволяет качественно оценить степень влияния этих факторов на результат тестирования. В нашем случае для повышения информативности результатов тестирования в анкету можно включить вопросы, касающиеся
Информационные системы компьютерного тестирования, оснащенные модулем анализа результатов, позволяют оперативно получать объективные данные, необходимые в системах управления качеством образования. На основе таких данных можно принимать обоснованные решения по совершенствованию учебного процесса в вузе. |
Использование компьютерного тестирования как фактора повышения качества... | Оценка качества профессионального образования с использованием технологий... В реализации приказа №31-04/1326 от 03. 11. 2009 г. "Об обеспечении Интернет-тестирования в 2009/2010 учебном году" для организации... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью открытого урока является презентация преподавателем собственной системы работы, передовых форм и методов образовательного процесса,... | ||
Модели тестирования Целью тестирования является поиск нарушений требований качества, сформулированных в спецификации качества пс | Методические указания по составлению тестовых заданий для внутривузовского тестирования Настоящие указания определяют формы теcтовых заданий и методологию их создания. Указание разработано на основе требований к тестам,... | ||
Система компьютерного дистанционного тестирования м. Б. Амзараков Печатается по решению кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и искусств Казанского... | 4. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса... Ным формам не совсем обычной деятельности обучения. Не совсем обычным становится введение так называемых «увлекательных добавок»... | ||
Психологический анализ культурных установок Совершенствование образовательного процесса и повышение качества дополнительного образования в дюсш | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В нашем образовательном учреждении проводится работа по повышению качества образовательного процесса на основе использования информационно-коммуникативных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В моу «Сердебашская начальная общеоброазовательная школа» проводится работа по повышению качества образовательного процесса на основе... | Исследования Условия эффективного использования информационных технологий в преподавании учебных предметов как фактор формирования нового качества... | ||
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса... Тие коммуникативной культуры учащихся, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача преподавателя состоит в том, чтобы... | Информационная справка об итогах реализации подпроекта «Информатизация... Ия на основе информационных технологий является информатизация образовательного процесса. Под информатизацией образовательного процесса... | ||
Основными видами оценки качества учебно-воспитательного процесса... На основе реального состояния образовательного процесса выявить существующие проблемы, определить пути их положительного решения | Посещение уроков курирующим заместителем директора как форма методической... Учитывая, что в основе качества обучения лежит урок, мы в системе прорабатываем вопросы совершенствования образовательного процесса... |