Урок по технологии в 8 классе «Профессия, специальность, квалификация и уровень оплаты труда»





Скачать 107.05 Kb.
НазваниеУрок по технологии в 8 классе «Профессия, специальность, квалификация и уровень оплаты труда»
Дата публикации17.08.2013
Размер107.05 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Экономика > Урок
Урок по технологии в 8 классе

«Профессия, специальность, квалификация

и уровень оплаты труда»
Учитель технологии: Степанова Е.В.

МОУ «Дороховская СОШ»
Цель: сформировать у учащихся понятия профессии, специальности и квалификации работника и проанализировать факторы, определяющие зарплату.

Задачи:

1. Образовательные: Изучить понятия «профессия», «специальность» и научиться их различать; познакомиться с понятием «квалификация работника» и разобраться в способах ее повышения; выделить факторы, влияющие на уровень оплаты труда.

2. Развивающие: Развить умение различать понятия профессии и специальности на основе анализа их отличительных признаков; самостоятельно анализировать жизненный опыт и знания с целью формирования выводов о факторах, определяющих зарплату работника.

3. Воспитательные: Вовлечь в активную познавательную деятельность; воспитать техническую грамотность (различие понятий профессия, специальность, квалификация); показать важность образования, саморазвития, опыта и качества работы (при формировании уровня оплаты труда).

Тип урока: комбинированный

Вид урока: смешанный (лекция, беседа, самостоятельная практическая работа, работа со словарями)

Материально-техническое оборудование: мел, доска, Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (1 экз.), Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (1 экз.)., компьютер, проектор, Трудовой кодекс РФ
Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку - Чтобы начать наш урок проверьте, пожалуйста, все ли у вас готово к уроку. За каждую часть урока вы ставите себе баллы, а в конце урока мы подсчитываем эти баллы и выставляем оценки за работу на уроке. Перед вами таблица и расшифровка по баллам.

II. Актуализация знаний

У меня растут года,

Будет мне 17.

Кем работать мне тогда?

Чем заниматься?

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит и ваша будущая судьба.

Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. А поспешность и легкомыслие могут расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным.

- Девочки, как вы думаете какая тема данного урока? О чем мы будем с вами говорить?

Тема урока: Профессия, специальность, квалификация и уровень оплаты труда. Запишите тему в тетрадь.

Существует такое понятие, “возраст самоопределения”. Как вы думаете, что это за возраст? (Это когда заканчивается беззаботное детство и начинается юность – пора подготовки к решению жизненно важных проблем для каждого человека. И основная проблема – Кем быть?)

Да, очень трудно сделать выбор сразу и на всю жизнь. Но в 14-15 лет еще не обязательно его делать, а вот задуматься об этом всегда полезно.

Всмотритесь в себя: кто вы есть, что для вас важно, чего вы хотите от жизни.

Профессиональное самоопределение – это выбор профессии и последующее формирование человека как профессионала.

Процесс профессионального самоопределения длится на протяжении всей трудовой деятельности человека. Но в начале всех начал – обучение. Это первая ступень, первый шаг к выбору профессии. Существует несколько уровней профессиональной подготовки: начальная, средняя, средне-специальная и высшая.

Так зачем нам знать различные профессии, специальности, их специфику? Чтобы ответить на вопрос Кем быть? Так какова же цель нашего сегодняшнего урока? (познакомиться с понятиями профессия, специальность, квалификация работника и проанализировать факторы, определяющие зарплату и попробовать ответить на вопрос «Кем я хочу быть?»)

III. Изучение нового материала

  1. Девочки, подумайте, пожалуйста, представители каких профессий работают в нашей школе?

(Ученики перечисляют профессии)

- Хорошо, молодцы!

Учитель ведет беседу, опираясь на ответы учеников. Если нет нужных ответов, задает наводящие вопросы-подсказки, например:

- А кто вам в школе делает прививки?

- Кто выдает вам учебники?

(Ученики отвечают)

- А как вы думаете, сколько существует профессий в мире?

(Ученики называют цифры)

- В мире существует более 40 тыс. профессий!

И для вас первым шагом будет необходимость сориентироваться в мире профессий. Те профессии, которые нравились вашим родителям, могут показаться вам неинтересными, не престижными, несовременными. Каждое десятилетие технический прогресс рождает все новые виды профессий, а другие уходят в небытие.

За последние 10 лет появились такие профессии как менеджер, аудитор, брокер, дилер, предприниматель, маклер, программист, дизайнер.

Перечислите профессии, которые вы знаете?

(Ученики отвечают)

- Хорошо!

Но оказывается не всё из того, что вы перечислили, является непосредственно профессией. Давайте же разберемся, в чем тут дело?

Персонал предприятия делится по профессиям, специальностям, должностям. Необходимо различать понятия «профессия» и «специальность».

- В чем различие профессии и специальности? Какой труд можно назвать профессией?

Что же такое профессия? Полное определение найдите в словаре. Девочки, запишите это определение в тетрадях:

Профессия – это вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки (обучения, практики), опыта работы.

Примеры: учитель, инженер, слесарь, врач.

А что же такое специальность? (поиск определения в словаре)

Специальность – это ограниченная область профессиональной деятельности. Примеры: учитель учитель математики, биологии, пения

инженер инженер-электронщик, инженер-конструктор

слесарь слесарь-сантехник, автослесарь

врач терапевт, окулист, хирург, стоматолог

Профессия объединяет группу родственных специальностей. Например, профессия учитель включает специальности: учитель физики, математики, физкультуры, истории и так далее; профессия «слесарь» включает специальности сантехник, электрослесарь, автослесарь; «врач» – хирург, терапевт, офтальмолог, отоларинголог и др.

Специальности и профессии, утверждены Министерством Труда России в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).  [Показать квалиссификатор]

Профессиональное обучение бывает направлено как на получение профессии, в рамках которой затем можно будет сосредоточиться на чем-то одном, так и сразу на конкретную специальность. (видеоролик)

Что же такое должность?

Должность – это служебное положение работника в учреждении или на предприятии, определяющее его обязанности и оплату труда.

Примеры: директор, заведующий, начальник отдела, главный бухгалтер, прораб.

2. Практическая работа № 1

А теперь выполним практическую работу:

Разделите представленный список на профессии, специальности, должности:

Профессия Специальность Должность

Токарь, секретарь-референт, швея, начальник цеха, главный инженер, менеджер, водитель, слесарь-сантехник, министр, бульдозерист, повар, заведующий библиотекой, портретист, маляр, прораб, экономист, учитель, таксист, педиатр, строитель.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте ответы по слайду.

- Обоснуйте, пожалуйста, свой выбор!

(Ученики высказывают свои предположения)

- Молодцы! Вы отлично справились с заданием!

3. Доклады девочек о профессиях, подготовленные дома.

4. Физкультминутка (гимнастика для глаз, рук и ног)

Что же такое квалификация? Для чего она необходимо? (словарь)

Квалификация – степень мастерства в конкретной специальности.

От квалификации зависит объем, сложность, зарплата и часто качество работы, а также перспективы карьерного и профессионального роста.

Уровень квалификации работника закрепляется в присвоении ему определенной квалификации, звания, разряда, категории или класса.

Специалисты делятся по категориям: без категории, 1, 2, 3 и высшая категории (врачи, учителя, инженеры, экономисты и пр.).

Уровень квалификации рабочих большинства профессий определяется разрядом. Чем выше уровень квалификации, тем выше разряд и тем выше сложность работы. Тарифный разряд в наиболее распространенной в России тарифной системе изменяется от 1 (низшая квалификация) до 18 (высшая квалификация). (Для рабочих 6 или 8 разрядов).

Например, в училище вы сможете получить 2-3 разряд (пример, повар), в колледже – 3-4, а затем во время работы на предприятии можно повысить свою квалификацию до уровня 5-6 разряда. Для ряда профессий (водителя и пр.) уровень квалификации определяется классом. Наивысшему уровню квалификации в этом случае соответствует первый класс.

Так токарь может быть и 2 разряда (низкая квалификация, не предусматривающая самостоятельных работ, а только в паре - на подхвате, у более высококвалифицированного рабочего), а может быть и 6-го разряда (высококвалифицированный рабочий, выполняющий особо сложные операции). Оба токари, но разница в квалификации и соответственно в зарплате. Оклад рабочего 6-разряда, примерно в 2 раза выше рабочего 1 разряда.

- Как определить уровень квалификации работника?

Принимая на работу сотрудника, работодатель должен быть, уверен в его профессионализме. Некоторые фирмы проводят определенные испытания (тесты, практические задания), чтобы определить квалификацию работника, или устанавливается испытательный срок, за который человек должен проявить себя в работе.

Основные требования к квалификации работника, к конкретной специальности и профессии представлены в едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС).

3) Факторы, определяющие уровень заработной платы

- Что такое заработная плата?

Заработная плата – важнейшее средство повышения заинтересованности  работников в результатах своего труда, его производительности, увеличении объемов произведенной продукции, улучшении ее качества и ассортимента.

Основным сборником  законодательных установлений  по вопросам организации и оплаты труда является Трудовой Кодекс Российской Федерации.

Как всякий товар труд имеет цену. Цена труда – это заработная плата. "Цена" труда  индивидуума зависит от его качества – квалификации. 

Заработная плата – это вознаграждение получаемое работником за его труд или, другими словами, цена труда.

Задание 2. В парах (соседи по партам) обсудите, отчего может зависеть зарплата. По очереди каждая парта дает свой ответ. Учитель записывает на доске. Пара, которая не может предложить вариант ответа, выбывает. Определяется победитель.

От чего зависит зарплата:

- образование (его наличие, уровень). Например, по рабочей специальности – в дипломе уже прописан разряд (и он отличается у училища и колледжа; для учителей высшее и среднее образование – разный коэффициент надбавки);

- опыт работы (например, нет образования, но есть опыт данной работы в трудовой книжке, могут принять на работу по 2-му разряду);

- стаж (напр., в образовании, базовая единица умножается на коэффициент стажа);

- квалификация, которая отражается в разряде, категории, классе и других показателях (примером   может   служить сопоставление квалификации и уровня оплаты труда врача и медсестры; токаря 2-го и 6-го разряда);

- формы оплаты труда (повременная, сдельная);

- место работы (учитель в школе или работник в администрации образования, городская больница или частная больница; сельским врачам идет надбавка);

- средней зарплаты по данной профессии в городе, стране;

- от востребованности профессии, т.е. соотношения спроса и предложения (чем выше спрос на профессии, тем выше зарплата);

- должности, возможности совмещения должностей, количество ставок;

- надбавки и доплаты (за сложность, ночную работу, вредные условия и пр.);

- премии;

- качество работы;

- звания (заслуженный работник …), научные степени (доктор наук);

- прибыль предприятия (высокая прибыль дает возможность выплатить дополнительные премии, например, тринадцатую зарплату);

- повышение технического уровня (требуются более квалифицированные работники, у которых и зарплата будет выше);

- МРОТ, соответствующий прожиточному минимуму — уровень доходов, необходимых для приобретения человеком продуктов питания на нижней границе физиологических норм, а также для удовлетворения хотя бы минимальных потребностей в одежде, обуви, жилье и т.п. Служит лишь нижней границей заработной платы.

- ценность работы/должности для организации;

- финансовое положение организации;

- влияние профсоюзов.

Примечание: Минимальный размер оплаты труда в России с 01.01.2013 – 5205 рублей. Верхней границы – нет

Запрещается какое бы то ни было понижение размеров оплаты труда работника в зависимости от возраста, пола, расы, национальности, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям.

IV. Закрепление изученного материала

  1. Игра-головоломка

На каждую букву слова ПРОФЕССИЯ подобрать названия профессий и специальностей.

  1. Анаграммы

Уьелитч, релатгубх, воденоле, систтак, чвар, атрдипе, реидкрот.

  1. Запишите не менее 3 пословиц о профессиях.

За выполненные задания ставятся баллы – 3 задания – 6 баллов, 2 задания – 4 балла, 1 задание – 2 балла.

Посчитайте баллы за задания и общие баллы. У кого сколько баллов? Максимальное количество баллов – 14 баллов

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Чем полезен сегодняшний урок для вашей дальнейшей жизни?

Достигли ли мы поставленной цели? (познакомиться с понятиями профессия, специальность, квалификация работника и проанализировать факторы, определяющие зарплату)

А сейчас давайте попробуем ответить на вопрос, поставленный в начале урока «Кем я хочу быть? Конечно, именно в эту минуту вы можете не точно ответить на данный вопрос. Имея информацию о профессиях, специальностях, заработной плате легче определится с выбором.

V. Задание на дом

Домашнее задание: Выяснить у родителей или близких работающих взрослых их профессии и специальности, какие у этих профессий уровни квалификации и от каких факторов зависит их зарплата.

Кто желает, тот может пройти тест по выбору профессии на сайтах:

http://www.testi.ru/test282.htm - тест по выбору профессии

http://roc.tstu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=62:201 – региональный образовательный центр для одаренных детей и молодежи при ТГТУ

VI. Рефлексия (подведение итогов)

У вас еще есть время, самое главное его не упустить. Желаю вам удачи в выборе профессии.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по технологии в 8 классе «Профессия, специальность, квалификация и уровень оплаты труда» iconПрограммы (основная / дополнительная), направление подготовки, специальность,...
Уровень, ступень образования, вид образовательной программы, направление подготовки, специальность, профессия”
Урок по технологии в 8 классе «Профессия, специальность, квалификация и уровень оплаты труда» icon«потребности и мотивация трудовой деятельности»
Оплата труда, ее сущность, определяющая роль в системе вознаграждения основы регулирования оплаты труда. Формы и системы тарифных...
Урок по технологии в 8 классе «Профессия, специальность, квалификация и уровень оплаты труда» icon1. Управлению текучестью кадров 3
Состав кадров характеризуется следующими показателями: образовательный уровень, специальность, профессия, квалификация, стаж работы,...
Урок по технологии в 8 классе «Профессия, специальность, квалификация и уровень оплаты труда» iconИсследовательская работа на тему: Опыт оплаты труда работников банка
Целью научной работы является анализ действующих форм и систем оплаты труда в нф акб «Ланта-Банк» (зао), а также разработка направлений...
Урок по технологии в 8 классе «Профессия, специальность, квалификация и уровень оплаты труда» iconСогласовано утверждаю
Настоящее Положение определяет порядок формирования и расходования фонда оплаты труда и систему оплаты труда работников моу «Средняя...
Урок по технологии в 8 классе «Профессия, специальность, квалификация и уровень оплаты труда» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современный рынок труда. 28 урок. Пути получения профессии. 29 урок. Навыки самопрезентации. 30 урок. Стратегия выбора профессии....
Урок по технологии в 8 классе «Профессия, специальность, квалификация и уровень оплаты труда» iconГосударственный образовательный стандарт высшего профессионального...
Специальность утверждена распоряжением Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000 №686
Урок по технологии в 8 классе «Профессия, специальность, квалификация и уровень оплаты труда» iconОплата по-тюменски
Администрации Тюменской области от 6 декабря 2004 г. №164-пк «Об утверждении методики формирования фонда оплаты труда общеобразовательных...
Урок по технологии в 8 классе «Профессия, специальность, квалификация и уровень оплаты труда» iconПрограмма формирования профессиональных компетенций выпускников нпо...
Профессия «продавец, контролёр – кассир»: спрос и предложение на рынке труда
Урок по технологии в 8 классе «Профессия, специальность, квалификация и уровень оплаты труда» iconУчебно-методический комплекс дисциплины менеджмент Специальность 080104. 65 «Экономика труда»
Экономика труда (квалификация «экономист»), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта...
Урок по технологии в 8 классе «Профессия, специальность, квалификация и уровень оплаты труда» iconУчебно-методический комплекс дисциплины экономическая география Специальность...
Экономика труда (квалификация «экономист»), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта...
Урок по технологии в 8 классе «Профессия, специальность, квалификация и уровень оплаты труда» iconУчебно-методический комплекс дисциплины экономическая география Специальность...
Экономика труда (квалификация «экономист»), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта...
Урок по технологии в 8 классе «Профессия, специальность, квалификация и уровень оплаты труда» iconПоложение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда...
Настоящее положение вводится с целью установления порядка распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников общеобразовательного...
Урок по технологии в 8 классе «Профессия, специальность, квалификация и уровень оплаты труда» iconО введении новой системы оплаты труда работников моу сош №2 с. Исламей
В соответствии с постановлением Главы местной администрации Баксанского муниципального района №282-п от 25 сентября 2008г. «О введении...
Урок по технологии в 8 классе «Профессия, специальность, квалификация и уровень оплаты труда» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урок по технологии в 8 классе «Профессия, специальность, квалификация и уровень оплаты труда» iconУрок технологии в 5 «А» классе на тему: «Снятие мерок для построения чертежа фартука»
Урок технологии в 6 «А» классе на тему: «Технология точения древесины на токарном станке. Приёмы безопасной работы»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск