Управление организацией на основе построения системы менеджмента качества (на примере полиграфической деятельности)





Скачать 403.66 Kb.
НазваниеУправление организацией на основе построения системы менеджмента качества (на примере полиграфической деятельности)
страница1/3
Дата публикации19.04.2015
Размер403.66 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Экономика > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

Хохлова Елена Борисовна
УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

НА ОСНОВЕ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

(НА ПРИМЕРЕ ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)


Специальность: 08.00.05 – Экономика и управление

народным хозяйством: экономика, организация и управление

предприятиями, отраслями, комплексами – промышленность

(экономические науки)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

МОСКВА 2011

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова» на кафедре «Менеджмент»

Научный руководитель доктор экономических наук, профессор

Степанова Галина Николаевна
Официальные оппоненты доктор экономических наук, профессор

Рогожин Сергей Викторович
кандидат экономических наук, доцент

Исаева Ольга Геннадьевна


Ведущая организация НОУ ВПО «Столичная финансово-
гуманитарная академия»

Защита диссертации состоится «25» января 2012 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета ВАК РФ Д 212.147.04 при ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова» по адресу: 125008 г. Москва, ул. Михалковская, 7.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова»
Автореферат разослан «___» декабря 2011 г.
Ученый секретарь Е.М. Мерзликина

диссертационного совета

Д 212.147.04

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В современной экономике, ориентированной на потребителя и конкурентную среду, интеграцию экономических и социальных процессов, основополагающая концепция управления организацией должна предусматривать постоянное развитие.

Жизнеспособность, устойчивое положение организации на рынке определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием многих факторов, среди которых самым эффективным является качество, позволяющее успешно решать текущие и стратегические внутрифирменные задачи.

Управлению качеством во всех странах уделяется достаточно много внимания, однако, изменение потребительских предпочтений и постоянное повышение уровня требований к функционированию производственной системы выдвигает новые задачи по совершенствованию качества управления.

В последние годы сформировался новый подход к этой сложной многоаспектной проблеме, который характеризуется пониманием менеджмента качества не как технической функции, реализуемой отдельными подразделениями, а как систематического процесса, пронизывающего всю структуру управления, бизнес-процессы, логистику, маркетинг, производство, мотивацию труда и др.

Современное состояние рынка полиграфических работ требует разработки теоретических аспектов и концептуальных положений по совершенствованию инструментов повышения результативности деятельности. Повышение качества функционирования должно трактоваться как основная стратегическая цель деятельности организации, что определяет постановку задач и выделение средств для их решения.

Преобразование полиграфической сферы в мультимедиа приведет к существенным изменениям требований к качеству продукции (работ, услуг), методам его оценки, контроля и т.д. В этой связи возникает необходимость в гибкой системе управления качеством, базирующейся на новых технологиях и современных принципах хозяйствования.

Менеджмент качества как современная концепция управления располагает большим количеством терминов, понятий, дефиниций, сущность которых отечественными и зарубежными учеными зачастую трактуется по-разному. Отсюда следует непонимание содержания работ и неверные действия по их выполнению.

Наука о качестве располагает достаточным опытом в моделировании процессов управления качеством, что в последние годы является достижением в основном зарубежных специалистов. Однако, механическое, формальное использование в отечественной практике зарубежной методологии управления качеством не дает положительных результатов. Необходимо их уточнение и обоснование с учетом российской экономики и специфики медиа-индустрии.

Современные методологические подходы к управлению организацией развивают отдельные направления менеджмента качества, уделяя недостаточно внимания методическим и практическим рекомендациям по переводу теоретических аспектов качества на язык практики.

Необходимость решения сложных и многообразных задач построения системы управления современной организацией на основе параметров качества в приложении к конкретному виду деятельности предопределила актуальность, необходимость и своевременность настоящего исследования.

Степень разработанности проблемы. Теоретической базой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области управления.

Среди зарубежных исследователей значительный вклад в изучение теоретических и практических аспектов управления организацией на основе принципов качества внесли Э. Деминг, Дж. Джуран, К. Исикава, Дж. Крейг, Ф. Кросби, Дж. Лайкер, А. Фейгенбаум, Д. Харрингтон, Дж. Шелдрейк, В. Шухарт и др., среди отечественных – В.В. Бойцов, Ю.П. Адлер, О.В. Аристов,
Л.Е. Басовский, В.Г. Елиферов, А.К. Ершов, С.Д. Ильенкова, В.А. Лапидус, И.И. Мазур, В.В. Окрепилов, Ю.И. Ребрин, В.К. Федюкин и др.

Проблемы управления качеством производственной деятельностью рассматривались в научных исследованиях зарубежных ученых – И. Ансоффа, Х. Друкера, Ф. Котлера, Дж. Стивенсона, Т. Питерса, А. Томпсона, Д. Хасси и др., а также отечественных ученых М.М. Алексеевой, М.И. Бухалкова, В.Р. Веснина, О.С. Виханского, Н.Д. Кондратьева, Н.П. Лебединского, Э.А. Уткина и др.

Вопросы управления качеством, в полиграфической деятельности, рассматривались в работах Б.З. Зельдовича, Н.И. Сафоновой, М.А. Павловой, А.К. Ершова, Г.И. Глотовой, Г. Задорожной, А. Солина, Л.Г. Варепо и др.

При этом отдельные аспекты управления организацией на основе построения системы менеджмента качества, отвечающей требованиям ИСО 9001, в современных экономических условиях проработаны недостаточно полно, в частности, вопросы применения и адаптации организационно-технологических методов управления качеством к современной российской практике ведения бизнеса.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является разработка рекомендаций по построению системы менеджмента качества в организациях, осуществляющих полиграфическую деятельность.

Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

– рассмотреть сущность системы менеджмента качества и обосновать ее роль и место в общей системе управления организацией;

– проанализировать научные исследования отечественных и зарубежных ученых по проблематике управления качеством;

– выявить тенденции и перспективы развития системы управления качеством, динамику применения международных стандартов серии ИСО 9000 в России и за рубежом, в том числе в сфере печатных средств информации;

– определить принципы разработки нормативно-правовой базы обеспечения качества в соответствии с основными направлениями механизма управления качеством;

– разработать и апробировать методику построения системы менеджмента качества в организации полиграфии;

– разработать инструментарий организационно-технологических методов управления качеством в организации, осуществляющей полиграфическую деятельность;

– предложить методику оценки результативности системы управления организацией.

Объектом исследования является система управления производственной деятельностью организаций, осуществляющих полиграфические работы .

Предметом исследования является система менеджмента качества организаций полиграфии.

База исследования включает организации полиграфии:
ЗАО «Полиграфинвест», ОАО «Щербинская типография», ООО «Альянс Принт», ООО «Печатный двор «Куранты», ООО «Альфа Принт»,
ООО «Полиграф Медиа Групп», ООО «Арес», ОАО «Молодая гвардия». Период исследования: 2005-2010 гг.

Теоретической и методической основой диссертационного исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области производственного менеджмента, теории управления и менеджмента качества; научная концепция Всеобщего управления качеством (TQM), концепции и разработки Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (бывший Госстандарт), Всероссийского научно-исследовательского института сертификации (ВНИИС); законодательные акты России и других стран в области качества; материалы научных конференций, инструкции и методические рекомендации, статистические сборники, материалы периодической печати, данные статистического и бухгалтерского учета конкретных организаций полиграфии за период с 2005 по 2010 гг.

В ходе исследования использовались принципы системного и процессного подходов к менеджменту, методы инжиниринга и реинжиниринга, методы логического, системного, сравнительного, экономико-статистического, ситуационного анализа, графические методы.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке структурно-логической модели управления организацией, базирующейся на принципах всеобщего управления качеством, а также адаптационных подходах к рынку.

Наиболее существенные научные результаты, обладающие научной новизной и выносимые на защиту:

– обоснована и доказана приоритетная роль управления качеством в общей системе управления организацией на современном рынке;

– предложено авторское определение системы менеджмента качества организации, осуществляющей полиграфическую деятельность: система управления организацией, в которой каждый процесс строится на основе параметров качества и направлен на создание потребительской ценности, что обеспечивает результативное и эффективное функционирование организации на основе принципов управляемости, стабильности полиграфического производства (отсутствия нежелательной вариативности), мотивированности персонала, адаптивности к рынку;

– предложена и апробирована методика построения системы менеджмента качества в организациях полиграфии;

– разработан аналитический инструментарий организационно-технологических методов управления качеством;

– структурирована и рекомендована для полиграфической деятельности нормативно-правовая база обеспечения качества;

– разработана методика оценки результативности системы менеджмента качества организации полиграфии.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается в развитии теории и методологии управления организацией на основе создания СМК, отвечающей требованиям международного стандарта ИСО 9001; использовании процессного подхода к управлению организацией и улучшении показателей результатов деятельности организации полиграфии. Результаты проведенного исследования являются практическим пособием, включающим в себя набор рекомендаций, методов и инструментов, позволяющих организациям разрабатывать и внедрять СМК на базе МС ИСО 9001 в целях создания результативной системы управления, позволяющей улучшать показатели деятельности и способствующей достижению запланированных результатов.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические и методические положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на VIII Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи 2008, II-ой окружной научно-технической конференции молодых учёных и специалистов 2010, научно-практических конференциях Московской государственной академии делового администрирования (МГАДА) «День науки»: «Социальное партнерство – основа социального управления – 2008», «Образование в условиях мегаполиса – 2009», на заседаниях кафедры «Менеджмент и управление проектами» МГАДА, при проведении мастер-класса в рамках магистерской программы «Издательское дело» в ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова». Материалы диссертационного исследования использованы при подготовке монографии «Управление организацией на основе системы менеджмента качества (на примере полиграфической деятельности)» (в соавторстве – М.: МГУП, 2011 – 6,0/2,0 п.л.).

Практические результаты исследования применялись в процессе разработки и внедрения СМК в ЗАО «Полиграфинвест» (г. Москва) и в
ИПК «Платина» (г. Красноярск), что подтверждено соответствующими документами.

Представленная в исследовании методика создания СМК на базе международного стандарта ИСО 9001 была реализована автором работы в
2010 г. Результатом завершения проекта явилось успешное прохождение сертификационного аудита аккредитованным Органом по сертификации и получение сертификата соответствия требованиям ИСО 9001, что служит свидетельством работоспособности представленной методики. Применимость предложенной методики подтверждена данными сравнительного анализа деятельности организации до внедрения системы качества и после.

Публикации. Основные теоретические и методологические разработки диссертационного исследования опубликованы в восьми статьях общим объемом 3,7 п.л., в том числе 3 статьи опубликованы в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендуемых ВАК РФ (личный вклад автора составляет в целом 2,6 п.л.).

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (174 наименования) и приложений. Работа включает 178 страниц печатного текста, 56 таблиц, 59 рисунков и 9 приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цель и основные задачи исследования, определены объект и предмет работы, научная новизна, описаны теоретическая и методическая основы исследования, определена теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

Первая группа проблем посвящена теоретико-методологическим основам управления организацией с помощью внедрения СМК на основе критерия качества; рассмотрена эволюция управления организацией в контексте развития концепции качества как основы достижения результативности.

В работе изучен и структурирован мировой и отечественный опыт формирования системы управления организацией в контексте развития концепции управления качеством, который лег в основу современных систем менеджмента качества (табл. 1). Автором установлено, что большое количество принципов и подходов, сформулированных в начале прошлого века, нашли свое отражение в требованиях международного стандарта ИСО 9001 к системам менеджмента качества.

Автором выявлены основные этапы развития системы управления организацией на основе качества в России, начиная с преобразований Петра I и заканчивая современными подходами к формированию систем менеджмента качества, что отражает большое внимание, уделяемое вопросам качества в отечественной теории и практике управления. Рассмотрены вопросы управления качеством в полиграфии.

Выявлено, что в основу современных систем менеджмента качества лег опыт отечественных организаций по внедрению системного подхода к решению проблем в области качества.

Систематизирована и упорядочена терминология в области качества. Автором исследованы теоретические аспекты качества с точки зрения научных подходов различных исследователей этого сложного и многообразного понятия, названы его характерные черты (табл. 2).

Таблица 1 – Этапы формирования системы управления организацией на основе принципов менеджмента качества

Автор

Год

Краткое описание

Ф.У. Тейлор

1905

Система организации и управления производством и качеством выпускаемой продукции

В.Э. Шухарт

1924

Метод выявления отступлений от нормы и тенденций возникновения ошибок до появления некачественного продукта

Э. Деминг

1930

Развитие концепции В. Шухарта о непрерывном (процессном) улучшении качества и введение в практику производственного менеджмента. Цикл PDCA

Дж. М. Джуран

1951

Обоснование перехода от контроля качества к управлению качеством. Концепция ежегодного улучшения качества

Ф. Кросби

1964

Система ZD («ноль дефектов»)

А.В. Фейгенбаум

1950

Концепция комплексного (тотального) контроля качества (TQC – Total Quality Control)

К. Исикава

1915-1990

Система CWQC (Company Wide Quality Control – Контроль качества в масштабе всей компании)

Й. Акао

1966

Метод QFD (метод развертывания функции качества)

Японский менеджмент

1970-1980

Концепция Всеобщего управления качеством (TQM - Total Quality Management)

Международная организация по стандартизации

с 1987


Международные стандарты на системы качества серии ИСО 9000 версии:1987 г., 1994 г., 2000 г., 2008 г.

Сделан вывод, что качество является обширным, многоаспектным и многогранным понятием и представляет собой совокупность присущих свойств объекта, обеспечивающих его соответствие установленным требованиям.

Автором проанализированы и соотнесены понятия «общая система управления организацией» и «система менеджмента качества», в результате чего определено и обосновано место системы менеджмента качества в общей системе управления организацией, которая представляет собой особую систему управления с заданным вектором качества (рис. 1).

В работе представлено авторское определение системы менеджмента качества организации, осуществляющей полиграфическую деятельность; система менеджмента качества – система управления организацией, в которой каждый процесс строится на основе параметров качества и направлен на создание потребительской ценности, что обеспечивает результативное и эффективное функционирование организации на основе принципов управляемости, стабильности полиграфического производства (отсутствия нежелательной вариативности), мотивированности персонала, адаптивности к рынку.

Так система менеджмента качества представляет собой такую систему управления организацией, должен рассматриваться через призму качества.

Таблица 2 – Обобщение определений понятия «качество»

Автор

Определение понятия «качество»

Аристотель (III в. до н.э.)

Качество: 1. различие между предметами; 2. дифференциация по признаку «хороший – плохой»

Гегель (XIX в.)

Тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество

Дж.Джуран

Пригодность к использованию (соответствие назначению или применению)

Ф. Кросби

Соответствие требованиям

Х.Д. Харрингтон

Удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он может себе позволить, когда у него возникнет потребность, а высокое качество – это превышение ожиданий потребителя за более низкую цену, чем он предполагает

У.Э. Деминг

Качество можно определить только пользуясь системой оценок того человека, который пользуется товаром, кто судит о качестве

А. Фейгенбаум

Общая совокупность технических, технологических и эксплуатационных характеристик изделия или услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации

Г. Тагути

Потери, ощущаемые обществом и связанные с несвоевременной поставкой и неэффективным использованием продукции

В. Шухарт

Два аспекта качества: 1. объективные физические характеристики; 2. субъективная сторона: насколько вещь «хороша»

Л.А. Гоберман В.А. Гоберман

Установленная совокупность потребительских полезностей продукции, возникающая в результате взаимодействия потребителя и производителя и способная удовлетворять социально-экономические потребности в течение регламентированного срока действия (службы) и в соответствии с функциональным назначением продукции

В.Ю. Огвоздин

Совокупность объективно существующих свойств и характеристик продукции или услуги, уровень которых определяется сортностью или другими оценками качества, характеризующими потребительную стоимость продукции

Б.А. Райзберг

Совокупность свойств, признаков продукции, товаров, услуг, работ, труда, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям


Автором обоснована целесообразность применения процессного подхода, который основывается на рассмотрении системы управления организацией не в виде отдельных, функционально-разграниченных между собой подразделений, а на их взаимодействии в процессе достижения поставленных целей. Отмечено, что процессно-ориентированный подход не предполагает отказа от функционального распределения обязанностей между подразделениями, а дополняет их горизонтальными связями в рамках выполнения тех или иных процессов.
Рисунок 1 – Схематичное представление системы менеджмента качества

В результате анализа динамики внедрения и сертификации систем менеджмента качества по международному стандарту ИСО 9001 выявлено, что начиная с 2001 г. наблюдается ежегодный прирост количества выданных сертификатов системы качества, что свидетельствует о постоянно растущей значимости стандарта.

Автором определены основные причины повышения значимости стандарта ИСО 9001:

– универсальность стандарта – документ содержит общие требования, подходящие для организаций, осуществляющих различные виды экономической деятельности;

– соответствие стандарту как демонстрация «зрелости» и надежности организации;

– положительный эффект в результате внедрения системы качества на базе вышеуказанного стандарта;

– многолетний опыт внедрения стандарта.

В настоящее время отмечается быстрый рост количества отечественных организаций, прошедших сертификацию на соответствие стандарту ИСО 9001. На начало 2010 г. Россия заняла первое место среди 178 стран, вовлеченных в процесс создания систем качества по ИСО 9001, по показателю прироста выданных сертификатов за год.

В процессе исследования автором выявлены основные причины, побуждающие российских руководителей принимать решение о внедрении и последующей сертификации СМК по ИСО 9001. Большая доля причин относится к внешним факторам, таким, как обязательное требование для участия в тендерах и конкурсах, получение госзаказов и работа с ВПК, получение доступа к работам от саморегулируемой организации (СРО), повышение доверия со стороны инвестиционных и страховых компаний, конкурентные преимущества в борьбе за привлечение заказчиков.

Меньшая доля причин (около 1/3)1, побуждающих организации внедрять систему менеджмента качества, относится к желанию улучшить систему управления организацией за счет:

– обеспечения стабильности бизнес-процессов организации;

– улучшения показателей результатов деятельности;

– соответствия международному уровню в области управления организацией и гарантии качества конечного продукта.

Автором работы систематизирована нормативно-правовая база обеспечения качества, структурированная в соответствии с различными направлениями механизма управления качеством, что позволит менеджменту организаций принимать обоснованные управленческие решения, а именно:

1 – системы менеджмента: ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «СМК. Основные положения и словарь»; ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «СМК. Требования»; ГОСТ Р ИСО 9004-2001 «Рекомендации по улучшению деятельности»; ГОСТ Р ИСО 10003-2009 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по урегулированию спорных вопросов вне организации» и другие;

интегрированные системы: стандарты ИСО серии 14000 на системы экологического менеджмента; стандарты OHSAS или ИСО серии 18000 на системы менеджмента промышленной безопасности и охраны труда; стандарт SA (Social Accountability) 8000 на системы социального и этического менеджмента; стандарт ХАССП на системы управления, базирующиеся на принципах анализа рисков и контрольных точек управления; GMP (Good Manufacturing Practice) – система управления, базирующаяся на принципах надлежащей производственной практики;

2 – стандартизация: Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ; ГОСТ Р 1.15–2009 «Службы стандартизации в организациях. Правила создания и функционирования»; ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в РФ. Основные положения»; ГОСТ Р 1.5—2004 «Стандартизация в РФ. Стандарты национальные РФ. Правила построения, изложения, оформления и обозначения» и другие;

3 – сертификация: ГОСТ Р 40.003-2008 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок сертификации СМК»; ГОСТ Р 40.005-2000 «Инспекционный контроль сертифицированных систем качества и производств»; ГОСТ Р ИСО/ МЭК 17025-2006 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий»; ГОСТ Р ИСО/МЭК 17050-1-2009 «Оценка соответствия. Декларация поставщика о соответствии. Часть 1. Общие требования» и другие;

4 – метрология: ГОСТ Р ИСО 10012—2008 «Системы менеджмента измерений. Требования к процессам измерений и измерительному оборудованию»; ГОСТ Р 8.000-2000 «Государственная система обеспечения единства измерений. Основные положения»; ГОСТ Р 8.563-96 ГСИ. «Методики выполнения измерений»; ГОСТ Р 8.654-2009 «Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к программному обеспечению средств измерений. Основные положения» и другие.

В процессе разработки и внедрения СМК, представляющим собой масштабное и трудоемкое мероприятие, требующее больших ресурсов, в том числе временных и людских, а также непосредственного участия руководства и вовлечения всех сотрудников организации, важную роль играет понимание и выполнение в полном объеме требований стандарта ИСО 9001, являющегося своего рода «инструкцией по сборке», без соблюдения положений которой невозможно создать правильно работающую систему2. Автором работы проведен подробный анализ структуры и основных положений стандарта ИСО 9001.

Автором произведен сравнительный анализ требований стандарта ИСО 9001 версии 2000 г. и 2008 г., в результате которого выявлены отличия новой версии от предыдущей: сделан акцент на определении ожиданий потребителей и удовлетворение их потребностей; подчеркивается ответственность руководства при создании системы менеджмента качества; усилена ответственность организации за обеспечение управления процессами, переданными сторонним организациям; сделан акцент на соблюдение не только требований потребителей, но и требований действующего законодательства; внесены дополнительные требования к измерениям показателей удовлетворенности потребителя; устранен ряд несоответствий в применении некоторых терминов.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Управление организацией на основе построения системы менеджмента качества (на примере полиграфической деятельности) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гост исо 9004-2008 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности», входит в состав документации системы менеджмента...
Управление организацией на основе построения системы менеджмента качества (на примере полиграфической деятельности) iconФакультет менеджмента и бизнеса Кафедра «Менеджмента» «Анализ и повышение...
Основные направления повышения квалификации и качества деятельности руководителей 28
Управление организацией на основе построения системы менеджмента качества (на примере полиграфической деятельности) iconУлучшение системы менеджмента качества кондитерского предприятия...
Работа выполнена на кафедре «Управление качеством и безопасностью пищевых продуктов и производств» гоувпо «Московский государственный...
Управление организацией на основе построения системы менеджмента качества (на примере полиграфической деятельности) iconПрограмма дисциплины «Развитие систем менеджмента качества» для магистров...
Качество как фундаментальная категория развития современного общества. Стадии формирования качества продукции. Зависимость эффективности...
Управление организацией на основе построения системы менеджмента качества (на примере полиграфической деятельности) iconФормирование системы менеджмента качества образовательных услуг университета (реферат)
Мищенко С. В. (Ред.) Формирование системы менеджмента качества образовательных услуг университета (реферат)
Управление организацией на основе построения системы менеджмента качества (на примере полиграфической деятельности) iconРазработка маркетинговой программы (на конкретном примере). Определение...
Базы знаний и экспертные системы в маркетинговой деятельности предприятия (на примере)
Управление организацией на основе построения системы менеджмента качества (на примере полиграфической деятельности) iconЗадание по дисциплине «Документационное обеспечение системы менеджмента...

Управление организацией на основе построения системы менеджмента качества (на примере полиграфической деятельности) iconРабочая программа по дисциплине сд 04 Управление качеством транспортной продукции
Основу конкурентоспособности услуг составляет их качество, стабильность которого достигается путем внедрения на предприятиях систем...
Управление организацией на основе построения системы менеджмента качества (на примере полиграфической деятельности) iconВведение 5
Теоретические аспекты системы менеджмента качества органиазции в соответствии с международными стандартами 9
Управление организацией на основе построения системы менеджмента качества (на примере полиграфической деятельности) iconПредлагает Вашему вниманию Новое электронное учебное пособие
В основном все эти материалы посвящены вопросам внешней оценки качества результатов обучения и созданию в образовательных учреждениях...
Управление организацией на основе построения системы менеджмента качества (на примере полиграфической деятельности) iconПрограмма комплексных вступительных испытаний для поступающих в магистратуру...
Эволюция управленческой деятельности и менеджмента. Особенности развития и становления науки управления в России. Менеджмент в системе...
Управление организацией на основе построения системы менеджмента качества (на примере полиграфической деятельности) iconСтратегия внедрения ит на российских предприятиях
Развитие информационного менеджмента связано с организацией системы обработки данных и знаний, последовательного их развития до уровня...
Управление организацией на основе построения системы менеджмента качества (на примере полиграфической деятельности) iconСистема менеджмента качества профессионального образования пл-71...
Управление качеством профессионального образования – особый вид управления, организованный и направленный на достижение не любых,...
Управление организацией на основе построения системы менеджмента качества (на примере полиграфической деятельности) iconПрактическое задание: вопросы по данным организации (на примере организации...
Стратегическое управление персоналом, этапы построения стратегии управления персоналом
Управление организацией на основе построения системы менеджмента качества (на примере полиграфической деятельности) iconИнвестиционное обеспечение местного развития на основе реализации...
Специальность 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством: управление инновациями инвестиционной
Управление организацией на основе построения системы менеджмента качества (на примере полиграфической деятельности) iconКурсовая переподготовка- «Контрольно- надзорная деятельность и проблемы...
Материалы, иллюстрирующие работу, основанную на описанной во 2-м разделе технологии. 20


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск