Организационно-экономический инструментарий формирования стратегии развития предприятий электродной промышленности





Скачать 314.4 Kb.
НазваниеОрганизационно-экономический инструментарий формирования стратегии развития предприятий электродной промышленности
страница1/2
Дата публикации23.04.2015
Размер314.4 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Экономика > Автореферат
  1   2

На правах рукописи



Хмельницкий Константин Сергеевич

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЭЛЕКТРОДНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ


08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством:

экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,
комплексами (промышленность)


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание учёной степени

кандидата экономических наук
Ростов-на-Дону – 2009

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)», на кафедре «Экономика и управление предприятием»
Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

Колбачев Евгений Борисович
Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Джуха Владимир Михайлович
кандидат экономических наук

Бармута Карина Александровна
Ведущая организация: Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия
Защита состоится «24» марта 2009 года в 13-00 часов на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 212.208.28 по экономическим наукам в Южном федеральном университете по адресу: 344006, г.Ростов-на-Дону, ул. М.Горького, 88, ауд.220.
С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке ЮФУ по адресу: 344006, г.Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская 148.

Автореферат разослан «21» февраля 2009 г.

Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просим направлять по адресу: 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, диссертационный совет ДМ 212.208.28, ученому секретарю.
Ученый секретарь

диссертационного совета

к.э.н., доцент С.В. Гриненко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ



Актуальность темы исследования. Российские промышленные предприятия, функционирующие в условиях транзитивной экономики, глобализации и практически сложившегося информационного общества, сталкиваются с проблемой обеспечения своей конкурентоспособности как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. Это требует формирования рациональной стратегии развития каждого предприятия, выработки подходов к её реализации, осуществления комплекса различных мероприятий по развитию его производственных систем.

Последнее десятилетие в российской промышленности знаменовалось резкой активизацией консолидационных процессов, проявляющихся в создании интегрированных бизнес-групп, укрупнении хозяйствующих субъектов, в других реорганизационных процессах. Очевидно, что это сказывается на формировании стратегии развития предприятий, в особенности – предприятий, функционирующих в составе бизнес-групп. Отсутствие должного континуума интересов отдельного предприятия и корпоративного центра, представляющего интересы акционеров и других стейкхолдеров, стало причиной неудовлетворительного функционирования и развития многих отечественных предприятий и бизнес-групп.

Для деятельности современных российских промышленных предприятий характерна нехватка производственных ресурсов. При этом всё в большей мере проявляется дефицит информационных ресурсов как чисто экономического, так и технологического характера, вынуждающий предприятия и бизнес-группы прибегать к технологическим заимствованиям, далеко не всегда обеспечивающим реальный рост конкурентоспособности. Такие предприятия, выбравшие стратегию догоняющего развития, часто оказываются в институциональной ловушке «технологического иждивенчества» и утрачивают возможности самостоятельного развития. Такая ситуация, также, является следствием отсутствия у предприятия рациональной стратегии развития.

Подобные проблемы, характерные для российской промышленности в целом, усугубляются отраслевыми особенностями, обусловленными состоянием отрасли, её отдельных производственных систем, спецификой конкурентного окружения и рыночной конъюнктуры.

Вышесказанное в полной мере относится к предприятиям российской электродной промышленности, производящим углеграфитовые электроды для электропечей, электродные материалы для электролизных установок и другие расходные материалы для чёрной и цветной металлургии; углеграфитовые изделия для атомной энергетики и промышленности и других отраслей. Для электродной отрасли характерен высокий уровень мировой конкуренции, ярко выраженный олигополистический рынок электродных материалов, консолидационные процессы, приведшие к созданию крупных горизонтально интегрированных бизнес-групп.

Предприятия электродной отрасли важны для экономической безопасности страны, так как без их устойчивого функционирования невозможно существование и развитие стратегически важных производств - потребителей электродной продукции.

В электродной промышленности России, начиная с последних лет ХХ века, наблюдаются сложные интеграционные процессы, выражающиеся в структурном преобразовании отрасли и создании интегрированных бизнес-групп, непосредственно связанных с экономическими интересами компаний цветной и чёрной металлургии.

Вышеуказанное обуславливает сложность процессов формирования стратегий развития отечественных электродных предприятий, их реорганизации, осуществления структурных преобразований, необходимых для эффективного осуществления этих стратегий. Важнейшей проблемой современной отечественной электродной отрасли является недостаточное качество стратегического планирования и управления развитием предприятия в рамках выбранной стратегии, отсутствие эффективных механизмов управления их реорганизацией.

Степень разработанности проблемы. Содержащиеся в научной литературе публикации в исследуемой области по тематической направленности можно сгруппировать следующим образом.

Проблемы формирования стратегий развития предприятий и управления реорганизацией их производственных систем исследовали в своих работах многие отечественные ученые-экономисты: Ю.П.Анискин, М.А.Боровская, К.К.Вальтух, В.Н.Васильев, О.С.Виханский, В.Б.Войцеховский, В.Н.Вяткин, И.Н.Герчикова, Е.Г.Гинзбург, А.Н.Градов, В.М.Джуха, В.И.Дудорин, Ю.Я.Еленева, О.В.Завьялов, Г.Л.Игольников, В.Д.Калачанов, А.К.Казанцев, Г.Б.Клейнер, А.П.Ковалев, В.А.Козловский, Е.Б.Колбачев, Ю.С.Колесников, А.А.Колобов, Г.А.Краюхин, С.А.Масютин, А.В.Мищенко, Н.К.Моисеева, А.И.Неймарк, О.И.Непорент, В.Н.Овчинников, И.Н.Омельченко, В.М.Полтерович, Е.В.Попов, А.В.Проскуряков, Б.Н.Родионов, Р.Д.Сатановский, С.В.Смирнов, Ю.М.Солдак, В.И.Тихомиров, О.Г.Туровец, С.Г.Фалько, Р.А.Фатхутдинов, О.М.Юнь и др.

В работах С.Б.Авдашевой, В.Н.Буркова, В.В.Голиковой, В.Е.Дементьева, Т.Г.Долгопятовой рассматриваются вопросы формирования стратегий развития предприятий в составе бизнес-групп и проблемы обеспечения баланса интересов корпоративного центра и отдельных предприятий.

Среди зарубежных ученых следует отметить труды Р.Акоффа, И.Ансоффа, Х.-Ю.Варнеке, П.Дойля, П.Друкера, Ф.Котлера, М.Монмоллена, М.Моритани, У.Оучи, М.Пора, М.Портера, Дж.Риггса, А.Стрикленда, Б.Твисса, А.Томпсона, Д.Хасби и других.

Большинство работ этих авторов посвящено общим вопросам формирования стратегий развития предприятий, а управление реорганизацией их производственных систем рассматривается вне контекста стратегического управления.

Работы западных авторов в большинстве своём посвящены стратегическому развитию предприятий в условиях стабильного макроэкономического окружения и не учитывают особенностей их функционирования в условиях транзитивной экономики.

Специфические проблемы развития электродной отрасли исследовались в трудах А.Н.Долгополова, С.В.Мальцева, Д.Г.Шептякова. Однако, в исследованиях этих авторов рассматривались частные технико-экономические проблемы предприятий отрасли и практически не затрагивались вопросы их стратегического развития и реорганизации.

В связи с вышеизложенным, представляется актуальным исследование механизмов реорганизации предприятий электродной промышленности в рамках стратегий их развития и разработки организационно-экономического инструментария формирования и осуществления этих стратегий, обеспечивающих конкурентоспособность и устойчивое функционирование отдельных предприятий и бизнес-групп в целом.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Цель работы заключается в разработке организационно-экономических инструментов формирования и осуществления рациональных стратегий развития предприятий электродной промышленности, входящих в состав бизнес-группы, включая процедуры реорганизации отдельных предприятий и бизнес-группы в целом.

Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие основные задачи:

1. Проанализировать современное состояние российских предприятий электродной промышленности, с целью выявления отраслевых особенностей их развития и процессов экономической консолидации в отрасли.

2. Оценить потенциал предприятий электродной промышленности и предложить концепции формирования стратегии управления их организационным развитием.

3. Исследовать современное состояние экономического инструментария управления электродными предприятиями как основы формирования стратегии их развития.

4. Выявить предпосылки реализации концепции информационно-экономического управле­ния развитием предприятий электродной промышленности.

5. Разработать подходы к оценке результативности преобразования организационной структуры предприятия электродной промышленности.

6. Дополнить методику формирования направлений технического развития и создания инновационно ориентированных структур на предприятиях электродной промышленности.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является система управления предприятием, сложившаяся и формирующаяся в результате институциональных преобразований как на предприятиях, так и в бизнес-группах электродной промышленности. Предметом настоящего исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе управления механизмом развития предприятий, формирования и осуществления их стратегий в составе бизнес-групп.

Работа выполнена в рамках паспорта научной специальности 08.00.05 - «Экономика и управление народным хозяйством», п.15 «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – промышленность»: п. 15.13 «Инструменты и методы менеджмента промышленных предприятий, отраслей, комплексов», п.15.15. «Теоретические и методологические основы эффективности развития предприятий, отраслей и комплексов народного хозяйства», п. 15.25. Методологические и методические подходы к решению проблем в области экономики, организации и управления отраслями и предприятиями металлургического комплекса.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области системного анализа, теории управления экономическими системами, теории информации, теории стоимости, управления предприятиями.

Инструментарно-методический аппарат исследования. Исследование базируется на методологии анализа и синтеза сложных систем и стоимостного подхода к управлению экономическими системами. Для решения поставленных в диссертации задач применялись методы и организационно-экономические инструменты информационной теории стоимости, институционального анализа, синергетики, экономической генетики, эволюционной экономики, математической статистики, теории принятия решений, исследования пространства параметров, оценки бизнеса.

Информационно-эмпирическая база исследования представлена публикациями российских и зарубежных авторов, информацией Федеральной службы государственной статистики РФ, интернет-источников и внутрифирменной информации ряда российских предприятий и бизнес-групп электродной и других отраслей промышленности.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования базируется на методологическом посыле, согласно которому в современных условиях обеспечение конкурентоспособности и устойчивого функционирования российской электродной промышленности требует выработки стратегий развития электродных предприятий и бизнес-групп, основанных на учёте тенденций развития отраслей и предприятий – потребителей электродной продукции и тенденций технологического развития. При этом реализация стратегий должна предусматривать структурное преобразование предприятий и бизнес-групп, обеспечивающее наилучшие условия для технологического развития, конкурентоспособность предприятий, бизнес-групп и отрасли в целом.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Характер процессов специализации и организационного развития в современной российской электродной промышленности определяется преимущественно особенностями интеграционных процессов в отраслях – потребителях электродной продукции и в меньшей степени интересами стейкхолдеров электродных предприятий и бизнес-групп, что обусловлено узкой специализацией электродных производств и наличием монопсонических признаков рынка электродной продукции.

2. Проблемы развития современных российских предприятий электродной промышленности и их реорганизации в значительной степени обусловлены несовершенством организационно-экономических инструментов формирования стратегий предприятий и бизнес-групп и управления их реализацией, большинство которых отражает устаревшие управленческие концепции. Для преодоления этого недостатка необходимо создание и использование организационно-экономического инструментария на основе информационно-экономического подхода к управлению.

3. Формируя стратегии реорганизации и развития предприятий и бизнес-групп электродной промышленности, необходимо обеспечивать условия стабильного экономического роста и минимизировать угрозы консервации экономического отставания путём использования диффузии технологий в интегрированной бизнес-группе.

4. Приоритетом формирования стратегии развития предприятий и бизнес-групп электродной промышленности становится независимость от иностранных разработчиков, исходя из учета долгосрочной перспективы развития и отказа от ориентации только на стационарные траектории роста в пользу траекторий форсированного развития.

5. Реорганизация бизнес-группы электродной промышленности, обеспечивающая эффективную стратегию развития должна осуществляться путём создания с использованием технологии аутсорсинга инновационно ориентированных производственных систем, в которых будут созданы условия для форсированного технологического развития бизнес-группы в целом.

Научная новизна исследования представлена в разработке организационно-экономических методов формирования стратегии развития предприятий электродной промышленности и управления реорганизацией их производственных систем:

1. Доказано, что характер стратегии развития современных российских предприятий электродной промышленности обуславливается особенностями процессов экономической консолидации в отраслях – потребителях электродной продукции, что позволяет вести разработку стратегии развития электродных предприятий, рассматривая в качестве приоритетной экономической среды систему отраслей, предприятий и бизнес-групп – потребителей электродной продукции.

2. Обосновано, что при формировании стратегии развития предприятия электродной промышленности и управлении его ресурсами необходим организационно-экономический инструментарий, разработанный на основе концепции экономической генетики и информационно-экономического подхода. Предложенный подход характеризует степень готовности предприятия к использованию методов информационно-экономического управления, что определяет объективность формируемых стратегических планов развития благодаря использованию оценочных критериев, не подверженных влиянию инфляционных и иных искажений.

3. Разработана методика управления развитием производственных систем интегрированной бизнес-группы, базирующаяся на долгосрочных тенденциях, проявляющихся в технологических и бизнес-циклах, что позволяет разрабатывать траектории самостоятельного развития предприятий и бизнес-групп, ориентированные на рост их конкурентоспособности.

4. Предложены подходы к обеспечению независимости холдинга от иностранных разработчиков, включающие в себя коррекцию рыночной нормы накопления, исходя из учета долгосрочной перспективы развития; что способствует получению синергетического эффекта от комплексного использования заимствованных разработок и собственных технологических заделов.

5. Предложены элементы методики создания в бизнес-группах электродной промышленности инновационно ориентированных производственных систем, которые могут быть реализованы в виде структурных звеньев внутри предприятий, входящих в интегрированную бизнес-группу, и в виде общехолдинговых структур, создаваемых путём выделения отдельных функциональных звеньев из существующих предприятий и их последующей консолидации. В отличие от существующих подходов к созданию подобных производственных систем (как правило – в виде экспериментальных и опытных производств) разработанные элементы методики позволяют максимизировать инновационные потенциалы отдельных предприятий, входящих в бизнес-группу.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организационно-экономический инструментарий формирования стратегии развития предприятий электродной промышленности iconПостановление от 17 января 2012 г. N 2 О программе развития предприятий...
Вп-п9-23пр о мерах по развитию строительного комплекса в Российской Федерации, в целях развития предприятий промышленности строительных...
Организационно-экономический инструментарий формирования стратегии развития предприятий электродной промышленности iconСистемные основы формирования товарной стратегии предприятия
Существенная роль в решении данной проблемы отводится вопросам разработки стратегии развития предприятия
Организационно-экономический инструментарий формирования стратегии развития предприятий электродной промышленности iconЦель, задачи дисциплины, её место в подготовке бакалавра (с учетом требований фгос)
Цель дисциплины: раскрыть теоретические основы, принципы и методический инструментарий формирования и реализации финансовой стратегии...
Организационно-экономический инструментарий формирования стратегии развития предприятий электродной промышленности iconОрганизационно-экономический механизм развития общественного самоуправления...

Организационно-экономический инструментарий формирования стратегии развития предприятий электродной промышленности iconДоклад по теме «Современные проблемы аварийно-спасательных служб...
Аварийно-спасательные службы и формирования предприятий химической промышленности
Организационно-экономический инструментарий формирования стратегии развития предприятий электродной промышленности iconМинистерство Промышленности Российской Федерации Департамент лесной,...
Ппбо 117-81), утвержденных Минлеспромом СССР 26 июня 1981 г “Правил пожарной безопасности при эксплуатации предприятий лесной, деревообрабатывающей...
Организационно-экономический инструментарий формирования стратегии развития предприятий электродной промышленности iconОрганизационно-экономический механизм развития регионального рынка аренды жилой недвижимости
Охватывает сферу деятельности арендатора и арендодателя, между которыми возникают арендные отношения
Организационно-экономический инструментарий формирования стратегии развития предприятий электродной промышленности iconУправление ремонтом оборудования на предприятиях электроэнергетического комплекса
Работа выполнена на кафедре «Организация и стратегия развития промышленных предприятий» фгбоу впо "Самарский государственный экономический...
Организационно-экономический инструментарий формирования стратегии развития предприятий электродной промышленности iconЦель и основания для разработки Концепции
На основании Распоряжения Министерства сельского хозяйства РФ №1 от 10. 01. 2013г. «О комплексе мер по реализации Стратегии развития...
Организационно-экономический инструментарий формирования стратегии развития предприятий электродной промышленности iconРеферат по курсу Технологические особенности отраслей промышленности...
Отходы промышленных предприятий и методы их утилизации и переработки на примере предприятий строительного комплекса”
Организационно-экономический инструментарий формирования стратегии развития предприятий электродной промышленности iconЛекция №2 Тема: Организационно-экономические основы сельскохозяйственных предприятий
Вопрос Организационно-экономические основы хозяйственных товариществ и обществ
Организационно-экономический инструментарий формирования стратегии развития предприятий электродной промышленности iconГорбачева наталья Юрьевна организационно-экономический механизм развития животноводства
«по заказу предприятия». К студенту на время выполнения работы кафедра прикрепляет преподавателя, который консультирует или осуществляет...
Организационно-экономический инструментарий формирования стратегии развития предприятий электродной промышленности iconМетодические рекомендации по написанию курсовой работы по дисциплине...
Подавателя и предполагает практическую реализацию полученных теоретических знаний в форме углубленной проработки выбранного аспекта...
Организационно-экономический инструментарий формирования стратегии развития предприятий электродной промышленности icon1. Теоретико-методологические основы исследования позиционирования бренда
Специфика стратегии позиционирования бренда компании ХХХ как pr-инструментарий 10
Организационно-экономический инструментарий формирования стратегии развития предприятий электродной промышленности iconТ. В. Кленогина Проектирование предприятий общественного питания
Кленогина Т. В. Проектирование предприятий общественного питания: Учебное пособие. Кемеровский технологический институт пищевой промышленности....
Организационно-экономический инструментарий формирования стратегии развития предприятий электродной промышленности iconОтчет о научно-исследовательской работе
Доработка Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 г., включая инновационный раздел Стратегии,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск