Мамедова С. Э., студентка 2 курса гуманитарно-педагогического факультета





Скачать 80.56 Kb.
НазваниеМамедова С. Э., студентка 2 курса гуманитарно-педагогического факультета
Дата публикации27.04.2015
Размер80.56 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 20 ВЕКА

Мамедова С.Э., студентка 2 курса гуманитарно-педагогического факультета

Научный руководитель – к.э.н., доцент Прохорова Н.В.
Короткий период стабильности и благополучия сменился в 1921 году кризисом. Он оказался уникальным по глубине падения производства, по масштабам охвата мировой экономики и по длительности. Правительства западных стран оказались не подготовленными к борьбе с таким бедствием. Безработица стала массовой и длительной. Мировой экономический кризис сильно затронул наиболее развитые страны Запада, включая США, Канаду, Великобританию, Германию и Францию, но коснулся и других государств. В наибольшей степени пострадали промышленные города.

Соединенные штаты Америки

Полномасштабная рецессия в США началась в августе 1929 года, за два месяца до биржевого краха (объём строительства начал сокращаться ещё в 1926 году). В феврале 1930 года на начало кризиса отреагировала ФРС, снизив ставку прайм-рэйт с 6 до 4 %. Кроме того, был осуществлён выкуп государственных облигаций с рынка для поддержания ликвидности. В следующие два года ФРС не делала почти ничего.

В июне 1930 года в США был принят так называемый тариф Смута-Хоули, вводящий 40−процентную пошлину на импорт в целях защиты внутреннего рынка. Эта мера стала одним из основных каналов передачи кризиса в Европу, так как сбыт продукции европейских производителей в США был затруднён.

В конце 1930 года вкладчики банков начали массовое изъятие вкладов, что привело к волне банкротств банков. В результате началось абсолютное сжатие денежной массы. Вторая банковская паника происходит весной 1931 года. Все эти месяцы власти никак не реагируют на набирающее обороты экономическое цунами. ВВП в 1930-1931 годы падает соответственно на 9,4 и 8,5 %, а уровень безработицы поднимается с 3,2 % на начало 1930−го до 15,9 % к концу 1931 года.

В 1932 году ВВП сократился на 13,4 %, а всего с 1929 года - на 31 %. Уровень безработицы в 1932 г. увеличился до 23,6 %. За три с небольшим года с начала кризиса лишились работы более 13 млн. американцев. Промышленные запасы потеряли 80 % их стоимости с 1930 года, а сельскохозяйственные цены упали на 53 % с 1929 года. За три года обанкротились два из каждых пяти банков, их вкладчики потеряли 2 млрд. долларов депозитов. Денежная масса с 1929 года сократилась по номиналу на 31 %.

В январе 1932 года Конгресс США создал Финансовую корпорацию реконструкции (RFC). Эта организация была призвана оказывать финансовую помощь железным дорогам, финансовым институтам и бизнес-корпорациям. В июле её роль была расширена для оказания помощи сельскому хозяйству и финансирования государственных и местных общественных работ.

Однако общественность считала, что меры, предпринимаемые администрацией Гувера, недостаточны и слишком запоздали. Франклин Рузвельт легко победил Гувера на президентских выборах осенью 1932 года, одновременно демократы смогли завоевать контроль над Конгрессом.

Для выхода из кризиса в 1933 г. начал осуществляться Новый курс Рузвельта - различные меры, направленные на регулирование экономики. Некоторые из них, по современным представлениям, помогли устранить причины Великой депрессии, некоторые носили социальную направленность, помогая наиболее пострадавшим выжить, другие меры усугубили положение.

Почти сразу же после вступления в должность, в марте 1933 года, Рузвельту пришлось столкнуться с третьей волной банковской паники, на которую новый президент отреагировал закрытием банков на неделю и подготовкой за это время программы гарантирования вкладов.

Первые 100 дней президентства Рузвельта были отмечены интенсивной законодательной деятельностью. Конгресс разрешил создать Федеральную корпорацию страхования вкладов и Федеральную администрацию чрезвычайной помощи (ФАЧП), создание которой предписывалось Законом о восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 года. В задачи ФАЧП входило: а) строительство, ремонт и улучшение шоссе и магистралей, общественных зданий и любых других государственных предприятий и коммунальных удобств; б) сохранение естественных богатств и развитие их добычи, включая сюда контроль, использование и очищение вод, предотвращение почвенной и береговой эрозии, развитие водной энергетики, передачу электрической энергии, строительство различных речных и портовых сооружений и предотвращение наводнений.

Безработные активно привлекались к общественным работам. В общей сложности в 1933-1939 гг. на общественных работах под эгидой Администрации общественных работ и администрация гражданских работ численность занятых на общественных работах достигала 4 миллиона человек.

Через Конгресс были проведены также несколько законопроектов, регулирующих финансовую сферу: чрезвычайный банковской закон, ещё один закон Гласа-Стигала (1933 года) о разграничении инвестиционных и коммерческих банков, закон о кредитовании сельского хозяйства, закон о комиссии по ценным бумагам.

В сфере сельского хозяйства принятый 12 мая 1933 года закон о регулировании реструктурировал двенадцатимиллиардный фермерский долг, сократил проценты по ипотечной задолженности и удлинил срок погашения всех долгов.

Итоги первого года президентства Рузвельта были неоднозначны: падение ВВП значительно замедлилось и составило лишь 2,1 % в 1933 году, но безработица выросла до 24,9 %.

После выкупа государством всего золота по твёрдой цене, опираясь на закон о золотом резерве, принятый в январе 1934 года, Рузвельт издал 31 января 1934 года прокламацию, которая сокращала золотое содержание доллара с 25,8 до 15 5/21 грана и устанавливала официальную цену золота на уровне 35 долларов за унцию. Иными словами, доллар был девальвирован на 41 %.

Методы Рузвельта, резко повышавшие роль правительства, рассматривались как покушение на Конституцию США. В 1935 году Верховный Суд США постановил, что Национальная администрация восстановления и вводящий её закон (National Industrial Recovery Act, NIRA) неконституционны. Причина была в фактической отмене в этом акте многих антимонопольных законов и закреплении за профсоюзами монополии на найм работников.

Индекс промышленного производства составил в 1939 году только 90 % уровня 1932 года. В 1939 году безработица все ещё оставалась на уровне 17 %. Некоторые указывают, что причиной окончания Великой депрессии стала Вторая мировая война, вызвавшая массовые закупки государством вооружения. Бурный рост в американской промышленности начался лишь в 1939-1941 годах на волне активного наращивания военных приготовлений.

По подсчётам экономистов-исследователей Великой депрессии Коула и Оханиана, без мер администрации Рузвельта по сдерживанию конкуренции уровень восстановления 1939 года мог быть достигнут пятью годами раньше.

Дж.М. Кейнс

Кейнсиа́нство — макроэкономическое течение, сложившееся как реакция экономической теории на Великую депрессию в США. Основополагающей работой была Общая теория занятости, процента и денег Джона Мейнарда Кейнса, опубликованная в 1936 году.

  • Дж.М.Кейнс выступал за активную регулирующую роль государства. Государство должно воздействовать на экономику, когда объем совокупного спроса недостаточен.

  • Дж.М.Кейнс также выступал за активное использование фискальной (налоговой) политики, которая позволяет обеспечивать более равномерно распределении доходов и тем самым стимулирует спрос на предметы потребления.

  • И, наконец, Дж.М.Кейнс ратовал за протекционистскую внешнюю политику.

В качестве инструментов государственного регулирования Дж.М.Кейнс называл денежно-кредитную и бюджетную политику. Денежно-кредитная политика воздействует на повышение спроса через рост инвестиций, вызываемый снижением процентной ставки по кредитам. Бюджетная политика обеспечивает прямые государственные вложения в экономику. Именно бюджетному финансированию Дж.М.Кейнс придавал решающее значение.

Германия

После биржевого краха в США уже в первые 5 дней ноября 1929 года в Германии были зафиксированы 55 заявлений о банкротствах. Ежедневно в суде давали показания 500-700 должников об их имущественном положении. В ноябре 1929 года краткосрочные кредиты - основа восстановления послевоенной Германии - были отозваны иностранными кредиторами. Резкое падение объема мировой торговли свело на нет любую перспективу хотя бы частично компенсировать потери за счет увеличения экспорта. Вскоре в Германии началось падение курса акций и затем стремительный рост безработицы, а также числа закрываемых и заложенных предприятий. Кризис поразил все сферы экономической жизни страны. Промышленное производство сократилось почти вдвое. Число безработных достигло 7,5 млн. человек. К исходу 1929 года число безработных составило по заниженным данным 3,4 млн.

В течение 1930 г. кризис усилился. В марте 1930 года безработица составила 3 млн. человек, а число частично безработных достигло уровня 2,9 млн. В ноябре 1931 года число безработных достигло 5 млн. К средине 1930 г. что-то удалось сделать, но число безработных вновь превысило 3 млн. В 1931 г. 4,5, а в сентябре 1932 г. 5 млн. (хотя статистика в начале года давала 6 млн., и жизнь 15/20 млн. человек зависела от пособия по безработице.

В июле выплавка стали упала на 40% по сравнению с июлем 1929 года, чугуна - на 35%, добыча каменного угля - на 20%. Общий индекс промышленной продукции снизился к концу 1930 года на 16,5% по сравнению с 1928 г. Для преодоления кризиса был разработан план Юнга, который предусматривал реорганизацию страхового обеспечения безработных, поскольку наниматели требовали, чтобы платежи по пособиям существенно были снижены. Профсоюзы же были против снижения пособий. Была даже попытка повысить пивной налог.

28 марта 1932 г. правительством Германии был предложен ряд дополнительных проектов общественных работ, введение добровольной трудовой повинности, широкомасштабной программы ремонтных и восстановительных работ, которые стимулировались налоговыми льготами. Владельцам предприятий гарантировались налоговые льготы на наём дополнительных рабочих. Чтобы увеличить занятость было предложено снизить зарплаты. 4 ноября 1932 г. был опубликован экономический декрет. Была продолжена экономическая защита от иностранной конкуренции. Правительство Германии хотело разделить крупные юнкерские хозяйства, те, которые постоянная правительственная помощь не смогла сделать платежеспособными. Обанкротившиеся поместья следовало разбить на мелкие фермы и передать безработным поселенцам. Это могло обеспечить землей 600000 человек. Для проведения акции были доступны изрядные суммы, позволявшие выкупить земли и финансировать их раздел на маленькие фермы. Но это решение не прошло.

Когда Гитлер пришел к власти уровень безработицы в Германии достигал 30%. Поэтому для того, чтобы привлечь к себе симпатии населения, режим занялся трудоустройством безработных и успешно решил проблему безработицы - полная занятость была достигнута. Гитлер выбрал политику, ориентированную на уменьшение безработицы за счет вовлечения населения в производство, особенно военное. Министр экономики рейха в 1933-1937 годах Ялмар Шахт пошел на риск, взяв относительно небольшой кредит (1 млрд. рейхсмарок) и потратив его исключительно на создание рабочих мест. Существенная часть безработных была удалена с рынка труда путем призыва в армию.

Кризис 30-х годов заставил правительство стран предпринимать серьезные попытки воздействия на экономическое развитие и предупреждения их разрушительных последствий.

«Великая депрессия» показала неспособность традиционных подходов к решению социально-экономических проблем. В поисках эффективных антикризисных средств в большинстве стран пришли к выводу, что без вмешательства государства из кризиса выйти невозможно. Правительство и деловые круги развитых стран мира прилагали чрезвычайные усилия для выхода из кризиса. Государство стало одним из факторов стабильности и прогресса, в его руках сосредоточилось все больше экономических функций, которые расширялись за счет побочных методов регулирования экономикой. В большинстве стран проводилась политика протекционизма. Совместные усилия государства и предпринимателей не только перебороли последствия кризиса, а стали своеобразным гарантом будущей стабильности.

Библиографический список

  1. http://ru.wikipedia.org/Великая_депрессия

  2. http://www.mirovoy-crisis.ru/depression.php

  3. http://www.contrtv.ru/common/3030/

  4. http://5ballov.qip.ru/referats/preview/16309/?referat-mirovoy-ekonomicheskiy-krizis-nachalo-20-go-veka

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мамедова С. Э., студентка 2 курса гуманитарно-педагогического факультета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Горохова Юлия Витальевна, студентка факультета дошкольного, начального и специального образования педагогического института...
Мамедова С. Э., студентка 2 курса гуманитарно-педагогического факультета iconУрока русского языка для 2 класса по программе «Школа России», тема...
Автор: Харитонова Наталья Евгеньевна, студентка факультета дошкольного, начального и специального образования педагогического института...
Мамедова С. Э., студентка 2 курса гуманитарно-педагогического факультета iconХимический комплекс Российской Федерации
Реферат выполнила студентка 911 в группы первого курса общеэкономического факультета Клещёва Анна Викторовна
Мамедова С. Э., студентка 2 курса гуманитарно-педагогического факультета iconТрадиционная корейская система семейных ценностей
...
Мамедова С. Э., студентка 2 курса гуманитарно-педагогического факультета iconОбразование противодействие невежеству
Елена лесничая, выпускница педагогического колледжа №13 имени С. Я. Маршака в 2005 году, студентка 5-го курса мгпу, учитель начальных...
Мамедова С. Э., студентка 2 курса гуманитарно-педагогического факультета iconРеферат по дисциплине Философия Тема: "Философия Карлоса Кастанеды"
Студентка 2 курса группы №4920 юридического факультета Кондрахина Е. Ю
Мамедова С. Э., студентка 2 курса гуманитарно-педагогического факультета iconРеферат По теме: «История Брестской крепости в годы Второй мировой войны»
Студентка I курса факультета Управления специальности «Менеджмент организации» Шурупова Эльвира Евгеньевна
Мамедова С. Э., студентка 2 курса гуманитарно-педагогического факультета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подготовила конспект Синкевич Екатерина (студентка 3 курса группы н 212 с иркутского регионального колледжа педагогического образования....
Мамедова С. Э., студентка 2 курса гуманитарно-педагогического факультета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подготовила конспект Городникова Лариса (студентка 3 курса группы н 212 с иркутского регионального колледжа педагогического образования....
Мамедова С. Э., студентка 2 курса гуманитарно-педагогического факультета iconЛексикография как отражение современных тенденций в лингвистике бендус...
Цель: подготовка будущих магистрантов специального дефектологического образования к осуществлению психолого-педагогического изучения...
Мамедова С. Э., студентка 2 курса гуманитарно-педагогического факультета iconПрограмма курса по выбору «Орнитология» предназначена для студентов...
Автор программы: к б н., доцент, зав кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова
Мамедова С. Э., студентка 2 курса гуманитарно-педагогического факультета iconПрограмма курса по выбору «Орнитология» предназначена для сту­дентов...
«Биология»; 050102, 032400. 00 «Биология с дополнительной специальностью География»
Мамедова С. Э., студентка 2 курса гуманитарно-педагогического факультета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тулина Наталья, студентка Минусинского педагогического колледжа им. А. С пушкина
Мамедова С. Э., студентка 2 курса гуманитарно-педагогического факультета iconРеферат по курсу «Эргономика» на тему: «Современный этап развития...
Выполнила студентка финансово-учетного факультета специальности «Финансы» группы ф-41-99
Мамедова С. Э., студентка 2 курса гуманитарно-педагогического факультета iconТурции Подготовила Колоколова Ирина, студентка 4 курса специальности...
Подготовила Колоколова Ирина, студентка 4 курса специальности «Социология» Школы гуманитарных наук (УФ) двфу
Мамедова С. Э., студентка 2 курса гуманитарно-педагогического факультета iconГрошева Анастасия Валерьевна Студентка 2 курса Международного института...
После второй мировой войны проблема прав человека из чисто внутренней стала превращаться в международную. Постепенно Конституционное...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск