Урок русской словесности (4 класс)
Подготовила конспект Синкевич Екатерина (студентка 3 курса группы Н 212 С Иркутского регионального колледжа педагогического образования. Руководитель: Мошкарнева В.В.)
Тема «Гроза в природе и литературе»
Цели:
Рассмотреть языковые особенности слова: этимология, лексическое значение, звуковая окраска, поэтические образы, связанные с этим словом, учить сравнивать разные точки зрения на одну проблему и высказывать свое мнение, создать эмоциональный настрой и предпосылки к творческому поиску.
1.Организационный момент.
2.Подготовка к восприятию.
Звучит звуковое сопровождение (звуки грозы в природе).Приложение №1
Что вы себе представили, когда слышали звуки грозы в природе?
А кто из вас наблюдал данное явление природы?
Гроза - величественное, потрясающее по красоте явление природы, являющееся в то же время крайне опасным. Об этом давно задумывались не только обычные люди, но и ученые. Гроза во все времена вызывала священный ужас, поскольку последствия ее были непредсказуемы.
Давайте посмотрим это явление, запечатленное на фотографиях. Слайд № 1-5.
А какой бы вывод сделали вы о грозе, просмотрев фотографии?
Действительно, гроза - потрясающее явление природы, которое вызывает и чувство страха и ожидание чего-то нового одновременно.
Многие писатели и поэты обращались к данному явлению в своих произведениях. Каждый из них испытывал разные ощущения во время грозы.
1)Работа со словарем.
Попробуем заглянуть в этимологический словарь.
ГРОЗА. Общеславянское. Происхождение неясно. Заслуживает внимания объяснение слова как производного от звукоподражания г-р-г (з на месте г — такое же, как в город — диал. зород "огражденный загон для скота").
Исходное значение — "гром" (ср. греметь), затем — "гроза" и далее — "страх, ужас". См. грозить, грозный. Слайд № 6.
В большом энциклопедическом словаре слово гроза трактуется как атмосферное явление, при котором в кучево-дождевых облаках или между облаком и земной поверхностью возникают молнии. Слайд № 7.
В словаре синонимов гроза – это атмосферное явление, при котором в кучево-дождевых облаках или между облаком и земной поверхностью возникают молнии.
В Древней Греции употреблялось выражение в буквальном переводе «гроза из корыта», которое обозначало то же самое: шум по пустякам, не стоящим внимания.
3. Восприятие.
Многие писатели и поэты обращались к данному явлению в своих произведениях. Каждый из них испытывал разные ощущения во время грозы.
Давайте поближе познакомимся с этим явлением природы через поэзию.
Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза»
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит
С горы бежит поток проворный.
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный –
Все вторит весело громам.
Лучше понять, что чувствовал автор во время грозы, нам поможет литературоведческий анализ стихотворения.
4.Литературоведческий анализ.
-
№
| План анализа
| Примеры
| 1
| Год написания произведения
| Стихотворение по праву называют классическим. Впервые оно было напечатано в журнале» Галатея» в 1829 году. В начале 50-х годов Тютчев его переработал и добавил ещё одну строфу.
| 2
| В какой период творчества поэта оно написано
| Это одно из ранних стихотворений поэта. В апреле 1828 года Тютчев назначается вторым секретарем при Мюнхенской миссии.
| 3
| Тема стихотворения
| Гроза – это само движение, рождающее движение во всем окружающем её мире
| 4
| Идея стихотворения
| Гроза интересовала Тютчева, как обновление жизни, озарение её смысла изнутри. Природа и душа соединялись, этого не было в минуты покоя и тишины. Гроза – желание, в грозу внутренние силы души человеческой находят выход. Гроза делает жизнь более интенсивной, более яркой.
| 5
| Сюжет
| Показать, как при помощи обычных слов художник совершает чудо: грозное явление природы превращает в особую поэтическую реальность, доставляющее читателю эстетическое наслаждение
| 6
| Композиция
| «Гроза» - это 16 алмазных строк, всего 4 строфы. Первая строфа вводит тему и формирует главный образ, вторая и третья реализуют последовательно развертывающиеся кадры картины грозы, в четвертой строфе все изображенное выше перефразируется ещё раз.
| 7
| Жанр произведения
| Стихотворение
| 8
| Система образов
| Перед нами единый поэтический образ – гроза, который воспринимается читателем как юное существо, полное буйной и радостной силы. Гроза – явление природы, воссоздается поэтом со многими характерными её чертами.
| 9
| Язык художественного произведения
| Автор использует стилистически нейтральную лексику. Движение в стихотворении передается с помощью глаголов, выступающих в личной форме или форме деепричастий. Каждый глагол – это новый кадр быстро изменяющейся картины:
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит.
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
| 10
| Выразительные средства языка
| Эпитеты – раскаты молодые, перлы дождевые;
Метафора – повисли перлы дождевые, солнце нити золотит;
Инверсия – раскаты молодые, перлы дождевые, поток проворный ит.д.
Звукопись:
1)у – гр- у –а—а
2)е – е – р – гр
3) р – е – гр – а
4) гр – о – е – б – г - б – о
Находим ассонансы и аллитерацию.
|
|
|
| 12
| Собственная аргументированная оценка
| «Люблю грозу в начале мая» - веселое, бодрое, озорное стихотворение. Оно занимает одно из первых мест в русской поэзии. Предгрозовые тучи не омрачают поэта. Гром грохочет не в сумрачном, хмуром, закрытом облаками небе, он грохочет в небе голубом. Раскаты его не пугают, а радуют поэта, вселяют надежду и веру.
Весна утверждает себя грозой. До этого в природе боренье: кому быть – зиме или весне. Мы знаем – весне. Но нередко после теплых дней наступает похолодание. А вот после первой грозы утверждается ВЕСНА. Она пришла. И после весенней грозы все идет в рост. Молодые листочки не боятся стужи.
Каждый год в конце апреля вспоминается тютчевская строка. Природа и поэзия живут в ней единой, слитной жизнью. Гроза интересовала Тютчева как обновление жизни.
| Но о грозе писали и пишут многие другие поэты. Давайте узнаем, какие чувства и ощущения вызывает гроза у поэтов разных эпох.
5.Творческая мастерская.
Работа в группах (класс разделить на 5 групп, каждой группе выдается стихотворение).
Задание: Каждая группа читает стихотворение о грозе, анализирует и выражает авторскую позицию к данному явлению.
Стихи для анализа:
1)После грозы Лев Озеров Я замечал: пройдёт гроза И всё к лазури устремится: Листва, ребячьи голоса, Серебряные капли, птицы.
Земли весенней теплый дым Уходит в небо голубое - Оно сияет над тобою Не моложавым - молодым.
А там - цветное коромысло. Хотят все люди в этот миг Перерасти себя самих,- Без этого грозы не мыслю.
2)Гроза
Павел Коган
Косым, стремительным углом И ветром, режущим глаза, Переломившейся ветлой На землю падала гроза. И, громом возвестив весну, Она звенела по траве, С размаху вышибая дверь В стремительность и крутизну. И вниз. К обрыву. Под уклон. К воде. К беседке из надежд, Где столько вымокло одежд, Надежд и песен утекло. Далёко, может быть, в края, Где девушка живёт моя. Но, сосен мирные ряды Высокой силой раскачав, Вдруг задохнулась и в кусты Упала выводком галчат. И люди вышли из квартир, Устало высохла трава. И снова тишь. И снова мир. Как равнодушье, как овал.
Я с детства не любил овал! Я с детства угол рисовал!
3)Гроза
Михаил Лермонтов
Ревёт гроза, дымятся тучи Над тёмной бездною морской, И хлещут пеною кипучей, Толпяся, волны меж собой.
Вкруг скал огнистой лентой вьётся Печальной молнии змея, Стихий тревожный рой мятётся - И здесь стою недвижим я.
Стою - ужель тому ужасно Стремленье всех надземных сил, Кто в жизни чувствовал напрасно И жизнию обманут был?
Вокруг кого, сей яд сердечный, Вились сужденья клеветы, Как вкруг скалы остроконечной, Губитель-пламень, вьёшься ты?
О нет! - летай, огонь воздушный, Свистите, ветры, над главой; Я здесь, холодный, равнодушный, И трепет не знаком со мной.
4)Летняя гроза
Инна Лиснянская
За окнами воздух слоёный, Под окнами почва слоиста, В глазу расслоилась слеза. Электроразряд разветвлённый — И летнего ливня монисто Трясут над собою леса.
Как весело, дивно и жутко, Как будто меж жизнью и смертью Легко пролезает рука. Однако же — ни промежутка, Ни щелки меж жизнью и смертью, И тайна сия велика.
А может, для жизни ушедшей И малого нету секрета В том факте, что тайной зову. А лес, областной сумасшедший, Июльского ливня монеты, Как в торбу, упрятал в листву.
5)Гром
Федор Сологуб
Ты слышишь гром? Склонись, не смейся Над неожиданной грозой, И легковерно не надейся, Что буря мчится стороной.
Уж демон вихрей мчится грозно, Свинцовой тучей облачён, И облака, что плыли розно, К себе зовёт зарницей он.
Он налетит, гремя громами, Он башни гордые снесёт, Молниеносными очами Твою лачугу он сожжёт.
6.Подведение итогов.
Каждая группа читает стихотворение и формулирует отношение автора к грозе через поэзию.
7.Рефлексия.
С каким настроением вы сегодня уходите с урока?
Изменилось ли у вас представление о грозе?
Литература:
Хализев В.Е. Теория литературы; изд. 4-е; М: Высшая школа, 2005
Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М.: Советская энциклопедия, 1976.
Чагин Г.В. Федор Иванович Тютчев: (185 лет со дня рождения). – М.: Знание, 1985
Абрамов Н. "Словарь русских синонимов и сходных по значению выражений". 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991.
Веретенникова С. А. Ознакомление школьников с природой. –М.,1980.
|