Урок русской словесности (4 класс)
Подготовила конспект Городникова Лариса (студентка 3 курса группы Н 212 С Иркутского регионального колледжа педагогического образования. Руководитель: Мошкарнева В.В.)
Тема: «Великое слово- Родина»
Цели:
Обучающие:
освоение новых видов работы со словом, с текстом и словом в тексте;
формирование ассоциативного мышления, культуры речевого общения;
формирование навыков исследовательской работы;
Развивающие:
совершенствовать коммуникативную компетентность;
развивать внимание, память, творческое воображение;
развивать индивидуальные творческие способности учащихся;
Воспитывающие:
показать учащимся богатство и красоту родного слова;
расширить и углубить знания учащихся о жизни русского народа, о русской культуре.
Тип занятия: урок-рефлексия с элементами интеграции.
Форма урока: творческий практикум
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения:
словесный;
наглядный;
проблемного изложения;
поисковый, продуктивно-творческий.
Эпиграф к уроку (Слайд № 1):
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять:
(Михаил Матусовский)
І. Организационный момент
ІІ. Запись «мудрых мыслей»
- Ребята, а как называется ваша Родина, страна, в которой вы живёте?
- Верно, наша Родина – это Россия, страна, в которой мы родились, живём, учимся.
- Велика наша страна, необъятны её просторы. Какими словами можно назвать Родину?
(Отчизна, страна, Россия, Русь, матушка, государство, отечество…)
- Послушайте, что написал о Родине великий писатель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский:
(портрет К. Д. Ушинского) Слайд № 2
НАШЕ ОТЕЧЕСТВО
Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него Родина.
- Что вы узнали из рассказа о Родине?
- Как нужно к ней относиться?
- Почему мы зовём Родину Отечеством? Матерью?
- Какую пословицу вы услышали в этом рассказе?
Слайд № 3
Родина. Какое могучее слово!
Я думаю, вы согласитесь, что мы совершенно не задумываемся над тем, что означают слова, с которыми мы порой привычно сталкиваемся в жизни. А ведь в слове заключен целый мир, закодированный в звуках и буквах. Слово, по убеждению многих ученых, не только передает информацию, но является инструментом мысли и способно накапливать в себе культурную информацию. В слове могут найти отражение особенности национальной культуры: обычаи древности, взгляды людей на мир, традиции и т. д.
У слова есть своя жизнь, душа. Чувствовать эту душу, понимать ее во всех тонкостях – великий талант.
В одной из былин об Илье Муромце есть любопытная характеристика слова: «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его…повертывать».
– Как вы понимаете смысл данного высказывания? (Ответы учащихся.)
– Сегодня мы с вами, ребята, должны поговорить об одном из самых важных в нашей жизни слов. Это слово не требует похвалы и награды, против него устоять нельзя.
– Что же это за слово? Конечно, это слово Родина.
Первая учебная задача.
Первый шаг к постижению понятия.
– Какие ассоциации вызывает слово Родина, когда вы слышите, произнесите, пишите?
Запишите их, а при проверке дополните теми, которые вам понравились.
Родина - это мой маленький городок, в котором я родилась и в котором проходит моя сознательная жизнь.
Родина - это страна в которой я живу.
Родина - это мой дом, моя семья, мои друзья и близкие мне люди и т.д.
Задание (после проверки ассоциаций): подчеркните самые важные, с вашей точки зрения, слова, выражения.
– Чем обогатилось ваше представление о слове Родина после выполнения этой работы?
Вторая учебная задача.
Второй шаг к постижению понятия Родина.
Задание: назовите и запишите однокоренные слова к слову Родина, выделите корень.
род
родня
родной/родная/родные
родить
родиться
родимый
– Какие красивые и интересные слова!
Составьте с каждым из слов предложение.
Третья учебная задача
Слово Родина часто упоминается в произведениях устного народного творчества. Вспомните русские пословицы и устойчивые выражения с этим словом.
Учащиеся (с помощью учителя) называют примеры:
Жить – Родине служить.
Нет в мире краше Родины нашей.
За Родину – мать не страшно умирать.
Родина – мать, умей за неё постоять.
На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.
Родину, как и родителей, на чужбине не ищут.
Слайд № 4(пословицы)
Но не только русский народ сочинял пословицы о Родине. Каждому народу, каждому человеку дорога и любима своя Родина:
Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с родиной – всю жизнь. (узбекская)
В родной долине лучше прахом быть, чем на чужбине падишахом быть.(казахская)
Как бы ни было сладко жить на чужбине, всегда тянет к родной стороне. (татарская)
Слайд № 5(пословицы о Родине разных народов)
– Можно ли слово Родина назвать важным словом в жизни каждого человека? (Ответы учащихся.)
Четвертая учебная задача
Работа со словарем
А давайте заглянем в словарь и узнаем, как там толкуется слово Родина.
РОДИНА, родины, жен. 1. Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. «Мы любим свой язык и свою родину…» Ленин. Защищать родину. Весь Советский народ любит свою социалистическую родину и защищает ее грудью от… … ( Толковый словарь Ушакова)
А в словаре антонимов Родине противопоставлено слово чужбина-чужая сторона.
– Мы читали много произведений, в которых герои совершали добрые, бескорыстные поступки во имя Родины. Родина – это место где тепло душе. Вероятно именно поэтому стихи о родине, как правило, наполнены теплом и ностальгией, любовью и некой романтикой. Наверное, любой признанный поэт в той или иной мере писал стихи о родине. У кого-то это патриотические призывы, а кто-то про березки и красоту природы слагал свои поэмы.
Слайд №(6-11)
Давайте вспомним их. (Учащиеся читают стихи наизусть)
Гой ты, Русь, моя родная. С.Есенин.
Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа... Не видать конца и края — Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонко чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
"О, Родина!.." А.В. Жигулин
О, Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои пролески, перелески -
Все, что без памяти люблю:
И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой...
Мои обиды и прощенья
Сгорят, как старое жнивье.
В тебе одной - и утешенье
И исцеление мое.
Наша Родина И.Никитин
Для нас сады весною зацветают, И нашим нивам не видать конца, И шумным говором наш слух ласкают Кудрявые зелёные леса. В колодцах наших, реках и озёрах Прозрачна и живительна вода. По сочным травам в луговых просторах Пасутся наши тучные стада. Поля бескрайние, как море, И горы в шапках снеговых, Разливы рек в степном просторе, Листва берёзок молодых… Здесь людям радостно живётся, Здесь славен мирный труд людей. Всё это Родиной зовётся: Великой Родиной моей.
Какие замечательные строки! Сколько в них любви и тепла!
Пятая учебная задача
Деловая игра «Составь кроссворд» (работа в группах) Слайд № 12
Р
О
Д
И
Н
А
(Примерные варианты ответов: Россия, отечество, дом, история, ностальгия, армия)
Рефлексия
Каково было ваше эмоциональное состояние на уроке?
Какие задания смогли бы предложить вы?
Домашнее задание Слайд № 13
Написать сочинение-миниатюру «Моя Родина»
Литература:
1. Амусина Л.М. Славься, Отечество! – // газета «Последний звонок», № 4, 2006 г., с.6.
2. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И.– Внеклассные мероприятия.3-й класс. 2-е изд.– М.: ВАКО,2005. –298 с. (серия «Мозаика детского отдыха»).
3. Даль В. И. Пословицы русского народа. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003, - С.616 .
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955.
5.Тупицина Т. С. Пословица - всем умам помощница. // Начальная школа, 1991 г., № 7, с. 44.
|