Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 65.34 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации11.12.2013
Размер65.34 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок русской словесности (4 класс)

Подготовила конспект Городникова Лариса (студентка 3 курса группы Н 212 С Иркутского регионального колледжа педагогического образования. Руководитель: Мошкарнева В.В.)

Тема: «Великое слово- Родина»

Цели:

Обучающие:

освоение новых видов работы со словом, с текстом и словом в тексте;

формирование ассоциативного мышления, культуры речевого общения;

формирование навыков исследовательской работы;

Развивающие:

совершенствовать коммуникативную компетентность;

развивать внимание, память, творческое воображение;

развивать индивидуальные творческие способности учащихся;

Воспитывающие:

показать учащимся богатство и красоту родного слова;

расширить и углубить знания учащихся о жизни русского народа, о русской культуре.

Тип занятия: урок-рефлексия с элементами интеграции.

Форма урока: творческий практикум

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения:

словесный;

наглядный;

проблемного изложения;

поисковый, продуктивно-творческий.

Эпиграф к уроку (Слайд № 1):

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре.

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять:

(Михаил Матусовский)

І. Организационный момент

ІІ. Запись «мудрых мыслей»

- Ребята, а как называется ваша Родина, страна, в которой вы живёте?

- Верно, наша Родина – это Россия, страна, в которой мы родились, живём, учимся.

- Велика наша страна, необъятны её просторы. Какими словами можно назвать Родину?

(Отчизна, страна, Россия, Русь, матушка, государство, отечество…)

- Послушайте, что написал о Родине великий писатель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский:

(портрет К. Д. Ушинского) Слайд № 2

НАШЕ ОТЕЧЕСТВО

Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него Родина.

- Что вы узнали из рассказа о Родине?

- Как нужно к ней относиться?

- Почему мы зовём Родину Отечеством? Матерью?

- Какую пословицу вы услышали в этом рассказе?

Слайд № 3

Родина. Какое могучее слово!

Я думаю, вы согласитесь, что мы совершенно не задумываемся над тем, что означают слова, с которыми мы порой привычно сталкиваемся в жизни. А ведь в слове заключен целый мир, закодированный в звуках и буквах. Слово, по убеждению многих ученых, не только передает информацию, но является инструментом мысли и способно накапливать в себе культурную информацию. В слове могут найти отражение особенности национальной культуры: обычаи древности, взгляды людей на мир, традиции и т. д.

У слова есть своя жизнь, душа. Чувствовать эту душу, понимать ее во всех тонкостях – великий талант.

В одной из былин об Илье Муромце есть любопытная характеристика слова: «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его…повертывать».

– Как вы понимаете смысл данного высказывания? (Ответы учащихся.)

– Сегодня мы с вами, ребята, должны поговорить об одном из самых важных в нашей жизни слов. Это слово не требует похвалы и награды, против него устоять нельзя.

– Что же это за слово? Конечно, это слово Родина.

Первая учебная задача.

Первый шаг к постижению понятия.

– Какие ассоциации вызывает слово Родина, когда вы слышите, произнесите, пишите?

Запишите их, а при проверке дополните теми, которые вам понравились.

Родина - это мой маленький городок, в котором я родилась и в котором проходит моя сознательная жизнь.

Родина - это страна в которой я живу.

Родина - это мой дом, моя семья, мои друзья и близкие мне люди и т.д.

Задание (после проверки ассоциаций): подчеркните самые важные, с вашей точки зрения, слова, выражения.

– Чем обогатилось ваше представление о слове Родина после выполнения этой работы?

Вторая учебная задача.

Второй шаг к постижению понятия Родина.

Задание: назовите и запишите однокоренные слова к слову Родина, выделите корень.

род

родня

родной/родная/родные

родить

родиться

родимый

– Какие красивые и интересные слова!

Составьте с каждым из слов предложение.

Третья учебная задача

Слово Родина часто упоминается в произведениях устного народного творчества. Вспомните русские пословицы и устойчивые выражения с этим словом.

Учащиеся (с помощью учителя) называют примеры:

  • Жить – Родине служить.

  • Нет в мире краше Родины нашей.

  • За Родину – мать не страшно умирать.

  • Родина – мать, умей за неё постоять.

  • На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.

  • Родину, как и родителей, на чужбине не ищут.

Слайд № 4(пословицы)

Но не только русский народ сочинял пословицы о Родине. Каждому народу, каждому человеку дорога и любима своя Родина:

Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с родиной – всю жизнь. (узбекская)

В родной долине лучше прахом быть, чем на чужбине падишахом быть.(казахская)

Как бы ни было сладко жить на чужбине, всегда тянет к родной стороне. (татарская)

Слайд № 5(пословицы о Родине разных народов)

– Можно ли слово Родина назвать важным словом в жизни каждого человека? (Ответы учащихся.)

Четвертая учебная задача

Работа со словарем

А давайте заглянем в словарь и узнаем, как там толкуется слово Родина.

РОДИНА, родины, жен. 1. Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. «Мы любим свой язык и свою родину…» Ленин. Защищать родину. Весь Советский народ любит свою социалистическую родину и защищает ее грудью от… … ( Толковый словарь Ушакова)

А в словаре антонимов Родине противопоставлено слово чужбина-чужая сторона.

– Мы читали много произведений, в которых герои совершали добрые, бескорыстные поступки во имя Родины. Родина – это место где тепло душе. Вероятно именно поэтому стихи о родине, как правило, наполнены теплом и ностальгией, любовью и некой романтикой. Наверное, любой признанный поэт в той или иной мере писал стихи о родине. У кого-то это патриотические призывы, а кто-то про березки и красоту природы слагал свои поэмы.

Слайд №(6-11)

Давайте вспомним их. (Учащиеся читают стихи наизусть)

Гой ты, Русь, моя родная. С.Есенин.


Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

"О, Родина!.." А.В. Жигулин

О, Родина! В неярком блеске

Я взором трепетным ловлю

Твои пролески, перелески -

Все, что без памяти люблю:

И шорох рощи белоствольной,

И синий дым в дали пустой,

И ржавый крест над колокольней,

И низкий холмик со звездой...

Мои обиды и прощенья

Сгорят, как старое жнивье.

В тебе одной - и утешенье

И исцеление мое.

Наша Родина И.Никитин

Для нас сады весною зацветают,
И нашим нивам не видать конца,
И шумным говором наш слух ласкают
Кудрявые зелёные леса.
В колодцах наших, реках и озёрах
Прозрачна и живительна вода.
По сочным травам в луговых просторах
Пасутся наши тучные стада.
Поля бескрайние, как море,
И горы в шапках снеговых,
Разливы рек в степном просторе,
Листва берёзок молодых…
Здесь людям радостно живётся,
Здесь славен мирный труд людей.
Всё это Родиной зовётся:
Великой Родиной моей.

Какие замечательные строки! Сколько в них любви и тепла!

Пятая учебная задача

Деловая игра «Составь кроссворд» (работа в группах) Слайд № 12

Р

О

Д

И

Н

А

(Примерные варианты ответов: Россия, отечество, дом, история, ностальгия, армия)

Рефлексия

Каково было ваше эмоциональное состояние на уроке?

Какие задания смогли бы предложить вы?

Домашнее задание Слайд № 13

Написать сочинение-миниатюру «Моя Родина»

Литература:

1. Амусина Л.М. Славься, Отечество! – // газета «Последний звонок», № 4, 2006 г., с.6.

2. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И.– Внеклассные мероприятия.3-й класс. 2-е изд.– М.: ВАКО,2005. –298 с. (серия «Мозаика детского отдыха»).

3. Даль В. И. Пословицы русского народа. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003, - С.616 .

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955.

5.Тупицина Т. С. Пословица - всем умам помощница. // Начальная школа, 1991 г., № 7, с. 44.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск