Тема : Общественная мысль и общественные движения





Скачать 70.61 Kb.
НазваниеТема : Общественная мысль и общественные движения
Дата публикации27.04.2015
Размер70.61 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Экономика > Урок

www.proznanie.ru



Тема: Общественная мысль и общественные движения

Цель урока:

1 Образовательная: Охарактеризовать общественные движения конца XIX начала XX века. Их истоки идей отличия. Рассказать о лидерах движения.

2 Развивающая: Совершенствование навыков работы с материалом учебника. Совершенствование тезисной записи под диктовку учителя.

3 Воспитательная: Воспитывать терпимость к общественным движениям. Принимать как должное разность убеждений.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

  1. Орг момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Объяснение нового материала.

  4. Закрепление.

  5. Проверка домашнего задания.

Методы: рассказ, работа с учебником.

Оборудование:

План:

  1. Консерватизм

  2. Рабочее движение. Социализм.

  3. Либеральный социализм. Реформизм

Понятия и термины:

Реакционеры – сторонники возврата к прошлому.

Консерватизм – приверженность ко всему старому, неизменному.

Социализм – идеология обосновывающая необходимость социальной справедливости.

Реформизм – преобразования путем реформ, отвергается революционный путь.



Время

Деятельность учителя


Деятельность детей

10 мин

5 мин

10 мин


5 мин

10 мин

Проверка домашнего задания


1. Какие новые черты в экономике стран Запада появились в конце XIX— начале XX века?

2. Каковы причины обострения экономического соперничества между западными государствами?

3.Чем можно объяснить экономическое отставание Англии и лидерство США и Германии в конце XIX — начале XX века ?

Работа по вариантам


Акционерное общество

Фондовая биржа

Картель

Протекционизм

Монополия

Акция

Финансовый капитализм

Протекционизм



1 Консерватизм


Самым мощным и влиятельным общественным движением XIX века являлось либеральное. В начале XIX века главными врагами либералов были реакционеры — сторонники возврата к прошлому: Реакционеры считали естественным состоянием общества неравенство людей, господство одних и подчинение других. Бесполезно, говорил француз Жозеф де Местр (1753 -

1821), объявлять свободным того, кто родился рабом. Людям нужна не свобода, а суровые наказания. Однако реакция имела прямо противоположный результат; она сама стала одной из причин европейских революций в середине XIX века. Стало очевидно, что возврат к прошлому невозможен. Позиции сторонников реакции были подорваны. Главной силой в борьбе с революционными идеями стал консерватизм. Реакционеры были противниками свободы и равенства, подрывающих, по их мнению, порядок и строгую дисциплину в обществе. Консерваторы же, подобно либералам, признавали ценности свободы и основополагающую значимость частной собственности как залога свободы. Но по другим вопросам взгляды консерваторов и либералов расходились. Консерваторы исходили из признания несовершенства природы человека, его неразумности и греховности, подчас лишь прикрытых покровом цивилизованности. Поэтому, по их мнению, в обществе должны действовать силы, которые сдерживали бы человека в проявлении им своей греховной природы. Такими силами были, прежде всего, государство и церковь. Государство обязано твердо проводить в жизнь устанавливаемые им законы. При этом должны соблюдаться традиции и вековые обычаи.

Консерваторы с подозрением относились к переменам в обществе. Они опасались, что общественный прогресс может привести к утрате основополагающих традиций и ценностей. Но, в отличие от реакционеров, они считали невозможным повернуть историю вспять. Один из основателей консерватизма, англичанин Эдмунд Бёрк (1729-1797) считал, что эти попытки опасны для существующего порядка. Опыт революций в Европе доказал его правоту. Консерваторы усвоили важный урок революций: чтобы сохранить существующий порядок, необходимо вносить в него усовершенствования, проводить реформы. Но изменения в обществе должны происходить лишь в случае их очевидной необходимости и полезности.

Консерватизм соответствовал настроениям и интересам многих людей — тех, кто предпочитал привычную жизнь и испытывал страх перед переменами. К консерватизму тяготели и те, кто считал более важным не конкуренцию, а сплоченность людей. Консервативные идеи пользовались поддержкой обеспеченных слоев населения, прежде всего, аристократии, видевшей в любых изменениях общественную угрозу своему положению.
2. Рабочее движение. Социализм.

Дети готовят самостоятельно

  1. Цель профсоюзов, вспомните как зарождались профсоюзы в Англии и США? Их отличия?

  2. Какое движение называется социалистическим. Его отличие от консерватизма?

  3. Кто такие марксисты, в чем сущность марксизма?

  4. Расскажите о I Интернационале?



  1. Либеральный социализм. Реформизм

В конце XIX века во многих странах Европы и Северной Америки рабочие убедились в том, как важны для них свобода и демократия. Были признаны профсоюзы, начало развиваться кооперативное движение и другие формы взаимопомощи рабочих, фабричное законодательство ограничивало произвол капиталистов. В глазах части рабочих либерализм и социализм перестали казаться несовместимыми.

Большое влияние на рабочих оказало созданное в 1884 году видными учеными и писателями — супругами Сиднеем и Беатрис Вебб, Бернардом Шоу и Гербертом Уэлльсом — Фабианское общество. Оно было названо в честь римского полководца Фабия Кунктатора (Медлителя), победившего Ганнибала без единого генерального сражения, измотав его бесконечными маневрами.

Фабианское общество выдвинуло идею о возможности достижения целей социализма путем постепенных реформ. Рабочие представители в парламенте должны были добиваться принятия социального законодательства, которое ограничило бы продолжительность рабочего дня, дало рабочим право на отдых, защитило от безработицы, наконец, обеспечило достойную старость. Все это, по мнению социалистов, разделявших либеральные ценности свободы и демократии, привело бы к мирному преобразованию капитализма в социализм. В отличие от революционных социалистов, они считали возможным действовать в рамках законности, через преобразования, осуществляемые государством, без революционного насилия. Эти взгляды получили название реформизма, а их сторонников стали назвать либеральными социалистами, или реформистами. Наиболее полно взгляды реформистов обосновал в своих работах немецкий социалист Эдуард Бериштейн. Он считал, что главная цель пролетарского движения — экономическая борьба за выгодные условия продажи рабочей силы и проведение реформ, с помощью которых, по мысли Э. Бернштейна, можно было бы прийти к справедливому обществу.

Таким образом, в конце XIX века в рабочем движении возникло два течения. Наряду с марксизмом — революционным социализмом — сформировался либеральный социализм — реформизм.

В начале XX века социалистическое движение добилось значительных успехов и прочно заняло свое место в общественно-политической жизни западных стран. Социалистические партии одерживали важные победы на выборах. В 1914 году в рядах рабочих и социалистических партий состояло 4,2 миллиона членов, за них голосовало 10,5 миллиона избирателей, 646 их представителей обладали парламентскими мандатами.

Упадок либерализма


К концу XIX века либеральные ценности стали ценностями всего западного общества. В странах Запада утвердились основные свободы граждан и конституционное правление, утверждалась либеральная демократия. Те цели, которые ставили перед собой либералы начала XIX века, были достигнуты. Нужно было думать о сохранении завоеваний; с этой задачей лучше справлялся консерватизм. Главными сторонниками перемен в конце XIX века стали не либералы, а социалисты.

Либерализм оказался под огнем критики сторонников вмешательства государства в жизнь его граждан. Стабильность демократического строя в странах Запада, по их мнению, могла сохраниться только в том случае, если государство гарантирует большинству населения социальную защищенность и материальное благополучие. В конце XIX века среди либералов появляются сторонники социальных реформ, проводимых государством. Их стали называть «новыми либералами». К ним относились Дэвид Ллойд Джордж в Англии, Джованни Джолитти в Италии, американские президенты Теодор Рузвельт и Вудро Вильсон. Появление «новых либералов» вызвало острую борьбу внутри либеральных партий. Влияние либералов ослабло, их прежние сторонники все чаще стали оказывать поддержку социалистам, более решительно выступавшим за социальные преобразования.

Закрепление


1. Какие слои общества и почему поддерживали то или иное течение общественной мысли?

2. Дайте характеристику основным течениям общественной мысли. Выпишите в тетрадь их основные черты.

3. Какие пути для реализации своих идей предлагали представители консерватизма, революционного и либерального социализма?

4. Подтвердите примерами из современной жизни, что ценности либерализма стали ценностями всего западного общества.

5. Почему в конце XIX века стало возможным сближение либералов и части социалистов?

Итог

Таким образом, в к XIX начале XX века развивается общественное движение, которое оказывает все большее влияние на жизнь Европейских государств.

Домашнее задание


Параграф 24. Документ после параграфа. Подготовится к беседе по документу.


Дети отвечают на вопросы готовятся к письменной работе по терминам по вариантам.


Дети слушают по ходу записываются новые термины.

Дети отвечают на вопросы учителя. Первый вопрос задается до прочтения материала.

Дети слушают по ходу записываются новые термины.

Дети отвечают на вопросы учителя. Записывают домашнее задание в дневники.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема : Общественная мысль и общественные движения iconТема: общественные движения 3
Лучшие рефераты по социологии /Сост. О. А. Нор-Аревян. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 320 с
Тема : Общественная мысль и общественные движения icon1. Россия в начале XIX века. Внутренняя политика Александра I
Общественная мысль в России во второй четверти XIX века. (Западники и славянофилы.)
Тема : Общественная мысль и общественные движения iconЛекция из цикла “Общественная мысль XX века
Все периоды реакции рано или поздно заканчиваются, и (если жизни хватит, конечно) вы рано или поздно дождетесь времени активного...
Тема : Общественная мысль и общественные движения iconКомиссия по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой...
Общественная экспертиза уровня организации и безопасности дорожного движения в регионах России
Тема : Общественная мысль и общественные движения iconКомиссия по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой...
Общественная экспертиза уровня организации и безопасности дорожного движения в регионах России
Тема : Общественная мысль и общественные движения iconТурнир знатоков тема: «правила дорожного движения»
Цель: пропаганда Правил дорожного движения среди детей, применение на практике знаний правил, знаков, регулирования движения через...
Тема : Общественная мысль и общественные движения iconТема 1 Кинематика
Относительность механического движения. Системы отсчета. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение....
Тема : Общественная мысль и общественные движения iconИстория России «Общественные движения в России XIX века»
Общественно-политическое развитие России в первой половине XIX в. Выбор пути общественного развития
Тема : Общественная мысль и общественные движения iconТема: Кинематика
Цель: Получить представление о видах движения, изучить характеристики движения. Научиться применять эти знания в решении задач и...
Тема : Общественная мысль и общественные движения iconУрок. Тема: «Дорога в школу и домой. Пдд.»
...
Тема : Общественная мысль и общественные движения iconТема занятия
На улицах нашего города. Знакомство с городом, особенности движения транспорта и пешеходов в микрорайоне. Разбор маршрутов движения...
Тема : Общественная мысль и общественные движения iconУрока Тема урока Кол-во часов
Примеры тепловых и электрических явлений. Повторение понятий: механическое движение, траектория, пройденный путь, скорость. Особенности...
Тема : Общественная мысль и общественные движения iconПоложение о межрегиональном конкурсе проектов «Живая вода»
Организаторы конкурса: Алтайская краевая общественная организация «Геблеровское экологическое общество», Межрегиональная общественная...
Тема : Общественная мысль и общественные движения iconКонспект урока движения. Скорость равномерного прямолинейного движения....
Тема и номер урока в теме: Скорость равномерного прямолинейного движения. (урок 10 в теме.)
Тема : Общественная мысль и общественные движения iconЛитература Тема: «Тема чести и милосердия в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Эор; развитие логического мышления и грамотной речи, умение формулировать основную мысль и заполнять сравнительную таблицу
Тема : Общественная мысль и общественные движения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Абсолюта. (М. Мерло-Понти). Христианская мысль отвечает, что эта мысль достигает в такой


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск