Международная конференция «Измерение и содействие прогрессу: новый подход для стран СНГ и Восточной Европы» Москва, 29-30 сентября 2008





Скачать 145.96 Kb.
НазваниеМеждународная конференция «Измерение и содействие прогрессу: новый подход для стран СНГ и Восточной Европы» Москва, 29-30 сентября 2008
Дата публикации05.05.2015
Размер145.96 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
Международная конференция «Измерение и содействие прогрессу: новый подход для стран СНГ

и Восточной Европы»

Москва, 29-30 сентября 2008

Гидрометеорологическая безопасность и устойчивое развитие России


А.И. БЕДРИЦКИЙ

Руководитель

Федеральной службы по гидрометеорологии

и мониторингу окружающей среды


От решений, которые принимаются в различных странах на основе предоставляемой гидрометеорологической информации и аналитических обобщений по климату, ежедневно зависит жизнь и экономическое благосостояние миллионов людей во всем мире. Этот неоспоримый факт, чему свидетельствуют многочисленные отечественные и зарубежные исследования, демонстрирует высокую роль национальных гидрометеорологических служб в устойчивом развитии экономики и общества в целом.

Особенно это проявляется в тех случаях, когда опасные гидрометеорологические явления (ОЯ) непосредственно воздействуют на население и экономику. Как показывают научные исследования, а самое главное практика, такое воздействие часто оказывается существенным, нередко крайне опасным и разорительным.

Всемирная конференция по уменьшению опасности бедствий, состоявшаяся в январе 2005 г. в г. Кобе, Япония, отметила что "Риск бедствия возникает в том случае, когда гидрометеорологические, геологические и другие опасности вступают во взаимодействие с факторами уязвимости физического, социального, экономического и экологического характера. Причиной подавляющего большинства бедствий являются гидрометеорологические явления. Несмотря на растущее понимание и признание важности уменьшения риска бедствий и укрепления потенциала в области реагирования на бедствия, бедствия и, в частности, аспекты управления риском бедствий и уменьшения этого риска, по-прежнему являются проблемой глобального масштаба.

Сейчас на международной арене признается тот факт, что усилия по уменьшению рисков бедствий должны на систематической основе интегрироваться в политику, планы и программы устойчивого развития сокращения масштабов нищеты и что они должны поддерживаться через посредство двустороннего, регионального и международного сотрудничества, включая партнерство. Устойчивое развитие, сокращение масштабов нищеты и уменьшение риска бедствий являются взаимоподкрепляющими задачами, и в целях решения возможных будущих проблем следует активизировать усилия по созданию на общинном и национальных уровнях необходимого потенциала для управления риском и уменьшения этого риска. Такой подход надлежит считать важным составляющим элементом в деле достижения международно-согласованных целей в области развития, в том числе целей, изложенных в Декларации тысячелетия".

В контексте уменьшения опасности стихийных бедствий погода, климат и вода могут оказывать воздействие практически на все аспекты жизни. Девять из 10 стихийных бедствий связаны с гидрометеорологическими опасными явлениями, в результате которых с 1980 по 2000 гг. в мире погибло 1,2 млн. человек, а ущерб от последствий таких явлений насчитывает более чем 900 млрд. долл. США. По данным Мюнхенской Компанией перестрахования число значительных природных катастроф по сравнению с 80-ми годами увеличилось более чем в два раза. (рис.1). Это привело к росту экономических потерь в 7.3 раза (ущерб в результате одного зимнего циклона на территории Европы в современных условиях может достигать 50 млрд. евро).

Рис. 1. Число природных катастроф за период 1980-2007



В последнее десятилетие как в мире, так и на территории Российской Федерации отмечается рост опасных проявлений погоды, в том числе обусловленных изменениями климата. Так, в 2007 году Росгидрометом было зарегистрировано 436 ОЯ. (Рис. 2).

При этом, особую тревогу вызывает высокая повторяемость опасных явлений, охватывающая отдельные регионы России (например, Северо-Кавказский федеральный округ, Читинская обл., Хабаровский, Приморский край, Кемеровская обл. и др.).


Рис.2. Распределение суммарного числа случаев ОЯ и НУП в Росси за 1991-2007 гг., нанесших значительный экономический ущерб
Крупный экономический ущерб и человеческие жертвы, которые в недавнем времени были понесены в результате наводнений, схода лавин и ливневых осадков на Северном Кавказе, в Сибири и на Дальнем Востоке показали, насколько уязвимой является сегодня экономика Российской Федерации в отношении опасных явлений и условий погоды. Высокая гидрометеорологическая уязвимость населения и экономики требует численной оценки влияния опасных гидрометеорологических явлений и неблагоприятных условий погоды, что приобретает особое экономическое значение. Это также обусловлено и ростом экономических потерь.

Тенденция роста экономических потерь может быть обусловлена изменением степени воздействия ОЯ и степени проявления их последствий. Так, в 2003 году резко возросли экономические потери в сельском хозяйстве (до 29 млрд. руб.). Это объясняется тем, что в 2003 году площади пострадавших посевов от воздействия неблагоприятных условий погоды увеличились примерно в 2 раза. При этом существенный вклад в уязвимость производственной деятельности сельского хозяйства отмечен за счет роста случаев экстремальных температур и количества осадков. Вклад аномальных изменений температуры на гибель посевов сельскохозяйственных культур от чрезвычайных ситуаций возрастает (рис. 3).





Рис. 3. Динамика гибели посевов сельскохозяйственных культур от чрезвычайных ситуаций (по данным «РосНТЦагроЧС»)
По экспертным оценкам среднегодовые экономические потери в России в 1995-2003 годах, обусловленные гидрометеорологическими причинами, превышают 60 млрд. рублей.

Прогнозы погоды выступают как постоянно генерируемые информационные ресурсы в системе «погода – прогноз – потребитель» или проще – в системе «погода – общество». Неумелое, в сущности неоптимальное, их использование приводит к огромным прямым, косвенным и иным потерям, составляющим значительную долю всего масштаба национального богатства страны. Однако метеорологические ресурсы – погода и климат – пока не получили должной государственной оценки в программах регионального развития страны. Экстремальные явления погоды продолжают рассматриваться в основном с точки зрения реагирования на них как на свершившийся факт, требующий принятия мер по ликвидации их последствий. Если же учесть, что на ликвидацию последствий экстремальных условий погоды ежегодно расходуются значительные средства, то это не может не отражаться на социально-экономическом развитии страны, не может не затрагивать национальных интересов государства.

Таким образом, со всей очевидностью сформировалась глобальная проблема, которая может быть выражена сакраментальным вопросом: как обеспечить гидрометеорологическую безопасность страны? При этом гидрометеорологическая безопасность должна определяться как степень защищенности экономики, населения и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия опасных гидрометеорологических явлений, неблагоприятных условий погоды и экстремальных изменений климата и их последствий.

Целесообразно отметить, что в настоящее время для характеристики влияния опасных явлений с целью изучения гидрометеорологической безопасности используются различные понятия. В настоящей работе применяется понятие климатического воздействия на территории и производственно-хозяйственные объекты, которая рассматривается как физическое проявление подверженности производственно-хозяйственного объекта на определенной территории к воздействию природной среды. Воздействие это не только испытание на защищенность, включая естественную адаптацию территорий и объектов к условиям погоды и климата. Гидрометеорологические воздействия, в конечном счете, проявляются в виде экономических и социальных потерь. Тем самым, гидрометеорологические потери, связанные, прежде всего с опасными условиями погоды на фоне нарастающей климатической неустойчивости, отражают уровень уязвимости производственной сферы.

Рассматривая уязвимость с точки зрения гидрометеорологических факторов следует отметить, что она (уязвимость) является сложной функцией, аргументами которой выступают: масштаб производственного объекта или процесса; специфика производства (погодозависимость); степень защищенности; особенности регионального положения, отражающие метеорологический риск и ряд других характеристик отраслевого производства. Отсюда видно, что рассматривается комплексное понятие, которое охватывает не только метеорологические характеристики и показатели, но и макроэкономические.

Уровень уязвимости, выражаемый в масштабах экономических потерь от воздействия ОЯ и НУП, обусловлен, прежде всего, подверженностью и чувствительностью производственного или хозяйственного объекта (территории) в условиях нарастающей климатической неустойчивости и погодозависимости. Эти показатели уязвимости (изменчивость условий погоды и риск воздействия на население и экономику) подвергаются тщательному научному и производственному анализу.

Распределение числа случаев ОЯ в России за 1991 – 2006 г.г., нанесших экономический ущерб различным отраслям экономики и населению (рис. 4.) показывает, что особенно уязвимы такие отрасли экономики как: жилищно-коммунальное хозяйство, сельское хозяйство, транспорт, энергетика.


Рис. 4. Распределение числа случаев ОЯ и НУП в России за 1991–2006 гг., нанесших социальный и экономический ущерб различным отраслям экономики и населению
В условиях значительного влияния природной среды на общество производственно-хозяйственные субъекты (как потребители гидрометеорологической информации, особенно прогностической) неизбежно должны прийти к пониманию необходимости принятия доктрины оптимальной адаптации к ожидаемым условиям погоды. Именно оптимальная адаптация, а значит оптимальное (экономически эффективное) использование гидрометеорологической информации, позволяет максимально снизить возможные воздействия гидрометеорологических условий, а значит и экономические потери.

Необходимо отметить, что ряд потребителей в силу специфики своей деятельности должны учитывать и особые воздействия гидрометеорологических факторов на эффективность и безопасность производства отражающие неблагоприятные влияния многолетних изменений погоды. Формирующиеся при этом климатические тенденции увеличения/уменьшения опасных значений метеорологических величин вызывают интегральные климатические издержки (экономические потери) в отраслях экономики, которые могут быть исследованы на основании статистических отчетов на местном и федеральном уровнях. Издержки такого рода отражают климатическую уязвимость отдельных видов производственной деятельности в сфере экономики, что требует особого анализа. Знание погодо-климатического воздействия и уязвимости требует коррективов стратегических оценок, перспектив, тенденций в развитии отраслей экономики.

Использование гидрометеорологической и климатической информации (рассматриваемых как гидрометеорологические ресурсы) продолжает оставаться в настоящее время в качестве естественной потребности жизнеобеспечения. Основным гидрометеорологическим ресурсом в сфере безопасности являются прогнозы погоды и предупреждения об опасных гидрометеорологических явлений и этим объясняется их бесспорное признание и экономическая значимость.

Различные отрасли экономики получают от прогностических подразделений Росгидромета ежедневную информацию об ожидаемых условиях погоды и заблаговременные предупреждения об ОЯ. Это неоценимый в экономике природный ресурс, он выступает как общественный продукт, универсальное и экономическое значение которого общепризнанно.

В настоящее время предупрежденность ОЯ достигает 85-90%. Использование отраслями экономики в постоянном режиме прогнозов и предупреждений об ОЯ позволяет существенно предотвращать экономические потери. Прогностическая информация Росгидромета позволяет заблаговременно подготовиться к воздействию погоды, снижать уязвимость производственной сферы и ее инфраструктуры. Наиболее полно этому соответствует специализированное гидрометеорологическое обеспечение, которое носит избирательный, индивидуальный или адресный характер, удовлетворяет потребности и нужды потребителей на территориях субъектов Российской Федерации.

По оценкам специалистов России снижение экономических потерь из-за воздействия неблагоприятных условий погоды по отраслям экономики составляет от 10 до 85% (за счет своевременного получения прогнозов и предупреждений об ОЯ и принятия соответствующих защитных мероприятий) от максимально возможных потерь. В среднем коэффициент предотвращенных потерь по всей экономики составляет 40%, а среднегодовые предотвращенные потери могут оцениваться в размере 23-24 млрд. рублей. Тем самым, решается целевая проблема концептуального единства снижения метеорологической уязвимости и обеспечения гидрометеорологической безопасности, способствующей динамично устойчивому развитию общества. Отсюда следует, что гидрометеорологическая безопасность является составной частью экономической, а в целом, и национальной безопасности России.

Оценить в настоящее время столь масштабный процесс использования гидрометеорологических ресурсов в целом представляется возможным. Этому способствует тот факт, что в настоящее время разработаны экономико-метеорологические модели оптимальной адаптации, выбора оптимального регламента действий и оценки экономической полезности гидрометеорологических прогнозов. Эти современные математические решения находят реализацию в оперативной синоптической практике. В качестве иллюстрации отметим, что за последние пять лет в России экономические потери из-за воздействия неблагоприятных условий погоды предотвращены как минимум на сумму 47 млрд. рублей. Даже этот минимум составляет весомый вклад Росгидромета в сохранение экономического богатства страны.

Гидрометеорологическое обеспечение, ориентированное на специфику и нужды каждой конкретной отрасли, другими словами, специализированное гидрометеорологическое обеспечение рассматривается как бесспорно необходимое условие, как фактор сбережения материальных ценностей в экономике и обеспечения безопасности производственных и иных операций. Более того, развитие специализированного гидрометеорологического обеспечения позволяет в будущем еще более минимизировать экономические потери. Тем самым, выполняется социально-экономический запрос к Росгидромету.

Однако использование гидрометеорологических прогнозов в ряде случаев еще носит упрощенный характер. Меры защиты потребителей гидрометеорологической информации иногда не адекватны ожидаемым воздействиям погоды и климата. Интуитивный подход на базе сложившегося производственного опыта или на базе ориентации на текущую погоду является не эффективным или просто ущербным. В то же время научные разработки, ориентирующие потребителя на максимальную выгоду, зачастую игнорируются.

В системе Росгидромета налажена система оценки экономического эффекта, которая задействована на территории всей России. Так, экономический эффект (приближенно – предотвращенные потери) использования гидрометеорологической информации в 2004 году составил 11,4; в 2005 г. – 13,9; в 2006 г. – 15,2; в 2007 г. – 16,8 млрд. рублей, что говорит о тенденции к все более полному и грамотному усвоению потребителями гидрометеорологической информации. Из них 80,6% эффекта приходится на наиболее погодозависимые отрасли – транспорт, сельское хозяйство, энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство. Эти сведения подтверждены конкретными потребителями гидрометеорологической информации. Однако следует отметить, что существующий метод оценки экономического эффекта пока не приобрел статус межведомственного характера

Развитие специализированного гидрометеорологического обеспечения в сложившихся экономических условиях требует подготовки более качественных, точных гидрометеорологических прогнозов и предупреждений об ОЯ, с одной стороны, а с другой – более эффективной их реализации потребителями (принятия оптимальных погодо-хозяйственных решений). В этом случае будет достигнута существенная минимизация экономических потерь. Тем самым, гидрометеорологическое обеспечение является надежным государственным механизмом снижения метеорологической уязвимости и, следовательно, обеспечения социальной защиты и устойчивости экономического потенциала страны.

В настоящее время в завершающую стадию вступает реализация "Проекта технического перевооружения учреждений и организаций Росгидромета". Реализация проекта позволит:

1. Укрепить систему управления в государственном секторе за счет повышения эффективности и качества общественных услуг, что немаловажно для улучшения инвестиционного климата и обеспечения долгосрочного развития экономики.

2. Повышение качества и эффективности прогнозов погоды позволит снизить уровень рисков для экономики и содействовать привлечению инвестиций за счет снижения уровня рисков, связанных с опасными природными явлениями, которым в настоящее время подвержены важнейшие сельскохозяйственные и промышленные районы, а также инфраструктура. Улучшение качества прогнозов позволит снизить уровень рисков, связанных с наводнениями, засухой, пожарами, штормовыми ветрами, опасными погодными явлениями, а также повысить уровень готовности при возникновении чрезвычайной ситуации, и соответственно, возможного ущерба от промышленных и других аварий.

3. Снизить уровень риска, связанного с угрозой жизни и здоровью населения, за счет повышения уровня безопасности путем совершенствования систем оповещения населения об опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

    Итак, совершенно очевидно, что метеорологическая уязвимость экономики и социально-экономическая устойчивость общества содержат единую причинно-следственную общность, а именно: необходимо снижать экономические потери из-за воздействия неблагоприятных условий погоды, обеспечивать гидрометеорологическую безопасность и способствовать, тем самым, устойчивому общественно-экономическому развитию.

    В настоящее время в стране производственная инфраструктура адаптирована к условиям стационарного сложившегося климата. Вместе с тем, эта инфраструктура постоянно развивается, что в условиях происходящих на глобальном и региональном уровнях значимых климатических изменений, особенно их экстремальных проявлений с интенсивностью, превышающей допустимый порог, может привести к катастрофическим нарушениям в экономической и социальной сферах. Принимая это во внимание, необходимость уменьшения экономических и социальных потерь требует постоянного учета гидрометеорологического фактора на государственном уровне.

Росгидрометом на регулярной основе публикуется и доводится до заинтересованных организаций России ежегодный Доклад о состоянии и изменении климата на территории Российской Федерации. В 2006 году Росгидрометом выпущен Стратегический прогноз изменений климата Российской Федерации на период до 2010 - 2015 гг. и их влияния на отрасли экономики России, который может быть использован органами государственной власти и другими организациями при разработке политики и планировании конкретных мер по развитию отраслей экономики и при подготовке программ устойчивого развития территории и регионов.

Учет экономических и социальных потерь такого рода на государственном уровне, их минимизация обуславливает разработку министерствами и ведомствами единых межведомственных методик оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций природного характера, а также классификации и учета этих чрезвычайных ситуаций. Необходима также разработка межведомственных методик оценки экономической полезности использования гидрометеорологической информации.

Министерствам и ведомствам необходимо внедрять в практику регламенты принятия оптимальных погодо-хозяйственных решений, а также обязательное проведение рациональных защитных мероприятий, что приведет к максимальному снижению потерь.

    Для построения оценок влияния условий погоды и метеорологической уязвимости Росгидромету необходимо развивать и пополнять на регулярной основе базы данных о неблагоприятных условий погоды, опасных гидрометеорологических явлений и экстремальных проявлениях изменения климата. Такие базы данных должны содержать сведения об экономических и социальных потерях, которые несут население и экономика субъектов РФ. Эти оценки важны при планировании текущей деятельности и для разработки государственной стратегии реагирования, необходимой для того, чтобы справиться с будущими экстремальными явлениями.

На основе базы данных о неблагоприятных условиях погоды, опасных гидрометеорологических явлениях и экстремальных проявлениях изменения климата необходимо создать долговременный архив. Это обусловлено тем, что сравнительный анализ негативных последствий от воздействия неблагоприятных условий погоды и опасных гидрометеорологических явлений позволит совершенствовать методики для прогнозирования воздействия опасных явлений и условий погоды в целом на человека и формировать упреждающие мероприятия по снижению их последствий. Необходимо дальнейшее совершенствование методических прогнозов условий и явлений погоды, особенно конвективного происхождения, как и совершенствование всей системы оперативного доведения прогнозов до всех потребителей в сфере экономики в интересах решения производственных задач.

Состояние гидрометеорологической безопасности на современном этапе развития общества приобретает все больший вес и значение в устойчивом развитии не только нашей страны, но и большинства стран мира. Внимание к этой проблеме международных организаций систем ООН и, в первую очередь, ВМО, направлено на содействие развитию гидрометеорологической деятельности, как на национальном, так и на международном уровнях, на поддержание наблюдений, создание систем раннего обнаружения и прогнозирования опасных гидрометеорологических явлений и резких колебаний климата.

Эти действия лишь подчеркивают необходимость рассмотрения гидрометеорологической безопасности Российской Федерации, как одной из наиболее погодо- и климатически зависимых стран, в качестве важнейшей составляющей национальной безопасности.

Защита жизни людей и снижение экономических потерь вследствие воздействия опасных погодно-климатических факторов, на наш взгляд, являются несомненным приоритетом в обеспечение устойчивого развития страны.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Международная конференция «Измерение и содействие прогрессу: новый подход для стран СНГ и Восточной Европы» Москва, 29-30 сентября 2008 iconМеждународного Координационного Совета банковских ассоциаций стран...
Открытое заседание Международного Координационного Совета банковских ассоциаций стран снг, Центральной и Восточной Европы
Международная конференция «Измерение и содействие прогрессу: новый подход для стран СНГ и Восточной Европы» Москва, 29-30 сентября 2008 iconВнедрение процедур орв в государственное управление стран Восточной...
Внедрение процедур орв в государственное управление стран Восточной Европы и СНГ (Рабочие материалы по проекту Сравнительный анализ...
Международная конференция «Измерение и содействие прогрессу: новый подход для стран СНГ и Восточной Европы» Москва, 29-30 сентября 2008 iconРабочая программа дисциплины история стран Европы, 1960-е-2005 годы (32 час.)
Цель курса – сформировать у студентов представления об особенностях становления постиндустриального общества на примере стран Западной...
Международная конференция «Измерение и содействие прогрессу: новый подход для стран СНГ и Восточной Европы» Москва, 29-30 сентября 2008 iconФормирование и развитие экономических связей СССР и стран восточной европы в
Охватывают регион Восточной Европы, в который входили ссср, Польша, Румыния, Венгрия, Чехословакия, Болгария и Югославия
Международная конференция «Измерение и содействие прогрессу: новый подход для стран СНГ и Восточной Европы» Москва, 29-30 сентября 2008 iconМеждународная Научно-практическая конференция «v Международная конференция...
Международная конференция посвященная проблемам общественных наук: Международная Научно-практическая конференция, г. Москва, 23 февраля...
Международная конференция «Измерение и содействие прогрессу: новый подход для стран СНГ и Восточной Европы» Москва, 29-30 сентября 2008 iconМеждународная Научно-практическая конференция «v Международная конференция...
Международная конференция посвященная проблемам общественных наук: Международная Научно-практическая конференция, г. Москва, 23 февраля...
Международная конференция «Измерение и содействие прогрессу: новый подход для стран СНГ и Восточной Европы» Москва, 29-30 сентября 2008 iconФинансово-экономический кризис на Украине и антикризисная программа
Финансово-экономический кризис на Украине – один из самых глубоких как на фоне стран снг, так и государств Центральной и Восточной...
Международная конференция «Измерение и содействие прогрессу: новый подход для стран СНГ и Восточной Европы» Москва, 29-30 сентября 2008 iconЯвляется прогнозирование основных параметров развития стран СНГ до...
Тенденции экономического развития, факторы роста, экономическая модель, взаимодействие стран, эффективность экспортной корзины, денежная...
Международная конференция «Измерение и содействие прогрессу: новый подход для стран СНГ и Восточной Европы» Москва, 29-30 сентября 2008 iconН. Куликова, Н. Фейт. Прямые иностранные инвестиции в странах Центральной и Восточной Европы
Прямые иностранные инвестиции из развивающихся стран и стран с переходной экономикой: последствия для развития (обзор)
Международная конференция «Измерение и содействие прогрессу: новый подход для стран СНГ и Восточной Европы» Москва, 29-30 сентября 2008 iconXv апрельская международная научная конференция по проблемам развития...
Снг, который основан на совокупности либеральных и ограничительных инструментов. Опыт развитых стран показывает, что для решения...
Международная конференция «Измерение и содействие прогрессу: новый подход для стран СНГ и Восточной Европы» Москва, 29-30 сентября 2008 iconУчебно-методический комплекс по модулю 6 «История стран Запада в...
Целью изучения дисциплины является систематизированное изучение экономического, политического и социального процесса развития стран...
Международная конференция «Измерение и содействие прогрессу: новый подход для стран СНГ и Восточной Европы» Москва, 29-30 сентября 2008 iconУчебно-методический комплекс по модулю 6 «История стран Запада в...
Целью изучения дисциплины является систематизированное изучение экономического, политического и социального процесса развития стран...
Международная конференция «Измерение и содействие прогрессу: новый подход для стран СНГ и Восточной Европы» Москва, 29-30 сентября 2008 iconИстория Центральной и Юго-Восточной Европы (до XIX в.)
Юго-Восточной Европы составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и...
Международная конференция «Измерение и содействие прогрессу: новый подход для стран СНГ и Восточной Европы» Москва, 29-30 сентября 2008 iconГосударства Центральной и Юго-Восточной Европы
Современные тенденции в развитии права ведущих зарубежных стран в ХХ – начале ХХI в
Международная конференция «Измерение и содействие прогрессу: новый подход для стран СНГ и Восточной Европы» Москва, 29-30 сентября 2008 iconОбъединяет три общества в Берлине, Гамбурге и Мюнхене, содействующих...
Берлине, Гамбурге и Мюнхене, содействующих студентам из Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы. Каждый семестр 20 студентов...
Международная конференция «Измерение и содействие прогрессу: новый подход для стран СНГ и Восточной Европы» Москва, 29-30 сентября 2008 iconСправочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы. Пер с англ. М., 1998
Зарубежная печать. Краткий справочник. Газеты. Журналы. Информационные агентства. /Редколл.: С. А. Лосев и др. – М., 1986


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск