Скачать 205.95 Kb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Уральский институт Кафедра теории и социологии управления Современные проблемы менеджмента Рабочая программа курса Для заочной формы обучения по направлению 080200 «Менеджмент» Составитель: В.А. Костин, Доктор философских наук, профессор Екатеринбург 2011 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1.1. Актуальность дисциплины В условиях перехода России на инновационный путь развития экономики становится необходимым поиск новых форм и методов управления, позволяющих предприятиям адаптироваться к динамике внешней среды, рационально использовать производственно-рыночный потенциал, наращивать конкурентные преимущества и создавать на этой основе реальные предпосылки к обеспечению стратегической устойчивости. В связи с этим возникает потребность изучения и освоения концепций и методов современного менеджмента, направленных на решение проблем организационно-экономического развития организаций, выработку навыков постановки и решения проблем управления, разработку механизмов повышения конкурентоспособности. 1.2. Цель и задачи изучения дисциплины Цель – освоение современной культуры управления в организации, осознание тенденций и проблем развития современного менеджмента, возникающих в связи с постоянными изменениями в экономике, социальной и технологической сферах. Задачи курса. -освоить основные результаты новейших исследований по проблемам менеджмента; основные понятия, методы и инструменты количественного и качественного анализа процессов управления; -овладеть умениями и навыками управления функционирования и развития организации, современными методами анализа и разработки стратегии организации; методами обработки эмпирических и экспериментальных данных 1.3. Место курса в профессиональной подготовке магистра Курс «Современные проблемы менеджмента» формирует теоретическую и методологическую основу современной практики управления в организации. 1.4. Место дисциплины в блоке общих профессиональных дисциплин магистерской программы Курс «Современные проблемы менеджмента» основывается на понятиях и концепциях, освоенных студентами при изучении общего менеджмента, стратегического менеджмента, организационного поведения и других дисциплин менеджериального цикла. 1.5. Компетенции, осваиваемые в процессе изучения курса:
2. ОБЪЕМ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ Методическими приемами изучения дисциплины «Современные проблемы менеджмента» являются индивидуальные занятия, деловые игры, доклады. Контроль самостоятельной работы выполняется с использованием электронной почты Формы контроля
Итоговая оценка складывается на основе Положения о рейтинге Уральского филиала РАНХиГС. Примерное распределение времени по темам курса Заочная форма обучения М(М)-21-з
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ Тема 1. Современное содержание понятия "менеджмент". Современные определения понятий "управление" и "менеджмент". Их сравнительная характеристика. Особенности использования этих терминов в научной литературе и на практике. Менеджмент как деятельность, как система знаний, как система отношений, как профессия. Виды современного менеджмента: по объекту управления, по субъекту управления, по стилю. Системный, процессный, ситуационный подходы к управлению. Тема 2. Организация как объект управления Организация как открытая система. Взаимодействие организации с окружающей средой. Организация как социотехническая система. Особенности социальной и технической подсистем организации. Модели организации: смысл и значение. Модель шести ячеек М.Вайсборда. Модель 7С. Модель Берка-Литвина. Использование моделей для анализа деятельности организации. Тема 3. Система управления и ее характеристика. Управление как система. Субъекты управления, виды разделения труда в менеджменте, отношения в системе управления. Внешний и внутренний менеджмент в современной организации. Цикл PDCA: планирование, выполнение, анализ, воздействие. Тема 4. Бизнес процесс и его моделирование. Понятие бизнес-процесса. Вход, выход и ресурс бизнес-процесса. Типовые элементы бизнес-процесса. Пять составляющих процесса: технология, персонал, материалы, оборудование, производственная среда. Технология процесса. Система показателей процесса. Инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов. Классификация бизнес – процессов. Понятие шаблона регламента бизнес-процесса. Структура шаблона регламента бизнес-процесса. Порядок внесения изменений. Основные объекты блок-схемы описания бизнес-процесса. Преимущества использования блок-схем для описания бизнес-процессов. Системы управления бизнес – процессами BPMS, ARIS и их характеристики. Тема 5. Основные концепции управления эффективностью организации. Концепция BSC – Сбалансированная система показателей. Концепция EVA – Экономическая добавленная стоимость. Концепция “Tableau de bord” – Цифровая панель управления. Концепция ABM – Управление на основе процессов. Карта сбалансированных показателей. Взаимосвязь BSC и стратегии. Разработка стратегии на основе BSC. Финансовая составляющая BSC. Клиентская составляющая BSC. Составляющая внутренних процессов BSC. Составляющая обучения и развития BSC. Процесс разработки BSC. Ключевые показатели деятельности компании (KPI). Тема 6. Управление конкурентоспособностью и риском в организации Конкуренция как объект теории и практики менеджмента. Проблемы оценки конкурентоспособности компаний. Факторы конкурентоспособности организации. Человеческий ресурс повышения конкурентоспособности. Конкурентные стратегии в период глобализации экономики. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент — главные инструменты повышения конкурентоспособности; бизнес-планирование. Тема 7. Технологии принятия решений и их информационное обеспечение. Модели и методы принятия решений. Методология их разработки. Технология принятия решений. Оценка и прогнозирование последствий принятия управленческих решений. Рационализация методов принятия решений в системе менеджмента. Коммуникация как факто принятия решений. Организация коммуникационных сетей в менеджменте. Типовой процесс передачи информации и его особенности в современном менеджменте. Структура информационного обеспечения управления. Проблема качества и достаточности информации. Источники информации. Информационные системы поддержки принятия решений. Тема 8. Формирование компетенций и мотивации современного менеджера Роль менеджера в управлении человеческими ресурсами. Типология современных менеджеров. Функции менеджеров. Требования к современному менеджеру. Организационная культура и ее роль в эффективной работе организации. Проблема формального и неформального лидерства. Роли руководителя по Минцбергу и Эдайзису Роль руководителя в разрешении конфликтных ситуаций. Современные стили и методы руководства. Внутренние ресурсы менеджера и проблемы их эффективного использования. Современная организация управленческого труда. Эффективное управление ресурсами времени. Проблемы мотивации и стимулирования персонала. Развитие творческого мышления менеджеров. Проблемы развития систем управления знаниями, стимулирования инноваций, процессов самоменеджмента и самообучения. Тема 9. Государственное административное управление. Менеджмент и деловое администрирование. Особенности делового администрирования на государственных предприятиях и в общественных организациях. Задачи и функции администратора в государственном управлении. Особенности методов и стилей руководства на различных уровнях государственного управления. Административная ответственность и механизм контроля. 3.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НА СЕМИНАРАХ Тема 1. Современное содержание понятия "менеджмент". Задание: Раскрыть специфику современного менеджмента как вида социального управления по его основным составляющим: как деятельности, как вида знаний, как системы отношений. Работа ведется в виде подготовки индивидуальных докладов и их обсуждения. Тема 4. Бизнес процесс и его моделирование. Задание: Провести анализ бизнес процессов в одной из коммерческих организаций, выявить проблемы и разработать более оптимальную схему бизнес процессов в этой организации. Работа над заданием проводиться малыми группами. Тема 7. Технологии принятия решений и их информационное обеспечение. Задание: Проанализировать технологию принятия решений в одной из коммерческих организаций, выявить ее слабые звенья и негативные последствия принимаемых решений, показать возможность применения современных методов анализа и принятия решений. Работа над заданием проводиться малыми группами. 3.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В МЕЖСЕССИОННЫЙ ПЕРИОД Цель самостоятельной работы магистрантов заключается в освоении теоретического материала, который не представлен в лекциях, но необходим для понимания специфики современного менеджмента как за рубежом, так и в РФ. Задание 1. Представить сущностную характеристику следующих школ менеджмента: научного управления, административного управления, человеческих отношений, науки о поведении, а также количественного метода. Литература:
Задание 2. Провести анализ функциональной картины менеджмента, то есть выделить и кратко описать основные подходы к классификации управленческих функций в менеджменте. Литература:
Задание 3. Охарактеризовать специфику различных субъектов управления в коммерческой организации: бизнесмен, менеджер, предприниматель, консультант, лидер. Указать их полномочия при принятии управленческих решений. Литература:
Задание выполняется в письменной форме в виде реферата. Реферат включает: титульный лист, основной текст, список использованных источников (не менее 3-х). По содержанию он должен представлять собой законченный письменный ответ на поставленный вопрос. Объем реферата – 10 страниц машинописного текста формата А-4 (исключая титульный лист), интервал 1,5, шрифт 14. Работа может быть отпечатана или аккуратно и разборчиво написана от руки. Реферат должен быть сдан преподавателю в установленное время, он проверяется преподавателем, который преподает студентам курс Современные проблемы менеджмента. Оценка «незачет» ставится в следующих случаях:
В случае оценки «незачет», студент получает 0 баллов за этот вид работы. 4. СИСТЕМА ОЦЕНКИ Для выставления итоговой оценки используется следующая балльная система: 1. Аудиторная работа в рамках семинаров: 1.1. Индивидуальное задание (описание), максимум 10 баллов 1.2. Групповое задание (описание), максимум 10 баллов 2. Самостоятельная работа в межсессионный период (индивидуальные домашние задания): 2.1. задание 1 (описание) максимум 15 баллов 2.2. задание 2 (описание) максимум 15 баллов 2.3 задание 2 (описание) максимум 15 баллов 3. Самостоятельная работа в сессионный период: 3.1. задание 1 (описание) – максимум 10 баллов 3.2. задание 2 (описание) – максимум 10 баллов. 4. Итоговая работа (зачет, экзамен): описание, максимум 20 баллов. Минимальные требования для получения итоговой оценки по учебному курсу: Итоговая оценка по учебному курсу выставляется учащемуся следующим образом: «удовлетворительно», если суммарно начислено не менее 50 баллов; «хорошо», если суммарно начислено не менее 66 баллов; «отлично», если суммарно начислено не менее 76 баллов. 5. ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ Основная литература:
Дополнительная литература:
6. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
|
Рабочая программа дисциплины Корпоративный менеджмент Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору профессионального цикла ( В. Дв. 1) студентам очной и заочной... | Рабочая программа для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» Бондаренко П. Ю. Маркетинг. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080200. 62«Менеджмент» очной... | ||
Рабочая программа дисциплины Логистика Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла ( В. Од. 1) студентам очной... | Рабочая программа дисциплины Управление качеством Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору профессионального цикла ( В. Вд. 8) студентам очной и заочной... | ||
Рабочая программа дисциплины Корпоративная социальная ответственность Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла ( Б. 9) студентам очной и заочной... | Рабочая программа дисциплины Организация коммерческой деятельности Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла ( В. Дв. 3) студентам очной... | ||
Рабочая программа дисциплины Внутрифирменное планирование Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла (... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Шумилова Ю. А. Реклама и pr. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» профиль... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла ьстудентам... | Рабочая программа учебной дисциплины «оценка банковского бизнеса» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «управление банковскими рисками» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части профессионального цикла студентам очной формы... | Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа 080200. 62 «Менеджмент» Рабочая программа учебной дисциплины «Управление продажами» составлена в соответствии с требованиями ооп: 080500. 62 Менеджмент на... | ||
Институт права, экономики и управления Замураева Л. Е. Управление ресурсами. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для бакалавров направления 080200. 62 «Менеджмент»... | Рабочая программа учебной дисциплины «Исследование операций» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной и заочной форм... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «конституционное право» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла студентам очной и заочной формы... | Д. С. Долгушев Методические указания Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения по направлению 080500. 62 степень (квалификация)... |