Скачать 358.22 Kb.
|
Методическая разработка итогового урока по истории: «СССР в 1953-1964 гг.» (урок в 11-м классе, рассчитан на 2 часа) I. Цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу. II. Этапы урока: а) организационный момент; б) тренинг; в) выполнение проверочных работ в форме тестирования по группам ХОД УРОКА Оргмомент: вступительное слово учителя. Формулировка цели урока. I. ТРЕНИНГ 1. ТЕСТИРОВАНИЕ (проводится по группам и передаётся по часовой стрелке через заранее оговоренное время) Пояснительный текст к блоку «Внутреннее политическое развитие» Данный период принято считать в исторической литературе «оттепелью» или «славным десятилетием». Хронологические рамки определяются смертью И.В. Сталина (5 марта 1953 г.) и смещением Н.С. Хрущёва (октябрь 1964 г.). После смерти И.В. Сталина начинается период острой внутрипартийной борьбы, главными участниками которой были Л.П. Берия (опирался на органы безопасности), Г.М. Маленков (опирался на госаппарат) и Н.С. Хрущёв (опирался на партийный аппарат). Уже летом 1953 г. Хрущёв и Маленков при поддержке замминистра обороны Г.К. Жукова добились падения Берии и его союзников. В 1955 г. Хрущёв смещает Маленкова с поста главы правительства. Но власть Никиты Сергеевича ещё не абсолютна – он должен считаться с теми, кто преобладает в руководстве СССР, то есть со старой сталинской гвардией: Молотовым, Кагановичем, Ворошиловым и т.д. В 1956 г. на XX съезде партии Н.С. Хрущёв выступил с резкой критикой культа личности Сталина. Это был неплохой тактический ход, которым Никита Сергеевич прибавил себе союзников из среднего звена партийного аппарата. Чуть позже (в 1957 г.) эти новые союзники и министр обороны Жуков Г.К. помогли Хрущёву одержать верх над «антипартийной группой» и заменить старую гвардию своими выдвиженцами. В октябре 1957 г. Хрущёв избавился от всех своих соперников, предварительно сместив с поста одного из самых значимых – Г.К. Жукова. В 1961 г. на XXII съезде КПСС были приняты новые программа и устав партии. Программа предусматривала построение коммунизма к 1980 г., (что было не реально), а устав – ограничение пребывания на партийных должностях (что вызвало недовольство чиновников). В результате непрерывных реорганизаций в начале 1960-х гг. и непредсказуемости действий Хрущёва против него в высших эшелонах власти сложился заговор (Л.И. Брежнев, А.Н. Шелепин, Н.В. Подгорный и др.). В октябре 1964 г. Никита Сергеевич Хрущёв был отстранён от власти и отправлен на пенсию. А. Тестирование к блоку «Внутреннее политическое развитие» 1. Главой советского правительства после смерти Сталина стал: а) Л.П. Берия; б) Н.С. Хрущёв; в) Г.М. Маленков. 2. Лидером КПСС в сентябре 1953 г. был избран: а) Н.С. Хрущёв; б) Г.М. Маленков; в) Л.М. Каганович. 3. Арест и расстрел Л.П. Берии был вызван тем, что он: а) возглавил заговор против руководства страны и КПСС; б) являлся агентом английской разведки; в) выступал за реставрацию в СССР буржуазного строя; г) предлагал ограничить власть партийного аппарата и усилить позиции органов государственного управления. 4. Снятие Г.М. Маленкова с руководящих постов в 1955 г. было обусловлено тем, что он: а) готовил новую волну репрессий; б) не справился с руководством страны; в) был виноват в массовых репрессиях прежних лет; г) потерпел поражение в борьбе за власть 5. Н.С. Хрущёв был назначен Председателем Совете Министров СССР в: а) 1957 г.; б) 1958 г.; в) 1961 г. 6. Назовите причину, заставившую «наследников» Сталина обвинить вождя в «культе личности»: а) искреннее стремление преодолеть последствия сталинизма; б) намерение демонтировать тоталитарную политическую систему; в) боязнь политических разоблачений со стороны жертв репрессий. 7. Относительная демократизация советского общества после XX съезда КПСС проявилась в: а) ликвидации или перестройке репрессивных структур; б) привлечении к суду лиц, виновных в репрессиях; в) расширении прав союзных республик; г) восстановлении национальной государственности репрессированных народов; д) реабилитации жертв политических репрессий; е) введении системы разделения властей; ж) расширении прав и свобод личности; з) введении президентской системы правления. 8. Программа коммунистического строительства была принята на XXII съезде КПСС в: а) 1959 г.; б) 1961 г.; в) 1962 г. 9. Над проектом новой Конституции страны работа велась в: а) 1959 – 1961 гг.; б) 1961 – 1962 гг.; в) 1962 – 1964 гг. 10. Отстранение Хрущёва от власти было вызвано: а) недовольством партийного аппарата проводимыми реформами; б) проявленными им субъективизмом и волюнтаризмом; в) его намерением в корне изменить экономическую и политическую систему страны. Ключ к тесту «Политическое развитие»: 1-в; 2-а; 3-а, б, в; 4-г; 5-б; 6-в; 7-а, в, г, д; 8-б; 9-в; 10-а. Пояснительный текст к блоку «Экономическое развитие» После смерти Сталина в августе 1953 г. со своей экономической программой выступил Маленков. Программа предусматривала ускоренное развитие отраслей группы «Б» (производство товаров потребления) и ослабление давления на колхозы. Но Маленков проиграл внутрипартийную борьбу, и многие её идеи остались нереализованными. Хрущёв в сфере сельского хозяйства в 1954 г. инициировал кампанию по освоению целины, а в сфере промышленности – переход в 1957 г. от отраслевого к территориальному управлению (от министерств к совнархозам). Но обе эти меры дали лишь временный эффект. Особенно тяжёлым в начале 1960-х гг. стало положение в сельском хозяйстве, где многочисленные реорганизации и непродуманные мероприятия (в том числе принудительное насаждение кукурузы) привели к началу закупки зерна за границей. В социальной сфере Хрущёв осуществил ряд мероприятий, направленных на повышение жизненного уровня населения («сильная социальная политика»): повышение заработной платы, улучшение пенсионного обслуживания, массовое жилищное строительство. Однако нехватка продуктов и повышение цен на них вызвали в начале 1960-х гг. волнения в ряде городов (Новочеркасске и др.). Б. Тестирование к блоку «Экономическое развитие» 1. Экономическая программа Г.М. Маленкова предусматривала: а) Перенесение центра тяжести на развитие лёгкой и пищевой промышленности; б) борьбу за повышение урожайности зерновых культур и продуктивности животноводства (интенсификацию сельскохозяйственного производства); в) экономическое стимулирование личной заинтересованности колхозников в труде; г) снижение норм обязательных поставок сельхозпродукции; д) допущение частной собственности; е) снижение денежного налога с колхозников. 2. Экономическая политика Хрущёва была направлена на: а) обеспечение подъёма сельского хозяйства за счёт расширения посевных площадей; б) повышение закупочных цен на сельхозпродукцию; в) внедрение планирования «снизу»; г) сохранение основ планово-директивной экономики; д) свёртывание личных подсобных хозяйств; е) ликвидацию отраслевого управления промышленностью; ж) снижение военных расходов; з) допущение частной собственности; и) ликвидацию колхозов. 3. Укажите итоги реализации курса Г.М. Маленкова: а) увеличение объёмов сельскохозяйственного производства; б) рост промышленного производства; в) снижение объёмов промышленного и сельскохозяйственного производства. 4. Причинами продовольственного кризиса начала 60-х гг. были: а) экономическое стимулирование труда; б) отказ от экономического стимулирования труда; в) непрерывные структурные перестройки; г) усиление субъективистских тенденций в управлении экономикой; д) кризис в освоении целины. 5. Завершение построения основ индустриального общества в СССР относится к: а) 1956 – 1959 гг.; б) концу 50-х – началу 60-х гг.; в) 1962 – 1964 гг. 6. Основными направлениями социальной политики Н.С. Хрущёва были: а) широкомасштабное жилищное строительство; б) предоставление социальных гарантий сельским жителям; в) рост заработной платы в промышленности; г) сокращение продолжительности рабочей недели; д) отмена платы за образование; е) повышение тарифных расценок на производстве; ж) курс на снижение цен на продукты питания. 7. Освоение целинных и залежных земель началось в: а) 1954 г.; б) 1956 г.; в) 1958 г. 8. Отраслевая система управления экономикой была ликвидирована в: а) 1955 г.; б) 1956 г.; в) 1958 г. Ключ к тесту «Экономическое развитие»: 1-а, б, в, г, е; 2-а, б, г, д, е; 3-а, б; 4-б, в, г, д; 5-б; 6-а, б, в, г, д; 7-а; 8-в. Пояснительный текст к блоку «Культура, искусство, наука» В период «оттепели» на ряде приоритетных направлений советская наука и промышленность добились выдающихся успехов мирового уровня. К их числу следует отнести строительство первых атомных электростанций и ледоколов, и особенно успехи в освоении космоса – запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта Ю.А. Гагарина (1957 и 1961 гг. соответственно). Во время «оттепели» резко раздвинулись «границы дозволенного», были реабилитированы многие видные деятели культуры. В 1957 г. в Москве прошёл Международный фестиваль молодёжи и студентов, в ходе которого советские люди впервые получили возможность неформально общаться с иностранцами. Но резкая критика Б.Л. Пастернака за публикацию за рубежом романа «Доктор Живаго» (усилившаяся после получения писателем и поэтом Нобелевской премии по литературе) показала пределы десталинизации. Такой же двойственностью отличалась политика Хрущёва в сфере культуры и в дальнейшем. Так, в 1962 г. была опубликована повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», но в этом же году Хрущёв устроил разнос художников-модернистов на выставке в Манеже. Непоследовательность власти способствовали формированию неофициальной культуры. В. Тестирование к блоку «Культура, искусство, наука» 1. Термин «оттепель» вошёл в политический лексикон, благодаря: а) И.Г. Эренбургу; б) А.И. Солженицыну; в) А.А. Фадееву. 2. К числу первых произведений «обновленческого» направления относятся: а) «Оттепель» И.Г. Эренбурга; б) «Молодая гвардия» А.А. Фадеева; в) «Времена года» В.Ф. Пановой; г) «Волга-матушка река» Ф.И. Панфёрова; д) «Поднятая целина» М.А. Шолохова. 3. Главным редактором «Нового мира» в период «оттепели» были: а) А.И. Солженицын; б) А.А. Фадеев; в) К.М. Симонов; г) А.Т. Твардовский; д) А.В. Софронов. 4. Среди литераторов, подвергавшихся серьёзной критике со стороны партийно-правительственного руководства, были: а) К.М. Симонов; б) К.Г. Паустовский; в) К.И. Чуковский; г) А.А. Вознесенский; д) Д.А. Гранин; е) М.А. Шолохов; ж) Е.А. Евтушенко; з) В.Д. Дудинцев; и) А.А. Чаковский. 5. От деления и научные центры Академии наук СССР в эти годы были открыты в: а) Петрозаводске; б) Владивостоке; в) Свердловске; г) Якутске; д) Новосибирске. 6. Самый мощный в мире синхрофазотрон был создан в: а) 1955 г.; б) 1957 г.; в) 1960 г. 7. Спуск на воду первого в мире атомного ледокола «Ленин» состоялся в: а) 1956 г.; б) 1957 г.; в) 1959 г. 8. Запуск первого в мире искусственного спутника Земли состоялся: а) 4 октября 1957 г.; б) 12 апреля 1961 г.; в) 13 мая 1963 г. 9. Дата первого полёта человека в космос: а) 4 октября 1957 г.; б) 12 апреля 1961 г.; в) 13 мая 1963 г. 10. «Отцом» советской водородной бомбы был: а) И.В. Курчатов; б) П.Л. Капица; в) А.Д. Сахаров. Ключ к тесту «Культурное развитие»: 1-а; 2-а, в, г; 3-в, г; 4-а, б, в, г, д, ж, з; 5-а, б, в, д; 6-б; 7-б; 8-а; 9-б; 10-в. Пояснительный текст к блоку «Внешняя политика» Главные направления внешнеполитической деятельности СССР сводились к следующим главным направлениям – это отношения: ¤ с развитыми западными странами; ¤ с социалистическими странами Европы; ¤ со странами «третьего мира», освобождающимися от колониализма. Сразу после смерти Сталина отношения с ведущими западными странами стали улучшаться, важным проявлением чего стали прекращение военных действий в Корее, а также нормализация отношений с ФРГ и государственный договор с Австрией в 1955 г. Пиком нормализации стал визит Н.С. Хрущёва в США и его встречи с президентом Д. Эйзенхауэром в 1959 г. Но в 1960 г. советские средства ПВО сбили американский самолёт-шпион, что ознаменовало начало нового витка конфронтации. В 1961 г. строительство Берлинской стены привело ко второму Берлинскому кризису, а в 1962 г. размещение советских ракет на революционной Кубе (во главе с Ф. Кастро) – к Карибскому. Однако столкнувшись с прямой угрозой термоядерной войны, обе конфликтующие стороны одумались и приняли меры к контролю над оружием: в 1963 г. был подписан договор о запрете ядерных испытаний в трёх сферах: космосе, атмосфере и под водой. В отношениях с европейскими соцстранами осложнения начались сразу после смерти И.В. Сталина: беспорядки в ГДР были подавлены в 1953 г. советскими войсками. В 1955 г. были нормализованы отношения с Югославией и создан военный блок социалистических стран во главе с СССР – Организация Варшавского Договора (ОВД). В 1956 г. войска ОВД (в основном советские войска) подавили антисоветское и антисоциалистическое восстание в Венгрии. В отношениях со странами «третьего мира» СССР при Хрущёве был взят курс на широкую поддержку национально-освободительных движений, даже если их лидеры не были коммунистами. Особенно успешно было советское сближение с Индией. В 1956 г. СССР во время Суэцкого кризиса решительно поддержал Египет (во главе с Г.А. Насером) против Англии, Франции и Израиля, что усилило влияние СССР в развивающихся странах. Но в начале 1960-х гг. ухудшились отношения с Китаем (во главе с Мао Цзэдуном), который стал претендовать на лидерство в мировом коммунистическим движении и «Третьем мире». Из европейских социалистических стран Китай поддержала только Албания. Г. Тестирование к блоку «Культура, искусство, наука» 1. Укажите, кто из руководителей страны после смерти Сталина занимал жёсткую (I) и мягкую (II) позицию в вопросах внешней политики: а) Г.М. Маленков; б) В.М. Молотов; в) Н.С. Хрущёв г) Н.А. Булганин; д) Л.П. Берия. 2. Корейская война закончилась в: а) 1952 г.; б) 1953 г.; в) 1954 г. 3. Организация стран Варшавского Договора была создана в: а) 1953 г.; б) 1954 г; в) 1955 г. 4. Нормализация советско-югославских отношений произошла в: а) 1954 г; б) 1955 г; в) 1956 г. 5. Охлаждение советско-китайских отношений началось в: а) 1956 г.; б) 1957 г.; в) 1959 г. 6. Берлинский кризис, связанный с возведением Берлинской стены, имел место в: а) 1958 г.; б) 1961 г.; в) 1964 г. 7. Карибский кризис («кубинский ракетный кризис») имел место в: а) 1961 г.; б) 1962 г.; в) 1963 г. 8. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия на земле, в атмосфере и под водой был подписан в: а) 1961 г.; б) 1962 г.; в) 1963 г. 9. В Организацию Варшавского Договора при её создании в 1955 г. вошли: а) Албания; б) Болгария; в) Венгрия; г) Вьетнам; д) Куба; е) Китай; ж) Монголия; з) ГДР; и) Польша; к) Румыния; л) Чехословакия; м) Югославия; н) СССР. 10. Советские войска были введены в Венгрию в: а) 1955 г; б) 1956 г; в) 1957 г. Ключ к тесту «Внешняя политика»: 1 – I-б, II-а, в, г, д; 2-б; 3-в; 4-б; 5-в; 6-б; 7-б; 8-в; 9-а, б, в, з, и, к, л, н; 10-б. 2. РАБОТА С ХРОНОЛОГИЕЙ Заполните таблицу. Если в графе «Дата» стоит цифра «1» - необходимо знать и указать год(ы), если цифра «2» - год и месяц(ы) (или только месяц), цифра «3» - точную дату (даётся с ответами).
3. РАБОТА С ПЕРСОНАЛИЯМИ Заполните таблицу (даётся с ответами).
4. РАБОТА С КАРТОЙ Перечислите (назовите) и покажите на карте: 1) районы освоения целинных и залежных земель; 2) Куйбышевскую, Сталинградскую и Братскую ГЭС, Байконур; 3) районы четырёх наиболее острых внешнеполитических кризисов в период правления Н.С. Хрущёва. 5. РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ И АББРЕВИАТУРАМИ А. Дайте определение понятий и терминов 1. Культ личности – 2. Десталинизация – 3. Мирное сосуществование – 4. Антипартийная группа – 5. Совнархозы – 6. «Третий мир» – 7. Страны социалистической ориентации – Б. Расшифруйте аббревиатуры 1. ОВД – 2. АЭС – Ответы к пункту 5 «Работа с понятиями и аббревиатурами» Определения понятий и терминов части А 1. Культ личности – возвеличивание (преклонение перед…) отдельной личности(тью) (как правило, государственного деятеля) средствами пропаганды, в произведениях культуры, государственных документах, законах. 2. Десталинизация – процесс «разоблачения культа личности Сталина». 3. Мирное сосуществование – идеологическая концепция, согласно которой, хотя между странами капиталистического и социалистического лагеря существуют классовые противоречия, эти противоречия не должны решаться военной силой. 4. Антипартийная группа – название, официально использовавшееся в советской печати, для обозначения группы партийных деятелей, попытавшихся в июне 1957 г. сместить Н.С. Хрущёва с должности Первого секретаря ЦК КПСС. 5. Совнархозы – советы народного хозяйства, государственные органы в СССР, осуществлявшие управление промышленностью и строительством по территориальному принципу. 6. «Третий мир» – развивающиеся страны, отставшие в своём развитии от индустриально развитых стран Запада со свободным рынком («Первый мир») и индустриально развитых социалистических стран («Второй мир»). 7. Страны социалистической ориентации – страны «Третьего мира», выбравшие СССР в качестве образца политического и экономического устройства. Расшифровка аббревиатур части Б 1. ОВД – Организация Варшавского договора 2. АЭС – атомная электростанция 6. РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ Определите, о каких эпизодах отечественной истории идёт речь в отрывках из документов. Укажите годы, расставьте отрывки в хронологической последовательности. 1. «Товарищ Хрущёв, сосредоточив в своих руках большую власть, в ряде случаев став выходить из-под контроля ЦК КПСС, перестал считаться с мнением членов Президиума ЦК и членов ЦК КПСС, решая важнейшие вопросы без должного коллективного обсуждения. Проявляя нетерпимость и грубость к товарищам по Президиуму и ЦК, тов. Хрущёв допустил ряд крупных ошибок в практическом осуществлении линии, намеченной решениями XX, XXI и XXII съездов КПСС» (из Постановления ЦК КПСС). 2. «В настоящем докладе не ставится задача дать всестороннюю оценку жизни и деятельности Сталина. О заслугах Сталина ещё при его жизни написано вполне достаточное количество книг, брошюр, исследований. Общеизвестна роль Сталина в подготовке и проведении социалистической революции, в гражданской войне, в борьбе за построение социализма в нашей стране. Это всем хорошо известно. Сейчас речь идёт о вопросе, имеющим огромное значение и для настоящего, и для будущего партии, - речь идёт о том, как постепенно складывался культ личности Сталина, который превратился на определённом этапе в источник целого ряда крупнейших и весьма тяжёлых извращений партийных принципов, партийной демократии, революционной законности» (из доклада съезду партии). 3. «В кабинет вошло человек 10 или более того. И Маленков мягко так говорит, обращаясь к Жукову: «Предлагаю вам как председателю Совета Министров СССР задержать Берию». Жуков скомандовал Берии: «Руки вверх!» Москаленко и другие обнажили оружие, считая, что Берия может пойти на какую-то провокацию. Берия рванулся к своему портфелю, который лежал на подоконнике у него за спиной. Я схватил Берию за руку, чтобы он не мог воспользоваться оружием, если оно лежало в портфеле. Потом проверили: никакого оружия там не было ни в портфеле, ни в карманах» (из воспоминаний Н.С. Хрущёва). Ответы к пункту 6 «Работа с источником» ?3 (арест Л.П. Берия, 1953 г.); ?2 (доклад Н.С. Хрущёва о «культе личности И.В. Сталина, 1956 г.); ?1 (смещение Н.с. Хрущёва с должности Первого секретаря ЦК КПСС, 1964 г.). II. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОВЕРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ (каждый ученик получает материалы проверочного контроля) |
Решение кафедры ... | Ипиио мгппу, лаборатория исследования трудностей обучения Апрель... Исследование спланировано как двойное слепое, т е дети, психологи и родители не знали, в какой именно тренинг были включены дети.... | ||
С детьми и взрослыми. Ббк 88. 8 18ВК5-98534-338-3 Вачков Метафорический тренинг. — 2-е изд. — М.: «Ось-89», 2006. 144 с. (Действенный тренинг) | Учебно-методический комплекс по дисциплине «социально-психологический тренинг» Фомичева Н. С. Социально-психологический тренинг. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 19 с | ||
Программа курса «Ведение международных переговоров: тренинг» Курс «Ведение международных переговоров: тренинг» предназначен для студентов старших курсов балакавриата его можно также использовать... | Актерский тренинг (1959-1962) Упражнения, помещенные в этой главе, являются результатом работы и исследований периода 1959—1962 гг. Они записаны Эудженио Барбой,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Социально – психологический тренинг: проблемы эффективного трудоустройства» предназначен для студентов, обучающихся по специальности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тренинг – это система упражнений, которая ведёт от познания себя к познанию мира и помогает наладить системы взаимоотношений с миром.... | ||
Эльвира Сарабьян Актерский тренинг по системе Станиславского. Настрой.... «Э. Сарабьян / Актерский тренинг по системе Станиславского. Актерский тренинг по системе Станиславского. Настрой. Состояния. Партнер.... | Урок-тренинг в 9-м классе по теме: «Сложное предложение» Цели урока: 1 повторение и обобщение знаний учащихся о сложном предложении; закрепление пунктуационных умений | ||
Тренинг-настрой в начале первого урока. Слова произносятся негромко, но быстро Потянулись, потянулись, потянулись. (Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться) | Конспект урока Тема: Алгебра логики. Контрольная работа Тренер представляется и рассказывает о себе, о своем опыте и о том, что такое тренинг (спрашивает о том, был ли кто-то раньше на... | ||
Типовые тригонометрические задания, используемые в вариантах егэ,... | Программа первого года обучения Краткосрочное обучение по программе... | ||
И. В. Вачков основы технологии групповоготренинга I психологический тренинг как средство развития самосознания: немного об основах | Рабочая учебная программа дисциплины «личностно-ориентированный тренинг» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |