Гуманизация экономического развития как процесс становления его нового системного качества





Скачать 367.13 Kb.
НазваниеГуманизация экономического развития как процесс становления его нового системного качества
страница1/3
Дата публикации25.05.2015
Размер367.13 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Экономика > Автореферат
  1   2   3
На правах рукописи
Комарова Анастасия Владимировна

ГУМАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЕГО НОВОГО СИСТЕМНОГО КАЧЕСТВА
Специальность 08.00.01 – экономическая теория

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

кандидата экономических наук

Ростов-на-Дону - 2006
Диссертация выполнена на кафедре экономической теории экономического факультета государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет»

Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

Германова Ольга Егоровна

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Гузев Михаил Михайлович

кандидат экономических наук, профессор

Евдокимова Лидия Александровна

Ведущая организация: Воронежский государственный университет
Защита состоится 24 октября 2006 года, в 9. 00 часов, на заседании

диссертационного совета Д 212.208.02 по экономическим наукам при Ростовском государственном университете по адресу: 344007, г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный 26, к. 307.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Ростовского государственного университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.

Автореферат разослан « » сентября 2006 г.

Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просим направлять по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Горького, 88, экономический факультет РГУ, к. 209, диссертационный совет Д 212.208.02. Учёному секретарю.

Учёный секретарь

диссертационного совета,

к.э.н., Л.П. Малейко
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Глубокие и непрерывные эволюционные изменения в мире, обусловленные обострением глобальных проблем, крайне неутешительные социальные результаты экономических преобразований в России выдвигают на передний план теоретических исследований проблему гуманизации экономического развития, которая связана с его приоритетной ориентированностью на человека.

Ближайшее будущее человека в нашей стране в решающей степени зависит от того, удастся ли в процессе экономических преобразований преодолеть негативные тенденции в динамике жизненного уровня населения, оправдать связанные с этими преобразованиями ожидания различных социальных групп, которые видят в них возможности повышения своего благосостояния на основе роста трудовой и предпринимательской активности.

Реализация гуманистических принципов в экономике – это сегодня не просто благостное пожелание, а условие дальнейшего развития общества, императив его выживания. Осуществление этих принципов связано с разрешением фундаментального противоречия между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Как показал исторический опыт, разрешение этого противоречия не достигается ни в пределах капиталистически отчуждённых форм развития, ни на основе командно-административного принуждения. Снятие этого противоречия достигается переходом к иной логике социально-экономического развития, состоящей в замене внешнего принуждения человеческой деятельности внутренней мотивацией саморазвития. Такой переход по своей сути представляет собой процесс становления экономической системы нового типа.

Коренные изменения социально-экономической картины мира в конце ХХ века заострили вопросы: в каком направлении трансформируются современные социально-экономические системы? Какова высшая система ценностей экономического развития, наиболее адекватная природе человека? Каковы пути обретения нового качества жизни, обеспечивающие устойчивое экономическое развитие как отдельных стран, так и мирового сообщества в целом? В чем заключается особенность социально-экономической системы России и каковы перспективы ее развития? Ответы на эти непростые вопросы, имеющие большую теоретическую, практическую и мировоззренческую значимость, предполагают рассмотрение гуманизации экономического развития и становление его нового системного качества как единого процесса. Степень гуманизации экономической системы превращается в важнейший показатель ее прогрессивности, жизнеспособности в ХХI веке, в универсальный критерий ее прогресса. В связи с этим проблема гуманизации экономического развития в контексте становления его нового системного качества является одной из центральных в современной экономической теории.

Проблема гуманизации экономического развития не является новой в экономической науке. Отдельные её аспекты рассматривались различными направлениями экономической мысли на протяжении всей истории. В отечественной экономической науке исследование проблемы нашло отражение в рамках политической экономии социализма в свете соответствующей научной мировоззренческой парадигмы. Опыт пережитого Россией за последние пятнадцать лет, позволяющий лучше понять цену ее исторических достижений и утрат, делает насущным исследование проблемы гуманизации экономического развития в настоящее время.

Проблема гуманизации многомерная, комплексная, затрагивающая все стороны функционирования экономической системы общества. Вопросам теории, методологии и практики гуманизации и социальной ориентации экономики посвящены многочисленные работы отечественных учёных Л. Абалкина, А. Бузгалина, И. Корогодина, Г. Дилигенского, В. Овчинникова, В. Красильщикова, В. Радаева, В. Куликова, Г. Ракитского, В. Рязанова, Д. Львова, Ю. Левады, Л. Гребнева и других.

В рамках социологического направления эта проблема в различных аспектах нашла отражение в работах Т. Заславской, И. Заславского, П. Рачкова, Вад. Радаева, Р. Рывкиной, В. Ядова и др.

Вопросы гуманизации трудовых отношений и отношений собственности получили развитие в научных работах П. Игнатовского, Я. Кузьминова, Т. Субботиной, Э. Набиулиной, В. Черковца, К. Хубиева, В. Кулькова, Р. Зяблюк, В. Иванова и др.

Концепция гуманизации экономического развития непосредственно связана с проблемой человека в экономической науке. Она активно разрабатывалась в политической экономии социализма, в рамках которой человек рассматривался в качестве исходной категории этой науки. Наибольший вклад в разработку проблемы человека в экономической теории внесли Л. Абалкин, В. Автономов, В. Ельмеев, В. Елисеев, В. Пуляев, А. Волков, Г. Волков, М. Попов, В. Долгов, В. Марцинкевич, А. Золотов, М. Критский, И. Рудакова и др.

В конце истекшего столетия экономисты стали больше уделять внимания человеческому измерению экономического развития. Логическим результатом этого стало появление обобщённой Концепции человеческого развития в рамках специальной Программы ООН (ПРООН), в соответствии с которой, начиная с 1990 года, издаются всемирные доклады о человеческом развитии. Популярность и привлекательность этой Программы отражает необходимость социогуманизации экономического развития, которая фиксируется сегодня в программных документах многих зарубежных политических партий и реализуется в различных моделях социально-ориентированной экономики.

Активное развитие концепция человеческого развития получила сегодня на экономическом факультета Московского государственного университета. Разные аспекты человеческого развития, связанные с экономическим ростом, уровнем и качеством жизни, образованием, здоровьем и т.д., успешно разрабатываются В. Колесовым, А. Саградовым, Ю. Ивановым, С. Рощиным, М. Денисенко, Т. Разумовой, И. Телешовой и др. Представляется, что необходимо соединить выводы концепции человеческого развития с отечественными философскими и экономическими достижениями в разработке проблемы человека, которые в методологическом отношении более глубоки и содержательны.

Однако в большинстве научных исследований гуманизация экономического развития слабо увязывается с процессом его качественных системных изменений, в таком контексте проблема мало разработана, хотя перспективы посткапиталистической системы изучаются в современной экономической теории отечественными экономистами-теоретиками А. Пороховским, С. Кара-Мурзой, Г. Овчинниковым, С. Землянухиной, Э. Дунаевой, О. Белокрыловой, А. Бузгалиным, А. Колгановым, В. Иноземцевым, С. Глазьевым, В. Могилевским, В. Рузавиным, В. Тамбовцевым и др. С учётом теоретических наработок в этой области необходимо исследовать гуманизацию экономического развития в контексте становления его нового системного качества. Актуальность и недостаточная изученность данной проблемы определили цель, задачи, структуру и содержание исследования.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе системно-генетического подхода раскрыть предпосылки, логику и содержание гуманизации экономического развития как процесса становления его нового системного качества. Поставленная цель определила необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:

- разработать концептуальные основы системного исследования экономического развития в его гуманистическом измерении;

- определить генетическое основание экономической эволюции как родового признака ее системного качества;

- проанализировать эволюцию теоретических представлений о гуманизации экономического развития в экономической теории;

- выявить взаимосвязь экономического роста и человеческого развития через призму становления экономической системы нового типа;

- исследовать исторический опыт социогуманизации экономического развития в различных типах экономических систем.

Объект и предмет исследования. Объектом настоящего исследования является процесс гуманизации как глубинная тенденция современного экономического развития. Предмет исследования - становление социально-экономических отношений в процессе гуманизации экономического развития, характеризующих его новое системное качество.

Теоретико-методологическую базу диссертации составили фундаментальные концепции различных теоретических школ в рамках неоклассического, марксистского, институционального и кейнсианского направлений экономической теории, представленных в классических и современных работах российских и зарубежных экономистов, исследующих проблемы гуманизации и социальной ориентации экономического развития.

Инструментарно-методический аппарат включает в себя совокупность методов, использованных в рамках системно-генетического подхода на диалектической основе. Для решения поставленных задач использованы методы категориального, субъектно-объектного, структурно-логического, компаративистского анализа, а также методы экономико-статистического, математического анализа, обусловленные характером решаемых задач.

Информационно-эмпирической основой настоящей работы, обеспечивающей репрезентативность исходных данных, достоверность, надёжность и точность выводов, рекомендаций и предложений, послужили официальные данные Федеральной службы государственной статистики РФ, программные и прогнозные разработки государственных органов, международных организаций, доклады о развитии человека ПРООН, доклады о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации, данные, рассчитанные автором на основе статистической информации Федеральной службы государственной статистики, а также данные, опубликованные в научной литературе, периодической, центральной и региональной печати.

Рабочая гипотеза диссертации состоит в предположении, согласно которому гуманизация экономического развития представляет собой противоречивый процесс, в котором формируется его новое системное качество, а человек выступает в качестве генетического начала общества как развитого целого.

Нормативно-правовая база представлена Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом РФ, Указами и Посланиями Президента Российской Федерации Законодательному Собранию, нормативными актами Государственной Думы, Постановлениями правительства РФ и др.
Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:

1. Как глубинная тенденция современного социально-экономического развития гуманизация направлена на человеческий прогресс, основанный на преодолении разрыва в развитии общества и каждого индивида. Поскольку экономическое развитие по своей сути системно, то и его гуманизация неизбежно носит системный характер, представляя собой процесс преобразования всей экономической системы на основе «человеческих отношений» и придавая ей новое качество – исторически завершённую целостность. Поэтому человеческое развитие, составляющее содержание гуманизации, следует рассматривать как интегральный критерий в оценке динамики социально-экономических систем.

2. Гуманизация экономического развития предполагает исследование развития человека и общества в неразрывном единстве. При этом субстанциональную основу социально-экономического развития, приводящую его к организации в систему, является производство и воспроизводство действительной жизни, сама жизнедеятельность, содержание внутреннего мотива которой составляет единство ценностного и рационального моментов, в соотношении которых проявляется диалектика общественного и индивидуального начал. Это означает, что проблема гуманизации экономического развития носит аксиологический характер и что гуманизация экономического развития – это обогащение его высшими гуманистическими ценностями.

3. Обобщенным теоретическим выражением системного качества социально-экономического развития выступает общественно-экономическая формация как исторически конкретный способ производства действительной жизни, генетически объединяющий в единый общественный организм способ производства средств к жизни, способ производства социальной (духовной) жизни и способ производства самого человека (семья) и обусловливающий системную зависимость между материальной и духовной сферами жизни общества. Теория общественно-экономической формации включает в себя теорию развития человека в качестве её существенного момента, позволяющего выстроить логику социально-экономической истории цивилизации в единый, хотя и противоречивый процесс.

4. Способ производства средств к жизни является целостной и специфически конкретной характеристикой экономического строя общества, теоретически обобщённой моделью экономической системы как упорядоченного процесса производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. В способе производства в концентрированной и генетически закодированной форме выражается системное качество экономического развития, которое проявляется в форме экономической власти. Последовательная характеристика каждого из компонентов способа производства даёт возможность нарисовать определённый тип экономической системы и представить гуманизацию экономического развития в виде развёрнутого системного процесса.

5. Завершением целостности экономической системы общества является способ производства социальной жизни, или его надстроечная сфера. В её основе – система общественных ценностей, составляющая духовный менталитет общества, являющаяся средоточием непосредственно-общественной власти, которая обеспечивает целостность всего общественного организма, выполняя функции целеполагания, управления, воспитания, образования, обеспечения безопасности и т.д. Как целостный системный процесс производства и воспроизводства непосредственной жизни гуманизация экономического развития предполагает интеграцию материальной и духовной сфер жизни общества, формирование целостной системы демократической власти на основе гуманистического идеала, развитого экономического потенциала и гражданского общества, гармонизации индивидуального и общественного начал в социально-экономическом развитии.

6. Понимание исторической логики экономического развития в его гуманистической направленности может быть целостным в том случае, если его отобразить в диалектической системе категорий, что предполагает определение родового начала, генетического основания системы. Родовым началом общества в его развитой гуманистической определённости является сам человек, развитие которого и составляет содержание гуманизации экономического развития. При этом его современная противоречивость определяется борьбой двух генетических начал – товарной и непосредственно-человеческой, различное соотношение которых определяет специфику современных социально-экономических систем, их многообразие с учётом различных исторических, географических, климатических, природных, демографических и иных особенностей. На глобальном уровне борьба названных генетических начал социально-экономического развития проявилась в ХХ веке во взаимодействии двух противоположных социально-экономических систем, определившем ход современной истории.

7. Формой выражения родовой сущности человека и обобщённой характеристикой гуманизации экономического развития является культура как способ и мера овладения человеком природного и социального мира. Поэтому гуманизация экономического развития – это его окультуривание как становление его нового системного качества, характеризующегося улучшением всего комплекса жизненных условий человека, которое интегрально проявляется в увеличении продолжительности жизни населения. Сложившаяся в настоящее время в России социально-экономическая система осложняет создание экономических и социальных предпосылок для человеческого развития, в результате чего резко ухудшились условия воспроизводства жизни в стране, что проявилось в обострении демографического кризиса. С учётом двойственной генетической основы современного экономического развития коренное изменение ситуации возможно на основе преодоления инфляции путём соединения созданных рыночных структур с государственным механизмом регулирования экономики, который, отражая национальную специфику и приоритет национальных интересов, направил бы функционирование рынка в цивилизованное русло и обеспечил экономический рост в целях человеческого развития.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гуманизация экономического развития как процесс становления его нового системного качества iconПроблемы становления социально-экономического развития германии мударов...
Из всех стран Европейского союза выделяется немецкая экономика, которая не только самая крупная, но и наиболее открытая. Рассмотрение...
Гуманизация экономического развития как процесс становления его нового системного качества iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины история и методология...
Целью курса является формирование полного, системного, научного представления об истории становления и развития химии, как науки
Гуманизация экономического развития как процесс становления его нового системного качества icon1. Дошкольная педагогика как наука
Основные понятия дошкольной педагогики: воспитание, обучение, образование, педагогический процесс, гуманизация, личностно-ориентированный...
Гуманизация экономического развития как процесс становления его нового системного качества iconПрограмма развития гимназии на 2013-2018гг. «Единое образовательное...
Предлагаемый документ следует рассматривать как обоснование основных идей развития образовательного учреждения гимназия «Эврика»...
Гуманизация экономического развития как процесс становления его нового системного качества iconИспользование электронных образовательных ресурсов на урок
Еских направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных...
Гуманизация экономического развития как процесс становления его нового системного качества iconРабочая программа дисциплины Культурная антропология Направление...
Цели дисциплины – исследовать процесс взаимоотношения культуры и человека, становления человека как творца и феномена культуры, культурирования...
Гуманизация экономического развития как процесс становления его нового системного качества icon2. Европа: от Средневековья к Новому времени (4 ч) Усиление королевской...
Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия...
Гуманизация экономического развития как процесс становления его нового системного качества iconПаспорт программы. Наименование программы: «инновационные процессы...
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года
Гуманизация экономического развития как процесс становления его нового системного качества iconУчитель истории и обществознания Цели занятия: образовательная :...
Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Гуманизация экономического развития как процесс становления его нового системного качества iconМиссия Повышение конкурентоспособности российской экономики как основы...
Национальной задачи повышения качества жизни населения. Из этого вытекает первая стратегическая цель Министерства и подведомственных...
Гуманизация экономического развития как процесс становления его нового системного качества icon«Физическая культура»
Формирование личной физической культуры студента как системного качества личности, неотъемлемого
Гуманизация экономического развития как процесс становления его нового системного качества iconЛ. В. Мардакаев в “Словаре по социальной педагогике” дает такое определение:...
Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации...
Гуманизация экономического развития как процесс становления его нового системного качества iconСоциализация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках трудового обучения
Ьному этапу становления личности соответствует школьный возраст от 6 до 18 лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный процесс...
Гуманизация экономического развития как процесс становления его нового системного качества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фундаментальная роль периода развития в процессе становления человеческой личности предъявляет к педагогу ряд специфических требований,...
Гуманизация экономического развития как процесс становления его нового системного качества iconПрограмма дисциплины «Развитие систем менеджмента качества» для магистров...
Качество как фундаментальная категория развития современного общества. Стадии формирования качества продукции. Зависимость эффективности...
Гуманизация экономического развития как процесс становления его нового системного качества iconКак одно из средств достижения нового образовательного результата на уроках в начальной школе
Цель работы: практическое знакомство со стандартны­ми методами определения качества вина: органолептическая оценка качества вина...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск