Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дагестанская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
УТВЕРЖДАЮ
Проектор по учебной работе,
профессор _____________Мамаев С.Н.
« ______»________________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по__________________________ЭКОНОМИКА_________________________________
(наименование дисциплины) для специальности _________________060101_____ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО_______________
(шифр и наименование специальности)
по специализации______________________________________________________________ факультет____Лечебно-профилактический_______________________________________ кафедра________Философии и истории ________________________ квалификация выпускника_______________________________________________________ курс______________1__________________________________________________________ семестр________________2____________________________________________________ всего трудоёмкость (в зачётных единицах/часах)_______72 ч._________________________ лекции_________________________________16 часов_______ практические (семинарские) занятия ________32часа________ самостоятельная работа___________________24 часа________
зачет_____________________2 семестр________
Махачкала 2014 г.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО-3, с учетом рекомендаций примерной программы по специальности подготовки 060101 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. «1118 и учебного плана ГБОУ ВПО ДГМА Министерства здравоохранения России.
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры
Философии и истории от «_6_»марта____2014 г. Протокол № __6___
Заведующий кафедрой___________________________________ (Кафаров Т.Э.)
Рабочая программа согласована
Директор НМБ ДГМА_________________________________(Бекеева А.В. )
УМО _______________________________________________ (Загирова Н.А.)
Зам.декана по_1_курсу ______________________ (_________________________)
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании Совета факультета от «_____» _________________20____г. Протокол № ______________________ Председатель СФ________________________ (__________________________)
подпись ФИО Составители: К.э.н., доцент Д.А.Аджиева
Ассистент Э.А.Эфендиева
Рецензенты: Д.э.н., профессор кафедры «Экономическая
теория» ГБОУ ВПО ДГУ М.А.Ибрагимов
Д.э.н., профессор кафедры «Экономическая
теория» ГБОУ ВПО ДГУ А.М.Казиханов
Введение Экономика – важнейший элемент человеческой цивилизации наряду с наукой, культурой, социально-правовыми отношениями и т.д. Экономика (в узком смысле слова) является теоретической и методологической основой всех конкретных экономических наук и, в отличие от них, не просто описывает экономические явления и процессы, а показывает их взаимосвязь и взаимообусловленность, т.е. раскрывает систему экономических явлений, процессов и законов.
Экономика имеет теоретическое и практическое значение. С одной стороны, она формирует мировоззрение людей, помогает им реализовывать свои возможности при выборе и голосовании за ту или иную концепцию управления. С другой стороны, изучение курса экономики дает человеку представление о том, какую работу лучше выбрать, во что следует вкладывать деньги, какие товары покупать, какие разумные хозяйственные решения принимать.
Студенты всех высших учебных заведений во всех странах мира изучают экономику. Основным доводом в пользу этого является то, что данная учебная дисциплина исследует проблемы, касающиеся всех людей без исключения. Все люди вовлечены в сферу экономической жизни (они трудятся, получают доходы, совершают покупки, платят налоги и т.п.). Каждый человек рано или поздно задается вопросами: почему растут цены, от чего зависит заработная плата, что выгоднее – работать по найму или открыть собственное дело, положить деньги в банк или купить акции?
Экономические знания являются обязательной составляющей гуманитарного образования и профессиональной подготовки студентов, воспитания их как граждан с активной жизненной позицией. Главная задача экономического образования студентов состоит в формировании современного типа экономического мышления на основе выработки представлений о структуре и функциях основных звеньев рыночной экономики, о логике и эффективности экономических процессов, принципов принятия оптимальных экономических решений, правовых и этических основах функционирования и взаимодействия субъектов экономики.
Экономика относится к числу гуманитарных дисциплин, построенных на фактах реальной действительности, она помогает понять всю сложность происходящих в мире процессов, ориентироваться в историческом движении.
Изучение экономики, экономических теорий и методов экономического анализа создает целостное представление об экономической жизни общества, формирует экономический образ мышления, необходимый для понимания сути разнообразных экономических процессов и явлений.
Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, утвержденные Министерством образования Российской Федерации, определяют содержание дисциплины «Экономика». Цели и задачи дисциплины Целями освоения дисциплины «Экономика» являются: вооружение студентов точным знанием категориально - понятийного аппарата дисциплины «Экономика», способностью разобраться в теоретических позициях различных экономических школ, умением анализировать с общеэкономических позиций сложности развития современной экономической системы, а также дать оценку перспективам развития хозяйственной системы в условиях глобализации.
Основными задачами изучения дисциплины «Экономика» являются:
- выяснение законов экономического развития, т.е. тех основ, которые изучаются как традиционной политической экономией, так и современной Экономикс;
- анализ механизма функционирования экономических систем, в особенности изучение методов деятельности народного хозяйства в целом и отдельной фирмы, предприятия;
- разработка принципов экономической политики.
Многообразие и сложность проблем экономического развития требуют определенной классификации разделов курса «Экономика» и последовательности их изложения и изучения в соответствии с ее внутренней логикой. По своей структуре курс состоит из следующих разделов:
Общие основы экономической теории. Здесь рассматриваются основные черты экономических систем, дается представление о сущности и законах экономического развития, определяются предмет и методы экономической теории, характеризуются важнейшие направления и школы рыночных теорий.
Микроэкономика. Здесь рассматриваются проблемы, касающихся первичных единиц – предприятий, фирм, отраслей, рынков. Изучаются и анализируются спрос, издержки, основы инвестиционной политики фирмы.
Макроэкономика. Здесь наиболее важное значение имеет выяснение проблем воспроизводства, определение условий макроэкономического равновесия, исследование проблем экономического роста, управления денежным обращением, кредитом, бюджетом и налогами, доходами и расходами населения.
Мировая экономика. Экономическое развитие России. Здесь рассматриваются особенности мирового хозяйства, его специфические черты, тенденции развития, а также проблемы экономического развития России на современном этапе хозяйствования.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Экономика» является составной частью базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (С1-6). Наряду с такими дисциплинами как «Философия», «Правоведение», «История Отечества» она формирует общекультурные компетенции и служит основой для получения профессиональных знаний, умений и навыков при изучении дисциплин «Экономика здравоохранения», «Общественное здоровье и здравоохранение». 3.Требования к результатам освоения дисциплины:
Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) компетенций:
способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-1)
формирование способности и готовности анализировать экономические проблемы и общественные процессы (ОК-4)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
• экономические категории и законы, главные направления и школы экономической теории, политические и социально -культурные факторы, воздействующие на экономику; • экономические принципы и механизмы работы рыночной системы, основные формы организаций ;
• сущность микроэкономического анализа: процессы принятия экономических решений отдельными субъектами, анализ взаимодействия экономических субъектов на отдельных рынках;
• основные макроэкономические показатели и принципы их расчета;
• особенности макроэкономического подхода к исследованию экономических процессов;
• характерные черты российской модели переходной экономики;
• этапы становления мирового хозяйства и закономерности его развития.
Уметь:
• применять принципы, законы и методы экономической теории к анализу экономических явлений и процессов;
• объяснять стратегии ценообразования, производства, регулирования экономики, распространения научно - технических нововведений в условиях рыночной экономики;
• исследовать основные связи между экономическими явлениями с помощью вербальных, графических и математических моделей;
• описывать взаимодействие между микроэкономическим и макроэкономическим уровнями экономической системы.
Владеть:
• экономическими методами анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства;
• навыками аналитического и численного решения основных микро - и макроэкономических моделей;
• инструментами микро и макроэкономического анализа на практике и принимать адекватные организационно - экономические решения;
• способностью к развитию инициативности, предпринимательского духа, стремления к успеху на основе знаний о современных моделях рынка. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет __2__ зачетных единиц.
Вид учебной работы
| Всего часов
| 1
|
| Аудиторные занятия (всего), в том числе:
| 48
| Лекции (Л)
| 16
| Семинары (С)
| 32
| Самостоятельная работа студента (СРС) (всего),в том числе:
| 24
| Реферат (Реф)
| 4
| Расчетно-графические работы
| 4
| Работа с учебной литературой
| 4
| Подготовка к занятиям (ПЗ)
| 4
| Подготовка к промежуточному контролю (ППК)
| 4
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| зачет (З)
| з
| экзамен (Э)
|
| Общая трудоемкость
| час.
| 72
| зач.ед.
| 2
|
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ
Тема 1. Предмет экономической науки
Экономическая теория в системе экономических наук. Сущность экономики. Экономика как наука. Основные разделы экономики.
Предмет и методы экономической теории. Основные экономические цели. Функции экономической теории.
Удовлетворение потребностей как конечная цель производства. Потребности материальные и духовные, первичные и вторичные. Закон возвышения потребностей. Безграничность потребностей. Иерархическая пирамида потребностей А.Маслоу.
Кривая производственных возможностей. Компромисс общества между эффективностью и равенством.
Производство и процесс труда. Основные элементы процесса труда. Труд. Предметы труда. Средства труда Средства производства. Общественное производство. Воспроизводство. Простое и расширенное воспроизводство
Этапы развития экономической теории. Экономическая мысль Древнего Мира. Экономика и хрематистика в учении Аристотеля. Экономическая мысль Средневековья. Меркантилизм как первая школа экономической теории. Физиократизм. Классическая политэкономия. Учение А.Смита о «невидимой руке» рынка и невмешательстве государства в экономику. Марксизм. Маржинализм. Современные экономические школы. Тема 2. Экономические системы и собственность
Экономическая система и ее элементы. Типы экономических систем. Традиционная экономика и ее особенности. Рыночная экономика и ее признаки. Командно-административная экономика и ее признаки. Смешанная экономика. Японская модель смешанной экономики. Шведская модель смешанной экономики. Американская модель смешанной экономики.
Собственность как экономическое и правовое явление. Экономическая теория прав собственности. Виды собственности и формы хозяйствования. Субъекты и объекты собственности. Признаки классификации форм собственности.
Индивидуальная, кооперативная, государственная собственность.
Преобразование собственности в России. Этапы российской приватизации. РАЗДЕЛ 2. РЫНОК И ГОСУДАРСТВО Тема 3. Экономическая теория рынка
Типы общественного хозяйства. Натуральное хозяйство и его основные черты. Товарное хозяйство и его особенности. Разделение труда как основа товарного производства. Типы товарного производства.
Понятие товара. Потребительная стоимость товара. Особенности потребительной стоимости. Меновая стоимость товара Индивидуальная и общественная стоимость товара. Теории трудовой стоимости товара и предельной полезности
Эволюция форм стоимости: простая, развернутая, всеобщая и денежная. Сущность денег. Функции денег: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство образования сокровищ (сбережений), мировые деньги.
Различные подходы к определению понятия «рынок» в истории и современности. Сущность рынка. Условия возникновения рынка. Принципы функционирования рыночной экономики. Основные функции рынка: посредническая, ценообразующая, информационная, регулирующая, стимулирующая, санирующая. Достоинства и недостатки рыночной экономики.
Основные типы рынка: свободный и регулируемый. Структура рынка. Инфраструктура рынка. Основные элементы инфраструктуры рынка.
|