Рабочая программа по физике, математике цикла математический, естественнонаучный





Скачать 348.38 Kb.
НазваниеРабочая программа по физике, математике цикла математический, естественнонаучный
страница1/3
Дата публикации02.07.2015
Размер348.38 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Физика > Рабочая программа
  1   2   3
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дагестанская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации


УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе,

профессор Маммаев С.Н.

«____»___________2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ФИЗИКЕ, МАТЕМАТИКЕ .



цикла МАТЕМАТИЧЕСКИЙ, ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ___________
для специальности 060101 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО .
факультет ЛЕЧЕБНЫЙ .
кафедра Биофизики, информатики и медаппаратуры
квалификация выпускника «Специалист»
курс 1

семестр 1

всего трудоемкость (в зачетных единицах/часах) 3/108
лекции 24 часа

практические (семинарские) занятия 22 часа

лабораторные занятия 26 часов

самостоятельная работа 36 часов

зачет 1 семестр


Махачкала 2014 г


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО 060101, с учетом рекомендаций примерной программы по специальности подготовки лечебное дело .
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры

от «_____» ____________20___г. Протокол № _____

Заведующий кафедрой (Ризаханов М.А.)

подпись ФИО

Рабочая программа согласована:
1.Директор НМБ ДГМА ( Бекеева А.В.) .
2.УМО (Гаджимурадов М.Н.)

подпись ФИО

3.Зам. декана по__1__курсу_____________ (Савзиханов Р.Т.)

подпись ФИО

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании Совета факультета

от «____» _________________ 20___ г. Протокол № __________

Председатель СФ _____________________________(Рагимов Р.М.)

подпись ФИО

Составители:

Зав.кафедрой, профессор Ризаханов М.А. .

(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)

доц.каф.биофизики, информ. и медапп. Магомедов М.А. .

(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)


Рецензент:

зав.каф. общей и биол.химии, Нагиев Э.Р. .

(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)


  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения учебной дисциплины «Физика, математика» является:

- формирование у студентов-медиков системных знаний о физических свойствах и физических процессах, протекающих в биологических объектах, в том числе человеческом организме, необходимых как для обучения другим учебным дисциплинам, так и для непосредственного формирования врача.

При этом задачами дисциплины являются:

- формирование современных естественнонаучных представлений об окружающем материальном мире;

- выработка у студентов методологической направленности, существенной для решения проблем доказательной медицины;

- формирование у студентов логического мышления, умение точно формулировать задачу, способность вычленять главное и второстепенное, умение делать выводы на основании полученных результатов измерений;

- в освоении студентами математических методов решения интеллектуальных задач, направленных на сохранение здоровья населения с учетом факторов неблагоприятного воздействия среды обитания;

- формирование у студентов экологического подхода при решении различных медико-биологических социальных проблем


  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (ООП) СПЕЦИАЛИСТА




    1. Требование к входным знаниям для изучения данной дисциплины.

Учебная дисциплина «Физика, математика» относится к математическому, естественнонаучному циклу дисциплин (С2), является базовой в обучении лечебному делу, необходимой для изучения химических и профильных дисциплин, которые преподаются параллельно с данным предметом или на последующих курсах. Освоение дисциплины «Физика, математика» должно предшествовать изучению дисциплин: нормальная физиология, биохимия, микробиология и вирусология, гигиена, общественное здоровье и здравоохранение, неврология, медицинская генетика, офтальмология, пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика и терапия, судебная медицина катастроф.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

- школьный курс физики;

- школьный курс математики.

Знания математических методов решения интеллектуальных задач, основных законов физики.

Умения: излагать физические и математические законы и теоремы.

Навыки: решать физические и математические задачи.


    1. Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи

с последующими дисциплинами.




Наименование обеспечиваемых (последующих)дисциплин

№№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

1

Нормальная физиология




+

+




+

+

2

Биохимия




+

+




+

+

3

Микробиология, вирусология







+




+

+

4

Гигиена

+

+

+

+

+

+

5

Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения

+







+




+

6

Неврология, медицинская генетика, нейрохирургия

+

+

+

+

+




7

Оториноларингология




+

+




+




8

Офтальмология




+

+

+

+




9

Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика

+




+

+




+

10

Онкология, лучевая терапия

+




+







+

11

Судебная медицина

+

+

+




+

+

12

Медицинская реабилитеция




+

+

+

+




13

Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф

+


+

+

+




+




  1. ТРЕБОВАНИЕ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




    1. Изучение данной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

- способностью и готовностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

- способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

- способностью грамотно использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, медико-техническую аппаратуру,

готовность применять современные информационные технологии для решения профессиональных задач ОК-12;
- способностью и готовностью реализовать этические и диантологические

аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);

- способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходже профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);

- способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанные на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

- способностью и готовностью проводить и интерпретировать результаты современных лабораторно-инструментальных исследований (ПК-5);

- способностью и готовностью проводить защиту населения при ухудшении радиационной обстановки (ПК-11);

- способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацмией в глобальных компьютерных сеиях, применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональныз задач (ПК-9);

- способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (Законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные квалификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций (ПК-27);

- способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);

- способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32).



    1. В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН:
ЗНАТЬ:

- правила техники безопасности и работы в физических, химических, биологических лабораториях с реактивами, приборами, животными;
- основные законы физики, физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека;

- математические методы решения и интеллектуальных задач и их применение в медицине

- физические основы функционирования медицинской аппаратуры,

устройство и назначение медицинской аппаратуры;

- физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом и органном уровнях.

УМЕТЬ.

- пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью интеренет для профессиональной деятельности;

- пользоваться физическим оборудованием;

- производить расчеты по результатам эксперимента, проводить элементарную статистическую обработку экспериментальных данных;

- прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и химических превращений биологическ5и важных веществ.

ВЛАДЕТЬ;

- навыками пользование измерительными, вычислительными средствами, основами техники безопасности при работе с аппаратами.

- навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного и инструментального обследования пациентов.


  1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет по ГОС ВПО 3 зачетных единиц/108 часов.

Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


1

Аудиторные занятия (всего), в том числе:

72

72

Лекции (JI)

24

24

Практические занятия (ПЗ)

22

22

Семинары (С)

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

26

26

Самостоятельная работа студента (СРС),в том числе:

36

36

Расчетно-графические работы

18

18

Подготовка к текущему контролю (ПТК)

10

10

Подготовка к промежуточному контролю (ППК)

8

8

Вид промежуточной аттестации

зачет (3)

3

3

экзамен (Э)






Общая трудоемкость

час.

108

108

зач. ед.

3

3




  1. СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1 Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении

п/п

компетенции

Наименование

раздела учебной дисциплины


Содержание раздела

1

2

3

4

1

ОК-1

ПК-3

ПК-2

ОК-5


Элементы высшей математики

  1. Основные понятия математического анализа. Производные и дифференциалы. Правила интегрирования. Вычисления неопределенных и определенных интегралов. Методов решения дифференциальных уравнений первого порядка с разделяющими переменными.

2

ОК-1

ПК-2

ПК-5

ПК-9

ПК-32


Математика жидкостей, газов и твердых тел. Акустика


  1. Механические волны. Уравнение плоской волны. Параметры колебаний и волн. Энергетические характеристики. Дифракция и интерференция волн. Эффект Доплера и его использование в медицине.

  2. Акустика. Звук. Виды звуков. Сложный










тон и его акустический спектр. Волновое сопротивление. Объективные (физические) и субъективные










(физиологические) характеристики звука. Аудиометрия. Ультразвук. Физические основы применения ультразвука в медицине.

  1. Физические основы гемодинамики. Вязкость. Методы определения вязкости жидкостей (метод Стокса, метод Оствальда).

Стационарный поток, ламинарное и турбулентное течение. Формула Ньютона. Ньютоновские и неньютоновские жидкости. Формула Пуазейля. Число Рейнольдса. Гидравлическое сопротивление в последовательных, параллельных и комбинированных системах трубок. Разветвляющиеся сосуды.

  1. Механические свойства биологических тканей. Закон Гука.

3

ОК-1

ОК-2

ПК-9

ПК-31

ПК-32

Электричество и магнетизм

  1. Биологические клеточные мембраны и их физические свойства. Транспорт веществ через биологические мебраны. Уравнение Фика. Уравнение Ненста- Планка. Равновестный трансмембранный потенциал, уравнение Нернста. Стационарный потенциал Гольдмана-Ходжикана-Каца. Потенциал покоя. Потенциал действия.

  2. Электрический диполь. Токовый диполь. Электрическое поле токового диполя в неограниченной проводящей среде. Сердце – как токовый диполь.

  3. Физические процессы, происходящие в тканях организма под действием постоянного и переменного токов и электромагнитных полей. Полное сопротивление (импеданс) в электрических цепях. Закон Ома для переменных тока и напряжения. Емкостное и омическое сопротивление биологических тканей организма.

4

ОК-1

ПК-2

ПК-9

ПК-32

ПК-1

Основы медицинской электроники

  1. Основные понятия медицинской электроники. Безопасность и надежность медицинской аппаратуры. Особенности сигналов, обрабатываемых медицинской электронной аппаратурой и связанные с ними требования к медицинской электронике. Принцип действия медицинской электронной аппаратуры (генераторы, усилители, датчики).

5

ОК-1

ПК-2

ПК-9

ПК-32

Оптика.

  1. Геометрическая оптика. Явление полного внутреннего отражения света. Рефрактометрия. Волоконная оптика. Глаз – оптическая система. Микроскопия.

  2. Волновая оптика. Электромагнитные волны. Шкала электромагнитных волн. Энергетические характеристики световых потоков: поток светового излучения и плотность потока (интенсивность). Дифракционная решетка. Разрешающая способность оптических приборов и глаза. Поляризация света. Поляризационная микроскопия. Оптическая активность. Поляриметрия.

  3. Взаимодействие света с веществом. Рассеяние света. Поглощение света. Закон Бугера-Ламберта-Бера. Оптическая плотность.

  4. Тепловое излучение. Характеристики и законы теплового излучения. Спектр излучения черного тела. Излучение Солнца.

6

ОК-1

ПК-2

ПК-9

ПК-14

ПК-32

ПК-27


Квантовая физика, ионизирующие излучения.

  1. Квантовая физика. схема электронных энергетических уровней атомов и молекул и переходов между ними. Спектрофотометрия. Люминесценция. Закон Стокса для фотолюминесценции. Спектры люминесценции. Спектрофлуориметрия. Люминесцентная микроскопия.

  2. Лазеры. Особенности лазерного излучения.

  3. Рентгеновское излучение. Взаимодействие рентгеновского излучения с веществом. Закон ослабления рентгеновского излучения.

  4. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Взаимодействие α-,β- и γ- излучений с веществом. Механизм действия ионизирующих излучений на организм человека.

  5. Дозиметрия ионизирующего излучения. Поглощенная, экспозиционная и эквивалентная дозы.


5.2. Название тем лекций и количество часов учебной дисциплины




Название тем лекций учебной дисциплины


Количество часов

1

Понятие о функции и аргументе.

Функциональная зависимость. Дифференциальное и интегральное исчисление. Дифференциальные уравнения. Методы решения дифференциальных уравнений первого порядка с разделяющимися переменными.



2

2

Метод моделирования. Основные принципы научного моделирования. Модели изучения численности популяции. Модель фармакокинетики


2

3

Физические методы, как объективный метод исследования закономерности, в живой природе. Значение физики для медицины. Механические колебания и волны. Типы колебаний. Параметры колебаний и волн. Сложные колебания. Теорема Фурье. Волновое уравнение плоской волны. Звук, ультразвук. Параметры УЗ. Физические процессы в тканях при воздействии ультразвуком. Ультразвук в медицине.

2

4

Вязкость. Методы определения вязкости жидкостей. Ламинарное и турбулентное течение. Формула Ньютона. Ньютоновские и неньютоновские жидкости. Формула Пуазейля. Число Рейнольдса. Гидравлическое сопротивление. Разветвляющиеся сосуды. Распределение гидравлического сопротивления, скорости кровотока, давления вдоль

системы кровообращения.


2



5


Сердечно-сосудистая система. Пульсовая волна. Модель кровотока в крупном сосуде.

Структура мышцы. Биомеханика мышцы. Уравнение Хилла. Электромеханическое сопряжение в мышцах.

2



6

\

Автоколебания в органах и тканях. Автоволны в однородных тканях. Трансформация ритма. Ревербераторы.

Электрические поля органов. Физические принципы электрокардиографии. Исследование электрической активности головного мозга.


2

7

Электромагнитные волны. Шкала электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Уравнение и график плоской бегущей электромагнитной волны. Энергетические характеристики. Телемедицина.



2

8

Естественные и искусственные источники электромагнитных излучений. Современная компьютерная томография. Взаимодействие электромагнитного (в том числе рентгеновского) излучения с организмом человека.



2

9

Виды собственных физических полей человека и их источники. Низкочастотные электрические и магнитные поля. Инфракрасное излучение. Термография. Электромагнитное оптическое излучение.



2

11

Квантовая природа света. Спектрофотомерия. Люминесценция. Разновидности люминесценции. Закон Стокса. Спектролюминесценции. Спектрофлуориметрия. Люминесцентная микроскопия.



2

12

Дозиметрия ионизирующего излучения. Поглощенная, экспозиционная и эквивалентная дозы. Радиационный фон. Способы защиты от ионизирующего излучения. Предельно допустимая доза ионизирующего излучения. Факторы радиационной безопасности.


2




итого

24


5.3. НАЗВАНИЕ ТЕМ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

а. лабораторный практикум




Наименование

Количество аудиторных часов

1

Снятие спектральной характеристики порога слышимости уха

2



2

Изучение механических свойств на модельных для тканей материалах (металлы, полимеры). Измерение коэффициента упругости и твердости

2

3


Определение вязкости жидкости методом Стокса медицинским вискозиметром.

3

4

Физические основы гальванизации. Изучение устройства и принципа действия аппарата гальванизации на модельной электрической схеме.


2

5

Физические основы УВЧ-терапии. Устройство и принцип УВЧ-терапии

2

6

Электрические свойства тканей. Определение дисперсий электропроводности на модельных для живых тканей электрических схемах.

3

7

Физические основы ЭКГ, ЭЭГ

3

8

Взаимодействие света с веществом. Поглощение света. Фотоэлектрокалорометрия.

2

9

Взаимодействие света с веществом. Рассеяние, поляризация света. Рефрактометрия. Поляриметрия.

3

10

Лазер. Изучение длины волны лазерного излучения и размеров эритроцитов

2

11

Радиоактивность. Дозиметрия.

3




Итого

26
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по физике, математике цикла математический, естественнонаучный iconРабочая программа по физике, математике цикла математический, естественнонаучный...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо 060101, с учетом рекомендаций примерной программы по специальности подготовки...
Рабочая программа по физике, математике цикла математический, естественнонаучный iconРабочая программа по медицинской информатике цикла математический,...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дагестанская государственная медицинская...
Рабочая программа по физике, математике цикла математический, естественнонаучный iconГосударственное образовательное учреждение
...
Рабочая программа по физике, математике цикла математический, естественнонаучный iconРабочая программа Дисциплины (модуля) Пакеты прикладных программ...
Форма обучения Очно-заочнаяУчебный цикл Б2 (Математический и естественнонаучный)
Рабочая программа по физике, математике цикла математический, естественнонаучный iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Математический и общий естественнонаучный цикл ен. 02 Информационные технологии в профессиональной деятельности
Рабочая программа по физике, математике цикла математический, естественнонаучный iconРабочая программа учебного курса математический кружок Юный Архимед
Рабочая программа учебного курса математический кружок «Юный Архимед» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике...
Рабочая программа по физике, математике цикла математический, естественнонаучный iconРабочая программа по дисциплине Биологическая статистика /сост. М....
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины, входящей в математический и естественнонаучный цикл, вариативная часть,...
Рабочая программа по физике, математике цикла математический, естественнонаучный iconОтчёт по итогам проведения предметного декадника по математике и физике в 2012-2013 учебном году
Предметный декадник по математике и физике проводился в период с 11 по 22 марта 2013 года
Рабочая программа по физике, математике цикла математический, естественнонаучный iconВнеклассное мероприятие (урок) по математике в 5-х классах
Я предлагаю вам разработку внеклассного мероприятия (урока) по математике в 5-ом классе «Веселый математический поезд»
Рабочая программа по физике, математике цикла математический, естественнонаучный iconРабочая программа по физике на уровень среднего общего образования(профильный уровень)
Рабочая программа составлена для учащихся, избравших естественно-математический профиль обучения
Рабочая программа по физике, математике цикла математический, естественнонаучный iconТест по русскому языку для поступающих в 9 физико- математический...
Гос спо по специальности 080106. 51 Финансы (по отраслям), утвержденный Министерством образования РФ «18» марта 2002 г. Протокол...
Рабочая программа по физике, математике цикла математический, естественнонаучный iconАннотация рабочей программы дисциплины «Ветеринарная микробиология и микология»
«Математический и естественнонаучный цикл» (С2Б11), его вариативная часть связана с такими дисциплинами как неорганической, аналитической...
Рабочая программа по физике, математике цикла математический, естественнонаучный iconПояснительная записка Элективный курс «Ты на просторах Internet или...
Цель урока: Организация деятельности учащихся по формированию представления об ip-адресации компьютера и системе доменных имен
Рабочая программа по физике, математике цикла математический, естественнонаучный iconПоложение о ежегодной региональной научно практической олимпиаде...
Ежегодная научно-практическая региональная олимпиада-конференция (далее олимпиада) по математике, физике и информатике «интеллект»...
Рабочая программа по физике, математике цикла математический, естественнонаучный iconРабочая учебная программа дисциплины (модуля) Математика
Дисциплина «Математический анализ» входит в базовую часть математического и естественнонаучного цикла подготовки бакалавра по направлению...
Рабочая программа по физике, математике цикла математический, естественнонаучный iconЛитература по математике (алгебра, геометрия, математический анализ,...
Математика on line. В помощь студенту. Основные математические формулы по алгебре, геометрии, тригонометрии, высшей математике, исторические...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск