ГБОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»
УТВЕРЖДАЮ
заведующий кафедрой
экономики труда, предпринимательства и маркетинга
______________________ У. А. Назарова
«_______» ____________________ 2014 г. ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАТУРЫ
080100.68 ЭКОНОМИКА
ПРОГРАММА
«ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС»
ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ, ПОСТУПАЮЩИХ НА БАЗЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ 2 ГОДА 5 МЕСЯЦЕВ)
кафедра экономики труда, предпринимательства и маркетинга
УФА 2014
1. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ АБИТУРИЕНТОВ
Вступительный реферат имеет своей целью показать, что поступающий в магистратуру имеет необходимые теоретические и практические знания по выбранному направлению. При выборе темы реферата необходимо исходить, прежде всего, из ее актуальности, а также собственных научных интересов по выбранной для обучения в магистратуре специальности.
Реферат должен носить характер творческой самостоятельной научно-исследовательской работы. Изложение материала не должно ограничиваться лишь описательным подходом к раскрытию выбранной темы, оно должно отражать авторскую аналитическую оценку состояния исследуемой проблемы и собственную точку зрения на возможные варианты ее решения.
При выборе темы реферата необходимо руководствоваться примерным списком тем.
Реферат состоит из 3-х частей:
введение (обоснование выбора темы, ее актуальность, основные цели и задачи исследования);
основная часть состоит из 2-3 параграфов, в которых раскрывается суть исследуемой проблемы, оценка существующих в литературе основных теоретических подходов к ее решению, изложение собственного взгляда на проблему и пути ее решения и т.д.;
заключение (краткая формулировка основных выводов и результатов, полученных в ходе исследования).
Объем работы 25-30 страниц печатного текста (шрифт № 14 Times New Roman, через 1,5 интервала).
Текст должен быть иллюстрирован таблицами, графиками, диаграммами, причем наиболее ценными из них являются те, что самостоятельно составлены автором. Громоздкие иллюстративные материалы должны размещаться в составе приложения.
Необходимой частью реферата является список литературы, использованной в ходе работы над выбранной темой. Список составляется в соответствии с правилами библиографического описания.
При выполнении работы желательно использовать законодательные акты, нормативные документы, книги, статьи, статистические сборники, фактическую информацию, материалы официальных сайтов Интернет. Ссылки на использованные источники, в том числе электронные – обязательны.
Реферат представляется на рецензирование в печатном виде. Работы, не соответствующие установленным требованиям или скачанные из Интернета не принимаются.
Основными критериями оценки реферата являются:
актуальность темы;
имеется ли научная проблема в формулировке и постановке темы исследования;
дан ли обзор научной литературы по теме (наличие ссылок на работы российских и зарубежных ученых);
наличие теоретической базы исследования;
показана ли взаимосвязь теоретических аспектов темы с российской (международной) практикой;
имеется ли аналитический раздел;
имеется ли статистическая информация по теме, самостоятельно обобщенная автором (таблицы, графики, расчеты и др.);
представлена ли законодательная, нормативная база (российская и зарубежная) по теме;
насколько развернуто и полно представлена библиография по теме;
присутствуют ли собственные оценки, позиция автора по аспектам исследования.
Реферат рецензируется преподавателем кафедры «Экономики труда, предпринимательства и маркетинга», имеющим ученую степень. Оценка - дифференцированная в зависимости от степени соответствия реферата установленным критериям.
Собеседование проводится в устной форме. Экзаменационная комиссия учитывает:
– знание основ по направлению подготовки;
– наличие аналитического мышления;
– владение категориальным аппаратом;
– умение применять теоретические знания для анализа конкретных управленческих процессов;
– мотивированность абитуриента;
– общий (культурный) и специальный (профессиональный) язык ответа.
Уровень знаний абитуриента определяется по 100-балльной шкале. 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ В рамках программы «Предпринимательство и международный бизнес» ведется подготовка специалистов, способных анализировать и управлять бизнес-средой, а также проводить теоретико-методологические, аналитические и прикладные исследования по проблемам предпринимательства и международного бизнеса. Магистранты получают универсальные компетенции и практические навыки по выявлению, созданию и развитию возможностей и инноваций, а также планирования, создания и запуска бизнеса в России и за рубежом.
Профессиональное развитие в рамках данной программы происходит через формирование у выпускников следующих компетенций, приобретение знаний и навыков:
навыки создания и продвижения коммерческих проектов;
способность использовать полученные знания в области предпринимательства и международного бизнеса для научного исследования;
владение навыками поиска, систематизации, обработки и анализа экономической информации по вопросам, связанным с построением бизнес-процессов в России и за рубежом;
владение технологиями личной эффективности предпринимателя;
умение анализировать и давать критическую оценку государственной политике в сфере поддержки предпринимательства, ориентироваться в институциональных возможностях поддержки частного бизнеса, проводить экспертизу бизнес-проектов;
навыки анализа коммерческого потенциала технологий и иных инновационных идей, создание бизнес-моделей и рыночных предложений на основе инновационных продуктов и услуг.
3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАГИСТРАНТОВ
Получаемые магистрами знания будут проходить апробацию уже в ходе обучения через участие в работе учебной лаборатории, выполнение исследовательских проектов, презентацию результатов исследовании на научных семинарах, подключение к исследовательской работе преподавателей кафедры «Экономики труда, предпринимательства и маркетинга», а также реализации практических проектов в области предпринимательства и международного бизнеса.
Магистры, владеющие знаниями и навыками в области предпринимательства и международного бизнеса, востребованы:
Во-первых, в практической деятельности в собственном бизнесе
Во-вторых, в качестве наемного специалиста в частном бизнесе различного уровня, начиная с ИП, заканчивая акционерным обществом
В-третьих, в качестве эксперта, занимающегося исследованиями и консалтинговой деятельностью в области бизнеса (на региональном, российском и международном уровнях)
В-четвертых, в преподавательской деятельности в ВУЗах и средне-специальных образовательных учреждениях, где преподаются учебные дисциплины, рассматривающие вопросы предпринимательства и международного бизнеса.
В-пятых, в реальном секторе экономики. Во всех отраслях экономики востребованы специалисты высокой квалификации, владеющие современными технологиями организации предпринимательской деятельности и международного бизнеса.
В-шестых, в системе государственного управления экономикой, так как в настоящее время удельный вес предпринимательской деятельности возрастает в экономике на региональном и российском уровнях.
ОСНОВНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
Предпринимательство. Определение и признаки предпринимательской деятельности. Формы и виды предпринимательства. Социальное предпринимательство. Незаконное предпринимательство. Бизнес-идея, её структура и источники. Технологическая идея. Идея услуги. Маркетинговая идея. Клиенты, покупатели – условие успешной предпринимательской деятельности. Получение прибыли, рентабельность. Непрерывность предпринимательской деятельности. Предпринимательские риски, их источники. Экономический цикл деятельности предприятия. Товарно-денежный оборот предприятия. Финансовые условия деятельности предприятия. Рентабельность капитала. Рентабельность продаж. Платежеспособность предприятия, критерии удовлетворительной платежеспособности. Финансовая устойчивость предприятия. Группы интересов (стейкхолдеры) и их влияние на деятельность предприятия. Внешняя среда (макрофакторы) деятельности предприятия. Влияние конкуренции на эффективность предпринимательской деятельности. Конкурентные преимущества предприятия. Стратегическое планирование предприятия (предпринимательской деятельности). Миссия предприятия и её значение для развития предпринимательской деятельности. Бизнес-план и его структура. Организационная структура предприятия: формальная и неформальная.
Международный бизнес. Сущность и характерные черты международного бизнеса. Факторы развития международного бизнеса. Виды и формы международных бизнес-отношений. Место России в международном бизнесе и коммерческих связях. Проблемы выхода России на внешний рынок. Разработка и установление общих правил международной деловой практики. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров: содержание и значение. Понятие и виды экспортно-импортных операций, их регулирование и статистический учет. Понятие и виды торгово-посреднических операций. Операции по перепродаже. Агентские операции. Комиссионные операции. Брокерские операции. Классификация бирж и крупнейшие биржи мира. Международные товарные биржи. Международные аукционы. Сущность и основные центры аукционной торговли. Техника проведения международных аукционов. Организационные формы международной аукционной торговли. Международные торги: виды торгов, порядок и условия проведения торгов. Организаторы и участники торгов. Сущность международного лицензирования. Особенности международной торговли лицензиями. Виды и содержание соглашений о международном обмене лицензиями. Виды соглашений о международном лицензировании. Содержание международных лицензионных соглашений. Организация международной торговли лицензиями. Сущность и значение международного обмена инженерно-техническими услугами. Понятие "международный инжиниринг" и виды инженерно-технических услуг. Значение и развитие международного обмена инженерно-техническим услугами. Специализированные инжиниринговые фирмы. Промышленные компании. Сущность международных арендных операций. Виды международной аренды и её особенности. Специализированные лизинговые фирмы. Дочерние лизинговые компании промышленных ТНК. Промышленные, строительные и другие фирмы, осуществляющие лизинговые операции. Посреднические лизинговые фирмы. Лизинговые ассоциации. Сущность и содержание понятия "франчайзинг", виды международного франчайзинга. Основные условия договора франчайзинга. Понятие и виды международного производственного сотрудничества. Организационно-правовые формы производственно-технического сотрудничества. Содержание и основные виды межфирменного научно-технического кооперирования.
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Обучение основано на использовании активных и интерактивных методов: тренинга, ролевых игр, разбора кейсов, коучинговых практик. Программой предусмотрены гостевые лекции ведущих практиков в сфере предпринимательства и международного бизнеса. 6. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ РЕФЕРАТОВ
Организационные и правовые аспекты организации предпринимательской деятельности в России
Признаки предпринимательской деятельности, обуславливающие успешное функционирование предприятия.
Цикличность деятельности предприятия и характеристика её стадий.
Финансовые условия деятельности предприятия.
Миссия и бизнес-идея, как основа предпринимательской деятельности.
Формы и виды предпринимательской деятельности, их характеристика
Социальное предпринимательство, факторы его экономической эффективности
Государственное регулирование предпринимательства: цели, задачи, методы.
Функции предпринимательской деятельности
Налогообложение предпринимательской деятельности.
Зарубежный опыт успешных компаний.
Приоритетные направления международного бизнеса в современном мире
Формы международного сотрудничества в бизнесе
Разработка и установление общих правил международной деловой практики.
Правовые аспекты регулирования международной торговли. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров.
Всемирная торговая организация, цели задачи её деятельности.
Международные товарные биржи, специфика деятельности.
Франчайзинг – форма международного сотрудничества в бизнесе.
Формы производственно-технического сотрудничества. Международная практика.
Бенчмаркинг – форма повышения эффективности в международном бизнесе.
4. ВОПРОСЫ ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ:
Основы предпринимательства.
Признаки предпринимательства и их характеристика
Виды предпринимательской деятельности.
Организационно-правовые формы предпринимательства.
Государственное регулирование предпринимательства: задачи и методы
Социальное предпринимательство: виды и формы.
Социальное предпринимательство: факторы экономической эффективности.
Направления повышения экономической эффективности социального предпринимательства
Незаконное предпринимательство, причины и последствия.
Экономический цикл деятельности предприятия
Финансовые условия деятельности предприятия
Бизнес-идея, её компоненты, источники
Свойства бизнес-идеи, требования к её оформлению.
Бизнес-идеи, приносящие быстрый рост прибыли и рентабельности.
Понятие миссии и её значение для создания и развития бизнеса.
Стратегическое планирование деятельности предприятия
Конкурентные преимущества, обеспечивающие эффективность предпринимательской деятельности.
Базовые конкурентные стратегии предприятия.
Бизнес-план, его структура.
Для кого и с какой целью формируется бизнес-план.
Организационная структура предприятия, её уровни.
Макрофакторы деятельности предприятия
Функции предпринимательской деятельности
Налогообложение предпринимательской деятельности.
Направления международного бизнеса в условиях современной экономической интеграции
Формы и виды международного бизнеса
Правила международного взаимодействия и деловой практики.
Принципы формирования договоров международной купли-продажи товаров
Виды экспортно-импортных операций, их регулирование и статистический учет.
Торгово-посреднические операции в международном бизнесе.
Классификация бирж и крупнейшие биржи мира.
Международные товарные биржи.
Международные аукционы. Основные центры аукционной торговли
Сущность международного лицензирования.
Виды и содержание соглашений о международном обмене лицензиями.
Организация международной торговли лицензиями.
Сущность и значение международного обмена инженерно-техническими услугами.
Понятие "международный инжиниринг" и виды инженерно-технических услуг.
Специализированные инжиниринговые фирмы.
Сущность международных арендных операций. Виды международной аренды и её особенности.
Специализированные лизинговые фирмы.
Посреднические лизинговые фирмы. Лизинговые ассоциации
Сущность и содержание понятия "франчайзинг", виды международного франчайзинга.
Основные условия договора франчайзинга.
Понятие и виды международного производственного сотрудничества
Организационно-правовые формы производственно-технического сотрудничества.
Содержание и основные виды межфирменного научно-технического кооперирования.
Бенчмаркетинг, сущность, цели и задачи
Зарубежный опыт бенчмаркетинга
Российский опыт бенчмаркетинга: проблемы и перспективы.
5. ЛИТЕРАТУРА
Вечканов Г. С. Экономическая безопасность: Учебник / Г. С. Вечканов. – СПб.: Питер, 2010. – 384 с.
Вечканов Г.С. Экономическая теория: учебное пособие / Г. С. Вечканов, Г.Р. Вечканова – М.: Эксмо, 2010. – 448 с.
Буров, В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие / В.Ю. Буров. – Чита, 2011. – 441 с.
Дэниелс Дж.Д, Радеба Л.Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. Пер. с англ. М., Дело, 2010.
Дюмулен И.Н. Международная торговля, тарифное и нетарифное регулирование. Учебное пособие. М. ВАВТ, 2010.
Индивидуальный предприниматель: практическое руководство. Под общей ред. Ю.Л.Фадеева. – М. :Эксмо, 2010. – 224 с.
История предпринимательства России: курс лекций. С.И. Сметанин. – М.: КНОРУС, 2010. – 192 с.
Круглова Н. Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): учебник / Н.Ю. Круглова. – М.: КНОРУС, 2010. – 544 с.
Крутик А.Б. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в российской экономике// Проблемы современной экономики. - 2009. –№2
Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Под ред. Е.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. – М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003 – 220 с.
Мировая экономика и международный бизнес. Учебник под ред. Полякова В.В. - М.: КНОРУС, 2012.
Набатников В.М. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/В.М. Набатников. – Ростов-на Д.: Феникс, 2011 – 256 с.
Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы. Учебное пособие. В.П. Попков; Е.В. Евстафьева. СПб.: Питер, 2011.- 352 с.
Покровская, В.В. Таможенное дело : учеб. для вузов / В. В. Покровская.- М.: Юрайт, 2011.- 730с.- ( Государственный университет - Высшая школа экономики).
Предпринимательство: учеб. / под редакцией В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011 – 581 с.
Предпринимательство: учеб. / под редакцией М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 667 с.
Самарина В.П. Основы предпринимательства: учеб.пособие / В.П. Самарина. – М.: КНОРУС,2009. – 224 с.
Туренко Т.А. Малое предпринимательство и его роль в устойчивом развитии экономики/Т.А. Туренко//Известия иркутской государственной экономической академии. – 2010. – №5. – С.223-227.
Халипов, С.В. Таможенное право : учеб. для вузов / С. В. Халипов.- 5-е изд., перераб. и доп.- М. : Юрайт, 2011.- 396с.- ( Основы наук).
Холленсен, Свен. Глобальный маркетинг / С. Холленсен. - Минск: Новое знание, 2004. -832с.
Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде /А. Ю. Чепуренко. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2009. – 324 с.
Экономический словарь /Отв. ред. А.И. Архипов. – М.; ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. – 486 с.
Журналы и периодические издания:
Вопросы экономики.
Экономист.
Гуманитарные и социально-экономические науки
Инновации
Креативная экономика
Общество и экономика
Проблемы современной экономики
Региональная экономика: теория и практика
Региональные проблемы преобразования экономики
Российское предпринимательство
Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз
Экономические науки
Экономические стратегии
Экономический журнал
Интернет-ресурсы:
http://www.mbbash.ru - Малый бизнес Башкортостана (Портал малого и среднего предпринимательства)
http://molpred18.ru - Центр развития предпринимательства
http://ufasbfund.ru - Уфимский городской фонд развития и поддержки малого предпринимательства
http://www.center-yf.ru
www.e-xecutive.ru/ analytics/surveys – статьи-обзоры различных сегментов бизнеса: ресторанный бизнес, нефтяной сектор, туризм, маркетинг и т.д.
www.e-xecutive.ru/analytics/article 888/ – обзор рынка труда США, какие вакансии наиболее востребованы. Статьи для тех, кто хотел бы строить карьеру на Западе.
|