Скачать 265 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» (ХГУ им. Н. Ф. Катанова) Институт филологии и межкультурной коммуникации Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 45.04.01 Филология: Русская литература, имеющих профильное высшее профессиональное образование Абакан - 2014 1. Программа вступительных испытаний для лиц, имеющих профильное высшее профессиональное образование и поступающих на направление подготовки 45.04.01 Филология: Русская литература. 2. Разработчики программы: Профессор каф. литературы _____________ Прищепа В. П. (должность) (кафедра) (подпись) (ФИО) Доцент каф. литературы _____________ Грибков А. Г. (должность) (кафедра) (подпись) (ФИО) 3. ПРИНЯТА на заседании кафедры литературы 19.12.2013 протокол № 5 И. о. зав. кафедрой_______________ А. Г. Грибков 19.12.2013 (подпись) (ФИО) (дата) 4. РАССМОТРЕНА на заседании Ученого Совета Института филологии и межкультурной коммуникации (наименование структурного подразделения) 24.01.2014 протокол № 9 Председатель УС_______________ Чиверская Т. С. 27.01.2014 (подпись) (ФИО) (дата) СОДЕРЖАНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Лица, имеющие диплом бакалавра или специалиста по филологии, при поступлении в магистратуру по направлению подготовки 45.04.01 Филология на программу «Русская литература» сдают один вступительный экзамен – «Литература – комплексный филологический анализ текста» в соответствии с «Правилами приёма в магистратуру ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» в 2014 году. Экзамен включает проверку навыков владения основными методами лингвистического и литературоведческого анализа и знания истории русской литературы в качестве контекстуального материала. Цель вступительного испытания: проверить степень сформированности базовой части профессиональных компетенций по направлению «Филология» в объеме стандарта бакалавриата. Требования к профессиональной подготовленности абитуриента представлены в программе и примерных образцах филологического анализа текста Порядок проведения вступительных испытаний (вид, формы, время, отводимое на их проведение): письменно-устный филологический анализ текста (прозаического или поэтического), нормативное время на подготовку ответа не более 90 минут. Филологический анализ текста оценивается по стобалльной системе. К участию в конкурсе допускаются абитуриенты, набравшие не менее 45 баллов. Поступающий в магистратуру владеет принципами и навыками системного анализа художественного текста в единстве его содержания и формы. Выполняет комплексный анализ текста, рассматривая его в историко-литературном и культурном контексте, раскрывая подтекст, указывая на существенные детали формы и их функциональную значимость, включая особенности языка и речевой организации. Структурирует и излагает материал логично и последовательно, строго соблюдает нормы научного стиля речи, корректно использует терминологию – 80 –100 баллов. Экзаменуемый владеет принципами и навыками системного подхода к анализу художественного текста в единстве его содержания и формы. Выполняет комплексный анализ текста, рассматривая его в историко-литературном и культурном контексте, раскрывая подтекст, указывая на существенные детали формы и их функциональную значимость. Допускает 1 фактическую, не более 2-х речевых ошибок и отдельные неточности в формулировках – 60 – 79 баллов. Экзаменуемый владеет основами системного анализа художественного текста. Выполняет анализ с учетом особенностей историко-литературного контекста, указывает на своеобразие отдельных сторон художественной формы, выявляет средства художественной выразительности речи. Допускает 2 – 3 фактических, не более 3-х речевых ошибок и отдельные неточности в формулировках. Ответу не достает последовательности и системности – 40 – 59 баллов. Экзаменуемый адекватно понимает содержание текста и его художественную природу, имеет представление о историко-литературном контексте, способен выявить ту или иную особенность художественной формы анализируемого произведения. При этом отсутствуют навыки системного филологического анализа. Ответ строится только на интуитивном читательском восприятии – 20 – 39 баллов. Экзаменуемый поверхностно понимает текст, плохо различая его художественные особенности; не знает историко-литературного контекста. Анализирует произведение на уровне наивного читательского восприятия – 0 – 19 баллов. II. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ Раздел 1. Теоретические понятия и термины Художественная литература как вид искусства. Фольклор. Жанры фольклора. Художественный образ. Художественное время и пространство. Содержание и форма. Основные категории поэтика. Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм. Литературные роды: эпос, лирика, драма. Межродовые и внеродовые формы. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма, синкретические жанры. Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Пафос. Сюжет, фабула. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ. Деталь. Символ. Подтекст. Психологизм. Историзм. Национальное как фактор художественного Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Язык художественного произведения. Риторические фигуры речи. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Гротеск. Звукопись: аллитерация, ассонанс. Стиль. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Литературная критика. Методы литературоведческого анализа. Компаративизм и герменевтика в современной науке о литературе. Целостный анализ художественного текста. Раздел 2. История русской литературы 1. Народная культура в контексте других типов культурной деятельности (мировая, национальная, народная). Структура народной духовной культуры: обряды, верования, нравственно-этические национальные традиции. Народные знания: освоение мира природы, в том числе самого человека. Языковая культура: история языка народа, лексическое и эстетическое богатство народного языка. Религия. Восточнославянское язычество: источники, методы реконструкции. Христианизация славянской мифологии. Миф и ритуал. Историческая и содержательная классификация мифа. Ритуал как реализация содержательного и эстетического начала мифа. Культура народного поведения. 2. Особенности фольклора, система его жанров. Периодизация истории развития фольклора в соответствии с развитием общества. Русская календарная обрядовая система. Функциональная классификация жанров. Типы загадок, их функции и поэтическое своеобразие. Тематика и поэтика пословиц: композиция, тропы, ритмика, рифма. Различие жанров пословиц и поговорок. Сказки, их определение, жанровый состав. Сказки о животных: основные сюжеты, проблематика и образы сказок о животных, социальная и бытовая сатира в них, поэтические особенности. Волшебные сказки, их происхождение, связь с магическими представлениями человека, сюжет, проблематика, герои, поэтическое своеобразие. Бытовые сказки, их происхождение, своеобразие вымысла, разновидности бытовых сказок. Сатирические сказки, высмеивающие нравственные пороки: лень, глупость, жадность, строптивость, болтливость, упрямство и т.д. Судьба русской сказки. Былины, их терминологические обозначения, проблема происхождения былины, понятие о циклах былин, связь эпоса с историей (характер историзма былин), поэтическое своеобразие былин (особенности сюжетопостроения, композиция, система изобразительно-выразительных средств). Исторические песни, их периодизация: время возникновения и основные этапы развития исторических песен, художественная специфика исторических песен (тематика, персонажи, цикличность, сюжетно-композиционные и стилистические средства). Лирические песни, их определение, происхождение, темы и образы, поэтика. Современный русский фольклор, виды и жанры, специфика, источники возникновения, основные его признаки. Фольклорные образы, мотивы и сюжеты в творчестве русских писателей. 3. Литература и культура Древней Руси. Метод и стили древнерусской литературы. Своеобразие древнерусской литературы как литературы средневековья. Своеобразие бытования древнерусских текстов: анонимность, этикетность, текучесть, ансамблевый рукописный характер. Публицистичность и дидактизм памятников. Система литературных жанров в ее историческом развитии: переводные жанры, летопись, слово, сказания, жития святых, хождения, исторические и воинские повести, бытовые повести. Место древнерусской литературы в системе школьного литературного образования. Исторический и нравственный потенциал «Слова о полку Игореве». Сюжет и композиция. Особенности изображения русских князей и природы в «Слове». Идея «Слова». Функции авторских отступлений и особенности лирической интонации. Взаимодействие книжного и фольклорного начал. Проблема авторства. Переводы и переложения «Слова». Место «Слова» в русской культуре. Литература периода становления Московского централизованного государства (конец XIV-XVI века): «Задонщина», «Житие Сергия Радонежского», «Домострой». Поэтика древнерусской литературы. 4. Русская литература и культура XVIII века. Традиции древнерусской литературы (темы, жанры, образность, идея, художественная речь) в литературе XVIII века. Публицистика, прикладная литература, беллетристика Петровского времени. Формирование новых литературных направлений (классицизм, сентиментализм, предромантизм). Значение русско-европейских культурных и философских связей. Демократизация литературы. Рост реалистических тенденций и становление русского реализма. Быстрота и сложность литературного процесса: сосуществование и борьба различных методов и стилей, их проявление в творчестве классиков XVIII в. (М.В.Ломоносов, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин и др.). 5. Классицизм как творческий метод и направление в русской и западноевропейской литературе. «Недоросль» Д.И. Фонвизина как вершина русской драматургии. Своеобразие русского и европейского классицизма. Государственность и гражданственность классицизма (идея служения отечеству, подчинение личности государству). Национально-историческая тематика при широком использовании образов и мотивов античной мифологии. Разработка художественной формы, реформа стихосложения и литературного языка. Классицистическая трагедия в русской литературе. Одический канон. Главный конфликт комедии как отражение основного социального конфликта эпохи. Художественные достижения Фонвизина в «Недоросле». Новаторство жанра («Недоросль» - первая социально-политическая комедия). Типология художественной образности: бытовые герои и герои-идеологи. Степень типизации и индивидуализации действующих лиц. Особенности композиции; роль «внесценических» персонажей и «внесюжетных» сцен для раскрытия идейного замысла и характеров комедии. Социальная и психологическая мотивированность индивидуализации языка персонажей. Значение комедии в истории литературы и русской общественной мысли. 6. Поэтика русского сентиментализма в творчестве Н. М. Карамзина и А. Н. Радищева. Утверждение богатства духовного мира представителей низших сословий. Культ природы. Активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм. Общественно-политические взгляды и особенности гуманизма Карамзина. Повести Карамзина как вершинное явление русского сентиментализма («Бедная Лиза», «Наталья – боярская дочь» и др.) Их стиль; идейно-художественные особенности: отказ от социальной сатиры, эстетизация действительности; характер как форма проявления «вечного» темперамента; изображение противоречий человеческого характера и т.д. А.Н. Радищев как новый тип русского писателя: художественное, социальное и философско-историческое в мировоззрении и творчестве писателя; проблема активного социального действия и личной жизненной программы человека. Структура повествования в «Путешествии из Петербурга в Москву»: очерковое, публицистическое и художественное начала как модель процесса познания. 7. Русская литература и культура первой трети XIX века. Исторические условия возникновения романтизма в Европе и в России. Сущность и своеобразие русского и западноевропейского романтизма: эстетика, жанровые преобразования, новые категории поэтики. Романтизм школы В.А. Жуковского (сюжеты, характеры, жанры, поэтика); неоднородность активного романтизма (К.Ф. Рылеев, В.К.Кюхельбекер, А.А. Марлинский). Пути и средства создания в поэзии национального характера; соотношение романтизма в литературе первой четверти XIX века. Взаимодействие романтизма и реализма в литературе. Общественно-литературная полемика и литературная критика. Литературные журналы. Мировое значение русской литературы первой трети XIX века. Пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума» в истории отечественной культуры. Драматургическое новаторство и судьба пьесы. Жанр и основные конфликты пьесы. Проблематика и система образов комедии. Основные этапы развития сюжета и характер его динамики. Двуплановость композиции как основа развития сюжета комедии. Единство сатирического и лирического, бытового и психологического как условие развития идеи и сюжета. Роль диалогов и монологов в структуре комедии, значение «единств». Образ Чацкого в пьесе. Молчалин как антагонист Чацкого. Язык и стих комедии Грибоедова. «Горе от ума» в русской критике. Статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний». «Горе от ума» на русской сцене. 8. Литературное наследие А. С. Пушкина. Мотивы пушкинской лирики. Лицейский период. Литературные учителя Пушкина: Державин, Жуковский, Батюшков. Петербург в творческой судьбе Пушкина. Тема свободы, гражданственности и патриотизма, любви и дружбы, поэта и поэзии в лирике Пушкина. Специфика романтизма А.С. Пушкина периода южной ссылки (1820-1824). Поэмы и стихи периода южной ссылки. Общая характеристика «южных поэм», своеобразие их романтизма и связь с действительностью, литературной борьбой XIX века. Пушкин и Байрон, общность эпохи и специфика поэтики. Темы, мотивы, тип конфликта, романтический герой, образ автора, его место и ведущие функции в художественной структуре поэм. Основные этапы работы при изучении поэм А.С. Пушкина в старших классах. «Евгений Онегин» как «самое задушевное произведение Пушкина» (В.Г.Белинский). |
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление... Программа вступительных испытаний в магистратуру на направление 031000. 68 Филология. Магистерская программа «Юридическая лингвистика».... | Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление... Программа предназначена для лиц, поступающих на направление подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование. Магистерская программа:... | ||
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки Рабочая программа составлена в соответствии с гос впо по специальности 080109. 65 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденной... | Литература (тест) Порядка приема в вузы, информация о приоритетности вступительных испытаний при ранжировании списков поступающих по результатам вступительных... | ||
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки Фбу «Тест-С. Петербург» состоялась торжественная церемония награждения победителей юбилейного, 15-го по счету Всероссийского конкурса... | Программа вступительных испытаний по дисциплине «биология» Данная программа вступительного испытания по биологии предназначена для абитуриентов, поступающих в Институт международного права,... | ||
Программа вступительных испытаний по биологии для абитуриентов, поступающих... Экология является теоретической базой медицины, биотехнологии и сельского хозяйства | Программа вступительных испытаний в магистратуру «менеджмент» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ В МАГИСТРАТУРУ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 080200.68 «МЕНЕДЖМЕНТ» ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В МГУП ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА... | ||
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа пояснительная записка Программа вступительных испытаний для абитуриента Академии вэгу по предмету «Биология» составлена на основе федерального компонента... | Программа вступительных испытаний Для абитуриентов, поступающих на... «Филология», профиль «отечественная филология» с дополнительной квалификацией «Преподаватель иностранного языка» | ||
3. вопросы вступительных испытаний Целью вступительных испытаний является отбор наиболее квалифицированных абитуриентов имеющих высшее образование для поступления в... | Программа вступительных испытаний для поступающих в аспирантуру Направление... Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный... | ||
Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру по направлению подготовки Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний) | Программа вступительных испытаний по дисциплине «Математика» Программа предназначена для самостоятельной подготовки абитуриентов к вступительному экзамену по математике поступающих на очную... | ||
Программа вступительных испытаний по обществознанию для поступающих... Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию. Цель... | Программа вступительных испытаний (тестирования) для поступления... Программа вступительных испытаний содержит требования по уровню знаний абитуриентов, поступающих в магистратуру по направлению подготовки... |