Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки





НазваниеПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки
страница1/3
Дата публикации14.09.2014
Размер265 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

(ХГУ им. Н. Ф. Катанова)
Институт филологии и межкультурной коммуникации




Программа

вступительных испытаний

для лиц, поступающих на направление подготовки

45.04.01 Филология: Русская литература,

имеющих профильное высшее профессиональное образование


Абакан - 2014

1. Программа вступительных испытаний для лиц, имеющих профильное высшее профессиональное образование и поступающих на направление подготовки 45.04.01 Филология: Русская литература.


2. Разработчики программы:

Профессор каф. литературы _____________ Прищепа В. П.

(должность) (кафедра) (подпись) (ФИО)

Доцент каф. литературы _____________ Грибков А. Г.

(должность) (кафедра) (подпись) (ФИО)


3. ПРИНЯТА на заседании кафедры литературы
19.12.2013 протокол № 5

И. о. зав. кафедрой_______________ А. Г. Грибков 19.12.2013

(подпись) (ФИО) (дата)


4. РАССМОТРЕНА на заседании Ученого Совета

Института филологии и межкультурной коммуникации

(наименование структурного подразделения)
24.01.2014 протокол № 9
Председатель УС_______________ Чиверская Т. С. 27.01.2014

(подпись) (ФИО) (дата)
СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Лица, имеющие диплом бакалавра или специалиста по филологии, при поступлении в магистратуру по направлению подготовки 45.04.01 Филология на программу «Русская литература» сдают один вступительный экзамен – «Литература – комплексный филологический анализ текста» в соответствии с «Правилами приёма в магистратуру ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» в 2014 году.

Экзамен включает проверку навыков владения основными методами лингвистического и литературоведческого анализа и знания истории русской литературы в качестве контекстуального материала.

Цель вступительного испытания: проверить степень сформированности базовой части профессиональных компетенций по направлению «Филология» в объеме стандарта бакалавриата.

Требования к профессиональной подготовленности абитуриента представлены в программе и примерных образцах филологического анализа текста

Порядок проведения вступительных испытаний (вид, формы, время, отводимое на их проведение): письменно-устный филологический анализ текста (прозаического или поэтического), нормативное время на подготовку ответа не более 90 минут.

Филологический анализ текста оценивается по стобалльной системе. К участию в конкурсе допускаются абитуриенты, набравшие не менее 45 баллов.

Поступающий в магистратуру владеет принципами и навыками системного анализа художественного текста в единстве его содержания и формы. Выполняет комплексный анализ текста, рассматривая его в историко-литературном и культурном контексте, раскрывая подтекст, указывая на существенные детали формы и их функциональную значимость, включая особенности языка и речевой организации. Структурирует и излагает материал логично и последовательно, строго соблюдает нормы научного стиля речи, корректно использует терминологию – 80 –100 баллов.

Экзаменуемый владеет принципами и навыками системного подхода к анализу художественного текста в единстве его содержания и формы. Выполняет комплексный анализ текста, рассматривая его в историко-литературном и культурном контексте, раскрывая подтекст, указывая на существенные детали формы и их функциональную значимость. Допускает 1 фактическую, не более 2-х речевых ошибок и отдельные неточности в формулировках – 60 – 79 баллов.

Экзаменуемый владеет основами системного анализа художественного текста. Выполняет анализ с учетом особенностей историко-литературного контекста, указывает на своеобразие отдельных сторон художественной формы, выявляет средства художественной выразительности речи. Допускает 2 – 3 фактических, не более 3-х речевых ошибок и отдельные неточности в формулировках. Ответу не достает последовательности и системности – 40 – 59 баллов.

Экзаменуемый адекватно понимает содержание текста и его художественную природу, имеет представление о историко-литературном контексте, способен выявить ту или иную особенность художественной формы анализируемого произведения. При этом отсутствуют навыки системного филологического анализа. Ответ строится только на интуитивном читательском восприятии – 20 – 39 баллов.

Экзаменуемый поверхностно понимает текст, плохо различая его художественные особенности; не знает историко-литературного контекста. Анализирует произведение на уровне наивного читательского восприятия – 0 – 19 баллов.

II. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ

Раздел 1. Теоретические понятия и термины
Художественная литература как вид искусства.

Фольклор. Жанры фольклора.

Художественный образ. Художественное время и пространство.

Содержание и форма. Основные категории поэтика.

Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм.

Литературные роды: эпос, лирика, драма. Межродовые и внеродовые формы.

Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада;

лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма, синкретические жанры.

Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Пафос.

Сюжет, фабула. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж.

Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ. Деталь. Символ. Подтекст.

Психологизм. Историзм. Национальное как фактор художественного

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Язык художественного произведения. Риторические фигуры речи. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Гротеск. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

Стиль. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.

Литературная критика. Методы литературоведческого анализа. Компаративизм и герменевтика в современной науке о литературе. Целостный анализ художественного текста.
Раздел 2. История русской литературы
1. Народная культура в контексте других типов культурной деятельности (мировая, национальная, народная). Структура народной духовной культуры: обряды, верования, нравственно-этические национальные традиции. Народные знания: освоение мира природы, в том числе самого человека. Языковая культура: история языка народа, лексическое и эстетическое богатство народного языка. Религия. Восточнославянское язычество: источники, методы реконструкции. Христианизация славянской мифологии.

Миф и ритуал. Историческая и содержательная классификация мифа. Ритуал как реализация содержательного и эстетического начала мифа. Культура народного поведения.

2. Особенности фольклора, система его жанров. Периодизация истории развития фольклора в соответствии с развитием общества. Русская календарная обрядовая система. Функциональная классификация жанров.

Типы загадок, их функции и поэтическое своеобразие.

Тематика и поэтика пословиц: композиция, тропы, ритмика, рифма. Различие жанров пословиц и поговорок.

Сказки, их определение, жанровый состав. Сказки о животных: основные сюжеты, проблематика и образы сказок о животных, социальная и бытовая сатира в них, поэтические особенности. Волшебные сказки, их происхождение, связь с магическими представлениями человека, сюжет, проблематика, герои, поэтическое своеобразие. Бытовые сказки, их происхождение, своеобразие вымысла, разновидности бытовых сказок. Сатирические сказки, высмеивающие нравственные пороки: лень, глупость, жадность, строптивость, болтливость, упрямство и т.д. Судьба русской сказки.

Былины, их терминологические обозначения, проблема происхождения былины, понятие о циклах былин, связь эпоса с историей (характер историзма былин), поэтическое своеобразие былин (особенности сюжетопостроения, композиция, система изобразительно-выразительных средств).

Исторические песни, их периодизация: время возникновения и основные этапы развития исторических песен, художественная специфика исторических песен (тематика, персонажи, цикличность, сюжетно-композиционные и стилистические средства).

Лирические песни, их определение, происхождение, темы и образы, поэтика.

Современный русский фольклор, виды и жанры, специфика, источники возникновения, основные его признаки.

Фольклорные образы, мотивы и сюжеты в творчестве русских писателей.

3. Литература и культура Древней Руси. Метод и стили древнерусской литературы. Своеобразие древнерусской литературы как литературы средневековья. Своеобразие бытования древнерусских текстов: анонимность, этикетность, текучесть, ансамблевый рукописный характер. Публицистичность и дидактизм памятников. Система литературных жанров в ее историческом развитии: переводные жанры, летопись, слово, сказания, жития святых, хождения, исторические и воинские повести, бытовые повести. Место древнерусской литературы в системе школьного литературного образования.

Исторический и нравственный потенциал «Слова о полку Игореве». Сюжет и композиция. Особенности изображения русских князей и природы в «Слове». Идея «Слова». Функции авторских отступлений и особенности лирической интонации. Взаимодействие книжного и фольклорного начал. Проблема авторства. Переводы и переложения «Слова». Место «Слова» в русской культуре.

Литература периода становления Московского централизованного государства (конец XIV-XVI века): «Задонщина», «Житие Сергия Радонежского», «Домострой». Поэтика древнерусской литературы.

4. Русская литература и культура XVIII века. Традиции древнерусской литературы (темы, жанры, образность, идея, художественная речь) в литературе XVIII века. Публицистика, прикладная литература, беллетристика Петровского времени. Формирование новых литературных направлений (классицизм, сентиментализм, предромантизм). Значение русско-европейских культурных и философских связей. Демократизация литературы. Рост реалистических тенденций и становление русского реализма. Быстрота и сложность литературного процесса: сосуществование и борьба различных методов и стилей, их проявление в творчестве классиков XVIII в. (М.В.Ломоносов, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин и др.).

5. Классицизм как творческий метод и направление в русской и западноевропейской литературе. «Недоросль» Д.И. Фонвизина как вершина русской драматургии. Своеобразие русского и европейского классицизма. Государственность и гражданственность классицизма (идея служения отечеству, подчинение личности государству). Национально-историческая тематика при широком использовании образов и мотивов античной мифологии. Разработка художественной формы, реформа стихосложения и литературного языка. Классицистическая трагедия в русской литературе. Одический канон.

Главный конфликт комедии как отражение основного социального конфликта эпохи. Художественные достижения Фонвизина в «Недоросле». Новаторство жанра («Недоросль» - первая социально-политическая комедия). Типология художественной образности: бытовые герои и герои-идеологи. Степень типизации и индивидуализации действующих лиц. Особенности композиции; роль «внесценических» персонажей и «внесюжетных» сцен для раскрытия идейного замысла и характеров комедии. Социальная и психологическая мотивированность индивидуализации языка персонажей. Значение комедии в истории литературы и русской общественной мысли.

6. Поэтика русского сентиментализма в творчестве Н. М. Карамзина и А. Н. Радищева. Утверждение богатства духовного мира представителей низших сословий. Культ природы. Активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм.

Общественно-политические взгляды и особенности гуманизма Карамзина. Повести Карамзина как вершинное явление русского сентиментализма («Бедная Лиза», «Наталья – боярская дочь» и др.) Их стиль; идейно-художественные особенности: отказ от социальной сатиры, эстетизация действительности; характер как форма проявления «вечного» темперамента; изображение противоречий человеческого характера и т.д.

А.Н. Радищев как новый тип русского писателя: художественное, социальное и философско-историческое в мировоззрении и творчестве писателя; проблема активного социального действия и личной жизненной программы человека. Структура повествования в «Путешествии из Петербурга в Москву»: очерковое, публицистическое и художественное начала как модель процесса познания.

7. Русская литература и культура первой трети XIX века. Исторические условия возникновения романтизма в Европе и в России. Сущность и своеобразие русского и западноевропейского романтизма: эстетика, жанровые преобразования, новые категории поэтики. Романтизм школы В.А. Жуковского (сюжеты, характеры, жанры, поэтика); неоднородность активного романтизма (К.Ф. Рылеев, В.К.Кюхельбекер, А.А. Марлинский). Пути и средства создания в поэзии национального характера; соотношение романтизма в литературе первой четверти XIX века. Взаимодействие романтизма и реализма в литературе. Общественно-литературная полемика и литературная критика. Литературные журналы. Мировое значение русской литературы первой трети XIX века. Пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума» в истории отечественной культуры. Драматургическое новаторство и судьба пьесы. Жанр и основные конфликты пьесы. Проблематика и система образов комедии. Основные этапы развития сюжета и характер его динамики. Двуплановость композиции как основа развития сюжета комедии. Единство сатирического и лирического, бытового и психологического как условие развития идеи и сюжета. Роль диалогов и монологов в структуре комедии, значение «единств». Образ Чацкого в пьесе. Молчалин как антагонист Чацкого. Язык и стих комедии Грибоедова. «Горе от ума» в русской критике. Статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний». «Горе от ума» на русской сцене.

8. Литературное наследие А. С. Пушкина. Мотивы пушкинской лирики. Лицейский период. Литературные учителя Пушкина: Державин, Жуковский, Батюшков. Петербург в творческой судьбе Пушкина. Тема свободы, гражданственности и патриотизма, любви и дружбы, поэта и поэзии в лирике Пушкина. Специфика романтизма А.С. Пушкина периода южной ссылки (1820-1824). Поэмы и стихи периода южной ссылки. Общая характеристика «южных поэм», своеобразие их романтизма и связь с действительностью, литературной борьбой XIX века. Пушкин и Байрон, общность эпохи и специфика поэтики. Темы, мотивы, тип конфликта, романтический герой, образ автора, его место и ведущие функции в художественной структуре поэм. Основные этапы работы при изучении поэм А.С. Пушкина в старших классах. «Евгений Онегин» как «самое задушевное произведение Пушкина» (В.Г.Белинский).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление...
Программа вступительных испытаний в магистратуру на направление 031000. 68 Филология. Магистерская программа «Юридическая лингвистика»....
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление...
Программа предназначена для лиц, поступающих на направление подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование. Магистерская программа:...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки
Рабочая программа составлена в соответствии с гос впо по специальности 080109. 65 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденной...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки iconЛитература (тест)
Порядка приема в вузы, информация о приоритетности вступительных испытаний при ранжировании списков поступающих по результатам вступительных...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки
Фбу «Тест-С. Петербург» состоялась торжественная церемония награждения победителей юбилейного, 15-го по счету Всероссийского конкурса...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки iconПрограмма вступительных испытаний по дисциплине «биология»
Данная программа вступительного испытания по биологии предназначена для абитуриентов, поступающих в Институт международного права,...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки iconПрограмма вступительных испытаний по биологии для абитуриентов, поступающих...
Экология является теоретической базой медицины, биотехнологии и сельского хозяйства
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру «менеджмент»
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ В МАГИСТРАТУРУ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 080200.68 «МЕНЕДЖМЕНТ» ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В МГУП ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки iconПрограмма вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа пояснительная записка
Программа вступительных испытаний для абитуриента Академии вэгу по предмету «Биология» составлена на основе федерального компонента...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки iconПрограмма вступительных испытаний Для абитуриентов, поступающих на...
«Филология», профиль «отечественная филология» с дополнительной квалификацией «Преподаватель иностранного языка»
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки icon3. вопросы вступительных испытаний
Целью вступительных испытаний является отбор наиболее квалифицированных абитуриентов имеющих высшее образование для поступления в...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки iconПрограмма вступительных испытаний для поступающих в аспирантуру Направление...
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки iconПрограмма вступительных испытаний для поступающих в магистратуру по направлению подготовки
Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний)
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки iconПрограмма вступительных испытаний по дисциплине «Математика»
Программа предназначена для самостоятельной подготовки абитуриентов к вступительному экзамену по математике поступающих на очную...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки iconПрограмма вступительных испытаний по обществознанию для поступающих...
Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию. Цель...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки iconПрограмма вступительных испытаний (тестирования) для поступления...
Программа вступительных испытаний содержит требования по уровню знаний абитуриентов, поступающих в магистратуру по направлению подготовки...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск