Формирование и развитие рынка бытового обслуживания населения ( на примере Хабаровского края )





Скачать 383.11 Kb.
НазваниеФормирование и развитие рынка бытового обслуживания населения ( на примере Хабаровского края )
страница1/3
Дата публикации06.07.2015
Размер383.11 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Экономика > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи


червова наталья владимировна


формирование и развитие рынка

бытового обслуживания населения

(на примере Хабаровского края)

08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством

(экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,

комплексами – сфера услуг)


автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Хабаровск – 2012

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет»
Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

третьяков Михаил Михайлович
Официальные оппоненты: Симоненко Николай Николаевич

доктор экономических наук, профессор

ФГБОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре

государственный технический университет»,

кафедра экономики и финансов,

заведующий кафедрой
Береговых Татьяна Викторовна

кандидат экономических наук,

ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный

университет» кафедра финансы, кредит

и бухгалтерский учет, доцент
Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хабаровская государственная академия

экономики и права»

Защита состоится « 17 » мая 2012 года в 16-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.294.03 при ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет» по адресу: 680035, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136, ауд. 315 л.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет».
Автореферат разослан «__» апреля 2012 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета Владимир Александрович Федоров

общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. Начиная со второй половины ХХ века происходят серьезные перемены в экономической жизни общества. Одной из наиболее важных тенденций стало опережающее развитие сектора услуг. В настоящее время в странах с развитой экономикой доля сектора услуг в валовом внутреннем продукте составляет около 70% и продолжает неуклонно расти.

Бытовое обслуживание населения – это часть сектора услуг, одна из важных сфер хозяйственно-экономической деятельности человека, связанная с созданием новых, ремонтом и модернизацией уже существующих товаров и удовлетворением вновь появляющихся бытовых потребностей, выполняемая по индивидуальным заказам населения.

В настоящее время в связи с ростом благосостояния и дефицитом свободного времени у работающего населения, актуальность услуг бытового характера возрастает, так как они позволяют высвободить свободное время для отдыха, саморазвития и общения с окружающими. Потребности населения в бытовых услугах являются остро необходимыми. Бытовые услуги позволяют удовлетворять эти потребности, они дополняют перечень предметов первой необходимости. Поэтому с уверенностью можно отметить социально-экономическую значимость сферы бытовых услуг и её прямую связь с задачей повышения качества жизни населения. Состояние сферы бытовых услуг – это своеобразный индикатор уровня социально-экономического развития общества.

В разные периоды времени наше государство уделяло данной сфере деятельности различное внимание. В период плановой экономики – это была крупная, технологически оснащенная отрасль народного хозяйства, поддерживаемая государством, на благо которой работали специализированные научные институты. В переходный период крупные предприятия службы быта закрылись, не сумев приспособиться к жестким реалиям рынка. Основу возрождения данной сферы деятельности составил малый бизнес, который оптимально адаптировался к рыночным условиям. Однако, необходимо отметить, что рынок позволяет активно развиваться услугам, рассчитанным на высокодоходные сегменты потребителей, при этом, без внимания остаются интересы малообеспеченных слоев населения. В связи с этим актуален вопрос разумного вмешательства государства в регулирование процессов, происходящих на рынке бытового обслуживания населения.

Все изложенное выше, а так же недостаточность современных научных исследований, посвященных бытовому обслуживанию и его развитию в условиях рынка, обуславливают актуальность и практическую значимость представленной темы диссертационного исследования.

Цель исследования заключается в разработке предложений по формированию, регулированию и развитию рынка бытового обслуживания населения в Хабаровском крае.

В соответствии с выдвинутой целью исследования были сформулированы следующие задачи:

  1. уточнить сущность бытовых услуг как экономической категории и провести их классификацию;

  2. охарактеризовать этапы формирования и развития сферы бытового обслуживания населения в России;

  3. выявить особенности, условия, факторы и основные тенденции в развитии бытового обслуживания населения в условиях современного рынка;

  4. рассмотреть методы государственного регулирования рынка бытового обслуживания населения;

  5. проанализировать состояние рынка бытового обслуживания населения Хабаровского края, определить особенности и факторы, влияющие на его развитие;

  6. выявить основные проблемы в развитии рынка бытового обслуживания населения Хабаровского края;

  7. разработать рекомендации по развитию сферы бытового обслуживания населения.

Объектом исследования является рынок бытового обслуживания населения Хабаровского края.

Предмет исследования организационно – экономический механизм функционирования рынка бытового обслуживания населения Хабаровского края.

Теоретической и методологической основой исследования послужили работы российских и зарубежных авторов, таких как Ф. Котлер, Т.Д. Бурменко, Н.Н. Даниленко, Т.А. Туренко, Маркова В.Д., Маслоу А., Песоцкая Е.В., Стаханов В.Н., Стаханов Д.В. и др. Проблемы организации бытового обслуживания и механизм регулирования данной сферы нашли отражение в работах В.И. Дмитриева, Л.А. боброва, Н.В. Гукова, А. И. Горанина, В.Н. Соловьева, И.М. Шатаева, Т.И. Корягиной, Г.А. Низовцева, Н. Панкратьева, Н.А. Платоновой, М.Г. Розе, М.Б. Россинского, В.В. Семенова, В.И. Таланцева, И.Н. Томоховой, Ш. Я. Турецкого, О.М.Тишиной, В.В. Юхименко и др. В работе использовались данные Госкомстата Российской Федерации, министерства пищевой промышленности и потребительского рынка Хабаровского края, министерства экономического развития Хабаровского края, а также нормативно-правовые акты органов власти и управления федерального, регионального и муниципального уровней, ресурсы сети Интернет, материалы научно-практических конференций, сведения статистической отчетности предприятий бытового обслуживания населения РФ, Хабаровского края.

Для решения поставленных задач были использованы общенаучные методы экономического описания, структурного и ситуационного анализа, сравнения, группировок, экспертных оценок. При обосновании рекомендаций для внедрения учитывались действующее законодательство и нормативная база, регулирующие деятельность предприятий службы быта.

Основные результаты и защищаемые положения:

  • уточнено понятие «бытовые услуги», на его основе сформулированы определения: «сфера бытового обслуживания населения», «рынок бытового обслуживания населения»;

  • обобщены существующие признаки классификации бытовых услуг, что в свою очередь, позволило выделить новые признаки;

  • исследована структура рынка бытового обслуживания населения, определены особенности и выявлены факторы, влияющие на его развитие;

  • на основе анализа состояния рынка бытового обслуживания населения в Хабаровском крае, определены основные тенденции и проблемы в его развитии, обоснована группировка административно-территориальных образований Хабаровского края с точки зрения перспектив развития рынка бытовых услуг (высоко перспективные, условно-перспективные, неперспективные);

  • установлены пробелы в нормативно-правовой базе, регулирующей деятельность в сфере бытового обслуживания населения, препятствующие развитию рынка бытового обслуживания населения;

  • разработана типовая структура центра бытового обслуживания, основанного на использовании дистанционного труда работников, предложены схемы взаимодействия заинтересованных сторон при заключении с работниками различных видов договоров;

  • показана возможность реализации на практике предложенной в первой главе классификации бытовых услуг на социально значимые и престижные (среднего и высшего уровня), обосновано категорирование организаций, оказывающих престижные виды бытовых услуг по пошиву швейных изделий;

  • обоснованы варианты размещения центров бытового обслуживания населения с учетом группировки городов и районов Хабаровского края с точки зрения перспектив развития рынка бытового обслуживания населения.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  • определены новые классификационные признаки бытовых услуг: по возможности прогнозирования спроса (бытовые услуги прогнозируемого и вероятностного спроса); по степени социальной значимости (бытовые услуги социально значимые и престижные, последние в свою очередь подразделяются на уровни: высший и средний);

  • сформулировано определение «престижная бытовая услуга» - это услуга сферы бытового обслуживания, направленная на удовлетворение повышенных потребностей человека в поддержании санитарно-гигиенического, эмоционального состояния или потребностей по изготовлению новых изделий, обладающих улучшенным качеством;

  • выделены основные этапы в формировании и развитии сферы бытового обслуживания населения в России с учетом факторов макросреды, преобладающих форм собственности и социально-экономических задач государства;

  • предложен порядок ценообразования для предприятий высшей категории на основе применения разработанного перечня динамических коэффициентов.

Практическая значимость проведенного исследования. Применение разработанной типовой структуры центра бытового обслуживания (ЦБО), основанного на использовании дистанционного труда, позволит повысить конкурентоспособность и ценовую доступность оказываемых услуг, а также положительно скажется на общей эффективности работы предприятий, действующих на рынке бытовых услуг. Использование категорирования предприятий по пошиву швейных изделий будет способствовать усилению конкуренцию среди исполнителей и лучшей информированности потребителей об уровне качества и цен на оказываемые услуги. Реализация рекомендаций по размещению ЦБО в местах компактного проживания различных социальных групп позволит более плодотворно удовлетворять потребности населения в услугах бытового характера, оказывать адресную помощь социально незащищенным слоям населения и предприятиям, оказывающим социально значимые бытовые услуги.

Апробация результатов исследования и практическое внедрение. Основные положения работы были представлены и обсуждались на международных и региональных научно-практических конференциях, в том числе «Особенности роста и развития региональных социально-экономических систем» (Пенза, 2009), «Экономика и управление: проблемы развития» (Волгоград, 2009), «Проблемы инновационного и экономического роста в условиях кризиса» (Хабаровск, 2010), «Организационно-экономическая модернизация национальной экономики на Востоке России» (Хабаровск, 2011). Результаты исследования изложены в 9 научных публикациях общим объемом 3,15 п. л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. Основной текст изложен на 172 страницах и включает в себя 16 рисунков и 45 таблиц. Список использованных источников включает 112 наименований. В дополнение к основному тексту работы представлено 6 приложений.
Основное содержание работы
Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, сформулированы его цель и задачи, определены объект и предмет, методологические основы и используемые методы, отражены результаты исследования, их научная новизна и практическая значимость.

В первой главе «Теоретические основы функционирования рынка бытового обслуживания населения» исследована экономическая сущность бытовых услуг, рассмотрены точки зрения различных авторов по данному вопросу, сформулировано авторское определение понятия «бытовые услуги» и производных от него понятий: «сфера бытового обслуживания населения» и «рынок бытового обслуживания населения», рассмотрена и дополнена классификация бытовых услуг, выделены этапы развития бытового обслуживания населения в России, изучены особенности, описаны субъекты, выявлены факторы, влияющие на конъюнктуру рынка бытового обслуживания.

Бытовые услуги, по мнению автора — это отдельные виды полезной производственной и непроизводственной деятельности (по созданию новых, ремонту и модернизации существующих товаров, оказанию нематериальных услуг и удовлетворению вновь появляющихся потребностей), выполняемые по индивидуальным заказам населения и организаций, направленные на удовлетворение личных (материальных и духовных) хозяйственно-бытовых потребностей людей, оказываемые как организованными, так и неорганизованными субъектами рынка.

Существующие классификации бытовых услуг было предложено объединить в три укрупненные группы: по содержанию услуги, по характеру спроса на услуги, по процессу оказания услуги с целью упорядочения изучения видов бытовых услуг. Предложены новые признаки классификации бытовых услуг: 1) по возможности прогнозирования спроса: прогнозируемого и вероятностного спроса (используя математические методы можно прогнозировать спрос на отдельные виды бытовых услуг для планирования потребности в ресурсах для их оказания); 2) по степени социальной значимости: социально значимые и престижные, последние подразделяются на средний и высший уровни (табл. 1).

Таблица 1

Примеры некоторых престижных и социально значимых бытовых услуг

Группа бытовых услуг

Социально значимые

Престижные

Банные услуги

Услуги бани, душа

Услуги сауны, водно-оздоровительного комплекса

Парикмахерские услуги

Услуги парикмахерской

Услуги салона красоты

Ремонт и пошив обуви

Услуги ремонта обуви

Услуги пошива обуви на заказ

Ремонт и пошив одежды

Услуги ремонта одежды

Услуги пошива модной одежды на заказ
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование и развитие рынка бытового обслуживания населения ( на примере Хабаровского края ) iconПостановление от 05 мая 2012 г. N 146-пр об утверждении государственной...
Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных целевых программ Хабаровского края", распоряжением Правительства...
Формирование и развитие рынка бытового обслуживания населения ( на примере Хабаровского края ) iconПостановление от 07 июня 2012 г. N 186-пр об утверждении государственной...
Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных целевых программ Хабаровского края", распоряжением Правительства...
Формирование и развитие рынка бытового обслуживания населения ( на примере Хабаровского края ) iconПоложение о краевом этапе Всероссийского конкурса юных инспекторов...
Хабаровского края, проводится угибдд увд по Хабаровскому краю, Комитетом по молодёжной политике Правительства Хабаровского края,...
Формирование и развитие рынка бытового обслуживания населения ( на примере Хабаровского края ) iconОб утверждении государственной целевой программы
Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных целевых программ Хабаровского края", распоряжением Правительства...
Формирование и развитие рынка бытового обслуживания населения ( на примере Хабаровского края ) iconПравительство хабаровского края постановление
В целях приведения нормативных правовых актов Хабаровского края в соответствие с действующим законодательством Правительство края...
Формирование и развитие рынка бытового обслуживания населения ( на примере Хабаровского края ) iconПостановление От 14 октября 2009 г. N 318-пр
Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2008 г. N 263-пр "О ходе реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" на...
Формирование и развитие рынка бытового обслуживания населения ( на примере Хабаровского края ) iconУчебник Физика-8, автор Новиков В. В
Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2008 г. N 263-пр "О ходе реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" на...
Формирование и развитие рынка бытового обслуживания населения ( на примере Хабаровского края ) iconДоклад заместителя Председателя Правительства края министра финансов...
Председателя Правительства края – министра финансов края Кацубы А. С. на расширенном заседании Правительства Хабаровского края 28...
Формирование и развитие рынка бытового обслуживания населения ( на примере Хабаровского края ) iconКультура дома и декоративно-прикладное искусство 9 класс теоретический тур
Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2008 г. N 263-пр "О ходе реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" на...
Формирование и развитие рынка бытового обслуживания населения ( на примере Хабаровского края ) iconСоздание тестов в Сдо Moodle. Работа с шаблоном ms office Word
Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2008 г. N 263-пр "О ходе реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" на...
Формирование и развитие рынка бытового обслуживания населения ( на примере Хабаровского края ) icon«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2008 г. N 263-пр "О ходе реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" на...
Формирование и развитие рынка бытового обслуживания населения ( на примере Хабаровского края ) iconМетодические рекомендации по проведению 1 и 2-го этапов Всероссийской...
Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2008 г. N 263-пр "О ходе реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" на...
Формирование и развитие рынка бытового обслуживания населения ( на примере Хабаровского края ) iconКонкурсное задание всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии»
Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2008 г. N 263-пр "О ходе реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" на...
Формирование и развитие рынка бытового обслуживания населения ( на примере Хабаровского края ) iconЛ. В. Шкурова, учитель физики моу «Беловская сош №1» Троицкого района
Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2008 г. N 263-пр "О ходе реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" на...
Формирование и развитие рынка бытового обслуживания населения ( на примере Хабаровского края ) icon280201. 65 – Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов
Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2008 г. N 263-пр "О ходе реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" на...
Формирование и развитие рынка бытового обслуживания населения ( на примере Хабаровского края ) iconПроект Постановления Правительства Хабаровского края Об утверждении...
Руководителям государственных учреждений, подведомственных министерству образования и науки Хабаровского края


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск