Скачать 79.19 Kb.
|
Использование потенциала человеческого капитала для инициирования инновационных процессов в экономике Н.В. Попова РГЭУ (РИНХ) г. Ростов-на-Дону В современной экономике доминирует точка зрения, согласно которой общественное богатство сводится к богатству материальному. По нашему мнению, наука и образование являются таким богатством, которое имеет как материальную, так и идеальную форму. Маркс считал, что развитие науки является лишь одной из форм, в которых выступает развитие производительных сил человека, т.е. общественного богатства. Поскольку человек составляет главное общественное богатство, постольку разнообразные виды научной и образовательной деятельности являются его различными гранями и сторонами, многообразными формами, а результаты (знания, образование) являются формами этого богатства, выступают условием развития человека. Посредством научной и образовательной деятельности воспроизводится способность человека к труду по производству знаний. Мир материальных благ образует лишь условие для деятельности человека – научной, образовательной и т.п. Государственную политику в области развития человеческого капитала необходимо основывать на теоретических концепциях. В теории управления существует гипотеза о полураспаде знаний (дословно — о «половине жизни знания»), выдвинутая А. Шапиро и получившая широкое распространение. Гипотеза сформулирована по аналогии с понятием периода полураспада радиоактивности, описывающим состояние интенсивности излучения радиоактивного вещества – оно постепенно сокращается, но никогда не исчезает окончательно. Поэтому выделяется период, за который излучение сокращается наполовину. Применительно к знанию данная аналогия означает, что человек ничего не забывает окончательно, и при определенном стечении обстоятельств из его памяти выплывает нечто давно утраченное. Период полураспада знаний определяется как время после завершения обучения, в течение которого теряется половина первоначальной профессиональной компетентности. Сегодня считается, что период полураспада знаний в сфере науки и проектирования составляет около 5 лет [1]. Износ человеческого капитала, как и других активов, имеет две стороны: физическую (утрата памятью человека части неиспользуемых знаний) и моральную – устаревание знаний в результате новейших достижений науки. П. Книхт классифицировал знания по периоду полураспада на знания с длинным и знания с коротким периодом полураспада. Знания с длинным периодом полураспада фундаментальны и поэтому более устойчивы к факторам морального старения. Они являются базой для приобретения многих видов знания с коротким периодом полураспада. Особенности каждого из двух типов знаний представлены в таблице 1. Таблица 1 - Знания с длинным и коротким периодами полураспада [1]
Долговременные знания приобретаются в процессе базового академического образования, которое приобретается за достаточно долгий период и финансируется домохозяйством и государством. Знания с коротким периодом полураспада приобретаются за краткосрочный период обучения, которое финансируется самим работником и (или) работодателем. Эти различные типы знания имеют и различную экономическую эффективность: кратковременные знания окупаются за короткий срок, а если они не окупились, затраты на их приобретение оказываются убытком; долговременные знания могут приносить экономический эффект всю жизнь, и без них невозможно приобретение и обновление текущих краткосрочных знаний. Исходя из этого, можно сделать вывод, что затраты на фундаментальное общее образование приносят значительный экономический эффект всему обществу. Знание как совокупность понятий и навыков, имеет ряд особенностей: при использовании оно не уменьшается количественно, а распространяется и накапливается, т.е. самовозрастает; использование знания в качестве производительной силы увеличивает производительность труда. С философских позиций под категорией «знание» понимается селективная, упорядоченная, определенным способом полученная и в соответствии с какими-либо критериями оформленная информация, имеющая социальное значение и признаваемая в качестве знания определенными группами субъектов и обществом в целом [2]. Знания как товар способны удовлетворять личные, групповые и общественные потребности экономических субъектов. Потребность в знаниях определяется разнородными, но взаимообусловленными интересами экономических субъектов:
Формирование институциональных механизмов развития и функционирования рынка знаний представляет собой совокупность действий, направленных на увеличение человеческого капитала и повышение эффективности его использования в целях развития национальной экономики. Объектная структура рынка знаний представлена совокупностью знаний как таковых, которые могут передаваться потребителю и рассматриваться как товар (рис. 1). Объектами рынка знаний выступают сопутствующие образовательные услуги, повышающие компетенции работников, консалтинговые, экспертные, проектные услуги и работы; информация, отражающая результаты интеллектуального поиска; объекты интеллектуальной собственности и опытно-производственной деятельности, в том числе ноу-хау, изобретения, лицензии и патенты, модели и промышленные образцы, программные продукты, технологии, методики и способы выполнения процессов, работ и оказания услуг, инновационные образцы товаров и т.п. Рис. 1. Объектная структура рынка знаний Использование потенциала человеческого капитала для инициирования инновационных процессов в экономике предполагает развитие его интеллектуальной, научной и инновационной составляющих. Для работников творческого труда потребность в получении нового знания и его использовании не связана с экономическими интересами – стремлением получить доход/прибыль, основной для них является познавательная мотивация: стремление изучать мир, получать новое знание, создавать на его основе новые блага, совершенствовать процессы производства, распределения и обмена. Познавательная мотивация реализуется в созидательной деятельности человека, при этом субъективные мотивы и интересы аффилированы, с одной стороны, с эндогенными объективными потребностями, а с другой – с экзогенными объективными факторами, воздействующими на потребности, мотивы и интересы субъектов человеческого капитала. Это означает, что познавательная мотивация возникает как следствие не только психологических особенностей носителей человеческого капитала, но и объективных экономических отношений, выступающих условием существования познавательных мотивов хозяйственной деятельности, на которые следует воздействовать при построении институтов и механизмов модернизации экономики. Ускорение НТП инициирует непрерывный процесс расширенного воспроизводства знаний, воплощаемых в человеческом капитале. Получение и использование нового знания в экономической науке традиционно связываются с предпринимательством, инновационная функция которого трансформируется в знаниевое предпринимательство – создание нового знания и продуктов, построенных на этом новом знании.[3] В теории предпринимательства используется термин «интеллектуальное предпринимательство», впервые использованный А.Р. Червитцем, который считал, что: «Создание материального богатства представляет собой лишь одно из частных проявлений предпринимательства. Интеллект не может быть ограничен академической научной школой, а предпринимательство – это не бизнес, это установка на овладение миром, это процесс культурной инновации»[4]. Он рассматривал интеллектуальное предпринимательство как производство новых знаний и воплощение их в конкретные жизненные блага посредством механизмов сотрудничества и взаимодействия экономических агентов, принимающих на практике форму различных интеллектуальных сообществ. Используется этот термин и другими авторами [5]. По нашему мнению, термин «знаниевое предпринимательство» более четко отражает реализацию человеческого капитала в части: 1) производства знаний; 2) использования нового знания как составляющей человеческого капитала; 3) восприятия знаний как основной движущей силы экономического развития; 4) восприятия человека как фактора и результат производства, поскольку знаниевое предпринимательство предполагает увеличение такой составляющей человеческого капитала, как знания и компетенции, увеличивающие способности к деятельности и изменяющие структуру потребностей. В постиндустриальной экономике производственный процесс охватывает весь цикл преобразования знания в инновационный продукт по схеме: «наука – технология – продукт – рынок». Научные знания совершенствуют технологию, изменение технологии приводит к появлению инновационных продуктов, которые уже формируют новые сегменты рынка. Непрерывность этих процессов модифицирует экономическое пространство, превращая его в «инновационную арену» [6] деятельности предпринимателей, опирающихся на аккумулированные в человеческом капитале научные достижения и опыт практической деятельности. Литература
|
Образовательная программа «Государственно-общественное управление... «Государственно-общественное управление средство формирования успешного человека (человеческого капитала) в условиях общеобразовательной... | Концепция человеческого капитала в современной экономической теории... Исследователи по-разному определяют эту новую эпоху, дают ей разные названия и выделяют разные ее характеристики, но большинство... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине имитационное моделирование... «Прикладная информатика в экономике». Составитель: доцент к ф м н., доцент Кузьмин П. И. Барнаул, Алтайский государственный университет,... | Программа по курсу «Реинжиниринг бизнес- процессов» для специальности... Рабочая программа по курсу «Реинжиниринг бизнес- процессов» составлена на основании учебного плана специальности 080801 «Прикладная... | ||
Обеспечение устойчивого сбалансированного развития региона на основе... Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ленинградской области | «Повышение качест ва обучения в условиях перехода на фгос через использование... Мбоу сош №7 состоялся районный семинар директоров образовательных учреждений по теме «Повышение качества обучения в условиях перехода... | ||
Оценка и анализ развития человеческого капитала в Приволжском федеральном округе «промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система» | «Отношения собственности в рыночной экономике», представлены интерактивные... Разработка и внедрение перспективных методик преподавания в образовательных учреждениях общего и профессионального образования г.... | ||
Актуальные проблемы формирования структуры капитала коммерческих... Структура этого капитала. Описаны и проанализированы два подхода к оптимизации структуры капитала. Автором предложена политика управления... | Национальный проект «здоровье»: направления и результаты Именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. В конечном счете решение именно этих вопросов... | ||
2. Мировая экономика и международные отношения. Вопросы развития человеческого потенциала Апологетика в XIX-XX вв. (Эпоха великих германских философов и больших достижений науки) | Н. Н. Баранский Статья «Использование инновационных компьютерных технологий на уроках географии» Е современных инновационных технологий в учебном процессе сейчас очень актуально. Современные инновационные технологии способствуют... | ||
Развитие профессионально-знаниевых компетенций как компонентов человеческого капитала Московском госуниверситете и Высшей школе экономики). В-третьих – за счет их систематического привлечения к участию в различных научно-практических... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образование сегодня рассматривается как основа инновационного развития экономики, общества и человеческого капитала, как фактор благополучия... | ||
Департамент развития человеческого потенциала Аппарата Правительства Пермского края Блок первый: Генезис феодализма у восточных славян и образование раннефеодального Древнерусского государства | Задачи долгосрочного планирования. Понятие стоимости капитала Дисконтирование потоков денежных средств при оценке издержек привлечения капитала. Модель Гордона |