Тема «Экономика и политический строй в канун преобразований Петра I»





Скачать 84.95 Kb.
НазваниеТема «Экономика и политический строй в канун преобразований Петра I»
Дата публикации30.09.2013
Размер84.95 Kb.
ТипРазработка урока
100-bal.ru > Экономика > Разработка урока
МОУ «Васильчуковская СОШ»

Разработка урока

Тема «Экономика и политический строй

в канун преобразований Петра I»

10 класс

учитель истории:

Миникеева М.А.


Васильчуки, 2009 год

План – конспект урока в 10 классе

«Экономика и политический строй

в канун преобразований Петра I»

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с особенностями внутреннего развития и международного положения России на рубеже XVII - XVIII веков. Выяснить причины отставания России от ведущих стран мира. Показать историческую необходимость внутренних преобразований и выхода к морям. Дать представление о молодости Петра, начале его правления и первых преобразованиях

2. Совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстом учебника и дополнительной литературой, умение составлять мультимедийные презентации, совершенствовать навыки устного выступления и навыки работы с картой. Развивать умение анализировать и обобщать исторические явления, выделять главное и устанавливать взаимосвязь между явлениями, развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся.

3. Способствовать воспитанию таких черт характера, как  трудолюбие, целеустремленность на примере образа Петра Первого как личности и правителя. 

Основные понятия, имена и даты: Петр Первый, реформы, Великое Посольство, 1695г., 1696 г., 1697-1698 гг.

Оборудование урока: Карта «Россия в 1 половине 18 века», родословная первых Романовых, раздаточный материал. 

Опережающее задание: в начале изучения темы учащимся дается задание подобрать материал о детстве и юности Петра I, об Азовских походах, о Великом посольстве для составления мультимедийных презентаций

Оборудование урока:

  1. Карта «Россия с конца XVII века до 60-х годов XVIII века (Европейская часть)»

  2. Компьютер, проектор.

  3. Презентации, подготовленные учащимися: «Экономика и политический строй в канун преобразований Петра I», « «Детство и юность Петра», «Великое посольство», «Азовские походы».

  4. Раздаточный материал (карточки-задания для работы в парах).

Ход урока




Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

1

Оргмомент

Создание психологического настроя, мотивирование учащихся на положительную работу.


Подготовка к уроку.

Запись темы урока в тетрадь

2

Вводно-мотивационная часть, выявление исходного противоречия и постановка учебной задачи урока

Создать условия достижения положительных результатов, постановка перед учащимися задач изучения темы, использование метода эвристической беседы в сочетании с самостоятельной работой учащихся, использование компьютерной техники.

1.Мы приступаем к изучению нового периода российской истории – эпохи петровских преобразований. Этот период теснейшим образом связан с личностью Петра I – однако истоки петровских преобразований следует искать в процессе экономического развития России, контактах с европейскими странами, обмирщании культуры, развивавшихся на протяжении всего XVII века. Россия не могла дальше оставаться в изоляции – рано или поздно, внутренние потребности и внешнее влияние должны были привести к реформам и сближению с европейскими странами. Действия Петра были резкими, часто жестокими, но они шли в русле тех изменений, которые начались еще при предыдущих царях – Михаиле Романове, Алексее Михайловиче, Федоре Алексеевиче, царевне Софье. Петр решительно подошел к проблемам и стал добиваться их решения радикальными методами.

Задание для учащихся:

  1. «Определите задачи нашего урока»




  1. Организация работы со схемой.


Постановка проблемы.

«Отставание России от стран Западной Европы»



В чем?

Как преодолеть?


Почему?


Определяют цели и задачи предстоящей деятельности. Анализируют.

Прогнозируют.
Выясняют причины.

Записывают в тетрадь.

3

Организация учебной деятельности

Объяснение учителя. Демонстрация карты.

Характеристика территории России в начале XVIII века. Население.

Запись основных характеристик в тетрадь

Организация самостоятельной работы с текстом учебника, с карточками дополнительного материала.

Организация парной работы.

Выявление проблем в развитии России:

  • в экономике (промышленность, с/х);

  • в торговле;

  • в армии;

  • в государственном управлении




Чтение текста и дополнительного источника.

Выделение главного.

Запись вывода в тетрадь.

Развитие устной речи (умение делать полный ответ)


Работа над проблемным заданием «В чем причины отставания России от европейских стран?»

Организация самостоятельной работы с текстом учебника, с карточками дополнительного материала.

Организация парной работы.

Выявление причин отставания:

  • Слабо развитая промышленность;

  • Незначительное количество мануфактур;

  • Мелкотоварное производство;

  • Использование в основном труда крепостных крестьян;

  • Недостаточное изыскание и добыча полезных ископаемых;

  • Пережитки феодальной раздробленности;

  • Отсутствие регулярной армии и флота;

  • Отсутствие выхода в море;

  • Организация самостоятельной работы с текстом учебника, с карточками дополнительного материала.

  • Организация парной работы.

  • Устаревшая система управления;

  • Слабое развитие международной торговли;

  • Монголо – татарское иго на долгий период

замедлило развитие государства;

  • Период гражданской войны и интервенции в

годы Смуты отрицательно сказался на

экономическом развитии государства

Самостоятельная работа с текстовым источником.

Анализ и обобщение.

Развитие критического мышления через выдвижение предположений.

Выделение главного.

Развитие устной речи.

Развитие умения делать обобщения и выводы.

Запись краткого вывода в тетрадь.








Объяснение учителя. Предпосылки реформирования.

Задание: «Что было сделано до Петра его предшественниками?»

Организация самостоятельной работы с учебником (стр. 4) Вывод.

Задание: Как вы понимаете высказывание С.М. Соловьева «Народ поднялся и собрался в дорогу, но кого – то ждали, ждали вождя, вождь явился, требовалось чрезвычайное напряжение сил, чрезвычайный труд».


Анализ информации.

Выделение главного.

Развитие логического мышления.

Формирование навыков устной речи.


Проблемное задание

Прочитав документ, определите задачи, стоявшие в данный момент перед Россией в это время?

Вот важнейшие задачи этой программы:

1). Мир и даже союз с Польшей;. 2). Борьба со Швецией за восточный берег Балтийского моря, с Турцией и Крымом за южную Россию; 3). Завершение переустройства войска в регулярную армию; 4). Замена старой системы налогов новой, подушной и поземельной; 5).развитие внешней торговли и внутренней обрабатывающей промышленности; 6). Введение городского самоуправления; 7). Освобождение крестьян с землей; 8).заведение школ не только общеобразовательных, но и технических, приспособленных к нуждам государства – и все это по иноземным образцам и даже с помощью с иноземных руководителей.

Совокупность этих преобразовательных задач есть не что иное, как преобразовательная программа Петра; эта программа была вся готова еще до начала деятельности преобразователя. В том и состоит значение московских государственных людей XVIII века: они не только создали атмосферу, в которой вырос и в которой дышал преобразователь, но и начертали программу его деятельности, в некоторых отношениях шедшую даже дальше того, что он сделал.
Ключевский В.О. Исторические портреты. – М., 1991. – С. 150



Анализируют документ.

Выполняют прогнозирование, выдвигая предположения







Просмотр презентаций, подготовленных учащимися по темам «Детство Петра I», «Азовские походы», «Великое посольство»

Самостоятельная работа учащихся с элементами ученического исследования.

Использование в работе ИКТ. Формирование умения устного представления своей работы.

4

Этап проверки понимания учащимися нового материала

Создать условия для достижения положительных результатов, закрепить у учащихся умений оперировать полученными ранее знаниями..

Задание.

«Начало» - название флагманского корабля во втором походе на Азов. А в чем еще символичность этого названия?

  • начало русского флота;

  • начало решения государственных задач;

  • начало славных дел Петра.




Обобщают,

делают выводы.

Воспроизводят основные идеи нового материала

5

Рефлексия

Урока и оценивание

учащихся

Использование алгоритма оценки работы класса, учителя и отдельных учеников. Стимулирование высказываний личного мнения учащихся об уроке и способах работы на нем.

Сегодня на уроке я:

  • Научился….

  • Было интересно….

  • Было трудно….

  • Мои ощущения….

  • Мне показалось важным….

  • Я понял, что….

  • Я почувствовал, что….

Урок:

  • показался мне интересным….

  • заставил задуматься….

  • навел меня на размышления…..

Своей работой на уроке я:

  • Доволен….

  • Не совсем доволен….

  • Я недоволен, потому что….

  • Я выбрал эти задания на уроке, потому что:

  • Хочу проверить свои знания….

  • Они мне нравятся больше остальных…

  • Я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями….


На основе анализа деятельности на уроке делают самооценку и оценку работы класса и отдельных учащихся.


6.

Задание на дом

  • П.41, начать заполнять таблицу на стр. 10 всем

  • П.42, ответить на вопросы к параграфу (по желанию)





Список источников и дополнительной литературы:


  • Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России

(с древнейших времен до конца XIX в.) 10 класс. – М.: ВАКО, 2005.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема «Экономика и политический строй в канун преобразований Петра I» iconКонспект урока в 10 классе «Экономика и политический строй в канун...
России на рубеже XVII xviii веков. Выяснить причины отставания России от ведущих стран мира. Показать историческую необходимость...
Тема «Экономика и политический строй в канун преобразований Петра I» iconКурсовая работа
...
Тема «Экономика и политический строй в канун преобразований Петра I» iconУрок на тему: «Преобразования Петра I»
Цель урока: проследить процесс преобразований Петра I, их, причины, ход и значение
Тема «Экономика и политический строй в канун преобразований Петра I» iconПрограмма дисциплины «Военное дело в Российской империи»
Структура, способы набора и боеспособность российского войска в канун военной реформы Петра I
Тема «Экономика и политический строй в канун преобразований Петра I» iconПетр Первый! Во всём ты Первый!
Цель урока: проверить знания учащихся и степень усвоения материала о периоде правления Петра Первого. Вместе с детьми сделать общие...
Тема «Экономика и политический строй в канун преобразований Петра I» icon"Русь" скандинавского происхождения
Предпосылки образования Древнерусского государства в IX xi вв. Норманнская теория. Политический и социально-экономический строй Киевской...
Тема «Экономика и политический строй в канун преобразований Петра I» iconКакие центры Руси борются за лидерство в XIII в.?
Как можно охарактеризовать социально-политический строй Московского государства в xv–xvi вв.?
Тема «Экономика и политический строй в канун преобразований Петра I» iconВеликий реформатор Петр
«Значение реформ Петра I» потому, что хотела раскрыть важность петровских преобразований для русского государства. Актуальность данной...
Тема «Экономика и политический строй в канун преобразований Петра I» iconВопросы к экзамену по отечественной истории отделение «связи с общественностью»
Возникновение Древнерусского государства. Социальная структура и политический строй Киевской Руси
Тема «Экономика и политический строй в канун преобразований Петра I» iconРеферат по предмету «История Отечества» тема: Последовательность,...
Особенности исторического развития России в XVI-XVII вв обусловили необходимость социально – экономических и политических преобразований...
Тема «Экономика и политический строй в канун преобразований Петра I» iconПлан Советская Россия на путях нэпа (1921-1927 гг.). Политический...
Социально-экономическая политика Советского государства в конце 1920-х 1930-е годы
Тема «Экономика и политический строй в канун преобразований Петра I» iconТема социальная информатика
В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций преобразований общественных отношений из-за кардинальных...
Тема «Экономика и политический строй в канун преобразований Петра I» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: формирование образа преобразований Петра I как решительного изменения всех форм общественной и государственной жизни
Тема «Экономика и политический строй в канун преобразований Петра I» iconУчебное пособие по английскому языку Краснодар
Великобритании и США (географическое, экономическое положение, политический строй, население, государственное устройство, конституционное...
Тема «Экономика и политический строй в канун преобразований Петра I» iconКонспект урока истории в 10 классе разработал Сысоев Дмитрий Владимирович...
Цель: довести до учеников характеристики личности выдающегося политического деятеля, первого императора России – Петра I
Тема «Экономика и политический строй в канун преобразований Петра I» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору сд. В1 «Российское...
Цель дисциплины по выбору – познакомить студентов с историей Русской православной церкви в контексте ее взаимоотношений с государственной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск