В. Г. Белинского принято утверждаю на заседании Ученого совета Проректор по учебной работе факультета экономики, менеджмента и информатики М. А. Пятин Протокол





НазваниеВ. Г. Белинского принято утверждаю на заседании Ученого совета Проректор по учебной работе факультета экономики, менеджмента и информатики М. А. Пятин Протокол
страница1/4
Дата публикации27.06.2013
Размер0.68 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Экономика > Рабочая программа
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Пензенский государственный педагогический университет

имени В. Г. Белинского


принято утверждаю

на заседании Ученого совета Проректор по учебной работе

факультета экономики, менеджмента и информатики ____________ М. А. Пятин

Протокол заседания совета факультета подпись

№ 4 от « __22___ » ____12_____2010 г.

« ___ » ________________ 2010 г.

Декан

факультета __________ Ж. М. Байрамова

подпись


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ»

Направление подготовки 080100 «Экономика»
Магистерская программа «Финансовая экономика»
Факультет экономики, менеджмента и информатики
Кафедра финансов и кредита

Пенза – 2010

    1. Квалификационные требования

1.1. Направление утверждено приказом Министерством образования Российской Федерации по высшему образованию от 2 марта 2000 г. №686.

1.2. Степень выпускника – магистр экономики

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 521600 Экономика при очной форме обучения 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе; при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля - к педагогической деятельности в высших учебных заведениях.

1.4. Возможности продолжения образования.

Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре по научным специальностям согласно перечню Номенклатуры специальностей научных работников.



    2. Цели освоения дисциплины

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА – освоение мирового наследия в области экономической мысли, углубление и систематизация знаний, полученных в курсе «Экономическая теория».

ЗАДАЧИ:

  • знакомство с основными экономическими школами и направлениями;

  • освоение теорий зарубежных и отечественных экономистов, которые внесли наибольший вклад в развитие экономической науки;

  • получение навыков практического применения рекомендаций каждой экономической школы.

Учебная задача. В результате обучения студенты должны получить знания по основным этапам развития экономической науки и научиться применять теоретические идеи и концепции в решении практических экономических задач.

Формы проведения занятий: лекции и семинары.
3. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

История и методология экономической науки является фундаментальной наукой, лежащей в основе всех специальных дисциплин. Её непосредственной базой выступают история, экономическая теория, микроэкономика и макроэкономика, кроме того, она тесно связана с философией, социологией, иностранным языком, т.е. дисциплинами, изученными по программе бакалавриата.

Особенностью программы является ее универсальный и гибкий подход, а также уровень фундаментальности, в зависимости от аудитории, базы подготовки, потребности в объеме необходимом для изучения программы часов.
4. Распределение времени, отведенного на изучение дисциплины по учебному плану:

Форма учебной работы

форма обучения

очная

по семестрам

2




Общая трудоемкость, всего часов

100




Аудиторные занятия (АЗ)

32




Лекции (Л)

16




Практические занятия (ПЗ)







Семинары (С)

16




Домашняя работа







Другие виды аудиторных занятий (индивидуальная работа со студентом)







Самостоятельная работа (СР)

68




Контрольная работа







Компьютерное тестирование







Форма итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет





Тематический план обучения по схеме:






Наименование разделов и тем

форма обучения

АЗ


СР

Л

ПЗ

1

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ И ПРОЕКТЫ НАУКИ

2




4

2

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

4




12

3

«КАРТИНА МИРА» И «НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»

2




12

4

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

2

4

10

5

Классическая политическая экономия

2

4

10

6

Русская политэкономия

2

4

10

7

НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. маржиналЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

2

4

10

Всего часов

16

16

68


5. Содержание дисциплины
ТЕМА 1 МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ И ПРОЕКТЫ НАУКИ

Основные стороны бытия науки. Понятие мировоззренческого стандарта. Наука как система знаний, как процесс получения новых знаний, как социальный институт и как особая область и сторона культуры. Научная деятельность.

Усовершенствование технических средств на основе научных знаний. Производство (Production) как процесс превращения ресурсов в готовую продукцию. Техника с материалистической и философской точки зрения.

Понятие мировоззренческого стандарта в науке. Мировоззрение. Менталитет (лат. Mentalis - умственный). Докса (мнение). Стандарт.

Специфика научного знания в свете проектов науки. Альтернативная модель мира. Уровни научного познания и их взаимосвязь. Научное знание (паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное, псевдонаучное, обыденно-практическое, личностное, «народная наука»). Познавательные технологии (паранормальное знание, псевдонаука и девиантная наука). Виды научных исследований.
ТЕМА 2 МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

Методы познания. Метафизика и диалектика

Методы познания и формы знания эмпирического и теоретического уровней. Классификация наук по предмету и методу: гуманитарные, общественные, технические и естественные. Три основных уровня методологии: методология философская, общенаучная, конкретно-научная.

Эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, описание и систематизация фактов. Строение и динамика научного знания (эмпирический и теоретический уровни исследования).

Метод и методология. Основная функция метода - внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Разработка метода познания в истории философии (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г.-Ф. Гегель, К. Маркса). Методология как общая теория метода.

Поиск и систематизация фактов. Научные идеи. Гипотеза. Методы анализа. Два способа построения теорий (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный) и их применение в науке. Логика.
ТЕМА 3 «КАРТИНА МИРА» И «НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»

Парадигмальный характер научной картины мира. Концепция и теория. Требование времени: не новый рационализм, а новое мировоззрение. Гелиоцентрическая парадигма. Стационарные модели Вселенной. Динамические модели Вселенной.

Понимание как интерпретация: приписывание значения исходным символом, т.е. придание, приписывание смысла тому, что мы понимаем. Основа понимания: социальный и индивидуальный контексты, их взаимодействие. Взаимопонимание. Понимание в процессе человеческой деятельности: понимание деятельности; субъективный и объективный смысл деятельности. Объяснение: объяснить значение, сделать ясным, понятным. Наука как ответ на человеческие потребности: жизненные (витальные); потребности безопасности; потребность в познании и понимании. Наука и нравственность. Применение научных открытий в практической повседневной деятельности. Внутринаучная этика: нормы, ценности и правила, регулирующие поведение ученых в рамках их сообществ. Отношение между научным и ненаучным в различных областях. Виды научного объяснения.

Фальсифицируемость и фальсификацонизм в теории К. Поппера.
ТЕМА 4. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

Основные этапы развития экономической теории. Периодиза­ция истории экономических учений. Методология курса. Мес­то отечественной экономической мысли в пространстве ми­ровой экономической теории.

Главные особенности экономической мысли древнего мира. Экономические учения Древней Азии. Взгляды Кон­фуция и их влияние на развитие Китая. Экономические уче­ния Древней Греции. Экономические аспекты трудов Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Экономическая мысль Древне­го Рима. Вопросы земельной собственности, аренды земли, земельного кадастра, практики ведения сельского хозяйства в письменных источниках и произведениях древнегреческих и древнеримских ученых. "Земледелие" Катона Старшего и - "Сельское хозяйство" Варрона. Экономические идеи гракховского аграрного движения. Кодекс законов Хаммурапи. Артхашастра как отражение азиатского способа производства.

Экономические представле­ния раннего христианства. Коран. Библия. Специфика и основные направле­ния экономической мысли в первом тысячелетии новой эры. Экономические идеи "Салической правды" и "Капитулярия о виллах". Поиски "справедливой цены" Фомой Аквинским и канонистами. Проблемы собственности, принципов эконо­мической политики, сельской общины и поземельных отно­шений в западноевропейской и русской (IX — XVI вв.) эко­номической мысли. Экономическая идеология "Русской правды". Ермолай Еразм, Феодосий Косой, Матвей Башкин, Иван Семенович Пересветов о крестьянах, крестьянском труде, формах и размерах земельной ренты.

Основные этапы развития меркантилизма. Доктрина тор­гового баланса в раннем и позднем меркантилизме. Взгляды меркантилистов на природу денег и денежного обращения. Особенности меркантилизма в отдельных странах. А. Монкретьен и французский меркантилизм. Особенности русского меркантилизма. Взгляды А. Л. Ордина-Нащокина, Ю. Крижанича, И. Т. Посошкова, М. В. Ломоносова. Экономическая политика Петра I. Осуществление принципов фритредерства в современных условиях и современные вари­анты политики протекционизма. Меркантилизм и современ­ная экономическая теория. Дж. Кейнс и Т. Мальтус о меркантилизме.

Франсуа Кенэ и его концепция "естественного порядка". Учение о чистом продукте, о производительном (земледельческом) и " бесплодном" труде, о капитале и его структуре. Анализ воспроизводства в "Экономической таб­лице" Ф. Кенэ. Место земельной ренты в экономической системе физиократов. Дальнейшее развитие физиократических воззрений у А. Тюрго, К. Гурне, В. Мирабо, М. де ла Ривьера. А. Тюрго о связи ренты и процента.
ТЕМА 5. Классическая политическая экономия

Исторические условия и общая характеристика класси­ческой политической экономии. Две ее основных школы и их представители. В. Петти и его трактовка стоимости, заработ­ной платы, земельной ренты, процента и цены земли. Общая характеристика французской классической политической экономии. П. Буагильбер и физиократы об определяющей роли сельского хозяйства в богатстве и благосостоянии го­сударства.

Вклад А. Смита в экономическую теорию. Работа А. Сми­та "Исследование о природе и причинах богатства народов". А. Смит об экономических законах, принципах эффективной экономики и роли государства в обеспечении благосостоя­ния общества. Учение А. Смита о разделении труда, обмене и деньгах. Теории внешней торговли А. Смита и Д. Рикардо. Трактовка классиками сути заработной платы, прибыли, ренты производительного и непроизводительного труда. Учение о капитале и его структуре. Идеи А. Смита и современная рыночная экономика. А. Смит и Д. Рикардо о целях, направлениях, инструментах и последствиях протекционистских мер по защите нацио­нальных рынков хлеба и других сельскохозяйственных продук­тов.

Дж. С. Милль – завершитель классической политической экономики. Вклад Дж. С. Милля в разработку вопросов собствен­ности на землю. Методология Дж. С. Милля. Природная, географическая, климатическая, историческая нацио­нальная детерминированность конкретных поземельных отношений. Основные аргументы Дж. С. Милля в защиту утверждения об экономических преимуществах мелкой земельной (крестьянской) собственности. Дж. С. Милль о положительном влиянии крестьянской собственности на социально-экономические, культурные векторы обще­ственного развития (образ жизни, нравственность, образо­вание, воспитание, отношение к природе и земле, трудолю­бие, мышление, бережливость, семью и т. д.). Дж. С. Милль и современное крестьяноведение.

Актуальность идей классиков для современной России.

Исторические условия возникновения марксизма. Методологические принципы экономической теории К. Маркса и Ф. Энгельса. Основные этапы формирования марксовой экономической теории и основные его работы. История создания, структура и содержание «Капитала». Марксизм о движущих силах и механизме общественного развития, об основных чертах экономической системы социализма и коммунизма. Решение проблем распределения, социаль­ной справедливости и равенства в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина. Марксистские теории стоимо­сти, денег, заработной платы, прибавочной стоимости. Марксизм об экономических предпосылках и причинах "социалистической революции".
ТЕМА 6. Русская политэкономия

Зарождение русской классической школы: Александр Николаевич Радищев. Русское фритредерство: Николай Семенович Мордвинов и Николай Иванович Тургенев.

Утопический социализм в России: его специфика и пе­риодизация. "Народный утопический социализм". Герцен А. И., Огарев Н. П. — родоначальники социалистической традиции в общественной мысли России. Развитие утопи­ческого социализма в России в 1841 — 1848 гг. Возникно­вение и разработка теории крестьянского, общинного со­циализма. Н. Г. Чернышевский и его экономические взгля­ды. Народники.

Идеологизация русской политической экономии. Экономические взгляды народников М. А. Баку­нина, П. Н. Ткачева, П. Л. Лаврова. Трудовая теория стоимости и концепция «народного производства» В. П. Воронцова и Н. Ф. Даниельсона. Анархизм М. А. Бакунина. Социализм как свободная федерация рабочих и сельскохозяйственных общин.

Взгляды российских ученых-экономистов: Чаянова А. В., Туган-Барановского М. И., Н. И. Бухарина. М. И. Туган-Барановский о социально-экономической, классовой природе кооперации, об истории и формах кооперации, спе­цифике крестьянской кооперации. Работа М. И. Туган-Бара­новского "Социальные основы кооперации". Понятие сельс­кохозяйственной кооперации, диалектика ее развития, ос­новные принципы кооперирования, формы и направления в работах Чаянова А. В. Основные школы и направления в те­ории кооперации в России в 20 — 30 гг. В. И. Ленин, Н. И. Бухарин о социально-экономической сущности кооперации, формах и принципах кооперирования.

Теория крестьянского хозяйства — центральная проблема творчества Чаянова А. В. Место семейного хозяйства в сис­теме национальной экономики. Основные принципы органи­зации крестьянского хозяйства по Чаянову А. В. Организа­ционный план крестьянского хозяйства. Чаянов А. В. о при­чинах устойчивости крестьянского хозяйства. Вклад едино­мышленников Чаянова А. В. — Челинцева А. Н., Макарова Н. П., Рыбникова А, А., Кондратьева Н. Д. и других в форми­рование и теоретические достижения организационно-производственного направления отечественной экономической мысли.

Исследование Н. Д. Кондратьева в области экономичес­кой статики, динамики и конъюнктуры. Теория больших циклов (длинных волн). Односекторная модель экономичес­кого роста Н. Д. Кондратьева и ее особенности. Влияние кондратьевских разработок на становление экономико-матема­тического анализа. Разработка Кондратьевым Н. Д. основ планирования и прогнозирования. Аграрно-экономические концепции Н. Д. Кондратьева. Вклад ученого в методологию изучения экономических явлений.

Зарождение русской экономико-математической школы и ее основные направления. Сфера экономики и оригиналь­ность подхода к ее исследованию в трудах В. К. Дмитриева. Приоритетность и значение работ Е. Е. Слуцкого в сфере экономико-математического анализа. Отечественная эконо­мико-математическая школа в 20 — 30-е годы. Российская почва метода "затраты-выпуск" В. Леонтьева. Создание кон­цепции межотраслевого баланса и приоритет отечественной науки в разработке балансовых методов анализа экономики. Открытие Л. В. Канторовичем линейного программирования и его влияние на дальнейшее развитие математических ме­тодов. Разработка теории оптимального планирования. Со­здание основ СОФЭ.

Анчишкин А. И. – перевод экономики с экстенсивного на преимущественно интенсивный путь развития. Яременко Ю. В. – разработка общей теории функционирования плановой эконо­мической системы. Явлинский Г. А. и проблемы совершенствования хозяйст­венного механизма в СССР. Глазьев С. Ю. – экономист-математик, автор теории последовательного становления и смены технологических ук­ладов. Гайдар Е. Т. и концепция «шоковой терапии».

Выдающиеся российские экономисты современности. В. Леонтьев – автор метода «затраты – выпуск», создатель экономико-матема­тических моделей межотраслевого баланса производства и распреде­ления продукции. Меж­отраслевые балансы. «Школа Цаголова». Л. Абалкин и движение экономической теории к новой парадигме обществоведения, новая роль и новые задачи отечественной экономической науки, пробле­мы ее взаимодействия с обществом.
ТЕМА 7. НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. маржиналЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Возникновение и суть маржинализма. Зарождение авст­рийской школы и ее представители: К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк. Методология австрийской школы. Теория предельной полезности и ее варианты. Основные теории по­требительского поведения и рациональных ожиданий.

Методология математической школы. Теория цены А. Курно. Законы Г. Госсена и его принцип равновесия про­изводства. Концепции равновесия у С. Джевонса, Л. Вальраса. Теория полезности в трактовках С. Джевонса, Л. Вальраса, В. Парето. Критерий эффективности общественного про­изводства по Парето (оптимум Парето). Проблема общего равновесия и ее решение у Парето.

Теории спроса, предложения, цены А. Маршалла. Теория эластичности спроса. А. Маршалл о предмете, основных це­лях и главных вопросах экономической науки. Место "Экономической теории благосостояния" А. Пигу в рамках Кембриджской школы и в рамках нео­классического направления.

Вклад американской школы в становление факторного анализа и использование производственной функции как аналити­ческого инструмента. Дальнейшая эволюция теории предельной полезности и концепции экономического равновесия (разра­ботка ординалистского аспекта теории полезности Дж. Хиксом и П. Самуэльсоном; эффект Слуцкого-Хикса; совершен­ствование общего социального оптимума (оптимума Парето): критерии Н. Калдора, Дж. Хикса, Т. Скитовски, А. Бергсона, А, Пигу; производственная функция и ее интер­претация К. Викселлем, Н. Д. Кондратьевым, Г. Коббом и П. Дугласом).

Методология институционализма: описательно-статис­тические, историко-генетические, правовые и другие под­ходы к анализу экономических явлений. Социально-пси­хологический институционализм. Содержание и значение работы Т. Веблена "Теория праздного класса". Социально-правовой институционализм Дж. Коммонса. У. Митчелл и его теория "больших и малых циклов". Гарвардская и дру­гие школы американского институционализма. Основные этапы его становления.
6. Планы семинарский и практических занятий
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. Г. Белинского принято утверждаю на заседании Ученого совета Проректор по учебной работе факультета экономики, менеджмента и информатики М. А. Пятин Протокол iconВ. Г. Белинского принято на заседании Ученого совета естественно-географического...
Курс лекций предназначен для студентов спо специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
В. Г. Белинского принято утверждаю на заседании Ученого совета Проректор по учебной работе факультета экономики, менеджмента и информатики М. А. Пятин Протокол iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента и экономической социологии «20» апреля 2011 г., протокол №8
В. Г. Белинского принято утверждаю на заседании Ученого совета Проректор по учебной работе факультета экономики, менеджмента и информатики М. А. Пятин Протокол iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента и экономической социологии «20» апреля 2011 г., протокол №8
В. Г. Белинского принято утверждаю на заседании Ученого совета Проректор по учебной работе факультета экономики, менеджмента и информатики М. А. Пятин Протокол iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № )
В. Г. Белинского принято утверждаю на заседании Ученого совета Проректор по учебной работе факультета экономики, менеджмента и информатики М. А. Пятин Протокол iconВ. Г. Белинского принято на заседании Ученого совета физико-математического факультета Протокол
А4 (210 х 297 мм) с полями с левой и правой стороны не менее 25 мм (размер шрифта: кегль 12; гарнитура Times New Roman) и файл статьи...
В. Г. Белинского принято утверждаю на заседании Ученого совета Проректор по учебной работе факультета экономики, менеджмента и информатики М. А. Пятин Протокол iconРассмотрено и принято утверждаю: на заседании педагогического совета Директор моу «сош №17»
Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 27 января 2009, протокол №9
В. Г. Белинского принято утверждаю на заседании Ученого совета Проректор по учебной работе факультета экономики, менеджмента и информатики М. А. Пятин Протокол iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № )
В. Г. Белинского принято утверждаю на заседании Ученого совета Проректор по учебной работе факультета экономики, менеджмента и информатики М. А. Пятин Протокол iconОсновная образовательная программа обсуждена на заседании ученого...
Характеристика профессиональной деятельности выпускника вуза по направению подготовки 8
В. Г. Белинского принято утверждаю на заседании Ученого совета Проректор по учебной работе факультета экономики, менеджмента и информатики М. А. Пятин Протокол iconРасписание Задание 1
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № )
В. Г. Белинского принято утверждаю на заседании Ученого совета Проректор по учебной работе факультета экономики, менеджмента и информатики М. А. Пятин Протокол iconПротокол №1 от 31. 08. 2012 г
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № )
В. Г. Белинского принято утверждаю на заседании Ученого совета Проректор по учебной работе факультета экономики, менеджмента и информатики М. А. Пятин Протокол iconПротокол №3 от 01. 03. 2012 г
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № )
В. Г. Белинского принято утверждаю на заседании Ученого совета Проректор по учебной работе факультета экономики, менеджмента и информатики М. А. Пятин Протокол iconТема урока Основные вопросы
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № )
В. Г. Белинского принято утверждаю на заседании Ученого совета Проректор по учебной работе факультета экономики, менеджмента и информатики М. А. Пятин Протокол icon1. Методический анализ изучаемой темы
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № )
В. Г. Белинского принято утверждаю на заседании Ученого совета Проректор по учебной работе факультета экономики, менеджмента и информатики М. А. Пятин Протокол iconРабочая программа Русский язык 10-11 класс
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № )
В. Г. Белинского принято утверждаю на заседании Ученого совета Проректор по учебной работе факультета экономики, менеджмента и информатики М. А. Пятин Протокол iconРабочая программа дисциплины «География и культура напитков»
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № )
В. Г. Белинского принято утверждаю на заседании Ученого совета Проректор по учебной работе факультета экономики, менеджмента и информатики М. А. Пятин Протокол iconТема: простое осложнённое предложение, понятие о нём
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № )


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск