Скачать 0.68 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Пензенский государственный педагогический университет имени В. Г. Белинского принято утверждаю на заседании Ученого совета Проректор по учебной работе факультета экономики, менеджмента и информатики ____________ М. А. Пятин Протокол заседания совета факультета подпись № 4 от « __22___ » ____12_____2010 г. « ___ » ________________ 2010 г. Декан факультета __________ Ж. М. Байрамова подпись РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ» Направление подготовки 080100 «Экономика» Магистерская программа «Финансовая экономика» Факультет экономики, менеджмента и информатики Кафедра финансов и кредита Пенза – 2010 1. Квалификационные требования 1.1. Направление утверждено приказом Министерством образования Российской Федерации по высшему образованию от 2 марта 2000 г. №686. 1.2. Степень выпускника – магистр экономики Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 521600 Экономика при очной форме обучения 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года). 1.3. Квалификационная характеристика выпускника. Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе; при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля - к педагогической деятельности в высших учебных заведениях. 1.4. Возможности продолжения образования. Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре по научным специальностям согласно перечню Номенклатуры специальностей научных работников. 2. Цели освоения дисциплины ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА – освоение мирового наследия в области экономической мысли, углубление и систематизация знаний, полученных в курсе «Экономическая теория». ЗАДАЧИ:
Учебная задача. В результате обучения студенты должны получить знания по основным этапам развития экономической науки и научиться применять теоретические идеи и концепции в решении практических экономических задач. Формы проведения занятий: лекции и семинары. 3. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры История и методология экономической науки является фундаментальной наукой, лежащей в основе всех специальных дисциплин. Её непосредственной базой выступают история, экономическая теория, микроэкономика и макроэкономика, кроме того, она тесно связана с философией, социологией, иностранным языком, т.е. дисциплинами, изученными по программе бакалавриата. Особенностью программы является ее универсальный и гибкий подход, а также уровень фундаментальности, в зависимости от аудитории, базы подготовки, потребности в объеме необходимом для изучения программы часов. 4. Распределение времени, отведенного на изучение дисциплины по учебному плану:
Тематический план обучения по схеме:
5. Содержание дисциплины ТЕМА 1 МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ И ПРОЕКТЫ НАУКИ Основные стороны бытия науки. Понятие мировоззренческого стандарта. Наука как система знаний, как процесс получения новых знаний, как социальный институт и как особая область и сторона культуры. Научная деятельность. Усовершенствование технических средств на основе научных знаний. Производство (Production) как процесс превращения ресурсов в готовую продукцию. Техника с материалистической и философской точки зрения. Понятие мировоззренческого стандарта в науке. Мировоззрение. Менталитет (лат. Mentalis - умственный). Докса (мнение). Стандарт. Специфика научного знания в свете проектов науки. Альтернативная модель мира. Уровни научного познания и их взаимосвязь. Научное знание (паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное, псевдонаучное, обыденно-практическое, личностное, «народная наука»). Познавательные технологии (паранормальное знание, псевдонаука и девиантная наука). Виды научных исследований. ТЕМА 2 МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Методы познания. Метафизика и диалектика Методы познания и формы знания эмпирического и теоретического уровней. Классификация наук по предмету и методу: гуманитарные, общественные, технические и естественные. Три основных уровня методологии: методология философская, общенаучная, конкретно-научная. Эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, описание и систематизация фактов. Строение и динамика научного знания (эмпирический и теоретический уровни исследования). Метод и методология. Основная функция метода - внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Разработка метода познания в истории философии (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г.-Ф. Гегель, К. Маркса). Методология как общая теория метода. Поиск и систематизация фактов. Научные идеи. Гипотеза. Методы анализа. Два способа построения теорий (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный) и их применение в науке. Логика. ТЕМА 3 «КАРТИНА МИРА» И «НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» Парадигмальный характер научной картины мира. Концепция и теория. Требование времени: не новый рационализм, а новое мировоззрение. Гелиоцентрическая парадигма. Стационарные модели Вселенной. Динамические модели Вселенной. Понимание как интерпретация: приписывание значения исходным символом, т.е. придание, приписывание смысла тому, что мы понимаем. Основа понимания: социальный и индивидуальный контексты, их взаимодействие. Взаимопонимание. Понимание в процессе человеческой деятельности: понимание деятельности; субъективный и объективный смысл деятельности. Объяснение: объяснить значение, сделать ясным, понятным. Наука как ответ на человеческие потребности: жизненные (витальные); потребности безопасности; потребность в познании и понимании. Наука и нравственность. Применение научных открытий в практической повседневной деятельности. Внутринаучная этика: нормы, ценности и правила, регулирующие поведение ученых в рамках их сообществ. Отношение между научным и ненаучным в различных областях. Виды научного объяснения. Фальсифицируемость и фальсификацонизм в теории К. Поппера. ТЕМА 4. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ Основные этапы развития экономической теории. Периодизация истории экономических учений. Методология курса. Место отечественной экономической мысли в пространстве мировой экономической теории. Главные особенности экономической мысли древнего мира. Экономические учения Древней Азии. Взгляды Конфуция и их влияние на развитие Китая. Экономические учения Древней Греции. Экономические аспекты трудов Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Экономическая мысль Древнего Рима. Вопросы земельной собственности, аренды земли, земельного кадастра, практики ведения сельского хозяйства в письменных источниках и произведениях древнегреческих и древнеримских ученых. "Земледелие" Катона Старшего и - "Сельское хозяйство" Варрона. Экономические идеи гракховского аграрного движения. Кодекс законов Хаммурапи. Артхашастра как отражение азиатского способа производства. Экономические представления раннего христианства. Коран. Библия. Специфика и основные направления экономической мысли в первом тысячелетии новой эры. Экономические идеи "Салической правды" и "Капитулярия о виллах". Поиски "справедливой цены" Фомой Аквинским и канонистами. Проблемы собственности, принципов экономической политики, сельской общины и поземельных отношений в западноевропейской и русской (IX — XVI вв.) экономической мысли. Экономическая идеология "Русской правды". Ермолай Еразм, Феодосий Косой, Матвей Башкин, Иван Семенович Пересветов о крестьянах, крестьянском труде, формах и размерах земельной ренты. Основные этапы развития меркантилизма. Доктрина торгового баланса в раннем и позднем меркантилизме. Взгляды меркантилистов на природу денег и денежного обращения. Особенности меркантилизма в отдельных странах. А. Монкретьен и французский меркантилизм. Особенности русского меркантилизма. Взгляды А. Л. Ордина-Нащокина, Ю. Крижанича, И. Т. Посошкова, М. В. Ломоносова. Экономическая политика Петра I. Осуществление принципов фритредерства в современных условиях и современные варианты политики протекционизма. Меркантилизм и современная экономическая теория. Дж. Кейнс и Т. Мальтус о меркантилизме. Франсуа Кенэ и его концепция "естественного порядка". Учение о чистом продукте, о производительном (земледельческом) и " бесплодном" труде, о капитале и его структуре. Анализ воспроизводства в "Экономической таблице" Ф. Кенэ. Место земельной ренты в экономической системе физиократов. Дальнейшее развитие физиократических воззрений у А. Тюрго, К. Гурне, В. Мирабо, М. де ла Ривьера. А. Тюрго о связи ренты и процента. ТЕМА 5. Классическая политическая экономия Исторические условия и общая характеристика классической политической экономии. Две ее основных школы и их представители. В. Петти и его трактовка стоимости, заработной платы, земельной ренты, процента и цены земли. Общая характеристика французской классической политической экономии. П. Буагильбер и физиократы об определяющей роли сельского хозяйства в богатстве и благосостоянии государства. Вклад А. Смита в экономическую теорию. Работа А. Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов". А. Смит об экономических законах, принципах эффективной экономики и роли государства в обеспечении благосостояния общества. Учение А. Смита о разделении труда, обмене и деньгах. Теории внешней торговли А. Смита и Д. Рикардо. Трактовка классиками сути заработной платы, прибыли, ренты производительного и непроизводительного труда. Учение о капитале и его структуре. Идеи А. Смита и современная рыночная экономика. А. Смит и Д. Рикардо о целях, направлениях, инструментах и последствиях протекционистских мер по защите национальных рынков хлеба и других сельскохозяйственных продуктов. Дж. С. Милль – завершитель классической политической экономики. Вклад Дж. С. Милля в разработку вопросов собственности на землю. Методология Дж. С. Милля. Природная, географическая, климатическая, историческая национальная детерминированность конкретных поземельных отношений. Основные аргументы Дж. С. Милля в защиту утверждения об экономических преимуществах мелкой земельной (крестьянской) собственности. Дж. С. Милль о положительном влиянии крестьянской собственности на социально-экономические, культурные векторы общественного развития (образ жизни, нравственность, образование, воспитание, отношение к природе и земле, трудолюбие, мышление, бережливость, семью и т. д.). Дж. С. Милль и современное крестьяноведение. Актуальность идей классиков для современной России. Исторические условия возникновения марксизма. Методологические принципы экономической теории К. Маркса и Ф. Энгельса. Основные этапы формирования марксовой экономической теории и основные его работы. История создания, структура и содержание «Капитала». Марксизм о движущих силах и механизме общественного развития, об основных чертах экономической системы социализма и коммунизма. Решение проблем распределения, социальной справедливости и равенства в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина. Марксистские теории стоимости, денег, заработной платы, прибавочной стоимости. Марксизм об экономических предпосылках и причинах "социалистической революции". ТЕМА 6. Русская политэкономия Зарождение русской классической школы: Александр Николаевич Радищев. Русское фритредерство: Николай Семенович Мордвинов и Николай Иванович Тургенев. Утопический социализм в России: его специфика и периодизация. "Народный утопический социализм". Герцен А. И., Огарев Н. П. — родоначальники социалистической традиции в общественной мысли России. Развитие утопического социализма в России в 1841 — 1848 гг. Возникновение и разработка теории крестьянского, общинного социализма. Н. Г. Чернышевский и его экономические взгляды. Народники. Идеологизация русской политической экономии. Экономические взгляды народников М. А. Бакунина, П. Н. Ткачева, П. Л. Лаврова. Трудовая теория стоимости и концепция «народного производства» В. П. Воронцова и Н. Ф. Даниельсона. Анархизм М. А. Бакунина. Социализм как свободная федерация рабочих и сельскохозяйственных общин. Взгляды российских ученых-экономистов: Чаянова А. В., Туган-Барановского М. И., Н. И. Бухарина. М. И. Туган-Барановский о социально-экономической, классовой природе кооперации, об истории и формах кооперации, специфике крестьянской кооперации. Работа М. И. Туган-Барановского "Социальные основы кооперации". Понятие сельскохозяйственной кооперации, диалектика ее развития, основные принципы кооперирования, формы и направления в работах Чаянова А. В. Основные школы и направления в теории кооперации в России в 20 — 30 гг. В. И. Ленин, Н. И. Бухарин о социально-экономической сущности кооперации, формах и принципах кооперирования. Теория крестьянского хозяйства — центральная проблема творчества Чаянова А. В. Место семейного хозяйства в системе национальной экономики. Основные принципы организации крестьянского хозяйства по Чаянову А. В. Организационный план крестьянского хозяйства. Чаянов А. В. о причинах устойчивости крестьянского хозяйства. Вклад единомышленников Чаянова А. В. — Челинцева А. Н., Макарова Н. П., Рыбникова А, А., Кондратьева Н. Д. и других в формирование и теоретические достижения организационно-производственного направления отечественной экономической мысли. Исследование Н. Д. Кондратьева в области экономической статики, динамики и конъюнктуры. Теория больших циклов (длинных волн). Односекторная модель экономического роста Н. Д. Кондратьева и ее особенности. Влияние кондратьевских разработок на становление экономико-математического анализа. Разработка Кондратьевым Н. Д. основ планирования и прогнозирования. Аграрно-экономические концепции Н. Д. Кондратьева. Вклад ученого в методологию изучения экономических явлений. Зарождение русской экономико-математической школы и ее основные направления. Сфера экономики и оригинальность подхода к ее исследованию в трудах В. К. Дмитриева. Приоритетность и значение работ Е. Е. Слуцкого в сфере экономико-математического анализа. Отечественная экономико-математическая школа в 20 — 30-е годы. Российская почва метода "затраты-выпуск" В. Леонтьева. Создание концепции межотраслевого баланса и приоритет отечественной науки в разработке балансовых методов анализа экономики. Открытие Л. В. Канторовичем линейного программирования и его влияние на дальнейшее развитие математических методов. Разработка теории оптимального планирования. Создание основ СОФЭ. Анчишкин А. И. – перевод экономики с экстенсивного на преимущественно интенсивный путь развития. Яременко Ю. В. – разработка общей теории функционирования плановой экономической системы. Явлинский Г. А. и проблемы совершенствования хозяйственного механизма в СССР. Глазьев С. Ю. – экономист-математик, автор теории последовательного становления и смены технологических укладов. Гайдар Е. Т. и концепция «шоковой терапии». Выдающиеся российские экономисты современности. В. Леонтьев – автор метода «затраты – выпуск», создатель экономико-математических моделей межотраслевого баланса производства и распределения продукции. Межотраслевые балансы. «Школа Цаголова». Л. Абалкин и движение экономической теории к новой парадигме обществоведения, новая роль и новые задачи отечественной экономической науки, проблемы ее взаимодействия с обществом. ТЕМА 7. НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. маржиналЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Возникновение и суть маржинализма. Зарождение австрийской школы и ее представители: К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк. Методология австрийской школы. Теория предельной полезности и ее варианты. Основные теории потребительского поведения и рациональных ожиданий. Методология математической школы. Теория цены А. Курно. Законы Г. Госсена и его принцип равновесия производства. Концепции равновесия у С. Джевонса, Л. Вальраса. Теория полезности в трактовках С. Джевонса, Л. Вальраса, В. Парето. Критерий эффективности общественного производства по Парето (оптимум Парето). Проблема общего равновесия и ее решение у Парето. Теории спроса, предложения, цены А. Маршалла. Теория эластичности спроса. А. Маршалл о предмете, основных целях и главных вопросах экономической науки. Место "Экономической теории благосостояния" А. Пигу в рамках Кембриджской школы и в рамках неоклассического направления. Вклад американской школы в становление факторного анализа и использование производственной функции как аналитического инструмента. Дальнейшая эволюция теории предельной полезности и концепции экономического равновесия (разработка ординалистского аспекта теории полезности Дж. Хиксом и П. Самуэльсоном; эффект Слуцкого-Хикса; совершенствование общего социального оптимума (оптимума Парето): критерии Н. Калдора, Дж. Хикса, Т. Скитовски, А. Бергсона, А, Пигу; производственная функция и ее интерпретация К. Викселлем, Н. Д. Кондратьевым, Г. Коббом и П. Дугласом). Методология институционализма: описательно-статистические, историко-генетические, правовые и другие подходы к анализу экономических явлений. Социально-психологический институционализм. Содержание и значение работы Т. Веблена "Теория праздного класса". Социально-правовой институционализм Дж. Коммонса. У. Митчелл и его теория "больших и малых циклов". Гарвардская и другие школы американского институционализма. Основные этапы его становления. 6. Планы семинарский и практических занятий |
В. Г. Белинского принято на заседании Ученого совета естественно-географического... Курс лекций предназначен для студентов спо специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента и экономической социологии «20» апреля 2011 г., протокол №8 | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента и экономической социологии «20» апреля 2011 г., протокол №8 | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № ) | ||
В. Г. Белинского принято на заседании Ученого совета физико-математического факультета Протокол А4 (210 х 297 мм) с полями с левой и правой стороны не менее 25 мм (размер шрифта: кегль 12; гарнитура Times New Roman) и файл статьи... | Рассмотрено и принято утверждаю: на заседании педагогического совета Директор моу «сош №17» Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 27 января 2009, протокол №9 | ||
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № ) | Основная образовательная программа обсуждена на заседании ученого... Характеристика профессиональной деятельности выпускника вуза по направению подготовки 8 | ||
Расписание Задание 1 Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № ) | Протокол №1 от 31. 08. 2012 г Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № ) | ||
Протокол №3 от 01. 03. 2012 г Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № ) | Тема урока Основные вопросы Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № ) | ||
1. Методический анализ изучаемой темы Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № ) | Рабочая программа Русский язык 10-11 класс Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № ) | ||
Рабочая программа дисциплины «География и культура напитков» Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № ) | Тема: простое осложнённое предложение, понятие о нём Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № ) |