МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени В. Г. БЕЛИНСКОГО
Принято
на заседании Ученого совета
естественно-географического факультета
Протокол заседания № ____
от «_____» ________________201_ г. Декан
факультета ____________ И.Н. Столяров
|
| УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
___________________ М.А. Пятин «_____» ___________________ 201_ г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Аналитическая химия
Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование»
Профиль подготовки «Химия»
Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр Форма обучения – Очная
Пенза – 2011
1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Аналитическая химия» является содействие формированию и развитию у студентов общекультурных, профессиональных и специальных компетенций, позволяющих им в дальнейшем осуществлять профессиональную деятельность посредством освоения теоретических и экспериментальных основ химических, физико-химических и физических методов анализа различных объектов.
Задачи изучаемой дисциплины:
создать чёткое представление о предмете аналитической химии, современном состоянии и путях развития аналитической химии, связи её с другими науками и практическом применении методов анализа в различных областях человеческой деятельности;
показать применение теоретических представлений химии (химической термодинамики и химической кинетики) в качественном и количественном анализе;
рассмотреть типы реакций и процессов в аналитической химии (кислотно-основные реакции, реакции комплексообразования, окислительно-восстановительные реакции);
сформировать представление о метрологических основах химического анализа;
познакомить студентов с теорией и практикой пробоотбора и пробоподготовки;
познакомить студентов с важнейшими методами обнаружения и идентификации;
познакомить студентов с методами выделения, разделения и концентрирования;
показать применение теоретических представлений физики в создании современных аналитических методов;
познакомить студентов с важнейшими методами анализа: гравиметрическим, титриметрическими, кинетическими, электрохимическими, спектроскопическими и оптическими;
познакомить студентов с основными объектами анализа.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Аналитическая химия» относится к вариативной части профессионального цикла.
Изучение данной дисциплины базируется на знании общеобразовательной программы по следующим предметам: химия, математика, физика
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, сформированные в ходе изучения дисциплин базовой части математического и естественнонаучного цикла: «Естественнонаучная картина мира», «Основы математической обработки информации», дисциплин по выбору вариативной части математического и естественнонаучного цикла: «Охрана труда в химической лаборатории», «Техника лабораторных работ», дисциплин вариативной части профессионального цикла: «Физика», «Математика», «Общая и неорганическая химия», дисциплин по выбору вариативной части профессионального цикла: «Введение в теоретическую химию», учебной практики «Практикум по неорганической химии».
В результате изучения этих дисциплин обучающийся должен уметь выполнять математические расчёты, знать основы электродинамики и оптики, знать основы химической термодинамики и кинетики, химию растворов, кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства веществ, уметь составлять уравнения реакций ионного обмена и окислительно-восстановительных реакций, уметь решать задачи на расчёт по уравнению реакции и на растворы, владеть основами техники работы в химической лаборатории, включая охрану труда при работе в химической лаборатории.
Освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения дисциплин базовой части профессионального цикла: «Методика обучения и воспитания (Химия)», дисциплин вариативной части профессионального цикла: «Физическая химия», «Коллоидная химия», «Прикладная химия», дисциплин по выбору вариативной части профессионального цикла: «Химический анализ органических веществ», «Физико-химические методы анализа», а также для последующего прохождения учебных практик «Практикум по аналитической химии», «Технологическая практика», производственной (педагогической) практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Аналитическая химия» Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:
Коды
компетенции
| Наименование компетенции
| Структурные элементы компетенции
(в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать, уметь, владеть)
| 1
| 2
| 3
| ОК-4
| Способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы ма-тематической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования
| Знать:
современное состояние и перспективы развития аналитической химии, её место в системе химических дисциплин и естествознании;
метрологические характеристики методов анализа;
| Уметь:
проводить метрологические расчеты
| Владеть:
методами статистической обработки результатов аналитических исследований
| ПК-1
| Способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях
| Знать:
фактический материал для разработки элективных курсов
| Уметь:
проводить химический эксперимент в объёме, необходимом для разработки и реализации элективных курсов
| Владеть:
методами химического анализа в объёме, необходимом для разработки и реализации элективных курсов
| СК-2
| Владеет основными химическими и физическими понятиями, знаниями фундаментальных законов химии и физики; явлений и процессов, изучаемых химией и физикой
| Знать:
типы реакций и процессов в аналитической химии (кислотно-основные реакции, реакции комплексообразования, окислительно-восстановительные реакции)
| Уметь:
свободно и правильно пользоваться химической терминологией;
производить расчеты для приготовления растворов заданной концентрации;
производить расчёт рН в растворах слабых и сильных электролитов, буферных растворов;
производить расчёт возможности образования и растворение осадков (ПР, солевой эффект и др.);
| 1
| 2
| 3
|
|
| производить расчёт константы, степени гидролиза и рН растворов гидролизуемых солей;
находить необходимые данные в справочной литературе, в том числе табличные данные с помощью метода интерполяции, пользоваться предметным указателем учебников и учебных пособий
| Владеть:
основными химическими понятиями
| СК-3
| Владеет знаниями о составе, строении и химических свойствах простых веществ и химических соединений; иметь представление об электронном строении атомов и молекул, закономерностях химических превращений веществ
| Знать:
свойства основных классов неорганических соединений;
окислительно-восстановительные свойства простых веществ и химических соединений.
| Уметь:
писать уравнения химических реакций;
производить расчеты по формулам и уравнениям.
| Владеть:
знаниями о химических свойствах химических соединений.
| СК-4
| Владеет классическими и современными методами анализа веществ; способен к постановке эксперимента, анализу и оценке лабораторных исследований
| Знать:
теоретические основы классических и физико-химических методов анализа
| Уметь:
обращаться с химической посудой, с приборами, с химическими реактивами, а также со спиртовками, электрическими нагревателями;
проводить различные лабораторные операции (измельчение, растворение, нагревание, прокаливание, высушивание и приготовление растворов);
выполнять качественный, гравиметрический, титриметрический анализы;
использовать физико-химические методы анализа;
проводить вычисление результатов гравиметрического анализа, расчёт количества осадителя, потерь вещества при промывании;
проводить расчёт по результатам титрования, построение кривых титрования, расчёт погрешности титрования, выбирать индикатор;
готовить исходные и рабочие титрованные растворы;
проводить расчеты по результатам электрохимических определений;
проводить расчёт результатов количественные определения в спектроскопических методах анализа;
грамотно оформлять результаты лабораторных и практических работ, правильно заполнять лабораторный журнал.
| 1
| 2
| 3
|
|
| Владеть:
техникой химического эксперимента;
техникой взвешивания на технохимических и аналитических весах;
основными методами анализа;
способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы).
| СК-7
| Владеет навыками оценки агрессивности химической среды и решениями по обеспечению безопасного устойчивого взаимодействия человека с природной средой
| Знать:
санитарные правила, правила и нормы охраны труда, правила техники безопасности и противопожарной защиты
| Уметь:
устранять последствия проливов и просыпаний химических реактивов
| Владеть:
навыками безопасной работы в химической лаборатории
| |