1. Методический анализ изучаемой темы





Название1. Методический анализ изучаемой темы
Дата публикации24.09.2013
Размер95.6 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Физика > Конспект
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Междуреченская средняя общеобразовательная школа

муниципального образования

Кольский район Мурманской области


Конспект урока по теме:

«Плавание тел»

(7 класс)

Разработчик:

Прохорова Валентина Борисовна

2009г.

План.


  1. Методический анализ изучаемой темы.

  2. Цели деятельности педагога.

  3. Требования к усвоению содержания учебного материала.

  4. Методы развития положительной мотивации.

  5. Действия учащихся и методы обучения.

  6. Дидактические средства.

  7. Литература.

  8. Домашнее задание.

  9. Деятельность учителя и учащихся на уроке.

  10. Эскиз оформления доски.

  11. Содержание конспекта.

  12. Самоанализ.


1.Методический анализ изучаемой темы.


  1. Основное содержание изучаемого материала задано учебной программой и обязательным минимумом содержания по физике.

  2. Глубина изучения материала определяется учебником: «Физика 7 класс» А. В. Перышкин.

  3. Тема рассматривается в главе «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

  4. Значимость темы:

а) познавательная (выяснение условий плавания тел);

б) практическая (умение определять, как ведут себя различные тала при помещении их в ту или иную жидкость);

в) воспитательная (преодоление боязни плавать в воде, особенно в морской);

г) реализация регионального компонента (демонстрация с помощью средств ТСО подборки фотографий кораблей и судов в Кольском заливе).

5) Учебный материал целесообразно изучать на 2 (3) уроке в ходе групповой работы.

6) Максимальный результат может быть достигнут в классе с развитыми навыками самостоятельного мышления, при сформированном добросовестном отношении к учебе.
2.Цели деятельности педагога.


  1. Образовательная (Определить условия плавания тел, в зависимости от соотношения сил тяжести и Архимеда, а также от соотношения плотностей жидкости и тела, погружаемого в неё. Научить решать задачи на данную тему.)

  2. Развивающая (продолжить работу по развитию мышления, познавательного интереса к предмету).

  3. Воспитательная (продолжить работу по формированию добросовестного отношения к учёбе, преодолеть боязнь некоторых детей плавать)


3.Требования к усвоению содержания учебного материала.

  1. Учащиеся должны знать:

какие силы действуют на тело в жидкости; при каких условиях тело тонет, плавает, всплывает; как располагаются в сосуде несмешивающиеся жидкости.

  1. Учащиеся должны уметь:

определять поведение тела в жидкости в зависимости от соотношения сил тяжести и Архимеда, а также от соотношения плотностей жидкости и тела, погружаемого в неё; решать задачи на данную тему.

  1. Учащиеся должны иметь представление:

о поведении тел в жидкости (газе), применении плавания тел в жизни.
4.Методы развития положительной мотивации.
К изучению данной темы учащихся могут побудить: демонстрация с помощью средств ТСО фотографий судов, снаряжения для дайвинга, интерес к опытам, примерам, связь теории с практикой и с повседневной жизнью, задачи, где отражен учебный материал применительно к жизненным ситуациям (плавание человека в пресной и морской воде).
5.Действия учащихся и методы обучения.
На различных этапах урока учащиеся слушают объяснение учителя, приводят примеры, наблюдают опыты (объяснительно – иллюстративный метод), записывают и зарисовывают вслед за учителем (репродуктивный метод), отвечают на вопросы учителя, объясняют опыты (проблемный метод), выдвигают гипотезы, обобщают факты, выполняют практические задания (частично – поисковый метод).
6.Дидактические средства:


    1. учебник: «Физика 7 класс» А. В. Перышкин;

    2. «Сборник задач по физике» В. И. Лукашик, Е. В. Иванова;

    3. мультимедийный проектор, экран и подборка фотографий;

    4. оборудование для демонстрационных опытов (металлический груз на нити, кубик из дерева, 2 кубика из картофеля, 3 стакана с водой, стакан с солёной водой, стакан с подсоленной водой, масло подсолнечное, масло машинное, стакан с отливным носиком, весы, разновес)


7.Литература.


  1. учебник «Физика 7 класс» А. В. Перышкин;

  2. «Сборник задач по физике» В. И. Лукашик, Е. В. Иванова

  3. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс», Гутник Е.М., Рыбакова Е.В.

  4. подборка авторских фотографий.


8.Домашнее задание.
Основное §50, упр.25 (№3,№4,№5)

Дополнительно проделать и объяснить опыты, предложенные в упр. 25 (№2,№3)

9.Деятельность учителя и учащихся на уроке.


Этап урока

Учитель

Ученики

Орг. момент

(2-3 мин)

Настраивает детей на урок,

Задаёт и поясняет Д/з

Настраиваются на работу, записывают Д/з, слушают

Актуализация

темы (2-3 мин)

Актуализирует тему, подводит к формулировке темы

Слушают, обсуждают

Содержание урока (26 мин)

Объясняет материал, проводит опыты, демонстрирует с помощью средств ТСО авторские фотографии, задает вопросы и корректирует ответы, выполняет опорный конспект на доске.

Слушают, смотрят опыты, подборку фотографий на экране, отвечают на вопросы, работают с учебником и опорным конспектом

Решение задач

(10-11 мин)

Инструктирует по решению задач, объясняет сложные моменты

Решают задачи (кто – то у доски)

Подведение

итогов

(1-2 мин)

Подводит итоги, делает выводы, благодарит за работу, ставит оценки

Слушают, радуются

Резерв

Решают дополнительную задачу. Учитель руководит, следит за ходом решения

Решают задачу (кто – то у доски)


10.Эскиз оформления доски.





11.Содержание конспекта.


  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Успокаиваемся, садимся, настраиваемся на работу. Сразу откроем дневники и запишем Д/з: §50, упр.25 (№3,№4,№5) и дополнительно (для активных и любознательных) проделать и объяснить опыты, предложенные в упр. 25 (№2,№3).

  1. Актуализация знаний.

Вы когда – нибудь задумывались, почему маленький камень, брошенный в воду, тонет (попускается на дно), а огромное бревно плавает на поверхности? Почему говорят, что учится плавать лучше на море? Да и, вообще, стоит ли бояться воды, бояться плавать? Почему масло образует пленку на поверхности воды? Заинтересовались? – Изучив сегодняшнюю тему, мы сможем ответить на все эти вопросы, потому что наша тема «Плавание тел»

  1. Содержание урока

1

- Давайте вспомним, какие силы действуют на тело, погруженное в жидкость? (сила тяжести и сила Архимеда)

- По какими формулам они вычисляются? (FАжgVТ FТ=mg)

- Как можно выразить массу тела, зная его объем и плотность? (m=ρТVТ)

- Следовательно, каким образом мы можем записать формулу для силы тяжести? (FТ= ρТVТ g)

2

- Если на тело действуют две силы, то какие варианты их соотношения возможны? (FТ >FА FТ =FА FТ <FА )

Cделаем рисунок
- Вспомним, что такое равнодействующая сил? (Равнодействующая сил – это сила, которая оказывает на тело такое же действие, как и несколько одновременно действующих на тело сил)

- Куда направлена равнодействующая сил в первом случае? (вниз)

Значит, тело будет погружаться, т. е. тонуть.

- Чему равна равнодействующая сил во втором случае? (0) Т.е тело будет покоиться – плавать.

- Что происходит в третьем случае? (равнодействующая сил направлена вверх, тело всплывает)

Правильно, тело всплывает. Но до каких пор будет продолжаться всплытие? Давайте разбираться: когда тело достигает поверхности воды, некоторая часть тела начинает выступать над водой, следовательно, объем погруженной части тела уменьшается, а, следовательно, уменьшается и Архимедова сила, действующая на тело. Тело продолжает всплывать пока сила тяжести и сила Архимеда не станут равными. После этого тело будет плавать на поверхности воды.

Демонстрация опытов (1- металлический груз, картофельный кубик тонут в воде;2- картофельный кубик плавает в растворе соли в воде (при определённой её концентрации или между слоями соленой и пресной воды),3- картофельный кубик всплывает в соленой воде, деревянный кубик всплывает в воде)

3

- Вспомним, чему равна выталкивающая сила, (её смысл)? (Весу вытесненной жидкости)

Отлично! Значит, когда тело плавает на поверхности воды FТ =FА=Pвыт. жидкости

(Вес вытесненной жидкости равен силе тяжести, а, следовательно, весу тела в воздухе)
Демонстрация опыта (на весах уравновешивают деревянный кубик и стакан с одной стороны и стакан с отливным носиком, наполненный водой с другой стороны; погружают кубик в воду, и вытесненную жидкость собирают в стакан и ставят его на другую чашу весов. Весы находятся в равновесии. Вес вытесненной жидкости равен весу тела в воздухе)
4

- Обратимся теперь к формулам FАжgVТ , FТ= ρТVТ g . Подставим их в соотношения FТ >FА FТ =FА FТ А и выполним возможные упрощения. Что получим?





  1. если плотность тела больше плотности жидкости – тело тонет;

  2. если плотность тела равна плотности жидкости – тело плавает;

  3. если плотность тела меньше плотности жидкости – тело всплывает;


Откроем учебник стр. 51 и смотрим по таблице плотностей, что будет если погрузить:

а) медный груз в воду (тонет) вспоминаем опыт

б) кирпич в воду (тонет)

в) кирпич в серную кислоту (плавает)

г) кирпич в ртуть (всплывает и плавает на поверхности)

д) деревянный кубик в воду (всплывает и плавает на поверхности) вспоминаем опыт

5

Интересно, а что будет, если налить одну жидкость в другую? (несмешивающиеся жидкости)

Демонстрация опыта (в один стакан наливают воду, растительное масло, машинное масло)
- Почему жидкости распределились таким образом? Откроем учебник стр. 51 и смотрим по таблице плотности этих жидкостей.

Вывод: несмешивающиеся жидкости распределяются в сосуде в соответствии со своими плотностями.

6

Итак, теперь вы знаете условия плавания тел. Приведите примеры, где можно наблюдать плавание тел? (плот на воде, лодка, поплавок, спасательный круг, грузило, рыбы)
Давайте теперь посмотрим, где в нашей местности применяются условия плавания тел:

(Демонстрация с помощью мультимедийного проектора

подборки авторских фотографий с комментариями)



(Барк «Седов»)



(малое парусное судно)



(минный тральщик)


(МПК)



(океанграфические суда)



(плавкран)



(надувные плавсредства)



(кит малый полосатик)



(учитель физики)

Балластный пояс позволяет регулировать плавучесть дайвера
А скоро вы узнаете почему возможно следующее:






4)Решение задач

1.(Устно) Средняя плотность тела человека примерно равна плотности пресной воды и меньше плотности морской воды. Где легче плавать?

2. Лук. № 610

3. .(Устно) Лук. № 611

4. Лук. № 616
5)Подведение итогов
1) основные сведения, полученные сегодня (условия при которых тело тонет, плавает, всплывает, несмешивающиеся жидкости распределяются в сосуде в соответствии со своими плотностями);

2) Какие вопросы у вас есть по сегодняшней теме?

3)Благодарю за работу. Сегодня активно работали:…,…,…,…(ставим оценки)
5)Резерв.

Решение задачи Лук. № 650

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Методический анализ изучаемой темы icon«История электроэнергетики»
Реферат – это текстовый документ, в котором отражены все основные вопросы изучаемой темы
1. Методический анализ изучаемой темы iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план, темы...
Г. И. Чимарова. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной и заочной формы...
1. Методический анализ изучаемой темы iconТемы рефератов авс анализ Анализ объема заказов Оптимизация объемов...
Финансовый контроллинг: задачи, основные элементы и инструменты финансового контроллинга
1. Методический анализ изучаемой темы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции в рамках изучаемой темы
1. Методический анализ изучаемой темы iconУчебно-методический комплекс по дисциплине учет и анализ: финансовый анализ
Виды финансового анализа. Бухгалтерский баланс как объект финансового анализа. Анализ финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности...
1. Методический анализ изучаемой темы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Научно-методический анализ темы «Основы термодинамики» в курсе физики средней общеобразовательной школы
1. Методический анализ изучаемой темы iconТитульная страница Учитель обозначает тему урока и просит назвать...
Цель урока: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на материале изучаемой темы
1. Методический анализ изучаемой темы iconМетодические рекомендации контроля и оценки результатов обучения (по учебной дисциплине)
Анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности)
1. Методический анализ изучаемой темы iconМетодические рекомендации по подготовке к семинару
Семинар является важнейшим элементом системы образования. Семинар – это не столько опрос студентов, сколько совместное с преподавателем...
1. Методический анализ изучаемой темы iconТема Кол
«Недели физики и астрономии». Лекционный характер материала отражает исторический ход развития взглядов видения Вселенной от учения...
1. Методический анализ изучаемой темы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Как правило, это уроки, на которых излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы. В зависимости от дидактических...
1. Методический анализ изучаемой темы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обоснование выбора темы урока с точки зрения возможностей формирования и развития универсальных учебных действий. Место урока в изучаемой...
1. Методический анализ изучаемой темы iconСамоанализ урока
Результат урока показал усвоение материала учащимися. Презентация к уроку и видеофрагменты легко вписались в традиционный урок и...
1. Методический анализ изучаемой темы iconБилет №1 (1) Механическое движение. Путь. Скорость. Ускорение
«Недели физики и астрономии». Лекционный характер материала отражает исторический ход развития взглядов видения Вселенной от учения...
1. Методический анализ изучаемой темы iconАнализ учебно-воспитательной работы мбоу
Для этого были созданы страницы-ссылки на содержимое документов, включающие в себя все материалы по изучаемой дисциплине. Данный...
1. Методический анализ изучаемой темы iconУчебно-методический комплекс ситуационный анализ направление
Ситуационный анализ: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель Куликова А. С., Калининград, 2013


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск