Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 69.24 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации26.10.2013
Размер69.24 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ И ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА

КАК ПРЕТЕНДЕНТЫ НА СОЦИО-ХОЗЯЙСТВЕННОЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Фадейчева Г.В.

к.э.н., доцент

АНО ВПО "Владимирский институт бизнеса"

Трансформационные изменения социо - хозяйственного строя в начале 90-х годов ХХ века потребовали теоретического осмысления данных процессов, между тем, в отечественной экономической науке произошло активное вытеснение из теоретического пространства политической экономии, а образовавшийся научный вакуум стал заполняться западными учениями, которые в силу своих задач и специфики ориентированы на исследование модели развитой рыночной экономики, и, хотя претендовали, и до сих пор претендуют, на заполнение теоретического пространства, для объяснения процессов в рамках переходных и пореформенных экономик не годятся.

Помимо того, что в ходе трансформационных изменений произошел слом предшествовавшей системы экономических отношений и появление новых экономических отношений и процессов, изменения существенным образом отразились на процессе преподавания экономических дисциплин, прежде всего - политической экономии. Так называемый перестроечный процесс как социальная инновация породил отказ от преподавания политической экономии, место которой стремительно занял учебный курс по экономической теории, содержание которого стал диктовать экономикс.

Если на первых порах (самое начало 90-х годов ХХ века) вытеснение политической экономии и внедрение новых учебных курсов по экономике носило во многом спонтанный характер и, в отсутствие новых учебных стандартов, позволяло читать многим преподавателям так называемые "авторские" курсы, содержание которых определялась степенью знакомства самого преподавательского состава с новыми, только что переведенными западными учебниками, личными предпочтениями и научными убеждениями, то по мере втягивания образовательного пространства нашей страны в Болонский процесс в учебном процессе повсеместно закрепляется экономикс.

Отечественная научная общественность на произошедшее вытеснение политической экономии как учебного курса и как основы теоретического пространства прореагировала в целом негативно. Изъятие из учебных программ политической экономии значительно снизило уровень фундаментальных экономических знаний, свело экономическую подготовку студентов к решению различного уровня задачек и прохождению тестов. Формально важное значение качественной экономической подготовки выпускников вузов признавалось двумя Всероссийскими совещаниями заведующих кафедрами социально-гуманитарного блока, но предложения по содержательной части теоретической подготовки экономистов услышаны не были. В частности, предлагалось вернуть курс политической экономии в вузы наряду с параллельно читаемыми курсами микро- и макроэкономики. Были озвучены проблемы неэкономических вузов, в которых, в условиях сокращения часов на предметы социально-гуманитарного блока, к преподаванию экономической теории привлекаются непрофессионалы в данной области. Не услышаны также были предложения, содержащиеся в резолюции Международного симпозиума по экономической теории, организованном экономическим факультетом МГУ им. М.В.Ломоносова и приуроченном к 200-летию начала преподавания экономических дисциплин в нашей стране, в них также акцентировалось внимание на проблемы теоретических знаний.

Отметим особо, что политическая экономия была не лишена недостатков в исследовании основ социо - хозяйственной организации современного общества, среди них:

  • рассмотрение человека исключительно как носителя рабочей силы, элемента производительных сил;

  • недостаточное внимание к институциональным аспектам хозяйства;

  • акцент в рассмотрении развития на экономическую эффективность, которая сама по себе целью не является;

  • недоучет духовно- нравственной составляющей процесса общественного воспроизводства.

Определенная ограниченность политической экономии сферой и интересами материального производства, которую можно охарактеризовать как экономизм (напомним, наиболее распространенное определение предмета политической экономии как науки, изучающей экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ), способствовала активному развитию отечественной школы философии хозяйства. Именно философия хозяйства взялась за поиски ответов на вопросы, которые политическая экономия проигнорировала.

В центре внимания философии хозяйства оказывается человек, причем не просто как рациональный экономический субъект, постоянно сравнивающий затраты и результаты, чего бы они не касались (как это принято в экономиксе), а - человек хозяйствующий, творящий социо- хозяйственную реальность, человек как субъект хозяйства. Важное значение при таком подходе приобретает вопрос о смысле хозяйствования, смысле и задачах самого хозяйства и экономики, как его частного случая.

Как было отмечено выше, социо - хозяйственное теоретическое пространство превратилось в объект научного раздора, лидерство в котором оспаривают различные западные концепции, практически вытеснившие ранее господствовавшую там политическую экономию. Изменение расстановки сил в теоретическом пространстве не способствовало постижению реальной пореформенной ситуации. Подчеркнем, что исследования прозападного образца не ставят задач выявления глубинных сущностных связей, а сами исследования, как правило, сводятся к постановке и решению узкой конкретной задачи. В подобной ситуации остро встает вопрос о появлении новых лидеров в социо - хозяйственном теоретическом пространстве. Данными лидерами могут, на наш взгляд, стать философия хозяйства и политическая экономия.

Дискуссии, касающиеся перспектив современного теоретического знания в области исследования экономических процессов и явлений, затрагивают многие стороны современной социо - хозяйственной действительности, между тем продолжаются. Многие важные в концептуальном и методологическом плане вопросы подробно обсуждались в апреле 2012 года на Первом международном политэкономическом конгрессе стран СНГ и Балтии. Наряду с политической экономией в традиционном ее понимании и постановкой вопроса о возрождении и научной реабилитации политической экономии, претензии на пространство теоретических исследований заявили такие научные направления, как теоретическая экономика, новая политическая экономия, философия хозяйства.

Отметим наиболее важные, на взгляд, дискуссионные проблемы, требующие скорейшего разрешения:

  • разграничение исследовательского поля между различными направлениями теоретического научного знания;

  • определение предмета исследования и ключевых категорий;

  • выявление границ междисциплинарных исследований в социо - хозяйственной сфере;

  • взаимодействие теоретического знания об экономике с хозяйственной практикой и экономической политикой.

На наш взгляд, главные роли в социо - хозяйственном теоретическом пространстве должны оставаться за философией хозяйства и политической экономией, которые призваны взаимно дополнять друг друга, решая фундаментальные исследовательские задачи, при этом, безусловно, среди основных концептуальных проблем, касающихся взаимодействия политэкономии и философии хозяйства находятся вопросы предмета и границ исследования. Воспользуемся традицией отечественной школы политической экономии, которая различала политическую экономию в широком и узком смысле слова и рассмотрим соотношение между политэкономией и философией хозяйства.

Критерием разграничения политической экономии в широком смысле слова, узком смысле слова, и философии хозяйства выступают границы пространства исследования хозяйственной жизни общества. Для политической экономии в широком смысле слова хозяйственное пространство охватывает этапы его становления, развития в различных экономических системах, моменты переходных периодов от одних экономических систем к другим, предметом исследования при этом выступают различные системы производственных отношений, складывающиеся в тех или иных хозяйственных подпространствах. Соответственно на первый план в данной теории выходит сам эволюционный процесс, его динамика, ключевым вопросом в таком случае становится вопрос об эволюционной составляющей хозяйственной эволюции. Таким вопросом, на наш взгляд, является вопрос об общественной потребности развития и ее реализации в различных хозяйственных пространствах и системах.

Главным объектом политэкономии, безусловно, является сам процесс общественного воспроизводства и его эволюция, соответственно, предметом исследования выступают экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе общественного воспроизводства и его эволюции. Эволюция процесса общественного воспроизводства связана с реализацией общественной потребности развития, которая должна рассматриваться как важнейший объект исследования современной экономической науки.

Политэкономия в широком смысле слова имеет предметом экономические отношения, складывающиеся в процессе общественного воспроизводства и порожденные им. При этом процесс общественного воспроизводства рассматривается эволюционно, исследуются переходные процессы от одних экономических систем к другим, исследуются как общие, так и специфические экономические законы, анализируется динамика хозяйственной жизни, экономическая эволюция. Политэкономия в узком смысле слова объектом исследования имеет определенный способ производства, а предметом исследования – экономические отношения данного способа производства. Для политической экономии в узком смысле слова границы хозяйственного пространства значительно сужаются, оно представлено хозяйственным пространством отдельной модели хозяйства, но и в этом случае важнейшим концептуальным вопросом остается вопрос об общественной потребности развития в рамках исследуемой экономической системы.

Для философии хозяйства объектом исследования является само хозяйство, его эволюция, при этом затрагиваются различные спектры хозяйственной деятельности, не только чисто экономические. Безусловно, хозяйственная деятельность всегда имеет определенное целеполагание, ибо сам процесс труда есть целенаправленная деятельность людей по преобразованию окружающего мира. Но помимо хозяйственной цели, имеющей четкое воплощение в различных материальных и духовных благах, существует внутренняя цель хозяйства, связанная с проблемой его смысла. Проблема смысла хозяйства реализуется в общественной потребности развития, являющейся, на наш взгляд, важнейшим объектом философии хозяйства.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск