Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет -
Высшая школа экономики Факультет логистики
Программа дисциплины «Стратегическое бюджетирование и управление
логистическими издержками»
для направления 080200.68 Менеджмент
магистерской программы «Стратегическое управление логистикой» Автор: профессор Федоренко Анатолий Иванович
e-mail: fedoren@yandex.ru
Одобрена на заседании кафедры управления логистической инфраструктуры «___»____________ 2013 г
Зав. кафедрой В.Д. Герами
Рекомендована секцией УМС Логистика и УЦП «___»____________ 2013 г
Председатель [Введите И.О. Фамилия]
Утверждена УС факультета логистика «___»_____________2013 г.
Ученый секретарь М.В.Ермолина ________________________
Москва 2013 год
1. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.68 Менеджмент, обучающихся по магистерской программе «Стратегическое управление логистикой» изучающих дисциплину «Стратегическое бюджетирование и управление логистическими издержками» Программа разработана в соответствии с:
ФГОС по направлению подготовки 080200 Менеджмент степень магистр;
Образовательной программой по направлению 080200.68 магистерская программа «Стратегическое управление логистикой».
Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080200.68 Менеджмент магистерская программа «Стратегическое управление логистикой на 2013/2014 учебный год.
2. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Стратегическое бюджетирование и управление логистическими издержками» являются овладение студентами системой знаний и формирования у них комплекса навыков стратегического бюджетирования и управления логистическими издержками в компаниях в изменяющихся условиях рынка в России.
3. Компетенции обучающегося студента, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
иметь представление о том, что такое стратегическое бюджетирование и управление логистическими издержками и определить цели этих бизнес-процессов;
знать применяемые модели формирования стратегического бюджета и оптимизации логистических издержек;
уметь выбрать подходящую модель формирования стратегического бюджета и оптимизации логистических издержек;
уметь провести финансовые расчеты стратегического бюджета логистического подразделения компании с учетом оптимизации логистических издержек с использованием стандартных программных продуктов;
уметь проанализировать результаты расчетов стратегического бюджета компании с учетом оптимизации логистических издержек и организовать его презентацию
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Способен рефлексировать (оценивать и перераба-тывать) освоенные научные методы и способы инвестиционной деятельности
| СК-М1
| Использует принципы системного подхода как при анализе исполнения стратегического бюджета логистики компании, так и на различных стадиях процесса разработки и принятия управленческих решений.
Выделяет важнейшие элементы системы и внешней среды, а также их взаимодействие.
Определяет источники положительной и отрицательной синергии от логистической деятельности компании.
Распознает связь стратегического бюджета логистики компании с миссией, видением, стратегическими целями и стратегией компании.
Обосновывает состав стратегического бюджета логистики и критерии оптимизации логистических издержек.
Интерпретирует состав ключевых показателей эффективности стратегического бюджета логистики компании.
| Аудиторные и домашние задания, разбор реальных исследований и инвестиционных проектов
| Способен к самостоятельному освоению новых методов исследования и обоснования стратегического бюджета логистики компании с учетом оптимизации логистических издержек, изменению научного и научно-производственного профиля своей деятельности
| СК-М3
| Инициирует презентации по связанным темам
Применяет новые знания в обсуждениях
Рецензирует и разрабатывает собственные предложения по чужим проектам
| Инициативные презентации Учебные ситуации Дискуссии
| Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры
| СК-М4
| Проводит качественные презентации разработанных проектов стратегических бюджетов логистики Свободно воспроизводит свои знания и интерпретирует материалы учебных ситуаций Примеряет полученные знания при выполнения аудиторных и домашних заданий к реальным ситуациям
| Инициативные презентации по результатам разбора учебных ситуаций разработки инвестиционного проекта
Выступления по результатам разбора учебных ситуаций и дискуссии
Домашние и аудиторные задания
| Способен принимать управленческие решения по стратегическому бюджетированию и управлению логистическими издержками, оценивать их возможные последствия и нести за них ответственность
| СК-М5
| Выделяет границы системы, элементы внешней среды, виды внутреннего и внешнего взаимодействия для реализации стратегического бюджета логистики.
Определяет характер обратной связи, прогнозирует ее последствия и строит рациональные решения.
Применяет принципы системного подхода при сборе информации.
Выявляет систему целей всех контрагентов и ищет решение по гармонизации их интересов. Распознает связь стратегического бюджетирования и состава операционной системы, основных бизнес-процессов с миссией, видением, стратегическими целями и стратегией компании.
Обосновывает содержание плана реализации стратегического бюджета логистики компании.
| Домашние и аудиторные задания
Домашние и аудиторные задания
Домашние и аудиторные задания Домашние и аудиторные задания
Домашнее задание
| Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности по разработке проектов стратегических бюджетов логистики компании, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности
| СК-М6
| Разрабатывает план сбора, верификации и анализа информации. Использует различные формы триангуляции. Овладевает методом контент-анализа. Руководит работой группы или активно участвует в групповых обсуждениях Обосновывает разработанные управленческие решения
|
Разбор учебных ситуаций
Инициативные презентации по результатам разбора учебных ситуаций
Разбор учебных ситуаций
Домашние и аудиторные задания
| Способен организовать многостороннюю (в том числе межкультурную) коммуникацию и управлять ею
| СК-М7
| Руководит работой группы или участвует в групповых обсуждениях
Рецензирует работы своих коллег и разрабатывает предложения по их совершенствования
| Разбор учебных ситуаций
Инициативные презентации по результатам разработки инвестиционного проекта
Дискуссии
| Способен создавать и использовать нормативные документы в пределах своих профессиональных обязанностей по стратегическому бюджетированию и управлению логистическими издержками
| ИК-М6.2
| Выделение ограничений при разработке управленческих инвестиционных решений, связанных с законодательством и внутренней нормативной базой
Владение технологией обоснования управленческих решений по бюджетированию логистики.
Использование моделей бюджетирования.
Формирование и оформление списков использованных источников
Презентации материалов домашних заданий
Качественное проведение инициированных презентаций по содержанию, форме, ведению дискуссии и ответам на вопросы
| Домашние и аудиторные задания
Инициативные презентации
| Использование методов и форм представления материалов в устном выступлении
| ИК-М3.1
| Проводит качественные презентации разработанных проектов стратегических бюджетов с учетом оптимизации логистических издержек.
Формулирует вопросы и предложения по выступлениям своих коллег
Разрабатывает краткую рецензию на чужие выступления
| Инициативные презентации по разработке проектов стратегических бюджетов с учетом оптимизации логистических издержек.
Домашние задания
Дискуссии
| 4. Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин по выбору. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: СК-Б3 Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области.
СК-Б4 Способен решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза.
СК-Б7 Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Стратегическое управление логистической инфраструктурой
Стратегическое планирование логистической инфраструктуры
№
| Название темы
| Всего часов по дисциплине
| Аудиторные часы
| Самостоя-тельная работа
| Лекции
| Семинары
| 1.
| Ключевые аспекты и задачи стратегического бюджетирования логистики в компании
| 10
| 2
|
| 8
| 2.
| Система целей, задач и показателей сбалансированной системы инди-каторов деятельности (BSC)
| 13
| 2
| 1
| 10
| 3.
| Разработка системы стратегичес-кого бюджетирования логистики
| 14
| 2
| 2
| 10
| 4.
| Организационно-финансовые модели стратегического бюджетирования в логистике
| 20
| 2
| 2
| 16
| 5.
| Теоретические основы формирова-ния и управления логистическими издержками
| 10
| 2
| 2
| 6
| 6.
| Понятие управление логистичес-кими издержками
| 10
| 2
| 2
| 6
| 7.
| Методика бюджетирования логистических издержек
| 31
| 8
| 6
| 17
|
| Итого:
| 108
| 20
| 15
| 73
|
6. Формы контроля знаний студентов Тип контроля
| Форма
контроля
| 4 курс
| Параметры
| 4 модуль
| Текущий
(неделя)
| Домашнее
задание
| 8 неделя
| Выполняется группами.
Необходимо защитить результаты на последнем занятии.
| Итоговый
| Зачет
| Индивидуальный проект стратегического бюджета с учетом оптимизации логистических издержек
|
6.1. Критерии оценки знаний, навыков Текущий контроль:
При выполнении письменных тестов открытого и закрытого типа на каждом семинаре студент должен продемонстрировать знание терминов, связей, подходов, методов, моделей, инструментов, рассматриваемых на лекции и на предыдущих семинарах.
При выполнении домашнего задания по фрагменту курса, связанному с стратегическим бюджетированием и управлением логистическими издержками, студент должен продемонстрировать умение связывать миссию, видение, стратегические цели и стратегию компании с выбором бюджетной стратегии, содержанием плана ее реализации; иметь навык анализа существующей финансовой деятельности; умение аргументировать выбор финансовой модели стратегического бюджетирования и управления логистическими издержками; уметь аргументировать выбор приоритетов бюджетной стратегии; иметь навык моделирования расчета стратегического бюджета в логистике и разработки плана их внедрения.
При выполнении аудиторных и творческих домашних заданий в части курса, связанной со стратегическим бюджетированием и управлением логистическими издержками, студенты должны выполнить все пункты заданий, приведенных в ридере. Общими требованиями являются: привлечение всего (но не избыточного!) объема информации и ее верификация; обоснованное использование конкретных видов триангуляции; полное, но максимально краткое описание проведенной работы, выводов и предложений; подготовка максимально информативной и при этом ограниченной во времени презентации.
Итоговая оценка выставляется по 10-балльной шкале.
Условия, определяющие оценку:
Балл
| Основание
| 10
| Исчерпывающее изложение учебного материала, зарубежный опыт + собственные мысли
| 9
| Исчерпывающее изложение учебного материала + практика отечественных компаний
| 8
| Почти исчерпывающее изложение учебного материала
| 7
| В изложении материала просматриваются упущения.
| 6
| Упущения в излагаемом материале очевидны.
| 5
| Отношение учащегося к заданному вопросу сомнений не вызывает.
| 4
| Без особого напряжения можно понять, что ответ по существу соответствует вопросу.
| 3
| Вызывает сомнение, является ли излагаемый материал ответом на заданный вопрос.
| 2
| Нет сомнения, что излагаемый материал не является ответом на вопрос.
| 1
| На заданный вопрос нет реакции.
| 7. Содержание дисциплины |