Тема: Макроэкономика как наука
Занятие №1
Основные этапы развития экономической теории как науки. Появление макроэкономики.
Предмет и метод макроэкономики. Специфика макроэкономического подхода к изучению экономических процессов.
Макроэкономический кругооборот: основные субъекты, взаимосвязи.
Домашнее задание на 18.02 (ЭМ-24) и 21.02 (ЭМ-25)
Все вопросы занятия №1.
Вопрос №1 из занятия №2
Тема: Общественное производство
(Домашнее задание на 25.02 (ЭМ-24) и 28.02 (ЭМ-25))
Занятие №2
Общественное производство: цель, факторы, результат. Производственные возможности общества.
Производственная функция: сущность, основные характеристики.
Производство и воспроизводство. Основные стадии воспроизводственного процесса. Типы воспроизводства и их характеристика.
Межотраслевой баланс: сущность, основные взаимосвязи.
Производительность труда и эффективность общественного производства. Основные показатели эффективности.
Домашнее задание на 4.03 (ЭМ-24) и 7.03 (ЭМ-25)
Две задачи по производственной функции.
Вопрос №5 из занятия 2.
Все вопросы занятия №3.
Тема: Основные показатели развития общественного производства
Занятие №3
Система национальных счетов.
ВВП и ВНП: сущность, способы измерения. Номинальный и реальный ВП. Дефлятор.
Национальное богатство и способы его оценки
ВВП и национальное богатство России. Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор. Структура ВВП по доходам и расходам. (Статистический обзор)
Домашнее задание на 11.03 (ЭМ-24) и 14.03 (ЭМ-25)
Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор. Рассчитать дефлятор для российской экономики, используя данные официальной статистики.
Все вопросы занятия 4.
Тесты из Практикума (Казначеева, Рогаткин, Рогаткина, с.23-29)
Занятие №4
Национальный доход: создание и распределение.
Потребление, сбережения, инвестиции и их взаимосвязь. Основные макроэкономические тождества
Экономический рост: сущность, типы, факторы.
Социально-экономические последствия экономического роста. Государственное регулирование роста.
Экономический рост в России.
Домашнее задание на 18.03 (ЭМ-24) и 21.03 (ЭМ-25)
Подготовка к контрольной работе
Домашнее задание на 25.03 (ЭМ-24) и 28.03 (ЭМ-25)
Потребление, сбережения, инвестиции и их взаимосвязь. Основные макроэкономические тождества.
По данным российской статистики (см. презентацию к теме 3) рассчитать предельную склонность к потреблению и сбережению.
Все вопросы занятия 6.
Тема: Макроэкономическое равновесие: введение
Занятие №6
Совокупный спрос: сущность, ценовые и неценовые факторы.
Совокупное предложение: сущность, ценовые и неценовые факторы
Макроэкономическое равновесие: кейнсианский и неоклассический подход.
Домашнее задание на 1.04 (ЭМ-24) и 4.04 (ЭМ-25)
Вопросы №№ 2 и 3 из занятия 6.
Тесты по теме: «Модель AD-AS» проработать
Все вопросы занятия 7. (См. учебное пособие: Облаухова М.В. «Математические модели макроэкономики»)
Конспекты вопросов №№ 1 и 2 из списка вопросов для конспектирования.
Тема: Равновесие на рынке благ
Занятие №7
Структура совокупного спроса. Потребительский спрос и факторы, влияющие на него. Макроэкономическая функция потребления и её характеристики.
Инвестиционный спрос: сущность, основные факторы. Автономные и индуцированные инвестиции. Функция инвестиций.
Условия равновесия на рынке благ в кейнсианской модели. Упрощенный вариант равновесия: «Кейнсианский крест». Развернутый вариант равновесия: линия IS и её свойства.
Мультипликативные эффекты: сущность, основные мультипликаторы (мультипликатор автономных расходов, мультипликатор государственных расходов, налоговый мультипликатор).
Домашнее задание на 8.04 (ЭМ-24, ЭМ-25)
Вопрос № 4 из занятия 7 проработать.
Проработать тесты по равновесию на рынке благ (файл: «Тесты по теме 4-7), приготовиться к опросу.
Все вопросы занятия 8. (См. учебное пособие: Облаухова М.В. «Математические модели макроэкономики»)
Конспекты вопросов №№ 3 и 4 из списка вопросов для конспектирования.
Тема: Равновесие на рынке денег
Занятие №8
Деньги и денежная система страны. Функции денег. Денежные агрегаты.
Механизм создания банковской системой денежного предложения. Денежный мультипликатор.
Спрос на деньги и его компоненты.
Равновесие денежного рынка в кейнсианской и неоклассической модели. Линия LM и её свойства. Уравнение Фишера.
Домашнее задание на 18.04 (ЭМ-25)
Вопросы № 3 и 4 из занятия 8.
Все вопросы занятия 9.
Проработать тесты из файла: «Тесты по теме 4-7».
Проработать тесты из Практикума Казначеевой, с.40-49.
Конспекты вопроса №5 из списка вопросов для конспектирования.
Домашнее задание на 15.04 (ЭМ-24)
Все вопросы занятия 9.
Проработать тесты из файла: «Тесты по теме 4-7».
Проработать тесты из Практикума Казначеевой, с.40-49.
Конспекты вопроса №5 из списка вопросов для конспектирования.
Тема: Совместное равновесие рынков благ и денег
Занятие №9
Сущность и условия совместного равновесия рынков благ и денег. Понятие «эффективного спроса».
Взаимодействие рынков благ и денег при нарушении равновесия со стороны рынка благ (сдвиг линии IS). «Эффект вытеснения»: экономическая сущность и особенности проявления в различных ситуациях.
Взаимодействие рынков благ и денег при нарушении равновесия со стороны рынка денег (сдвиг линии LM). «Ликвидная ловушка»: сущность и пути устранения.
Модель совместного равновесия рынков благ и денег и функция совокупного спроса: графическое построение функции совокупного спроса и её основные свойства.
Домашнее задание на 22.04 (ЭМ-24 и 25.04 (ЭМ-25) – подготовка к контрольной работе
Занятие №10 – контрольная работа
Домашнее задание на 29.04 (ЭМ-24):
Все вопросы занятия №11.
Домашнее задание на 16.05 (ЭМ-25):
1. Вопрос №3 занятия 11.
2. Все вопросы занятия №12.
Тема: Макроэкономическая нестабильность
Занятие №11
Цикличность экономического развития. Типы экономических циклов. Циклы Кондратьева.
Сущность и основные фазы среднесрочного экономического цикла, их характеристики.
Инфляция: сущность, формы, основные факторы. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика.
Тема: Макроэкономическая нестабильность
Занятие №12
Труд, трудовые ресурсы, рынок труда – основные понятия.
Механизм функционирования рынка труда: основные модели
Безработица: сущность, причины, формы. Методы измерения безработицы. Влияние безработицы на социально-экономическое развитие. Закон Оукена.
Кривая Филлипса.
Домашнее задание на 20.05 (ЭМ-24):
Все вопросы занятия №14.
Домашнее задание на 23.05 (ЭМ-25):
1. Вопросы № 2 и 3 занятия №13.
2. Все вопросы занятия №14.
Тема: Государственное регулирование рыночной экономики.
Занятие №13
Цели, объекты, методы государственного регулирования экономики. Зависимость методов и целей ГРЭ от фазы экономического цикла.
Государственный бюджет: доходы, расходы, проблемы сбалансированности. Бюджетная система страны.
Государственный долг: сущность, механизм формирования. Внешний и внутренний долг. Влияние государственного долга на экономику страны.
Государственный бюджет и государственный долг в РФ: статистический обзор.
Занятие №14
Основные принципы налогообложения. Типы и виды налогов.
Налоговая система страны. Особенности налоговой системы РФ.
Воздействие налогообложения на социально-экономическое развитие общества. Налоговый мультипликатор. Кривая Лаффера.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика как инструмент государственного регулирования экономики: сущность, механизм действия. Встроенные стабилизаторы.
Занятие №15
Банки и банковская система. Структура банковской системы. Особенности банковской системы в различных странах. Роль банковской системы в экономике.
Функции Центрального банка и коммерческих банков.
Денежно-кредитная политика как инструмент государственного регулирования экономики: цели, инструменты, виды, механизм действия. ДКП и фазы экономического цикла.
Домашнее задание на 29.05 (ЭМ-24) и 30.05 (ЭМ-25):
1. Все вопросы занятия №15.
2. Все оставшиеся конспекты. |