Скачать 303.56 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Южи Ивановской области Утверждаю Приказ № ________ от « ___» ________2012 Директор школы: __________________ Паничева Л.Б. Согласовано « ___» ________2012 Зам. дир. по УР: __________________ Ерохина Л.В. Рассмотрено « ___» ________2012 на заседании ШМО ____________________ Протокол № Рабочая программа по технологии на 2012-2013 учебный год 5 класс составила учитель технологии первая квалификационная категория Уткина Н.Н. Пояснительная записка Данная программа разработана в полном соответствии с Примерной программой основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд», составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и в соответствии с авторской общеобразовательной программой под редакцией В.Д. Симоненко (М., 2006). Программа предполагает обучение в объеме 68 часов (2 часа в неделю) Главной целью современного школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения технологии: • ОСВОЕНИЕ технологических знаний, технологической культуры на базе сведений, полученных других образовательных областей и предметов, а также на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; • ОСВОЕНИЕ начальных знаний по прикладной экономике и предпринимательству, необходимых для практической деятельности в условиях рыночной экономики, рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг. • ОВЛАДЕНИЕ умениями создавать личностно или общественно значимые продукты труда, вести домашнее хозяйство; • РАЗВИТИЕ творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе различных видов технологической деятельности; • РАЗВИТИЕ способностей самостоятельно и осознанно свод жизненных и профессиональных планов, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда; • ВОСПИТАНИЕ трудолюбия и культуры созидательного труда, ответственности за результаты своего труда; • ПОЛУЧЕНИЕ опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. Содержание данного учебного предмета позволяет учащимся интегрировать в практической деятельности знания, полученные в других образовательных областях. В процессе изучения технологии осуществляются межпредметные связи с изобразительным искусством, биологией, физикой и другими предметами естественного цикла. Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в программу творческих задач, которые могут выполняться методом проектов, как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий (изготовление декоративных композиций, панно, макетов) направлено на решение задач эстетического воспитания учащихся, расширения их творческих способностей. Программа ориентирована на приобретение жизненно необходимых знаний, умений и навыков. Это и технология обработки различных материалов, знакомство с их технологическими и потребительскими свойствами, приёмы оформления интерьера и приёмы художественного рукоделия. Отличительной особенностью данной программы является то, что процесс изготовления любого изделия здесь начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Здесь же учащиеся знакомятся с экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить познавательный кругозор учащихся, но и позволяет каждому расширить свои индивидуальные способности, найти свой материал, свою технику, что безусловно окажет своё благотворное влияние на дальнейшее обучение и будет способствовать сознательному выбору профессии. Программа даёт возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уровня. при изготовлении изделия наряду с технологическими требованиями уделяется большое внимание требованиям эстетическим, экологическим и эргономическим. Основной формой организации учебного процесса является сдвоенный урок, который позволяет организовать практическую, творческую и проектную деятельность, причём проекты могут выполняться учащимися как в специально выделенное в программе время, так и интегрироваться с другими разделами программы. По окончании курса технологии учащиеся 5 класса должны знать:
По окончании курса технологии учащиеся 5 класса должны уметь:
Учебно-методический комплект для реализации рабочей учебной программы Для учителя:
11. Интернет источники: , http://www.uchportal.ru, http://www.zavuch.info , http://www.konspekt.org и другие. Для учащихся:
Тематический план Содержание учебного предмета 5 класс Кулинария (14 часов). Санитария и гигиена. Физиология питания (4 часа). Основные теоретические сведения Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах. Составление меню на завтрак. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом. Практические работы Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах. Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку. Основные приемы складывания салфеток Таблицы, справочные материалы. Технология приготовления пищи (10 часов). Бутерброды, горячие напитки (2 часа) Основные теоретические сведения Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов. Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав. Практические работы Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Доклады, сообщения Блюда из яиц (2 часа) Основные теоретические сведения Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. Особенности кулинарного использования перепелиных яиц. Практические работы Выполнение эскизов художественной росписи яиц. Роспись яиц. Блюда из овощей (2 часа) Основные теоретические сведения Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов. Методы определения качества овощей. Влияние экологии на качество овощей. Назначение, виды и технология механической обработки овощей. Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Принципы подбора овощных гарниров к мясу, рыбе. Практические работы Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной. Эскизы оформления салатов. Заготовка продуктов (2 часа). Основные теоретические сведения Роль продовольственных запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов. Правила сбора ягод, овощей, фруктов грибов, лекарственных трав для закладки на хранение. Условия и сроки хранения сушеных и замороженных продуктов. Температура и влажность в хранилище овощей и фруктов. Практические работы Составление технологической последовательности заготовки запасов впрок. Творческий проект (2 часа). Основные теоретические сведения Правила составления творческого проекта. Разработка своего творческого проекта по разделу Кулинария Практические работы Защита творческого проекта Рукоделие. Художественные ремесла (14 часов). Вышивка 12 часов Основные теоретические сведения Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты. Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва. Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом. Практические работы Зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материалов для вышивки. Организация рабочего места для ручного шитья. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки. Определение места и размера узора на изделии. Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и материалов. Выполнение ручных стежков, строчек и швов. Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузелкового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка. Варианты объектов труда. Скатерть, салфетка, фартук, носовой платок. Творческий проект (2 часа). Основные теоретические сведения Правила составления творческого проекта. Разработка своего творческого проекта по разделу Рукоделие Практические работы Защита творческого проекта |