Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 244.22 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации10.11.2013
Размер244.22 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Экономика > Программа
  1   2

Министерство образования Российской Федерации




Владивостокский государственный университет экономики и сервиса



ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ


Учебная программа курса

По специальности

060600 Мировая экономика

Владивосток

Издательство ВГУЭС 2003.

ББК

Учебная программа по дисциплине «История мировой экономики» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования России. Предназначена для студентов специальности 060600 «Мировая экономика».

Составитель: Строганов А.О., к.э.н., доцент кафедры мировой экономики

Утверждена на заседании кафедры мировой экономики г.,

протокол №

Рекомендована к изданию методическим советом Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС г., протокол №

Издательство Владивостокского

государственного университета

экономики и сервиса, 2003



Осенний семестр: лекций - 34 час., практические занятия -17час., курсовая работа, консультации - 7 час., экзамен – 0,5 ч. на студента;

Курс рассчитан на студентов 1 курса специальности “Мировая экономика» ИМБЭ ВГУЭС
Цель курса: изучить ход экономического прогресса общества, закономерностей и особенности его изменений

Задачи: показать основные черты развития докапиталистических способов производства; показать зарождение и развитие мирового хозяйства как целостной системы, дать анализ основных этапов развития мирового хозяйства; выделить общие закономерности развития системы и национальные (региональные) особенности; остановиться на социально-экономических трансформациях в мировой экономике конца XX -начала XXI вв.
Программа курса:

Введение в курс. Предмет, цель и задачи курса. Значение курса в системе подготовки специалистов-международников, экономистов по специальности 06.06.00 “Мировая экономика”. Теоретико-методологическая основа курса. Учебные пособия по курсу. Труды отечественных и зарубежных ученых. Национальная и международная статистика. Другие источники.

Тема 1. Основные черты экономического развития доиндустриальных обществ (4 час.) Подходы к периодизации экономической истории мира. Личные (семейные), родовые (племенные) и национальные хозяйства как этапы на пути формирования всемирного хозяйства. Совершенствование материалов и орудий труда. Разделение труда в истории. Роль рынка в докапиталистических отношениях. Общества докапиталистической эпохи. Особенности азиатского способа производства. Непосредственные предпосылки зарождения всемирного хозяйства

Тема 2. Зарождение всемирного хозяйства как системы. Генезис капитализма (2 час.) Крупное производство как материальная основа углубления разделения труда. Становление мануфактурного капитализма. Роль международных экономических отношений как компонента мирового хозяйства. Совершенствование средств перевозки: зарождение мирового транспорта. Расширение международных рынков сбыта. Развитие товарно-денежных отношений. Дальнейшая социальная дифференциация.

Тема 3. Эволюция капиталистического хозяйства в Западной Европе (XVI – конец XVIII вв.) (2 час.) Сдвиги в уровне развития производительных сил (техники и технологии). Их влияние на промышленность, сельское хозяйство, транспорт. Эволюция мануфактур, их типы. Значение колонизации Нового света и морской торговли с Востоком. “Революция цен”. Особенности становления капитализма в Голландии, Англии, Франции, германских княжествах. Формирование индустриального общества.

Тема 4. Колониальная экономика Америки (2 час.) Социально-экономические предпосылки конкисты. Уровень экономического развития доколумбовой Америки. Родь католической церкви и миссионерства. Города Испанской Америки и городское хозяйство. Экономика североамериканских колоний. Земельные отношения и особенности сельского хозяйства. Роль торговли, судостроения и морского промысла. Трудовые отношения: значение работорговли. Войны за независимость, их экономические итоги.

Тема 5. Промышленный переворот и индустриализация в странах Западной Европы и США (2 час.) Технический прогресс во второй половине XVIII в. Изменения характера товарно-денежных и трудовых отношений. Рост внутреннего и внешнего рынка. Железные дороги: революция в транспорте. Начало коренных сдвигов в отраслевой структуре мирового хозяйства. Особенности индустриализации в Англии, Франции, Германии, США. Пути развития сельского хозяйства в ведущих странах. Начало формирования мировых рынков капитала и рабочей силы.

Тема 6. Становление монополистического капитализма (4 час.) Предприятия в мировом хозяйстве: индивидуальные (семейные) предприятия, товарищества, акционерные общества. Ост-Индская компания как первое в истории АО. Понятие монополии как экономической категории. Генезис монополий. Причины вывоза капитала. Основные направления вывоза капитала в конце XIX – начале XX вв. Виды монополистических предприятий, основные направления их деятельности.

Тема 7. Экономическое развитие Европы и Америки в межвоенный период (1919 – 1939 гг.) (4 час.) Экономические итоги I мировой войны для Европы и США. Значение перекройки политической карты Европы для ее экономического развития. Ликвидация последствий разрушений вследствие войны. Возвышение США: их превращение в ведущую экономическую державу современности. Обострение противоречий между США и Европой. Мировой экономический кризис: причины, последствия, мероприятия по выходу из кризиса. Расстановка сил на экономической карте мира накануне II мировой войны.

Тема 8. Экономика стран Азии и Африки в первой половине XX в. (2 час.) Колониальная экономика. Особенности социально-экономической структуры колониальных стран. Многоукладность их экономики. Параметры отсталости. «Парадоксы отсталости». Монокультурность хозяйства. Рост зависимости от метрополий. «Каналы» зависимости. Экономическое развитие крупнейших стран и регионов: Британской Индии, Китая, Северной и Тропической Африки. Положение Латинской Америки в системе мирового хозяйства.

Тема 9. Формирование трех центров мирового хозяйства после 2 мировой войны (4 час.) Экономические итоги 2 мировой войны. Причины возрастания экономической роли США в период войны и последующее ослабевание их позиций. Восстановление разрушенного хозяйства в Европе. Роль «плана Маршалла». Национализация и денационализация. Развитие интеграционных процессов. Создание и деятельность ЕЭС. Экономические реформы в Японии (1946-52гг.) Японский путь научно-технического прогресса. Превращение Японии в мировую державу. Обострение международной конкуренции. Деятельность ОЭСР и роль совещаний «большой семерки».

Тема 10. Развитие экономики освободившихся стран в постколониальный период (2 час.) Крушение мировой колониальной системы: основные этапы. Социально-экономическое содержание понятия «развивающиеся страны». Формирование многоукладного хозяйства. Экономическая отсталость как наследие колониальной эпохи. Сохранение и усиление зависимости от развитых стран. Дифференциация развивающихся стран. Экономическое развитие НИС, роль стран ОПЕК, место НРС.

Тема 11. Создание, эволюция и крах мировой социалистической системы хозяйства (2 час.) Возникновение мировой социалистической системы как политический итог 2 мировой войны. Социально-экономические преобразования. Формирование командно-административной системы (КАС). Общее и особенное в экономическом развитии стран. Государственная собственность, директивное планирование и централизованное управление экономикой – столпы системы. Особый путь КНР, Албании, Югославии, КНДР. Экономическое сотрудничество, деятельность и распад СЭВ. Причины краха КАС.

Тема 12. Экономическая реформа и системные трансформации в постсоциалистических странах (2 час.) Социально-экономическая необходимость реформы. Попытки реформирования экономики в рамках командно-административной системы. Смена политических режимов в бывших социалистических странах. Экономическая реформа: основные направления, общее и особенное. Экономическое развитие России после провозглашения независимости.
Семинарские занятия

Тема 1. Генезис мирового хозяйства как системы (2 час.)

Вопрос 1. Возникновение и развитие крупного производства

Методические указания

Следует объяснить причины постепенной трансформации простого ремесленного производства в крупное мануфактурное хозяйство; дать краткий обзор истории мануфактур в Италии, Англии, Голландии, других странах; выделить причины формирования мануфактурного производства именно в этих странах; дать обзор истории мануфактурного дела в России.

Вопрос 2. Формирование мирового рынка

Методические указания

…..Необходимо классифицировать рынки по признаку территории: местные, региональные, национальные, континентальные, мировой; показать процесс развития межконтинетальной торговли как основы формирования мирового рынка.

Вопрос 3. Развитие мирового транспорта

Методические указания

Студент должен: показать роль транспорта в развитии торговли и иных форм международных экономических связей; рассказать об истории развития различных видов транспорта; пояснить, почему именно морской транспорт (каравеллы) стал первым средством мировых перевозок.

Тема 2. Причины возвышения экономики США (1776-1945 гг.) (2 час.)

Вопрос 1. История экономического развития в конце XVIII – XIX вв.

Методические указания


Необходимо дать исторический очерк заселения и освоения территории США в XVIII – XIX вв.; выделить факторы экономического развития страны в этот период; остановиться на значении отсутствия в экономике докапиталистических отношений; показать начало формирования в экономике США крупного предпринимательства.

Вопрос 2. Докризисное развитие в XX в.

Методические указания


Следует: выделить причины факта вступления США в новый век как крупнейшей экономической державой мира; определить место монополистического капитализма; проанализировать значение I мировой войны и ее экономических последствий; показать предпосылки «великой депрессии».

Вопрос 3. «Рузвельтовский» период

Методические указания

Необходимо: установить состояние экономики США в низшей точке «великой депрессии» накануне прихода к власти администрации демократов; выделить основные положения экономической программы «нового курса» Ф. Рузвельта; показать методы и ход реализации программы; проанализировать значение II мировой войны и ее экономических последствий.

Тема 3. Становление мировой социалистической системы хозяйства (2 час.)

Вопрос 1. Предпосылки образования МССХ

Методические указания


Студент должен раскрыть понятие мировой социалистической системы хозяйства; показать значение политических итогов второй мировой войны; роль СССР в создании и укреплении дружественных политических режимов в Восточной Европе и Азии.

Вопрос 2. Формирование командно-административной системы


Следует: пояснить смысл и последствия социально-экономических преобразований; дать обзор истории формирования командно-административной системы (КАС) в ее компонентах – государственной собственности, директивного планирования, централизованного управления; дать критический анализ исторического опыта функционирования КАС в сопоставлении с рыночной системой экономики.

Вопрос 3. МЭО стран социализма

Методические указания

Необходимо: объяснить причины закрытости хозяйства социалистических стран; определить их международную специализацию; показать значение внутрисистемного экономического сотрудничества и роль Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) как его инструмента; рассказать об основных формах сотрудничества: внешней торговле товарами и услугами, техническому содействию в сооружении предприятий, международному кооперированию производства.

Тема 4. Факторы экономического развития Японии после 2 мировой войны (2 час.)

Вопрос 1. Состояние японской экономики непосредственно после II мировой войны

Методические указания

Следует: рассмотреть экономические причины поражения Японии во II мировой войне; дать анализ Потсдамской декларации от 26 июля 1945 г.; показать процесс демилитаризации страны; дать оценку масштабов экономического спада, инфляции и безработицы; оценить состояние основного капитала; показать необходимость его обновления; обосновать необходимость поддержания на высоком уровне валовых капиталовложений в основной капитал и показать последствия этих мероприятий.

Вопрос 2. Социально-экономические преобразования


Методические указания

Студент должен: показать объективную необходимость социально-экономических преобразований; выделить земельную реформу как средство расширения внутреннего рынка; дать оценку роспуска семейных монополий (дзайбацу); отметить роль нового трудового законодательства; показать значение введения обязательного среднего образования.

Вопрос 3. Внешние факторы в экономическом развитии


Методические указания

Необходимо: дать анализ политики «обратного курса», проводимого США после принятия японской конституции; показать роль «эквивалентного фонда» как инструмента американской помощи; значение войны в Корее и поступлений от американских военных заказов; оценить роль широкого использования иностранных научно-технических достижений; выделить фактор экспорта товаров и капитала.

Тема 5. Основные этапы экономической истории КНР (2 час.)

Вопрос 1. Предыстория развития экономики

Методические указания

При ответе на этот вопрос необходимо: дать краткий очерк предыстории развития экономики Китая до 1949 г., включая колониальный период и период японского нашествия и гражданской войны.

Вопрос 2. Основные этапы экономического развития до 1979 г.

Методические указания

Студенту следует: показать социально-экономические преобразования после провозглашения КНР; выделить основные этапы дальнейшего экономического развития; показать роль советской экономической помощи в индустриализации Китая в первое послевоенное десятилетие; проанализировать теорию и практику политики «большого скачка»; выявить причины переориентации КНР на экономическое сотрудничество с западными странами.

Вопрос 3. Экономическое развитие после экономической реформы

Методические указания

Необходимо: раскрыть сущность экономической реформы; показать динамику и факторы ускоренного роста в 80-х – 90-х гг.; определить место КНР в мировом хозяйстве в настоящее время; дать картину экономического сотрудничества Китая и Российской Федерации после завершения политической конфронтации.

Тема 6. Феномен новых индустриальных стран (2 час.)

Вопрос 1. Понятие и сущность новых индустриальных стран

Методические указания


Студент должен: выделить группу новых индустриальных стран (НИС) в мировой экономике; подразделить НИС на т.н. «волны»; показать причины экономического и, прежде всего, промышленного роста стран Восточной и Юго-Восточной Азии и Латинской Америки в 80-х – 90-х гг. прошлого века.

Вопрос 2. Социально-экономические показатели НИС


Методические указания

Необходимо: остановиться на основных показателях экономического и социального развития НИС: объеме и динамике валового продукта, его структуре и структурных изменениях; объеме и динамике промышленного производства, сдвигах в его структуре; показать процесс формирования в НИС современной социально-экономической структуры и финансово-промышленных групп; дать анализ роли внешних факторов в экономическом развитии этих стран.

Тема 7. Распад мировой социалистической системы хозяйства и его последствия (2 час.)

Вопрос 1. Имманентные пороки командно-административной системы

Методические указания


Необходимо: дать обзор истории формирования командно-административной системы (КАС) в ее основных компонентах; показать гипертрофированную роль государственной собственности в главных отраслях экономики; отметить значение директивного долгосрочного и текущего планирования в условиях лишения предприятий экономической самостоятельности; показать роль централизованного управления и разрастания бюрократического аппарата; дать критический анализ исторического опыта функционирования КАС в сопоставлении с рыночной системой экономики.

Вопрос 2. Деятельность Совета Экономической Взаимопомощи

Методические указания


При ответе на этот вопрос следует: рассказать о предпосылках социалистической экономической интеграции; показать роль международной специализации и кооперирования производства, научно-технического сотрудничества, технического содействия в сооружении предприятий; выделить основные реализованные проекты (как например, нефтепровод «Дружба», освоение сибирского севера, развитие атомной энергетики); объяснить механизм перераспределения средств внутри СЭВ и показать его ущербность, приведшую к распаду.

Вопрос 3.Последствия распада мировой социалистической системы хозяйства

Методические указания

Необходимо: определить предпосылки распада мировой социалистической системы хозяйства, включая внутренние и внешние факторы; роль политических изменений в бывших социалистических странах; значение резкого ухудшения экономического положения СССР как главного «донора» системы; общее и особенное в путях перехода к рыночной экономике в странах ближнего зарубежья, Восточной Европы, Азии.


Тема 8. «Российский век» в мировой экономике (ХХ – начало XXI вв.) (3 час.)

Вопрос 1. Экономическое развитие Российской Империи в XX в.

Методические указания


При ответе на этот вопрос студент должен: привести основные показатели экономического и социального развития России в начале прошлого века; показать процесс ускоренного капиталистического развития; дать оценку роли рыночных инструментов; дать оценку роли первой мировой войны в упадке экономики и политических переменах.

Вопрос 2. Развитие экономики в советский период

Методические указания


Необходимо: раскрыть сущность социально-экономических преобразований после Октябрьской революции; остановиться на национализации земли, банковской сферы, транспорта, тяжелой и легкой промышленности; периодизировать дальнейшее развитие экономики – НЭП и ее свертывание, индустриализация и коллективизация, первые пятилетки, военная экономика, восстановление хозяйства и бурный рост в 50-х гг., период «застоя», попытки реформ в период перестройки; проанализировать причины краха советской экономической системы.

Вопрос 3. Экономическая реформа и развитие в 90-х гг. – начале XXI в.

Методические указания


Следует: отметить коренные причины реформирования экономики; выделить основные направления реформы – либерализация цен, разгосударствление и приватизация экономики, ликвидация директивного планирования и централизованного управления, реформу системы внешних экономических связей; проанализировать динамику и структурные изменения в экономике; показать ход выхода из кризиса в начале XXI в.; показать борьбу различных политических сил вокруг реформы.
Конкретные ситуации (Case studies)

Анализ конкретной ситуации – распространенная в зарубежных университетах и все более внедряемая в учебный процесс российских вузов форма учебных занятий. Она позволяет проанализировать развитие явления в историческом контексте; показать его преимущества и недостатки; выделить основные факторы внешнего воздействия. В приведенной ниже конкретной ситуации студенту полагается объяснить причины образования, подъема и падения Ост-Индской компании; на данном примере показать плюсы и минусы современных акционерных обществ (корпораций) как главного агента мирового производства, рынка и инвестиций.
Конкретная ситуация 1.

Судьба дивиденда

Первому в мире акционерному обществу исполняется 400 лет

Среди многочисленных юби­лейных дат на 2002 год при­шлось 400-летие первого в мире акционерного общества совре­менного типа — голландской Ост-Индской компании. Не ус­тупая нынешним транснацио­нальным корпорациям ни по сво­им финансовым показателям, ни по влиянию на мировую поли­тику, она просуществовала «всего» 200 лет. Тогда как неко­торые не столь мощные фир­мы-сверстницы благополучно пережили ее, уцелев и в XXI веке.

Максим ТОКАРЕВ, корр. «КП» — специально для «Известий»

Своим рождением голландская Ост-Индская компания обязана Амстердаму. В начале XVII века 2 сотни торговых судов ежегодно уходили из этого портового горо­да на поиски новых земель, со­кровищ и пряностей, ценивших­ся тогда в Европе на вес золота. С ценным грузом домой возвраща­лось в среднем одно судно из трех — прочие становились жертвами океанских бурь, пиратов и других форс-мажорных обстоятельств. Но и при таком раскладе купцы, снарядившие удачливый парус­ник, получали прибыль, на кото­рую можно было построить целую флотилию новых кораблей.

В этих обстоятельствах компа­ния предложила своим учредите­лям впредь принимать долевое участие в судьбе всех ее парусни­ков. Процент возможной прибы­ли от каждого удачного плавания зависел от суммы вкладов пайщи­ков, мерой которых стали первые в мире акции. Каждая из них сто­ила поначалу три тысячи гульде­нов, что равнялось цене трех возов пшеницы. Всего таких акций бы­ло выпущено и продано 2153 — на общую сумму почти 6,5 миллиона гульденов.

Счастливцы, заплатившие за эти ценные бумаги по номиналу, уже в 1604 году, после отплытия из Амстердама первого судна, снаря­женного за их общий счет, сбыва­ли свои акции за 110 процентов от их первоначальной цены. Шесть лет спустя, когда корабли Ост-Индской компании впервые при­везли в Западную Европу чай с ос­трова Цейлон, ее акции подня­лись до 130 процентов и с тех пор росли на 10 процентов в год. До 1644 года пайщики компании по­лучали дивиденды «натурой», в основном пряностями, а затем ис­ключительно деньгами.

Средства, вложенные в Ост-Индскую компанию, позволили привлечь на ее службу лучших ко­рабелов и моряков той эпохи. Один из них, британский капитан Генри Гудзон, в 1609 году искал морской путь в Китай через Аме­рику, а открыл названные в его честь реку и залив, у берегов кото­рых позже возник город Нью-Йорк. Другой ее сотрудник, кора­бельный врач Ян ван Рибек, осно­вал в 1652 году у южной оконеч­ности Африки базу для снабжения продовольствием судов компа­нии, шедших из Европы в моря Индийского океана. Так появилось поселение Капштадт — ныне главный портовый город ЮАР Кейптаун. А в 1697 году тогдаш­ний директор компании и бурго­мистр Амстердама Николаас Витсен устроил на ее верфях рабочую практику для стажеров из при­бывшего из России «Великого по­сольства», в число которых попал ставший его личным другом царь Петр I.

Эти примеры лишь в малой степени показывают историчес­кую роль голландской Ост-Инд­ской компании, на которую в XVII—XVIII веках трудились ты­сячи человек и сотни судов. Не ус­тупая по богатству европейским державам той эпохи, компания сама нередко творила большую политику — в 1641 году ее служа­щие без участия голландских вла­стей выбили конкурентов-португальцев из нынешней Индонезии, вооружив против них туземные войска. За первые 120 лет ее исто­рии курс акций компании вырос на 1260 процентов, но затем по­шел на убыль.

С развитием мореплавания «фирменные товары» компании — перец, гвоздика, мускатный орех, чай, кофе — перестали быть предметами ее монопольной тор­говли и год от года давали все меньше прибыли. Сохраняя вер­ность традициям и не желая пере­ключаться на вклады в не столь романтичное, но быстро растущее промышленное производство, Ост-Индская компания была вы­нуждена прекратить свое сущест­вование в 1798 году.

«Между тем, она могла бы до­жить до наших дней, если бы ее участники интересовались не од­ной торговлей, но и производст­вом» — такой вывод прозвучал на недавно состоявшемся в Женеве съезде владельцев частных компа­ний, существующих не менее 200 лет. Их ассоциация возникла в 1981 году с подачи семейной фир­мы-производителя спиртных на­питков «Мари Бризар» из Фран­ции, получив название «Клуб Енох» в честь персонажа Ветхого Завета — отца Мафусаила, про­жившего 969 лет. Как обеспечить такое долголетие своим «дети­щам» — вот главный вопрос, об­суждавшийся членами клуба.

Сегодня среди 30 участников ассоциации «аксакалом» является семейная фирма «Хоши» из Японии, занимающаяся гостиничным бизнесом с 794 года. Старейшим европейским членом клуба счита­ют основанную в 1295 году италь­янскую фирму по выпуску посуды «Баровье и Тосо». В «Енох» также входят французское предприятие «Револь», изготовляющее фарфор с 1789 года, винодельческая ком­пания «Кодорниу» из Испании (создана в 1551 году), немецкая стеклодельная мануфактура «Гла-шют» (существует с 1568 года), голландская фирма «Ван Эгхен», работающая в пищевой промыш­ленности с 1632 года. Самым крупным участником «Еноха» яв­ляется основанная в 1526 году оружейная корпорация «Беретта» из Италии.

«Все компании, входящие в «Енох», возникли до Великой ин­дустриальной революции XVIII— XIX веков. Появившееся тогда крупное корпоративное произ­водство привело к утрате тради­ций, восходивших еще к ремес­ленным цехам Средневековья. То, что мы ощущаем себя их послед­ними хранителями, помогает на­шим фирмам существовать века­ми, в то время, как в США сред­ний срок жизни предприятий ма­лого и среднего бизнеса не превы­шает трех лет», — заявила на встрече клуба его председатель Пина Амарелли — глава итальян­ской фирмы «Амарелли», выра­щивающей с 1731 года лакричный корень для кондитеров и парфю­меров.

Женева

Известия, 20.11.2002
Конкретная ситуация 2.

Аналогичным образом анализируется конкретная ситуация 2, тема которой перекликается с темой ситуации 1 и где рассматриваются главные этапы в истории мировой экономики, связанные с формированием системы международной торговли, основные воззрения на ее теорию и историю становления главных современных агентов международного бизнеса – акционерных обществ (корпораций). Текст заимствован из ставшего классическим в американских и других «англоговорящих» университетах учебника. Помимо основной задачи, связанной с изучением курса «История мировой экономики», конкретная ситуация 2 призвана «окунуть» студента специальности «Мировая экономика» в тот аспект английского языка, который называется “Business English”. Анализ конкретной ситуации проводится в рамках практического занятия на английском языке.
A Synoptic History of International Business

Looking at the clamor toward "internationalization" among businesses, we can easily be led to believe that the developments we are about to study are not only powerful but also new. On some aspects, such as Japan's prominence in outward foreign direct investment, both sentiments are justified, but by and large, the international economy has been a work in progress for some time.

The Early Period

Foreign commerce has been part of the human endeavor since very early times. Over 4,000 years ago, Egypt built a sea trade with cities in what we know today as the Middle East, and the Sumerians, who inhabited the region of present-day Iraq, traded with Asia Minor and Syria. What is more, as early as 2500 B.C., the Sumerians sta­tioned their own agents to receive, store, and sell goods in foreign lands.'

Early trade, as the word itself connotes, was conducted largely in the form of barter, with goods being exchanged for goods. Progress in the form of coinage came around 700 B.C. when the king of Lydia, the western part of what is now Turkey, af­fixed his seal on electrum, an alloy of gold and silver, thereby attesting to its weight and quality. The innovation spread to other communities, and it is thought that by the 6th or 5th centuries B.C., primitive foreign exchange markets had begun to develop.2

Although international exchange, along with other aspects of civilization, suf­fered a setback during the period known as the Dark Ages (which began with the fall of Rome circa A.D. 400 and ended around the 11th century), trade picked up in the Middle Ages and flourished particularly after the fifteenth century when the Euro­pean voyages of discovery began. These were the heady days of Portugal whose Vasco da Gama set sail on a historic expedition in 1497 and discovered the sea route to India by way of Africa's southern cape, a route still in use today.

As today, trade in early times allowed people to capitalize on regional differ­ences in natural endowments, enabled them to consume variety, provided a method of enjoying the fruits of specialization, and created wealth. In fact, the creation of wealth was a central theme in the early theories of international trade that emerged during the seventeenth century. During this period, modern nation-states were being formed, and the rulers of these new nations sought to consolidate power and authority through the accumulation of gold and silver. They had to raise armies to fend off domestic challenge, and they had to build ships to compete for empire abroad. How to do this? By maximizing exports, minimizing imports, and bringing home the difference in precious metals. This powerful, but flawed, belief that trade surpluses, encashed in specie, created national wealth is termed mercantilism.

Mercantilism came under attack in 1756 from Scottish philosopher David Hume (1711-1776). He argued that the quantity and value of imports that a nation's exports can purchase is ultimately what is important to the people of the exporting na­tion, not the amount of gold or silver its rulers amassed. Furthermore, he argued, a rise in a nation's stocks of precious metals would cause domestic prices to rise, which, in turn, would lead to a drop in exports and an outflow of the very specie whose inflow was sought earlier.

A generation later, another famous Scotsman, Adam Smith (1723-1790), sec­onded Hume's attacks on mercantilism by arguing that international trade would bring an efficient allocation of resources. But it wasn't until an English economist named David Ricardo (1772-1823) came along in 1817 that the world was introduced to the theory of comparative advantage. For these contributions, Hume, Smith, and Ricardo are acknowledged as the founders of the body of knowledge we now call in­ternational economics. Of course, substantial advances in thinking have occurred since their day, and Chapter 6 will pick up on these and the later developments in our understanding of international economics.
'Mira Wilkins, The Emergence of Multinational Enterprise (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1970), p. 3.

2Paul Einzig, The History of Foreign Exchange (London: Macmillan, 1970), chap. 2.
Maturing of the Modern Corporation

Even while the rudiments of international trade theory were being developed and de­bated, a socioeconomic invention of critical importance was being made and slowly adopted in Britain and America. That invention was the modern business corporation. Business historians identify the East India Company as perhaps the best known early example of a joint-stock private corporation. Initially, private investors in the company, which was chartered in 1600, pooled resources and bought shares in the in­dividual ocean voyages that the company undertook. Later, investor participation grew more stable. Like the East India Company, other corporations in Britain were chartered and given official monopoly status to pursue "assigned missions," often en­tailing activities conducted on behalf of the Crown. In fact, many such corporations were used to colonize America before its independence. These were quasi-state enterprises, however, operating under the mantle of the king and deriving their power and right to immortality from the royal house itself.

It was only after America won its independence that this mode of organizing economic activity really evolved under private, as opposed to quasi-state, ownership. Both in public and private spheres, from the building of turnpikes and railroads to banking and industry, private initiative flourished in America. Indeed, by 1801, just a few years after independence, the United States had more than 350 such enterprises. And half a century later, large industrial firms were making their mark, building their positions on the corporate form, on the advantages of large scale, and on the mastery of modern industrial technologies. Outside the United States, Britain, France, and Germany were prominent in spawning the leading firms in chemicals, pharmaceuti-cals, machinery, and electrical products, as well as in oil and the nonferrous metals.

These leaders, bearing such familiar names as Pechiney, Hoechst, Dupont, Standard Oil, and General Electric, seemed to have little stomach at the time for the rough-and-tumble competition in which they would be engaged a century later. Being leaders within their own national markets, they instinctively sought to avoid the bruising contact that international competition might produce.

Accordingly, until the outbreak of World War II, these national leaders were constantly forming and reforming international agreements among themselves aimed at suppressing international competition. Since only three or four leaders existed in world markets in any major product line, such agreements were feasible enough. Elaborate agreements in petroleum, pharmaceuticals, electric light bulbs, steel, and hundreds of other products were put in place, aimed at dividing markets, avoiding price-cutting, stabilizing production, and holding technological changes in check.

World War II ended the prominent role of such agreements in international trade. In any case the U.S. participants had always been uncertain partners in these arrangements, being concerned about the power and reach of the U.S. antitrust laws. From the outbreak of World War II until the 1960s, U.S. firms had no need for pro­tection from European competitors and no desire to tie their own hands in interna­tional competition. By the 1960s, the eggs had been thoroughly scrambled, with U.S.-owned subsidiaries firmly established in the major markets of Europe and in many of the ex-colonies and other reserved areas of their European competitors.

Why was the modern corporation so critical in the evolution of international business? Because it provided both an excellent mechanism for raising huge amounts of capital and an effective organizational device for administering large ongoing en­terprises. Indeed, the modern corporation was the institutional vehicle that made the Industrial Revolution and the growth of national enterprise possible. And, while we can find exceptions to the generalization, by and large, national scope was a prerequi­site for international expansion.

Although the invention of the modern corporation was an indispensable element in the evolution and growth of international business, it is unlikely that the contours of the international economy would look the way they do today were it not for the stream of technological innovations, particularly in telecommunication and trans-' portation, that occurred during this period. Whereas in the mid-nineteenth century sailing-packets took about 21 days to cross the Atlantic, by the 1880s passenger-carrying steamships were making the voyage in 5 to 6 days. And whereas long­distance communication was earlier tied to transportation, the first transatlantic cable, which was laid in 1866, forever broke the tie. Later, with advances in electricity, mass production became possible. With radio and television, mass marketing ap­peared on the scene. Affordable air travel, telex, and long-distance direct-dial tele­phones totally revolutionized the manner in which commerce proceeded.

By the 1950s and 1960s, the United States and its corporations enjoyed an un­precedented lead in the world economy. To solidify and secure their foreign markets, from scale-intensive industries such as autos to research and development-intensive industries such as chemicals, computers, and scientific instruments, American com­panies branched out and set up foreign operations. Consumer-products companies such as Procter & Gamble were involved in similar expansion.

In a telling commentary about the period, Business Week declared in an April 1963 special report on multinational corporations that:
To find a GM executive working out of a hotel in Johannesburg or ... a Du Pont plastics ex­pert conferring with a Japanese partner in Osaka is business-as-usual. . . . After all, American companies have spent the past decade running a helter-skelter race to get located overseas. . . . Shaped in the crucible of complex foreign competition, the largest of U.S. cor­porations—and smaller ones, too—have found themselves changing into a new form: the multinational corporation. ... A multinational company's management sees its enterprise as a global entity. It sees its foreign and domestic interests interwoven into a web of carefully integrated parts. . .. What U.S. business is seeing, in the words of Chmn. Frederic G. Donner of General Motors, "is the emergence of the modern industrial corporation as an institution that is transcending national boundaries,"
3See Thomas K. McCraw. "The Evolution of the Corporation in the United States," in John R. Meyer and James M. Gustafson (eds.). The U.S. Business Corporation (Cambridge, Mass.: Ballinger. 1988).
From: The Manager in the International Economy, 7th ed. / Raymond Vernon, Louis T.Wells, Subramanian Rangan, Prentice-Hall Inc., 1996


ТЕСТЫ

Тест 1. ДАТЫ В ИСТОРИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ


Задание: указать правильный год события.

  1. Открытие экспедицией Колумба Америки.

а) 1492; б) 1294; в) 1460; г)1295

  1. Создание Дж. Уаттом парового двигателя

а) 1874; б)1784; в) 1805; г)1790

  1. Великая французская буржуазная революция (взятие Бастилии)

а) 1789; б)1879; в) 1990; г)1867

  1. Подписание Римского договора об образовании ЕЭС

а)1975; б)1957; в) 1962; г) 1951

  1. Принятие плана Маршалла для Западной Европы

а)1947; б) 1974; в) 1956; г)1965

  1. Пуск первой в мире АТС в Обнинске

а)1954; б) 1965; в) 1975; г) 1968

  1. Создание ямайской валютной системы

а) 1976; б) 1967; в) 1969; г) 1979

  1. Начало “великой депрессии” (биржевой кризис)

а) 1992; б)1929; в) 1933; г) 1997

  1. Распад СССР

а) 1992; б)1991; в) 1990; г) 1993

  1. Введение в безналичный оборот евро

а) 1999; б) 1998; в) 2000; г) 2002

  1. Автор труда “Развитие капитализма в России” родился в

а) 1868; б) 1870; в) 1875; г) 1880

  1. Первый автомобиль с двигателем внутреннего. сгорания был построен в:

а) 1886; б) 1883; в) 1887; г) 1884

  1. Объединение Германии (ФРГ и ГДР) произошло в:

а)1990; б)1947; в) 1984; г) 1960

  1. Начало экономической реформы в КНР:

а) 1965; б) 1979; в) 1973; г) 1957

15 Индекс Доу-Джонса был впервые рассчитан:

а) более 100 лет назад; б) в 1946 г.; в) 50 лет назад; г) в 1920 г.
Ключ к тесту: 1 – а; 2 – б; 3 – а; 4 – б; 5 – а; 6 – а; 7 – а; 8 – б; 9 – б; 10 – а; 11 – б; 12 – а; 13 – а; 14 – б; 15 - а
Тест 2. WHO IS WHO В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ И ПОЛИТИКЕ

Тест состоит из 2 блоков по десять вопросов. Внимательно прочитайте вопросы. В ряде случаев в самом вопросе скрыта подсказка. Не надо огорчаться, если не удалось набрать максимальное количество баллов. Система оценки выбрана доcтаточно произвольно. В конце концов вы только в начале долгого пути к званию экономиста-международника.

I

1. Кто является автором термина “экономика”? (1 балл)

2. Что объединяет нижеперечисленных ученых-экономистов: Леонид Канторович (СССР); Василий Леонтьев (США); Пол Самуэлсон (США); Ян Тинберген (Нидерланды); Фридрих фон Хайек (Великобритания)? (2 балла)

3. Как называется “буржуазная лженаука”, описывающая системы управления, связи и обработки информации? (1 балл)

4. Кем в конце жизни стал начинающий финансист, впоследствии титан финансовой империи из “Трилогии желания” Теодора Драйзера? (1 балл)

5. Внук двух известнейших русских писателей, сын журналиста-международника, контр-адмирала, сам - экономист-теоретик и политик-практик. Кто этот человек? (1 балл)

6. В экономической литературе и печати, говоря о необходимости лавирования между двумя нежелательными явлениями, употребляют названия мифических скал Сциллы и Харибды. Какие явления имеются в виду? (2 балла)

7. Какой род предприятия стало обозначать слово “скамейка” по-итальянски? (1 балл)

8. “Черная пятница” в США и “черный вторник” в России случились в похожих учреждениях. Каких? (1 балл)

9. Крылатое выражение Г.Форда-старшего гласит: “Я не настолько..., чтобы покупать дешевые вещи.” Что пропущено в этой фразе? (1 балл)

10.По какому ведомству служил А.С.Пушкин, имея чин камер-юнкера? (1 балл)

II

(Продолжение вопросов; для их прочтения следует обратиться к соответствущим номерам вопросов, указанных выше)
1.1. Что этот термин изначально означает? (2 балла)

2.1. Какое произведение П.Самуэлсона наиболее известно в России? (2 балла)

3.1. Кто считается “отцом” этой науки? (1 балл)

4.1. С торговли каким товаром начинал предпринимательскую деятельность Фрэнк Каупервуд? (3 балла)

5.1. Укажите время нахождения этого человека на высшей правительственной должности. (2 балла)

6.1. Как влияет на эти два явления рост учетной ставки? (3 балла)

7.1. Назовите страну, в которой в настоящее время находятся крупнейшие предприятия этого рода. (2 балла)

8.1. Октябрь в России - “традиционный” месяц политических и экономических потрясений. В октябре какого года имел место “черный вторник”? (1 балл)

9.1. В каком городе расположена штаб-квартира “империи” Форда? (1 балл)

10.1. Кто еще из лицейских друзей поэта занимал высокую должность в том же ведомстве? (3 балла)
Максимальное количество баллов - 32. Система оценки - больше 25 - “отлично”; 20-25 - “хорошо”; 15-20 - “удовлетворительно”; менее 15 - “неудовлетворительно”.
Ключ к тесту: 1 – Аристотель; 2 – Нобелевская премия; 3 – кибернетика; 4 – стоиком; 5 – Е.Т.Гайдар; 6 – инфляция и безработица; 7 – банк (la banca); 8 – биржах; 9 – «…богат…); 10 – по Министерству иностранных дел; 1.1 – домашнее хозяйство, порядок, управление; 2.1 – «Экономикс»; 3.1 – Н.Винер; 4.1 – мылом; 5.1 – 1992 г.; 6.1 – инфляция сокращается, безработица растет; 7.1 – Япония; 8.1 – 1994 г.; 9.1 – в Детройте; 10.1 – А.М.Горчаков

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск