Скачать 95.4 Kb.
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей 2-й категории №10 "Яблочко" Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Познание» Тема: «Воздух и его свойства» Подготовила: Воспитатель Рыбинцева Т.В. ст.Егорлыкская2012г. Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Познание» Тема: «Воздух и его свойства» Программное содержание:
Материал: целлофановые пакеты, зубочистки, салфетки (бумажные и тканевые), пластиковые стаканы, чашки с водой, листы бумаги, гуашь, мыльные пузыри, мяч, схемы выполнения опытов, веера на каждого ребенка , трубочки для коктейля, халаты для проведения опытов, столы, мольберты. Предварительная работа: изготовление с детьми вееров, рассматривание иллюстраций о пользе и помощи воздуха для человека, беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите проводить опыты, и я хочу снова пригласить вас в лабораторию. Но для того, чтобы попасть туда, надо разгадать секретный код (обращает внимание на мольберт, где стоят карточки с буквами). Вы готовы? Дети: Да! Воспитатель: Тогда начнем. Необходимо найти звук в слове, который по счету я назову: 1.ветер-назовите 1 звук («в») 2.вода-назовите 2 звук («о») 3.мороз-назовите последний звук («з») 4.ведро- назовите 3 звук («д») 5.удав-назовите 1 звук («у») 6.хоровод –назовите 1 звук («х») (после каждого ответа детей воспитатель открывает одну букву) Воспитатель: Ребята, какое слово у нас получилось? Кто умеет читать, давайте прочтем его вместе ВОЗ-ДУХ. Трудное было задание? Дети: Да!... Воспитатель: Давайте глубоко вздохнем и путь. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули? Дети: Воздух, кислород… Воспитатель: Правильно! А где он? У нас в группе он есть? Дети: Да, везде… Воспитатель: А вы его видите? Дети: Нет. Воспитатель: А почему? Дети: Он невидим. Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Дети: Воздух прозрачный, невидимый Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, воздух имеет вкус? Дети: Нет. Воспитатель: А можно воздух услышать, почувствовать? Дети: Нет. Воспитатель: А я хочу вам доказать, что его можно увидеть, услышать и почувствовать, а вы мне в этом поможете. -Прежде чем приступить к проведению опытов, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
Воспитатель: почему? Дети: чтобы не испачкать одежду. Воспитатель Ну а теперь приступаем к опытам. (Воспитатель приглашает пройти детей к первому столу) (воспитатель берет в руки целлофановый пакет) -Ребята, есть ли в нем что-нибудь? Дети: Нет… Воспитатель: А теперь вы возьми каждый по пакету , может у вас что-нибудь будет? Дети: Ничего нет! Воспитатель: А я вам сейчас докажу, что пакеты не пусты. Для этого посмотрите на схему, что надо сделать? Дети: Скрутить мешочек . Воспитатель: Правильно, скрутить мешочек вот так (показывает детям). -Что с ним случилось? Дети: Его раздуло. Воспитатель: Что его раздуло внутри? Дети: Воздух. Воспитатель: Помните, я вам говорила, что мы можем воздух почувствовать.А то, что надо сделать, чтобы почувствовать, нам подскажет схема.Посмотрите внимательно и скажите, что надо сделать? Дети: Надо взять зубочистку и проколоть пакет. (Воспитатель прокалывает пакет и направляет струю воздуха на детей) Воспитатель: А теперь вы проколите свои пакеты (дети прокалывают пакеты) -Вы чувствуете, что было в пакете? Дети: В пакете был воздух. Воспитатель: А почему мы тогда его не увидели? Дети: потому что он прозрачный, невидимый. Воспитатель: какой можно сделать вывод и выделить свойство воздуха? Дети: Воздух невидимый, но его можно почувствовать, обнаружить. Воспитатель: Как мы еще можем почувствовать воздух? Дети: Подуть на руку, помахать,….. Воспитатель: Как вы думаете, а веера могут нам помочь в этом? Дети: Да… Воспитатель: Давайте помашем. Что вы чувствуете? Дети: Прохладу…. Воспитатель: А что дает прохладу? Дети: Движение воздуха… Воспитатель: Значит какой можно сделать вывод и определить еще одно свойство воздуха? Дети: Воздух движется. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, воздух имеет запах? Дети: Да, нет… Воспитатель: А вот сейчас мы с вами и проверим.На столе стоят стаканы под цифрами 1 и 2.Вы должны по запаху определить, что было в стаканчиках. Дети: В 2-м стаканчике пахнет апельсином, чесноком. Воспитатель: А чем пахнет в стаканчике по номером 1? Дети: Нечем… Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод? Дети: Воздух не пахнет Воспитатель: Правильно, сам воздух запаха не имеет. Запах ему предают окружающие вещества. -Продолжим наше знакомство с воздухом и его свойствами. -А как вы думаете, ребята, мы можем услышать воздух? Дети: Да. Нет…. Воспитатель: Как можно это сделать? Дети: Посвистеть в дудочку, просто посвистеть,… Воспитатель: А я хочу вам предложить подойти к следующему столу в нашей лаборатории, взять листочки бумаги, приложить край листочка бумаги к губам и подуть вдоль нее так, чтобы получился звук. -Что происходит? Дети: Бумага шумит, свистит,… Воспитатель: Правильно ребята.Мы выдыхаем с вами струю воздуха, край бумаги дрожит.Он заставляет дрожать и воздух. Поэтому возникает звук. -Какой мы можем сделать вывод? Дети: Воздух невидим, но мы его можем услышать. Воспитатель: А теперь возьмем 2 листочка бумаги. Один из них скомкаем, а другой оставим так. Посмотрите, как это показано на схеме. -А теперь в одну руку возьмем скомканный лист, а в другую ровный и бросим их одновременно. -Какой лист быстрее упал? Дети: Скомканный… Воспитатель: Почему вы так думаете? Дети: Он тяжелее… Воспитатель:Вы наверное догадались, что все это проделки воздуха. Когда мы скомкали бумагу, то ее поверхность уменьшилась и воздуху не во что было упереться, не за что было «ухватиться». Потому бумажный шарик упал первым. Ровный лист будет падать медленно. -Ну что, продолжим искать нашу невидимку? Дети:Да, продолжим… Воспитатель: Как вы думаете, ребята, воздух можно увидеть? Дети: Нет… (воспитатель приглашает подойти детей к следующему столу) Воспитатель: Посмотрите, что у меня в руках? Дети: Стакан. Воспитатель: Есть ли в нем воздух, как вы думаете? Дети: Нет. Есть воздух… Воспитатель: А давайте проверим, кто из нас прав? Дети: Да, давайте. Воспитатель: Опускаем стакан медленно в воду к верху дном. Что получается? Дети: Вода не попадает в стакан, стакан не тонет… Воспитатель: Почему вода не попадает в стакан, как вы думаете? Дети: потому что стакан перевернут… Воспитатель: Что мешает попасть воде в стакан? Дети: Воздух… Воспитатель:Теперь я наклоню стакан немного в сторону.Что происходит? Дети:В стакан набирается вода. Воспитатель:А теперь каждый из вас проделает опыт самостоятельно.Толькосначало вспомним последовательно все действия по схеме. Дети:(Дети рассказывают последовательность по схеме) Опускаем стакан медленно в воду к верху дном.Потом наклоняем стакан немного в сторону. Воспитатель:Можно приступать к проведению опыта. -Что появляется в воде? Дети: Пузырьки, воздух выходит из стакана. Воспитатель: А почему же мы думали сначала, что стакан пустой? Дети: Потому что воздух невидимый, прозрачный… Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод? Что мы с вами увидели? Дети:В стакане есть воздух и он не пускает туда воду.В воде мы можем увидеть воздух в виде пузырьков. Воспитатель: Вытираем руки салфеткой. -Я предлагаю провести еще один опыт в нашей лаборатории. -Возьмем трубочку и подуем в нее на ладошку. Что вы чувствуете? Дети:Воздух. Воспитатель: А для того, чтобы его увидеть, давайте возьмем стаканчики с водой, опустим в них трубочку и подуем. Что мы видим? Дети: Пузырьки воздуха. Воспитатель: А как вы думаете, почему они поднимаются вверх? Дети: Потому что воздух легче воды. Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод и вы делить свойство воды? Дети: Воздух легче воды, поэтому он поднимается вверх. Воспитатель: А теперь мы с вами вспомним все свойства воздуха, которые мы с вами сегодня обнаружили. Для этого я вам раздам карточки с изображением предметов, которые мы использовали в опытах. Посмотрев на картинку, вам надо вспомнить и назвать то свойство воздуха, которое мы обнаружили в этом опыте. (Воспитатель раздает детям картинки, и дети называют свойства воздуха. При затруднении ребенку помогают другие дети). Воспитатель: Какие вы молодцы! Запомнили все свойства воздуха. -Ребята, а вы знаете, что воздух наш помощник. Как вы думаете, чем он нам может помочь? Дети: Крутит мельницы, надувает паруса на кораблях… Воспитатель: Да, ребята, воздух большой помощник для нас. А еще с помощью воздуха можно рисовать. Вы хотите попробовать? Дети: Да! Воспитатель: Тогда давайте пройдем к столу. -Для этого нам с вами понадобится лист бумаги, гуашь и наша трубочка. -Ложечкой набираем краску ,выливаем на лист бумаги, делая небольшое пятно (капельку). -Затем на это пятно дуем из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. Вот так. (показ воспитателя). -Смотрите, ребята, что получилось? Дети: Называют те предметы, на которые похожа получившаяся клякса. Воспитатель: А вы хотите попробовать? Дети:Да, хотим. Воспитатель: Тогда давайте начнем. (Деятельность детей.Беседа с детьми о том, на что похожи получившиеся кляксы) Воспитатель: А пока наши работы высыхают, я предлагаю нам с вами поиграть в игру «Передай по кругу мяч», в которой мы с вами перечислим те свойства воздуха, которые узнали при проведении опытов. Хотите? Дети: Да, хотим. Воспитатель: У кого мяч в руках, тот называет одно свойство воздуха. Дети:Прозрачный, невидимый, легче воды, движется, в воде может быть в виде пузырьков, можно услышать, не имеет запаха. Воспитатель: Какие молодцы. Перечислили все свойства воздуха. -Ребята, наши работы еще не высохли, и поэтому мы оставим их в лаборатории. Я попозже приду и заберу их. А после обеда мы с вами их дорисуем А наше путешествие в лабораторию подходит к концу. Вам понравилось? Дети: Да ,понравилось! Воспитатель: Мне тоже очень понравилось. Вы такие сообразительные, умные, веселые. И за это я хочу вам подарить мыльные пузыри, с которыми вы будете играть в группе. Но сначала мы снимем с вами халаты и аккуратно повесим их на место. |