| I Мотивация
|
|
| Прочитай, найди лишнее:
Экономика, доход, сложение, бюджет, расход.
Выслушать мнения учеников.
Сложение – математический термин, остальные из предмета «Окружающий мир».
Учитель: нам пригодятся все эти слова.
| Коммуни-кативные
|
| II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
|
|
| Учитель:
- Что такое экономика? (народное хозяйство и наука).
Учитель:
- Какая главная задача экономики? (удовлетворение разнообразных потребностей людей).
- Для этого люди производят товары и оказывают услуги. Какие товары вам были нужны вчера? (фронтальный опрос)
- А какими услугами вы пользуетесь? (фронтальный опрос)
Составь схему6
товар услуги
стрижка в парикмахерской автомобиль чистка автомобиля дом ремонт дома экскурсия в музей мебель одежда
Схема размещена на странице программы Smart Notebook
| Познава-тельные, коммуни-кативные, регуля-
тивные
|
| Учитель:
- Что является основой экономики? Составь схему.
Три кита экономики
Природные богатства Капитал Труд Схема размещена на странице программы Smart Notebook.
Учитель:
- Для связи отраслей экономии нужен особый товар, который можно обменять на любой другой. Что это за товар?
| Познава-тельные, коммуни-кативные
|
| III Выявление места и причины затруднения
Выслушать предлагаемые ответы детей.
|
|
| Чтение статьи из толкового словаря:
Это специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.
Этот товар бывает бумажным или металлическим.
| Познава-тельные
|
| Отгадай ребус
Т = Д
| ,,
|
|
|
| Познава-тельные, коммуни-кативные
|
| … любят счёт.
|
|
| Ответ на все вопросы: деньги.
|
|
| *Историческая справка (сообщение подготовленного ученика)
Со времени формирования централизованного государства на Руси и начала регулярной чеканки монеты в Москве, деньгой стала называться монета достоинством в полкопейки, то есть одна двухсотая рубля. Кроме деньги, были и другие монеты: полушка — полденьги, одна четвёртая копейки; копейка; грош — две копейки; алтын — три копейки (см. пословицу: «Не было ни гроша, да вдруг алтын»); пятак — пять копеек; гривенник — десять копеек; пятиалтынник — пятнадцать копеек; двугривенник — двадцать копеек; полтина — полрубля, то есть пятьдесят копеек; рубль (от глагола «рубить»), или тин (от глагола «тинать», то есть «резать», «рубить»
| Познава-тельные, коммуни-кативные
|
| IV Целеполагание и построение пути выхода из проекта
|
|
| История денег интересна. Назовите пословицы, связанные с деньгами.
|
|
| Учитель:
- Мы вспомнили пословицу – деньги любят счёт. Зачем нужно считать деньги? В каждой стране составляется бюджет. Что это такое? Кто может сказать?
Итак, какова цель нашего урока?
Ученики:
- Узнать что такое бюджет? Какой он бывает?
Учитель:
- Тема нашего урока: «Государственный бюджет. Семейный бюджет»
| Коммуни-кативные
|
| V Реализация построенного проекта
Работа с учебником «Окружающий мир» А. Плешаков 3 класс стр.75-77
- Прочитайте статью в учебнике стр.75-77.
| Познава-тельные, коммуни-кативные, регуля-
тивные
|
| БЮДЖЕТ — (англ. budget) - роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи или отдельного лица на определенный срок (год).
В бюджете 2 части: доходы и расходы.
Рассмотрим из чего государственный бюджет получает доходы.
Из каких статей состоят расходы бюджета – рассмотрим схему.
|
|
|
| Познава-тельные
|
| Озвучивание слайда презентации к уроку.
|
|
| VI Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Фронтальная беседа
- Кто платит налоги? ( Каждый гражданин страны.)
- Какая организация следит за своевременной уплатой налогов? (налоговая инспекция)
| Познава-тельные, коммуни-кативные
|
| VII Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Государственный бюджет на 2011 год был принят Государственной Думой в декабре 2010 года. Вот какие планировались доходы: 8 трлн.844 млрд.554 млн.
761 тыс. рублей
Запишите число в тетрадь по математике цифрами
Проверь по эталону:
8 844 554 761 000 рублей
Сколько знаков в записи числа? (13).
Назови:
-2 класс (класс тысяч)
- 4 класс (класс млрд.)
-5 класс (класс трлн.).
Назови цифру, которая записана
-в разряде десятки млрд. (4);
-в разряде сотни млн? (5)
Как называется:
- 4 разряд (единицы тысяч);
- 8 разряд (десятки млн.);
- разряд, в котором записана цифра 7? (сотни тысяч).
РАСХОДЫ госбюджета на 2011 год:
10трлн. 658 млрд. 558 млн. 761 тыс. рублей.
Запишите в тетрадь это число цифрами.
Проверь по эталону:
10 658 558 761 000 рублей
- Сравните эти числа. Что вы замечаете? (Расходы больше, чем доходы)
сравните число доходов и расходов. Что больше? (расходы). Такой бюджет называется дефицитным. Если в бюджете доходы больше, чем расходы – это профицитный бюджет.
- Узнайте, на сколько больше расходы, чем доходы.
Запись на доске и в тетради:
10 658 558 761 000 - 8 844 554 761 000 в столбик.
Ответ: на 1 814 004 000 000 рублей.
Учитель:
- Для покрытия дефицита в 2011 году планируется использовать только 284,4 миллиарда рублей из Резервного фонда, в основном же - на 70-80% - он будет финансироваться за счет государственных заимствований.
- Расходы на образование в 2011 году составят 2 трлн. 100 млрд. рублей
Запишите это число цифрами.
Проверка по эталону:
2 100 000 000 000 рублей.
- Сумма расходов на образование не уменьшится.
| Познава-тельные, регуля-
тивные
|
| VIII Включение в систему знаний и повторение
Семейный бюджет
Учитель:
- Бюджет денежных средств должен быть и в семье. Из чего складывается статья доходов бюджета семьи?
- Что означают слова: прибыль, гонорар, процент.
Расходы семьи составляются совместно: квартплата, продукты питания, кредит за товар, плата за детский сад, секции, кружки, одежда, обувь, лекарства, и т.д..
- Реши задачу
Узнай доход семьи в феврале, если зарплата папы равна45 тыс. 800руб., зарплата мамы - 36 тыс. 400 руб.
Запись решения в тетрадь.
Ответ: 82.200 рублей.
|
|
| Используя данные по статьям расхода, узнай общий расход этой семьи и сделай вывод: какой бюджет этой семьи - профицитный или дефицитный?
|
|
|
Ученики в тетради выполняют сложение чисел в столбик.
Расходы семьи в феврале составили 71.400 рублей.
Вывод: бюджет данной семьи – профицитный.
Какая сумма остаётся в семье в конце месяца?
Запись в столбик: 82200 – 71400 = 108000 руб.
Эта сумма - сбережения этой семьи.
Узнаем, сколько приходится на 1 человека в этой семье?
10800:4=2800 рублей. Много это или мало?
На какие цели можно израсходовать сбережения? (На подарки. На отдых. На крупную покупку.)
|
|
| Какие статьи расходов можно уменьшить? (Дополнительные занятия детей.)
- Ученики должны учиться в школе старательно и слушать внимательно. Учёба – главный труд ученика.
- Сохранять здоровье – вовремя кушать, не болеть (соблюдать режим дня, труд и отдых чередовать, не просить у родителей купить то, что понравилось, помогать маме и папе дома, ведь им тоже очень тяжело).
| Коммуни-кативные
|
| IX Рефлексия учебной деятельности
- Чтобы семейный бюджет был профицитным – надо грамотно планировать доходы и расходы.
Прочитайте:
По доходам и расходы.
Объясните смысл этой пословицы.
Чтобы семейный бюджет был профицитным – надо грамотно планировать доход и расход.
Учитель:
- Урок подходит к концу. Какую цель мы ставили? Смогли достичь цели?
Используя памятку, скажите:
Мне больше всего удалось ...
Я могу себя похвалить за…
Я могу похвалить одноклассников за...
Меня удивило…
Для меня было открытием то, что…
| Познава-тельные, коммуни-кативные
|
| Домашнее задание:
прочитать в учебнике стр. 75-77
*выяснить: какие статьи расходов имеются в вашей семье.
|
|