Скачать 119.35 Kb.
|
Общие экономические понятия Лекция №1. Предмет и метод Термин «экономика» имеет греческое происхождение. переводится как управление хозяйством. В современном мире это понятие имеет несколько значений: 1. Определенный рынок со всеми его отраслями, видами производства. Здесь подразумевается хозяйство города, района, области, страны и мира в целом. 2. Совокупность экономических отношений между людьми сложившимися в процессе совместной хозяйственной деятельности и образующие определенную экономическую систему. Например: экономика феодального общества, административно-командная экономика , бывшего СССР и стран социализма, рыночная экономика, большинства стран нашей планеты. 3 Все виды деятельности, позволяющие людям создавать материальные условия для жизни. 4. Отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений. Экономика – это наука, которая изучает деятельность отдельного человека, группы людей, общества в целом по обеспечению определенных материальных условий для организации жизни. Основная проблема экономики это получение большого количества благ при минимальных затратах. В изучаемой дисциплине все экономические проблемы рассматриваются на двух уровнях: микроэкономика и макроэкономика. Микроэкономика – это отрасль экономической пауки, изучающая поведение фирм, домашних хозяйств и других экономических единиц, а также функционирование рынков и общую эффективность распределения ресурсов. Рассматривает проблемы: спроса, предложения, формирования цен, издержки производства, методы увеличения прибыли. Макроэкономика – это отрасль экономической науки, изучающая действие систем хозяйствования общества в целом. Рассматривает проблемы совокупного предложения и спроса, общего уровня цен, инфляции, экономического роста, уровня занятости. Рассматривая макро- и микроуровни, известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии П.Самуэльсон в его работе «Экономика» говорит, что микроэкономика – это отдельное дерево в лесу, а макроэкономика – это лес. Для серьезного изучения экономических вопросов необходимо представить себе роль и место экономической науки в реальной жизни, и, прежде всего, функции, которые она выполняет:
Экономический прогноз – научное предвидение на основе экономических данных. В экономике, как и в каждой науке, есть свои экономические законы. Экономический закон – это повторяющиеся, устойчивые причинно-следственные связи и отношения между экономическими явлениями. Экономические законы объективны; они существуют независимо от того, знают о них люди или пока нет. Законы рынка – стоимости, спроса, предложения, конкуренции существовали всегда, но выявлены были в ходе реально складывающихся экономических отношений. Экономические законы имеют свои особенности:
Экономика, как наука, широко применяет методы анализа, синтеза, индукции и дедукции. Анализ предполагает изучение явления по его составным частям. Синтез позволяет из отдельных составляющих создать единое целое. Если мы хотим сравнить экономические показатели деятельности отдельных предприятий, то говорим , - произвели анализ. Если мы объединили общеотраслевые результаты хозяйствования – значит, синтезировали. Индукция и дедукция – два метода анализа, которые тесно связаны между собой и одновременно противоположны друг другу. Индукция - это логическое умозаключение, при котором общие выводы, положения, принципы, делаются на основе анализа частностей. Дедукция – противоположный индукции – процесс, позволяющий при изучении общих положений сделать выводы о тех или иных частных экономических объектах. Например, когда мы слышим об увеличении цен на продукты питания, жилье, транспорт, то делаем вывод, что наш жизненный уровень понизился. Здесь был применен метод индукции. Когда мы слышим, что наш жизненный уровень повысился, это значит, что на отдельные товары и услуги цены понизились – это метод дедукции. Лекция №2. Тема: Базовые экономические понятия
Начнем изучение данной темы с исследования понятия «потребность» Потребность - это объективная нужда людей в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности. Потребность руководит действиями человека в достижении такой цели, как удовлетворение. Именно состояние определенной неудовлетворенности, нужды в чем-либо толкает человека к производственной деятельности. Потребности можно делить на первичные (низшие) и вторичные (высшие). Первичные потребности - это еда, питье, одежда и т.п.; вторичные потребности - образование, искусство, развлечения, т.е. духовные, интеллектуальные потребности. Каждый продукт, произведенный человеком, направлен на удовлетворение определенных потребностей. Общество создает бесчисленное множество товаров для удовлетворения потребностей производства и отдельной личности. К производственным потребностям необходимо отнести средства производства: станки, оборудование, производственные здания, сооружения и т.д. К предметам потребления относятся товары, удовлетворяющие потребности отдельно взятой личности. В свою очередь, предметы потребления можно подразделить на предметы кратковременного (продукты питания, одежда, предметы домашнего обихода и т.д.) и длительного пользования (жилые дома, мебель, музыкальные центры, автомобили и т.д.). Из всей массы производственных продуктов выделяется группа товаров, которую мы относим к предметам роскоши, удовлетворяющих потребности богатых людей. Из всех потребностей выделяются коллективные потребности, которые удовлетворяют интересы страны (образование, медицина, оборона, экология, развитие науки, культуры, спорта и т.д.). Потребности не могут быть постоянными, они имеют свойство заменяться и изменяться, т.е. по мере удовлетворения ранее сложившихся потребностей возникают новые. Происходит переход от более низкого уровня потребностей к более высокому. Создается определенное противоречие между тем, что имеет человек, и тем, что ему представляется необходимым. В обществе проявляется действие экономического закона возвышения потребностей. Закон возвышения потребностей показывает, что в ходе развития общества круг потребностей и их структура постоянно меняются. Происходит переход от низших потребностей к высшим. Однако удовлетворить все потребности невозможно, так они безграничны, а средства удовлетворения их ограничены. Средством удовлетворения потребностей выступает благо. Одни из них имеются в почти неограниченных масштабах (воздух, вода) – мы их называем неэкономическими. Другие блага, такие, как природные, людские ресурсы, ресурсы, произведенные человеком, которые используются им для производства новых товаров и услуг, называются экономическими. Для создания блага необходимы ресурсы. Экономические ресурсы – элементы, необходимые для производства и реализации вновь создаваемых товаров и услуг. Все имеющиеся ресурсы подразделяются на материальные (земля, капитал, природные богатства) и людские (труд, предпринимательские способности). Земля – сюда относятся все естественные ресурсы: пахотные земли, леса, водные ресурсы, полезные ископаемые. Но все богатства, даруемые нам землей, не могут быть неограниченными по своей природе, так как сама земля является практически невоспроизводимым средством производства. Капитал (от лат. слова capitalis – главный) представлен средствами производства (сырьем, материалами, машинами, оборудованием, зданиями, сооружениями, транспортом, связью, информацией). Капитал, в отличие от земли, - экономический ресурс, т.е. является продуктом труда и уже в силу этого носит ограниченный характер. Капитал имеет свойство изнашиваться (физически и морально стареть) и постоянно требуют замены, что создает определенные трудности для экономики. К денежному (финансовому) капиталу существует неоднозначное отношение. Одни экономисты считают, что «деньги, как таковые, ничего не производят, следовательно, их нельзя считать экономическим ресурсом. Реальный капитал – инструменты, машины и другое производительное оборудование – это экономический ресурс; деньги, или финансовый капитал, ресурсом не являются». Другие экономисты считают, что деньги, направленные в оборот, на покупку средств производства, или активы в банках приносят прибыль, следовательно, их можно считать капиталом. Они работают опосредованно через производственный процесс. Труд - это физические и интеллектуальные способности людей, осознанно и целенаправленно применяемые ими в процессе производства и реализации товаров и услуг. Именно труд человека является основой производства. Каждый нормальный человек потенциально обладает рабочей силой, т.е. физическими и интеллектуальными способностями к труду. Создание продукта или услуги есть процесс потребления рабочей силы. Предпринимательская способность соединяет в процессе производства все рассмотренные факторы в единую систему. Это разновидность таланта и умения личности обобщать, принимать решения, порой рисковать. Далеко не все люди наделены такими данными. При анализе проблемы экономических ресурсов видна закономерность - все ресурсы ограничены. Реальность жизни, экономика общества требуют от предпринимателей эффективного использования наличных ресурсов, затраты должны быть минимальными, а количество произведенной продукции максимальным. Начиная свое производство, каждый предприниматель сталкивается с тремя основными вопросами: что производить? как производить? для кого производить? Через эти три проблемы прослеживается диалектическая связь между потребителями, производителями готовой продукции и поставщиками сырья, Раскроем содержание каждого вопроса. Что производить? Производить необходимо такую продукцию или услугу, которая пользуется спросом на рынке и принесет предпринимателю прибыль. Как производить? Необходимо выяснить, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, современных технологий и оборудования будет производиться благо. Для кого производить? Кому достанутся произведенные блага и в каком количестве ими будет располагать потребитель, исходя из своего дохода и цен на произведенную продукцию. Контрольные вопросы на семинаре: 1. Взаимосвязь потребности и блага. Значение их познания для экономики. 2. Ограниченность ресурсов. Действие общества по их рациональному использованию. 3. Фундаментальные проблемы экономики. Их действия сегодня. 4. Вмененные издержки и их влияние на развитие экономики. Значение рационального использования имеющихся ресурсов. Лекция №3. Экономический кругооборот
В результате деятельности производства создается общественный продукт, который в своем движении проходит ряд взаимосвязанных стадий: производство, обмен, распределение, потребление. Производство – процесс создания благ, главная цель производства – получение прибыли. Производство нужно рассматривать как непрерывно возобновляющийся процесс, включающий в себя распределение, обмен и потребление производственных благ и услуг. Экономисты такой процесс называют воспроизводством. Обмен связан со специализацией и общественным разделением труда. Каждая группа производителей занимается отдельными видами хозяйственной деятельности, т.е. они специализируются на создании определенных благ и услуг и обмениваются ими. Специализация позволяет создать больше благ при меньших затратах. Распределение включает распределение конечных товаров и услуг, ресурсов и факторов производства. Распределение происходит под влиянием механизма цен, а не по указанию сверху. Потребление делится на личное и производственное. Производство простое – процесс возобновления воспроизводства, повторяющегося из года в год в неизменных размерах. Производство расширенное – процесс возобновления воспроизводства из года в год во все увеличивающихся размерах. Обществу далеко не безразлично, ценой каких затрат оно получает конкретный общественный продукт. Для определения этих затрат используется отношение между результатом и затратами на этот результат. В экономике это называется эффективностью. Эффективность = Результаты/Затраты Основными экономическими агентами общества являются домохозяйства, фирмы, государство и его подразделения. Все экономические агенты находятся в постоянной связи друг с другом через движение экономических благ (кругооборот). Экономический кругооборот – это движение товаров и услуг навстречу денежным доходам и расходам. Кругооборот спроса и предложения. В роли основных субъектов рыночной экономики выступают фирмы и домохозяйства. Домохозяйства, являясь основными поставщиками экономических ресурсов на рынок, одновременно предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, производимые фирмами. Фирмы для производства потребительских товаров, в свою очередь, предъявляют спрос на ресурсы, которые предлагают домохозяйства. Модель взаимодействия спроса и предложения Потоки Рынки потребительских спроса товаров и услуг Потоки преложения Домохозяйства Фирмы Потоки предложения Потоки спроса Рынки ресурсов Данная схема, при всей своей условности, отражает главное событие в развитой экономике – постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос рождает предложение, а предложение развивает спрос. Какова роль государства в экономическом кругообороте? Государство влияет как на агентов рыночной экономики, так и на рынки продуктов, факторов производства, кредита. Юридические и физические лица платят государству налоги и, в свою очередь, получают от него трансфертные платежи и субсидии. Одновременно правительство осуществляет на всех рынках крупные закупки как потребительского, так и производственного характера. Экономические цели, преследуемые при использовании ресурсов:
Понятие собственности. Собственность – социальное понятие, отражающее сложную систему отношений между индивидуумами, социальными группами и слоями населения. Собственность - система экономических и правовых отношений между людьми по поводу владения, распоряжения, управления, использования и присвоения жизненных благ, обусловленных каким-либо имуществом (землей, недвижимостью, деньгами, капиталом) или информауией (ноу-хау, авторские права и т.д.). Отношения собственности – это постоянно (систематически) повторяющиеся, воспроизводимые между людьми отношения, неразрывно связанные с имущественными правами владения, распоряжения, управления, использования и присвоения средств производства и результатов из использования. Следовательно, отношения собственности – это права на владение и распоряжение имуществом (дарение, продажа, наследство). Экономическое содержание отношений собственности выражается в подключении к средствам производства рабочей силы, которая работает на собственника средств производства, в организации процесса производства. |
Рабочая программа дисциплины «Гражданская война в России: источники и историография» Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные... | ||
Контрольные вопросы к зачёту в конце второго года обучения Экономические системы: типологизация, факторы и закономерности эволюции. Смешанные экономические системы. Производительные силы и... | Учебно-методическое пособие составлено на основе Государственного... Учебно-методическое пособие составлено на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гсэ. Р. 2 – Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, региональный компонент | Программа дисциплины "Философия" Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... | ||
Программа дисциплины "Философия" Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... | 1. Гражданская война Учебно-методическое пособие составлено на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Общие понятия и система Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Положение о физическом воспитании учащихся Общие положения Э401 Экономические преступления: учебно-методическое пособие для семинарских занятий [Текст] / сост. Н. А. Вербицкая. – Красноярск:... | ||
Учебно-методический комплекс по специальностям: 030501. 65 «Юриспруденция» «Юриспруденция» (гсэ. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Федеральный компонент гсэ. Ф. 04.) | Рабочая учебная программа по дисциплине: философия для специальности «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Программа курса социология (36 часов) Автор: доктор философских наук,... «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Самостоятельная работа студентов Модуль Общая часть. Основные понятия и общие институты международного частного права | ||
I. Общие понятия > теоретические основы курса Организация деятельности школы, направленная на обеспечение доступности общего образования | Уроков по теме природа Африки Повторить и закрепить общие понятия широтная зональность; высотная поясность; природная зона |