Программа дисциплины "Философия"





НазваниеПрограмма дисциплины "Философия"
страница1/5
Дата публикации21.01.2015
Размер0.55 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Философия > Программа дисциплины
  1   2   3   4   5

Рабочая учебная программа

Программа дисциплины "Философия" составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированных специалистов по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения. 
В программе курса прослеживается процесс возникновения, эволюции и современного состояния философии. Особое внимание уделяется основным философским учениям, творчеству великих мыслителей, идеи и образы мышления которых сыграли выдающуюся роль в истории культуры и цивилизации. Важное место отводится изучению проблем философии, демонстрируются причины их возникновения, попытки решения в истории философии в различных культурах и исторических эпохах. 
Курс "Философия" итожит изучение всего обучения в средней школе и набора учебных дисциплин пройденных студентами к моменту изучения собственно философии. Однако наиболее полезным можно считать изучение культурологиии, истории философии, логики эстетики и этики. В программу включены тематический план изучения дисциплины, дидактические единицы — темы федерального компонента курса "Философия". 

Составитель: к.ф.н., доцент В.Н. Телегин




 

Цели и задачи курса

Цели изучения дисциплины: 
1) осмысление современности, стимулирование студента к осознанному и ответственному соучастию в общем диалоге по поводу творчества социальной культуры и цивилизации; 
2) углубление процесса самопознания, раскрывающего архитектонику души, мысли и действия; 
3) формирование целостного восприятия истории, социума, внеисторичности и внесоциальности; 
4) формирование культуры научного мышления. 

Задачи курса: 
1) изучение важнейших понятий, принципов философии и философской аргументации; 
2) анализ исторических форм философии и раскрытие общих механизмов ее развития; 
3) выявление наиболее значимых социокультурных феноменов, закономерностей и их осмысление; 
4) формирование понимания насущных проблем, стоящих перед индивидом, обществом и государством; 
5) способствование образованию целостного системного представления о мире и месте человека в нем; 
6) обнаружение на уровне понятийного мышления связи вечных проблем человека, его культуры и истории с личными смыслами, с профессиональными задачами и проблемами; 
7) развитие способности самостоятельного мышления, способного решать общественные, индивидуальные и профессиональные проблемы на основе философской традиции и с ориентацией на личностный смысл.




 

Тематический план курса




Программа курса "Философия" рассчитана на 38 лекционных и 38 семинарских часов, с отчетностью в форме экзамена. Распределение содержания дисциплины между темами, по видам занятий, объединение тем, последовательность их изучения могут быть изменены исходя из необходимости повышения качества подготовки специалиста.



Виды занятий

Количество часов

1.

Лекции

38

2.

Практические занятия

38

3.

Самостоятельная работа

22




ВСЕГО

98



Распределение учебных часов по разделам:



Наименование разделов и тем

лекции

семинары

С/р

1.

Философия: ее предназначение, смысл и функции

2

2

2




Тема 1. Место и роль философии в культуре

2

2

2

2.

История философии

18

18

30




Тема 2. Философия Древнего Востока

2

2

2




Тема 3. Античная философия

2

2

2




Тема 4. Средневековая философия

2

2

2




Тема 5. Философия эпохи Возрождения

2

2

2




Тема 6. Философия Нового времени

2

2

4




Тема 7. Философия Просвещения

2

2

2




Тема 8. Немецкая классическая философия

2

2

6




Тема 9. Русская философия

2

2

4




Тема 10. Диалектический и исторический материализм

2

2

4




Тема 11. Современная философия

2

2

6

3.

Философия бытия и познания

8

8

20




Тема 12. Основы гносеологии

2

2

6




Тема 13. Философия и методология науки

2

2

4




Тема 14. Основы онтологии

2

2

4




Тема 15. Философские основания современного естествознания

2

2

6

4.

Философия человека и общества

8

8

13




Тема 16. Бытие человека в мире и обществе

2

2

4




Тема 17. Основы аксиологии

2

2

4




Тема 18. Философия культуры

2

2

2




Тема 19. Философия истории

2

2

4




Итого:

38

38

66







 

Содержание программы курса по темам

Раздел 1. ФИЛОСОФИЯ: ЕЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, СМЫСЛ И ФУНКЦИИ 
ТЕМА 1. Место и роль философии в культуре 
Мировоззрение и его виды. Виды систематизированного мировоззрения. Особенности мифологического мировоззрения и причины его разложения. Становление научного, религиозного и философского мировоззрений: Единая картина мира. Миф и философия как альтернативные основания целостного мировоззрения. 
Место философии в процессе развития науки. Функции философии в обществе. Экзистенциальное назначение философии. Философия и искусство: практика их взаимодействия и взаимовлияния. 
Структура философского знания. Основные термины: мировоззрение, мирочувствование, миропонимание, мировосприятие, философия, наука, религия, миф, искусство, картина мира, онтология, гносеология, философская антропология 

Раздел 2. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ 
ТЕМА 2 Философия Древнего Востока 
Социокультурный контекст формирования философии Древнего Китая. Базовые категории китайского менталитета: Дао, инь и ян, дэ, жэнь. Представление о "правильном" мировом и общественном устройстве, о месте и роли человечества в космосе. 
Происхождение китайской философии в эпоху "Борющихся царств". Конфуцианство и даосизм 
Этническая специфика рождения индийской цивилизации. Кастовое общество Древней Индии и его религиозная идеология: концепция кармы и колеса Сансары. Уровни космогонических представлений и противоречие между ними. Классические (санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта) и неклассические школы (джайнизм, буддизм) индийской философии. Методы психосоматической регуляции в индийской философии. 
Основные термины: дао, инь, ян, дэ, жэнь, брахман, атман, колесо сансары, варна, каста, мокша, нирвана, будда, бодхисаттва, архат 
ТЕМА 3. Античная философия 
Основные черты античной философии и ее периоды. 
Философия ранней классики: дискурс о первоначалах и развитии. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклит, элейская школа (Парменид, Зенон), школа атомистов (Левкипп, Демокрит). 
Философия зрелой классики: дискурс о человеке и рождение концептуальных философских парадигм античности. Сократ и софисты, Платон, Аристотель. 
Философия эллинизма: дискурс о смысле жизни и предназначении человека. Скептицизм, эпикурейство, стоицизм. Неоплатонизм и гностицизм как закат античной философии. 
Основные термины: первоначало, апейрон, космос, хаос, нус, бытие и небытие, апория, атомизм, майевтика, эйдос, сущее и сущность, материя и форма, энтелехия, апатия, атараксия, эвдемонизм, гедонизм, космоцентризм 
ТЕМА 4. Средневековая философия 
Основные черты средневековой философии и ее периоды. 
Понимание природы человека и основного вопроса человеческого существования Основные проблемы средневековой философии: природа зла, свобода воли, существование универсалий, природа тварного мира и его познание. Философия патристики. Формирование христианского канона. Концепции Аврелия Августина, Оригена, Боэция. 
Философия схоластики. Особенности схоластического дискурса. Учения Фомы Аквинского и Пьера Абеляра. 
Концепция мира Франциска Ассизского и кризис средневековой философии. 
Основные термины: патристика, схоластика, теология, универсалии, номинализм, реализм, двойственность истины, христианство, монотеизм, креационизм, телеология, провиденциализм, грех, дух, душа, плоть, бессмертие, воскресение, откровение, апофатическая и катафатическая теология, божий промысел, эманация, эссенция и экзистенция, теоцентризм 
ТЕМА 5. Философия эпохи Возрождения 
Основные характерные черты философии Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, натурализм, пантеизм. Изменение представлений о боге и его отношении к человеку. 
Концепция Н. Кузанского и ее роль в формировании стиля мышления Возрождения. 
Итальянские гуманисты (М. Фичино, Л. Бруни, Д. Пико делла Мирандола, Л. Валла), их понимание природы человека и его места в мире. Учение о политике Н. Макиавелли. Становление науки и научного метода (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей). 
Основные термины: натурализм, гуманизм, антропоцентризм, пантеизм, "героический энтузиазм" 
ТЕМА 6. Философия Нового времени 
Особенности философии Нового времени и их культурно-исторические основания. Культ науки и рациональности. Два основных течения нововременной философии: рационализм и эмпиризм - их сходство и принципиальные различия. Спор о научном методе (Ф. Бэкон и Р. Декарт). 
Рационализм. Б. Спиноза: концепция субстанции, атрибутов и модусов; обоснование абсолютного рационализма и понимание свободы; учение об аффектах. Г. Лейбниц: монадология и учение о предустановленной гармонии. 
Эмпиризм. Т. Гоббс: учение о государстве и обществе. Д. Локк: теория первичных и вторичных качеств; теория "чистой доски", концепция разделения властей. 
Спор о путях познания и границах познания. Дж. Беркли и Д. Юм как ниспровергатели нововременной философской традиции, закат наивного рационализма. 
Основные термины: деизм, рационализм, эмпиризм, сенсуализм, универсальное сомнение, интеллектуальная интуиция, плодоносные и светоносные опыты, популярная и научная индукция, "идолы" ума, врожденные идеи, естественное состояние, "война всех против всех", первичные и вторичные качества, субстанция, модус, атрибут, "чистая доска", деизм 
ТЕМА 7. Философия Просвещения 
Особенности и характерные черты философии Просвещения. 
Социально-политическая тематика (Вольтер, Ш. Монтескье). 
Просвещенческий утопизм и мечты о массовом распространении знания во имя исправления всех общественных недостатков (Д. Дидро, К. А. Гельвеций, Ж. ДґАламбер, Э. де Кондильяк, Ж. Ламетри, П. Гольбах). 
Концепция Ж. - Ж. Руссо и ее значение в развитии мировой философской мысли. 
Основные термины: естественное состояние, общественный договор, разумный эгоизм, механицизм 
ТЕМА 8. Немецкая классическая философия 
Предпосылки возникновения немецкой классической философии. Докритический и критический периоды в философском творчестве И. Канта, "коперниканский переворот" в философии и рождение учения о границах познавательных возможностей человека. Этика Канта и ее место в мировой этической мысли. Учение о "способности суждения". 
Наукоучение И. Фихте. Его подход к определению бытия и места философского знания в системе наук. "Феноменологическое" представление о человеке и "его" мире. 
Учения Й. Шеллинга и Г. Гегеля. Абсолютный дух и абсолютная идея в качестве источника развития – сущность альтернативы. Философская эволюция Й. Шеллинга от натурфилософии к философии откровения. Диалектика Г. Гегеля и его учение о мире. 
Основные термины: феномен, ноумен, вещь-в-себе, явление, коперниканский переворот, догматизм, критическая философия, трансцендентальный субъект, категорический императив, априорные формы, категории, гносеология, онтология, диалектика, законы диалектики, Я, Не-Я, абсолютная идея, субъективный, объективный и абсолютный дух, антиномии чистого разума 
ТЕМА 9. Русская философия 
Проблема определения начала русской философии и специфика отечественной философской мысли. Слитность раннего философского дискурса с религиозной традицией. 
Основной вопрос русской философии – проблема судьбы России, ее места в мире и пути ее исторического развития. Славянофильство и западничество, их преломление в последующей отечественной философии. 
Поляризация общественной мысли в конце XIX – начале XX века. Народничество и православный консерватизм. Почвенничество. 
Философия В. Соловьева: учение о Софии. Религиозно-философский ренессанс и философия Серебряного века. Концепция Н. А. Бердяева о свободе и творчестве. 
Основные термины: славянофильство, западничество, соборность, всеединство, София 
ТЕМА 10. Диалектический и исторический материализм 
Возникновение философского учения марксизма и его общественные и философские предпосылки. Предшественники марксизма: левые гегельянцы и Л. Фейербах, английские политэкономы (А. Смит и Д. Рикардо), французские социалисты-утописты (К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн). 
Социальная антропология К. Маркса и его учение о истории. Метод диалектического материализма. Формационная концепции общественного развития. Судьба капитализма и социалистическая революция. Марксистское учение о природе и его связь с развитием естествознания. 
Судьба учения К. Маркса в странах Западной Европы: ревизионистско-реформистская интерпретация. Современный западный марксизм. 
Вклад В. И. Ленина в теорию познания диалектического материализма. Марксизм-ленинизм и диалектический материализм в СССР: их особенности и этапы развития. Роль учения в общественно-политическом развитии СССР как практики построения бесклассового общества. 
Основные термины: основной вопрос философии, метафизический и диалектический материализм, материя, классовые интересы, класс, способ производства, формация, производительные силы, производственные отношения, классовая борьба, пролетарская революция, капитализм, социализм, коммунизм 
ТЕМА 11. Современная философия 
Основные черты современной философии и их связь с историческим развитием европейского общества в конце XIX века и в XX веке. 
Отрицание гегелевской философской концепции и всего классического философского подхода в учениях Л. Фейербаха, К. Маркса, С. Кьеркегора и А. Шопенгауэра. Философия Ф. Ницше и А. Бергсона. 
Позитивизм и эмпириокритицизм как проявления крайнего сциентизма и показатели глубочайшего кризиса классической философской традиции. Неокантианская попытка синтеза метафизики и науки. Прагматизм как "американская" философия. 
Аналитическая философия как главное выражение сциентизма в ХХ веке (Г. Фреге, Б. Рассел, Л. Витгенштейн, "Венский кружок"). Постпозитивизм (Т. Кун, И. Лакатос, Ст. Тулмин, П. Фейерабенд). 
Философия психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм) и ее значение для современной философской антропологии. 
Феноменология (Э. Гуссерль, М. Шелер, М. Мерло-Понти), экзистенциализм (М. Хайдеггер, А. Камю, Ж. - П. Сартр, К. Ясперс), герменевтика (Г. - Г. Гадамер, П. Рикер), структурализм (Ф. де Соссюр, К. Леви-Стросс), синергетика (И. Пригожин, Г. Хакен) и место соответствующих методологий в современном философском познании. 
Постмодернизм как выражение крайней свободы философского дискурса (Ж. Бодрийяр, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Делез), его генетическая связь с темой Абсурда А. Камю и "бытия как ничто" Ж. - П. Сартра. 
Основные термины: экзистенция, волюнтаризм, сциентизм, антисциентизм," жизненный порыв", диахрония и синхрония, открытая и закрытая мораль, воля к власти, оно, сверх-я, я, лиидо, сублимация, вытеснение, архетипы, феноменологическая редукция, интенция, Dasein, Man, абсурд, осевое время, верификация, фальсификация, парадигма, научная революция, герменевтический круг, структура, функция, бифуркация, неравновесные системы, симулякры, "смерть автора" 

Раздел 3. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ И ПОЗНАНИЯ 
ТЕМА 12. Основы гносеологии 
Предмет теории познания. Понятие познания. Гносеологическая проблематика. Развитие представлений о познании в истории философии. Классическая концепция истины и теория отражения. Агностицизм и скептицизм. 
Познание как взаимоотношение субъекта и объекта. Причинная и деятельностная концепция познания. 
Источники познания и их сравнительная роль. 
Понятие о сogito Р. Декарта. Трансцендентальный субъект и его гносеологическое значение. Интенциональность сознания. 
Учение И. Канта об априорных формах чистого разума как основа современной теории познания. Относительность противопоставления субъекта и объекта познания. Факт и интерпретации. Герменевтика и феноменология о природе познания и границах познавательных возможностей. Вера и знание. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. 
Действительность и восприятие действительности. Представление, понимание и объяснение. 
Проблема истины. Современные концепции истины: классическая, прагматическая и когерентная. Относительная и абсолютная истина. 
Основные термины: гносеология, познание, истина, отражение, субъект и объект познания, ощущение, восприятие, представление, рассудок, разум, интуиция, опыт, cogito, трансцендентальный субъект, интенциональность, вера, знание, рациональное и иррациональное, факт, интерпретация, понимание, объяснение 
ТЕМА 13. Философия и методология науки 
Научное и вненаучное знание. Специфика научного знания и виды рациональности. Роль и место науки в обществе. Рост научного знания. Истина и заблуждение в развитии науки. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. 
Критерии научности. Принципы верификации и фальсификации – их достоинства и недостатки. Значение практики как критерия истины и научности. 
Структура научного познания, его методы и формы. Уровни организации реальности и классификация наук. Инструментальные и предметные науки. Математика и логика. Естественные и гуманитарные науки: сходство и различие. 
Философские методы в науке. Диалектика. Общенаучные и частнонаучные методы. Научные картины мира и проблема их синтеза. 
Основные термины: наблюдение, эксперимент, гуманитарные и естественные науки, инструментальные науки, верификация, фальсификация, практика, научная картина мира, картина мира, метод, методика, методология 
ТЕМА 14. Основы онтологии 
Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Основные концептуальные подходы к трактовке бытия: виды онтологий и вопрос о первичности. 
Категория материи и ее становление. Материя как субстрат и субстанция. Пространство и время. Движение и развитие. 
Понятие об идеальном бытии и его становление. Феномен человеческого сознания. Психика и мышление. Проблема существования души и ее значение. 
Универсалии: их онтологический и гносеологический статус. 
Основные термины: бытие, онтология, монизм, дуализм, полюрализм, материализм, объективный и субъективный идеализм, душа и психика, материя, вещество, поле, субстрат, субстанция, сознание, пространство, время, движение, покой, относительность, реляционная концепция, универсалии 
ТЕМА 15. Философские основания современного естествознания 
Кризис естествознания в конце XIX – начале XX века и формирование современных представлений о природе. Основные философские проблемы естествознания. 
Изменение представлений о причинности. Современное понимание детерминизма. Статистические и динамические законы. 
Концепция самоорганизации (синергетика) и ее значение для формирования современного синтеза научного знания. Понятие о неравновесных системах и роль этих систем в развитии. Современная математика и неклассические логики. Концепция "возможных миров". 
Концептуальная парадигма современной физики: теория относительности и квантовая физика. Фундаментальные физические теории. 
Концептуальная парадигма современной химии: система элементов, соединений и взаимодействий. 
Концептуальная парадигма современной биологии. Организм как система с обратной связью. Эволюционная теория. Структурные уровни в биологии. Экология. 
Основные термины: детерминизм, организм, механизм, механистическая картина мира, релятивистская картина мира, вероятность, статистические законы, динамические законы, бифуркация, порядок, хаос, неравновесные системы, эволюция, естественный отбор 

Раздел 4. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА 
ТЕМА 16. Бытие человека в мире и обществе 
Проблема человека: ее становление и понимание. 
Человек как особый род сущего. Различные понимания природы человека. Открытость и незавершенность человека как эволюционирующего существа. Сущность человека. 
Концепции антропогенеза. Социальное, биологическое и духовное в человеке. Человек как микрокосм и часть макрокосма. 
Человек как экзистенциальное существо. Уникальность и неповторимость человеческого бытия. Человеческая субъективность: разум, воля и эмоции как компоненты субъективности. Конечность человеческого бытия: проблема смерти и бессмертия. Смысл человеческой жизни. 
Экзистенциальные характеристики человеческого бытия. Интуиция, свобода и творчество. Феномены веры, любви и страха. Страдание как переживание несовершенства собственного бытия и бытия мира. 
Соотношение души и тела. 
Человеческое "Я": проблема самопознания и самоидентификации в системе социума. "Я" и "Другой": экзистенциальный диалог или экзистенциальный конфликт. Проблема идентичности: конформизм и нонконформизм. 
Основные термины: человек, экзистенция, субъект, индивид, индивидуальность, Я, личность, "Другой", субъективность, разум, воля эмоции, смысл жизни, цель жизни, счастье, интуиция, свобода, творчество, страх, вера, любовь, страдание, телесность, душа, тело, самопознание, самоидентификация, экзистенциальный диалог, экзистенциальный конфликт 
ТЕМА 17. Основы аксиологии 
Понятие о должном и место должного в функционировании человеческого общества. Мораль и нравственность. Этика как наука о должном. Социальные основания морали. Проблема обоснования морали. Проблема происхождения нравственных ценностей. Концепции происхождения морали. 
Должное как выражение духовной природы человека. Нравственные ценности. Моральные идеалы, нормы и добродетели. Моральные императивы. Понятие о моральной личности. 
Свобода и мораль. Наслаждение, личное счастье и польза в этике. Понятие о справедливости и праве. Нравственное совершенство и милосердие как этические идеалы. 
Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. 
Религиозные ценности и свобода совести. 
Основные термины: должное, сфера должного, мораль, нравственность, этика, ценность, система ценностей, идеал, норма, добродетель, императив, эвдемонизм, гедонизм, утилитаризм, прагматизм, аскетизм, перфекционизим, альтруизм, эгоизм, справедливость, право, самосовершенствование, милосердие, прекрасное, возвышенное, свобода совести 
ТЕМА 18. Философия культуры 
Понятие культуры. Культура и природа. Проблема происхождения культуры и ее связь с природой человека. Место в культуре этических, эстетических и религиозных ценностей. 
Структура и функции культуры. Культура и искусство. Роль мифа в системе культуры. 
Понятие общества. Сферы жизни человека в обществе. Структура общества. Социальные связи и общности в составе общества. Культура как характеристика общества. 
Понимание культуры в рамках теории "локальных культур". Уровни общности культур. Субкультуры. Взаимодействие между культурами. 
Культура и цивилизация. Культурные кризисы и кризисы цивилизаций. Современные тенденции развития мировых культур. 
Основные термины: культура, природа, искусство, миф, субкультуры, общности, общество, социальные связи, самоидентификация, цивилизация, формация 
ТЕМА 19. Философия истории 
Человек и исторический процесс: индивид и масса. Проблема закономерности исторического процесса и его движущих сил, их понимание в формационной и цивилизационной концепции общественного развития. Представление о смысле истории. 
Циклические и линеарные модели истории и их взаимодействие. Проблема направленности исторического развития: прогресс и его критерии. 
Современное состояние общества и его генезис. Современное представление о правах человека и легитимности как порождение европейской культуры. 
Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Историческая судьба России. 
Основные термины: исторический процесс, масса, индивид, законы исторического процесса, движущие силы истории, формация, цивилизация, прогресс, регресс, права человека, легитимность, глобальные проблемы современности




 

Темы семинаров

1. Место и роль философии в культуре 
2. Философия Древнего Востока 
3. Античная философия 
4. Средневековая философия 
5. Философия Возрождения и Нового Времени 
6. Философия Нового времени и Просвещения 
7. Немецкая классическая философия 
8. Русская философия 
9. Диалектический и исторический материализм 
10. Современная философия 
11. Основы гносеологии 
12. Философия и методология науки 
13. Основы онтологии 
14. Философские основания современного естествознания 
15. Бытие человека в мире и обществе 
16. Основы аксиологии 
17. Философия культуры 
18. Философия истории

http://www.umk.utmn.ru/img/disketa.gif "темы рефератов"1. Философия и наука

2. Философия и искусство

3. Философия и религия

4.Философия и миф

5.Философия Конфуция

6. Философия даосизма

7. Классические философской системы Индии (шесть школ)

8. Буддийская философия

9. Философия софистов

10. Философия Платона

11. Философия Аристотеля

12. Философия эллинизма

13. Философия Августина

14. Философия Дионисия Ареопагита

15. Философия Пьера Абеляра

16. Философия Фомы Аквинского

17. Философия Никколо Макиавелли

18. Философия итальянских гуманистов

19. Философия эмпиризма XVII в. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк)

20. Философия рационализма XVII в. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц)

21. Философия Д. Беркли

22. Философия Д. Юма

23. Философия французских материалистов XVIII в. (Д. Дидро, К. Гельвеций, Ж. Ламетри, П. Гольбах)

24. Философия Вольтера

25. Философия И. Канта

26. Философия Г. Фихте

27. Философия Й. Шеллинга

28. Философия Г. Гегеля

29. Философия славянофильства

30. Философия западничества

31. Философия Н. Я. Данилевского

32. Философия Н. А. Бердяева

33. Философия природы К. Маркса и Ф. Энгельса

34. Философия общества К. Маркса и Ф. Энгельса

35. Вклад В. И. Ленина в развитие марксистской философии

36. Европейский марксизм

37. Философия Ф. Ницше

38. Философия концепция З. Фрейда

39. Философия структурализма

40. Философия экзистенциализма

41. Концепции истины в истории философии

42. Субъект и объект познания

43. Герменевтика и феноменология о познании

44. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности

45. Критерии научности

46. Роль и место науки в общества

47. Диалектика

48. Классификация наук

49. Онтологические концепции в философии (вопрос о первичности)

50. Категория материи

51. Пространство и время

52. Феномен человеческого сознания

53. Кризис естествознания в конце XIX – начале XX вв.

54. Современное понимание причинности

55. Синергетика

56.Концептуальные парадигмы современных наук

57. Человек как особый род сущего

58. Концепции антропогенеза

59. Смысл человеческой жизни

60.Феномен пола в философии

61.Мораль и нравственность

62.Нравственные ценности и моральные нормы

63.Проблема обоснования морали

64.Эстетические ценности

65.Проблема происхождения культуры

66.Понятие общества

67.Философская концепция О. Шпенглера

68.Философская концепция А. Тойнби

69.Проблема закономерности исторического процесса

70.Формационная и цивилизационная модели истории

71.Культурологическая концепция С. Хантингтона

72.Историческая судьба России

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины \"Философия\" iconРабочая программа дисциплины философия степень выпускника бакалавр...
...
Программа дисциплины \"Философия\" iconРабочая программа дисциплины Философия
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Философия»
Программа дисциплины \"Философия\" icon1. Философское понимание бытия и материи
Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,...
Программа дисциплины \"Философия\" icon1. Философское понимание бытия и материи
Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,...
Программа дисциплины \"Философия\" iconРабочая программа дисциплины Философия Специальность 020501 Биоинженерия...
Данная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами «История», «Социология», «Биоэтика». Для освоения...
Программа дисциплины \"Философия\" iconРабочая программа философия код дисциплины по учебному плану б2 «Философия»...
В результате изучения дисциплины, студент должен обладать следующими общекультурными (ОК) компетенциями
Программа дисциплины \"Философия\" iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...
Программа дисциплины \"Философия\" iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...
Программа дисциплины \"Философия\" iconРабочая программа учебной дисциплины «Человек в философии и культуре» для специальностей
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом направления "Философия" специальности "Философия"....
Программа дисциплины \"Философия\" iconПрограмма дисциплины Философия Индии для направления 030100. 62 Философия...
Программа дисциплины Философия Индии для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра
Программа дисциплины \"Философия\" iconПрограмма дисциплины «Русская философия XIX-XX веков» для направления 030100. 62 «Философия»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Программа дисциплины \"Философия\" iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Философия»
Умк по дисциплине «философия» для студентов 2 курса по специальности: 070601. 65 «Дизайн» специализация Графический дизайн соответствует...
Программа дисциплины \"Философия\" iconРабочая программа учебной дисциплины «философия» по направлению подготовки...
Дзема А. И. Рабочая программа учебной дисциплины «Философия». – Новороссийск: нф мгэи, 2013. – 38 с
Программа дисциплины \"Философия\" iconФилософия
Философия: рабочая программа дисциплины для студентов очной, и очно-заочной (вечерней) обучения всех специальностей. Брянск: бгту,...
Программа дисциплины \"Философия\" iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 5 рабочая программа учебной дисциплины «Философия»
Дисциплина «Философия» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла
Программа дисциплины \"Философия\" iconРабочая программа дисциплины Педагогика Направление подготовки 030100...
Дисциплина «Педагогика» адресована студентам-бакалаврам, обучающимся по направлению «Философия», и входит в состав базовой части...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск