Скачать 0.52 Mb.
|
Утверждаю Ректор университета __________________А.В.Лагерев «____»____________2007 г. ФИЛОСОФИЯ Рабочая программа дисциплины для студентов очной, и очно-заочной (вечерней) форм обучения всех специальностей Брянск 2007 УДК 1 (091) Философия: рабочая программа дисциплины для студентов очной, и очно-заочной (вечерней) обучения всех специальностей. - Брянск: БГТУ, 2007. - 40 с. Разработал: А.Ф. Степанищев доктор философских наук, профессор Рекомендовано кафедрой «Философия и история» БГТУ (протокол № 2 от 15 02.07г.) ВВЕДЕНИЕ Философия - сложный, целостный, социальный феномен, основные грани которого следующие: Философия - наука о наиболее общих и общих законах развития природы, общества, духовного мира человека и процесса познания. Если же иметь в виду, что в классической и неклассической философии есть множество ненаучных течений и школ (религиозные, идеалистические и др.), то в более общем виде философия выступает как один из основных видов познания (наряду с мифологическим, религиозным, обыденным художественным, научным и эзотерическим), характерной особенностью которого являются целостное видение мира, а также доказательность собственных положений и выводов. Естественно при этом, что все ненаучные течения философии, тем не менее, активно обращаются к науке как при постановке, так и в ходе обсуждения проблем. Философия - одна из форм общественного сознания. Категории философии являются универсалиями культуры, то есть какова культура, такова и философия. И чтобы понять культуру народа, следует знать его философию (равно как и для понимания философии нужно знать соответствующую культуру). Философия - одно из оснований мировоззрения человека (наряду с его духовными ценностями). Философия в силу своей специфики выступает в качестве наиболее общей методологии всех видов познания. Занимая такое место в духовной жизни общества и каждого человека, философия является основанием того, что Эпикур в свое время назвал «врачеванием души» и что сейчас имеет название логотерапии. Смысл данного явления в том, что развитие каждого человека требует от него постоянной корректировки видения мира и расстановки в нем ценностей. В критических для человека ситуациях этот процесс принимает нередко обостренные формы. Откуда, по-видимому, и следует соответствующее название. В свете приведенных характеристик философии видно, что она в своем развитии опирается на все виды познания. Но особое место при этом занимает наука. Вообще феномен науки как системы знания включает в себя три основных крупных подсистемы: научная философия, общенаучное знание (вероятностные и статистические методы, теория систем и соответствующие ей системно-структурный и структурно-функциональный анализ, теория информации, кибернетические и синергетические методы), частные науки (физика, химия, биология и др.). Ясно, что данные подсистемы тесно взаимосвязаны в своей структуре, функциях, развитии, саморегуляции и самоорганизации, что делает понятным основание той существенной роли, которую играет философия в научном познании, выполняя онтологическую, логическую, гносеологическую, методологическую и мировоззренческую функции. Все отмеченные грани обсуждаемого феномена указывают на актуальность изучения курса философии в техническом университете. Цель изучения курса философии состоит, в конечном счете, в формировании у будущих специалистов твердых теоретических знаний по наиболее важным философским проблемам, идеям и концепциям. Являясь элементом мировоззренческой и гуманитарной подготовки, эти знания должны оказать существенное влияние на формирование личностных качеств инженера, видение им проблем и перспектив развития общества и человека. С другой стороны, они будут способствовать более глубокому усвоению специальных дисциплин, изучаемых в университете. Задачи изучения курса философии определяются реализацией соответствующих требований Государственного стандарта высшего образования по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Студент, освоивший дисциплину «Философия», должен получить необходимую подготовку в следующих вопросах:
При этом студент должен знать:
Он также должен уметь:
1. ВИДЫ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЕЁ ПО СЕМЕСТРАМ
|
1. Философское понимание бытия и материи Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,... | 1. Философское понимание бытия и материи Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Философия, этика и религиоведение», по профилю «Онтология и теория познания» разработана профессорско-преподавательским составом... | Реферат по курсу «Философия» Философия Аристотеля Философия наука о всеобщем в мире и познании; наука о наиболее общих сторонах мира как целого | ||
Темы и вопросы семинарских занятий тема философия и наука в системе... Мамчур Е. А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. – М., 1997 | Программа дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»... | ||
Программа дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»... | Программа кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д.... | ||
Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство,... Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия | Программа итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Философия» «История зарубежной философии», «История русской философии», «Логика», «Онтология и теория познания», «Философия и методология науки»... | ||
Программа курса философии планы семинарских занятий Методические... Философия в системе культуры. Составные элементы культуры. Философия и мировоззрение. Философия и идеология. Генезис философии. От... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра... | ||
Пояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки» Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | Программа дисциплины «Русская философия XIX-XX веков» для направления 030100. 62 «Философия» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | ||
Репрезентация проблемы национального самосознания в русской классической... План: Определение философии. Соотношение философии и мировоззрения. Определение мировоззрения. Исторические типы мировоззрения (мифология,... | И. Б. Муравьев философия диалога Философия", профиль подготовки "социально-аксиологический", форма обучения – очная |