Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Ярославской области
Угличский индустриально-педагогический колледж
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.03 ИСТОРИЯ для специальности 050146 Преподавание в начальных классах Углич, 2011 г.
УТВЕРЖДАЮ:
_______________Т.М. Смирнова
Заместитель директора
по учебной работе Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 050146 Преподавание в начальных классах и 050141 Физическая культура.
Организация-разработчик: ГОУ СПО ЯО Угличский индустриально-педагогический колледж Разработчик: Куницын Игорь Александрович, преподаватель методической цикловой комиссии социально-экономических и гуманитарных дисциплин
Содержание
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 050146 Преподавание в начальных классах и 050141 Физическая культура углубленной подготовки. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
ОГСЭ.00: Общий гуманитарный и социально-экономический цикл;
ОГСЭ.03 История 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и в мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI века;
основные процессы (интеграционные, политкультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальная учебная нагрузка - 90 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка - 60 часов;
самостоятельная работа - 30 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
| 90
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
| 60
| в том числе:
|
|
| лабораторные занятия
|
|
| практические занятия (семинары)
|
| 8
| контрольные работы
|
|
| курсовая работа (проект)
|
| Не предусмот-рено
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
| 30
| в том числе:
|
|
| самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
|
| Не предусмот-
рено
| Систематическая проработка конспектов занятий, их дополнение, изучение учебной литературы по предлагаемым темам, по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, состваленных преподавателем.
Составление рефератов на темы «Экономические реформы 90-х», «Народы и регионы России после распада СССР», «Геополитика: Россия и США», «Результаты внешней политики России в 90-е годы», «Россия и СНГ: динамика отношений в конце ХХ начале ХХI века», «Россия в современном мире» (социально-экономический, социально-политический, социокультурный аспекты) и др.– по выбору
Подготовка презентаций « Российская культура в 90-е годы ХХ года»
|
| 20
6
4
|
| Итоговая аттестация в форме экзамена
|
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
| Объем часов
| Уровень освоения
| Раздел 1.
| У истоков Российской государственности
| 47
|
| Тема 1.1.
Распад СССР
| Содержание учебного материала
|
2
2
| 1
| Крах политики перестройки
| 2
| 2
| Причины распада, объективные и субъективные факторы, последствия.
| Самостоятельная работа обучающихся: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы по изучаемой теме
| 2
|
| Тема 1.2.
Российская экономика на пути к рынку
| Содержание учебного материала
|
2
1
1
1
2
1
| 1
| От советской экономической системы к рынку
| 2
| 2
| «Шоковая терапия»
| 3
| Приватизация
| 4
| Первые результаты экономических реформ
| 5
| Финансовый кризис 1998 года и его последствия
| 6
| Россия в мировой экономике
| Самостоятельная работа обучающихся: Систематичекая проработка конспектов занятий, учебной литературы по изучаемой теме; подготовка рефератов на тему «Экономические реформы 90-х»»
| 3
|
| Тема 1.3.
Политическая жизнь России в 90-е годы ХХ века
| Содержание учебного материала
|
2
2
1
1
2
1
1
| 1
| Политический кризис 1993 года
| 2
| 2
| Конституция 1993 года
| 3
| Российский парламентаризм
| 4
| Президентские выборы 1996 года
| 5
| Чеченский кризис
| 6
| Становление Российской государственности: флаг, герб, гимн
| 7
| Результаты федеративного строительства России
| Практическое занятие: Результаты федеративного строительства России
| 2
| 3
| Самостоятельная работа обучающихся: Систематичекая проработка конспектов занятий, учебной литературы по изучаемой теме; подготовка рефератов на тему «Народы и регионы России после распада СССР»
| 5
|
| Тема 1.4
Духовная жизнь России в 90-е годы ХХ века
| Содержание учебного материала
|
1
1
2
1
1
| 1
| Исторические условия развития культуры
| 2
| 2
| Литература, кино, музыка, театр
| 3
| СМИ
| 4
| Религия в современной России
| 5
| Особенности духовной жизни России в конце ХХ века
| Практическое занятие: Внутренняя политика России в 90-е годы ХХ века
| 2
| 3
| Самостоятельная работа обучающихся: Систематичекая проработка конспектов занятий, учебной литературы по изучаемой теме; подготовка презентаций на тему « Российская культура в 90-е годы ХХ года»
| 5
|
| Раздел 2.
| Геополитическое положение и внешняя политика России в конце ХХ - начале ХХI века
| 43
| Тема 2.1.
Положение России в мире
| Содержание учебного материала
|
2
1
1
| 1
| Россия в мировых интеграционных процессах
| 2
| 2
| Интеграция России в западное пространство
| 3
| Место России в международных отношениях
| Самостоятельная работа обучающихся: Систематичекая проработка конспектов занятий, учебной литературы по изучаемой теме, подготовка рефератов по теме «Геополитика: Россия и США», «Результаты внешней политики России в 90-е годы»
| 3
|
| Тема 2.2.
Россия и ближнее зарубежье
| Содержание учебного материала
|
2
1
1
2
1
| 1
| Россия – СНГ
| 2
| 2
| Страны Балтии
| 3
| Украина , Белоруссия
| 4
| Закавказье
| 5
| Страны центральной Азии
| Практическое занятие: Образ России в учебниках стран ближнего зарубежья.
| 2
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся: Систематичекая проработка конспектов занятий, учебной литературы по изучаемой теме, подготовка рефератов по теме «Россия и СНГ: динамика отношений в конце ХХ начале ХХI века»
| 4
|
| Тема 2.3.
Россия между Западом и Востоком
| Содержание учебного материала
|
2
2
2
| 1
| Россия и США
| 2
| 2
| Россия и Запад
| 3
| Россия и Восток
| Практическое занятие: Внешняя политика Росси на рубеже веков: плюсы и минусы
| 2
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся: Систематичекая проработка конспектов занятий, учебной литературы по изучаемой теме, подготовка рефератов по теме «Россия и СНГ: динамика отношений в конце ХХ начале ХХI века»
| 4
|
| Тема 2.4
Россия в начале XXI века
| Содержание учебного материала
|
2
2
2
1
| 1
| Социально-экономическое развитие России в 2000-е годы
| 2
| 2
| Социально-политическое развитие России в 2000-е годы
| 3
| Борьба с терроризмом. «Чеченская» проблема
| 4
| Внешняя политика России в 2000-е годы
|
| Самостоятельная работа обучающихся: Систематичекая проработка конспектов занятий, учебной литературы по изучаемой теме, подготовка рефератов по теме «Россия в современном мире» (социально-экономический, социально-политический, социокультурный аспекты) – по выбору
| 4
|
| Всего:
| 90 часов
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
набор исторических карт, таблиц, медиатека.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением,
мультимедиапроектор, сканер, принтер;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Артемов В.В. История: учебник. – М.: Академия, 2009.
Самыгин П.С. История: учебник для СПО. – М.: Феникс, 2009.
История России: Учебник для студ. вузов (А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина). – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2007.
Дополнительные источники:
Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история (базовый и профильный уровни) 10-11 класс.
Сахаров А.Н., Буганов В.И.; Буганов В.И., Зырянов П.Н. / Под ред. Сахарова А.Н. История России (профильный уровень).
Загладин Н.В., Симония Н.А. История (базовый уровень),10-11 класс.
Интернет-ресурсы:
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего опроса, тестирования, а также экспертной оценки выполнения обучающимися самостоятельной работы в виде подготовки рефератов, презентаций и работы с учебной литературой., а так же выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. По итогам обучения дисциплины – дифференцированный зачет.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| Освоенные умения:
|
| ориентироваться в современной экономической , политической и культурной ситуации в России и в мире;
| Фронтальный, письменный и индивидуальный опрос,
тестирование
| выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
| Фронтальный, письменный и индивидуальный опрос,
Тестирование
Экспертная оценка выполнения самостоятельной работы
| Усвоенные знания :
|
| основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков ( XX и XXI вв.);
| Фронтальный, письменный и индивидуальный опрос,
Тестирование
Экспертная оценка выполнения самостоятельной работы
Экспертная оценка работы на семинарских занятиях
| сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI века.
| Фронтальный и индивидуальный опрос,
Тестирование
Экспертная оценка выполнения самостоятельной работы
| основные процессы (интеграционные, политкультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира.
| Фронтальный и индивидуальный опрос,
Тестирование
Экспертная оценка выполнения самостоятельной работы
Экспертная оценка работы на семинарских занятиях
|
|