Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/27
Дата публикации19.12.2013
Размер2.35 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК»
1.ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА: ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ

История экономики зародилась в середине XIX в., выделившись из политической экономии. У истоков истории экономики стояли А. Тойнби и Дж. Эшли в Англии, К. Бюхер, М. Вебер и В. Зомбарт в Германии, М. Ковалевский и Д. Виноградов в России. В различных странах эта наука называлась и продолжает называться по-разному. В России предпочитают наименование «история экономики». Экономисты стран Западной Европы, США отдают предпочтение названию «экономическая история».

История экономики – это наука, изучающая экономическую жизнь людей во всем ее многообразии с древнейших времен до наших дней. Объектом анализа являются экономические модели организации хозяйственной деятельности человека. Факты истории экономики дополняются представлениями о закономерностях экономического развития.

Немецкий ученый, один из основоположников историко-экономической науки и основателей немецкой исторической школы Ф. Лист выделил пять стадий в истории экономики: 1) дикости; 2) пастушескую; 3) земледельческую; 4) земледельческо-мануфактурную; 5) земледельческо-мануфактурно-коммерческую.

Б. Гильдебрандт, последователь Ф. Листа, выделял периоды развития экономики по способу обмена продукции: 1) естественное хозяйство; 2) денежное хозяйство; 3) кредитное хозяйство.

К. Бюхер по критерию интенсивности обмена выделил в истории экономики три периода: 1) замкнутое домашнее хозяйство (хозяйство без обмена); 2) городское хозяйство (непосредственный обмен товарами); 3) народное хозяйство (товары проходят несколько актов обмена еще в стадии производства, прежде чем доходят до потребителя).

П. Маслов на основе представлений о том, что переход от одной стадии развития к другой происходит в результате исчерпания возможностей дальнейшего экстенсивного развития, выделял пять этапов в истории экономики: 1) изолированное хозяйство; 2) общинное хозяйство (начало зарождения ремесла); 3) районное хозяйство (расширение обмена между городом и деревней); 4) национальное хозяйство (появление мануфактур); 5) мировое хозяйство (господство фабрик).
 СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ

По определению американского экономиста С. Кузнеца, современный экономический рост представляет собой развитие, при котором долгосрочные темпы роста производства устойчиво превышают темпы роста населения. Современный экономический рост обусловлен самоподдерживающейся эволюцией технологий, обеспечивающей рост производительности труда.

В 50-70-е годы XX в. в социологии оформилась теория постиндустриального общества, разделившая историю человечества на три этапа: 1) доиндустриальный (аграрный); 2) индустриальный; 3) постиндустриальный.

Согласно американским ученым Д. Беллу и А. Тофлеру, индустриальное общество отличается от доиндустриального и постиндустриального по доминирующему типу ресурсов, методу их использования, технологии, основанной на капитале, труде или знаниях, по характеру отношения человека к окружающему миру и другим людям.

Индустриальное общество основывается на распространении машин, заменяющих труд человека; его становление знаменуется развитием промышленности, которая становится ведущим сектором экономики. Начало становления индустриального общества в наиболее развитых странах относится к периоду между 20-ми и 70-ми годами XVIII в. Для индустриального развития экономическим важнейшим ресурсом был капитал, так как рост производительности труда достигался за счет увеличения капиталоемкости производства. Индустриальное общество называют капитализмом.

Постиндустриальное общество основывается на распространении много более эффективных автоматических машин, заменяющих машины, непосредственно управляемые человеком, и информационных технологий; его становление сопровождается развитием сферы услуг, которая становится ведущим сектором экономики. Ведущими экономическими ресурсами становятся человеческий капитал и новые технологии. Рост производительности достигается при одновременном снижении капиталоемкости и энергоемкости производства. Постиндустриальное общество часто называют информационным. Начало становления постиндустриального общества в развитых странах относится к периоду между 20-ми и 70-ми годами)(Х в. В XX в. постиндустриальное развитие охватило большинство стран мира.




НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

В настоящее время в историко-экономической науке сложились две школы, два центра. В США, а затем в Великобритании в 60-е годы XX в. сформировалась школа новой экономической истории. Эта школа, тесно связанная с экономической теорией и применением экономико-математических и количественных методов, исследует главным образом проблемы экономического роста и долговременные тенденции развития экономики. В ее рамках развивается «историческая экономика», изучающая воздействие различных факторов и элементов экономической системы на экономический рост.

В континентальной Европе особое место занимает зародившаяся в 20-е годы XX в. французская школа «новая историческая наука», или «школа Анналов». Ее создатели М. Блок и Л. Февр выдвинули новый принцип исторического исследования «история – проблема», пришедший на смену повествовательному описанию истории.

Задача истории экономики в системе образования состоит в расширении кругозора и формировании экономической культуры будущего экономиста. История экономики выполняет две важнейшие функции в процессе обучения: 1) на конкретных примерах помогает усваивать экономическую терминологию; 2) формирует экономическое мышление, придает ему реализм, историзм и масштабность.




2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО ХОЗЯЙСТВА

Первобытно-общинный строй – самый продолжительный период развития человечества. Первобытнообщинный строй характеризуется следующими признаками: 1) низким уровнем развития производительных сил, медленным их совершенствованием; 2) низким темпом развития общества; 3) коллективным присвоением природных ресурсов; 4) отсутствием частной собственности, классов и государства. Для всех первобытных обществ наиболее характерно то, что основной формой хозяйственной практики являлось присваивающее хозяйство, которое отличалось тем, что человек лишь пользовался природными ресурсами, не производя материальных благ.

Периодизация истории человечества сложна. Часто пользуются археологической схемой, в соответствии с которой история человечества делится на три этапа по типу материала, из которого изготавливали орудия труда: 1) каменный век: 3 млн лет тому назад – конец 3-го тыс. до н. э.; 2) бронзовый век: конец 3-го тыс. – 1-е тыс. до н. э.; 3) железный век: с 1 тыс. до н. э. Последние два этапа связаны с появлением первых государственных образований. Первобытное общество хронологически совпадает с каменным веком. В нем выделяют три периода: 1) палеолит (древний каменный век): 3 млн – 12 тыс. лет до н. э.; 2) мезолит (средний каменный век): 12-8 тыс. лет до н. э.; 3) неолит (новый каменный век): 8–3 тыс. лет до н. э.




ПАЛЕОЛИТ И МЕЗОЛИТ

Палеолит – первый период существования первобытнообщинного строя (3 млн – 12 тыс. лет до н. э.). Первыми формами хозяйственной деятельности были охота, рыболовство и собирательство. Важными чертами, отличающими предшественника человека от животного, явились развитие речи, а также умение изготавливать орудия труда. Первые каменные орудия появились около 2,5 млн лет назад. Это были камни с острыми краями и отщепы от них. Изготовитель этих орудий получил название «человек умелый».

Около 1 млн лет назад появился новый вид предчеловека – питекантроп, который научился делать более сложные орудия труда из камня. Со временем количество орудий возрастало. Около 250 тыс. лет назад питекантроп уступил «человеку разумному», который мало отличался от современного человека. В эпоху позднего палеолита на смену первобытному строю пришла родовая община, объединявшая людей одного рода. Она имела коллективную собственность и вела хозяйство на основе возрастного и полового разделения труда и простой кооперации труда.

В эпоху мезолита (12-8 тыс. лет до н. э.) началось во время завершения ледникового периода. Каменная техника была представлена микролитической техникой – миниатюрными орудиями труда из камня правильной геометрической формы. Для обработки дерева стали использовать каменный топор. Одно из важнейших достижений этой эпохи – изобретение лука, оружия для дальнего боя, позволило более успешно охотиться на зверей и птиц. Рыболовство велось при помощи гарпунов, острогов, вершей, сетей; использовались долбленые лодки. Появился морской зверобойный промысел. Началось одомашнивание животных.




НЕОЛИТ И РАЗРУШЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Неолит (8-3-е тыс. до н. э.) характеризуется завершением перехода к высшим формам присваивающего хозяйства и переходом к производящему хозяйству, основанному на производстве человеком материальных благ, необходимых для его жизни и деятельности.

В эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда на земледельческий и скотоводческий, что способствовало развитию обмена; второе общественное разделение труда – выделение ремесла из сельского хозяйства – содействовало индивидуализации труда, возникновению и развитию частной собственности.

Существенные изменения произошли в технике, формах производства и образе жизни. Освоение человеком новых территорий и более эффективное их использование носили радикальный характер и получили название «неолитической революции», которая заняла несколько тысячелетий.

Разделение труда способствовало развитию обмена, которое стимулировало совершенствование производительных сил. Переход к производящему хозяйству привел к заметному увеличению размеров общин, к возникновению территориальной общин – постоянных поселений, насчитывавших десятки, сотни жилых домов, включавших культовые сооружения, мастерские.

В 4-м тыс. до н. э. появились признаки исчерпания потенциала неолитической цивилизации. Каменные орудия были трудоемки в изготовлении и недостаточно надежны. Они не были способны удовлетворить разнообразные, усложнявшиеся потребности человека и общества.

Начался переход к очередному этапу – энеолиту (медно-каменному веку). В этот период преобладающими материалами стали металлы: сначала медь, золото, затем бронза, начиная с 1-го тыс. до н. э. – железо. Изобретение и освоение принципиально новых материалов (бронзы), технологий (системы орошаемого и плужного земледелия), усиление имущественного неравенства, зарождение частной собственности вели к возникновению классов и государства.

Разрушение первобытного общества в различных регионах мира происходило в разное время. Разнообразными были и модели дальнейшего хозяйственного развития. В конце 4-го тыс. до н. э. в Месопотамии, а затем в Египте возникли первые государства.




3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Отличительной чертой восточного типа хозяйства являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения. Государство сохранило общинную обязанность – вести общее хозяйство, превратив ее в государственную трудовую повинность. Трудовые повинности в пользу фараона имели огромное значение для экономики Древнего Египта. Государственные повинности распространялись на все население. Для Египта, как и для других «восточных обществ», для которых характерна высокая степень централизации экономики: централизованно распределялась значительная часть произведенного продукта; чиновники учитывали урожай и количество скота; общинники, работавшие на ирригационных и строительных объектах, получали инструмент и провиант от государства.

Восточные общества представляли собой общества с жесткой иерархией. Собственность и власть в Древнем Египте были слиты воедино. На вершине пирамиды находился фараон. Восточные общества дали миру первые писаные законы, регламентирующие экономические отношения.

Огосударствление экономики, тотальная регламентация общественной жизни, ее бюрократизация были связаны с важнейшей чертой египетского, восточного общества в целом – стремлением к стабильности и неизменности во всем: экономике, социально-культурной и политической жизни. Стремление к неизменности наложило отпечаток на развитие труда и человека в Древнем Египте. Экономика почти не развивалась, постоянно воспроизводя прежние формы. Такое положение в экономике называется стагнацией.




ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА

Начиная с VIII–III вв. до н. э. – периода создания самостоятельных городов-государств Древняя Греция стала классическим рабовладельческим обществом, основанным на военной демократии. Демократией этот строй называется потому, что верховным органом являлось народное собрание города, а военной потому, что народное собрание выбирало военного руководителя – вождя (василевса). В основе существования городов-государств лежала античная форма собственности, соединявшая в себе государственную и частную собственность. Город-государство как коллектив граждан обладал правом верховной собственности на землю. Собственниками земли могли быть только граждане города. Основной формой хозяйственной деятельности было земледелие. Средством расчетов стала монета со строго определенным весом, гарантированным государством, ее выпускавшим. Первые монеты появились в Греции в VII в. до н. э. Большой размах торговли привел к появлению зачатков банковских операций, которые осуществлялись менялами в каждом торговом городе.

История Древнего Рима началась в период с VIII по VI в. до н. э. созданием города-государства, она завершилась распадом огромной Римской империи в V в. до н. э.

Ведущей отраслью в Риме было земледелие. Экономическая структура села включала два типа хозяйства – рабовладельческое, обслуживаемое рабами, и крестьянский двор, на котором работали свободный земледелец и его семья. Земледельцы не могли конкурировать с крупным рабовладением и разорялись. Их земли рабовладельцы приращивали к своим владениям и создавали латифундии, на которых трудились тысячи рабов.

В VI–V вв. до н. э. в итальянских городах бурно развивались ремесло и торговля. Процветало производство бронзовых изделий и керамики, разнообразные виды строительства. В VI–III вв. до н. э. Италия становится центром торговли. Торговали предметами роскоши, металлическими изделиями, керамикой, хлебом, вином, оливковым маслом. Расширяющиеся размеры внутренней и внешней торговли вызвали появление денег. Первые монеты появились в конце V в. до н. э. Чеканились они из золота, серебра, бронзы. Существование различных денежных систем и монет способствовало зарождению меняльного дела. Менялы следили за денежным курсом, проверяли достоинство монет, проводили обмен денег и предоставляли ссуды.

Эволюция общественных отношений в Риме привела к возникновению классического рабства. Агрессивность Рима, его бесконечные и успешные войны способствовали обильному притоку рабов. Численность рабов все время возрастала и составила до 50 % населения Римской империи.




ЭКОНОМИКА ВИЗАНТИИ В IV–VII ВВ.

Римская империя в 395 г. распалась на две части. Восточная Римская империя – Византия просуществовала более тысячи лет, превратившись в одно из наиболее влиятельных государств средневековой Европы. Столицей стал город Константинополь, основанный на месте старинной греческой колонии Византии. В IV–VII вв. Византийская империя имела территориальные владения на трех континентах – в Европе, Азии и Африке и связывала Восток и Запад.

В Византии были распространены хлебопашество, садоводство, огородничество, виноградарство. Там занимались выращиванием оливковых деревьев и производством оливкового масла. В степных и высокогорных районах развивалось скотоводство. В VI в. появилось шелководство. Вырабатывались кожи, льняные и шерстяные ткани. Византия обладала богатыми природными ресурсами, в том числе строительным лесом, камнем, мрамором; залежами полезных ископаемых – золотом, серебром, железом, медью.

В IV–VI вв. в Византии господствовали рабовладельческие отношения. Но в империи сохранилась и получила распространение свободная крестьянская община. Характерной особенностью аграрного строя Византии являлось длительное сохранение полной и безусловной собственности на землю крупными собственниками и крестьянами. Однако крупное землевладение развивалось медленнее, чем на Западе.

В ранний период Византия обгоняла Запад по уровню развития городского ремесла и торговли. Большим успехом Византии стало раскрытие секрета производства шелка, тайна которого веками оберегалась в Китае. Высокого уровня достигло строительное дело.

По своей политической структуре Византия представляла самодержавную монархию. Император мог казнить подданных и конфисковать их имущество, назначать и смещать должностных лиц, издавать законы. Он был высшим судьей, руководил внешней политикой и командовал армией.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск